В. епархий и приходов в разных формах осуществляется и в др. автокефальных правосл. Церквах. Поскольку во многих из них территории епархий значительно меньше, чем в РПЦ, частота обязательных посещений епископом вверенных ему приходов не определяется или рекомендуется посещать их как можно чаще: напр., Устав Румынской Православной Церкви (Гл. II. Отд. IV 1. Ст. 90) предписывает епископам совершать как можно больше пастырских визитов в своей епархии и сообщать о состоянии дел в Свящ. Синод и епархиальное собрание. Устав Болгарской Православной Церкви обязывает епископов посещать городские приходы раз в год, а сельские - когда к тому есть возможность (Гл. IX. Чл. 144. 12) и каждые 3 года представлять в Св. Синод отчет о состоянии епархиальных дел (Там же. 15). В католич. Церкви в средневековье внутри еп-ств, или диоцезов, В. осуществлялась обыкновенно не самими епископами, а епископальными архидиаконами. Но Тридентский Собор постановил, чтобы епископы лично визитировали еп-ство ежегодно или, если еп-ство обширно, в 1-й год - большую часть, оставшуюся - в следующем году (Sess. 24: De ref. Can. 3); только ввиду исключительных обстоятельств епископ мог назначать специального визитатора (Ibidem). Ныне действующий Кодекс канонического права католич. Церкви возлагает на епископов обязанность посещать в течение года хотя бы часть приходов и иных учреждений своего еп-ства, с тем чтобы полная В. еп-ства совершалась за 5 лет (CIC 395-397). На деканов , соответствующих нашим благочинным, возлагалась ранее обязанность ежегодно обозревать приходы своих деканатов. В ныне действующем Кодексе предусматривается обязанность декана (окружного викария) посещать приходы своего деканата, но периодичность таких посещений не регламентируется (CIC 555). Термин «визитация» употребляется в католич. Церкви и с др. значением - посещение Рима епископами католич. Церкви. С одной стороны, такая В. носит паломнический характер, т. к. целью ее является поклонение могилам святых апостолов Петра и Павла , с др. стороны, сопряжена с отчетом папе о церковной жизни еп-ства, находящегося в юрисдикции епископа, совершающего В. (см. Ad limina apostolorum ).

http://pravenc.ru/text/158434.html

Петром и Павлом. Поликарп, ученик Иоанна Богослова, посвящен был в епископа Смирнской церкви им же. Тем же, вероятно, апостолом рукоположен во епископа Папий Иерапольский. Дионисий Ареопагит, обращенный в христианство ап. Павлом (Деян 17, 34), был первым епископом Афинским и ап. Павлом же, вероятно, рукоположен. Тому же апостолу усвояют поставление Епафродита во епископа Филиппийского. 5. Так, напр., открыто почивает нетленным тело святителя Павла Конюскевича, бывшего митрополита Тобольского (ск. на покое в Киево-Печерской лавре в 1770 г.), — в склепе под великой лаврской церковью, однако оно не признано церковью св. мощами. В нетлении же почивает тело доблестного патриарха Гермогена, которого за ревность ο православии и страдальческую кончину можно даже назвать священномучеником, однако еще только ныне пришел час его прославления. Открыто же почивает нетленным тело еп. Белгородского Иоасафа Горленко (ум. 1754 г.), но канонизация святителя и признание его тела св. мощами совершилось только в 1911 г. 6. Моисей, напоминая евреям об этом явлении Бога, говорил им: твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину (Втор 4, 15–16), т. е., чтобы вообще не стали представлять Его подобным человеку. 7. В «Членах веры» недостаточно ясно и точно определяется отношение благодати к видимому знаку в таинствах. Там сказано: «таинства, Христом установленные, не суть только отличительные признаки (notae) вероисповедания христиан, но и несомненные свидетельства и действенные знаки благодати (efficatia signa gratiae) и благоволения Божия к нам, посредством коих Бог невидимо действует в нас и не только возбуждает, но и укрепляет нашу веру в Самого Себя». Относится такое определение таинства лишь к крещению и евхаристии (XXV чл.). 8. Присутствие такого учения в р.-католической церкви отвергается некоторыми из римских богословов, напр., Беллярмином, Перроне. Но в средневековом богословии учение ο спасительности таинств ех opere operate было общепринятым и протестанты за него делали резкие укоризны Римской церкви. He отвергнуто ясно это учение и Тридентским собором (Sess. VII, can. 6). Сн. Прав. Догм. Бог. IV т. § 141. 9. Крещение младенцев, однако, не мирится с лютеранским же воззрением на существо таинств. Авторитет апостольского предания и голос совести вынудили лютеран допустить эту непоследовательность в своем вероучении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

1248 Васил. Кил. ap, Phot. Biblioth. cod. CVII, p. 281; Евагр. Η . E. IV, c. 36. 1249 Геннад. de dogm. eccles. c. 52; Concil. Toled. II, c. XI. 1250 Так в книге: Ordo Romanus, составленной в IX веке, дается наставление: de parvulis providendum, ne postquam baptisati fuerint, ullum cibum accipiaut, neque lactentur sine summa necessitate, antequam communicent sacramento corporis Christi (in Biblioth. PP. T. X, p. 84. Paris. 1654). 1251 Bona, Rer. liturg. II, c. 19, § 2. 1252 Прав. исп. ч. 1, otb. на вопр. 107; снес. св. Дионис. алекс. прав. 2. 4; св. Тимоф. алекс. прав. 5. 7. 12. 1253 См. «чин погребен. младенческ. в Требнике. 1254 Concil. Trident. Sess. XXI, can. 1. 2. 1255 Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Eucharistia, P. 1, c. III, propos. IV. 1256 Ibid. n. 224. 1257 Ibid. n. 197. 199. 1258 «После того, как предстоятель совершит благодарение и весь народ возгласит: аминь, так называемые у нас диаконы каждому из присутствующих дают приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды да и к небывшим относят» (Apolog. 1, 85, в Хр. Чт. 1825, Χ VII, 98—99). 1259 Contra haeres. XV, 18, n. 4. 5; V, 2. 1260 De resurrect. carn. c. 8, 1261 Quos excitamus et hortamur ad proelium, non inermes et nudos relinquamus, sed protectione corporis et sanguinis Christi muniamus… Nam quomodo docemus aut provocamus eos in confessione nominis sanguinem suum fundere, si eis militaturis Christi sanguinem denegamus? (Epist. LIV). 1262 Кирилл. иерус. поуч. тайновод. IV, n. 3. 6; Златоуст. на Матф. бесед. LXXXII, п. 5; Амврос. de myster. c. VIII, n. 48. 1263 Serm. IV de Quadrages., in Bibl. P. P. max. t. VII, p. 1015, Lugd. 1677. 1264 Apud Gratianum. Decr. III de consecr. dist. 11, c. 12. 1265 Bona, Rer. liturg. IX, c. 18, § 1; c. 19, § 3; cfr. Buttenstock., Hist. eccles. N. T. III, p. 252. 1266 Concil. Trident. Sess. XXI, can. II; cfr. Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. V. 1267 Вот главнейшие из этих причин: а) опасность пролития крови; б) трудность сохранять вид вина для больных, особенно в странах жарких и холодных; в) недостаток такого вина во многих местах отдаленных; г) естественное отвращение от вина многих и под. (Pernone, loc. citat. n. 214).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

1134 О извержении, как самом тяжком для клириков наказании, упоминается еще в первые века христианства (Clem. Rom. ep. 1 ad Korinth., с. 44 [Migne, s. g., t. 1, col. 296—300]; Tertull., de baptis., c. 17 [Migne, s. l., t. 1, col. 1217—1200]; Cyprian., Ep. 49 ad Cornelium, ep. 65 ad Rogat. [Migne, s. l., t. 3, col. 725, t. 4, col. 393] и т.д.). Папа Григорий Великий называет expresbyter священника postquam de sacris ordinibus lapsus, a sui sacerdotii ordine dejectus est, следовательно совершенно так, как учит православное церк. право. 1135 Аф. Синт., II, 352. 1136 Аф. Синт., II, 353. Ср. Аф. Синт., I, 147. 1137 Аф. Синт., II, 352. 1138 1 Кор. 11:14—15. Ср. Деян. Ап. 21:24. 1139 Contra Parmenian, II, 23 [Migne, s. l., t. 11, col. 978, 979]. 1140 Ап. пост., IV, 28. 1141 Comment. in Ezech. 44 [ Μ igne, s. l., t. 25, col. 427—448]. 1142 Η arduini, Acta concil., III, 588. 1143 С. Will, Acta et scripta de controversiis eccl. gr. et lat. (Lipsiae 1861), p. 193. 1144 De sacris ordinationibus, cap. 3 et 4 (al. cap. 108 et 109) [Migne, s. g., t. 155, col. 364—365. Cp. рус. пер. в упом. изд.]. 1145 Изд. 1864 г., стр. 257. 1146 Ε . Ε . Голубинский, История русской церкви (2 изд. Москва, 1901 г.)• Том I, 1-я пол., стр. 578—580; 2-я пол., стр. 688—689. 1147 Таково было и учение римской церкви о извержении вплоть до XII века, пока еще не существовало учения о character indelebilis священства, учения, получившего во второй половине XVII века на Тридентском Соборе догматическое значение. На седьмом заседании этого собора постановлено было: Si quis dixerit, in tribus sacramentis, baptismo scilicet, confirmatione, et ordine, non imprimi characterem in anima, hoc est, signum quoddam spirituale et indelebile, unde ea iterari non possunt: anathema sit (Sess. VII, de sacramentis in genere, can. 9); и дальше: Si quis dixerit, per sacram ordinationem non dari Spiritum sanctum, ac proinde frustra episcopos dicerë Accipe Spiritum sanctum; aut per eam non imprimi characterem; vel eum, qui sacerdos semel fuit, laicum rursus fieri possë anathema sit (Sess.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

К предостережению себя вспомним, что прикасались ко гробу Христову и воины стражи; но поскольку в сердцах их было неверие и корысть, a не любовь к истине и не желание спасения, то и от явившегося им света Воскресения они отражены были в смерть. К предостережению себя вспомним, что прикасались гробу Господню и иудейские старейшины и фарисеи: но поскольку их привели к нему не истина, а лицемерие, не вера, а неверие, не любовь, а вражда: то они не проникли до внутреннего света гроба Господня, а только снаружи положили на нем печать, и ни для кого более, как только для себя: неверием и враждою они сами себе заградили вход в тайну Христову, которой не могли скрыть от мира. Христе Господи, Иже во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный, и с нами до скончания века пребыти обещал еси! Даруй нам из созерцания Твоего живоносного гроба выну почерпать внутренний свет, и радость, и благодать, и надежду нашего воскресения, не в суд, но в жизнь вечную. Аминь. 45 Georg. Hamartol. in Chronic. MS. Gloss. Du Cange. M. et I. Græc. Τ. II. p. 1546. Житие св. Иоанна Милостивого. В житии Препод. Василия Нового повеств. о прохождении св. Феодоры чрез воздушные мытарства. Минеи-чет. Ноября 12 и Марта 26. 46 S. Dionys. de cul. Hier. c. VII. Avg. Ench. c. 69. p. 617. Leqvien. V Diss. Damasc. p. 68. Op. S. Ioan. Damasc. 50 В 1-й раз о чистилище рассуждали в Константинополе в 1252 г. Leqvien. V Dissert. Damasc. p. 65. Opp. S. Iohannis Damasc. 51 Concil. Tridentin. Sess. 25. Decret. de Purgatorio. Corpus jur. Can. Ed. Richter. Pars II. Lips. 1839. p. 84. Klec. Katholische Dogmatik. Mainz. 1835. II. B. s. 419–424 66 Tertull. Lib. de anima. C. 51. S. Greg. Nyssen. Apud I. Damasc. De iis, qui in fide obdormierunt. Avgustini Lib. 9. Confess. c. 10. 69 Phot. Bibl. Cod. 171. Ed. Berolin. 1824. T. I. p. 118. Philipp. Solitarius apud Coteler. – Patr. Apost. Vol. 1. p. 424, n. 5. 83 Канпе, в конце прошедшего столетия, заметил об одной только 50 главе, что писатель её мог быть Иезекеиль, или другой пророк, живший в плену. Но за ним другие сомнения о подлинности распространения на всю половину книги.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чистилище в загробной жизни есть среднее между раем и адом место (locus) или среднее между вечным блаженством и вечными мучениями состояние (status), в которое отходят и в котором пребывают души христиан, умирающих в мире с церковью, т. е. получивших в таинстве покаяния разрешение смертных грехов, но не успевших принести за них должного удовлетворения (satisfactio) божественному правосудию (в виде временных скорбей жизни, епитимий), а также повинных лишь в грехах легких, простительных (не смертных), в которых почему-либо не принесли покаяния. Все, имеющие такой долг, временно, на пути к небесному отечеству, задерживаются в чистилище, где и приносят удовлетворение за свои грехи, претерпевая разнообразные мучения, как временные наказания, до тех пор, пока не уплатят своего долга «до последней полушки». После же этого полного удовлетворения они переселяются в рай. Продолжительность и тяжесть чистилищных мучений соответствуют мере виновности перед Богом усопших. Мучения в чистилище могут быть облегчаемы и время пребывания душ в этом состоянии сокращаемо посредством молитвы и благотворений живущих людей, приношений бескровной жертвы, особенно на привилегированном алтаре. Они могут быть даже совершенно освобождаемы от своих наказаний через усвоение им искупительных заслуг Спасителя и сверхдолжных дел святых посредством индульгенций (Conc. Trid. Sess. XXV. Decr. de purgat. Sess. XXII, c. 2). Учение о чистилище, очевидно, стоит в теснейшей связи с учением об удовлетворении Богу со стороны человека. С признанием несостоятельности учения об удовлетворении падает и учение о чистилище, единственно для того и существующем, чтобы грешники приносили удовлетворение Богу за свои грехи, терпя в чистилище наказания за них. Но и само в себе учение о чистилище содержит ложные положения. Так, утверждение, что будто бы есть среднее место или состояние между местом и состоянием радости и блаженства и местом скорби и мучений для душ умерших, – чистилище, не имеет оснований в откровении. В св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Духа), – ибо он может и отвергнуть его, – ни того однако, чтобы без благодати Божией (единственно) своею свободною волею он мог побудиться (movere se) к оправданию пред Богом». Сопс. Trident. Sess. VI, с. 5. Цитаты приводятся по изданию: Libri symbolici ecclesiae catholicae, – Fr. Gull. Streitwolf’a u Rud. Ern. Klener’a. Gottingae 1846. 384 Такое, столь общее понятие о спасающей вере дается в римском катехизисе. Слово «вера», говорят составители катехизиса, «не означает думать, надеяться, желать» (можно пояснить это так: означает не внутреннее настроение, не покаянную веру, ищущую исцеления духа, не веру, готовую на подвиги самоотвержения), а имеет смысл «самого твердого согласия (certissime assensionis vim) на все открытое свыше». Cath- Rom. I pars, II cap. 2 qu. 386 Учение о заслугах de congruo не вошло ни в декреты тридентского собора, ни в римский катехизис, но проводится и защищается римским богословием, как требуемое правовою точкою зрения на оправдание. Так, по словам Ал. Галеса, «Бог дает Свою благодать иначе, как под условием предшествующей заслуги «congrui», совершаемой посредством доброго пользования силами своей природы. Он требует некоторого приготовления (dispositionem) с нашей стороны для того, чтобы каждому из нас влить благодать», т. е. в крещении (Hase’s. I.ehrb. des evang. Dogmatic Leipr. 1838. p. 367). Беллярмин пишет: «делам, совершаемым человеком до влития бгагодати в т. крещения, приличествует название заслуг de congruo, – как таких дел, кои совершаются по вере в божественное обетование, что верующим и кающимся Бог дает Свою оправдывающую благодать». Объясняя определение тридентского собора, что оправдание даруется человеку туне, «потому что ни что предшествующее оправданию – ни вера, ни дела, не заслуживают (promeretur) благодати оправдания” (Sess. VI, c. 8), он говорит, что слова собора значат только то, что человек оправдывается «sine merito de condigno», т. e. без заслуг в собственном смысле, но оправдание «sine merito de condigno» не исключает оправдания «propter menta de congruo, quae sunt nobis ex nobis, sed non ex Deo». До получения благодати оправдания человек не может совершать лишь заслуг de condigno (Disputationes, de jnstifitione, lib. I, c. 21), Таже мысль о даровании благодати оправдания в качестве награды за заслугу de congruo встречается у Перроне. Praecl. theolog. Paris. 1842 г. Т. I, 1438.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

1534 Надобно заметить, что эта первоначальная простая форма римской литургии доселе остается совершенно неизвестной. 1539 Автор Микролога говорит (CXI), что в римской литургии тогда не полагалось никакой молитвы post offerendam ante secretam. Cp. Kössing. Op. cit. S. 345. 1540 Вставка среди самого канона литургии, в молитве за живых, новых слов, не бывших в древнейших и вернейших Сакраментариях (как говорится в Микрологе, CXIVI): pro quibus Tibi offerimus, вместо: qui Tibi offerunt, или вместе с последними, вероятно, сделана по тому же соображению. 1544 A.J. Binterim. (Op. cit. Bd. IV. T. 2. S. 181) объясняет такое опущение сначала случайностью, потом тем, что римская литургия назначалась для Рима, а при введении ее в других государствах – недосмотром. Но все это сколько невероятно само по себе, столько же и не согласно с мнением других католических писателей (например, Kössing. Op.cit. S. 397), которые признают упомянутое опущение в каноне римской миссы намеренным, оправдывая самое намерение тем, будто в каноне следует молиться только за папу и областного епископа, прочих же членов Церкви достаточно поминать общим выражением: всех православных и исповедников соборной и апостольской веры (выражением, прибавленным в средние века вместо pro Rege nostro). 1545 По словам В. Страбона (Op. cit. С. 25), в подобных предписаниях их такое разнообразие, что исчисление только главнейших из них могло утомить читателей (ср.: Kliefoth. Op. cit. S. 261, 274, 291, 327 sqq.). 1547 Cone. Trid. sess. XXV; Contin. Sess. 4. Decretum de indice librorum, Cathechismo, Breviarlo et Missali. 1549 Ближайшим доказательством служат вскоре потребовавшиеся новые редакции римского миссала, сделанные другими комиссиями при папах Клименте VIII и Урбане VIII, впрочем не представляющие почти ничего нового, кроме незначительных исправлений в рубриках и текстах Священного Писания, как объяснено о них в папских буллах 1604 и 1634 гг., где главным образом выражается настойчивое желание – уничтожить разнообразие провинциальных миссалов и ввести римский во всём католическом мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(14) Сию истинную кафолическую веру, вне которой никто не может быть спасён и которую я ныне по доброй воле исповедую и которой искренне придерживаюсь, я, N., обещаю, обязуюсь и клянусь хранить, с Божией помощью исповедовать целиком и в неприкосновенности, со всею верностью, до моего последнего вздоха; обязуюсь, насколько смогу, предпринимать усилия, чтобы она поддерживалась, изучалась и исповедовалась теми, кто зависит от меня, и теми, о ком мне по долгу следует заботиться. Да помогут мне в этом Бог и сии святые Божьи Евангелия. 15 Enchiridion symbolorum et definitionum quae in rebus fidei et morum a conciliis oecumenicis et summis pontificibus emanarunt in auditorium usum/ed. Dr. Hernicus Denzinger. – Wirceburgi, 1854. P. 1. 18 Enchiridion symbolorum et definitionum quae in rebus fidei et morum a conciliis oecumenicis et summis pontificibus emanarunt in auditorium usum/ed. Dr. Hernicus Denzinger. – Wirceburgi, 1854. P. 10–11. 20 Exemplar Athanasiani Symboly//PatrologiaLatina. 88. Col. 585–586; Enchiridion symbolorum et definitionum quae in rebus fidei et morum a conciliis oecumenicis et summis pontificibus emanarunt in auditorium usum/ed. Dr. Henricus Denzinger. -Wirceburgi, 1854. P. 37–39. 22 Исправлено составителем. В данном русском переводе – «вселенская». Латинский термин catholicus лучше перевести как «кафолический» (в отличие от universalis – «вселенский»). 27 Professio fidei Tridentinae a Pio IV per constitutionem Injunctum nobis 18 Nov. 1564 ex decrete Tridentino Sess. 24 cap. 12 de Ref. et Sess. 25 cap. 2. de Ref. praescripta//Enchiridion symbolorum et definitionum quae in rebus fidei et morum a conciliis oecumenicis et summis pontificibus emanarunt in auditorium usum/ed. Dr. Hernicus Denzinger. – Wirceburgi, 1854. P. 231–233; Acta Apostolicae Sedis. Commentarium Officiale. 59 (1967). P. 1058. 28 http://unavoce.ru/library/tridentinae.html#rus. Также см.: Христианское вероучение. Догматические тексты учительства ЦepkbuIII-XX вв. – СПб.: Издательство св. Петра, 2002. С. 32–34.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Haec est catholicae veritatis doctrina, a qua derivare salva fide atque salute nemo potest». Fontes iuris ecclesiastici novissimi. Decreta et canones. S. C. Vaticani. Ed. Ph. Schneider. Ratisbonae. 1895. стр. 27–28 (Sess. IV. Const. De Ecclesia. Cap. III. 41 «Tantuin autem abest, ut haec Summi Pontificis potestas officiat ordinnriae ac immediatae illi episcopalis iurisdictionis potestati, qua Episcopi qui positi a Spiritu Sancto in Apostolornm locum succeesserunt, tamquam veri pastores assignatos sibi greges, singuli singulos, pascunt et regunt, ut eadem a supremo et universali Pastore asseratur, roboretur ac vindicetur». Там же, ср. 28–29, Sess. IV. Const. De Ecclesia. Cap. III, 3. У. Штутц § 67. 43 В заключении слов, выписанных непосредственно выше. О примате папы и его правах см. F. X. Werns S. J, Jus decretalium, tomi I–V ed. 2, особ. I и II pars 2, Romae 1905, 1906. См. также руководства по церковному праву Hinschius’a, Schulle, Philips’a, Scherer’a и др. 44 См. проф. А. П. Лебедев, Со6рание церковно-исторических сочинений. Особ. томы: VI. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, X и XI в. в. М. 1902; т. VII. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI до половивы XV в От начала крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г. 1902 изд. 2. Т. VIII и IX. История Греко-восточной церкви под властью турок от 1453 г. до настоящего временя, изд. 2 СПб. 1904. Г. Ф. Герцберг, История Византии. Перев. П. В. Безобразова. М. 1897 г., а также вообще сочинения по истории Восточной Церкви. 47 См. издания Стоглава: Д. Е. Кожанчикова, СПб. 1863; Н. Субботина, М. 1890; Казанское I862 (2-е над. 1887 г.). О Стоглаве см. новейшее исследование свящ. Д. Стефановича; О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древне-русского церковного права. СПб. 1909. См. также Академика Е. Е. Голубинского , История Русской Церкви. М. 1900, т. II, 1-ая половину, стр. 744–875. 51 При св. Владимире – 8; в половине ХШ в. – 15; к концу XIV в. – 18; с учреждением патриаршества проектировалось довести число митрополий до 12, а епископий до 72, однако к концу патриаршего периода оказалось всего: 1 патриаршая область, 13 митрополий, 7 архиепископий и 1 епископия. См. проф. П. Знаменский , Учебное руководство по Истории Русской Церкви. СПб. 1896, стр. 31, 96, 229, 230. Проф. И. Покровский, Русская епархия в XVI – XIX в. в., т. I, стр. 314–336. Казань 1897. Ср. Академика Е. Е. Голубинского , История Русской Церкви. Т. I, 1-ая половина. М. 1901, изд. 2, стр. 332 и след., 369. Н. Д., Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России до настоящего времени. М. 1892, 1894, 1898 г. г. три выпуска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010