Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), еп. Сиута (греч. Ликополь; араб. Асьют), церковный писатель, святой Коптской Церкви (пам. копт. 9 амшира (3 февр.)). В соч. «История Александрийских патриархов» имя К. включено в список выдающихся епископов эпохи правления патриарха Дамиана (578-607). Основным источником сведений о К. служит его Житие в составе редакции копто-араб. Синаксаря (XIII-XIV вв.), происходящей из В. Египта; наличие памяти К. является одной из ее отличительных особенностей. Житие сохранилось полностью в единственной рукописи из Луксора (изд.: Coquin. 1981) и фрагментарно в рукописи Paris. arab. 4895 (изд.: Garitte. 1950. P. 300-301). О некоторых обстоятельствах жизни К. можно узнать из его сочинений. Жизнь О родителях и месте рождения К. ничего не известно. В монахи он был пострижен, как сообщает Житие, своим братом аввой Моисеем. В тот же день обеты принесли еще 10 человек, из которых по имени кроме К. названы Руф и Иосиф - буд. епископы Шотепа (греч. Гипселис) и Сбехта (греч. Апполинополь Малый) соответственно. Об Иосифе сведений не сохранилось. Руф известен как церковный писатель; во 2-м Энкомии в честь мч. Клавдия К. рассказывает, как он «с братом Руфом» совершал паломничество в Иерусалим и по дороге, в Каппадокии, посетил б-ку. После рукоположения во епископа патриархом Дамианом (дата неизв.) К. занимал должность патриаршего викария (диадоха) в В. Египте (викарием Н. Египта приблизительно в этот же период был Иоанн , еп. Парала). Известно, что хиротония Писентия, еп. Эрмонта, состоявшаяся, вероятно, после 598 г., была одобрена К. и Шенуте, еп. Антинои, который был тогда викарием В. Египта; следовательно, К. занял эту должность позже, вслед за Шенуте ( Coquin. 1981. P. 160-161). Как видно из описания этих событий в синаксарном Житии Писентия и из Жития К., в число обязанностей викариев входило рекомендовать ставленников на епископские кафедры своей области: патриарх совершал хиротонии только после возложения рук викария и еще одного епископа и получения письменной рекомендации. В лемме, предваряющей 2-й Энкомий в честь мч. Клавдия, говорится, что он был произнесен в Сиуте в присутствии викария, который прибыл в В. Египет и записал чудеса мученика для патриарха Андроника (616-622). Р. Ж. Кокен считал, что имеется в виду викарий В. Египта и, следовательно, при Андронике К. уже не исполнял эту должность (Ibid. P. 162), однако представляется более вероятным, что речь идет о викарии Н. Египта, к-рый посетил Сиут по случаю праздника. В любом случае это упоминание служит последним известным нам хронологическим указанием о времени жизни К.

http://pravenc.ru/text/2056994.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «КАНОНЫ ИППОЛИТА» один из литургико-канонических памятников древней Церкви (Canones Hippolyti - CPG, N 1742). Текст Греч. оригинал «К. И.» утерян. Сохранился только араб. перевод, выполненный с копт. версии (вероятно, саидского диалекта), которая не сохранилась. Все араб. рукописи не старше XII в. Копт. перевод был выполнен, возможно, в V-VI вв. ( Coquin. 1966). Хотя «К. И.» не входят в состав более крупных сборников литургико-канонических памятников, они присутствуют в сводах канонического права Коптской Церкви. В частности, араб. версия сохранилась в т. н. анонимном Берлинском каноническом сборнике, составленном в XIII в. (Berolin. Sb. arab. 10181. Fol. 123-140, 1334 г.), в сборнике Макария, священника из мон-ря св. Иоанна Колова в Вади-эн-Натрун (1-я пол. XIV в.; известно не менее 11 рукописей; самые важные - Vat. Barber. Or. 4. Fol. 176v - 186, 1350 г.; Vat. arab. 149. Fol. 128-134, 1372 г.; Paris. arab. 251. Fol. 162v - 171, 1353 г.), и в ряде анонимных яковитских сборников (напр., ркп. Paris. arab. 238. Fol. 231v - 259v, XV в.). «К. И.» цитируются в Номоканоне копт. патриарха Гавриила II ибн Турайка (Тарика) (1131-1145) (изд.: Le Nomocanon du patriarche copte Gabriel II ibn Turayk (1131-1145)/Ed. A. Aziz Mina. Beirut, 1993. 2 vol.), в Номоканоне Михаила, копт. митр. Дамиетты, составленном во время Патриаршества Марка III (1167-1189) (Berolin. Sb. arab. 10180, 1211 г.; Paris. arab. 4728, 1886 г.; Vat. arab. 907, XV в.), в Номоканоне ас-Сафи ибн аль-Ассаля (1-я пол. XIII в.; см. в ст. Ассалиды ) (Brit. Lib. Or. 1331, 1236 г., и др. рукописи). Перечень канонов сохранился в 5-й кн. энциклопедического сборника Абу-ль-Бараката ибн Кабара «Светильник во тьме» (Paris. arab. 203. Fol. 53v - 54v, между 1363 и 1369). Полное арабское заглавие памятника - «Церковные каноны и постановления, написанные Ипполитом, князем епископов Рима, согласованные с заповедями апостолов, от Духа Святого [в др. редакции - «от Господа нашего Иисуса Христа»], Который говорил в нем [«через него»]. Числом 38». В Номоканоне патриарха Гавриила II «К. И.» называются «Каноны Болидоса (Булидоса), патриарха Рима, числом 38». В Номоканоне ас-Сафи ибн аль-Ассаля дополнительно сообщается, что эти каноны были переведены на копт. язык (Vat. Borg. arab. 230. Fol. 15v, кон. XIII в.). Сохранилось только копт. заглавие - «Церковные каноны, написанные Ипполитом, архиепископом святого града Рима» (встречается перед канонами Никейского Собора в ркп. Paris. copt. 129 14. Fol. 75, X в.; см.: Achelis H., [Crum W. E.]. The gnwmai of the Synod of Nicaea//JThSt. 1900. Vol. 2. N 5. P. 121-129).

http://pravenc.ru/text/1470261.html

Скачать epub pdf Дневник. Год 1881 Новый 1881 1 год Жизни моей….. 64-й Дневника сего….. 49-й Службы моей….. 37-й Монашества….. 36-й Выбытия за границу….. 31-й Палестинства….. 16-й Владельчества….. 15-й Сего затишья….. 12-й Сих седин….. 10-й Сих очков….. 9-й Месяц Януарий Воспой, мой Пифагор 2 , Год восемьдесят первый, И рост его и взор И мышцы все и нервы! Январь тут ни при чем, Мне до него нет дела. Не про него в моем Саду овсянка пела. Сегодня мне начли Лишь 52 года. Дивиться ль, что нашли Кой-кто во мне урода 3 ? Я нравственный урод, И был и есмь и буду. Другой законов свод Учил и – не забуду. Плута и шельмеца На чистую я воду Рад вывесть без венца Тернового к народу, Сказав: rat enragé 4 – Вот сей coquin 5 – вот оный! Кто ж он? En abrégé 6 – Отец «Пуштов» салонный! Четверток, 1 янв Предзнаменовательно снилась на новый сей год из-ума-вонная и совсем ко мне неподходящая охота! Кто-то (товарищ, что ли, мой по звероловству) хлопочет о «пахидермах» 7 , под чем я разумею охотничьи ботфорты... Видно, придется охотиться за какою-нибудь дичью в наступившем 1881 году. 18 прямо и 18 обратно составляют 36. Столько именно лет я ношу фатальное имя Антонина – сегодня «благочестивого», завтра «философа», послезавтра – «Каракаллы» 8 ... Так и в писании (плуто-шельмецком) сказано: «о. Августин, о. Пуштов, Пейс (Пес?)-паша» 9 ... а все тот же непереваримый Антонин разноцветный, рисующийся красками плута, бесстыдна лжеца, клеветника и фигляра 10 ... Подай Господи! Еще бы после сего не поохотиться за такими акварелистами! Приветствовало нас в новый год серое небо, надуваемое южным ветром. Барометр упал непомерно. Молитва . Служение вдевятером. Поздравление от своих с чаем, шампанским и василопитой 11 , коей червончик достался на сей год Якубу 12 . Затем поздравление всем обществом консула 13 , от которого мы, мниси 14 , перешли к Патриарху 15 , которого нашли совершенно одного... Βρζει τ καζνι 16 , несомненно. Помыслили было сходить к Армянскому Блаженству 17 (NB. Паша 18 , посылая мне новогоднюю карточку, надписал: À sa Béatitude Mr. Archimandrite 19 ), но от дома Спиттлера 20 повернули направо и возвратились домой. Толкотня тут всяческая. Айн-каримцы, вифлеемцы, абиссинцы, иерихонцы 21 . Владыка Трикко-Неокесарийско-Китрский 22 . Дождь проливной. Обед с бесконечными яствами. Ели даже виноград свежий, даже арбуз! Беседа с женихом сестры милосердия 23 . Сестра милая, но сердитая. Погода прямо немилосердная. Печка, сердцу милая. Тишина, наконец. Чтение на лежанке, кончившееся сном, а в сем сне видение женщины в уборе Евы. Как будто это так и нужно! Не нравится мне это знамение, считаемое предвестием смерти. В 9 часов чай. Сие 24 и всячество, дотянувшееся по вчерашнему до двух часов пополуночи. Непогода полная.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

[Матта аль-Мескин/Мискин; араб.     - Матфей Бедняк/Убогий; англ. Matthew the Poor] (20.09.1919, Бенха, совр. мухафаза Кальюбия, Египет - 8.06.2006, Дейр-Анба-Макар, Вади-эн-Натрун), игум., один из наиболее известных деятелей и богословов Коптской Церкви (КЦ) в XX в., участвовавший в возрождении традиций древнего егип. монашества. В миру Юсеф Искандер. По окончании фармакологического фак-та Каирского ун-та (1944) держал крупную аптеку в г. Даманхуре, построил в городе ц. св. Георгия. В 1948 г., распродав все имущество, присоединился к братии бедного и отдаленного мон-ря св. Самуила Каламунского в В. Египте, где принял постриг с именем Матта (Матфей; впосл. получил прозвище Бедняк (аль-Маскин/Мискин), которое уже носили 2 др. одноименных деятеля КЦ, известных своим аскетизмом,- почитаемый 7 кихака (3 нояб.) средневек. подвижник (см.: Coquin R.-G. Matthew the Poor, Saint//CoptE. Vol. 5. P. 1571-1572) и патриарх Матфей I . В этот период М. а.-М. испытал влияние книг православного архим. Лазаря (Мура; 1902-1992; РПЦЗ) и обобщил свой молитвенный опыт в соч. «Православная жизнь в молитве». В 1951 г., после ухудшения здоровья из-за суровых условий жизни, переехал в монастырь Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун, где принял священнический сан. В 1952-1954 гг. М. а.-М. периодически жил в уединении в скалистой местности около обители, нек-рое время подвизался вместе с Абд аль-Масихом аль-Хабаши , также исполняя послушание духовника и наставника молодых монахов. Примером для М. а.-М. служили основоположники египетского монашества. Его духовный авторитет оказал влияние на многих молодых людей. С марта 1954 по май 1955 г. М. а.-М., возведенный в сан игумена, занимал пост викария патриарха Иосифа II в Александрии (а также его представителя в Совете общины (Маджлис аль-милли)) и в этом качестве провел ряд церковно-адм. реформ. Затем вернулся в Дейр-эс-Суриан и поселился в одной из окрестных пещер. В июле 1956 г. в поисках большего уединения вместе с группой учеников возвратился в монастырь св. Самуила. В кон. 50-х гг. XX в. М. а.-М. руководил движением «Байт ат-такрис» (Дом посвящения), члены которого, будучи мирянами, жили под его руководством по особому уставу, близкому к монашескому.

http://pravenc.ru/text/2562620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБИССИНИЯ [араб.  , эфиоп.  ], старое название Эфиопии как страны - общей родины христиан, мусульман и язычников. Свое происхождение слово ведет от южноарав. эпиграфического hbšt/hbšt-n (хабашат) - так в офиц. письменной традиции Сабейского и Химьяритского царств называли подданных царя Аксума , к-рые вместе с собственно аксумитами ( " ksm-n) в III в. участвовали в борьбе за гегемонию в Юж. Аравии. В аксумских надписях (RIE 185 I-II, 185 bis I-II) хабашат упоминаются в титулатуре царя Эзаны (сер. IV в.); вероятно, так обозначались племена, обитавшие в центр. областях Аксумского царства (на востоке совр. эфиоп. пров. Тыграй). В раннее средневековье топоним А. в форме аль-Хабаша утвердился среди арабов, а позднее был заимствован из арабо-мусульманской среды самими эфиопами. До недавнего времени этот термин широко использовался в отечественной и зап. лит-ре, но после 1945 г. стал выходить из употребления. Ист.: RIE. T. 1. P. 241-250; T. 2. Pl. 99-108 [надписи 185 I-II, 185 bis I-II] (рус. пер.: История Африки. С. 167-169). Лит.: Крачковский И. Ю. Введение в эфиопскую филологию/Ред., предисл. и примеч. Д. А. Ольдерогге. Л., 1955. С. 32; Drewes A. J. Inscriptions de l " Éthiopie antique. Leiden, 1962. P. 2-3, 90-92; Irvine A. K. Habashat//EI. Vol. 3. P. 9-10; Ullendorff E. Habash, Habasha. I: Arrière-plan historique//Ibid. P. 3-5; Robin Chr. J. La première intervention abyssine en Arabie méridionale (de 200 à 270 de l " ère chrétienne)//Proceedings of the 8th Intern. Conf. of Ethiopian Studies/Ed. by Taddese Beyene. Addis Ababa, 1989. Vol. 2. P. 152-154; Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinb., 1991. P. 36; Albert M., Beylot R., Coquin R.-G., Outtier B., Renoux Chr. Christianismes orientaux: Introd. à l " étude des langues et des littératures. P., 1993. P. 221. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции

http://pravenc.ru/text/62460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРСУМ АЛЬ-ЭРИАН [араб.    ] (XIII - ок. 1317), копт. св. (пам. копт. 5 нази, 28 авг.). Сведения о нем содержатся в копт. и эфиоп. синаксарях, при этом данные источников не всегда совпадают. Род. в христ. семье в Каире. После смерти родителей остался на попечении дяди, к-рый присвоил себе его наследство. Б. Э., решив вести уединенную жизнь, поселился в пещере, а затем затворился в небольшой крипте под ц. св. Меркурия в Каире (араб. Абу-Сайфайн). Здесь он провел ок. 20 лет (по данным эфиоп. синаксаря, 33 года). Слава о нем распространилась по всему Египту, и толпы народа, ищущие его молитв, собирались у ц. св. Меркурия. Затем Б. Э. изменил тип аскезы: он поднялся на крышу церкви, где оставался днем и ночью, мужественно перенося холод и зной. Во время гонений на христиан при султане ан-Насира Мухаммаде ибн Калауне (1301) Б. Э. был схвачен и провел в тюрьме ок. недели. Выйдя на свободу, он укрылся в мон-ре Шахран, к югу от Каира. Согласно сообщению Ибн аль-Сукаи, Б. Э. оставался в этом мон-ре 17 лет, живя в монастырском саду на куче пыли и пепла. Поскольку он почти не носил одежды, то получил прозвище Эриан (Нагой). Подвижник решительно отказывался сменить свой белый тюрбан на синий (носить к-рый мусульм. власти в Египте предписывали всем христианам), но, зная его популярность среди коптов, власти не осмеливались его трогать. Б. Э. был погребен возле врат монастырской церкви. Источники упоминают о его многочисленных чудесах. После кончины Б. Э. широко почитался у коптов, о нем, в частности, упоминает Макризи при описании мон-ря Шахран. Ист.: Le Synaxaire arabe jacobite (réd. copte): text arabe/Publ., trad. et annot. par R. Basset//PO. T. 17. Fasc. 3 (Baounah, abib, mesoré, jour complémentaire ). P. 777-781. Лит.: Crum W. E. Barsauma the Naked//Proc. of the Soc. of Biblical Archeology. 1907. N 29. P. 135-149, 187-206; Troupeau G. Compte rendu d " Ibn al Suqai//Arabica. 1976. N 33. P. 330-331; Coquin R.-G. Barsum the Naked, Saint//CoptE. Vol. 2. P. 348-349. А. А. Войтенко, свящ. Олег Давыденков Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/77618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОСКОР еп. Гермопольский (до 394 - ок. 403). Старший из 4 братьев, прозванных за высокий рост Долгими или Длинными (греч. ο Μακρο), подвизавшихся под рук. аввы Памвы во 2-й пол. IV в. в Нитрийской пустыне и бывших настоятелями скитов в Келлиях . Ок. 391 г., согласно повествованию Палладия Еленопольского, Д. уже имел сан пресвитера. Вскоре после этого по настоянию патриарха Александрийского Феофила Д. был вынужден против своей воли принять епископство и возглавить Гермопольскую митрополию , к которой относилась Нитрийская пустыня. Однако в 399/400 г. Долгие братья были незаслуженно обвинены патриархом Феофилом в оригенизме и соборно осуждены. На братьев и поддержавших их монахов началось гонение со стороны антропоморфитов . Д. подвергся нападению, поскольку считался главой преследуемой партии. Ему пришлось покинуть митрополию и вместе с монахами бежать через Палестину в К-поль, где они получили поддержку свт. Иоанна Златоуста (подробнее о Долгих братьях и гонении на них см. в ст. Аммоний Долгий ). Относительно кончины Д. существует 2 версии. Согласно «Церковной истории» Созомена , Д., как и его брат Аммоний, умер до разрешения вопроса на Соборе в предместье Дуб (403), осудившем свт. Иоанна Златоуста, и погребен в ц. мч. Мокия. После смерти братьев скитские монахи вели себя на Соборе нерешительно, просили прощения и были приняты патриархом Феофилом в общение, чего, по мнению Созомена, не произошло бы, если бы братья были живы. Сократ Схоластик подтверждает, что патриарх Феофил «вступил в сношение с сообщниками Диоскора», но, по его версии, Д. был тогда еще жив, а скончался после закрытия Собора и торжественно погребен в церкви предместья. Ист.: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7, 9, 10, 16, 17 (рус. пер.: Сократ. Церк. ист. С. 247-252, 258, 260); Sozom. Hist. eccl. VI 30; VIII 12-17 (рус. пер.: Созомен. Церк. ист. С. 449, 569-581); Palladius. Hist. Laus. X 1; XII (рус. пер.: Палладий. Лавсаик. С. 26, 30); Rufin. Hist. mon. 23 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцев. С. 93-94); idem. Dialogus de vita S. Ioannis Chrysostomi//PG. 47. Col. 5-82. Лит.: Thierry A. Le patriarche d " Alexandrie, les Longs-Frères et la première déposition de Jean Chrysostome//Revue de Deux-Mondes. 1867. T. 71. P. 73-131; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2. Pt. 1. P. 137-142; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 160-162; Chitty D. J. The Desert a City. L.; Oxf., 1966. P. 58; Coquin R. -G. Dioscorus//CoptE. Vol. 3. P. 915-916. Рубрики: Ключевые слова: АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/178511.html

е. «пятый», но скорее всего речь идет о позднем добавлении в копт. традицию, нарушающем обычное для остальных текстов количество муж. мон-рей (9), созданных П. В. Если исключить это сомнительное свидетельство, 5-м мон-рем, также на левом берегу Нила, становится Тебеу (Τεβε, Τβο; копт. tbhue , cbhou ; возможно, на месте совр. сел. Абу-Шуше, в неск. километрах ниже по течению от монастыря Монхосис: Lefort. 1939. Р. 402-403): некто Псенеб, отец Петрония, к-рого П. В. перед смертью назначил своим преемником в качестве главы «общежития», передал П. В. все свое имущество, в т. ч. и обитель, называемую Тебеу (G1. 80; Bo. 56 о дарении обители ничего не сообщает; трудно сказать, идет ли здесь речь о монашеской обители (тогда мы располагаем еще одним свидетельством того, что монашеские общины существовали в В. Египте до появления там П. В.), или слово «монастырь» употребляется в значении «поселение» и т. п.). Еще одно затруднение при попытке определить порядок возникновения мон-рей вызывает греч. версия рассказа: до возникновения обители Тебеу П. В. по просьбе епископа Панополя (ныне Ахмим ) Ария построил мон-рь, к-рый так и назывался: «принадлежащий Панополю/возле Панополя» ( τς Πανς: G1. 81, 83), и в этом случае он (а не Тебеу) оказывается 5-м по счету, но следующее высказывание вносит еще большую путаницу: до него (т. е. Панопольского) был мон-рь, называемый Тасе (Τασ, копт. tsh ), а после него - и другие: возле Панополя, Тебеу и Тисмены (Τισμναι), соответственно 7-й и 8-й по счету, а спустя время - еще один, 9-й и последний, называемый Пихнум (Πιχνομ), возле Латополя (G1. 83). Краткий отчет греч. версии об основании последних мон-рей дополняют копт. версии (S5: Lef. 2. P. 145. 18 sq.; Coquin. 1979. P. 212-223): после Тебеу П. В. отправился на север от Шмина и построил в его окрестностях мон-рь, назвав его Тесмине ( tesmine ) и назначив его главой Петрония (Bo. 57; Coquin. 1979. Р. 217); после видения П. В. отправился на юг, в ном Латополя, т. е. в родные края, и в местечке Пхнум ( vnoum ) построил большой мон-рь, назначив его главой Сура, одного из первых своих учеников (Bo.

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

58; Coquin. 1979. P. 218a). Труды П. В., обладавшего выдающимся организаторским талантом, по созданию «общежития» встречали нек-рые затруднения и препятствия. Так, уже при строительстве 1-го мон-ря у П. В. возникли серьезные разногласия с братом: П. В. хотел строить большой мон-рь, способный вместить большое количество братии и паломников, а Иоанн предполагал вести здесь отшельническую жизнь (G1. 15; S3: Lef. 2. P. 108a. 27 sq.). Еще до того, как киновия разрослась, среди братии оказались монахи, имевшие «плотские помышления», и после долгих безуспешных увещеваний они вынуждены были оставить мон-рь (G1. 38; согласно Bo. 24b, П. В. изгнал 50 чел.). В другой версии говорится о том, что у П. В. в начальный период его настоятельства возникали серьезные и продолжительные конфликты с вновь прибывавшими: большая группа монахов, пришедших в мон-рь из окрестных деревень, в течение 4 или 5 лет вела себя надменно по отношению к П. В. (S1: Lef. 2. P. 6. 16-17), пока он не изгнал их; однако они обратились с жалобой к еп. Серапиону, который встал на сторону П. В. (S3: Lef. 2. P. 117b. 14-34; согласно этому свидетельству, создание 1-го мон-ря растянулось на годы и Церковь с самого начала поддерживала предприятие П. В.). Др. неурядицы заканчивались мирно: так, в Пабау были 10 братьев, к-рые не слушались П. В., но он не хотел их изгонять, и после его долгих увещеваний они исправились (G1. 100; ср. 2 варианта этой истории в Bo. 92 и 102). П. В. не всегда выходил победителем в борьбе со строптивыми монахами: так, в греч. фрагменте говорится, что П. В. изгнал одного из братьев за драку, но за изгнанным в знак солидарности последовала вся братия; тогда П. В. был вынужден просить прощения (Fr. 1: Draguet. 1957. Р. 271). С любимым учеником Феодором, к-рого П. В. собирался сделать своим преемником (G1. 36), у него также произошла серьезная ссора: когда П. В. заболел и возникли опасения, что он может умереть, старые отцы и настоятели монастырей обратились к Феодору с просьбой стать их главой; тот из честолюбия согласился.

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

S. 303-306) и изданиями «И. А. п.» (параллельные издания Х. Ф. Сейболда (1904-1910) и Б. Эветтса (1907-1915) охватывают период до 849; их продолжение - каирское издание (1943-1974)). Как показали исследования ( Coquin. 1975. P. 62-66; Heijer. 1989), основная редакция не только ближе к сохранившимся копт. оригиналам, но и в отличие от «Вульгаты» содержит многочисленные указания на этапы формирования «И. А. п.». Начало составления биографий на араб. языке долгое время ошибочно связывали с Михаилом, еп. Тиннисским, а создание единого собрания копт. биографий, их редактирование и инициативу араб. перевода приписывали 1-му известному копто-араб. писателю Севиру ибн аль-Мукаффе , еп. Ашмунейна (X в.); под его именем была издана значительная часть арабского текста «И. А. п.». Однако благодаря исследованиям Джонсона ( Johnson. 1977) и Й. ден Хейера ( Heijer. 1989) было установлено, что копт. биографии переводили на араб. язык под началом александрийского диак. Мавхуба ибн Мансура ибн аль-Муфарриджа, одного из наиболее влиятельных членов копт. общины XI в. Его помощник Абу Хабиб ад-Даманхури сделал перевод собрания Михаила Тиннисского с автографа. Ден Хейер отрицает к.-л. участие Севира ибн аль-Мукаффы в составлении «И. А. п.», др. исследователи (см., напр.: CoptE. Vol. 7. P. 2101) допускают, что он сделал правку предыдущих частей текста и присоединил неск. фрагментов. Между 1088 и 1094 гг. Мавхуб ибн Мансур закончил редактирование араб. перевода «И. А. п.» и добавил к нему биографии 66-67, написанные им на арабском языке (Христодул - Кирилл II; 1047-1092). А. фон Гутшмид ( Gutschmid. 1890. S. 403) и Граф ( Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 302), вслед за ними и нек-рые др. исследователи ошибочно приписывали биографию Кирилла II писцу Юханне ибн Саиду ибн Яхье ибн Мине (Ибн аль-Кулзуми), который переписал «И. А. п.» в редакции Мавхуба ибн Мансура и дополнил ее биографиями 68-69 (Михаил IV - Макарий II; 1092-1128). Биографии 3 следующих патриархов (70-72: Гавриил II - Иоанн V; 1131-1167) составил их преемник патриарх Марк III, биографии 73-74 (Марк III - Иоанн VI; 1167-1216) - Маани Абу-ль-Макарим ибн Баракат ибн Аби-ль-Ала; он же описал начало последующего, 19-летнего периода вдовства Александрийской кафедры.

http://pravenc.ru/text/1319720.html

  001     002    003    004    005    006    007    008