Под 13 марта их память указывается в календарях к-польского происхождения: в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 248), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 534), предписывающих совершать им поминовение в Петрии, и в др. рукописных синаксарях (напр., Paris. 1587, XII в.), а также в греч. печатной Минее (Венеция, 1596), к-рая ошибочно упоминает о поминовении в Павлопетрии. Под 5 апр. память Африканских мучеников зафиксирована в ряде календарей к-польского происхождения: в Типиконе Великой ц. IX- X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 262), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 588) и в нек-рых греч. синаксарях (Paris. Coisl. 223, 1301 г.). Под 28 окт. житие мучеников встречается в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 169-170), в поздних списках Типикона Великой ц. 1063 и 1323 гг. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 81), в отдельных синаксарях (напр., Paris. 1587, XII в.) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1592). О почитании Африканских мучеников на Руси свидетельствует их упоминание в рукописях кон. XI - нач. XII в.: память под 10 апр. в месяцеслове Мстиславова Евангелия (Апракос Мстислава Великого. С. 263) и последование с каноном в служебной Минее (РГАДА. Тип. 110. Л. 33-36об.). По наблюдению еп. Нафанаила (Львова), это единственные африкан. святые, к-рым есть служба в рус. Минеях. Слав. перевод пространного жития, приписываемого Симеону Метафрасту, выполнен не позднее XI в. Он включен под 20 марта в состав старослав. Супрасльской Четьи Минеи XI в. (Супрасълски, или Ретков сборник. Л. 174-185) и в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 36 (2-я паг.)). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, включающего под 10 апр. краткое житие мучеников (РГАДА. Тип. 177. Л. 45-45об., нач. XIV в.), под 28 окт.- их память (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 164)). В нестишном Прологе 2-й редакции, составленной на Руси не позднее кон. XII в. (один из ранних списков - ГИМ. Син. 245, 2-я пол. XIV в.), и в Стишном Прологе, переведенном юж. славянами в 1-й пол. XIV в. (РГБ. Троиц. 715, 1429 г.), краткое житие мучеников помещено под 21 марта.

http://pravenc.ru/text/77120.html

Краткие Жития М. содержатся в визант. Синаксарях. Они основаны на вышеперечисленных Мученичествах. Синаксарь К-польской ц. приводит Житие М. дважды: 8 авг. и 18 окт. Версия, содержащаяся под 8 авг. (SynCP. Col. 875), излагает события согласно Мученичеству BHG, N 1171: старец М., представший перед игемоном Лисием, смело исповедал Христа и отказался принести жертву идолам. Его распростерли на земле и били тростями, наносили удары клинками и опаляли огнем, а затем ему отсекли голову. Согласно др. версии, изложенной под 18 окт., мучителем М. был не Лисий, а Аристовул (SynCP. Col. 148). Перечисление пыток М. дано в соответствии с предыдущими источниками, но изложено др. словами (Ibid. Col. 149-150). Нек-рые Синаксари под 8 авг. добавляют сведения о погребении тела мученика Ксанфием (в ркп. Ксанфином) и Саприкием в поместье Рандамон (напр., Lips. R II 25, 1172 г.). В Синаксарях семейства В упоминается, что до ареста М. обратил ко Христу и крестил многих язычников; вместо ударов мечами говорится о бичевании; уточняется, что раны М. прижигали свечами (PG. 117. Col. 576). Еще одна версия, содержащаяся в ряде Синаксарей под 18 окт. (напр., Ambros. D 74 Sup., XII в.), приводит ряд деталей, почерпнутых из утраченного греч. оригинала древнерус. Мученичества (диалог между М. и Лисием, указание на то, что М. привели к Лисию ординарии (т. е. начальники небольшого отряда) Евдоксий и Евсевий и др.). Согласно этому тексту, М. раздели и избили, затем подвесили, строгали тело, обжигали бока, а потом обезглавили за городом. Мощи М. были погребены благочестивыми мужами Анфием (так в ркп.) и Саприкием в Аназарве (SynCP. Col. 147-150). В некоторых Синаксарях сведения об М. содержатся под 7 авг. (Ibid. Col. 871-872). В «Хронике» Иоанна Малалы сообщается, что ок. 529 г. близ сир. г. Гиндар (ныне Джандарис) благодаря видениям были обретены мощи некоего мч. Марина, к-рые были прибиты гвоздями к доске. Их перенесли в предместье Антиохии и поместили в ц. св. Иулиана ( Ioan. Malal. Chron. 1831. Р. 452). Ж. М. Соже высказал гипотезу о тождестве этого мученика с М., но при этом считал более вероятным, что обретенные мощи принадлежали др. мученику, пострадавшему в Сирии (см. ст. Марин , мч. Антиохийский). А. Аморе предполагал, что сообщение Иоанна Малалы относится к др. мч. Марину, хотя оговаривал, что достоверно это не известно ( Amore A. Marino, santo, martire//BiblSS. Vol. 8. Col. 1172).

http://pravenc.ru/text/2562040.html

P. 183). Прав. Лазарь. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере. 1192 г. Прав. Лазарь. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере. 1192 г. Византийские календари отмечают 17 окт. перенесение мощей Л. в К-поль (SynCP. Col. 146-148) и 4 мая освящение построенного Львом VI храма и перенесение в него мощей Л. и его сестер Марфы и Марии (SynCP. Col. 658-659). В ряде визант. Синаксарей и месяцесловов 17 марта встречается память воскрешения Л. (напр.: SynCP. Col. 544), но в совр. календари она не была включена. В поздних афонских рукописях под 16 окт. отмечается 2-е успение Л. ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 270). В груз. календарях V-X вв., отражающих древнюю богослужебную традицию Иерусалимской Церкви, под 7 сент. указано «в Вифании воспоминание Лазаря» ( Кекелидзе. Канонарь. С. 128; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 89; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 34). В Китии продолжалось паломничество к гробнице Л., а с XVI в. появляются упоминания о его мощах, хранившихся в этом храме ( Τηλλυρδης Α. Συμβολ στς σχσεις τν Ορθοδξων Εκκλησιν Κπρου - Ρωσσας. Λευκωσα, 1989. Σ. 4. Not. 3; Αγθωνος. 1997. Σ. 99). По свидетельству рим. аристократа и путешественника Пьетро делла Валле (1625), от них ежедневно происходили чудеса и исцеления. С 1837 г. источники перестали упоминать о мощах. Видимо, они были убраны в крипту под алтарем, где были обнаружены в 1972 г., во время работ после пожара 1970 г. ( Αγθωνος. 1997. Σ. 98). На мраморной гробнице, в к-рой находились мощи, имеется надпись: ΘΙΛΙΟΥ, которая может быть искажением слова ΘΙΛΟΣ (друг), являвшегося частью прозвища Л.- «друг Христов». В наст. время глава Л. выставлена в храме для поклонения. На Кипре с празднованием Лазаревой субботы связано множество народных обычаев. Так, в храме прав. Лазаря в Ларнаке благообразный мальчик изображал Л. Его одежду украшали желтыми маргаритками, и он ложился на «одр Лазаря», устроенный из лавровых, миртовых и финиковых ветвей, роз и цветущих побегов апельсиновых и гранатовых деревьев. Во время чтения Евангелия, после слов «Лазаре, иди вон», на голову мальчика помещали крест, кропили его св. водой с миртовых ветвей и кадили вокруг. Когда мальчик «восставал с одра», женщины осыпали его лепестками роз, окропляли розовой водой, давали съесть к.-л. сладость, кусочек хлеба и выпить глоток вина. К церковному хору присоединялись музыканты, играющие на свирелях, скрипках и лютнях, а во дворе храма начинали раздавать праздничные угощения. Затем процессия с зажженными свечами до поздней ночи обходила дома, в к-рых устраивался «одр Лазаря». Хозяева угощали иереев и др. участников процессии (Το Σββατο του Λαζρου//ΜΚΕ. 1988. Τ. 8. Σ. 173-174). Византийские и поствизантийские легенды о Л.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Общая память Иисуса Иуста, еп. Елевферопольского (без указания на отождествление с Варсавой), и апостолов Тертия (Терентия), Марка, Артемы встречается в визант. Синаксарях под 21 и 22 июня, 20 и 30 окт. (SynCP. Col. 154, 179, 761, 764; Владимир (Филантропов). Описание. С. 523). Последняя дата празднования утвердилась в совр. календарях Греческих Церквей и РПЦ. Под 21 июля в Синаксаре К-польской ц. и в списке Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (X-XI вв.) обозначена память мучеников Иуста и Матфея (SynCP. Col. 834; Mateos. Typicon. T. 1. P. 346), в стишных Синаксарях добавлено, что они были усечены мечом (SynCP. Col. 833). Но в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) говорится об апостолах Иусте и Матфии ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 95). П. Дево обратил внимание на это противоречие и привлек для сравнения лат. Мартирологи и копто-араб. календари, где упоминается И., что свидетельствует о древней традиции празднования 20 или 21 июля памяти этого святого ( Devos. 1973). В Мартирологах Адона Вьеннского, Узуарда, Ноткера и др. под 20 июля указано, что апостолы Иосиф, прозванный И., и Матфий проповедовали в Иудее и претерпели множество гонений (PL. 123. Col. 304; Ibid. 124. Col. 277-278; Ibid. 131. Col. 1122; MartRom. P. 297). В копто-араб. календарях под 26 числом месяца абиб (20 июля) указывается память прав. Иосифа Обручника и Иосифа Праведного (Иуста) (Les Ménologes. 1915. P. 177, 208, 228; Le Calendrier d " Aboul-Barakat. 1915. P. 276; Basset, ed. 1923. Р. 692). Память И. встречается также 21 числа месяца таммуз (21 июля) в сир. мелькитских календарях ( Sauget. 1969. P. 155). В сир. каталогах апостолов отражены др. предания об И. Они достаточно разноречивы, и не всегда понятно, к какому лицу их следует отнести. В сир. апостольском списке Lond. Brit. Mus. Add. 17193 (874 г.) на 21-м месте значится Варсава, который проповедовал в некой Балании, был заключен под стражу в Александрии и там заморен голодом. Поскольку 28-м в данном списке упоминается Иуда Варсава, то вышеприведенные сведения должны относиться к Иосифу Варсаве И. Кроме того, в этой рукописи на 25-м месте указан ап. Иуст, проповедовавший в Тивериаде и в Кесарии ( Esbroeck. 1994. P. 145). В сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Orient. 2695 (1202/03 г.) также фигурирует ап. Иуст, распространявший христ. веру в Тивериаде и Кесарии, но кроме него в этом перечне назван ап. Иуст, проповедовавший в Никомидии ( Esbroeck. 1994. Р. 157-158). Ап. Иуста, названного вслед за ап. Матфием в сир. каталоге Lond. Brit. Mus. Add. 14601 (IX в.), видимо, следует отождествить с И. ( Esbroeck. 1994. P. 117). В списке 70 апостолов, называемом Греко-сирийским анонимом (в ркп. XII-XIV вв.), на 3-м месте стоит Иосиф «вместе с Матфием удостоенный жребия». Занимаемая им епископская кафедра не указывается (Vitae prophetarum. 1907. P. 173; Écrits. 2005. Vol. 2. Р. 468).

http://pravenc.ru/text/1237891.html

В визант. период также формировалось представление о том, что К. был одним из последователей ап. Павла и апостолом от 70. В каталогах учеников Псевдо-Епифания (V-VI вв.), Псевдо-Дорофея (VII-VIII вв.) и Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.) К. назван епископом Диррахия (ныне Дуррес, Албания) (PG. 10. Col. 956; Schermann. 1907. S. 124, 141; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. P. 479), также сказано, что о «нем упоминал апостол» (вероятно, речь идет о Флп 4. 22 - Schermann. 1907. S. 141). Эта информация повторяется в ряде византийских Синаксарей под 30 июня (SynCP. Col. 787), но под 8 дек. К. именуется епископом Короны (PG. 117. Col. 197; SynCP. Col. 290), к-рую обычно отождествляют с г. Корона (ныне Корони) на Пелопоннесе (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; Νικδημος. Συναξαριστς. 2003. Σ. 266). Высказывалось также предположение, что речь идет об искаженном названии Кирены (Киринеи) Ливийской ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2005. Σ. 89). Память К. вместе с апостолами Сосфеном , Аполлосом , Кифой , Тихиком , Епафродитом и Онисифором в визант. Синаксарях празднуется 8 дек. Под этой датой содержатся краткие сведения о К.: он и чествуемые вместе с ним апостолы «добро житие проживя, преподобнически пася и управляя врученными им Церквами и народом, претерпели множество искушений и мучений за Христа и были убиты идолопоклонниками» (SynCP. Col. 290). Иногда память этих апостолов помещалась под соседними датами: 7 или 9 дек. (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; PG. 117. Col. 197). Также память К. вместе с апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой и Епафродитом отмечалась в ряде агиографических памятников 29 марта (Порфириева Минея. РНБ. Греч. 227, XIII в.; стишной Синаксарь. Paris. Coislin. 223, 1301 г.; греч. печатная Минея (Венеция, 1596); рус. стишной Пролог. РГБ. Троиц. 715, 1429 г.) или 30 марта (греч. печатная Минея (Венеция, 1596); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 162). В совр. календарях греч. Церквей память этих апостолов в последние дни марта отсутствует, а в календаре РПЦ их память утвердилась 30 марта.

http://pravenc.ru/text/1684279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕНИАМИН Мч. Вениамин Персидский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58 Л. 107 об.) Мч. Вениамин Персидский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58 Л. 107 об.) († 424), мч. Персидский (пам. 13 окт., 31 марта, пам. греч. 5 сент., 10 июня), диак. Обратил в христианство мн. персов-язычников. Во время гонений шахан-шаха Йезигерда I (399-420), к-рые начались казнью еп. Авды , В. находился 2 года в заключении. Визант. посол, прибывший к персид. двору, просил освободить В. Сын Йезигерда Варахран V (420-438) согласился на это при условии, что В. даст обещание больше не проповедовать христианство. Посол поручился за него, и В. был отпущен на свободу, однако продолжал обращать язычников в истинную веру. Через год В. был снова схвачен и приведен в г. Сузы. Он обличил языческие заблуждения перед шахан-шахом и был подвергнут жестоким пыткам (под ногти ему вонзили 20 спиц), а затем посажен на кол. Мученическая кончина В. произошла через 3 года после казни еп. Авды. Мученичество В. подробно описывается в «Церковной истории» Феодорита , еп. Кирского. Сохранилось арм. пространное житие В. и греч. краткие синаксарные жития. Память В. празднуется 13 окт., совместная память с еп. Авдой отмечается 31 марта, в визант. календарях также 5 сент. (напр., в Синаксаре К-польской ц. Х в.- SynCP. Col. 17-18) и 10 июня ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 176). Ист.: BHG, N 2000e, 2061m; BHO, N 7; ActaSS. Mart. T. 3. P. 901-902; PG. 117. Col. 380-381 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 17-18, 137, 574-576; Bedjan. Acta. T. 4. P. 250-253; Феодорит. Церк. ист. V 39; ЖСв. Окт. С. 329-330; Март. С. 617; Michel le Syrien. Chronique/Ed. J.-B. Chabot. P., 19632. T. 2. P. 17-18. Лит.: Peeters P. Une Passion arménienne des SS. Abdas, Hormisdas, Sahin et Benjamin//AnBoll. 1909. T. 28. P. 399-415; Janin R. Benjamin (1)//DHGE. T. 7. Col. 1340; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 799; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 79-80.

http://pravenc.ru/text/150273.html

В скитах близ Латополиса (ныне Исна) обнаружены 2 копт. надписи с упоминанием П. Еще одна надпись, на греч. языке, обнаружена в мон-ре Епифания в Фиваиде ( Papaconstantinou. 2001. P. 165-166). Ист.: BHG, N 1418z - 1419a; BHO, N 839-840; SynCP. Col. 78-79, 616-619; ActaSS. Apr. T. 2. P. 757; Sept. T. 6. P. 681-688; Acta Martyrum/Ed. I. Balestri, H. Hyvernat. P., 1907. Vol. 1: [Textus]. P. 110-119; 1908. Vol. 1: [Versio]. P. 72-77. (CSCO. Copt. 3; 1); Bedjan. Acta. T. 5. P. 514-542; MartRom. P. 413; MartRom. Comment. P. 414; Cammelli L. Papiri greci e latini della Società italiana. Firenze, 1912. T. 1. P. 54-57; La Passion de Saint Paphnuce/Ed. H. Delehaye//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 328-342; PG. 117. Р. 72 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 472-473; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 200; ЖСв. Сент. С. 566; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 1. Σ. 295-297 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 1. С. 343-346). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1901. Т. 2. С. 298; Т. 3. С. 394-395; Delehaye H. Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 5-154; Sauget M.-J. Pafnuzio di Denderah e DXLVI compagni//BiblSS. 1966. Vol. 10. Col. 29-35; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 383; Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides: L " apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001. А. Н. Крюкова Иконография Древнейшее в визант. искусстве изображение святого - миниатюра Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 66, 1-я четв. XI в.). Под 25 сент. представлено мучение преподобного, распятого на дереве, стоящем между 2 горками. Пышная, поднимающаяся вверх крона может обозначать дерево определенной породы (напр., пальму); распятие совершено на укрепленной к стволу дерева поперечной перекладине, к к-рой прибиты руки инока. Святой облачен в хитон охряного цвета с длинными рукавами, на запястьях (зарукавьях) к-рой вышиты черные равноконечные кресты; на нем темная мантия, под к-рой - черного цвета схима. Его глава не покрыта, волосы седые и короткие, борода недлинная, разделенная на неск.

http://pravenc.ru/text/2579812.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЯ [греч. Ια] († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.). Источники Сохранились 2 греч. агиографических сочинения, посвященные И.: анонимное Мученичество (BHG, N 761) и Мученичество, написанное в XIII-XIV вв. иером. Макарием из Манганской обители в К-поле (BHG, N 762). Анонимное Мученичество содержится в 2 рукописях - августовских Минеях-Четьих Vat. gr. 1671 (X в.) и Vindob. hist. gr. 45 (XI в.). В Венском списке текст озаглавлен как Мученичество Досы пресвитера и И., поскольку он начинается повествованием о взятых в плен вместе с И. священномучениках Илиодоре и Досе (Дисане). Видимо, этот рассказ был интерполирован в текст Мученичества И., поскольку в сир. Мученичестве этих святых, написанном Марутой, еп. Майферкатским (2-я пол. IV - нач. V в.), об И. не говорится. На основе анонимного Мученичества были составлены краткие Жития И., включенные в визант. Синаксари, напр. в Минологий имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.; PG. 117. Col. 41) и в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.), к-рый содержит Житие И. под 11 сент. (SynCP. Col. 35-36) и совсем краткую заметку под 5 авг. (SynCP. Col. 868). Эти Жития отличаются лишь нек-рыми деталями в описаниях пыток и сроках пребывания И. в темнице. Житие Согласно анонимному Мученичеству, на 53-м году правления шаханшаха Шапура II (309-379), т. е. в 362 г., иранские войска вторглись в рим. владения и разрушили крепость Бет-Забдай (Забдицена) у впадения Хабура в р. Тигр. Они увели с собой в Хузестан (обл. в Юго-Зап. Иране) 9 тыс. пленных, в т. ч. девственницу И., к-рая, согласно Мученичеству иером. Макария, была в преклонных летах ( Delehaye. 1905. P. 463). И. проповедовала христ. веру женщинам-язычницам, в чем и была обвинена перед Шапуром, к-рый отдал ее зороастрийским священнослужителям (мобедам) Адаршабуру и Аделферу (Адарфару). Они, не сумев отвратить И. от веры, подвергли святую мучениям: ее растянули и били кнутами, а затем бросили в темницу. Через 2 месяца И. снова была приведена на суд, где безбоязненно исповедала Христа, за что была с большой жестокостью избита гранатовыми ветвями и снова заключена в тюрьму. Через 6 месяцев И. подвергли последнему испытанию: ее тело пронзили множеством тростниковых лучин и стянули веревками, а затем по одной вынимали эти лучины. Через 10 дней ей перебили кости медными гирями, а затем привязали к прессу, при вращении которого ее внутренние органы падали на землю. После этого И. обезглавили. Христиане выкупили ее мощи у стражей и с почестями похоронили. Почитание

http://pravenc.ru/text/1237985.html

Основы политики К. в отношении правящей элиты были весьма близки к принципам Диоклетиана. Опора на неродовитое чиновничество требовала поиска способов освобождения от влияния традиций сената на политические дела, и наиболее радикальным решением этой проблемы стало основание новой столицы. Если Диоклетиан остановил свой выбор на Никомидии, то К., следуя той же логике, основал неподалеку от нее К-поль. По сути К. стремился создать в новой столице новую элиту служилого сословия, к-рая в перспективе могла бы противостоять влиянию старорим. знати и даже вытеснить ее с политической сцены. Позднейшие визант. предания сохранили сведения о неких фамилиях рим. патрициев, переселившихся в К-поль при К. ( Mich. Glyc. Annales. P. 463; SynCP. P. 352; Patria CP. P. 146). Однако в источниках IV в. таких сведений нет, хотя сам факт присутствия нек-рого числа рим. знати при дворе К. не вызывает сомнений. Новая аристократия в К-поле начинала формироваться самыми разными путями: из выслужившихся чиновников, близких родственников имп. фамилии и лишь в последнюю очередь - из старой аристократии ( Чекалова. 2010. С. 67-73). Первые известные сенаторы в К-поле при К. были людьми низкого происхождения. Так, Флавий Аблабий начинал карьеру как мелкий чиновник на Крите; в 329 г. дослужился до префекта претория, с 330 г. постоянно жил в К-поле, в 331 г. был консулом, неизменно пользуясь почетом у императора. Незадолго до смерти К. сделал Аблабия опекуном своего сына Констанция II. В числе сенаторов при К. был также Филипп, сын колбасника, ставший при Констанции II префектом претория Востока ( Чекалова. 2010. С. 71; PLRE. Vol. 1. P. 3-4, 696-697). Одной из черт новой кадровой политики К. стало появление в его администрации почетного титула комит (comes). Ранее это слово служило лишь неформальным обозначением приближенных императора, но теперь превратилось в офиц. звание, которое жаловал лично К. Также при К. в аппарате правительства впервые появились должности: магистр оффиций, квестор священного дворца, военные магистры (для пехоты и конницы) и ряд др. Чиновные должности rationalis summae и магистр личного имущества были подняты в ранге до уровня комитов. Скорее всего уже при К. все чиновники, занимавшие эти должности, получали ранг сенаторов, хотя формально этот принцип был узаконен лишь имп. Валентианом I в 372 г. (CTh. VI 7. 1; 9. 1; 11. 1; 14. 4; 22. 4).

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИХИЙ († нач. IV в.), мч. Антиохийский (пам. 10 мая; пам. греч. 2 марта). Несохранившееся греч. Мученичество И. послужило источником кратких греч. синаксарных Житий и лат. Мученичества. Еще одна греч. редакция Жития содержится в дометафрастовском Минологии за янв. Patm. 273, Х в., в заголовке которого вместо имени И. стоит имя мч. Гордия . В Синаксаре К-польской ц. Житие И. помещено дважды - под 4 марта (более пространная версия) и под 10 мая, где указывается, что И. пострадал 4 марта (SynCP. Col. 674). И. был первым человеком среди приближенных имп. Максимиана (по мнению исследователей, Максимиана Галерия , зятя Диоклетиана ), имел звание магистра. Когда Максимиан приказал служившим в армии христианам отказаться от воинского звания и перейти в положение наемных слуг (видимо, в 303), И. снял дорогие одежды сановника и надел власяницу. Император велел ему пребывать в числе жен. прислуги. Когда Максимиан спросил И., не стыдится ли он своего униженного положения, тот ответил, что «царская честь является временной». После этого император велел привязать И. на шею жернов и утопить в р. Оронт. Согласно редакции Жития И., содержащейся в рукописи Patm. 273, мощи мученика хранились в антиохийском пригороде Килихия. Б. де Гефье сомневался в существовании И., предполагая, что агиограф перенес в Антиохию события, происшедшие в 303 г. в Никомидии и описанные Евсевием Кесарийским в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4) и Лактанцием в соч. «О смертях преследователей» ( Lact. De mort. persecut. 10). Память И. помещена в Сирийском Мартирологе 411 г. под 29 мая и под 26 авг., в лат. Мартирологе блж. Иеронима - под 15 февр., 3 и 4 марта, 29, 30 и 31 мая, 1, 2, 3 и 10 июля, 18 нояб. Т. о., дата 29 мая зафиксирована в обоих древнейших Мартирологах. Впосл. в лат. Мартирологах утвердилась дата 18 нояб.- в Мартирологах Адона Вьеннского, Узуарда и в Римском Мартирологе, в к-ром память И. отмечена вместе с памятью др. Антиохийских мучеников - Романа диакона и Варула отрока . В визант. календарях память И. празднуется 4 марта и 10 мая.

http://pravenc.ru/text/674936.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010