187 . Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. М. 1994. 1. 1–130. [Переизд. книги (СПб. 1860), составленной по Четьям-Минеям, месяцесловам, богослужебным книгам и др.]. 188 . Damianos, arcivesc. Il monastero del Sinai oggi//GC 4 .1807). 57–71. 189 . Kontoghiannis S. D. La biblioteca del monastero di Santa Caterina del Sinai//GC 4 .1807). 339–380. 190 . Lafontaine-Dosogne J. Le monastère du Sinai. Creuset de culture chrétienne (X е -XIII е siècles)//East and West in the Crusader States: Context – Contacts – Confrontations. Acta of the Congress held at Hernen Castle in May 1993/Ed. Ciggaar Κ., Davids A., Teule H. Leuven 1996. 103–129. (Orientalia Lovaniensia, Analecta. 75). 191 . Le Sinai durant l’Antiquité et le Moyen Âge/Ed. Valbelle D., Bonnet C. P. 1998. 192 . Martzelos G. D. Il fondamento teologico della spiritualita dei padri sinaiti//GC 4 .1807). 73–92. 193 . Nau F. Le texte grec des récits du moine Anastase sur les saints Pères du Sinai//OrC 1902. 2. 58–85. [Публ. «Рассказов о синайских отцах», осн. источника о синайском монашестве VII в. и, в частности, о св. Иоанне Лествичнике ]. 194 . Nau F. Le texte grec des récits utiles à l’âme d’Anastase [le Sinaite]//OrC 1903. 3. 75 ss. 195 . Phountoulis I. M. L’eortologhio del Sinai//GC 4 .1807). 301–312. 196 . Tsafrir Y. Monks and monasteries in southern Sinai//Ancient Churches Revealed. Jerusalem 1993. 315–333. 197 . Tsamis D. G. Τ Γεροντικν το Σιν. Θεσσαλονκη 2000. Синайский патерик: см. секцию «Луг духовный» в этом разд. Жития и поучения подвижников 198 . Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке/Введ., пер. с копт, и комм. Еланской А. И. СПб. 1993. 199 . Amélineau É. Monuments pour servir à l’histoire de l’Égypte chrétienne. P. 1894. Histoire des monastères de la Basse-Égypte. Vies des saints Paul, Antoine, Macaire... Texte copte et trad. française. (Annales du Musée Guimet. 25). 200 . Budge E. A. W. The Book of Paradise being the histories and sayings of the monks and ascetics of the Egyptian Desert by Palladius, Hieronymus and others.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

149 Ср.: Церетели К. Г. Сирийский язык. М., 1979. Поздней формой сирийского языка является современный ассирийский язык, см.: Калашев А. Русско-айсорский и айсорско-русский словарь. Сборник материалов по описанию местностей и племен Кавказа. Вып. 20. Тб., 1894; Церетели К. Г. Хрестоматия современного ассирийского языка со словарем. 2-е изд., Тб., 1980. О современных этноконфессиональных общностях, преемственных по отношению к средневековым носителям сирийского языка и сирийской культуры, см.: Шпажников Г. А. Религии стран Западной Азии. Справочник. М., 1976, и прилагаемую библиографию. Ср. также работы К. П. Матвеева о так называемых ассирийцах, например заметку: Ассирийцы//Азия и Африка сегодня. 1984. 11. С. 52–53; Ассирийцы в городах европейской части СССР/Малые и дисперсные этнические группы в европейской части СССР//Расселение и культурные традиции. М., 1985. С. 46–55. В Ираке и других странах мира издаются журналы на арабском, современном ассирийском, турецком и западных языках, посвященные культивированию сирийской традиции в связи с национальными чувствами групп, ощущающих себя ее наследниками, например: «Вауп al-Nahrayn» (Mosul), «Journal of the Syriac Academy» (Baghdad), «Hujada» (Sodertal-je) и т. д. В русской дореволюционной науке понятие о «связи времен» дают классические работы замечательного ориенталиста Болотова, посвященные исторической тематике, но с оглядкой на современное бытие потомков древних народов, например: Болотов В. В. Из истории церкви Сиро-Персидской. СПб., 1901 (чисто прагматически это внимание к современности было связано с церковно-дипломатическими контактами 90-х годов XIX в., в которых Болотов, как известно, принимал активное участие, но в перспективе более широкой оно выражает ту традицию уважительного внимания к прошлому и настоящему малых народов, которая завещана нам отечественной научной классикой). 150 См.: Еланская А. И. Коптский язык. М., 1964; она же. Коптская литература//История всемирной литературы. Т. 2. М., 1984. С. 360– 364; Kamil М. Aspects de l " Egypte Copte (Berliner Byzantinistische Ar-beiten. Bd. 31). В., 1965. Можно рекомендовать написанную с большой глубиной человеческого проникновения последнюю главу популярной книги великого отечественного египтолога: Тураев Б. А. Древний Египет. Пг., 1922. С. 151–178.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

К., 1890. Ч. 1: Источники для истории христианства в Нубии: Ист.-крит. и церк.-археол. исслед.; Monneret de Villard U. I vescovi giacobiti della Nubia//Mélanges Maspero. Le Caire, 1934. T. 2. Fasc. 1. P. 57-66; idem. La Nubia Medievale. Cairo, 1935-1957. 4 vol.; idem. Storia della Nubia Christiana. R., 1938. (OCA; 118); Kirwan L. P. Notes on the Topography of the Christian Nubian Kingdoms//JEA. 1935. Vol. 21. N 1. P. 57-62; idem. The Oxford University Excavations in Nubia, 1934-1935//Ibid. N 2. P. 191-198; Shinnie P. L., Shinnie M. New Light on Medieval Nubia//J. of African History. L.; N. Y., 1965. Vol. 6. N 3. P. 263-273; Michalowski K. Faras: Centre artistique de la Nubie chrétienne. Leiden, 1966; Kunst und Geschichte Nubiens in Christlicher Zeit/Hrsg. E. Dunkler. Recklinghausen, 1970; Vantini G. The Excavations at Faras: A Contribution to the History of Christian Nubia. Bologna, 1970; idem. Oriental Sources concerning Nubia. Hdlb.; Warsz., 1975; idem. Il Cristianismo nella Nubia Antica. Verona, 1985; Jakobielski S. A History of the Bishopric of Pachoras on the Basis of Coptic Inscriptions. Warsz., 1972. (Faras; 3); O " Fahey R., Spaulding J. Kingdoms of the Sudan. L., 1974; Munro-Hay S. C. Kings and Kingdoms of Ancient Nubia//RSE. 1982/1983. Vol. 29. P. 87-137; Adams W. Y. Nubia: Corridor to Africa. L., 19842; idem. Ceramic Industries of Medieval Nubia. Lexington, 1986. 2 pt.; Bowers P. Nubian Christianity: The Neglected Heritage//Africa J. of Evangelican Theology. Machakos, 1985. Vol. 4. N 1. P. 3-23; Dzierzykray-Rogalski T. The Bishops of Faras: An Anthropological-Medical Study. Warsz., 1985; Шинни П. Христианская Нубия//Из истории африканского средневековья: Ст. британских ученых/Пер. с англ.: Л. С. Клейн; отв. ред.: Л. Е. Куббель. М., 1986. С. 148-183; он же. Нубийцы: Могущественная цивилизация древней Африки/Пер. с англ.: В. Д. Кайдалов. М., 2004; CoptE (по указ.); Christides V. New Light on Early Christianity in Nubia: The Martyrium of St. Athanasios of Clysma//Σμμεικτα.

http://pravenc.ru/text/2577981.html

9). 16 Прейшен говорит: «нельзя иметь надлежащего понимания существа первохристианства и его развития, если нет ясного представления о сущности гностицизма и его истории“. (Er. Preuschen. Zwei gnostische Hymnen. Gieszen. 1904. s. 5). 17 S. Epiphanius. Haer. XXXIII, 3. Corpus haer. Oehler’a. II, 1, p. 400...; рус. пер. ч. I, стр. 364. 18 Аскевианский кодекс (codex Askewianus) получил свое название от имени первого его т. ск. собственника, английского доктора Аскева (Askew), жившего в XVIII в. Как он попал в его руки,– неизвестно. В конце XVIII столетия он был приобретен Британским музеем у наследников Аскева. Первые сведения о редком кодексе сообщил в печати в 1778 г. Woide, однако он не сделал издания его. В 1812 году датский епископ Монтер издал из Аскевианского кодекса пять псалмов псевдо-Соломона. В 1838–40 гг. франц. ученый Дюлори (Dulaurier) сделал список с кодекса, но также не издал его. В 1848 г., по поручению Королевской Прусской Академии Наук, отправился в Англию, в Британский Музей для изучения кодекса проф. М. Шварц и снял с него копию. По возвращении из Англии, он энергично принялся за издание, но неожиданная смерть прервала его работу. Издание было закончено только в 1851 г. И.Г. Петерманом и вышло в свет под заглавием «Pistis Sophia, opus gnosticum Valentino adjudicatum e codice manuscripto Coptico Londinensi descripsit et latine vertit M.G. Schwarze, edidit J.H. Petermann. Berolini. 1857. Несмотря на некоторые недостатки, издание было исполнено превосходно. Вероятно, поэтому новое издание того же кодекса последовало почти чрез полстолетие, в 1895 г., в Париже, где Amelinean издал: «Πστις Σοφα (Pistis Sophia), ouvrage gnostique de Valentin, traduit du Copte en Français avec une introduction (Les classiques de l’occute)“. В следующем году появилось издание английское G.R.S. Mead. Pistis Sophia. А gnostic gospel (vith extracts from the books of the Saviour appended) originally translated from Greek into Coptic and now for the first time engiisched from Schwartze’s Latin version onthe only Known Coptis M.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

423 Grant R. M. Athenagoras or Pseudo-Athenagoras//Harvard Theological Review. 1954. 47. P. 121–129. 424 Так, напр., аргументы Оригена о текучести материи, а также неясности соотношения понятий тела и составляющей его материи, подробно разобранные в статье Г. Чадвика (Chadwick H. Origen, Celsus, and the Resurrection of the Body//Harvard Theological Review. 1948. Vol. 41, Issue 02, April. P. 86–87), не нашли в полемике трактата О воскресении ни тени опровержения. Нет здесь ни малейшего намека на теорию предсуществования душ, ни мало-мальской попытки отстоять законность использования аргумента всемогущества Божия, которая отвергалась Оригеном . 425 Barnard L. W. Athenagoras. De resurrectione: The Background and Theology of the 2nd Century Treatise on the Resurrection//Studia Theologica cura Ordinum Theologorum Scandinavicorum edita [Lund: Gleerup]. 1976. Vol. XXX. P. 9–10. Здесь, кроме множества других аргументов, в частности, приводится замечание о том, что упоминание о крове для верблюдов в О воскресении 12 характерно для Египта, где их использовали для почтовой службы, в то время как в Греции и Малой Азии эти животные были неизвестны. 426 Pouderon B. D’Athènes à Alexandrie. Études sur Athénagore (Bibliothèque copte de Nag Hammadi, Série Études 4). Quebec; Louvain; Paris, 1997. P. 372–373. 427 Pouderon B. L’Authenticité Du Traité Sur La Résurrection Attribué à l’Apologiste Athénagore//Vigiliae Christianae. 1986. Vol. 40. Issue 3. P. 232–234. Такое же мнение находим и в современной Католической энциклопедии, см.: Католическая энциклопедия. В 5 т. М., 2002. Т. 1. C. 410–411. 428 Runia D. T. Verba Philonica, ΑΓΑΛΜΑΤΟΦΟΡΕΙΝ, and the authenticity of the De Resurrectione attributed to Athenagoras//Vigiliae Christianae. 1992. Vol. 46. Issue 4. P. 324. 430 Barnard L. W. Op. cit. P. 11. Меньше всего, по мнению этого автора, сочинение относилось к гностикам, о которых нет ни прямого, ни косвенного упоминания в тексте памятника. 431 Если тело Христа, по учению Церкви, не подверглось разрушению перед воскресением, то в О воскресении Афинагор неоднократно говорит о возможности для Бога воскресить любое разрушившееся тело. Кроме того, зачастую языческая аудитория настолько враждебно относилась к христианам и их учению, что это заставляло апологетов просто скрывать свою приверженность христианскому исповеданию, и только после согласия с верностью аргументов объявлять, что это учение Христа. Л. Барнард приводит свидетельство об этом Оригена из Гомилий на книгу Иеремии 20. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Двадцать три книги писем Севира содержали не менее 3805 посланий на греческом языке (см.: Vööbus A. Découverte d’une lettre de Sévère d’Antioche//Byzantinische Zeitschrift. 1975. Bd. 33. P. 295). В настоящее время известно около 250 писем Севира (см.: Patrology. P. 191), многие из них содержат исключительно ценный философско-догматический материал. Еще при жизни Севира его письма были разделены на три собрания по хронологическому принципу: до патриаршества (4 книги), в период патриаршества (10 книг) и в изгнании (9 книг). Позднее из писем, написанных во время патриаршества, была выделена коллекция избранных писем, содержавшая порядка 700 посланий. Сохранилась шестая книга избранных писем Севира в переводе сиро-яковитского ученого Афанасия Нисибийского (ок. 699 г.), содержащая 123 послания (см.: Moreschini, Norelli. Op. cit. Vol. 2. P. 607–608). Эти послания перевел на английский язык и издал английский исследователь E. У. Брукс (см.: Severus of Antioch. The Sixth Book of the Select Letters of Severus, Patriarch of Antioch, in the Syriac Version of Athanasius of Nisibis/E. W. Brooks, ed., trans. L., 1902–1904). Содержащиеся здесь письма посвящены главным образом проблемам церковной жизни, их философское и догматическое значение относительно невелико. Значительно больший интерес в данном плане представляют 117 писем, изданных E. У. Бруксом в серии PO на основе обработки двадцати восьми сирийских рукописей (см.: Severus of Antioch. A collection of Letters from Numerous Syriac Manuscripts/E. W. Brooks, ed., trans.//PO. 1919. Т. 12. P. 163–342; PO. 1920. Т. 14. P. 1–310). Помимо изданных E. У. Бруксом, сохранилось еще несколько Севировых писем (см.: Severos’ Letter to John the Soldier/S. Brock, ed.//Erkentnisse und Meinung. Wiesbaden, 1978. Bd. 2. S. 60–64; Letter of Severus to Anastasia the deaconess/Y. N. Youssef, ed, trans.//Bulletin de la Société d’Archéologie Copte. 2001. T. 40. P. 126–136; Severi Antiocheni defensio ad imperatorem//Historia Ecclesiastica Zachariae rhetori vulgo adscripta 2/E. W. Brooks, ed., trans. Louvain, 1919 (CSCO; 87). P. 123–131 (T); Louvain, 1919 (CSCO; 88). P. 85–90 (V.); Severi Antiocheni epistula synodica ad Theodosium episcopum Alexandriae/J.-B. Chabot, ed., trans.//Documenta ad origines monophysitarum illustrandas. Louvain, 1908 (CscO ; 17). P. 12–34 (T) ; Louvain, 1933 (CSCO ; 103). P. 6–22 (V). Отрывки на греческом языке из четырех писем Севира вошли в состав патристического сборника «Учение отцов о воплощении Слова» (см.: Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi/E. Chrysos, Hrsg. Aschendorff; Münster,1981 2 . Р. 86, 309–310:314).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Cairo, 1990; Wietheger C. Das Jeremias-Kloster zu Saqqara unter besonderer Berücksichtigung der Inschriften. Altenberge, 1992; Pensabene P. Elementi architettonici di Alessandria e di altri siti egiziani. R., 1993. (Repertorio d " arte dell " Egitto greco-romano. Ser. C; Vol. 3); CoptE; Arnold D. Lexikon der ägyptischen Baukunst. Zürich, 1994; Haas Ch. Alexandria in Late Antiquity. Baltimore, 1997; Беляев Л. А. Христ. древности: Введ. в сравн. изучение. М., 1998. С. 131-141, 151-155 [Примеч.], 481-536 [Библиогр.]; McNally Sh. Transformation of Ecclesiastical Space; Churches in the Area of Akhmim//Bull. of American Society of Papyrologists. Urbana (Ill.), 1998. Vol. 35. P. 79-95; Alston R. The City in Roman and Byzantine Egypt. L.; N. Y., 2002; Capuani M. Christian Egypt: Coptic Art and Monuments through Two Millenia. Collegeville (Minn.), 2002; Curto S. Per la storia della basilica copta//Ricerche di egittologia e di anmichimàa copte. Imola, 2002. Vol. 4. P. 103-121; Gabra G. Coptic Monasteries: Egypt " s Monastic Art and Architecture. Cairo; N. Y., 2002; Казарян А. Ю. Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин и восточнохрист. зодчество IV-VII вв. М., 2007. С. 116-120. Л. К. Масиель Санчес Изобразительное искусство христианского Е. (этнических египтян (коптов, с VI в. также арабов-христиан) и представителей исповедующих христианство диаспор (греческой, армянской, сирийской и др.)) сложилось в III-IV вв. на основе традиций искусства Древнего и греко-рим. (эллинистического) Е. Впосл. оно подвергалось греч. (визант.), сир., араб. влияниям. Периодизация искусства христ. Е. условна. Ясно вычленяются периоды позднеантичный, или раннехрист. (IV-V вв.), и ранневизант. (VI - 1-я пол. VII в.), в конце к-рого складывался копт. стиль. Искусство последующего времени традиционно связывают с правлением династий Фатимидов (969-1171), Айюбидов (1171-1250), мамлюков (1250-1517), османов (1517-1796). Датировки большей части копт. памятников предположительны. Стилистически различаются раннехрист.

http://pravenc.ru/text/187963.html

5—7): «tam de tyranno quam de omni eius /factione uno tempore iustis /rem publicam ultus est armis» («[Константин] праведным оружием вовремя освободил государство от тирана и всей его клики»). Более подробно об этих отношениях сообщает Секст Аврелий Виктор: «Huius [scil. Maxentii] nece incredibile quantum laetitia gaudioque senatus ac plebes exsultaverint. Quos in tantum afflictaverat, uti praetorianis caedem vulgi quondam annuerit primusque instituto pessimo munerum specie patres aratoresque pecuniam conferre prodigenti sibi cogeret. Quorum odio praetoriae legiones ac subsidia factionibus aptiora quam urbi Romae sublata penitus, simul arma atque usus indumenti militaris» («Невероятно, с каким весельем и радостью ликовали сенат и народ Рима по случаю смерти Максенция. Он мучил их до такой степени, что однажды позволил преторианцам убивать народ, и первым, по наихудшему распоряжению, принудил сенаторов и даже земледельцев предоставлять ему под видом подарка деньги, которые он расточал. Из-за их [сенаторов и народа] неприязни преторианские легионы и их вспомогательные отряды, более пригодные для мятежей, чем для города Рима, были с корнем вырваны [из столицы], вместе с их оружием и ношением военной формы») (О Цезарях, 40, 24: Sextus Aurelius Victor, De Caesaribus. 40, 24). Ladomirski A., L’aigle legionnaire de Novae. Antiquitas. Wydawnictwo Uniwersytetu Wroclawskiego, 1993. N17. s.132-134. Wittkower R. Eagle and Serpent: A Study in the Migration of Symbols//Journal of the warburg institure. 1939. T. 2. P. 310. Newbold W.R. The Eagle and the basket on the Chalice of Antioch//AJA. 1925. Vol. 29. P. 379. Wittkower R. Eagle and Serpent: A Study in the Migration of Symbols//Journal of the warburg institure. 1939. T. 2. P. 379. Lucchesi Palli E. Observation sur I iconographie de I aigle funeraire dans I art copte et nubien//Colloque de Chantilly, 2-6 jlullet 1975. Le Caire, 1978. P. 175 -190. Созомен. Церковная История. Кн. 1, гл. 4. Лактанций, De mortibus persecutorum. гл. XLIV, 5.

http://bogoslov.ru/article/6194948

Изд.: Kircher A. Lingua Aegyptiaca restituta. R., 1648 [«Лествица»]; Kita  b Hutab ash-Shaih as-Sa  f ibn al-‘Assa  l. Cairo, 1895; Le Calendrier d " Abou " l-Barakât/Ed. et trad. E. Tisserant//PO. 1913. Brepols, 1989r. T. 10/3. N 48; Livre de la Lampe des Ténèbres et de l " Exposition lumineuse du service de l " Église par Abu l-Barakat connu sous le nom d " Ibn Kabar/Ed. L. Villecourt, E. Tisserant, G. Wiet//PO. 1928. T. 20/4. P. 575-734; Ibn Kabar. Misba  h al-Zulmah f- " da  h al-Khidmah/Ed. Samir Khalil. Cairo, 1943. T. 1-2. Лит.: Tisserant E., Villecourt L., Wiet G. Recherches sur la personalité et la vie d " Abu l-Barakat Ibn Kubr//ROC. 1921-1922. T. 22. 373-394; Cheikho L. Catalogue des manuscripts des auteurs arabes chrétiens depuis l " Islam. Beyrouth, 1924. P. 262; Гиргис Филутаус ‘Авад. Ибн Кабар (Абу-ль-Баракат). Каир, 1930 (на араб. яз.); Graf G. Mitteilungen zur Chronologie des Abu " l Barakat//Oriens Chr. 1931. T. 28. P. 246; idem. Zum Schrifttum des Abu l-Barakat und des Abu l-Hair//Ibid. 1933. T. 30. P. 133-143; idem. Geschichte. Bd. 2. S. 438-446; Khouzam M. L " Illumination des intelligence dans la science des fondements: Synthèse de l " enseignement de la théologie copto-arabe sur la révélation chrétienne aux XIIIe et XIVe siècles d " après les écrits d " Abu l-Khair Ibn at-Tayib et Abu l-Barakat ibn Kabar. R., 1941. P. 32-40; Tisserant E. Abu-l-Barakat//DTC. T. 8. Col. 2293-2296. Лит. об отд. соч.: «Светильник». Baumstark A. Abu " l Barakat nichtgriechisches Verzeichnis der 70 Junger//Oriens Chr. 1901. T. 1. P. 240-257; Riedel W. Der Katalog der christlichen Schriften in arabischer Sprache von Abu " l Barakat//Nachrichten v. d. Klassischen Gesellschaft d. Wiss. zu Göttingen. 1902. Phil.-hist. Kl. H. 5; Cheikho L. Elementa grammaticae Arabicae cum chrestomatia. Beyrouth, 1912. P. 281; D ö lger F. Lumen Christi//Antike und Christentum. 1929. T. 1. S. 160; Haase F. Apostel und Evangelisten in den orientalischen Überlieferungen. Münster, 1922. S. 295-300; Maspero J. Histoire des Patriarches d " Alexandrie depuis la mort de l " empereur Anastase jusqu " à la reconciliacion des églises jacobites (518-616). P., 1923. App. III. P. 359-381; Chaine M. La chronologie des temps chrétiennes de l " Égypte de et de l " Ethiopie. P., 1925. P. 228 sq.; Villecourt L. Les observances liturgiques et la discipline du jeune dans l " église copte//Muséon. 1923. T. 36. P. 249-292; «Проповеди». Habib Girgis. Al-Gauhara an-nafsa f hutab al-Kansa. Cairo, 1914; «Лествица». Lepsius A. Auszüge aus der koptisch-arabischen Handschrift//ZÄSA. 1865. N 3. S. 47-57; Heuglin Th. von. Auszug aus der koptisch-arabischen Handschrift//Ibid. 1868. N 6. S. 54-56; Amelineau G. La géographie de l " Égypte. P., 1909. P. 558-562.

http://pravenc.ru/text/62520.html

Как нам кажется, росписи в восточной части часовни 28 в Бауите наглядно воплотили в себе идею единения человека с Богом. Если наши догадки относительно интерпретации центральной сцены этой росписи как небесной литургии верны, то можно констатировать, что иконографический арсенал христианского искусства пополнился еще одним, самым ранним на сегодняшний день, коптским памятником с таким изображением. Отдельные элементы этой сцены через несколько столетий послужили составными частями в сложении таких композиций, как «Евхаристия» и «Небесная литургия»; речь идет об изображениях ангелов-диаконов 444 . 425 Основные публикации материалов о раскопках Бауита см.: MIFAO. (1904), t.XII-2 (1906), t.XIII-1 (1911), t.XXXIX (1916), t.LIX-1 (1932), t.UX-2 (1943). См. также статью «Бауит» Ж. Кледа в: Cabrol F., Lecqlercq H. Dictionnaire d’archeologique chretienne et de liturgie. V. 1925, col.217–221. O Ж.Кледа – человеке, художнике, ученом см. доклады и сообщения, сделанные специалистами разных стран на конференции, посвященной 100-летию со дня его рождения и организованной в мае 1991 г. Национальной ассоциации коптологов Франции (Association francophone de coptologie): Joume d’Etudes «Jean Cledat» (P£rigeux, 16 au 18 mai 1991)//Cahiers de la Bibliotheque copte, 8. Louvain-Paris, 1993. Здесь же приведена полная библиография работ Ж. Кледа н исследований о нем, собранная д-ром Ж.-М. Розенстилем. К этой конференции в музее родного города Ж. Кледа – Перигё была приурочена выставка, на которой были широко представлены добытые Ж. Кледа в Египте памятники. См.: Dans les pas de Jean Clédat – L’Egypte en Périgord. Catalogue raisonné de l’Exposition, Musee du Perigord 16 mai – 15 September 1991. Louvain-Paris, 1991 (рец. на это издание А.О.Большакова и А.Я. Каковкина: ВДИ. 1992, 4). 426 Характерные примеры см.: Wessel I.C. Koptische Kunst. Die Spätantike in Ägypten. Recklinghausen, 1963, Taf. II, Abb.33–36; Beckwith J. Coptic sculpture 300–1300. L., 1963, fig. 110–113, 133; Leroy J. Les manuscrits coptes et coptesarabes illustrés. R., 1974, pl.31, 34.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010