О включении сведений об И. в предание о св. Лаврентии не позднее кон. IV в. свидетельствуют неск. иконографических памятников. На рельефе мраморного саркофага кон. IV в. в г. Апт (Франция) изображен Христос с И. и Сикстом II. Позолоченные изображения мучеников Сикста, Лаврентия и И. сохранились на стеклянных дисках, к-рые в IV-V вв. изготавливались в Риме для нужд паломников. Наиболее ранний сохранившийся лит. памятник лаврентиевского цикла на лат. языке - Мученичество святых Сикста, Лаврентия и Ипполита (Passio Vetus - BHL, N 7811-7812). Оно было составлено, по мнению Дж. Веррандо и Э. Фольери, в 1-й пол. V в. Согласно Мученичеству, в начале гонения имп. Деция (249-251) Римский еп. Сикст передал церковную казну архидиак. Лаврентию. После казни Сикста Деций приказал Лаврентию выдать сокровища. Тот попросил отсрочки в 2 дня и был передан под стражу И., начальнику воинов (dux). Увидев, что Лаврентий намеревается раздать деньги нищим, И. попытался воспрепятствовать этому, однако Лаврентий предложил ему более ценное сокровище - веру во Христа и в подтверждение своих слов исцелил слепых нищих. После этого И. стал христианином. На следующий день он сообщил Децию, что Лаврентий пришел ко дворцу с толпой нищих и просил впустить его, чтобы отдать церковную казну. Представ перед императором, Лаврентий указал на нищих и назвал их непреходящим сокровищем Церкви. Разгневанный император передал мученика префекту Рима Валериану для пыток и казни. И. похоронил останки Лаврентия и на 3-й день явился во дворец. Он исповедал веру во Христа, за что был немедленно подвергнут пыткам. По приказу императора его вывели за город и казнили, привязав за ноги к диким коням. Христиане похитили останки И. и 13 авг. похоронили «в усыпальнице, что рядом с преторианским полем». В греч. агиографической традиции также существуют произведения о мучениках Лаврентии, Сиксте и И. (BHG, N 976-978b), к-рые в основном остаются неопубликованными. В Императорском Минологии («Царской Минее») 1034-1041 гг., изданном В. В. Латышевым, под 10 авг. содержится Мученичество этих святых (BHG, N 977e; Latyšev. Menol. T. 2. P. 263-266), отличающееся от латинского нек-рыми деталями: И. назван трибуном, о префекте Валериане не упоминается. В кратком сказании о мучениках, которое содержится в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), сообщается о трибуне Каллинике, уверовавшем во Христа после того, как Лаврентий исцелил больных в темнице. Об И., который не назван ни трибуном, ни воином, рассказывается только, что он похоронил тело Лаврентия и претерпел мученическую кончину (SynCP. Col. 881-882).

http://pravenc.ru/text/673789.html

Ист.: BHG, N 995-996; BHL, N 4992-5003; Joanne G., de. Acta Sincera Sanctae Luciae. Panormi, 1758. P. 35-59; Beaugrand A. Sainte Lucie, vierge et martire de Syracuse. P., 1882. P. LXI-LXIV, CIX-CXII; Barreca C. Santa Lucia di Siracusa. R., 1902. P. 11-28; SynCP. Col. 306; Пападопуло-Керамевс А. И. Varia Graeca sacra: Сб. греч. неизданных богословских текстов IV-XV вв. СПб., 1909. С. 80-101. (ЗИФФ; 95); Halkin F. Une Passion grecque abrégée de St. Lucie//Classica et Mediaevalia. Cph., 1956. Vol. 17: Mélanges Carsten Hoeg. P. 71-74; idem. La Passion de Sainte Lucie dans un manuscrit de l " Académie à Léningrad//Byzantino-Sicula. Palermo, 1975. Т. 2. P. 289-294; Costanza S. Un martyrion inedito di S. Lucia di Siracusa//Archivio Storico Siracusano. 1957. Vol. 3. Р. 5-53; Martirio di S. Lucia. Vita di S. Marina/Testi greci e trad. G. Rossi Taibbi. Palermo, 1959. P. 50-70; ЖСв. Дек. С. 256-275. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 383; Т. 3. С. 504-505; Amore A. Lucia, santa, martire di Siracusa//BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 241-252; Brusa L. La tradizione del martirio di S. Lucia di Siracusa//Archivio Storico Siracusano. 1957. Vol. 3. P. 97-99; Scorza Barcellona F. Lucia, v. Syrakus//LexMA. 1999. Bd. 5. Sp. 2158; Αγαθγγελος, π. Θαναρου, Μαλτζου Χ., Μορνι Ε. Ιερ λεψανα Αγων τς καθ μς Ανατολς στ Βενετα. Αθνα, 2005. Σ. 241-248; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2005. τ. 4: Δεκμβριος. Σ. 140-141; Stelladoro M. Lucia la martire. Mil., 2010. О. В. Л. Иконография В руководстве для иконописцев 1910 г. отмечено, что изображать святую надо молодой, «типом римлянка», в богатой одежде - 2 туниках, длинной и короткой, с препоясанием. На свитке в руке следовало помещать изречение: «Аще ты хощеши вещь благоприятную Богу сотворити, даждь Ему то, еже сама тебе употребити можеши, умирая бо ничеможе можеши употребити» - или: «Жертва жива, якоже и вера чиста и нескверна пред Богом и Отцем, сия есть еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 103).

http://pravenc.ru/text/2110869.html

Кроме зап. мартирологов память А. указывается в ряде греч. календарей к-польского происхождения: Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. P. 348), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 556) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 835). О почитании А. на Руси свидетельствуют упоминания его в древнейших рукописях: наличие памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 283) и службы в Минее XII в. (РГАДА. Син. тип. 122. Л. 105об.- 108). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод 1-й редакции нестишного Пролога, в к-рую была включена память А. без жития (РГАДА. Син. тип. 177. Л. 82об., нач. XIV в.). 2-я редакция, сформировавшаяся не позднее нач. XIII в., уже содержит краткое житие А. Стих А. находится в составе Стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в. сербами на Афоне (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). В ВМЧ помещены под 22 июля пространное житие А., под 23 июля проложное житие и стих ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 324-325 (2-я паг.)). Гимнография. В греч. рукописях визант. периода (Ταμεον. Ν 781. Σ. 252) сохранился канон А. 4-го гласа без акростиха, созданный Георгием, имя к-рого вписано в богородичны; нач.: «Το παναγου περλμπουσα χρις» (греч.- Всесвятого, пресияющего благодатью). Др. канон написан на рубеже X-XI вв. Варфоломеем Младшим в Гроттаферратском мон-ре ( Мурьянов. С. 131-135). В печатных богослужебных книгах рус. и греч. Церквей последование А. отсутствует. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναον. Ιολιος. Σ. 206). Ист.: BHG, N 2038; Petrus Chrysologus. Sermo 128//PL. 52. Col. 552-555; Gregorius Magnus. Ep. ad Castorius//PL. 77. Col. 845; Agnellus. Liber pontificalis Ecclesiae Ravennatis//MGH. Scr. Lang. P. 280, 322, 329, 352; ActaSS. Iul. Т. 5. P. 328-350; BHL, N 101. Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 2. P. 102, 518; Zattoni G. La data della «Passio S. Apollinaris» di Ravenna. Torino, 1904; Savio. Lombardia. T. 1; Bodet M. Apollinaire (1)// DHGE. T. 3. Col. 957-959; Will E. St. Apollinaire de Ravenne. P., 1936; Мурьянов М. Ф. К истории культурных связей Древней Руси по данным календаря Остромирова Евангелия//Древнейшие государства на территории СССР. Мат-лы и исслед. 1982. М., 1984. С. 130-135.

http://pravenc.ru/text/75622.html

По наблюдениям Эвьё, на протяжении веков читателей писем И. П. привлекали различные темы. Так, в рукописях IX-XIII вв. преобладают выдержки богословского и экзегетического характера, в рукописях XIV в.- аскетического характера, в рукописях XVI в.- отрывки, касающиеся литургии, Крещения и Евхаристии ( Évieux. 1995. P. 372). Соч.: CPG, N 5557-5558; PG. 65. Col. 220-224; PG. 78. Col. 177-1645; Lettres/Ed. P. Évieux. P., 1997. Vol. 1: Lettres, 1214-1413. (SC; 422); 2000. Vol. 2: Lettres, 1414-1700. (SC; 454); рус. пер.: Творения. М., 1859. Ч. 1. Кн. 3: Письма 1-427=Ep. I 1-427; Кн. 4: Письма 428-710=Ep. I 428-500, II 1-210. (ТСОРП; 34). 1860. Ч. 2. Кн. 1: Письма 1-299=Ep. II 211-300, III 1-209; Кн. 2: Письма 300-599=Ep. III 210-413, IV 1-97. (ТСОРП; 35). Ч. 3. Кн. 3: Письма 1-296=Ep. IV 98-230, V 1-164; Кн. 4: Письма 297-701=Ep. V 165-569. (ТСОРП; 36); Письма. М., 2000-2001р. 2 т. Ист.: ActaSS. Febr. 1658. T. 1. P. 468-469, 480-483; SynCP. 1902. P. 441-443; Severus, patriarch of Antioch. The Sixth Book of the Select Letters of Severus, Patriarch of Antioch, in the Syriac Version of Athanasius of Nisibis/Ed. E. W. Brooks. L., 1902. T. 1: Textus. P. 284; 1904. T. 2: Transl. P. 251-253; Peeters P. Le martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 129-201; Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 1928. P. 35-37; Smith M. An Unpublished Life of St. Isidor of Pelusium//Eucharisterion: Mélanges A. S. Alevizatos. Athens, 1958. P. 429-438; Les apophtegmes des Pères du désert: série alphabétique/Trad. J. C. Cuy. Bégrolles-en-Mauges, 1968. P. 136; Les Sentences des Pères du désert: Coll. alphabétique/Éd. L. Regnault. Sablé sur Sarthe, 1981. P. 138-139. Лит.: Pezold E. A. Dissertatio inauguralis de Isidoro Pelusiota et eius epistolis, quas maximam partem esse fictitias demonstratur. Gött., 1737; Niemeyer H.-A. De Isidori Pelusiotae vita, scriptis et doctrina commentatio historica theologica. Halle, 1825; Idem//PG. 78. Col. 9-102; [ Аноним]. О письмах св. Исидора Пелусиота//ХЧ. 1826.

http://pravenc.ru/text/674914.html

Тимофея в Эфесе сообщается, что он после гибели ап. Павла был учеником И. Б. (SynCP. Col. 411). В синаксарном Житии мц. Ермионии, дочери ап. Филиппа (SynCP. Col. 14), говорится, что она отправилась с сестрой в Эфес поклониться И. Б., но нашла его уже преставившимся. Учеником И. Б. называется также сщмч. Евтихий (SynCP. Col. 715). В SynCP под 22 июля (Col. 834) сообщается, что после Вознесения равноап. Мария Магдалина переселилась в Эфес к И. Б., где после смерти ее погребли перед входом в пещеру Семи отроков. С зап. стороны храма ап. Иоанна в Эфесе на горе Ливат образуется комплекс почитаемых гробниц др. святых и лиц, связанных с апостолом (SynCP. Col. 664): ап. Тимофея, Марии Магдалины и Семи отроков на горе Хилетон, мц. Ермионии на одной из соседних гор, святых диак. Филиппа, мч. Адавкта, его дочери Каллисфены, мучеников-епископов Аристона, Аристовула и пустынника Павла поблизости. Согласно древнейшей редакции «Чуда архангела Михаила в Хонех» ( Bonnet M. Narratio de miraculo a Micaele Archangelo Chonis patrato//AnBoll. 1889. Vol. 8. P. 289-293), И. Б. предсказал возникновение храма арх. Михаила в Херотопе, близ г. Колоссы (позднее Хоны); после ухода апостолов Варфоломея, Филиппа и И. Б. (такая последовательность возникла под влиянием «Деяний Филиппа») в этом месте забил источник целебной воды. В SynCP под 3 дек. (Col. 275) говорится о прор. Софонии: «Был же он похож на Иоанна Богослова, с небольшой округлой бородой». Относительно пророка Амоса (SynCP. Col. 750) отмечается, что у него была «заостренная борода, подобно евангелисту Иоанну»,- может быть, здесь произошла путаница со свт. Иоанном Златоустом . А. Ю. Виноградов, А. А. Королёв Почитание на православном Востоке Базилика во имя ап. Иоанна Богослова в Эфесе, Турция. Между 548 и 565 гг. Базилика во имя ап. Иоанна Богослова в Эфесе, Турция. Между 548 и 565 гг. В совр. календарях Греческих Церквей и РПЦ 26 сент. отмечается преставление И. Б. Праздник 8 мая связан с исхождением от гробницы И. Б. в Эфесе некоего целебного праха (κνις), о к-ром упоминают визант.

http://pravenc.ru/text/469832.html

На основании различия между описанием подвига П. А. у Евсевия и в лат. Актах Л. С. Тиймон высказывал предположение о том, что в Актах и кн. «О палестинских мучениках» говорится о 2 различных святых (см.: Tillemont. Mémoires. T. 6. P. 748-750), однако уже И. С. Ассемани доказал, что в действительности речь идет об одном святом (см.: Assemani. Calendaria. T. 6. P. 58-62). В издании Acta Sanctorum П. А. ошибочно отождествляется также со святым IX в. прп. Петром Атройским (пам. 13 сент.; пам. греч. 3 янв.) на основании совпадений имени и даты лат. памяти П. А. с датой греч. памяти прп. Петра Атройского. Почитание В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) память П. А. указана дважды - под 11 янв. (здесь мученик именуется Петром Авселамом (Αυσελμος), сообщается, что он был казнен по приказу архонта Элевтеропольского; SynCP. Col. 386) и под 15 окт. (назван Петром Авессаломом (Αβεσσαλμ), рассказывается, что он был сожжен заживо в 6-й год гонений Диоклетиана и Максимиана; SynCP. Col. 141-142). По-видимому, составители Синаксаря подразумевали, что речь идет о различных святых. В рукописном визант. стишном Синаксаре XIV в. (Paris. gr. 1582) память П. А. также встречается дважды и под различными именами: 12 янв.- под именем Петра Авесаламита (Αβεσαλαμτης; SynCP. Col. 385-386), 14 окт.- Авселама (SynCP. Col. 137-138). Под 15 окт. указана память П. А. в рукописном Синаксаре XII в. (Paris. gr. 1589); здесь П. А. назван Петром Авессаломом, но сказание повторяет изложение Синаксаря К-польской ц. под 15 окт. (SynCP. Col. 139-140). Очевидно, в результате ошибки переписчика под той же датой в ином Синаксаре XII в. (сохр. также в составе ркп. Paris. gr. 1589) вместо памяти П. А. указана память 2 святых - «мучеников Петра и Авселама» (см.: SynCP. Col. 139-140). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) память П. А. указана 11 янв. и сопровождается кратким сказанием, в к-ром сообщается, что П. А. был схвачен за открытую проповедь Христа и сожжен заживо за отказ принести жертву идолам; во время казни мученик молился за всю вселенную и за мир св. Церквей (PG. 117. Col. 96-97).

http://pravenc.ru/text/2580366.html

Х в.- SynCP. Col. 564) или под 28 марта (Минологий имп. Василия II, кон. X - нач. XI в.- PG. 117. Col. 373; Синаксарь Paris. gr. 1617, 1071 г., и др.). В кратком синаксарном сказании говорится, что И. последовал за апостолами и служил им, а затем был рукоположен во епископа Нов. Патр (ныне Ипати, ном Фтиотида, Греция). И. обратил мн. язычников ко Христу, тогда иудеи, позавидовав ему, восстали против него вместе с идолослужителями. Вначале они сильно избили И. камнями и палками, а затем закололи мечом. Также И. упоминается под 8 апр. (в некоторых рукописях - под 7 апр.) в Синаксаре К-польской ц. вместе с др. апостолами от 70 Агавом и Руфом и называется епископом Патр в Ахайе (SynCP. Col. 591). В нек-рых др. визант. Синаксарях помимо Агава и Руфа также добавлены Флегонт , Ерма и др. (Paris. gr. 1587, XII в.; Paris. Coislin. 309, XIV в.); в них И. назван епископом Нов. Патр. В визант. Синаксарях в Соборе апостолов под 30 июня И. снова упомянут как епископ Патр (SynCP. Col. 786). В Патмосском Минологии (Patm. 254, X-XI вв.) краткое Житие И., Агава и Руфа помещено под 28 апр. (BHG, N 2174). В апостольских списках Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея упоминается также апостол по имени Родион (Ρωδων), ученик ап. Петра, обезглавленный в Риме при имп. Нероне вместе с ап. Олимпом ; при этом у Псевдо-Епифания указано, что о нем говорится у ап. Павла ( Epiphanius. Index discipulorum [Sp.] 45//Prophetarum vitae fabulosae/Ed. T. Schermann. Lpz., 1907. P. 122; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei) 19//Ibid. P. 138). В визант. Синаксарях память Родиона (Ροδων), Олимпа, Сосипатра , Тертия , Ераста и Кварта обозначена под 10 нояб. (SynCP. Col. 209); он также включен в Собор 70 апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 788). Однако, поскольку в НЗ упоминается только И. и нет ап. Родиона, в поздней агиографической традиции эти апостолы были отождествлены. В «Книге житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского , в сказании об апостолах И., Агаве, Руфе, Асинкрите, Флегонте и Ермии (8 апр.) совмещены тексты биографий И.

http://pravenc.ru/text/674095.html

их список в кн.: Голубинский. 1903. С. 379-381). Офиц. титул визант. императора как лица, выполняющего исключительные функции по защите Церкви и помазанного на царство церковной иерархией, содержал эпитет γιος (святой), однако само по себе это не означало, что после своей смерти имя императора автоматически вносилось в месяцеслов для всеобщего почитания. При решении вопроса о причислении императора к лику святых учитывались те же критерии, что и при прославлении любого др. святого (чистота православия, заслуги перед Церковью, добродетельная жизнь, чудотворения). Из 19 царей и цариц, числящихся в совр. греч. месяцесловах и живших ранее составления Минология имп. Василия II (976-1025), только 7 были помещены в этот Минологий для общецерковного почитания: святые Константин († 337) и Елена († ок. 336, пам. 21 мая), Пульхерия († 453, пам. визант. 7 авг.; пам. 10 сент.), Анфуса Омонийская († 809, пам. визант. 17 апр., пам. 12 апр.), Ирина († 803, пам. визант. 7 авг.), Феодора († после 867, пам. 11 февр.), Феофания († ок. 895/896, пам. 16 дек.). Это дало Голубинскому повод предполагать, что остальные цари и царицы долгое время были местночтимыми святыми тех Церквей, где находились их гробницы (в подавляющем большинстве случаев - в храме св. Апостолов в К-поле), и были внесены в святцы не ранее XII в. (Там же. С. 381). Помимо канонизированных членов имп. фамилий, имена к-рых перечисляет Голубинский, в Церкви также почитались как святые (а в нек-рых случаях продолжают поминаться) имп. Маркиана (время жизни неизвестно, пам. визант. 27 янв., согласно SynCP. Col. 428); имп. и мц. Василисса (IV в., пам. визант. 25 нояб.), жена имп. Максенция (SynCP. Col. 256); имп. Аркадий († 408, пам. визант. 27 авг., согласно груз. Иерусалимскому канонарю VII в.- Кекелидзе. Канонарь. 1912. С. 126); Ариадна , дочь имп. Льва I († 515, пам. греч. 22 авг.- SynCP. Col. 916); имп. Юстиниан II Ринотмит († 711, пам. визант. 15 июля - SynCP. Col. 822); имп. Василий I Македонянин († 886, пам. визант. 29 авг., согласно Const.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

В Синаксаре К-польской церкви (архетип кон. X в.) Н. поминается под 30 июня в Соборе св. апостолов (SynCP. Col. 786). В некоторых визант. стишных синаксарях XIV-XV вв. память Н. без сказания обозначена вместе с памятью апостолов от 70 Стахия, Амплия, Урвана под 31 окт. (Paris. gr. 1582. Fol. 108v - 109 - SynCP. Col.179-180; Codex Basileens. A. III. 16 - SynCP. Col. 183-184). Впосл. поминовение этих апостолов было внесено под 31 окт. в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и под 30 окт. вместе с ап. Аристовулом в Минею, изданную в Риме (1888-1902 гг.- SynCP. Col. 183-184). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 31 окт. Н. вместе с апостолами от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Апеллием и Аристовулом посвящено двустишие, в краткой заметке говорится, что Н. «был поставлен епископом Афин, научал истине Евангелия, претерпел различные страдания и таким образом через мученичество завершил путь своего служения» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 460-461). При переводе визант. синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи под 31 окт. вошла только память апостолов Стахия, Амплия, Урвана, но без Н. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 282), т. о. воспроизводятся сведения из Василия II Минология 1-й четв. XI в. (PG. 117. Col. 134-135). В стишные Прологи (XIV-XV вв.) память Н. включена вместе с теми же апостолами, но в сказании о его мученичестве, вероятно, пропущено сообщение о его проповеди ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2: Месец Октомври. С. 97). В синаксарных заметках все апостолы, кроме Н., представлены как ученики и спутники ап. Андрея, это привело к тому, что рус. исследователи кон. XIX - нач. XX в. ошибочно причислили и Н. к спутникам апостола ( Димитрий (Самбикин). 1907. С. 91). Под этими датами установилась память Н. и в рус. богослужебной традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 4, 339; Т. 3. С. 9). В ВМЧ под 31 окт. представлено сказание о Н. вместе с апостолами Стахием, Урваном и Амплием, но ничего не сказано о его епископстве, при этом приведены сведения из слав. стишных прологов о его мучении (ВМЧ. Окт., дни 19-31. Стб. 2060). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского память Н. вместе с памятью апостолов от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Апеллием и Аристовулом отмечена под 31 окт. и сказано, что он «в Афинах... Христово проповедовал Евангелие» и что Н. и др. апостолы «после многих трудов и подвигов блаженныя своя души в руки Господа предали» (Жития святых. М., 1764. Кн. 1. Л. 285). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, о Н. сказано, что его упоминает ап. Павел в своем Послании (Там же. Кн. 2. Л. 265). Эта информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» под теми же датами (ЖСв. Янв. Кн. 1. С. 57; Окт. С. 637).

http://pravenc.ru/text/2564686.html

И. П. в Византии началось вскоре после его смерти. Историк Феофилакт Симокатта (30-е гг. VII в.) писал, что во время погребальной процессии в К-поле от тела умершего И. П. исходил «неизъяснимый свет». В нач. VII в. к-польский пресв. Фотин, экклесиэкдик патриаршего ведомства Великой ц., написал Житие И. П., от которого сохранился лишь небольшой фрагмент, не содержащий существенных сведений ( Mansi. Т. 13. Col. 80-85; BHG, N 893). В кратком синаксарном Житии упоминается о прижизненных чудесах И. П.: изгнание по его молитве «варварского народа из Македонии», исцеления больных и бесноватых (PG. 117. Col. 25; SynCP. Col. 8). И. П. восхваляли как доброго пастыря и писателя, подобного свт. Иоанну Златоусту, среди его добродетелей особо выделяли нищелюбие и сострадание. Основным днем памяти И. П. является день его кончины - 2 сент. Общая память И. П. со свт. Фомой I , патриархом К-польским (607-610) встречается в визант. календарях 18 февр. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48; SynCP. Col. 474; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 234); в связи с чем она приурочена к этой дате, остается неизвестным. Кроме того, в визант. календарях под 30 или 31 авг. содержится память К-польских архиепископов Александра, Иоанна (без уточнения Постник) и Павла ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 110; SynCP. Col. 938; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 386). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), в данном случае речь также идет об И. П., поскольку под этой датой, как и под 2 сент., его память празднуется совместно с патриархом Павлом IV (780-784) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 345). Эта т. зр. нашла отражение в совр. календарях греч. Церквей (Δπτυχα. 2009. Σ. 212). И. Делеэ и Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, считали, что в календарных записях под 31 авг. имеется в виду Иоанн III Схоластик, скончавшийся 31 авг. 577 г. (SynCP. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 233), однако поминовение всей группы К-польских патриархов могло быть приурочено к этой дате как ко дню кончины Павла III († 31 авг. 784).

http://pravenc.ru/text/469584.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010