Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ [греч. Αβρμης, сир.      ], сир. свящ., представитель семейства визант. переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. Как и его отец Евпор, А. не принадлежал к знати и выдвинулся на дипломатическом поприще благодаря превосходному знанию помимо родного сир. также греч. и араб. языков. В 523 г. имп. Юстин I отправил его с особой миссией к лахмидскому царю аль- Мунзиру III , чтобы заключить с этим североарав. правителем мир и добиться освобождения плененных военачальников Тимострата и Иоанна. В янв. 524 г. он прибыл в столицу гос-ва Лахмидов г. Хира; не застав царя, А. отправился вместе с монофизитским еп. Симеоном Бет-Аршамским в царский лагерь, разбитый в пустыне в 10 днях пути, близ гор Рамла. Там он встретился с химьяритским послом, сообщившим аль-Мунзиру об истреблении христиан в Юж. Аравии (см. Награнские мученики ). В Лахмидском царстве последователи христианства были избавлены от подобной участи, чему способствовала не только защита их со стороны части араб. знати, но и твердая позиция визант. посла. А. удалось заключить мир с аль-Мунзиром, но стратигам пришлось выкупать себя из плена самим. В сер. 30-х гг. VI в. А. по поручению имп. Юстиниана I прибыл в Аравию и заключил соглашение о мире с Кайсом, филархом киндитов и мааддитов, доставив его сына Кайса Мавию в качестве заложника в К-поль. Ист.: La lettera di Simeone vescovo di Bêth-Arâm sopra i martiri omeriti/Publ. e trad. I. Guidi//Atti della Reale Accademia dei Lincei. Ser. 3. Memorie della Classe scienze morali, storiche e filologiche. R., 1881. Т. 7. P. 480-482, 486-487 [итал. пер.], 509, 514-515 [сир. текст]; Chronicon anonymum pseudo Dionysianum vulgo dictum//CSCO. Syr. Ser. 3. T. 1. P. 57-58, 63; HGM. T. 1. P. 473-478; Ex historia Nonnosi excerpta// Photii Bibliotheca/Ed. R. Henry. P., 1959. T. 1. Cod. 3. Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С. 294-297, 324; она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 78-81, 157-158, 162-163, 167-169; она же. Хроника псевдо-Дионисия Тельмахрского о Южной Аравии//Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976. С. 113-114, 119, 123-124 [рус. пер.]; Shah î d I. The Martyrs of Najrân. Brux., 1971. P. 114, 240-242. (SH; 49). С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого

http://pravenc.ru/text/62862.html

Р.Ф. Тафт Указатель рукописей Admont 125 • 425 Alexandria σχδ-1070 • 302 Ambros. 84 • 288, 308, 367, 517 Ambros. 167 • 233, 236, 303, 308, 317, 363, 371, 516 Ambros. 276 • 233, 235, 303, 317, 332, 363, 515 Ambros. 637 • 45, 270, 290, 292, 300, 517 Ambros. 709 • 372, 515 Ambros. 1090 • 188, 235, 341, 363, 516 Barberini 300 • 518 Barberini 316 • 45, 46, 168, 196, 307, 333, 341, 364, 371, 414, 481, 514 Barberini 329 • 208, 233, 235, 514 Barberini 336 • 8, 31, 39, 42, 100, 102, 110, 170, 180, 182, 183, 186, 189, 190, 192, 194, 195, 198, 199, 200, 202, 203, 207, 208, 228, 236, 252, 267, 273, 294, 322, 327, 329, 331, 341, 344, 345, 394, 398, 400, 401, 402, 403, 404, 405, 417, 419, 422, 426, 430, 432, 433, 435, 436, 444, 454, 481, 493, 513 Barberini 443 • 303, 499 Berlin Ms. or. fol. 1609 • 329 Bodleian Add. E. 12 • 180, 208, 417, 427, 515 Bodleian Auct. E. 5. 13 • 208, 515 Bodleian Cromwell 11 • 422, 481, 515 Borgia 7 • 133, 234 Borgia 24 • 129, 136 Borgia 27 • 514 Borgia Georg. 7 • 198, 199, 203, 324, 331, 433, 443 Borgia Syr. 13 • 403 British Museum Add. 14.949 • 125, 153 British Museum Add. 17134, • 125 British Museum Add. 18070 • 196, 427, 516 British Museum Add. 34060 • 46, 183, 215, 221, 230, 232, 236, 306, 310, 312, 321, 339, 360, 377, 461, 482, 494, 501, 514 British Museum Harl. 5561 • 180, 196, 209, 224, 295, 298, 300, 317, 416, 454, 457, 481, 515 Burdett-Coutts I, 10 • 515 Burdett-Coutts III, 29 • 517 Burdett-Coutts III, 42 • 39, 403, 455, 515 Byz. Museum 5 • 515 Byz. Museum 6 • 188, 208, 514 Byz. Museum 7 • 209, 515 Byz. Museum 13 • 302, 319, 516, 518 Byz. Museum 90 • 301 Byz. Museum 134 • 518 Byz. Museum 137 • 516 Cairo 371 • 295, 298, 516 Codex 139, Beinecke Rare Book and Manuscript Library, Yale University • 514 Codex Arsenii • 414, 514 Codex Sancti Simeonis • 37, 520 Corsini 5 • 234 Corsini 7 • 234 Corsini 41. E. 29 • 303 Corsini 41. E. 31 • 303 Esphigmenou 34 • 46, 188, 238, 240, 291, 342, 516 Esphigmenou 120 • 11, 288, 291, 292, 302, 317, 319, 518 Esphigmenou 162 • 517

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Vatican Slav. 9 • 231, 233, 235, 369, 371, 454, 457, 459, 466, 519 Vatican Syr. 41 • 403 Vatican Syr. 68 • 393 Vatopedi 133 • 310, 516 Vatopedi 1199 • 283 Воскр. Новоиер. мон. • 205, 514 Евхологий Павлова • 302, 517 Евхологий Сеймура • 180, 208, 341, 413, 422 Йоханнисбергская версия • 139, 182, 232, 258, 271, 309, 333, 366, 399, 418, 445, 451, 452, 481, 483, 493, 494, 496, 500, 520 Казань 707 • 467 Казань 712 • 322, 323, 467 Казань 713 • 467 Кодекс Андреевского скита • 517 Кодекс Дмитриевского • 515 Кодекс Пиромала • 36, 39, 192,271, 228, 251, 256, 271, 309, 337, 340, 345, 359, 366, 373, 380, 494, 500, 514 Кодекс Рахмани • 8, 95, 97, 109 Кодекс св. Симеона • см. Codex Sancti Simeonis Кодекс Фаласки • 11, 319, 357, 364, 371, 454 Крка 26 • см. Krka 26 Москва 27 • 514 Петербург 104 • 515 Петербург 226 • 39, 42, 183, 189,214, 220, 224, 228, 231, 238, 267, 289, 303, 304, 305, 308, 322, 341, 390, 398, 399, 401, 413, 414, 416, 417, 434, 436, 445, 454, 455, 510, 513 Петербург 236 • 518 Петербург 274 • 519 Петербург 423 • 46, 48, 298, 314, 317, 361, 371, 457, 459, 493, 510, 517 Петербург 558 • 365, 366, 371, 516 Петербург 560 • 517 Петербург 561 • 209, 238, 517 Петербург 562 • 517 Петербург 563 • 416, 517 Петербург Акад. 532 · 519 Петербург Акад. 518 • 369, 518 Петербург Акад. 520 • 322, 323, 519 Петербург Акад. 522 • 116, 519 Петербург Акад. 523 • 519 Петербург Акад. 524 • 518 Петербург Акад. 526 • 322, 467, 519 Румянцев 15 • 514 Румянцев 16 (472) • 516 Румянцев 17 (473) • 517 Севастьянов 472 • 516 Севастьянов 473 • 517 Севастьянов 474 • 39, 181, 182, 190, 198, 199, 203, 208, 228, 327, 345, 400, 402, 422, 426, 432, 433, 452, 454, 455, 493, 514 Синод. 261 (279) • 516 Синод. 262 (280) • 517 Синод. 263 (281) • 517 Синод. 264 (454) • 518 Синод. 265 (231) • 516 Синод. 275 (381) • 46, 515 Синод. 321 (428) • 238, 517 Синод. 342 (605) • 322, 324, 459, 518 Синод. 343 (604) • 459, 518 Синод. 344 (601) • 47, 303, 519 Синод. 345 (598) • 323, 519 Синод. 366 (680) • 230, 339, 499 Синод. 367 (909) • 520

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

511 He proved in sect. 28, above, that this had taken place, as he affirms in other places, that the Gospel had been received throughout the whole world. And so says the Apostle, «Yes, verily their sound went out into ALL THE EARTH, and their words unto the END OP THE WORLD.» Rom. X. 18 ; and ib. XVI. 26.–«made known to ALL NATIONS FOR THE OBEDIENCE OF FAITH.» And again, Col. I. 23.... «The Gospel, which was preached to EVERY CREATURE WHICH is UNDER HEAVEN.» To the same effect is the testimony of the Fathers generally. See the «Salutaris Lux Evangelica» of Fabricius: and the Introduction to this work. 513 This place occurs also in the Demonstr. Evang. Lib. in. III. p. 102. D. seq.--The charge of our Lord " s being a magician is often advanced by Celsus, Origen contra Cels. Lib. I. pp. 7, 30, 65, &c. See sect. 16, below, and Spencer " s notes on Origen contra Cels. Lib. I. p. 7, notes. 514 Syr. [Syriac]. The meaning of which I suppose is, that he wished His followers to be, those who most felt their wants of His aid. The Syriac is probably defective here. 516 [...] It is cited again, Prep. Evang. Lib. IX. cap. X. p. 413. C. [...]. Other oracles are given from Porphyry, Demonstr. .Evang. Lib. III. cap. VI. p. 134. B. C. 517 Abundant testimony, to this effect, is adduced, Prep. Evang. Lib. IV. capp. X. XI. &c. from Porphyry and Theophrastus; and again, Demonstr. Evang. Lib. in. cap. III. p. 105, &c. 519 Demonstr. Evang. ib. p. 128. A., but much more full in the Greek. Our author seems to mean; No magician would have ever suffered martyrdom, as His Disciples did, because he could have experienced no difficulty in sacrificing to idols. 520 Acts XIX. 19. The citation agrees neither with the Peschito, nor the Philoxenian Version; but, as before, was translated afresh from the Greek. Demonstr. Evang. ib. B. C. 524 Demonstr. Evang. [Greek] which, it must be confessed, savours, to some extent, of the attachment to monastic institutions so unhappily prevalent in the days of our author.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Ter Petrossian L., Outtier B. (1985) Textes arméniens relatifs à S. Éphrem (CSCO 4734; Scr. armem 1516). Louvain. Thomson F. J. (1984) «The true origin of two homilies ascribed to Ephrem Syrus allegedly preserved in Slavonic», Antidoron: Hommage à M. Geerard, vol. 1, p. 1326, Wetteren. – (1985) «The Old Bulgarian translation of the Homilies of Ephrem Syrus», Palaeobulgarica, 8,12430. Tubach J. (1995) Der von Ephraem Syrus’ Vater verehrte Gott. Apoll in Ni- sibis, in Syrisches Christentum, S. 194179. Münster. Valdivieso O. (1966) «Un nuevo fragmente siriaco del comentario de san Efrén al Diatésaron (Ppalau Rib.2)», Studia Papyrologica, 5, 717. Esbroeck van M. (1978a) «Deux feuillets du Sin. 492 retrouvés à Leningrad», AB, 96, 514. – (1978b) «Un feuillet oublié du codex arabe Or. 4226 à Strasbourg», AB, 96, 3834. ----- (1991) «Ephraem Syrus, saint», Coptic Encyclopaedia, 3, 963964. Vossel van V. (1984) onction baptismale chez saint Éphrem, Baghdad. Verheist D. (1983) «Scarpsum de dictis sancti Ephrem prope fine mun- di», Pascua Medievalia: Studies voor Prof. Dr. J. M. De Smet, Louvain, p. 51828. Vergani E. (1992) «Salus corporis. Utilizzazione e conteste dell’esegesi del sogno di Nabucodonosor ( Dan 2:31 ) negli inni di Efrem siro», G. Ruggieri (ed.) La Cattura della Fine. Variazioni dellescatologia in regime di cristianità, Genoa, p. 537. Voicu, S. J. (1984) «Frammenti di un palinsesto greco di Efrem (Sin. syr. f.171 e seguenti)», Scriptorium, 38, 778. Vööbus A. (1974) «Afrem and the school of Urhai», EHF, p. 20916. Walsh J. (1980) «The Syriac tradition: St Ephrem», The Way, 20, 22833. Yousif P. (1974) L’eucharistie et le Saint-Esprit daprès S. Éphrem de Nisibe, Tribute to Arthur Vööbus, Chicago, p. 235246. – (1975–1976) «La Croix de Jesus et le paradis d’Eden dans la typologie biblique de St Ephrem», PdO, 67, 2648. – (1978a) «La Croix de Jesus et le paradis d’Eden dans la typologie biblique de St Ephrem», Mélanges Francois Graffin, Kaslik, p. 2948.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

достигает наивысшей интенсивности, после чего следует реакция: ослабление, упадок душевной энергии, выражающийся в печали, унынии. В таком случае более последовательно ставить печаль после Г., что и делают мн. св. отцы. Г., полагают нек-рые отцы Церкви, приводит к любостяжательности, сребролюбию ( Greg. Nyss. De virgin. 4//PG. 46. Col. 344). Сохранение страсти Г. в человеке, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), отнимает у него возможность к духовному преуспеянию (Т. 1. С. 510). Бог не внимает молитве гневливого (Т. 5. С. 92). Святитель повторяет слова прп. Исаака Сирина о том, что «молитва злопамятного - сеяние на камне» ( Isaac. Syr. Sermo 89). И свт. Иоанн Златоуст отмечал, что «станет ли кто молиться, он молится напрасно, если делает это во гневе и раздражении» ( Ioan. Chrysost. In Act. 17. 3). Страсть Г. удаляет из сердца важнейшие христ. добродетели: любовь к Богу и ближним, терпение, кротость, милосердие и проч. «Дух Святой не обитает там, где гнев» (Ibidem; ср.: Ioan. Climacus. 8. 14). По выражению прп. Ефрема Сирина , кто не легко принимает в себя духа вспыльчивости, делается обителью Духа Святого ( Ephraem Syr. Sermo de virtut. et vit. 9). «...Чистый, но приведенный в смятение гневом, ум не в силах предаться созерцанию, поскольку вещи как бы затемняются некими облаками, окутывающими их» ( Evagr. Capita cognoscitiva. 28). Истинное ведение дается только кроткому, гневливому - лживое (ср.: Idem. Cap. cogn. (=Skemmata). 57; ср.: Macar. Aeg. I 3. 4). «Гнев губит и разумных» (Притч 15. 1). Христианин не должен иметь Г., проявляющийся не только в действии, но и в помышлении. Это запрещает ветхий Закон: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем» (Лев 19. 17); «перестань гневаться и оставь ярость... ибо делающие зло истребятся...» (Пс 36. 8-9); «гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его» (Притч 19. 19). Тем более запрещают Г. евангельские заповеди: «...всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5.

http://pravenc.ru/text/165179.html

Но и вне поста пищу должно стараться принимать, по словам блж. Иеронима, такую и в таком количестве, чтобы она не обременяла тело, даже при употреблении самой простой пищи следует избегать пресыщения ( Hieron. Adv. Iovin. II). Указывая на необходимость В. от чрезмерного употребления вина, св. отцы отмечали, что пьянство приводит к изменению внешнего вида, состояния, помрачению ума и обременению тела человека. «Посему,- призывает прп. Исидор Пелусиот,- воздержись от невоздержности и употребляй вино в меру. Умеренность - матерь здравия и виновница трезвенности» ( Isid. Pel. Ep. I 277). Однако пост телесный, указывали св. отцы, не может быть достаточным, если с ним не соединен пост душевный ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. V 21). Злословие, гнев, зависть, тщеславие - В. от этих страстей составляет пост душевный. В. телесное поддерживается именно для того, чтобы с его помощью достичь В. душевного и в результате обрести чистоту сердца. Воспевая пост, прп. Ефрем Сирин говорит: «Пост - доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. ...Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия» ( Ephraem Syr. Serm. paraen. ad monachos aegipti. 64). Предуготовляемый постом, ум делается возвышеннее ( Ioan. Chrysost. In Act. 1. 6//PG. 60. Col. 22). «Закон поста,- согласно свт. Игнатию (Брянчанинову),- будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума» (Т. 1. С. 133). В. в языке Господь учит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст оскверняет человека. ...всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон. А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека...» (Мф 15. 11, 17-18). Не говорить много, не говорить пустого, не злословить («...злоречивые... Царства Божия не наследуют» - 1 Кор 6. 10; ср.: Еф 4. 29-31), не обижать словом, не клясться, не пересуживать, не открывать тайн и т. п.- требования В. в языке ( Ephraem Syr. Sermo de virtut. et vit. 21). Необузданный язык является признаком человека, чуждого добродетели, В.

http://pravenc.ru/text/155090.html

13). В Послании к Титу ап. Павел более определенно говорит о способах учительства. Сказав об искупительном подвиге Спасителя и освящении людей, он наставляет: «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью...» (Тит 2. 15). Слова апостола свт. Иоанн Златоуст разъясняет т. о.: есть грехи, от к-рых нужно отклонять только повелением, властью; если презирать богатство, напр., нужно убеждениями, то исправлять прелюбодея и корыстолюбца должно с властью, а чародея, волшебника и т. п. людей обличать не просто с властью, но «со всякою властью» ( Ioan. Chrysost. In Tit. V 3). И в Послании к Тимофею ап. Павел учит: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим 4. 2). Для христ. проповеди, поясняет свт. Иоанн Златоуст, всегда должно быть время, и не только во время «сидения в церкви», но и в темнице и в узах, даже хотя бы ты готовился идти на смерть,- «и в это время обличай и не переставай вразумлять» ( Idem. In 2 Tim. IX 1), т. е. указывать на нарушение правил христ. жизни, укорять за это, со всякой властью, авторитетно, с пастырским достоинством. Прп. Ефрем Сирин истолковывает 2 Тим 4. 2 следующим образом: нужно непрестанно проповедовать Слово, содержа в уме свидетельство, открытое проповедующему тайно, т. е. внутри, в душе, проповедовать всегда и везде, где удобно и где неудобно, обличать, порицать и назидать с долготерпением ( Ephraem Syr. In 2 Tim. 4. 2). Апостолы оставили наглядные примеры применения способов проповедничества. Наиболее употребительным является способ, когда изложение нового учения начинается с истин, уже известных слушателям. Так, в первой проповеди по сошествии Св. Духа ап. Петр указывает иудеям, что совершающееся у них на глазах есть не что иное, как события, предсказанные ветхозаветными пророками (Деян 2. 16-21, 25-28). В апостольских речах к язычникам виден тот же подход. Ап. Павел, проповедуя в ареопаге, обращается к слушателям со словами: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17. 22-23). Предмет проповеди

http://pravenc.ru/text/166109.html

14 по LXX) как указание на Церковь, полагая, что в соответствии с евр. текстом здесь идет речь о доме идола, в котором нельзя видеть дом Божий ( Theodoret. In Os. 4. 15; Hieron. In Os. 5. 8-9; Суг. Alex. In Os. 5. 8-9). По мнению блж. Иеронима, слова Ос 6. 6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» - обращены ко всем, находящимся как вне Церкви, так и внутри нее, призывая к покаянию и исправлению своей жизни ( Hieron. In Os. 6. 6-7). При этом пророчество Ос 5. 10: «Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи» - интерпретируется блж. Иеронимом как предупреждение для «князей Церкви» «что они не должны ликовать и погибель еретиков считать за свое спасение, но скорее плакать о погибели их» (ср.: Рим 11; 2 Кор 11. 29 - Hieron. In Os. 5. 10). Обращенные с упреком к Израилю слова: «Поставляли царей сами, без Меня» (Ос 8. 4) - для свт. Киприана Карфагенского свидетельствуют о том, что и в истории Церкви «иногда поставляют недостойных - не по воле Божией, но по человеческому своеволию» ( Cypr. Carth. Ep. 3. 1). Подобным образом и призыв: «Сейте себе в правду», сопровождаемый суровыми обличениями (Ос 10. 12-13), используется в древней Церкви для формулировки нравственно-религ. требований, предъявляемых для кандидатов в епископы (Const. Ap. II 3, 5). 4. Эсхатологические прообразы. По мнению прп. Ефрема Сирина, пророчество Ос 1. 11 о собрании вместе сыновей Израиля и Иуды в историческом контексте указывает на времена Зоровавеля и Неемии, но совершение исполнения этих слов следует видеть тогда, когда Господь освободит народ Свой «от сатаны и от руки служителей его, которые воздвигали гонения на мучеников» ( Ephraem Syr. In Os. 1. 11). Это предсказание рассматривается также как указание на день будущего пришествия Иисуса Христа, «в который Он сойдет с небес и воскресит всех мертвых» ( Суг. Alex. In Os. 1. 11). Подобным же образом и Юлиан Экламский считал, что буквальное истолкование этих слов применительно к к.-л. историческому событию выглядит преувеличением, поэтому относит его исполнение к последним временам ( Iulian.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

165-й г. э. Селевк. – 147 г. до Р. Х. – Упоминаемый здесь Димитрий есть Димитрий II, по прозванию Никатор (Арр. Syr. с 67), старший из двух сыновей Димитрия Сотера. Последний в начале войны с Александром отослал их к одному из своих друзей – в город Книд в Карии с большой казной, ut belli periculis eximerentur et, si ita fors tulisset, paternae ultioni servarentur (Just). Получив известие о большом ослаблении Сирии, благодаря чрезмерной роскоши и нерадивости Александра, Димитрий II нашел это время благоприятным для предъявления своих прав на «землю отцов своих» и с войском, собранным для него критянином Ласфеном, высадился в Киликии (Liv. I. с, lust. I с, Ios. Antt. XlII, 4, 3). 1Мак.10:68 Услышав о том, царь Александр весьма огорчился и возвратился в Антиохию. «Возвратился в Антиохию…». по-видимому, из Птолемаиды (ср. 57 ст.). 1Мак.10:69 И поставил Димитрий военачальником Аполлония , правителя Келе-Сирии, – и он собрал большое войско и расположился станом при Иамнии и послал к первосвященнику Ионафану сказать: Келе-Сирия – Κολη Συρα… – ближайшим образом так называлась низменная равнина между Ливаном и Антиливаном, но иногда это имя употреблялось так, что в нем мыслилась Финикия и Палестина до Рафии (у Поливия). В этом широком значении «Келе-Сирия» понимается и здесь. – Аполлоний – по-видимому, тот самый, который у Polyb. XXXI, 19, 6 и 21, 2 – упоминается как σντροφος и друг Димитрия I, во время его пребывания в Риме (вероятно, сын упоминаемого 2Mak III, 5–7 – Аполлония). Отсюда понятно, почему он так охотно объявил себя за нового претендента, сына своего друга Димитрия. 1Мак.10:70 ты только один превозносишься над нами, я же подвергся осмеянию и посрамлению через тебя. Зачем ты противостоишь нам в горах? «Я же подвергся осмеянию и посрамлению через тебя…», т. е. тем, что до сих пор позволил тебе оставаться на стороне Александра, между тем как давным-давно должен был тебя или подчинить законному царю (Димитрию II), или уничтожить. 1Мак.10:71–72 Если ты надеешься на твои военные силы, то сойди к нам на равнину, и там мы померяемся, ибо со мною войско городов. Спроси и узнай, кто я и прочие помогающие нам, и скажут тебе: невозможно вам устоять пред лицем нашим, ибо дважды обращены были в бегство отцы твои в земле своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010