В годы Иудейской войны город стал главным лагерем рим. армии под командованием Веспасиана и Тита . После разрушения Иерусалима К. П. получила статус колонии (Colonia Prima Flavia Augusta Caesarea или Caesarensis) и стала главным городом рим. провинции. Хранящийся в Лувре бронзовый кубок, датированный нач. IV в., декорирован сценами из истории К. П., в т. ч. изображением основания колонии ( Patrich. 2011. P. 71-90). Кесарийский амфитеатр превратился в арену наказания непокорных: в 70 г. по Р. Х. на играх в честь дня рождения буд. имп. Домициана Тит устроил гладиаторские бои с участием иерусалимских пленников. После подавления восстания Бар-Кохбы (132-135) в К. П. вновь казнили множество повстанцев, в т. ч. рабби Акиву , известного иудейского законоучителя, поддержавшего восставших. Я. Чехановец Первые и довольно многочисленные сведения о возникновении христианской общины в К. П. содержатся в Деяниях св. апостолов. Христ. община появилась здесь вскоре после Вознесения, когда в К. П. пришел ап. Филипп , который проповедовал в приморских городах Палестины (Деян 8. 40). В К. П. сщмч. Корнилию сотнику явился ангел, после чего он встретился с ап. Петром и принял крещение вместе со всей своей семьей, со слугами и с некоторыми друзьями (Деян 10). Вероятно, «дом Корнилия» был 1-й группой христиан, перешедших в новую веру из язычников (Деян 10. 45-48). Проповедь Петра для группы Корнилия в К. П. была также 1-м описанным случаем проповеди Христовой веры язычникам (Деян 10. 34-43), к-рые в то время преобладали в городе. Детали жизни кесарийской общины, описанной в Деяниях св. апостолов, ап. Лука, как сообщает Евсевий Кесарийский, мог узнать от дочерей ап. Филиппа ( Euseb. Hist. eccl. III 31, 39; V 24). Ап. Филипп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Ап. Филипп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Ап. Павел неоднократно посещал К. П. Вскоре после обращения он прибыл в город и отсюда отправился в Тарс (Деян 9.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Meyer, 1982 – Meyer R. T. Palladius as Biographer and Autobiographer//StP. Bd. 17. (1982). P. 66–71. Meyer, 1985 – Meyer R. T. Holy Orders in the Eastern Church in the Early Fifth Century as seen in Palladius//StP. Bd. 16 (1985). P. 38–49. Montevecchi, 1988 – Montevecchi O. La Pairologia. Milano, 1988. Morard, 1973 – Morard J.E. Monaches, Moine. Histoire du terme grec jusqu’au IV e siede//Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie. Bd. 20 (1973). P. 332–411. Outtier,1978 – Outtier B. Un fragment géorgien de Historia monachorum in Aegypto//Bedi Kartlisa. N 36. 1978. P. 49–52. Patrich, 1995 – Patrich J. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism: A Comparative Study in Eastern Monasticism, Fourth to Seventh Centuries. Dumbarton Oaks, 1995. Pesthy, 2003 – Pesthy M. Logismoi origéniens – logismoi évagriens//Origeniana Octavia: Origen and the Alexandrian Tradition (Papers of the 8 th International Origen Congress. Pisa, 27–31 August 2001)/Ed. by L. Perrone in Coll, with P. Bernardino, D. Marchini. Leuven, 2003. Vol. 2. P. 1017–1022. Pichery, 1959 – см. Cassianus. Coll. 18. Prellwitz, 1892 – Prellwitz W. Etymologisches Wörterbuch der Griechischen Sprache. Göttingen, 1892. Pressing, 1924 – Pressing A. Die biographischen Formen der griechischen Heiligenlegenden in ihrer geschichtichen Entwiklung. München, 1924. Preuschen, 1897 – Preuschen E. Palladius und Rufinus. Giessen, 1897. Rousseau, 1985 – Rousseau Ph. Pachomius: The Making of Community in Forth Century Egypt. Berkeley; Los Angelos; London, 1985. Rubenson,1990 – Rubenson S. The Letters of St Antony. Origenist Theology, Monastic Tradition and the Making of a Saint. Lund, 1990 (Bibliotheca historico-ecclesiastica Lundensis, 24). Rubenson, 1995 – Rubenson S. The Letters of St. Antony: Monasticism and Making of a Saint (Studies in Antiquity and Christianity). Minneapolis, 1995 [переиздание Rubenson, 1990 с незначительными дополнениями и публикацией перевода на англ. яз. «Посланий Антония». Показательно, что словосочетание «оригенистическое богословие» из заглавия изъято].

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

144 Vincent, Abel. JN. p. 40–300; Coüasnon Ch. The Church of the Holy Sepulchre. Jerusalem, London 1974; Corbo V. II Santo Sepolchro di Gerusalemme, I–III. Jerusalem, 1981; Patrich J. The Church of the Holy Sepulchre: History and Architecture//Tsafrir, Safrai (eds.), Jerusalem, p. 353–381; Biddle M. The Tomb of Christ. Phoenix Mill, 1999 145 Vincent, Abel. JN, p. 205–248; Corbo V. Scavo archeologico a ridosso della basilica dell’Ascensione//Liber Annuus 10 (1959–1960), p. 205–248. 146 Richmond E. T. Basilica of the Nativity, Bethlehem//QDAP 5 (1936), p. 75–81; Idem. The Church of the Nativity, the Plan of the Constantinian Building//QDAP 6 (1938), p. 63–66; Vincent H. Bethléem le sanctuaire de la Nativité d’après les fouilles recentes//RB 45 (1936), p. 551–74, 46 (1937), p. 93–121; Bagatti B. Gli antichi edifici sacri di Betlemme. Jerusalem, 1951. 147 Magen Y. The Church of Mary Theotokos on Mt. Gerizim//Ancient Churches Revealed/Ed. Y. Tsafrir. Jerusalem, 1993, p. 83–89. 148 Holum K. G. The Temple Platform: Progress Report on the Excavations//K. G. Holum, A. Raban and J. Patrich (eds.), Caesarea Papers 2 (Journal of Roman Archaeology, Supplement 35), p. 13–34. 149 Corbo V. C. Cafamao, I. Jerusalem, 1975, p. 59–111; Idem. The House of Saint Peter at Capharnaum. Jerusalem, 1972; Idem. The Church of the House of St. Peter at Capernaum//Ancient Churches Revealed, p. 71–76. 150 Avner R. Jerusalem, Mar Elias – The Kathisma Church//Excavations and Surveys in Israel, 20 (2000), p. 101–103. 151 See the drawing of the Vienna Ms. 458 in: Meehan D. Adamnan’s De Locis Sanctis. Dublin, 1958 (frontispiece). 152 Theophanes. Chronographia. A. M. 5920/Ed. De Boor, I, Leipzig 1883, p. 86–87; on the translation of the relics to and within Jerusalem and the building of the church of St. Stephen see: Lagrange M. J. Saint Etienne et son sanctuaire à Jérusalem. Paris, 1894; Vincent, Abel. JN, p. 43–104. 153 Holum K. G., Vikan G. The Trier Ivory, Adventus Ceremonial, and the Relics of St. Stephen//DOP 33 (1979), p. 113–133; Idem. Theodosian Empresses – Woman and Imperial Dominion in Late Antiquity. Berkeley, Los Angeles and London, 1982, p. 103–109.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он принуждал И. М. присоединиться к ереси. Тот отказался, и, претерпев от патриарха бичевания, вынужден был уехать в К-поль. Затем еретики заключили его в темницу в Халкидоне, где И. М. пребывал 20 дней без хлеба и воды. Найдя его после этого живым, преследователи освободили его и прогнали из города. И. М. вернулся в лавру прп. Саввы, где и скончался, сотворив много чудес и написав неск. книг против еретиков (ВМЧ. Дек. Дни 1-5. Стб. 579-580). В основе этого сказания скорее всего лежит греч. оригинал, источником к-рого было несохранившееся пространное Житие. На то, что оно, по всей вероятности, существовало, косвенно указывает ремарка в Житии И. М. Кирилла Скифопольского: «И это, отобрав из много немного, я изложил письменно, опустив рассказ о его борениях за веру... и гонениях, которые он претерпел по Евангелию за апостольские учения. Но рассказать о его подвигах я предоставляю другим писателям - ведь я прекрасно знаю, что многие... после его кончины постараются описать борения, гонения и опасности, которые он претерпел за православную веру...» (Vita Ioannis. P. 221, 18-26). Ист.: BHG, N 897-898; ActaSS. Mai. T. 3. Col. 230-236; SynCP. Col. 277, 286-288, 292; MartRom. P. 187. Not. 6; Kyrillos von Skythopolis. Vita Ioannis Hesychastae/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 201-222. (TU; Bd. 49. H. 2); idem. Vita Euthymii//Ibid. S. 71, 83; idem. Vita Sabae//Ibid. S. 105, 113, 189, 195; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 328; Житие св. Иоанна, епископа и Молчальника//Палестинский патерик. СПб., 1893. Вып. 3; ЖСв. Дек. С. 53-68. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. C. 492; Garitte G. La mort de S. Jean Hésychaste d " après un text georgien inédit//AnBoll. 1954. Vol. 72. P. 75-84; Festugi è re A. Les moines d " Orient. P., 1963. T. 3. [Pars] 3: Les moins de Palestine. P. 9-33; Berrocchi P. Giovanni il Silenciario//BiblSS. Vol. 6. Col. 904-905; Flusin B. Miracle et histoire dans l " oeuvre de Cyrille de Scythopolis. P., 1983; Aubert R. Jean L " Hésychaste//DHGE. T. 27. P. 135-137; Hirschfeld Y. The Judaean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Haven, 1992; Binns J. Ascetics and Ambassadors of Christ: the Monasteries of Palestine, 314-631. Oxf., 1994; Patrich J. The Hermitage of St. John The Hesychast in the Great Laura of Sabas//Liber Annuus. 1994. T. 43. P. 315-337; idem. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism: A Comparative Study in Eastern Monasticism, 4th to 7th Cent. Wash., 1995; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 231-232; Афиногенов Д. Е. Иоанн III, патриарх Иерусалимский,- православный или монофизит?//ВДИ. 2009. 3. С. 13-17. А. Б. Ванькова Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/471384.html

Перенос животворящей энергии описывается с помощью разных образов: как холодная вода, которая вскипает от приближения к жару (Cyr. Alex. In Ioan. 4. 2); как огонь, тлеющий в соломе, который внезапно вспыхивает и сжигает всю копну (Idem. In Luc. 22. 19); как раскаленный железный брусок в кузнечной печи, который полностью пропитывается жаром и светом (ibidem). 134 В одной из древнейших александрийских анафор в Евхологии Серапиона Тмуитского , совре­менника свт. Афанасия Великого , молитва освящения выглядит так: «Боже Истины, ниспошли твое Святое Слово на хлеб сей, да станет он Телом Слова, и на чашу сию, да станет она Кровью Истины» (см. Gebremedhin. Life–Giving Blessing. P. 62). Сам свт. Афанасий говорит о молитве освящения в подобном логоцентрическом ключе: «Пока великие молитвы и прошения не совершены, хлеб и чаша остаются простыми дарами. Но когда великие молитвы и святые прошения возносятся к Господу, Само Слово нисходит на хлеб и чашу, и они становятся Его Телом» (PG. 26. Col. 1325). 137 Издание: Ebied R., Wickham L. Cyril " s Letter to Tiberius the Deacon//Museon. 1970. Vol. 83. P. 438–447. 138 А также «духовным благословением» (Cyr. Alex. De adorat. 6//PG. 68. Col. 416; idem. In Matth. 26. 27//PG. 72. Col. 452); «духовным поклонением» (Idem. In Zach. 11. 7//PG. 72. Col. 188); «духовным всесожжением» (Idem. In Amos. 5. 22//PG. 71. Col. 505–508); «духовной пищей» (Idem. In Ps 22. 5 //PG. 69. Col. 841). См. интересные замечания по поводу терминологии свт. Кирилла в: Gebremedhin. Life–Giving Blessing. P. 87–88. 139 «Кажется, что многое из того, что свт. Кирилл говорит в связи с Литургией, – повторение набора фраз и идей [из писаний александрийских отцов], если только в учении о Евхаристии ему не мерещится несторианство и антиохийская христология. В таких случаях снова оживают его логоцентрические представления о Воплощении» (Gebremedhin. Life–Giving Blessing. P. 82). 140 Прп. Савва и его монастырь известны нам в основном из жития Кирилла Скифопольского (Schwartz E.(ed.) Kyrillos von Skythopolis. Leipzig, 1939. (Texte und Untersuchungen; 49/2). S. 85–200; см.: Patrich J. Sabas, Leader of Palestinian Monaticism: A Comparative Study in Eastern Monasticism (IV–VII cent.). Wash., 1995. P. 37–48; Flusin B. Miracles et Histoire dans l " reuvre de Cyrille de Scythopolis. P., 1983. P. 236–237.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

34. « Un hagiographe saisi par l " histoire : Cyrille de Scythopolis et la mesure du temps », dans J. Patrich (éd.), The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present, [Orientalia Lovaniensia Analecta 98], Leuven, 2001, p. 119-126. 35. « Remarques sur l " histoire du texte du De aedificiis de Procope de Césarée », Antiquité tardive 8, 2000, p. 9-17. 36. « L " empereur hagiographe », dans P. Guran (éd.), L " empereur hagiographe. Culte des saints et monarchie byzantine et post-byzantine, Bucarest, 2001, p. 29-54. 37. « Les reliques de la sainte Chapelle et leur passé impérial à Constantinople », dans J. Durand et M.-P. Laffitte (éd.), Le trésor de la Sainte Chapelle, Paris, 2001, p. 20-33. 38. « Logique d " une anti-histoire : les Excerpta constantiniens », dans S. Pittia (éd.), Fragments d " historiens grecs. Autour de Denys d " Halicarnasse, [Collection de l " Ecole française de Rome 298], Ecole française de Rome, 2002, p. 537-559. 39. « Il monachesimo sinaitico al tempo di Giovanni Climaco », dans K. P. Charalampidis et al., Giovanni Climaco e il Sinai, Magnano, 2002, p. 27-55 (repris en version française : B. Flusin, « Le monachisme du Sinaï à l " époque de Jean Climaque », Contacts. Revue française de l " Orthodoxie, 214 (avril-juin 2006), p. 190-217). 40. « Nicolas Mésaritès. Ethopée d " un astrologue qui ne put devenir patriarche », dans Mélanges Gilbert Dagron, Travaux et Mémoires 14, Paris, 2002, p. 221-242. 41. « Avant la différenciation sexuelle : la huitième aporie de Michel Glykas », à paraître dans P. Legendre (éd.), publication d " un séminaire autour de Genèse 2 : 24. 42. « Les Eglises chalcédonienne et jacobite en Syrie à l " arrivée des Arabes », dans Cristianità d " Occidente e cristianità d " Oriente (secoli VI-XI). Centro Italiano di Studi sull " Alto Medioevo, Spolète, 2004,  p. 1-39. 43. « Le serviteur caché, ou Le saint sans existence », dans P. Agapitos et P. Odorico (éd.), Les Vies de saints : genre littéraire ou biographie historique ?, [Dossiers byzantins 4], Paris 2004, p. 59-71.

http://bogoslov.ru/person/391874

Лит.: Saulcy F., de. Voyage en Terre Sainte. P., 1865. Vol. 2. P. 357, 310-345; idem. Jérusalem. P., 1882. P. 224-241; Avigad N. Ancient Monuments in the Kidron Valley. Jerusalem, 1954 (на евр. яз.); Bagatti B., Milik J. T. Gli scavi del «Dominus Flevit» (Monte Oliveto - Gerusalemme). Gerusalemme, 1958. Vol. 1: La necropoli del periodo romano; Saller S. J. The Excavations at Dominus Flevit. Jerusalem, 1964. Vol. 2: The Jebusite Burial Place; Ussishkin D. The Village of Silwan: The Necropolis from the Period of the Judean Kingdom. Jerusalem, 1993; Patrich J. Map of Deir Mar Saba (109/7): Archaeological Survey in Judea and Samaria. Jerusalem, 1994; idem. The Aqueducts of Hyrcania - Kastellion// Amit D., Patrich J., Hirschfeld Y. The Aqueducts of Israel. Portsmouth (Rhode Island), 2002. P. 336-352; Prag K. The Intermediate Early Bronze - Middle Bronze Age Cemetery on the Mount of Olives//Excavations in Jerusalem 1961-1967/Ed. I. Eshel, K. Prag. Oxf.; N. Y., 1995. Vol. 4. P. 221-242; Avni G., Greenhut Z. The Akeldama Tombs: Three Burial Caves in the Kidron Valley, Jerusalem. Jerusalem, 1996; Kloner A. The Cave of the Birds: A Painted Tomb on the Mount of Olives//Ancient Jerusalem Revealed/Ed. H. Geva. Jerusalem, 2000. P. 306-310; Barag D. The 2000-2001 Exploration of the Tombs of Benei Hezir and Zechariah//IEJ. 2002. Vol. 53. N 1. P. 78-110; Puech E., Zias J. Le tombeau de Zacharie et Siméon au Monument Funéraire dit d " Absalom dans la Vallée de Josaphat//RB. 2003. Vol. 110. N 3. P. 321-335; 2004. Vol. 111. N 4. P. 563-577; Reich R., Shukron E. Jerusalem City Dump in the Late Second Temple Period//ZDPV. 2003. Vol. 119. N 1. P. 12-18; iidem. Jerusalem: The Area East of the Temple Mount//NEAEHL. 2008. Vol. 5. P. 1811-1812; Villeneuve E. Le tombeau des rois, de la légende а l " histoire//MdB. 2005. P. 30-31; Kloner A., Zissu B. The Necropolis of Jerusalem in the Second Temple Period. Leuven; Dudley (Mass.), 2007; Zissu B., Tendler A. S. The Kidron Valley Tombs in the Byzantine Period: A Reconsideration//New Studies on Jerusalem/Ed. E. Baruch, A. Levy-Reifer, A. Faust. Ramat-Gan, 2011. Vol. 17. P. 7-43.

http://pravenc.ru/text/1684099.html

СПб., 1994; он же. Загадки рукописей Мёртвого моря: История и учение общины Кумрана. СПб., 2012; Crown A. D., Cansdale L. Qumran: Was It an Essene Settlement?//BAR. 1994. Vol. 20. N 5. P. 24-35, 73-78; Donceel-Voûte P. «Coenaculum»: La salle à l " étage du locus 30 à Khirbet Qumrân sur la Mer Morte//Banquets d " Orient. Bures-sur-Ivette; Leuven, 1992. P. 61-84; eadem. Les Ruines de Qumran réinterprétés//Archéologia. P., 1994. Vol. 298. P. 24-35; Donceel R., Donceel-Voûte P. The Archaeology of Chirbet Qumran//Methods of Investigation of the Dead Sea Scrolls and the Khirbet Qumran Site: Present Realities and Future Prospects. N. Y., 1994. P. 1-38; Humbert J.-B. L " espace sacré à Qumran: Propositions pour l " archéologie//RB. 1994. Vol. 101. N 2. P. 161-214; idem. Khirbet Qumrân: Un site énigmatique//MdB. 1994. T. 86. P. 12-21; idem. Some Remarks on the Archaeology of Qumran//Qumran: The Site of the Dead Sea Scrolls: Archaeol. Interpretations and Debates: Proc. of a Conf. Held at Brown Univ., November 17-19, 2002. Leiden; Boston, 2006. P. 19-39; Fouilles de Khirbet Qumrân et de Aïn Feshkha. Fribourg, Gött., 1994. Vol. 1: Album de photographies, reìpertoire du fonds photographique, syntheÌse des notes de chantier du PeÌre R. de Vaux/Ed. J.-B. Humbert, A . Chambon; 1996. Vol. 1A: Die Grabungstagebücher/Hrsg. F. Rohrhirsch, B. Hofmeir; 2003. Vol. 1B: Synthesis of R. de Vaux " s Field Notes/Ed. S. Pfann e. a.; Vol. 2: Études d " anthropologie, de physique et de chimie/Ed. J.-B. Humbert, J. Gunneweg; Magness J. A Villa at Khirbet Qumran?//RevQ. 1994. Vol. 16. N 3. P. 397-419; eadem. The Archaeology of Qumran and the Dead Sea Scrolls. Grand Rapids, 2002; eadem. Debating Qumran: Collected Essays on Its Archaeology. Leuven, 2004; eadem. Methods and Theories in the Archaeology of Qumran//Rediscovering the Dead Sea Scrolls: An Assessment of Old and New Approaches and Methods/Ed. M. Grossman. Grand Rapids, 2010. P. 89-107; Patrich J. Khirbet Qumran in Light of New Archaeological Explorations in the Qumran Caves//Methods of Investigation of the Dead Sea Scrolls and the Khirbet Qumran Site: Present Realities and Future Prospects.

http://pravenc.ru/text/2462243.html

to the Present/Ed. J. Patrich. Leuven, 2001. P. 237-244; idem. Introd.// Leontius of Jerusalem. Against the Monophysites: Testimonies of the Saints and Aporiae. Oxf., 2006. P. 1-45; Abramowski L. Ein nestorianischer Traktat bei Leontius von Jerusalem//III Symp. Syriacum, 1980. R., 1983. P. 43-55; Θρατσας Η. Ο Λεντιος Βυζντιος: Βος και Συγγρμματα: Κριτικ Θερηση. Αθναι, 1984; Wesche K. The Defense of Chalcedon in the 6th Cent.: The Doctrine of «Hypostasis» and Deification in the Christology of Leontius of Jerusalem: Diss. N. Y., 1986; idem. The Christology of Leontius of Byzantium: Monophysite or Chalcedonian?//SVTQ. 1987. Vol. 31. P. 65-95; idem. On the Person of Christ: The Christology of the Emperor Justinian. Crestwood, 1991; Grillmeier A., Hainthaler T. Christ in Christian Tradition. L., 1995. Vol. 2: From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590-604). Pt. 2; Macdonald J. L. The Christological Works of Justinian: Diss. Wash., 1995; Krausm ü ller D. Leontius of Jerusalem, a Theologian of the VIIth Cent.//JThSt. N. S. 2001. Vol. 52. N 2. P. 637-657; idem. Conflicting Anthropologies in the Christological Discourse at the End of Late Antiquity: The Case of Leontius of Jerusalem " s Nestorian Adversary//Ibid. 2005. Vol. 56. N 2. P. 415-449; idem. Divine Self-invention: Leontius of Jerusalem " s Reinterpretation of the Patristic model of the Christian God//Ibid. 2006. Vol. 57. N 2. P. 526-545; idem. Review of P. T. R. Gray, Leontius of Jerusalem, Against the Monophysites: Testimonies of the Saints and Aporiae (Oxf., 2006)//JEcclH. 2007. Vol. 58. P. 524-526; Cross R. Individual Natures in the Christology of Leontius of Byzantium//JECS. 2002. Vol. 10. N 2. P. 245-265; Говорун С., диак. К истории термина νυπστατον «воипостасное»//Леонтий Византийский: Сб. исслед. М., 2006. С. 655-665; Лурье В. М. История визант. философии: Формативный период. СПб., 2006; Rashed M. Un texte proto-byzantin sur les universaux et la trinité//L " héritage aristotélicien: textes inédits de l " Antiquité.

http://pravenc.ru/text/2463547.html

Уязвимая сторона данной гипотезы заключается в её построении на анализе семи первых найденных документов, из которых больше половины (по крайней мере, 4 из 7) действительно были созданы членами неизвестных иудейских сектантских ассоциаций. Однако в настоящее время на основе анализа содержания всех известных свитков можно утверждать, что только треть рукописей отражают воззрения иудейских сектантских общин 84 , причём не одной, а нескольких (см. §2.2.2). По-другому могут быть интерпретированы и артефакты 85 : небольшие по размеру комнаты могли быть предназначены для хранения овощей или разного рода продукции. Большие ванны могли служить цистернами для резервного хранения запасов воды, на случай засухи или осады. Кладбище находится слишком близко к стене, чтобы удовлетворять условиям ритуальной чистоты, кроме того, женский и детские скелеты всё же были найдены, хоть и в некотором отдалении. Расположение поселения в пустыне могло быть продиктовано необходимостью фортифицировать данный район, хотя оно могло представлять из себя и защищённый центр большого земельного угодья. Наконец, были найдены не только простые предметы, но и ряд весьма сложных произведений искусства. В первой половине 1990-х Джозеф Пэтрич (Joseph Patrich) и другие израильские археологи попытались найти сеть тропинок, которые могли связывать уединённые жилища кумранских отшельников со зданиями основного комплекса (в средневековых монастырях всегда была подобная сеть дорожек от келий до церкви и трапезной). Никаких следов тропинок от гипотетических шатров и палаток отшельников найти не удалось. Следы подобного рода обычно хорошо сохраняются в пустыне и известны археологам: так, например, временные стоянки бедуинов без труда определяются даже спустя столетия. Кумран же был заселён не временно, а около двух веков, однако никаких следов живших поблизости обитателей там нет. Выходит, только те, кто мог находиться внутри стен, жили в Кумране – т.е. одновременно около 50 человек! Нарисованная о. Р. де Во картина сотен насельников должна быть сегодня серьёзно скорректирована 86 , а идентификация Кумрана с религиозных поселением не может рассматриваться как безусловно верная и неоспоримая гипотеза. 2.1.2 Отождествление предполагаемой религиозной общины с одним из ответвлений ессейства

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

  001     002    003    004    005    006    007    008