—304— плений Пия 9-го, так и для анализа его ультрамонтанских теорий (Riess, Frohschammer, Heiner, Goetz). Разумеется, введение этого материала в сочинение г. Дьякова не должно было бы носить механический характер, и потребовало бы от автора значительного архитектонического искусства. Далее, следует отметить некоторые опущения в сделанной автором характеристике самого содержания церковно-общественного идеала Пия 9-го. Так, напр., характеризуя в 1-й главе экклесиологию Пия 9-го, и в частности его учение о «нейтрализационном» значении папской власти в церкви, автор совершенно не касается вопроса, в каком отношении Пий 9-й мыслил верховную власть и непогрешимое учительство римского епископа к правам и власти прочего католического епископата, хотя эта сторона догмата о папстве так или иначе затрагивалась как в личных выступлениях Пия 9-го, особенно в эпоху ватиканского собора, так и в самом вероопределении этого собора. Равным образом, автор совершенно ничего не говорит об отношении Пия 9-го к православному востоку, об универсальном характере папского душепопечения, по взгляду Пия 9-го, распространяющегося и на некатолический мир (в знаменитом письме Пия 9-го к имп. Вильгельму 1-му и др.). Наконец, в качестве недочета в работе г. Дьякова следует отметить отсутствие в ней свода параллельных мест из «Актов» Пия 9-го. Раскрывая те или другие стороны церковно-общественного идеала Пия 9-го, автор в обоснование своих тезисов обыкновенно приводит выдержки лишь из тех документов Пия 9-го, в которых эти стороны получили наиболее полное и характерное выражение. Возможно-полный же свод параллельных мест к этим выдержкам, имея сам по себе научный интерес, вместе с тем служил бы лучшим показателем действительно-тщательного знакомства автора с Актами Пия 9-го. Отмеченные недостатки не препятствуют признать работу г. Дьякова очень хорошим кандидатским сочинением, а его автора – вполне заслуживающим кандидатской степени». Феодор (Бухарев), архим. Исследования Апокалипсиса Богословский вестник 1915. Т. 1. 2. С. 433–464 (4-я пагин.). (Продолжение.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

538 Ввиду того, что некоторые из городов, лежащих на пути св. Ап. Павла в Антиохию, каковы: Кесария, Птолемаида и Тир были посещены Апостолом на обратном его путешествии в Иерусалим, причем в каждом из них он останавливался на некоторое время у тамошних христиан ( Деян.21:3–15 ). Подробное описание этих городов будет представлено в VII главе, когда будет речь об окончании 3-го путешествия св. Павла. 545 Остатки этого водопровода сохранились еще и до настоящего времени. Ritter. Op. cit. Ss. 604. 607. Нужда в водопроводе обуславливалась тем, что поблизости Кесарии не было источников с хорошей водой, и вода теперешней реки Nahr es-Serka (или Nahr Zerka. – Riehm. Hdwb. d. Bibl. Alterth. S. 285), в древности называвшейся Libnath, негодна для питья, Ritter. Ibidem. 549 Теперь, по Wildenbruch’y (в Berliner Monatschrift der Geographischen Gesellschaft. N. F. Th. I, S. 232) она называется Nahr el Belka; на картах (см., напр., Riess, Bib.-Atlas, Bl. X, Angessi, Atlas geographique et archeologique. Paris. 1876. Carte XX) она обычно остается без наименования. 554 Hieronymus. Epitaph. Paulae (в Opera omnia, t. IV, p. 673): «mirata ruinas Dor urbis quondam potentissimae». 558 Указание на это природное богатство придорской страны можно видеть в благословении Моисея, данном колену Завулонову и Иссахарову, уделы которых близко подходили к этой стране: они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке ( Втор.33:19 ). Под этими богатствами моря и сокровищами в песке естественнее всего разуметь пурпурные морские раковины и годный для выделки стекла прибрежный песок, обработка которых действительно доставляла богатства. Многие новейшие путешественники именно на этом месте находят много пурпурных раковин; так Prokesch (Reise. S. 34: cf. Buckingham. Trav. in Palaestina I, p. 196) в течении трех часов пути от Кесарии по берегу все время видел «прекраснейшие разноцветные пурпурные раковины»; Seetzen (в Mon. Corresp. 1808. Nov. S. 445) видел здесь два рода раковин: Murex trunculus Linn. u Helix janthina, из которых именно, по его мнению, и добывался древний пурпур; Olivier (Voyage en Orient. Paris. 1804. T. II, p. 251) Helix janthina находил в большом количестве даже по всему морскому сирийскому берегу от Тира до Александрии. – Cf. Ritter. Op. cit. B. XVI, S. 611.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

n.) и т. п. С таким абсолютизмом государства не может мириться папство, как вообще не может мириться с новейшим прогрессом, либерализмом (liberalismo) и цивилизацией (80 n.). Государство, разорвавшее свой естественный союз с церковью, – по словам Riess " a, – необходимо встречает в её лице „инородное“ (heterogene) общество, – „государство в государстве“, одушевлённое своими идеалами и задачами, имеющее своих начальников, призванное своими силами и средствами бороться против настоящей лжеименной цивилизации, чтобы на её развалинах дать торжество царству Христову, под главенством его верховного пастыря. И каждый верующий католик обязан всеми силами содействовать этому делу; если же земная власть ставит ему препятствия на этом пути, то его совесть должна подсказать ему, что „Богу нужно повиноваться более, нежели людям“ 2286 . Таков идеал теократического царства папы и таковы стремления современного „натуралистического“ общества и государства. Столкновение этих взаимно-исключающих течений общественно-политической мысли и составляет принципиальную сущность германского „культуркампфа“. Бисмарк в одной из своих речей в Рейхстаге говорил, что современная борьба Германии с папством не есть „ни борьба евангелической династии с католичеством, ни веры с неверием“… но лишь борьба папы с немецким императором, подобная средневековой борьбе, и „на неё нужно смотреть, как на всякую другую (политическую) борьбу: здесь бывают и союзы, и заключение мира, и промежутки, и перемирия. Бывают и миролюбивые папы, бывают и —594— воинственные... В таких войнах папства случается, что не только католические державы, но и пастыри становятся в ряды противников папы“ 2287 . И Бисмарк был совершенно прав со своей точки зрения. Бюрократ и националист до мозга костей, он имел в этой борьбе лишь узкопрактический государственный интерес, – хотел подчинить жизнь католической церкви в Германии общеимперской бюрократической машине. Но Бисмарк не был одинок в этой борьбе: его поддерживали не только националисты, сочувствовавшие его объединительным планам, – но и национал-либералы, прогрессисты, социал-демократы, – партии, вообще враждебные политике Бисмарка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

199 Рассматриваемые слова еврейского текста по буквальному переводу значат «и вышел предел сынов Дановых от них». Более ясный смысл их достигается гебраистами путем так называемой конъектуры, т. е. посредством изменений некоторых из слов еврейского текста в другие, а именно – изменения: «был стянут, стеснен» и «от них» в «для них», при этом и получается перевод «и был предел сынов Дановых тесен для них». Такой состав слов еврейск. текста в данном месте, не дающий без переделок определенного смысла, возбуждает, естественно, недоверие к себе, а в связи с тем, что у LXX эти слова не переведены, приводит к мысли, что они составляют позднейшую вставку в текст, как высказываются об этом более откровенные из западных библеистов (Oetlli в названном выше комментарии). 200 В доострожском славянском переводе и принят был этот же указываемый древними списками перевода LXX порядок повествования. В. К. Лебедев, с. 403. 202 Подробный разбор указанных оснований дан в неоднократно названном сочинении «Святая Земля», т. II, 307–328. 207 При этом место Мадманы указывается в Маап lunes в 4-х часах пути к югу от Газы или в El-Minjaj на восток от последней (Riehm. Handworterbuch… 936). Место Сансаны указывается в деревне Semsim к северо-востоку от Газы (там же, 1368). 209 Так, Беф-Маркавоф указывается на месте развалин Mirkib, в 4 1/2 часах пути на запад от южной оконечности Мертвого моря (Riehm. Там же, 182) или в 21-м километре к югу от Араца (Riess). Хацар-Суса указывается на месте развалин Susiseh к северо-востоку от Ештемо (Riehm. Там же, 582; о Ештемо, нынешнем Семуа, см. Нав.15:50 ). 210 Если Мадмана в древнем Ватиканском списке носит название Μακαρειμ, созвучное с Маркавоф, то оно в других греческеских списках заменяется иными, каковы, Βεδεδηνα в Александрийском списке или Μεδεμηνα в других списках. Сансана в Ватиканском списке Σεθεννακ, в Александрийском списке Σανσαννα; Хацар-Суса в Ватиканском списке ( Σαρσουσειν), в Александрийском списке Ασερσουσιμ. Между этими названиями сходства очевидно немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Freiburg im Breisgau. 1872. 9 . Н. Kiepert. Lehrbuch der alten Geographie. Berlin. 1887. 10 . M. L " Abbé V. Angessi. Atlas géographique et archéologique pour l " étude de l’ancien et du nouveau Testament. Paris. 1876. 11 . K. Spruner. Historisch-Geographischer Hand-Atlas zur Geschichte Asiens, Africa’s, America’s und Australiens. Zweite Auflage. Gotha. 1855. 12 . Th. Menke. Orbis antiqui descriptio. Editio tertia. Gothae. 1860. 13 . Riess. Bibel-Atlas. Freiburg im Breisgau. 1887. Другие сочинения и журнальные статьи, которыми пользовался автор, здесь не перечисляются, но цитируются только в своем месте. 13 Подробное перечисление источников и пособий, бывших в распоряжении автора, делается не столько для того, чтоб дать читателю полный ключ к проверке предлагаемого исследования, сколько для того, чтоб облегчить будущим труженикам в этой области нелегкую работу по собиранию этих источников. 14 Так как эти, принятые в науке, сокращения для обозначения различных кодексов, древних переводов и святоотеческих творений с священным текстом, вполне понятны только людям занимающимся научным изучением Свящ. Писания, а для других – немые иероглифы, то автор, не имея возможности каждый раз делать раскрытия сокращений, в видах облегчения пользования своим трудом, а отчасти и по другим соображениям, считает нужным это раскрытие сокращений сделать особо, в настоящем примечании. В данном случае будут раскрыты сокращения наименований только тех кодексов, в которых содержится текст книги Деяний и Посланий св. Ап. Павла. 1. Кодексы и фрагменты. N (aleph) – codex Sinaiticus Petropolitanus saeculi IV medii. Он известен в нескольких других списках, которые обозначаются через N (aleph) же с латинскими буквами: а, b, с, са, cb с правой стороны, вверху. А – codex Alexandrinus Musei Britannici saeculi V. B – codex Vaticanus (num. 1209) saeculi IV. – Другие списки обозначаются чрез прибавление там же 2, 3, С – codex Ephraemi Syri saeculi V fere medii. – Другие списки – чрез прибавление там же 2, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

243 Текст называет гору Галаад (7:3), но голландские горы здесь никак нельзя разуметь, так как оне были расположены к востоку от Иордана, а между тем стан мадианитян и битва с ними были по западную сторону Иордана ( Суд. 6:33; 7:24 ). В тексте произошло смешение имен: с . 244 Этот источник с именем Харод не упоминается в другом месте нигде в Библии. Только во 2Цар. 23:25 упоминается местечко Харад, откуда происходили два героя Давида. Бывший около этого местечка источник был назван здесь его именем. Он также назывался источником изреельским ( 1Цар. 29:1 ). К северо-западу от подошвы горы Гелвуя и в настоящее время находится обильный источник, называемый Аив-Джалуд, а прежде Аив Харод. Он выходит из-под большой скалы, внутри которой, находится небольшая пещера, и потом образует громадный бассейн, где он широко разливается. Этот полукруглый резервуар, в котором можно видеть в большом количестве маленьких рыб, был прежде выстлан камнем. При выходе отсюда, вода разделяется на два ручья, направляющиеся к востоку: на них стоят две мельницы. Guerin Description de la Palestine Samarie t. 1. p. 308 по Vigouroux. 245 Этот холм с именем Море (Vulgata – Collis excelsus) не упоминается нигде в другом месте Библии. Bertheau полагает, что это – гора малый Ермон, к северу от Гелвуя (D. В. R. р. 119). Riess (Biblische Geographie, р. 65) принимает это тождество, как это делает большая часть других комментаторов. 247 Местечко Бетшитта находят в нынешнем Хутта – местечко, близ Иордана, при южной оконечности генисаретского озера. 248 Каркор или Каркар Евсевий и Иероним помещают к северу от Петры: Onomasticon, Κορκαρ. Иные находят его в нынешнем Керек-ел-Собак, который, впрочем, лежит гораздо южнее Петры. Vigouroux, III, 319, Not 4°. Развалина Каркора, или Каркагиша упоминается у Бурхардта. 249 Нова и Иогбегга находились к северо-востоку от Раббот-Аммона, где были известны развалины Новаки и Джебейха. Впрочем, некоторые предполагают в данном случае Новах в колене манассиином и отождествляют ее с Кенаф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

501 Говоря о посещении сей гробницы св. Павлом, бл. Иероним пишет: «sepulcra quoque in monte Ephraim Jesu filii Nave et Eleasari filii Aaron sacerdotis e regione venerata est, quorum alter, est in Thamnath-Sare a septentrionali parte Gaas, alter in Gaaba filii sui Phinees; satisque mirata est, quod distributur possessionem sibi montana et aspera delegisset». 504 От описанного Thimnath-Heres нужно отличать другой Thimnath, лежавший гораздо правее первого. См. Riess, Bibel-Atlas, Bl. VI. Cf. Ritter, ibidem. – Отождествлять с Thimnath-Heres Θμνα Иосифа Флавия (De bello Iudaico, III, 3, §5; Antiqq, XIV, II, §2), и Θμναθα его же (Antiqq. XIII, I, §3) нет достаточных оснований. Честь открытия этого Thimnath-Heres, как удела и места гробницы Иисуса Навина, принадлежит французскому исследователю B. Герену, который нашел здесь древне-еврейский некрополь, одну из гробниц которого признал гробницей Иисуса Навина. Риттер об этом некрополе пишет следующее: «на стороне, противолежащей дороге, к югу, лежит одна весьма высокая гора, на северной стороне которой мы нашли много выдолбленных гробниц, которые обнаруживают много сходства с гробницами царей. Фронты каждой из них имеют по одному портику, подпертому двумя колоннами, над которым находится или балка или свод; все они иссечены из крепкого камня. Вверху и в середине портика, а не в конце, как в иерусалимских гробницах, был ход в гробницы, но только заваленный мусором. К сожалению нам не доставало времени для раскопок и спускания во внутрь, что было очень желательно, так как таких гробниц, каковы эти, нигде в остальных местах Палестины, кроме Иерусалима, нельзя отыскать.» Op. et tom. citt. S. 562. – Проф. Олесницкий (Святая Земля, II, 309–332 стрр.) указывает место для древнего города Иисуса Навина несколько восточнее, ближе к Сихему. 505 Через час пути от Thimnath-Heres дорога достигала того места, где теперь расположен город Abud, Abad. Ritter. Op. cit. Ss. 564, 565, 824. Cf. Eli Smith. Op. cit., p. 486. 507 Ibidem. По этой отлогости дорога проходила через теперешнюю деревню Lubban (в 45 минутном расстоянии от Abud’a), развалины Beni Ra’isch (в 5 минутном расстоянии от Lubban), деревню Rentis (30 минут от Beni Ra’isch), развалины Kesr Isha (30 минут от Rentis), развалины Dikhrin (40 минут от Ketr Istha), где Ritter видел значительные следы viae militaris Romana. Ibidem, s. 566.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Herm. Sevin: Chronologie des Lebens Jesu. Tübingen, 2d. ed., 1874. Florian Riess (иезуит): Das Geburtsjahr Christi. Freiburg im Br. 1880. Peter Schegg (католик): Das Todesjahr des Königs Herodes und das Todesjahr Jesu Christi. Полемика с Риссом. München, 1882. Florian Riess: Nochmals das Geburtsjahr Jesu Christi. Ответ Шеггу. Freib. im Br. 1883. Bernhard Matthias: Die römische Grundsteuer und das Vectigalrecht. Erlangen, 1882. H. Lecoultre: De censu Quiriniano et anno nativitatis Christi secundum Lucam evangelistam Dissertatio. Lausanne, 1883.   § 15. Основатель христианства Когда пришла «полнота времени», Бог послал Своего единородного Сына, «Желаемого всеми народами», искупить мир от проклятия греха и установить вечное царство истины, любви и мира для всех, кто уверует во имя Его. В Иисусе Христе подготовительная история — как божественная, так и человеческая — завершается. В Нем достигают своей высшей точки все предыдущие откровения Бога иудеям и язычникам, и в Нем исполняются самые сокровенные мечты иудеев и язычников об искуплении. Апостол Иоанн говорит, что по Своей божественной природе, как Логос, Иисус Христос — вечный Сын Отца, Который был главным действующим лицом в сотворении и сохранении мира, а также во всех подготовительных явлениях Бога, завершившихся воплощением. По Своей человеческой природе, как Иисус из Назарета, Христос — спелый плод религиозного роста человечества, имеющий земное родословие, которое апостол Матфей (евангелист Израиля) прослеживает до Авраама, патриарха евреев, а апостол Лука (евангелист язычников) — до Адама, отца всех людей. В Нем обитает телесно вся полнота Божества; в Нем воплощен идеал человеческой добродетели и благочестия. Он — вечная Истина и сама божественная Жизнь, личностным образом соединенная с нашей природой; Он — наш Господь и наш Бог, но одновременно и плоть от нашей плоти, кровь от нашей крови. В Нем обрела свое решение проблема религии: примирение и общение человека с Богом; и мы не должны ожидать более ясного откровения от Бога или более высокого религиозного достижения человека, чем то, которое уже гарантировано и осуществлено в Его лице.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

В основе своих общественных идеалов Пий 9-й полагает понятие о католической церкви, как безусловно свободном, всемирном по назначению, теократическом государстве. „ Церковь есть истинное (vera perfectaque), вполне свободное (plane libera) общество: она утверждается на собственных правах, которые переданы ей были божественным её Основателем, и не светской власти принадлежит определять права церкви, и границы, в которых она может осуществлять свои права“ (Syllabus... 19 num.). Как юридически-организованная теократия, церковь в лице папы имеет и своего независимого повелителя (principem liberum), властвующего над вселенской церковью (34 n.), который, для свободы своих действий, обладает и светской властью (temporalis potestas), по самой природе, принадлежащей ему, а не дарованной лишь добровольно государством (а civili imperio). Все „вольности (immunitas) церкви и духовных лиц имеют своё начало в её собственном, а отнюдь не гражданском праве“ (25, 30 nn). —591— По отношению к этой абсолютной, богоучреждённой власти церкви, светское государство, по взгляду папы, является лишь служебным институтом, и лишь в неразрывном союзе с католической церковью находит идеальный, богоустановленный смысл своего существования (55 n.). „Раз Христос, – так разъясняет иезуит Riess учение энциклики об отношении государства к церкви, – основал не школу, а духовное царство, с повелением всем без исключения людям, под угрозой вечной погибели, вступить в него и признавать Евангелие высшей нормой жизни, – то это обстоятельство не могло оставаться без глубокого влияния на государственный строй и его представителей“ 2278 . Во имя этого всемирного теократического царства Христова, преступающего границы земных государств, Апостолы и христианские мученики восставали и против иудейского синедриона, и римского трибунала и являлись преступниками государственных законов 2279 . Торжество церкви над язычеством при Константине Великом не было только приобретением ею прав на государственную защиту от притеснителей (ибо в этом праве не отказывали ей и языческие императоры), но фактическим подчинением самого государства её власти, поскольку императоры не лично только принимали христианство, но как представители римского царства. В христианском государстве светская власть, таким образом, является лишь органом духовной власти: она „охраняет её авторитет, как общественное благо, наказывает тех, кто подрывает его, как преступников государственных законов, предписывает подданным веру, какую признаёт учащая церковь , и преследует еретиков и отступников гражданскими казнями“ 2280 . Так именно дело и обстояло в средневековых романо-германских государствах: средние века – это зенит (Sonnehöhe) христианской идеи, невозвратная, золотая пора христианской юности (christliche Jugend) 2281 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...