153 Cotelerii t. II, p. 302–303; Пал. пат. в. 2, стр. 75, cp. Das Futhymiuskloster von Riess. S. 225–226. 156 Cotelerii t. II, р. 279–280, Пал. пат. в. 2, стр. 48–59. Илия ушел из лавры Св. Евфимия в Иерихон и выстроил себе келью вне города, где впоследствии созданы была монастыри его имени (Vita Sabae Cotelerii t. Ill, p. 324; Пал. пат. в. 1, стр. 97). Другой монастырь патр. Илии находился к юго-западу от Иерусалима, на половине дороги между ним и Вифлеемом (Topogr. В. Н, S. 547–551; Св. Земля А. А. Олесницкого т. II, стр. 75–86), Мартирий, найдя пещеру к западу от лавры Св. Евфимия, приблизительно в 15 стадий, безмолствовал в ней, и там построил преславный монастырь. Это не Кеттар (Schick S. 24), или Мурассас (Kasmeren bei Riees; S. 232), не шех ел-Хидр (Nachtrag. Forrer. S. 235), а, всего вероятнее, дер ес-Сидд (Riess.S.232–233). Местность эта не обозначена ни на карте иудейской пустыни Шика, ни на карте Прав. Пал. общ. (1893 г.). 159 Comelerii, t. II, р. 216–222; 230–231; Пал. пат. в. 2, стр. 18–21; 25–26. Созомен пишет, что впервые христианство распространялось среди сарацин в IV веке, благодаря первому сарацинскому епископу Моисею, при царице Мавии, ведшей упорную войну с Византией. Такое свидетельство его не исключает, однако, факта обращения в христианство сарацин Св. Евфимием, так как Созомен, писавший эту историю после 443 года, сообщает далее, что некоторые из сарацин не задолго до царствования Феодосия II начали христианствовать и Христову веру приняли через обращение с обитавшими вблизи иереями и монахами, которые, любомудрствуя в прилежащих к той стране пустынях, славились доблестию жизни и чудодействиями. Рассказывают, что тогда обратилось к христианству даже всё их племя и именно по случаю крещения патриарха их Закома. Хотя приводимые у Созомена обстоятельства крещения Закома не дают нам права видеть в монахе, крестившем сарацин, Св. Евфимия, но косвенным образом они подтверждают достоверность рассказа Кирилла Скифопольского . (Церк. История, кн. 6, гл. 38, стр. 468–472).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Центром почитания П. Н. была базилика во имя святого (Сен-Поль) в Нарбоне, по преданию, основанная им самим. В 1-м Житии сообщается о строительстве церкви за р. Од, «в месте, именуемом Альболы» (ad locum quem uocant Albolas, qui est trans pontem). Согласно более поздним Житиям, церковь, посвященная Пресв. Деве Марии, была возведена на месте дворца жены нарбонского правителя или языческого храма. Топоним «Альболы», возможно заимствованный из Жития, упоминается в грамотах 911 и 925 гг. ( Devic, Vaiss è te. 1875. Col. 130-131, 150-151). Базилика находилась на территории некрополя в юго-зап. пригороде позднеантичной Нарбоны, между Домициевой и Аквитанской дорогами. При археологических раскопках, проводившихся с 1941 г., были обнаружены многочисленные погребения, из которых самые ранние относятся к IV в. Близ храма исследованы остатки христ. мавзолея, украшенного напольной мозаикой (кон. IV в.) ( Jannoray. 1955; Dellong et al. 2002. P. 191, 297-306). Следы базилики или др. позднеантичных сооружений, связанных с гробницей П. Н., не были найдены. Высказывалось мнение, что церковь на могиле П. Н. могла быть возведена при еп. Рустике (427-461), одновременно с небольшой базиликой св. Феликса, находившейся на др. пригородном некрополе ( Riess. 2016. P. 116). Сведения о базилике П. Н. относятся лишь к эпохе Каролингов. В судебном решении 782 г. упоминаются «виллы и владения святых Юста и Пастора, св. Павла и св. Стефана, которые находятся в Нарбонском паге» (Gallia Christiana. P., 1739. T. 6. Col. 5). Согласно привилегии имп. Людовика Благочестивого (814), «монастырь, известный под именем св. исповедника Павла, где этот святой телом своим почивает», находился под управлением архиепископа Нарбонского (Die Urkunden Ludwigs des Frommen/Bearb. T. Kölzer. Wiesbaden, 2016. Tl. 1. S. 115. (MGH. Dipl. Kar.; 2); ср. привилегию кор. Карла Лысого (843): Gallia Christiana. P., 1739. T. 6. Instr. Col. 4-5). В 858 г. гробницу П. Н. посетил на обратном пути из Испании парижский мон. Узуард (PL. 115. Col. 948). В документах 925 и 964 гг. упоминаются также гробницы и реликвии др. святых, не названных по имени (см.: Griffe. 1943. P. 485).

http://pravenc.ru/text/2578557.html

162 ibid., р. 271–273; стр. 54–55; Nicephori Callisti Histor. Eccles, t. II, lib. XV, p. 606–607. Cp. Atheuais von F. Gregorovius Leipzig 1882. S. 167. 163 Описанной у Кирилла монаха местности вполне соответствует горная западная возвышенность Мунтар, которая лежит в указанном расстоянии к югу от хан-ес-Сахль. На месте башни императрицы Евдокии, около 511 года, Савва Освященный воздвигнул монастырь Иоанна Схолария. Cotelerii, t. III, р. 278; Пал. пат. в. I, стр. 56. 164 Год обращения (456) императрицы Евдокии, Грегоровиус уставовил (Athenais. S. 247) на основании свидетельства Le Quien. Oriens Christianus, t. III p. 168. 167 Мнение, что церковь св. Петра и водоем при ней необходимо искать в нынешней палестинской местности Марассас (иначе умм Расрас у Тоблера), высказано впервые А. А. Олесницким , как предположение («Св. земля», т. 2, стр. 11); Furrer (Nachtrag. S. 235), Kasmeren и Riess (Das Enthymiuskloster, die Peterskirche der Eudokia. S. 226–228) отождествляют эти местности. 170 Кυρλλου μοναχο περ το ν γοις ββ Θεοδοσου (изд. Узенера 1890 г.) S. 110; ср. прим. 190–191; Comelerii, t.III, р. 227; Пал. пат. в. 1, стр. 8. 172 Из них назовём Дометиана, одного из ближайших сподвижников Св. Евфимия (ум. 473 г.); Хризиппа, сперва эконома лавры, влоследствии крестоблюстителя в Иерусалимском храме Св. Воскресения и составителя многих сочинений, достойных всякой похвалы (ум. 479 г.); Косму, тоже крестоблюстителя и епископа Скифополя (ум. 494 г.); Мартирия Каппадокиянина (ум. 486 г.) и Илию араба (ум. 518 г.), впоследствии Иерусалимских патриархов: Гавриила, пресвитера церкви Св. Воскресения и игумена церкви Св. Стефана, устроившего свой небольшой монастырь в восточной долине горы Св. Вознесения (ум. 499 г.); Гаиана, епископа гор. Медавы; Стефана, епископа Иампийского; Домна, патриарха Антиохийского; Савву Освященного; Фида, епископа Дора; Кириака монаха; Кирилла Скифопольского и мног. друг. 173 Год смерти Св. Евфимия установлен издателем жития Св. Евфимия в Acta Sanct. Boiland. (Januar, t. II, стр. 300–301), так как летосчисления самого Кирилла, по ошибке переписчиков, не везде согласуются сами с собой (Прав. месяц. В. еп. Сергия т. II, стр. 819), и укавания других историков (Ник. Кал. г. II, кн. 14, гл. 52) стоят в противоречии с хронологическими датами биографа Св. Евфимия и помещают смерть Св. Евфимия то под 474 г. (Никифор), то под 472 г. (Бароний), то под 475 г. (Алоизий Липоман).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Серг. П., 1892; Riess V. Das Euthymiuskloster, die Peterskirche der Eudokia und die Laura Heptastomos in der Wüste Juda//ZDPV. 1892. Bd. 15. S. 212-233; Vailhé S. La Laure de St. Sabas//Échos de Notre Dame de France de Jérusalem. P., 1897. Vol. 5. P. 112-123, 135-144; idem. Les premiers monastères de la Palestine//Ibid. P. 39-58, 209-225, 334-356; 1898/1899. Vol. 4. P. 193-210; idem. Les laures de St. Gérasime et de Calamon//EO. 1898. Vol. 2. N 3. P. 106-119; idem. Répertoire alphabétique des monastères de Palestine//ROC. 1899. T. 4. P. 512-542; 1900. T. 5. P. 19-48, 272-292; Féderlin J. L. Recherches sur les laures et monastères de la plaine du Jourdain et du désert de Jérusalem//La Terre Sainte. P., 1903. T. 20. P. 117-331; Vailhé S., Pétridès S. St. Jean le Paléolaurite: Précédé d " une notice sur la Vieille Laura//ROC. 1904. T. 9. P. 333-358, 491-511; Leclercq H. Laures palestiniennes//DACL. 1929. T. 8. Pt. 2. Col. 1961-1988; Liguori A. M. Le laure di Palestina: Pagine sparse di cenobitismo orientale//La Terra Santa. Jerus., 1936. Vol. 16. P. 3-76; Schneider A. M. Das Kalamon-Kloster in der Jerichoeben//Oriens Chr. Ser. 3. 1938. Bd. 13. S. 39-43; Meester P., de. De monachico statu iuxta disciplinam byzantinam. Vat., 1942; Cecchetti I. Laura//EC. 1951. Vol. 7. Col. 958-960; Corbo V. C. Come abbiamo ritrovata la Laura di Geremia//La Terra Santa. 1958. Vol. 34. P. 169-172; idem. Finalmente identificata la Laura «Eptastomos»?//Ibid. P. 85-88; idem. Il cenobio di Zannos ed il piccolo cenobio della Granda Laura ritrovati nel Wadi el-Nar//Ibid. P. 107-110; idem. Ritrovati gli edifici della Laura di Firmino//Ibid. 1960. Vol. 36. P. 137-141; idem. La Nuova Laura identificata con Kh. Tina//Ibid. 1962. Vol. 38. P. 109-113; Meinardus O. F. A. Notes on the Laurae and Monasteries of the Wilderness of Judaea//LA. 1965. Vol. 15. P. 220-250; 1966. Vol. 16. P. 328-356; 1969. Vol. 19. P. 305-327; idem. Historical Notes on the Laura of Mar Saba//ECR. 1969. Vol. 2. N 4. P. 392-401; Chitty D.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

660  Литература для знакомства с Тарсом у нас была Strabonis Geographica Lipsiae, MDCCCLII. Recognov. A. Meinecke. Gibrat G. Geographie ancienne T. II. Paris MDCCXC. Boudrand M. Geographic ordino litterarum disposita. 11. Parisiis. MDCLXXXII. Riess R. Biblische Geographie. Freiburg im Bresgau. 1872. Treppner. Das Patriarehat von Antiochien von seinem Enstehen bis zum Ephesinum 431. Wurzburg, 1894. Grausberger. Erzichung und Unterricht im klassischen Altertum III Th. Wurzburg. Philostratum et Callistratum opera recogn. A. Westermann. Parisiis MDCCCXLIX. Терновский. Очерки из церковно-исторической географии. Казань, 1899. Фаррар. Жизнь и труды св. апостола Павла. Перевод Лопухина . СП. 1893. 662  Epist. Juliani. 73. Hartlein, II, S 605. Facundus Germ. Pro defens. tr. cap. IV, 2. PL LXXXVII, col. 621. Garnerius Dissertatio de haeresi et libris Nestorii. PG XXXIII, col. 1557–1558, также – PL XLVIII, col. 1146. 663  Перевод с сирийского из несторианской богослужебной книги „Худра” (по-нашему, Триодь или Минея), 5 неделя по Богоявлению, пятница – память греч. отцов сир. церкви, Диодора, Феодора и Нестория. 14 стихира утренняя. См. о „Худре” – П. К. Коковцев. „К Сиро-Турецкой эпиграфике Семиречья”. Известия Императ. Акад. Наук”- 1909 г. стр. 789–794. Ср. Homélie de Narses sur les trois docteurs Nestoriens. Trad. Martin. Journal Asiatique. 9 sér. Т. XV. 1900. 482 p. 671  Об Акакии Тарсском – см. Philostorgius. V, 5. Bidez. S. 66; русский перевод 364 стр. Le Qien. Oriens Christianus Cit. ed. II, 872 p. Treppner. Cit. op. 102 S. 674  Homélie de Narsés sur les trois docteurs Nestoriens. – Journal Asiatique. 9 s. Т. XV. 1900. 482 p. Ср. Нест. кн. „Худра” Стихира 17. 679  Mansi. III, 630–631. Ср. Damasi ор. PL XIII, col. 370–371. Theodor. V, 10. S. 295 f. 323–325 стр. Ср. об этом соборе Lietzmann Apollinaris v. Laodicea und seine Schule. Cit. ed. 54 S. ff. Rade Damasus, Bischof von Rom. Freiburg i В 1882. 115 f. Schäfer. Basilius des Grossen Beziehungen zum Abendlande. Cit. ed. S. 261–262. Cavallera. Le Schisme d’Antioche 212–214 p. Спасский A. A. 566–567, 638–640 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

[Лат. Paulus Narbonensis] (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии. Самое раннее упоминание о П. Н. содержится в поэме Пруденция (рубеж IV и V вв.), к-рый назвал святого среди мучеников, почитавшихся в различных городах Испании и в соседних регионах (surget et Paulo speciosa Narbo - Prudent. Perist. 4. 34). Согласно ранней редакции «Страстей св. Дионисия» (BHL, N 2171), апостолы и их преемники назначили христ. проповедников, из числа к-рых в Галлию были направлены святые Дионисий, Сатурнин и П. Н. О святом говорится как о епископе и исповеднике (beatissimus Paulus, antistes atque confessor), к-рый подвигами и красноречием утвердил христ. веру в Нарбонской пров. Время составления «Страстей…» трудно определить; одни исследователи датировали сочинение V-VI вв., другие - VIII в. (см., напр.: Lapidge M. Hilduin of Saint-Denis: The Passio S. Dionysii in Prose and Verse. Leiden; Boston, 2017. P. 612-626). «Учеником апостолов» П. Н. назван и в соч. «Тайна Св. Троицы» (CPL, N 1014), автором к-рого обычно считают св. Кесария Арелатского († 542); вместе со святыми Трофимом Арелатским (Арльским), Сатурнином Толозским (Тулузским) и Дафном Вазионским (Везонским) П. Н. был основателем одной из 4 старейших епископских кафедр Галлии (PLS. T. 4. Col. 545). Согласно Григорию Турскому, П. Н. был среди 7 св. епископов, направленных в Галлию в 250 г. (дата заимствована из «Страстей св. Сатурнина» (BHL, N 7495-7496)). Одни проповедники приняли мученическую смерть, но другие, в т. ч. П. Н., мирно почили после усердных миссионерских трудов ( Greg. Turon. Hist. Franc. I 28, 30). На основании свидетельства Григория Турского деятельность П. Н. обычно датируют III в. ( Griffe. 1934. P. 34-35; ср.: Riess. 2016. P. 115-116), однако эти данные не вполне надежны. Хотя Нарбона была одним из важнейших городов рим. Галлии, центром 1-й Нарбонской провинции, о преемниках П. Н. на епископской кафедре до V в. сведений нет. Поминовение П. Н. как исповедника указано под 22 марта в Иеронимовом Мартирологе (галльская редакция рубежа VI и VII вв.- MartHieron. Comment. P. 155-156). Т. о., в источниках V-VI вв. содержатся скудные сведения о П. Н., однако они указывают на широкую известность святого, которого почитали как одного из первых христ. проповедников и основателей Галльской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2578557.html

Coteleríi Eccl. gr. mon. t.II, p. 233; Пал. пат. в. 2, стр. 28; cp. Das Enthymins-Kloster von Dr. Riess (ZDPV. В. XV, H. IV, S. 223. Anmerk.). 120 Cotelerii t. II, р. 201; Пал. пат. в. 2, стр. 7. Год рождения Св. Евфимия, на основании указаний его биографа, что он родился в августе месяце четвертого консульства Грациана и что в год смерти Валента (378 г.) ему не было и года, относят к 377 году. 122 Еп. Отрей присутствовал на втором всел. соборе, и подпись его находится под символом этого собора. Деяние всел. собор, (изд. 2), т. I, стр. 113. 123 Cotelerii t. II, р. 206; Пал. пат. в. 2, стр. 11. Изучая по преимуществу Св. Писание и произведения аскетической письменности, Св. Евфимий не чуждался, однако, и тех предметов, относящихся к области внешнего просвещения, какие преподавали его наставники. На успехи его в деалектике и философии указывает то, что, будучи в Мелитине, он вел с философами-язычниками диспуты по разным религиозным вопросам, о чем свидетельствует найденная Попадопуло-Керамевсом в одной из палестинских библиотек рукопись, заключающая в себе разговор Евфимия с сарацинскими философами о вере. εροσολυμιτικ βιβλιοθκη. Παπαδοπολου-Κεραμως Α. σ. 304. рукописи 231: διλεξις Εθυμου κα Σκρακηνο φιλοσφου περ πστεως ν τ Μελιτιν πλει. Начало рукописи таково: ρτησις Σαραακηνο πρς Εθμιον πς μολογετε πολοθεαν. 125 Созомен. Церк. истор. кн. 3, гл. 14, стр. 199–200: у армян начало монашеской жизни положил Евстафий Совастийский; ему приписывают некоторые аскетическую книгу, принадлежащую Василию Каппадокийскому. Сторонники крайних мнений еп. Евстафия получили название Евстафиан. (Neander. Geschichte der Christ. Religion und Kirche. 1864 г., в. S. 345); мнения эти осуждены на Гангрском соборе. 127 История Армении Моисея Хоренского перев. Н. Эмина (1858 г.) стр. 362–363. История упадка и разрушения Римской империи Э. Гиббона (перев. Неведомского) ч.III, стр. 529–531. 129 ibid. р. 209–210; стр. 14. Восточная часть горной пустыни, которая возвышается на западном берегу Мертвого моря, разделяется долиной вади ен-Нар на две части: северную – Руву и южную – Кутилу. Вследствие недостатка воды и крутизны эти части горного хребта не имели поселений; они назывались πανρημος в отличие от западного склона – ερημος. Ежегодно, к празднику Пасхи, в эту пустыню отовсюду стекались строгие отшельники; они избирали обыкновенно Руву для своих усдиненных подвигов. Евфимий и Феоктист уходили в Кутилу (Der helige Theodosios. Usener. S. 140–141).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

152 См. у Богдашевского. Послание св. ап. Павла к Ефесянам. Киев. 1904. Стр. 236. Срв. Hofmann, VII, 1, S. 201; Kühl, S. 287; Hunter, S. 179: Th. Zahn, Einleitung, II, S. 16, Anm. 11. 162 Проф. Болотов. Лекции… II, 258. См. Riess. Bibel-Atlas. Freiburg i. Br. 1887. Bl. I. Hagen. Atlas biblicus. Parisiis. 1907. Tab. 2. 163 В своей «Истории ариан к монахам» он пишет: «поэтому и епископа Драконтия изгнали в пустыню около Клисмы, Филона в Вавилон ( ες Βαβιλνα), Адельфия в Псинавл Фивадский " … Migne, P. G., 25, 780. 164 In Ezechiel. c. 30: «Говорят, что и Египетский Вавилон ( τν Αιγυπτιαχ Βαβυλνα) стал соименный ( μνυριον) Персидскому, потому что в нём жили Персы». Migne, P. G., 81, 1112. 165 См. его Διγησις in Epiphanii Monachi et Presbyteri edita et ineduta. Cura A. Dressel. Parisiis et Lipsiae 1843. p. 6. 166 «Далее плывущему вверх (встретится) Вавилон, крепость от природы ( ροριον ρυμνν), основанный какими-то Вавилонянами», читаем у Страбона. Strabonis rerum geographicarum libri XVII. Amstelodami. 1707. XVII, p. 1160. Срв. География Страбона. Перервод Ф. Г. Мищенка. Москва. 1879. Стр. 823. 167 Euseb. eccl. historia, II, 16, p. 53: «говорят, что сей Марк основал церкви в самой Александрии», cfr. c. 24, p. 66. Срв. русск. пер. T. I, стр. 78–79, срв. 99. В «Хронике» Евсевия читаем: «Евангелист Марк, истолкователь (interpres) Петра, возвещает Христа в Египте и Александрии». Migne, P. G., 19, 539. То же самое записано в «Хронике» Евсевия, переработанной Иеронимом, под 2059 годом от Авраама, т. е. под 3-м годом царствования Клавдия или 43 г. по Р. Х. Migne, P. L., 27, 579–580 et Notae, a. В той же «Хронике» под 2078 ­­ Nero 8 (­ 62, а не 64 по Р. Х., как у Иеронима) отмечено: «после евангелиста Марка епископом Александрии поставляется (ordinatur) Анниан, который правил два года». Ibid., col. 585–586. По Армянской хронике в 2057 ­­ Claud. 1 (41 по Р. Х.) евангелист Марк, истолкователь Петра, отправившись в Египет и Александрию, возвещал слово помазанного Господа (uncti domini verbum), а в 2077 ­­ Nero 7 (­ 61 по Р. Х.): «после евангелиста Марка епископом церкви александрийцев поставляется (constituitur) Ананий (Ananius), который сохранял (tenuit) приматство 26 лет» (См. у A. Harnack’a, Die Chronologie, I, 70). Сирская хроника no Epitome Syria Roediger’a под 2059 г. сообщает: «Евангелист Марк, вестник и истолкователь Петра, отправился (profectus est, – вставка Roediger’a) в Египет и Александрию», а под 2078: «после евангелиста Марка первым епископом Александрийской церкви стал (factus est) Ainnus и царствовал (rexit) 22 года» (см. у Harnak’a, Chronologie, I, 85). Наконец, Сирийская хроника по Dionisius Telmahar под 2078 годом записала, что «умер евангелист Марк, епископ Александрии, и его место занял Аниан (Anianus). См. у Harnak’a, ibid., S. 82. – В de viris illustribus, c. 8 Иероним также говорит, что Марк, «первый возвещая в Александрии Христа, основал церковь ». Migne, P. L., 23, 621.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pervoe...

В основе своих общественных идеалов Пий 9-й полагает понятие о католической церкви, как безусловно свободном, всемирном по назначению, теократическом государстве. „ Церковь есть истинное (vera perfectaque), вполне свободное (plane libera) общество: она утверждается на собственных правах, которые переданы ей были божественным её Основателем, и не светской власти принадлежит определять права церкви, и границы, в которых она может осуществлять свои права“ (Syllabus... 19 num.). Как юридически-организованная теократия, церковь в лице папы имеет и своего независимого повелителя (principem liberum), властвующего над вселенской церковью (34 n.), который, для свободы своих действий, обладает и светской властью (temporalis potestas), по самой природе, принадлежащей ему, а не дарованной лишь добровольно государством (а civili imperio). Все „вольности (immunitas) церкви и духовных лиц имеют своё начало в её собственном, а отнюдь не гражданском праве“ (25, 30 nn). —591— По отношению к этой абсолютной, богоучреждённой власти церкви, светское государство, по взгляду папы, является лишь служебным институтом, и лишь в неразрывном союзе с католической церковью находит идеальный, богоустановленный смысл своего существования (55 n.). „Раз Христос, – так разъясняет иезуит Riess учение энциклики об отношении государства к церкви, – основал не школу, а духовное царство, с повелением всем без исключения людям, под угрозой вечной погибели, вступить в него и признавать Евангелие высшей нормой жизни, – то это обстоятельство не могло оставаться без глубокого влияния на государственный строй и его представителей“ 2278 . Во имя этого всемирного теократического царства Христова, преступающего границы земных государств, Апостолы и христианские мученики восставали и против иудейского синедриона, и римского трибунала и являлись преступниками государственных законов 2279 . Торжество церкви над язычеством при Константине Великом не было только приобретением ею прав на государственную защиту от притеснителей (ибо в этом праве не отказывали ей и языческие императоры), но фактическим подчинением самого государства её власти, поскольку императоры не лично только принимали христианство, но как представители римского царства. В христианском государстве светская власть, таким образом, является лишь органом духовной власти: она „охраняет её авторитет, как общественное благо, наказывает тех, кто подрывает его, как преступников государственных законов, предписывает подданным веру, какую признаёт учащая церковь , и преследует еретиков и отступников гражданскими казнями“ 2280 . Так именно дело и обстояло в средневековых романо-германских государствах: средние века – это зенит (Sonnehöhe) христианской идеи, невозвратная, золотая пора христианской юности (christliche Jugend) 2281 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Н., подаренные городом в 1545 г. Во время Французской революции капитул был упразднен (1790), его имущество конфисковано ( Sabarth è s. 1893. P. 318-338); церковь перешла в распоряжение прихода, но была закрыта в период диктатуры якобинцев. В 1794 г. представитель Конвента Э. Мийо велел уничтожить убранство храма и сжечь мощи П. Н., однако уже в 1795 г. пресв. Гийом Луи Шарль Тремольер возобновил богослужения. Верующие собрали уцелевшие частицы мощей, облачения и раки святого и возвратили их в храм (Ibid. P. 377-389). В XIX в. был проведен ремонт помещения, установлены новые алтари и выполнены росписи; тогда же был разрушен романский клуатр. В 1953 г. храм получил статус малой базилики. Ист.: BHL, N 6589-6590b; ActaSS. Mart. T. 3. P. 371-376; Devic C., Vaiss è te J. Histoire générale de Languedoc. Toulouse, 18753. T. 5. Лит.: MartRom. Comment. P. 107-108; Sabarth è s A. A. Étude historique sur l " abbaye de Saint-Paul de Narbonne. Narbonne, 1893; Duchesne. Fastes. T. 1. P. 302-303; Lef è vre-Pontalis E. Saint-Paul de Narbonne: Étude archéologique//Congrès archéol. de France: LXXIIIe session. P.; Caën, 1907. P. 345-367; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 329, 371, 422, 598; Griffe É . Histoire religieuse des anciens pays de l " Aude. P., 1933. P. 16-22, 255-263; idem. Les origines chrétiennes de Narbonne//RHEF. 1934. T. 20. N 86. P. 27-36; idem. L " ancien «Suburbium» de Saint-Paul а Narbonne: Essai de topographie ancienne d " après les documents//Annales du Midi. Toulouse, 1943. T. 55. N 219/220. P. 457-488; idem. Les origines chrétiennes de la Gaule et les légendes clémentines//BLE. 1955. Vol. 56. N 1. P. 3-22; Jannoray J. La nécropole paléochrétienne de Saint-Paul à Narbonne//Congrès archéol. de France: CXIIe session. P., 1955. P. 486-502; Viard P. Paolo, vescovo di Narbona//BiblSS. Vol. 10. Col. 261-262; Mund ó A. M. Sermó inèdit sobre S. Pau de Narbona atribuït al bisbe Oliba de Vic//Narbonne: Archéologie et histoire. Montpellier, 1973. T. 2. P. 105-113; Dellong E. et al. Narbonne et le Narbonnais. P., 2002. P. 56-57, 191, 297-312. (Carte archéol. de la Gaule; 11/1); Kr ü ger A. Südfranzösische Lokalheilige zwischen Kirche, Dynastie und Stadt vom 5. bis zum 16. Jh. Stuttg., 2002. S. 235-271, 337-339; Mercier J. La Vie de S. Paul (-Serge), Guillaume Hulard et le ms. 4 de la Biblioth. municip. de Narbonne//Hagiographie et culte des saints en France méridionale: XIIIe-XVe siècle. Toulouse, 2002. P. 285-323; Gray-Fow M. J. G. From Proconsul to Saint: Sergius Paullus to St. Paul-Serge//Classica et Mediaevalia. Cph., 2006. Vol. 57. P. 157-172; Riess F. Narbonne and its Territory in Late Antiquity: From the Visigoths to the Arabs. Abingdon; N. Y., 20162. P. 115-123.

http://pravenc.ru/text/2578557.html

   001    002    003   004     005    006