569 Trempelas. P. 910. Указанное действо уже претерпело некоторые изменения со времени диатаксиса Филофея: диакон уже не кадит священника, скорее священник кадит аер, как в современной практике, но диакон совершает финальное каждение даров. 571 Упоминание иконостаса, хора и народа опущено даже в некоторых недавних славянских изданиях, например, в [греко-католическом] Служебнике (Вена, 1854. С. 62), но уже у Симеона Солунского († 1429) это каждение отождествляется с каждением всей церкви в начале литургии (SL 96//PG 155, 288). 572 Ср. Первопечатное издание Димитрия Дуки; Служебник. СПб, 1900. С. 292 и современные греческие и славянские служебники римской печати. 582 Кирилл является первым свидетелем наличия lavabo и освящения даров призыванием Святого Духа (эпиклезиса). Он одним из первых упоминает молитвы о предстательстве на анафоре. Многое из того, что увидела и записала в своем дневнике паломница Эгерия, было результатом пастырской деятельности Кирилла в Иерусалимской церкви. (Dix. P. 124, 171, 199, 348, 499, 538). 584 Trad. Ap. 41/Botte. P. 88; Tertullian De Oratione 13//PL 1, 11671168; Dix. P. 12425. Ср. также Арабские каноны Ипполита 25, 27/Coquin R.-G. (ed.) Les canons d´Hippolyte//PO 31. Fasc. 2. P. 393 397. Климент Александрийский Строматы III, 12 (82,6); IV, 22 (141, 4 и 142, 3) GCS 15 (Clemens Alex. II). P. 234, 310311 (=PG 8, 1184, 13521353); Didasc. 6, 22, 8; «Апостольские постановления» (Apost. Const. 6, 29, 4/Funk. I. P. 378379) настаивают, что в таком очищении нет необходимости. В последующие времена христиане умывали руки перед причащением (Ср. Авва Дорофей Поучение 9//PG 88, 1717; Афанасий Синаит Oratio de sacra synaxi//PG 89, 832). 589 PG 98, 424 CD (ср. Borgia. P. 32) Древнейшая рукопись, содержащая интерполяцию – Ambros. Gr. 380 (G.8. sup.), 1286 г. Ср. Bornert. P. 139140. 590 Ср. Athanasius De titulis psalmorum//PG 27, 740 и Bornert. P. 139. По Борнеру (p. 142), добавление было сделано в XIIXIII вв. 593 Ср. Ordo quo episcopus urbem inire debet/Rahmani I. E. (ed.)//Studia Syriaca. Fasc. III. Charfeh, 1908. P. 34 Ср. Jammo. P. 199.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Самые ранние из сохранившихся изображений И. относятся к XVIII в. Отсутствие древних икон, возможно, следует связывать с копт. иконоборчеством в период правления патриарха Кирилла IV (1854-1861). 1713 г. датируется фреска с изображением И.-всадника в куполе пещерной ц. прп. Павла в мон-ре прп. Павла Фивейского у Красного м. Образ входит в цикл изображений мучеников (тоже всадников), особо почитаемых в Египте: Юлия Акфахсского, Апатера, Исидора Антиохийского, Иакова Персянина и Мины ( Wreszinski W. Zwei koptische Bauurkunden//ZÄSA. 1902. Bd. 40. S. 62-64; Leroy J. Le programme décoratif de l " église de Saint-Paul du désert de la mer Rouge//BIFAO. 1978. Vol. 78. P. 329; Coquin R.-G., Laferri è re P.-H. Les inscriptions pariétales de l " ancienne église du monastère de S. Antoine dans le désert oriental//Ibid. P. 318). Изображение И. находится на юго-зап. стороне купола, над входной дверью. Он представлен как средовек со спадающими до плеч темными волосами и с короткой клиновидной бородой; облачен в воинские доспехи и красный плащ с желтыми и зелеными полосами на груди, на голове - украшенный зелеными и красными ромбами венец. В правой, высоко поднятой руке И. держит короткую красную трость (?) (копье? фрагмент уздечки?); он восседает на коне, шею к-рого украшает медальон с красной звездой. На линии позема в меньшем масштабе у ног коня изображены 4 верблюда и чернобородый погонщик-«бедуин» в красном головном уборе, напоминающем тюбетейку. В левой руке он держит черное копье, к-рым погоняет самого большого верблюда. Считается, что эти детали иконографии связаны с историей перенесения мощей И., однако они не находят подтверждения в агиографической традиции. Такая трактовка иконографии возникла, очевидно, вслед. ее смешения с иконографией вмч. Мины, где данный сюжет основан на рассказе о перенесении мощей святого, к-рые были доставлены к месту погребения на верблюде (см., напр., фреску в главном храме мон-ря прп. Антония Великого у Красного м.). В случае с И. под изображением «бедуина», вероятно, следует понимать лодочника, завещавшего церкви И.

http://pravenc.ru/text/1237701.html

После периода расцвета Н. в IV в., когда Руфин называл ее славнейшим из всех егип. поселений ( Rufin. Hist. mon. 21), уже в V в. сведений становится мало, что свидетельствует об угасании жизни в этом месте. Н. и Келлии в 1-й четв. V в. посетила вслед за своей знаменитой бабкой Мелания Римляныня (Младшая). После Вселенского IV Собора (451) в зависимости от христологических установок настоятеля из одних мон-рей были вынуждены уходить противники Халкидонского вероопределения, а из других, наоборот,- его защитники. Напряженная атмосфера заставляла искать спокойного места для подвигов, даже если не было прямой опасности от догматических соперников. Так, буд. патриархи Иерусалимские Мартирий и Илия I (II) перешли из Н. в Иудейскую пустыню, в лавру прп. Евфимия Великого ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 48). Причиной ухода были не столько антихалкидониты Н., сколько антихалкидонитские выступления в Александрии (убийство сщмч. Протерия и восхождение на Александрийскую кафедру Тимофея II Элура ). Нельзя также исключать, что переход был вызван снижением строгости жизни в нитрийских обителях. Иоанн Мосх (сер. VI в.- 619 или 634) уже не приводит в «Луге духовном» никаких сведений о Н. Быстрое угасание монашеской жизни в Н. также было вызвано близостью к заселенным местам. Напр., один из первых учеников Аммона, Нафанаил, пытался перейти жить ближе к людям, но быстро осознал ошибочность этого решения и вернулся в свою 1-ю отдаленную келью. Однако и она ко времени прихода Палладия опустела из-за приближения цивилизованного мира ( Палладий. Лавсаик. 16). Уже от раннеарабской эпохи сохранился подробный рассказ свящ. Агафона, к-рый сопровождал копт. патриарха Александрийского Вениамина I (622-661) во время его путешествия из Александрии в Вади-эн-Натрун для освящения новой церкви в монастыре св. Макария. Поскольку патриарх сразу направился в Келлии, не останавливаясь в Н., в ней, вероятно, уже давно не жили монахи (Hist. Patr. Alex. 1907. [Pt.] 2: Peter I to Benjamin I (661). P. 506; Livre de la consécration du sanctuaire de Benjamin/Éd., trad. R.-G. Coquin. Le Caire, 1975. P. 98-99). Можно предположить, что Н. полностью опустела во времена персид. завоевания (нач. VII в.).

http://pravenc.ru/text/2577699.html

Одним из основных трудов М. и. а.-К. являются его комментарии к Пятикнижию (к первым 3 книгам сохранились целиком, к Числам и Второзаконию - во фрагментах), составленные, очевидно, после его перехода в Православие. Несмотря на критику М. и. а.-К. со стороны современников-коптов, его комментарии широко использовались егип. христианами, но часто анонимно либо с псевдоатрибуцией свт. Кириллу Александрийскому или прп. Ефрему Сирину. Авторство М. и. а.-К. было установлено благодаря анализу комментариев, изобилующих идеями, к-рые он развивал в своих проповедях (напр., рассказ о Ноевом ковчеге интерпретируется как указание на необходимость иметь духовного наставника). Исследователи выделяют 4 различные по размеру редакции комментариев (по крайней мере для кн. Бытие): пространную (впосл. получила известность также у сиро-яковитов и маронитов, в т. ч. в ряде рукописей XV в. на каршуни ; в 1982-1984 издана под авторством прп. Ефрема Сирина в Каслике, Ливан), среднюю (была наиболее распространена в коптской среде, рукописи XIII-XIV вв.), краткую (изд. в Каире в 1895; электронное переиздание: Бонн, 2011) и сжатую (собрание глосс; рукописи XIII-XIV вв.). Также сохранился трактат М. и. а.-К.- «Книга учителя и ученика» ( K      ) в форме 8 вопросоответов апологетической направленности на темы, связанные с догматикой и евангельской экзегезой (оглавление см.: Zanetti. 1983. P. 430-433; существует неполное некритическое каирское издание под авторством Севира ибн аль-Мукаффы ). Лишь по названиям известны трактат «Десять глав» и «Сборник того, к чему [постоянно] обращаются» ( A             - имеются в виду либо некие важные положения, которыми руководствуются при решении возникающих вопросов, либо сами эти вопросы). Ист.: The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries: Attributed to Abû-Sâlih, the Armenian/Transl. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. P. 20-43. Лит.: Graf G. Ein Reformversuch innerhalb der koptischen Kirche im XII Jh. Paderborn, 1923; idem. Ein arabischer Pentateuchkommentar des 12. Jh.//Biblica. R., 1942. Vol. 23. P. 113-138; idem. Geschichte. Bd. 2. S. 327-332; Zanetti U. Le livre de Marc ibn Qunbar sur la confession retrouvé//OCP. 1983. Vol. 49. P. 426-433; Samir S. Kh. Vie et oeuvre de Marc ibn al-Qunbar//Christianisme d " Égypte: Hommages à R.-G. Coquin. P., 1995. P. 123-158; Swanson M. N. Marqus ibn al-Qunbar//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History/Ed. D. Thomas, A. Mallett. Leiden; Boston, 2012. Vol. 4. P. 98-108.

http://pravenc.ru/text/2562262.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОСКОР еп. Гермопольский (до 394 - ок. 403). Старший из 4 братьев, прозванных за высокий рост Долгими или Длинными (греч. ο Μακρο), подвизавшихся под рук. аввы Памвы во 2-й пол. IV в. в Нитрийской пустыне и бывших настоятелями скитов в Келлиях . Ок. 391 г., согласно повествованию Палладия Еленопольского, Д. уже имел сан пресвитера. Вскоре после этого по настоянию патриарха Александрийского Феофила Д. был вынужден против своей воли принять епископство и возглавить Гермопольскую митрополию , к которой относилась Нитрийская пустыня. Однако в 399/400 г. Долгие братья были незаслуженно обвинены патриархом Феофилом в оригенизме и соборно осуждены. На братьев и поддержавших их монахов началось гонение со стороны антропоморфитов . Д. подвергся нападению, поскольку считался главой преследуемой партии. Ему пришлось покинуть митрополию и вместе с монахами бежать через Палестину в К-поль, где они получили поддержку свт. Иоанна Златоуста (подробнее о Долгих братьях и гонении на них см. в ст. Аммоний Долгий ). Относительно кончины Д. существует 2 версии. Согласно «Церковной истории» Созомена , Д., как и его брат Аммоний, умер до разрешения вопроса на Соборе в предместье Дуб (403), осудившем свт. Иоанна Златоуста, и погребен в ц. мч. Мокия. После смерти братьев скитские монахи вели себя на Соборе нерешительно, просили прощения и были приняты патриархом Феофилом в общение, чего, по мнению Созомена, не произошло бы, если бы братья были живы. Сократ Схоластик подтверждает, что патриарх Феофил «вступил в сношение с сообщниками Диоскора», но, по его версии, Д. был тогда еще жив, а скончался после закрытия Собора и торжественно погребен в церкви предместья. Ист.: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7, 9, 10, 16, 17 (рус. пер.: Сократ. Церк. ист. С. 247-252, 258, 260); Sozom. Hist. eccl. VI 30; VIII 12-17 (рус. пер.: Созомен. Церк. ист. С. 449, 569-581); Palladius. Hist. Laus. X 1; XII (рус. пер.: Палладий. Лавсаик. С. 26, 30); Rufin. Hist. mon. 23 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцев. С. 93-94); idem. Dialogus de vita S. Ioannis Chrysostomi//PG. 47. Col. 5-82. Лит.: Thierry A. Le patriarche d " Alexandrie, les Longs-Frères et la première déposition de Jean Chrysostome//Revue de Deux-Mondes. 1867. T. 71. P. 73-131; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2. Pt. 1. P. 137-142; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 160-162; Chitty D. J. The Desert a City. L.; Oxf., 1966. P. 58; Coquin R. -G. Dioscorus//CoptE. Vol. 3. P. 915-916. Рубрики: Ключевые слова: АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/178511.html

Guillaumont, Daumas, 1969 – Kellia I. Kom 219: Fouilles executés en 1964 et 1965/Sous la direction de F. Daumas et A. Guillaumont. Le Caire, 1969. Fase. I. Guillaumont, 1971–1972 – Guillaumont A. Résumé des cours de 1971–1972//Annuaire de l’École Pratique des Hautes Études. V e Section. Sciences religieuses. Vol. 79 (1971–1972). P. 320–321. Guillaumont, 1979a – Guillamont A. Histoire des moines aux Kellia.//idem. Aux origines du monachisme chrétien. Pour une phénoménologie du monachisme. Abbaye de Bellefontaine, 1979. P. 152–167. Guillaumont, 1979b –Guillaumont A. Perspectives actuelles sur les origines du monachisme//idem. Aux origines du monachisme chrétien. Pour une phénoménologie du monachisme. Abbaye de Bellefontaine, 1979. P. 216–227. Guillaumont, 1979c – Guillaumont A. Esquisse d’une phénoménologie du monachisme//idem. Aux origines du monachisme chrétien. Pour une phénoménologie du monachisme. Abbaye de Bellefontaine, 1979. P. 228–239. Guillaumont, 1995 – Guillaumont A. Les ‘Remnuoth’ de saint Jérôme//Christianisme d’Egypme: Hommages à R.-G. Coquin. Paris; Louvain, 1995. P. 87–92. Guillaumont, 2004 – Guillaumont A. Un philosophe au désert Evagre le Pontique. Paris, 2004 (Librairie philosophique J. Vrin: Textes et traditions, 9). Halkin, 1930 – Halkin F. L’Histoire Lausaique et les Vies grecque de S.Pachôme//AB. T. 48 (1930). P. 257–301. Hansen, 1995 – см.: Socratus. Hist. Eccl. Harnack, 1913 – Harnack A. Das Leben Cyprians von Pontus. Die erste christliche Biographie. Leipzig, 1913. Hertling, 1929 – Hertling L. v. Antonius der Einsiedler. Innsbruck, 1929. Heussi, 1936 – Heussi K. Der Ursprung des Mönchtums. Tübingen, 1936. Hilberg, 1996 – см. Hieronymus. Ep. 22, 34. Holl, 1912 – Holl K. Die schriftstellerische Form des griechischen Heiligenlegenden. 1912. S. 406–427 (Neue Jahrbücher für das klassische Altertum. 29). Hoppenbrouwers, 1960– Hoppenbrouwers H. La plus ancienne version latine de la Vie de saint Antoine de saint Athanase. Emude de critique textuelle (Latinitas Christianorum Priaeva, 14). Numègue, 1960.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Ист. и лит.: СДЛ. Т. 3; Афанасий, свт. Творения. Т. 2; Древние иноческие уставы; Иоанн Кассиан. Писания; Gastoué A., Leclerq H. Alexandrie: Liturgie//DACL. Col. 1182-1204; Cabrol F. Alexandrie: Électione du Patriarche//ibid. Col. 1204-1210; Скабалланович. Толковый Типикон; De vita contemplativa/Ed. L. Cohn and S. Reiter// Philonis Alexandrini opera quae supersunt. B., 1915. Vol. 6; Villecourt L. Les observances liturgiques et la discipline du jeûne dans l " Église copte//Le Muséon. 1923. T. 36. P. 249-292; 1924. T. 37. P. 201-282; 1925. T. 38. P. 261-320; Andrieu M., Collomp P. Fragments sur papyrus de l " Anaphore de saint Marc//Rsr. 1928. N 8. P. 489-515; Livre de la Lampe des Ténèbres et de l " Exposition lumineuse du service de l " Église par Abu l-Barakat connu sous le nom d " Ibn Kabar/Ed. L. Villecourt, E. Tisserant, G. Wiet//PO. 1928. T. 20/4. P. 575-734 [неоконч.]; Nock A. D. Liturgical Notes 1: The Anaphora of Serapion//JThSt. 1929. N 30. P. 381-390; Fleisch H. Une homélie de Théophile d " Alexandrie en l " honneur de St. Pierre et de St. Paul: Texte arabe publié pour la première fois et traduit par H. Fleisch//ROC. 1935/1946. N 30; Burmester O. H. E. The Canonical Hours of the Coptic Church//OCP. 1936. N 2. P. 78-100; Dix G. The Shape of the Liturgy. L., 1945; Lanne E. Les textes de la liturgie eucharistique en dialecte sahidique//Le Muséon. 1955. T. 68. P. 5-16; Gamber K. Das Papyrusfragment zur Markusliturgie und das Eucharistiegebet im Clemensbrief//OS. 1959. N 8; Doresse J., Lanne E. Un témoin archaique de la liturgie copte de S. Basile. Louvain, 1960; Botte B. L " Eucologe de Sérapion est-il authentique?//OrChr. 1964. T. 48. P. 50-56; Veilleux A. La liturgie dans le cénobitisme pachômien au quatrième siècle//Studia Anselmiana. R., 1968. N 57; Coquin R. G. L " anaphore Alexandrine de Saint Marc//Le Muséon. 1969. T. 82. P. 307-356; Quecke H. Untersuchungen zum koptischen Stundengebet//Publications de l " Inst. orientaliste de Louvain. 1970. T. 3; idem. Das anaphorische Dankgebet auf den koptischen Ostraka B.

http://pravenc.ru/text/64464.html

В. на национальных языках Прп. Онуфрий Великий. Фрагмент иконы «Распятие с избранными святыми». Сер.— 3-я четв. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прп. Онуфрий Великий. Фрагмент иконы «Распятие с избранными святыми». Сер.— 3-я четв. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В XIII в. благодаря деятельности нищенствующих монашеских орденов возник интерес в т. ч. среди мирян к аскетической практике древних отшельников. В связи с этим агиографические тексты IV-V вв. начали активно переводиться на национальные языки. Житие О. В. появилось в переводах: немецком (XIII-XIV вв.) (Eine Legenden-Sammlung des 13. Jh./Hrsg. Fr. K. Köpke. Quedlinburg; Lpz., 1852; Williams U. Die «Alemannischen Vitaspatrum»: Untersuchungen und Edition. Tüb., 1996; о ранних нем. версиях см.: Stieglecker. 2001. S. 197-199), в раннеитальянском, дошедшем под именем Доменико Кавалька (1270-1342) (Vite de santi Padri di frate Domenico Cavalca//Ed. B. Sorio, A. Racheli. Trieste, 1858; о ранних итал. переводах см.: Fagnoni. 2000) и в старофранцузском ( Soons. 1939). В это же время Кастеллано да Кастеллани (ум. 1519/20) написал пьесу на вольгаре Rapresantatione di sancto Honofrio (Флоренция, ок. 1515). На польск. язык Житие О. В. перевел архиеп. Лазарь (Баранович) (1616-1693), в его издание (Киев, 1670) входили также стихи, посвященные святому. Перевод контаминированной версии Жития был сделан архимандритом василиан, Йозефом Петкевичем, снабдившем его подробными комментариями (ywot przedziwny w. oyca naszego Onufryusza wielkiego... W Wilnie, 1686), краткую версию на польск. языке издал Себастьян Ян Пискорский (Kraków, 1688). Почитание Почитание О. В. возникло в Египте, предположительно в мон-ре прп. Макария Великого в Ските. Вначале его культ бытовал в основном в стенах мон-рей, затем почитать О. В. стали и миряне ( Войтенко. 2011; Он же. 2017. С. 81-82). В папирусах VI-VII вв. засвидетельствовано существование в Ликополе посвященных ему церквей ( Coquin. Onophrius. 1991. P. 1842). Важное свидетельство почитания О.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

106 . Baumeister Т. Die Mentalität des frühen ägyptischen Mönchtums. Zur Frage der Ursprünge des christlichen Mönchtums//ZKG 1977. 88. 107 . Bousset W. Das Mönchtum der Sketischen Wüste//ZKG 1923. 5. 1–41. 108 . Burton-Christie D. Oral culture and biblical interpretation in early Egyptian monasticism//StPatr 1997. 30. 144–150. 109 . Camplani A. L’Egitto Cristiano·. Aspetti e problemi in età tardo-antica. Roma 1997. 358. (Studia ephemeridis Augustinianum. 56). 110 . Cannuyer Ch. Coptic Egypt: the Christians of the Nile. Ν. Y. 2000. 143. 111 . Cauwenbergh R. van. Études sur les moines d’Égypte depuis le concile de Chalcédoine (451) jusqu’á l’invasion arabe (640). P.; Louvain 1914. 112 . Chevillat A., Chevillat E. Moines du désert d’Egypte/Préf. Davy M.-M. Ed. Terre du ciel 1991. 186. 113 . Chryssavgis J. Fire and light in the Egyptian desert: Aspects of desert spirituality//CistSt 1999. 34:4. 455–467. 114 . Coptic Egypt: history and guide/Ed. by Kamil J.; plans and maps by Ibrahim H. Cairo 1987. 115 . Coquin R.-G. Réflexions sur l’expansion du mouvement ascétique égyptien//Bibiothèque d’Études. 107. 1992. 13–19. 116 . Couilleau G. L’ " alliance» aux origines du monachisme égyptien//ColCist 1977. 39. 170–193. 117 . Goehring J. E. The encroaching desert: literary production and ascetic space in early Christian Egypt//JECS 1993. 1. 281–296. 118 . Goehring J. E. Ascetics, society, and the desert: Studies in early Egyptian monasticism Harrisburg, Pa. 1999. XXXII, 287. (Studies in Antiquity and Christianity). Frank G.//ChHist. 2000. 69(1). 153–155. 119 . Guillaumont A. Conception du désert chez les moines d’Égypte//RHR. 1975. 188. 3–21. же://Id. Aux origines du monachisme chrétien 4 .40). 69–87. 120 . Guillaumont A. Histoire des moines aux Kellia//Orientalia Lovaniensia Periodica. Louvain 1977. 8. 187–203. 121 . Guillaumont A. L’enseignement spirituel des moines d’Égyptë La formation d’une tradition//Maltre et disciples dans les traditions religieuses: actes du colloque organisé par le Centre d’histoire comparée des religions de l’Université de Paris-Sorbonne, 15–16 avril 1988/Publ. Meslin M. P. 1990. 143–154. (Coll.Patrimoines). же://Id. 1 .375). 81–92.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого (PG. 26. Col. 1386). Пост начинался за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигалось исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Серапиону Тмуитскому, к-рое свт. Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный (PG. 26. Col. 1413), в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение (первое свидетельство - письмо папы Иннокентия I Декентию, еп. г. Губбио, в к-ром говорится о принятии кающихся в Великий четверг (Ep. 25. 7//PL. 20. Col. 559); см.: Cabi é R. La Lettre du pape Innocent Ier a Décentius de Gubbio. Louvain, 1973. P. 28-29). О некой «четыредесятнице» говорится уже в 5-м прав. I Всел., но что именно имеет Собор в виду - В. п. или праздник Вознесения Господня (празднуемый на 40-й день после Пасхи),- остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е Ап. прав. (S. Salaville), хотя нек-рые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее влияние на оформление периода В. п. в его совр. виде (R.-G. Coquin). Благословение колива. Молебный канон вмч. Феодора Тирона в пятницу 1-й седмицы Великого поста Благословение колива. Молебный канон вмч. Феодора Тирона в пятницу 1-й седмицы Великого поста К кон. IV - нач. V в. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный В. п., хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения.

http://pravenc.ru/text/150109.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009