388 этой книги; о «священнически събрания» в Болгарском экзархате (стр. 388 прим. 43); о сербских «свештенички зборови» говорится в 145–168 ст. упом. закона о церк. властях 1890 года. 1623 См. п. 9, IV, § 25 консисторск. устава 1870 г. О далматинских епархиях; п. 6, VI, § 24 конс. устава Буковины. О «съездах духовенства по благочиниям» в России ср. Бердников, Дополнение к курсу церк. права, стр. 346. На этих русских «съездах» избираются и благочинные или сербские «окружни протопрезвитери». 1625 Правосл. исповедание, ч. I, отв. 98. ρος ι′ Иерусалимск. собора 1672 г. (Harduini, XI, 247); ср. послание вост. патриархов о правосл. вере, чл. 15. Римско-кат. церковь принимает, как и православная, семь таинств в следующ. порядке: baptismum, confirmationem, eucharistiam, poenitentiam, extremam unctionem, ordinem et matrimonium. Concil. Tridentini Sess. VII, de sacramentis in genere can. 1 (ed. cit, col. 17). Протестанты признают только два таинства: крещение и причащение. August. Conf., art. 9–14. Helvet. Conf. II, art. 20. 1629 Ср. об этом догматич. вопросе Макарий, Правосл. догматич. богословие. § 245 (уп. изд., II 392– 394). Таково же учение и римско-католической церкви. См. Decret. Gratiani с. 30, 78, 87 и 98. С. I, q. 1 (ed. cit. I, 318, 329, 333 и 339). 1634 Подробности об этом см. в книгах, указанных в 7 прим. §7, а также у E. de Pressensé, La vie éccclésiastique, religieuse et morale des chrétiens aux deuxième et troisième eiècles. Paris, 1877. 1637 Карф. соб. кан. 103. ср. и толкование Зонары на 6 кан. VII Всел. собора (Аф. Синт., II, 578) относительно надзора соборной власти, чтобы при всяком священнодействии строго соблюдать предписания устава. 1638 Трул. соб. кан. 75, Лаод. 17 и толкование архим. Иоанна на 75 кан. Трул. соб. (уп. кн. II, 470–472). Ср. и «учительное известие» при служебнике (Вена, 1854 г., стр. 227 и сл.). 1640 Ап. кап. 9, Трул. соб. 80, Антиох. 2. Сардик. и 11 толков. архим. Иоанна на 80 кан. Трул. соб. (II, 479–481). 1644 Ср. об этом в моем издании «Правила с тумач.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

    Τη γαρ χειροτονα μνη περβεβκασι, και τοτω μνον δοκοσι πλεονεκτεν τους πρεσβυτρους (Златоуст. in 1 Timoth. homil. X, n. 1). Quid facit, excepta ordinatione, episcopus, quod presbyter non faciat? (Иероним. Epist. ad Evangel. CXLV, n, 1).    Asseman. Cod. liturg. III, p. 187.    Concil. Trident. Sess. VII, de confirm. can. 3; Sess. XXIII, can. 7.    Кле, Перроне, Бреннер и другие богословы в трактате о конфирмации.    «Почему они (Самаряне), крестившись, не прияли Духа Святого? Или потому, что Филипп не преподал им Его из уважения к Апостолам, или потому, что он не имел этой благодати (χαρισμα): ибо был из седми диаконов, что кажется и справедливее» (Златоуст, на Деян. ап. бесед XVIII, п. 3).    Слова Киприана см. выше в примеч. 1029. А св. Златоуст, в той же беседе на Деяния апостольские, сказав, что Филипп потому именно не сообщил Духа Святого Самарянам, что был диакон, продолжает: «ибо это было предоставлено Апостолам, — почему и ныне, как видим, это совершают не другие лица, а предстоятели (κορυφαους)».    См. выше примеч. 1086.    … Multis in locis idem factitatum reperimus ad honorem potias sacerdotii, quam ad legis necessitatem. Alioquin si ad episcopi tantum imprecationem Spiritus S. defluit, lugendi sunt, qui…, quam ab episcopis inviserentur (Dialog. adv. Lucifer. n. 9).    См. выше цримеч. 1086.    Игнат. Богонос. посл. к Смирн. п. 8; Тертулл. de monog. c. 2; de bapt. c. 7. 17.    Vid. apud Harduin. Collect. Concil. T. IX, p. 438.    См. ставленич. грамоту священникам.    Perrone, Praelect. Theolog. vol. VI, p. 114: de confirmationis ministro.    Trombell. De ministro confirm. dissert. X, sect. 1, quaest. II, § 6 et squ.    См. выше примеч. 1025.    Поуч. тайновод. III, n. 1, стр. 450.    Киприан. Epist. ad Jan. LXX; Амврос. de myster. c. 7; Августин. In Johann. Epist. trac. VI, n. 10; Лев nana, Serm. IV de natal. Domini.    Perrone, Praelect. Theolog. vol. VI, p. 132, Lozan. 1841.    Cat echism. Roman. Part. II, cap. 3, 17. Cfr. Perrone loc. citat.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

10 Saalschutz, Das mosaische Recht. Th. 2. pag. 799–800. Berlin. 1848. Tissom, Le mariage et diverse, pag. 40. Glock, Christliche Ehe und ihrer moderner Gegner. pag. 13–14. Leipzig 1881. 15 Ios. FIavii, Antiquitates lib. 4. 8. 23. Duschak, Das mosaisch–talmudische Eherecht, pag. 83–86, 140. 17 Senecae philosophi, Opera omnia – de Beneficiis. lib. 3. cap. 16. pag. 436–437. Lipsiae. 1741. 20 Zachariae–Lingenthal, Geschichte des griechisch – romischen Rechts. pag. 55–56. Berlin. 1877. 21 Писания мужей апостольских. «Пастырь» Ермы кн. 2. Запов. 4. Стр. 257–258 в переводе свящ. Преображенского. Москва. 29 De monogamia cap. 9. Klee. Die Ehe, eine dogmatisch–archaologische Abhandlung, pag. 37. Mainz. 1833. 37 Drey, Neue Untersuchungen uber d. Constitut. und Kanones de Apostel. pag. 251–252. Tubingen. 1832. 38 См. Толков. Вальсамона, Зонары. Συνταγμα, t. 2, pag. 64–65. Архимандр. Иоанна, Опыт курс. церк. законовед., т. 1, стр. 195–196. 42 Munchen, Abhandlung uber d. erste Concil von Arles – in Bonner. Zeitschrift fur Philosophic und Theologie. Heft. 27. pag. 58. 50 Concilium Andegavense 458 г. в Галлии. Hefele, t. 2. pag. 561. Mansi, t. 7. pag. 900–902. con. 6. 51 Concil. Irland. sub Patricio 450–456. Hefele, t. 2, pag. 565. Mansi, t. 6, pag. 513–538. con. 19, 26. 55 Mansi, t. 11, p. 127; Concil. Herudfordiae t. 12. pag. 127–130. can. 10. Conci. Toletanum 681 г. can. 8. pag. 1034–1035. 59 Mansi, t. 13. Appendix pag. 153, can. 43. Capitulare Suessionense 744 r. Mansi, t. 12. Append. pag. 109–114 can. 9. 60 Concil. Trident. Sess. 24, de sacram. matrimonii, can. 8. О разводе по католическому праву см. Knopp, Vollstandiges Katholisches Eherecht pag. 534. – Regnsburg. 1869 г. Schulte, Handbuch des Katolisch. Eherechts. 418–440. Giessen 1855 г. 61 Concil. Paris. 829 г. can. 2. Concil. Vorms. 829 г. Hefele, t. 3, pag. 69. 70. Concil. Paris. 846 г. can. 69. Concil. Tribur. 845 г. в Германии can. 51. Hefele, t. 4, pag. 112, 536. 65 О криминальном характере прелюбодеяния с канонической точки зрения см. Katz, Ein Grundriss des Kathol. Straftrechts. pag. 101–105. Berlin und Leipzig. 1881.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

миропомазания и наконец достижения в мужа совершенна. Самое помазание совершается крестообразно на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, персях, руках и ногах, с произношением при помазании каждой из показанных частей тела слов: «печать дара Духа Святого.» Помазание сих частей тела, по их отношению к действиям души, в духовном смысле может означать действие Св. Духа на три главные силы души человеческой и на внешние поступки человеческие. Чело обыкновенно представляется седалищем мысли, перси – хранилищем желаний, а прочие чувственные органы – проводниками ко внутреннему чувству и орудиями деятельности душевной: посему помазание чела может означать очищение мыслей, помазание персей освящение желаний, помазание прочих частей тела – освящение чувств и всего поведения Христианина. Точно таким же образом совершается миропомазание и над обращающимися к Православной Церкви. Здесь только миропомазанию предшествует отречение обращающегося к православию от прежних его заблуждений, и исповедание православный веры, согласно определениям второго 110 и шестого 111 Вселенских Соборов. Подробное изложение отрицания можно читать в Требнике, где представлены со всеми видами чины присоединения обращающихся к Православной Церкви, составленные (в 843–847 годах) Св. Мефодием, Патриархом Константинопольским, ревностным защитником иконопочитания 112 . Таким образом таинство миропомазания в Церкви Православной совершалось и совершается не одними Епископами, но по их благословению и Пресвитерами, чрез по мазание миром, освященными от Епископов, преподается только принявшим Св. крещение, и притом непосредственно в след за крещением, и совершается по древнему чину. 1 Прав. Испов. Отв. на вопр. 104. 105. Катихизис Преосв. Митроп. Филарета о миропомазании. 2 Concil Trident. Sess. 7. can. 3. Si quis dixerit, sanctae confirmation is ordinarium Ministrum non esse solum Episcopum, sed quemvis simplicem Presbyterum, anathema sit. V. id. can. 1. item sess. 23. can. 7. Catech. Rom. 2, 3. 2 . Confirmationem ab ecclesia sacramentum ideirco vocari docendum esm, quoniam, qui baptizatus est, cum ab Episcopo s. chrismate ungitur, – novae virtutis robore firmior esse incipit. 13 Корнелий о Новате: «не получивший сего (помазания) каким образом он мог получить Духа Святого?» apud. Euseb. Η.Е. 6. 43. Кирилл Александрийский , объясняя слова Исаии (25, 6): помажутся миром на горе сей, говорит: «миро означает для нас помазание Духа Святаго... ибо помазуемся миром во время Св. крещения, совершая знамение того, что получаем помазание Духа Святаго!» Lib. III. Тот. 1. р. 353. 14 Кирилл Александрийский , после того, как сказал о таинственном действии крещения, продолжает: «для оправдываемых во Христе чрез Св. крещение присовокупляется еще и действие мира, доводящее их до совершенства (συνυ λξσα προς τελωσιν). На Иоиля 2, 23. Пост. Апост. 3, 7.·Лев epist ad Nicet. cap. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ras...

на Тридентском Соборе , где А. была определена как «дар Божий», подвигающий грешника к получению благодати в таинстве покаяния: «Если кто станет говорить, что сокрушение (А.) не есть подлинная и душеполезная скорбь, и что оно не приготовляет душу к благодати, но делает человека лицемером... то да будет анафематствован» (Sess. 14. Can. 5//Conciliorum Oecumenicorum Decreta. R. et al., 1973. P. 703-713), однако окончательно вопрос о достаточности А. для свершения таинства покаяния остался нерешенным. В XVII-XVIII вв. споры вокруг А. (на основе спорного толкования «diligere incipiunt» (лат.- начинают любить; Sess. 6. Can. 6//Ibidem)) велись аттриционистами, считавшими, что для покаяния достаточно раскаяния, вызванного страхом Божией кары (А.), и контриционистами, к-рые настаивали на том, что сокрушение о совершенных грехах должно основываться на истинной любви к Богу, хотя бы еще только зарождающейся и слабой. В Ordo poenitentiae (Чин покаяния) 1973 г. и в Кодексе канонического права 1983 г. термин «А.» не употребляется. Декларируется твердое следование учению о покаянии Тридентского собора, утверждающему, что раскаяние-сокрушение (contritio) служит началом обращения и должно обязательно сопровождаться «определенным и решительным отречением от совершенного греха» и «намерением никогда больше его не совершать» (CIC. Can. 959-997). Ист.: Denzinger H. Enchiridion symbolorum definitionum et declarationum de rebus fidei et morum/Hrsg. v. P. Hünermann. Freiburg i. Br., 1999. N 1526-1527; 1676-1683; Giovanni Paolo II. Reconciliatio et poenitentia//AAS. 1985. T. 77. P. 185-275, N 31. Лит.: Perinelle J. L " Attrition d " après le Concile de Trente et d " après S. Thomas. Kain, 1927; Galtier P. De poenitentia. P., 1931. P. 64-77; Boyer C. De poenitentia. R., 1942. P. 327-328; Dondaine H. L " Attrition suffisante. P., 1943; Garrigou-Lagrange R. De eucharistia: De poenitentia. Torino, 1948. P. 378-478; De Blic J. Sur l " attrition suffisante. Lille, 1945; Piolanti A. De sacramentis. Torino, 1946. P. 348-354; Anciaux P. La théologie du sacrement de pénitence au XIIe siècle. Louvaine, 1949; Spykman G. J. Attrition and Contrition at the Council of Trent. Kampen, 1955; Heynck V. Attritionismus//LTK2. Bd. 1. Sp. 1019-1021; Tentler T. N. Sin and Confession on the Eve of the Reformation. Princenton, 1977. P. 25, 235, 294; Engelhart P. Attritio//LexMA. Bd. 1. Sp. 1181. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) ABSTINENTIA католический церковно-дисциплинарный термин, обозначающий временное или постоянное воздержание в питании, сне, супружеской близости по морально-религиозным соображениям

http://pravenc.ru/text/76798.html

27 На 7 заседании Тридентского собора было постановлено: si quis dixerit, in tribus sacramentis, baptismo scilicet, confirmatione et ordine non imprimi characterem in anima, hoc est, signum quoddam spirituale et indelebile, unde ea iterari non possunt: anathema sit (Sess. VII, de sacramentis in genere can 9), и дальше: si quis dixerit per sacram ordinationem non dari Spiritum Sanctum, aic proinde frustra episcopos dicere: Accipe spm S-m aut per earn non imprimi characterem; vel eum qui sacerdos semel fuit laicum rursus fieri posse anathema sit (Sess. XXIII desacr. ord. can 9). 28 Вот как смотрит на этот вопрос современный католический богослов: Que penser des sacraments administers par un éveque schismatique ou héretique?... Aujourd " hun tout catholique sait que pour pouvoir faire réelement des pretres chrétiens, en observait le rite convenable, il suffit de posséder réelement la plenitude de sacerdoce autrement dit, d " etre évêque. L " exercice du pouvoir d " ordre dans la collection du sacerdoce comme dans tout autre act sacramental, pourra etre illicite, si l " évêque va contre une prohibition de l " Eglise: il ne sera pas pour cela invalide (?), et ainsi le sacerdoce chrétien pourra exister et se perpetuer, le Christ l " ayant voulu, hors des prises de l " Eglise meme dans le schismet, meme dans l " hérésie. G " est la une vérité, non précisement de foi definite, mais cependant définissable; les théologiens disent: proxima fide (A. d " Ales. Ordination, Dicm. Apolog. de la Foi cathol., fasc. XIII. Paris 1919). 29 Ковег. Die Deposition und Degradation. Tubingen. 1867, стр. 94–5 устанавливает, что, хотя низложенный клирик юридически есть мирянин, но «die Befahigung die mit ihrer Wurde verbundenen Funktionen auszuûben ihnen ungeschmalert verblieb (?!). Поэтому и самая Deposition понимается как лишение прав сана, ohne jedoch den durch die Ordination empfangenen geistlichen Character vollig zu verlieren» (110). Выходит, что действенное извержение из сана для Церкви неисполнимо. В связи с таким пониманием находится католическая практика восстановления в сане извергнутых из него, разумеется, властию папы (Е. Vagandard. Déposition et dégradation des clercs, Dict. de théol. cathol. t. IV. p. 472).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   Bona, Rer. liturg. II, c. 19, § 2.    Прав. исп. ч. 1, otb. на вопр. 107; снес. св. Дионис. алекс. прав. 2. 4; св. Тимоф. алекс. прав. 5. 7. 12.    См. «чин погребен. младенческ. в Требнике.    Concil. Trident. Sess. XXI, can. 1. 2.    Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Eucharistia, P. 1, c. III, propos. IV.    Ibid. n. 224.    Ibid. n. 197. 199.    «После того, как предстоятель совершит благодарение и весь народ возгласит: аминь, так называемые у нас диаконы каждому из присутствующих дают приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды да и к небывшим относят» (Apolog. 1, 85, в Хр. Чт. 1825, ΧVII, 98—99).    Contra haeres. XV, 18, n. 4. 5; V, 2.    De resurrect. carn. c. 8,    Quos excitamus et hortamur ad proelium, non inermes et nudos relinquamus, sed protectione corporis et sanguinis Christi muniamus… Nam quomodo docemus aut provocamus eos in confessione nominis sanguinem suum fundere, si eis militaturis Christi sanguinem denegamus? (Epist. LIV).    Кирилл. иерус. поуч. тайновод. IV, n. 3. 6; Златоуст. на Матф. бесед. LXXXII, п. 5; Амврос. de myster. c. VIII, n. 48.    Serm. IV de Quadrages., in Bibl. P. P. max. t. VII, p. 1015, Lugd. 1677.    Apud Gratianum. Decr. III de consecr. dist. 11, c. 12.    Bona, Rer. liturg. IX, c. 18, § 1; c. 19, § 3; cfr. Buttenstock., Hist. eccles. N. T. III, p. 252.    Concil. Trident. Sess. XXI, can. II; cfr. Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. V.    Вот главнейшие из этих причин: а) опасность пролития крови; б) трудность сохранять вид вина для больных, особенно в странах жарких и холодных; в) недостаток такого вина во многих местах отдаленных; г) естественное отвращение от вина многих и под. (Pernone, loc. citat. n. 214).    Perrone, Ibid. n. 215.    Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. IV, n. 192.    Ibid. n. 189. 191.    Иустин. Apolog. 1, n. 85 (см. выше примеч. 1258). Cfr. Baronii Annal. eccles. T. V, ad an. CCCCIV.    Бароний пишет: habes id quoque probatum auctoritate S. Gregorii, Rom. pontificis, quum ait (Dialog. III, c. 36), in navi portasse navigantes Christi corpus et sanguinem (Annal. eccl. loc. cit.). Кардинал Бона то же самое подтверждает касательно пустынников (Rer. liturg. II, c. 18, n. 11), где, в частности, указывает на пример препод. Марии египетской, удостаившейся приобщиться в пустыне и тела и крови Господней из рук препод. Зосимы (см. Чет. Мин.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Проблемы обнищания приходов и пренебрежение клириками пастырской деятельностью, вызванные в т. ч. И., были затронуты на Тридентском Соборе в декрете «О реформе», который предписал епископам произвести объединения (unire) приходов или перераспределение доходов еп-ства для обеспечения достойного материального положения приходов. Декрет запрещал епископам впредь проводить И. без обязательной папской санкции, закрепив тем самым исключительное право на них за Папским престолом (Conc. Trident. Decretum de reformatione. Sess. 24. Can. 13; Sess. 25. Can. 9). Однако эти постановления не решили проблему, т. к. декрет не касался уже существовавших И., а в ряде мест его не исполняли или использовали иные способы для получения доступа к приходским доходам. Так, в Баварии мон-ри нередко облагали свои патронатные приходы особыми податями, а епископы требовали от кандидатов при назначении на определенные приходы уплаты ежегодных платежей; доходы, получаемые монастырями или епископом с таких приходов, приближались к доходам с инкорпорированных приходов монастырей или епископств. После Тридентского Собора в католич. каноническом праве были разработаны 3 формы И. Неполная И. (minus plena, или quoad temporalia) помимо использования доходов с прихода давала право представления кандидатуры приходского священника на утверждение правящему епископу. И. «utroque iure» (иначе И. «quoad temporalia et spiritualia») предоставляла также право назначения на должность приходского священника, при этом епископ контролировал лишь осуществление пастырской деятельности в приходе. И. «plenissimo iure», ранее входившая в состав И. «pleno iure», полностью исключала влияние местного епископа на осуществление пастырской деятельности в приходе и замещение приходских должностей (как правило, ею обладали монастыри, находившиеся в прямой папской юрисдикции). В нач. XIX в. на практике И. негативно отразилась секуляризация мон-рей и их имущества, проведенная во мн. странах Европы. Однако отдельные инкорпорированные приходы, напр. ун-тов, продолжали существовать в XIX в., как правило получив новое подтверждение своего статуса со стороны Папского престола. Менее всего отношения И. оказались затронутыми в Австрии, где они отчасти сохранились до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/389609.html

30 На 7-м заседании Тридентского Собора было постановлено: si quis dixerit, in tribus sacramentis, baptismo scilicet, confirmatione et ordine non imprimi characterem in anima, hoc est, signum quoddam spirituale et indelebile, unde ea iterari non possunt: anathema sit (Sess.VII, de sacramentis in genere can.9), и дальше: si quis dixerit per sacram ordinationem non dari Spiritum Sanctum, ac proinde frustra episcopos dicere: Accipe spm S-m aut per earn non imprimi characterem; vel eum qui sacerdos semel fuit laicum rursus fieri posse anathema sit (Sess.XXIII de sacr. ord. can.9) (если кто скажет, что в трех таинствах, а именно крещении, миропомазании и рукоположении, не запечатлевается свойство в душе, то есть некий знак духовный и неуничтожимый, из- за которого их нельзя повторить, да будет анафема... если кто скажет, что через священное рукоположение не дается Дух Святой и что следовательно впустую епископы говорят: «Прими Духа Святого» или что через него не запечатлевается свойство; или что тот, кто однажды был священником, может снова стать мирянином, да будет анафема (лат) – Прим. ред.) 31 Вот как смотрит на этот вопрос современный католический богослов: Que penser des sacrements administrés par un évêque schismatique ou hérétique?... Aujourd " hui tout catholique sait que pour pouvoir faire réellement des prêtres chrétiens, en observant le rite convenable, il suffit de posséder réellement la plénitude de sacerdoce, autrement dit, d " être évêque. L " exercice du pouvoir d " ordre dans la collection du sacerdoce comme dans tout autre acte sacramental, pourra être illicite, si l " évêque va contre une prohibition de l " Église: il ne sera pas pour cela invalide (?), et ainsi le sacerdoce chrétien pourra exister et se perpétuer, le Christ l " ayant voulu, hors des prises de l’Église, même dans le schisme et même dans l " hérésie. C " est là une vérité, non précisément de foi défini, mais cependant définissable; les théologiens disent: proxima fide (Что думать о таинствах, совершаемых епископом-раскольником или еретиком?... Сегодня всякий католик знает: для того, чтобы действительно рукополагать христианских священников, соблюдая надлежащий обряд, достаточно обладать реальной полнотой священства, иначе говоря, быть епископом. Осуществление епископской власти созывать священнослужителей, равно как и всякое другое священное действие может оказаться незаконным, если епископ пойдет против запрещения, наложенного Церковью, – однако в этом случае оно не будет недействительным (?), и таким образом христианское священство может существовать и не прерываться, поскольку Христос так возжелал, вне связей с Церковью, даже в расколе и даже в ереси. В этом заключена своя истина, если еще и не определенный догмат, то, тем не менее, поддающийся определению; как говорят богословы, proxima fide (почти Вера (т.е. пока не утвержденный догмат) – лат.) (фр.) – Прим. ред.) (А. d’Alès. Ordination, Dictionnaire Apologétique de la Foi Catholique, fasc. XIII. Paris 1919).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И так как renovatio в земной жизни возрожденного человека не есть законченный процесс, то таковым же является и всецело с протестантской точки зрения, обусловливаемый им процесс sanctificatio в его втором (а по реформатской доктрине – и в первом) моменте. Отсюда sanctitas, как свободное исполнение закона, невозможна для возрожденных, а следовательно невозможною для них является и justitia, прецедентом которой служит sanctitas, Если же человек не может fieri justum или esse justum, то он по необходимости должен reputari pro justo propter obedientiam Christi. Так возникло в протестантстве учение об оправдании, как вменении праведности Христовой 17 . Когда именно происходит это вменение и обусловлено ли оно чем-либо со стороны человека, вопрос этот может быть выяснен при рассмотрении учения западной догматики о так называемых причинах оправдания, к каковому рассмотрению и переходим 18 . 2 Основание для различения именно трёх сторон в понятии оправдания можно находить а) в св. Писании, напр., в 1Kop. VI, 11 . где троекратно употребленное Апостолом обозначает, что образное выражение, заимствованное от внешней стороны таинства крещения, имеет самостоятельное значение, указывая на особую сторону в акте оправдания, сообщаемого в этом таинстве, и б) в молитвах церковных, в которых наряду с помилованием грешника (и в частности с очищением грехов и прощением беззаконий, – различие между этими сторонами в понятии греха дается в пс. L, 7 и ещё яснее в 1Uoah. III, 4 ) испрашивается исцеление немощей, причиняемых грехом душе (Молитва «Пресвятая Троице» и Великое славословие). 3 Conc. Trid. sess. V, deer, de pece. orig. § 5. Sess. V can. 32: «Si quis dixerit hominis justificati bona opera ita ess dona Dei, ut non sint etiam bona ipsius jnstificati merita; aut ipsum justificatum bonis operibus, quae ab eo per Dei gratiam Jesu Christi meritum, cujus vivum membrum est, fiunt, non vere mereri augmentum gratiae, vitam aeternam et ipsius vitae aeternae, si tamen in gratia decesserit, consecutionem, atque etiam gloriae augmentum: anathema sit».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010