Leip. 1892. S. 344 ff.) на духовную и правовую епископскую власть. В качестве преемников апостолов, пророков и дидаскалов епископы из должности местной общины превратились в общецерковную должность. (Harnack, Prolegomena (к Διδαχ) в Texte und Untersuchungen von Gebhardt und Harnack. Leip. 1884 Bd. 2, Heft 1. 2. S. 140 ff.), каковой была должность апостолов, пророков и дидаскалов. По учению католической церкви до сих пор всякий епископ jure divino признается епископом всей церкви, и только jure humano ограничен пределами своего диэцеза (Konstit. Pius VI от 28 ноября 1786 ср. Hinschius, System des Kath. Kirchenrechts. Berl. 1869–1893 Bd. 2. S. 39 anm. 4) Это учение, еныне догматизированное на западе (Concil. Trident. Sess. XXIII с. 4; Concil. Vatican. Sess. IV c. 3 cp. Sohm. S. 346 anm. 8), не чуждо и востоку. Всякий епископ, независимо от своей кафедры, предстоятель церкви. На этой точке зрения стоят древние восточные памятники, именно Ипполита, «Толкование прор. Даниила», где титулом προεστς τς κκλησας величается сначала один епископ небольшой сирийской общины, а затем другой понтийский епископ (Sohm. S. 345 anm. 1), и постановления апостольские, в которых (VIII, 10) приводится общецерковная молитва , возносящая прошение πρ πσης πισκοπς τς π τν ορανν – κα πρ το πισκοπου μν ακβου (Иерусалим), κα τν παροικιν ατο- πρ το πισκπου μν Κλμεντος (Рим), κα τν παροικιν ατο- πρ το πισκπου μν Εοδου (Антиохия), κα τν παροικιν ατο- πρ το πισκπου μν ννιανο (Александрия), κα τν παροικιν ατο (Pitra t. I р. 397). Являясь общим, универсальным епископом всей церкви, всего христианства, всякий епископ осуществлял епископскую заботу (sollicitudo omnium) и епископскую власть над всей церковью. Этим именно и объясняется, почему епископ римский мог вмешаться в дела Арелата. карфагенский – в дела не только латинской Африки, но и Испании (Cypr. ер. 67, 68), александрийский наприм. Дионисий, не только Египта, но и Сирии, малой Азии и даже далекой Армении, коринфский наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

1451 Αγιον λαιον , Goar. Eucholog. p. 408; Hierem. loc. cit. p. 79. 1452 Εχλαιον , Goar. Eucholog. p. 417. 1453 Extrema unctio. Это название сделалось известным уже после XII в. (Mabillon, praef. in saec. 1 Ben edict. n. 98). 1454 Sacramentum exeuntium, Сопс., Exon. 1287 an. 1455 Rosenmuller, in Jacob. с. V, c. 15. 1456 Заменив этими словами слова Апостола: и да молитву сотворит над ним, Ориген видимо указывает на один из обрядов, доселе соблюдаемый при елеопомазании, возложение рук священнических на болящего (см. чин Елеосвящения). 1457 In quo impletur et illud, quod Jacobus Apostolus dicit… (in Lev. homil. II, n. 4). 1458 См. Златоуст. o Священстве III, n. 6, стр. 59—63, в русск. перев. 1459 De adorat. in spir. et verit. lib. VI, Opp. T. 1, p. 211 (Paris. 1638). 1460 … το δ λαιον σμβολον τοτων υπρχε . Comment. in Магс. VI, 13, in T 1, p. 103, ed. Matth. 1461 Serm. CCLXV, n. 3, in append. Aug. T. V, cfr. Serm. CCLXXIX, n. 5. 1462 Poenitentibus istud infundi non potest, quia genus est sacramentï nam quibus reliqua sacramenta negantur, quomodo unum genus putatur posse concedi? (Epist. ad Decent, c. VIIT, n. 12). 1463 Lib. Sacrament., in Opp. T. III, p. 235—237, ed. Maur. 1464 Renaudot. Perpet. de la foi, T. V, lib. 5, chap. 1 et suiv.; Asseman. Bibl. Orient. T. III, dissert. de Nest. Syr. p. 276; Marten., да antiqu. Eccl. ritib. lib. 1, part. II, cap. 7. 1465 См. ασδενω , καμνω в словарях — греко-росс. Ивашковского, греко-франц. Александра и др. 1466 Chardon. Hist. d’extr. onct., in curs. Theolog. compl. T. XX, ed. Migne. Cfr. Walter., Manuel du Droit canon. § 319, Note — e. 1467 … quia episcopi occupationibus aliis impediti ad omnes languidos ire non possunt (Epist. ad Decent. c. VIII, n. II). 1468 Симеон. солунск. гл. 40, в Нов. скриж. ч. IV, гл. 14. 1469 Там же. Cfr. Marten. de antiqu. Eccl. ritib. 1, c. 7, art. 3. 4. 1470 Concil. Trident. Sess. XIV, cap. 1. 1471 См. γερω в греческ. словар. Ивашковского, Александра и друг. 1472 «К совершению тайны сея (елеосвящения) приступити хотя, древний обычай церковный, о Иерею, сохрани: яко да больной, пред приятием ее, тайною покаяния очистит себе, сие есть, исповеданием грехов своих, и посем соверши ему тайну елеосвящения» (предисл. Елеосвящ. в Требн. Петра Могилы).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

1905, p. 606. 112 Интересно отметить первые опыты приспособления чина св. елея к этой практике. В чине св. елея из Кольбертинской библиотеки к последованию елеопомазания папы Григория В. присоединено «reconciliation poenitentis ad mortem», из трех молитв. Martene. De antiquis ecclesiae ritibus. 1, 868. 113 Conc. Trident. Sess. 14. Doctrina de Sacramento extremae unctionis, c. 3. Denzinger. Enchiridion. 269. 122 В «ordo poenitentiae Iesujabi patriarchae ex Renaudotio» говорится: если присоединяемый отрекался от веры, священник помазует его елеем на челе, говоря; Знаменуется, освящается и обновляется (имя) во имя Отца..., и далее. Denzinger. Ritus orientalium. I, 468. 123 «Если принимается отступник или прелюбодей в общение, священник благословляет сосуд, полный воды, трижды погружает елей в форме креста, во имя Святейшей Троицы». Ibid. 440. 126 De eucheleo. MSG. 155, 205. Ссылка блаженного Симеона на пример блудницы не говорит о том, что здесь блаженный Симеон имеет в виду другой елей. Указание на блудницу аналогично подобному же указанию в другом случае. В доказательство необходимости врачевания св. елеем болящих Симеон ссылается на пример апостолов, исцелявших елеем больных еще при жизни на земле Господа, хотя апостолы в этом случае исцеляли особою силою Божией, а не в таинстве. 127 Michaëlis Lequien S. Ioannis Damasceni. Opera omnia. 1, 591. Venetiis. 1648. Lequien отрицает принадлежность этого произведения Иоанну Дамаскину (583). Иосиф Ланген относит его к десятому веку (Iohannes von Damascus. 184. Gota. 1879). Но греческий писатель Диобуниотос утверждает, что, указанное выше сочинение принадлежит св. Иоанну Дамаскину (Ìωννις Δαμασχηνς; 157–8.θναις. 1903). 131 Софийская библиотека. 836 (лл. 273–6), 861 (лл. 329–30), (лл. 215–7), 1063 (лл. 179–82), 1064 (лл. 202–6), 1070 (лл. 86–9). Библиотека Синодского архива. 862 (лл. 116–19). Собрания Титова. 294 (лл. 55–9) и др. 139 Горский и Невоструев. Описание. 3, 369, 376. Рукописи Соловецкой библиотеки (лл. 69–71), (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

384 О чем говорит Иероним в письме к Океану: Aliae sunt leges Caesarum, aliae Christi, aliud Papianus (закон Папия о браке), aliud Paulus noster praecepit... Apud nos, quod non licet feminis, atque non licet viris. Migne, Epist.. 77 (30). (у Чижмана (S. 10) ошибочно 87). 22, 691. Об этом говорят и Григорий Назианзин . (Письмо 176) и Амвросий Медиоланский . (Ехр. Ev. Sec. Luc. с. 8, Migne 13, 1767). 385 Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу, гл. 5: Πρπει τος γαμοοι κα ταις γαμουμναις μετ γνμης το πισκοπυ τν ωσιν ποιεσϑαι, να γμος κατ Κριον, κα μ κατ’ πιϑυμαν, ср. Русский перевод Преображенского в «Творении мужей апостольских» стр. 310; Тертуллиан : De pudicitia, с. 4: Penes nos occultae quoque coniunctiones, id est non prius apud ecclesiam confessae, juxta moechiam et fornificationem judicari periclitantur (Migne, II. 987). De monogamia, cap. 11: (Matrimonium) postuaos... ab episcopo monogamo, a presbiteris et diaconis eiusdera sacramenti... (Migne II, 943); Ad uxorem 1. II. Unde sufficiamus ad enarumdam folicitatem eius matrimonii, quod Ecelcsia concili.t et confirmat ablatio?» (Migne, I). Минь видит в первом месте опору для постановления Тридентского собора о браках, заключаемых помимо церкви (Sess. 24, sacr. matr. cap. I). Древнейшие свидетельства об участии Церкви в заключении браков собраны у Oscar Watkins, Holy Matrimony, London, 1895 года, стр. 93–101. 387 Конституция Валентиниана III и Маркиана 451 г.: «Omnes sane pragmaticas sanctiones, quae contra canones ecclesiasticos interventu gratiae vel ambitionis elidtae sunt, robore suo et firmitate vacuatas cessare praecepimus» (Кодекс Феод. I, 2, 12). В 421 г. Феодосий Младший издал декрет о соблюдении древних канонов в Иллирике и об обращении в случае каких-либо сомнений к епископу Константинополя за растением их. Кодекс Феодосия XVI, 2, 45 Gothofredi VI, 85; «Omni innovatione cessante, vetustatem canones pristinos Ecclesiastical, qui nune usque tonuentur per omnes Illyrici provincias, servari praeeepimus».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Concil. t 8. p. 521) и еще прежде обличал Чернговец (р. 228). Слов Василия В. в том виде, в каком читает их Перроне, не допускали даже издания старых времен (Черниговец Corrupt. 12): не говорим уже о новом изд. 1730. 1839 г. Никита м. солун. XII в. (Fabric. Bibl. gro_e. ad cale. t. V. p. 65. ed. ved.). синодальный список сочинений Василия XI в. (Mato_ei cod. 23), также не знают чтения Перроне. Epist. ad Marinum T. 2. p. 69. ed. Paris. 1675 item Concil. Florent. sess. 23. Пелагий папа в VI в. писал· «верую в Духа св., всемогущего, обоим, т. е. Отцу и Сыну, равного, совечного и единосущного, Который от Отца вечно исходит и есть собственый Отца и Сына». (Epist. ad Gildbebertum reg. ad. Harduin. Concil. t. 3. p. 332). Рустик кардинал римский того же века: «Отец родил, но не рожден и не есть от кого-либо другого, как от Него другие; Сын рожден и не родил ничего совечного; Дух св. от Отца исходит и ничто совечное не исходит и не родилось от Него. Некоторые же из древних прибавляли к свойствам и то, что как Дух вместе с Отцом не родил Сына, так и от Сына не исходит Дух, как исходит Он от Отца. Но и исповедую, что Дух вечно не родил Сына, а точно ли Он исходит от Сына таким образом, как от Отца, доселе еще не считаю достаточно решенным». (Cont. Acephal. disput. in Patrui, cursu compl. t. 67. p. 1237). Следов. Рустик остался при древней вере об исхождени Духа св. от единого Отца, как признается в Петавий (De Trinit. lib. 7. c. 8). Но видно также, что некоторые из испанских ученых не умея защищать божество Сына Божия против ариан, поддерживали и мысль о происхождении Духа св. и от Сына и тем колебали Рустика. Анастасий библиотекарь IX века, говоря о своем переводе послания Максимова к Марину, пишет: Ubi (in epistola) frustra cavsari nos innuit Gro_ecos, cum nos non cavsam vel principium Filium dica mus Spiritus S. ut avtumant, sed unitatem substantia; Patris et Filii non nescientes, sicut procedit ex Patre, ita procedere Eum fateamur ex Filio, missionem nimirum processionem intelligentes: pie interpretans utriusq. Lingvce gnaros ad pacem erudiens, dum scilicet et nos et Groeco edocet, secundum qviddam procedere et secundum qviddam non procedere Spiritum S. ex Filio, defficultatem exprimendi de alterius in alterius lingvo_e proprietatem significans (epist. ad Ioan. diac. ар. Labbæum p. 1771). Это объяснение Анастасиево весьма важно, как ясное свидетельство того, что в VIII веке не в Испании, ни на остальном западе общее мнение церкви не признавало личным свойством Духа св. происхождение Его и от Сына, хотя прибавка в символе не могла не возбуждать мысли несогласной с истиной, защищаемой Анастасием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Migne. s. gr. Isidorus Pelus. col. 1006. 47 «Uude sufficiamus ad enarrandam felicitatem ejus matrimonii, quod Ecclesia conciliat, et confirmat oblation, et obsignat benedictio, augeli renuntiant, Pater rato habet?... Talia Christus videnset andiens gandet, his pacem suam mittit; ibi duo, ibi et ipse». – Migne. ser. lat. t. I. col. 1302–1304. Перевод Карнеева. Ч. I. 49 «Neque enim et ipsa quia virginitas est, sed quia Deo dicata est honoratur». – Migne. ser. lat. t. XL. col. 400. 50 «Virginitatem autem in coelum fero, non quia habeam, sed quia magis mrer quod non habeo». – Migne. ser. lat. t. XXII. col. 509. 52 «Κα τατα, ο τος τν τμιον γμον σπα ζομνους ποκηρττων λγω (παγε) λλ τος θυρ τ κα λισθηρ γλττ, τολμντας τν γ μον τς παρθενας περτιθναι κωμωδν». Migne. ser. gr. Isidorus Pelus. col. 1008. 55 Migne. ser. gr. Joaun. Damascenus I. col. 1208. – Несправедлив Scheeben, утверждаяб что св. Григорий Нисский «unter allen Vätern allein» придерживался такого мнения. – Handbuch der katholischen Domatik. 2 Band, s. 158. 59 Римско-католическая церковь , признавши девство выше брака, и требуя от духовенства безбрачия (трид. соб. Sess. 24. c. q.) показалась консеквентною только отчасти, потому что законы того же собора против нарушителей девства, оказываются слишком снисходительными в сравнении с другими проступками. (Sessio XXV. cap. 14. de refor.). 62 Migne. ser. gr. Socrates. col. 101–104. Ibid. Sozamenus. col. 925.Bickell (Zeitschrift für katholishe Theologie. 1878. s. 57–58) старается дискредитировать этот рассказ церковных историков. Но после Hefele (Conciliengeschichte. I. s. 433–434) скажем словами того же Bickell " a, сказанными о протестантах: «solchen Ausflüchten… eschieht schou durch die blosse Erwähnung zu viel Ehre!» – Странно, каким образом Н.П. Аксаков вместо Пафнутия считает защитником брака на Соборе – Пахомия Великого ! («Сущность брака». С.Ф. Шарапов, стр. 159). Сократ называет попытку епископов ввести в церковь целибат «νεαρννμον».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010