Arhiva Reprezentanii centrului media al Bisericii Copte i ai posturilor de televiziune egiptene s-au întâlnit cu colaboratorii serviciilor informaionale ale Bisericii Ortodoxe Ruse 17 septembrie 2019 18:14 16 сентября 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве сотрудники Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси провели встречу с представителями делегации Коптской Церкви. В состав делегации, посещающей Москву с рабочим визитом, входят исполнительный менеджер медиацентра Коптской Церкви Рания Тадрос, представитель исполнительного комитета телеканала «Koogi» отец Мартирус Фукай, директор программного департамента телеканала «CTV» Акрам Бешара и управляющий директор телеканала «ME Set» Имад Механи. Во встрече приняли участие представители Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси: руководитель фотослужбы священник Игорь Палкин, главный редактор официального сайта Русской Православной Церкви Патриархия.ru В.А. Радзиевский, руководитель видеослужбы М.В. Гришечко, координатор А.В. Топчило. Сотрудники Патриаршей Пресс-службы рассказали гостям о различных направлениях ее деятельности, в частности, об организации и освещении мероприятий с участием Предстоятеля Русской Православной Церкви, взаимодействии с представителями СМИ, а также о структуре и наполнении официального сайта Русской Православной Церкви и ряде других проектов Пресс-службы. В тот же день делегация Коптской Церкви посетила Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , где состоялась встреча с представителями Отдела, в которой приняли участие заместитель председателя Отдела В.В. Кипшидзе , руководитель Информационного-аналитического управления Отдела Ю.А. Данилов и специалист Информационного-аналитического управления А.Ю. Смирнов. Представители Отдела рассказали гостям о некоторых аспектах его деятельности по различным направлениям работы. Наибольшее внимание было уделено информационной сфере и особенностям работы с традиционными и социальными медиа. Члены делегации узнали об инструментах, используемых Отделом для мониторинга и анализа публикаций в СМИ и социальных сетях, а также о наиболее успешных проектах, осуществляемых или инициированных Синодальным отделом.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5500994...

Brennan, 1976 – Brennan B.R. Dating Athanasius’ Vita Antonii//VigChr. Vol. 30. 1976. P. 55–62. Brennan, 1985 – Brennan B. Athanasius’ vita Antonii: a sociological interpretation//VigChr. Vol. 39. 1985. P. 209–227. Brown, 1978 – Brown Р. From the Heavens to the Desert: Antony and Pachomius//idem. The Making of Late Antiquity. Cambridge, 1978. P.81–101. Brown, 1982 – Brown P. The Rise and Function of the Holy Man in Late Antiquity//idem. Society and the Holy in Late Antiquity. Berkeley; Los Angeles; Oxford, 1982. P. 103–152. Browning, 1995 – Browning R. Tradition and Originality in Literary Criticism and Scholarship//Originality in Byzantine Literature. Oxford, 1995. P. 17–28. Butler, 1921 – Butler C. Palladiana//JTS. Vol. 22. 1921. P. 21–35, 138–155, 222–238. Cameron, 2000 – Cameron A. Form and Meaning: The Vita Constantini and Vita Antonii//Greek Biography and Panegyric in Late Antiquity/Ed. by T. Hägg, Ph. Roussaeu. Berkerley, 2000. P. 72–88. Camplani, 1999 – Camplani A. Did Athanasius know Antony? A Response to Leslie D. Barnard//XB. T. 1(7). 1999. C. 296–301. Cannuyer, 2003 – Cannuyer C. Des sarabaïtes à l’ecclésiologie copte. Quelques réflexions sur le «pharaonisme patriarcal» de l’Église d’Égypte//Études coptes. VIII. Lille; Paris, 2003. P. 59–76. Capuani, 1999 – Capuani M. L’Égypte Copte/Avec les contribution de O. Menardus et M.-H. Rutschowscaya. Milan; Paris, 1999. Clackson, 2000 – Clackson, S. Coptic and Greek Texts Relating to the Hermopolite Monastery of Apa Apollo. Oxford, 2000. Clédat, 1910– Clédat J. Baouït//Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie/Publié par dom Ferdinand Cabrol. Paris, 1910. T. 2. Part. 1. Col. 203–251 . Clédat, Bénazeth, Rutschowscaya e. a., 1999 – Clédat J. Le monastère et la nécropole de Baouit/Note et mises en œuvre et éditées par D. Bénazeth et M.-H. Rutschowscaya. Avec des contributions de A. Boud’hors, R.-H. Coquin (†), É. Gaillard. Le Caire, 1999 (MIFAO, 111). Chitty, 1966 – Chitty D. The Desert a City: An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism. Oxford, 1966 [переиздания – N. Y., 1977, 1995; рус. перевод – Читти Д. Град пустыня: Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб., 2007].

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Barnes, 1986 – Barnes T. Angel of Light or Mystic Initiate? The Problem of the Life of Antony//Journal of Theological Studies. Vol. 37. 1986. P. 353–368. Baumeister, 2004а – Baumeister Th. Die Historia Monachorum in Aegypto und die Entwicklung der Koptischen Hagiographie//Coptic Studies. Millenium. 1. P. 269–280. Baumeister, 2004b – Baumeister Th. Ägyptisches Localkolorit in der Historia Monachorum in Aegypto//Aegyptos Christiana: Mélanges d’hagiographie égyptienne et orientale dédiés à la mémoire du P. Paul Devos bollandiste/Cur. U. Zanetti et E. Lucchesi. Genève, 2004. P. 165–174. Behlmer, 1998 – Behlmer H. Visitors to Schenoute’s Monastery//Pilgrimage and Holy Space in Late Antique Egypt/Ed. by D. Frankfurter. Leiden; Boston; Köln, 1998. P. 341–371. Bénazeth, 2004 – Bénazeth D. Recherches archéologiques à Bawit: un nouveau départ//Bulletin de la Société Archéologique Copte. T. 43. 2004. P. 9–24. Beneviste, 1955 – Beneviste Е. Emudes sur quelques textes sogdiens chrétiens (I)//Journal Asiatique. Vol. 243. 1955. P. 297–335. Bousset, 1923 – Bousset W. Apophthegmata: Studien zu Geschichte des ältesten Mönchtums. Tübingen, 1923. Brakke, 1994 – Brakke D. The Greek and Syriac Versions of the Life of Antony//Le Muséon. Vol. 107. 1994. P. 29–53. Brakke, 1995 – Brakke D. Athanasius and the Politics of Asceticism. Oxford, 1995. Brakke, 1997 – Brakke D. Athanasius of Alexandria and the Cult of the Holy Dead//StP. Bd. 32.1997. P. 12–18. Brakke, 2006 – Brakke D. Research and Publication in Egyptian Monasticism, 2000–2004//Huitième congrès international d’études coptes (Paris, 2004) I. Bilan et perspective 2000–2004/Éd. par A. Bouh’hors et D. Vaillancourt. Paris, 2006. P. 111–126 (Cahiers de la Bibliothèque copte, 15) [доклад о современном состоянии исследований по египетскому монашеству, сделанный на VIII Международном Конгрессе коптских исследований]. Bidez, Hansen, 1995 – см. Socratus. Hist. Eccl. Blanchard, 2007 – Blanchard M. Sarabaitae and Remnuoth. Coptic Considerations//The World of Early Egyptian Christianity: Language, Literature and Social Context. Essays in Honor of David W. Johnson/Ed. by J. E. Goehring and J. A. Timbie. Washington, 2007. P. 49–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Choat, 2002 – Choat М. The Development and Usage of Terms for «Monk» in Late Antique Egypt//Jahrbuch für Antike und Christentum. Münster, 2002. Bd. 45. P. 5–23. Choat, 2004 – Choat M. Philological and Historical Approaches to the Search for the ‘Third Type’ of Egyptian Monk//Coptic Studies. Millenium. 2. P. 857–865. Coquin, 1993 – Coquin R.-G. Evolumion du monachisme égyptien//Le monde copte: revue semestrielle de culture égyptienne. [Limoges], 1993. P. 15–24. Cox, 2000 – Cox P. M. Strategies of Representation in Collective Biography: Constructing the Subjects as Holy//Greek Biography and Panegyric in Late Antiquity/Ed. by T. Hägg, Ph. Rousseau. Berkeley, 2000. P. 209–254. Delehaye, 1991 – Delehaye H. L’ancienne hagiographie byzantine. Bruxelle, 1991. Derda, 1991 – Derda T. Necropolis Workers in Graeco-Roman Egypt in the Light of the Greek Papyri//JJP. Vol. XXI (1991). P. 13–36. Déroche, 2004 – Déroche V. La forme de l’informe: la Vie de Théodore de Sykéôn et la Vie de Syméon Stylite le Jeune//Les Vies des saints à Byzance. Genre littéraire ou biographie historique? Actes du II e colloque international philologique, Paris, 6–7–8 juin 2002. Paris, 2002 (Dossier byzantins, 4). Descoeudres, 1998 – Descoeudres G. Le désert des Kellia//Connaissance des pères de l’Eglise. N 72: Le Désert. (Montrouge), 1998. P. 30–38. Desprez, 1993 – Desprez V. Le cénobitisme pachômien//Le monde copte: revue semestrielle de culture égyptienne. [Limoges], 1993. P. 35–43. Devos, 1969 – Devos P. Fragment coptes de l’Historia Monachorum//AB. T. 87 (1969). P. 417–440. Devos, 1974 – Devos P. Les nombres dans L’ «Historia monachorum in Aegypto»//AB. T. 92 (1974). P. 97–108. Dörries, 1949 – Dörries H. Die Vita Antonii als Geschichtsquelle//Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Göttingen, 1949. Bd. 14. S. 359–410. Dörries, 1966 – Dörries H. Die Vita Antonii als Geschichtsquelle//Wort und Stunde 1, Göttingen 1966. S. 145–224 [исправленный и дополненный вариант статьи Dörries, 1949].

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Brux., 1991. (SH; 72); Guillaumont A. Paphnutius of Scetis, Saint//CoptE. 1991. Vol. 6. P. 1884; Tubach J. Die Prolepsis des Eschaton in der Onnophrius-Vita//Zeit und Geschichte in der koptischen Frömmigkeit bis zum 8. Jh.: Beitr. zur VIII. Intern. Halleschen Koptologentagung vom 15.-18. Mai 1998/Hrsg. W. Beltz, J. Tubach. Halle/Saale, 1998. S. 89-95; Fagnoni A. M. Volgarizzamenti italiani della Vita Onuphrii: Prime linee di ricerca//Studi vari di lingua e letteratura italiana in onore di G. Velli. Mil., 2000. T. 1. P. 25-62; Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des byzantins aux Abbassides: L " apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001; Proverbio D. V. Additamentum Sinuthianum: Nuovi frammenti dal Monastero Bianco in un codice copto della Bibliotheca Apostolica Vaticana//MRAL. Ser. 9. 2001. Vol. 12. P. 409-417; Stieglecker R. Die Renaissance eines Heiligen: Sebastian Brant und Onuphrius eremita. Wiesbaden, 2001; Malevez M. La mission de Paphnuce: Premières recherches en vue de la constitution du dossier hagiographique des abba Onuphre, Paphnuce et Timothée//Études coptes VIII/Éd. sous la dir. de Chr. Cannuyer. Lille; P., 2003. P. 225-236; idem. Introduction à la démarche spirituelle des moines errants de l " Égypte copte (250-451): Une étude fondée sur la «Mission de Paphnuce» et les principales sources littéraires du monachisme errant de l " époque concernée: Diss. P., 2011; idem. Essai de datation relative des différentes version de la mission de Paphnuce/Vie d " Onuphre et des Apophtegmes qui en sont à l " origine//Coptic Society, Literature and Religion from Late Antiquity to Modern Times/Ed. P. Buzi, A. Camplani, F. Contardi. Leuven; P.; Bristol, 2016. Vol. 2. P. 1137-1146. (OLA; 247); Sienkewicz-Bartoszuk A. Przedstawienia w. Onufrego na ziemiach polskich//Series Byzantina. Warsz., 2004. Т. 2. S. 155-166; Трубачёва М. С., сост. Икона «Онуфрий Великий с Житием в 14-ти клеймах»: Памятник рус. северной живописи Петровской эпохи.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Лит.: Schr ö dl K. Onuphrius//Kirchen-Lexikon oder Encyklopädie der katholischen Theologie und ihrer Hilfswissenschaften/Hrsg. H. J. Wetzer, B. Welte. Freiburg i. Br., 1851. Bd. 7. S. 774-775; S. Onuphrius//Vollständiges Heiligen-Lexikon/Hrsg. J. E. Stadler. Augsburg, 1875. Bd. 4. S. 622-624; Nau F., Clugnet L. Vies et récits d " anchorètes (IVe-VIIe siècles)//ROC. 1905. T. 10. P. 39-56; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908; Crum W. E. Discours de Pisenthius sur Saint Onnophrius//Ibid. 1915/1917. T. 20. P. 38-67; Williams Ch. A. Oriental Affinities of the Legend of the Hairy Anchorite//University of Illinois Studies in Language and Literature. Urbana, 1925. Vol. 10. N 2. P. 187-242; 1926. Vol. 11. N 4. P. 429-510; O " Leary L., de. The Saints of Egypt. L.; N. Y., 1937; Soons J. J. La vie de St. Onuphre//Neophilologus. Dordrecht, 1939. T. 24. P. 161-178; Roncaglia M. Onofrio//EC. 1952. Vol. 9. Col. 134-135; Chauleur S. St. Onuphre: Sa vie, d " après le Synaxaire copte, 16 Ba " ounah (10 juin) et le manuscrit Oriental N 7027 du British Museum//Les Cahiers Coptes. Le Caire, 1954. Vol. 5. P. 3-15; Кекелидзе. Этюды. 1961. Т. 7; Cerulli E. Onuphrios//LTK. 1962. Bd. 7. S. 1164; Rossi Taibbi G. Sulla tradizione manoscritta dell " Omiliario di Filagato di Cerami. Palermo, 1965; Sauget J-M., Celetti M. Ch. Onofrio, eremita, santo//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 1187-1200; Stone N. The Peregrinatio Paphnutiana and Jerusalem Ms 285//REAarm. N. S. 1984. Vol. 18. P. 179-196; eadem. The Kaffa Lives of the Desert Fathers: A Study in Armenian Manuscript Illumination. Leuven, 1997. (CSCO; 566. Subs.; 94); Elliott A. G. Roads to Paradise: Reading the Lives of the Early Saints. Hanover; L., 1987; Coquin R.-G. Onophrius, Saint//CoptE. 1991. Vol. 6. P. 1841-1842; idem. Paphnutius, Fifth-Century Archimandrite of Tabenne  se  //Ibid. P. 1882; idem. Paphnutius, the Hermit, Saint//Ibid. P. 1882-1883; Fleith B. Studien zur Überlieferungsgeschichte der lateinischen Legenda Aurea.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Изд. наиб. полной ркп, но без перевода; изд. менее полной сир. ркп и англ. пер. всего сб-ка см. в составе изд. Баджа 4 .200)]. 264 . Draguet R. Fragments de l’Ambrosienne de Milan à restituer aux Mss syriaques du Sinaï 46 et 16//Biblical and Patristic Studies in Memory of R. P. Casey. Freiburg i. Br. 1963. 167–178. Коптский корпус апофтегм Саидское собрание: (CPGS 5588; ВНО 863) Сохранилось в единств. ркп (кодекс IX в., происх. из Белого Монастыря), оказавшейся разбросанной по мн. книгохранилищам. 265 . Chaine М. Le manuscrit de la version copte en dialecte sahidique des «Apophthegmata Patrum». Le Caire 1960. (Publications de l’lnstitut français d’archéologie orientale. Bibliothèque d’études coptes. 6). Рус. пер. А И. Еланской всех известных к настоящему времени частей саидского собрания (без учета публикаций, появившихся после издания о. Шэна, в том числе и критики о. Дэво): 4 .198. 266 . Еланская А. И. Apophthegmata Patrum Aegyptiorum в коптской рукописи IX в. (ГMVI I.1.б 649, 711, 713)//Палестинский сборник. 1986. 28(91). 128–152. [Доп. к публ. о. Шэна]. же в англ. пер.: Elanskaya A. I. The Literary Coptic Manuscripts in the A. S. Pushkin State Fine Arts Museum in Moscow//Supplements to Vigiliae Chtistianae. 18. Leiden 1994. 11–40. Интерпретация материала, опубл. в дан. статье, идентификация неидентифицированных издательницей апофтегм (с исправлением ошибок в публикации) даны в: 267 . Devos P. Nouveaux apophtègmes en copte//АВ 1986. 104. 232–235. 268 . Sauget J.-M. La version sahidique des «Apophthegmata Patrum» et son modèle grec//OCP 1973. 39. 445–453. Бохайрское собрание: (CPG 5589; BHO 869, 577) Сохранились фрагменты бохайрской версии какой-то из форм древнего собрания апофтегм. Кроме того, сохранились более поздние сборники апофтегм свв. Антония и Макария. 269 . Amélineau Е. Histoire des monastères de la Basse-Égypte 4 .199). 15–45. Франц. пер., данный в этой публ., был затем сильно переработан А. Гийомоном, см.: Regnault, 1976 4 .208). 139–194. пер.: Палладий [Добронравов], архим.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

964 . Quasten J. Evagrius of Pontus//Quasten. Patrology-3 4 .308). 169–175. 965 . Raasch J. The monastic concept of purity of heart and its sources. V. Symeon-Macarius, the school of Evagrius Ponticus, and the Apophthegmata Patrum//StMon 1970. 12. 7–41. 966 . Refoulé F. La date de la lettre à Évagre (P. G. 46, 1101–1108)//RecSR. 1961. 49. 520–548. 967 . Refoulé F. Réves et vie spirituelle d’après Évagre le Pontique//Supplément de La vie spirituelle. 1961. 59. 470–516. 968 . Rubenson S. Evagrios Pontikos und die Theologie der Wüste//Logos. Festschrift für Luise Abramowski. B.; Ν. Y. 1993. 384–401. 969 . Samir Kh. Évagre le Pontique dans la tradition arabo-copte//Actes du IV е Congrès Copte, Louvain-La-Neuve, 5–10 Septembre 1988. Louvain-la-Neuve 1992. 2. 125–153. 970 . Sarghissian B. Vie et oeuvres du Saint Père Évagre. Venice 1907. [Осн. текст по-армянски]. 971 . Tsirpanlis С. Ν. σωτρνκος πλεμος στν σκητικ μπειρα το τετρτου ανα: γου Μακαρου το Αγυπτου κα Εαγρου το Ποντικο//PBR 1988. 7:2–3. 149–183. 972. Turner Η. J. Μ. Evagrius Ponticus, teacher of prayer//ECR 1975. 7:2. 145–148. 973 . Vasquez M. F. The gnosis of space and time in Evagrius of Ponticus: a preliminary investigation. Graduate Theological Union 1982. 974 . Ven P. van den. Un opuscule inédit attribué à S. Nil//Mélanges Godefroy Kurth. Liège 1908. 2. 73–81. 975 . Viller M. Aux sources de la spiritualité de S. Maxime. Les oeuvres d’Évagre le Pontique//RAM 1930. 11. 156–184, 239–268, 331–336. 976 . Vivian T. Coptic Palladiana II: The Life of Evagrius (Lausiac History 38)//Coptic Church review. 2000. 21(1). 8–23. 977 . Vogüé A. de. La lecture du Matin dans les Sentences d’Évagre et le «De virginitate» attribué à Saint Athanase//StMon 1984. 26(1). 7–11. 978 . Watt J. W. Philoxenus and the old syriac version of Evagrius’ «Centuries»//OrC 1980. 64. 65–81. 979 . Watt J. W. The Syriac adapter of Evagrius’ Centuries//Studia Patristica. Elmsford, NY 1982. 17:3. 1388–1395. 980 . Weijenborg R. Is Evagrius Ponticus the author of the longer recension of the Ignatian letters?//Antonianum. 1969. 44. 339–347.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Évagre le Pontique//DSAMDH. 1960. T. 4. Col. 1735; Elm S. Evagrius Ponticus " «Sententiae ad virginem»//DOP. 1991. Vol. 45. P. 97-120). Под именем Н. А. сочинение сохранилось в араб. версии, представленной в рукописи Vat. arab. 83, XV в. Fol. 12v - 16v, а также в ряде поздних списков XVII-XVIII вв. (Vat. arab. 77, 83; Vat. Borg. arab. 62; Beirut. Bibl. Or. 491; Vat. Sbath. 90, 182, 787), в к-рых перевод несколько отличается от перевода древнейшей рукописи ( Géhin . 2006. P. 92-93). Н. А. указан как автор в одной из 2 арм. версий (изд. глав 1-27: Muyldermans. 1940; др. версия изд. частично: Саркисян Б. 1907. С. 355-359). Существует 2 лат. перевода: древний ( Wilmart. 1911) и XVII в. нем. гуманиста Л. Гольсте (PG. 40. Col. 1283-1286=PL. 20. Col. 1185-1188), а также 2 сир. версии (изд. 1-й версии: Frankenberg. 1912; 2-я не издана: Vat. syr. 126. Fol. 250). 10. «Наставление к монахам» (Παρανεσις πρς μοναχος; Institutio seu Paraenesis ad monachos; CPG, N 2454). Сочинение известно в 2 редакциях: краткой (33 изречения; изд.: PG. 79. Col. 1236-1240) и пространной (58 изречений; изд.: Muyldermans J. Evagriana: Le Vatic. Barber, graecus 515//Le Muséon. 1938. Vol. 51. P. 198-204). Греч. текст без критического аппарата и англ. перевода: Driscoll J. The «Ad monachos» of Evagrius Ponticus: Its Structure and a Select Commentary. R., 1991. (StAnselm; 104). Копт. версия (выдержки) издана в: Quecke H. Auszüge aus Evagrius " «Mönchsspiegel» in koptischer Übersetzung//Orientalia. N. S. R., 1989. Vol. 58. P. 453-463. Араб. версия сохранилась в составе «большого арабского корпуса» и остается неизданной ( Samir K. Évagre le Pontique dans la tradition arabo-copte//Actes du IVe Congrès Copte, Louvain-la-Neuve, 5-10 sept. 1988/Ed. M. Rassart-Debergh, J. Ries. Louvain-la-Neuve, 1992. P. 137-138). Отрывок этого сочинения входит в состав слав. Пролога пространной редакции под 17 марта под именем Евагрия (изречения 1, 5-8, 10-16). В рукописи РНБ. Погод. 796. Л. 281 читается тот же фрагмент «Наставлений» (анонимно).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Медников. Палестина от завоевания ее арабами. I. Исследование источников. Пбр. 1902. Wellhausen. Die Kàmpfe der Araber mit den Româern in der Zeit die Umaijiden. (Nachrichten von der K. Gesel. der Wiss. zu Gôttingen, Ph.-hi Klasse aus dem Jahre 1901). Goldzieher. Vorlesungen über den Islam. Heidelberg. 1910. J. Marquait. Eransahr nach der Geographie des Ps. Moses Xorenaci. Berlin 1901. Hübschmann. Die armenischen Ortsnamen. Indogermanische Forschungen. XV (1904), 197–532. Царевич Вахушти. География Грузии. Введение, перевод и примечания М. Джанашвили. Тифлис. 1904. Ramsay. The historical Geographie of Asia Minor. London. 1890. Amélineau. La Géographie de l’Egypte à l’époque copte. Paris. 1893. Rawlinson. Memoir on the Site of the Atropaneian Ecbatana. The Journal of the Royal Geographical Society in London. X (1841), 65–158. Hoffman. Auszüge aus den syrischen Acten der persischen Martyrer. Leip. 1880. S. Uvarov. De Bulgarorum utrorumque origine et sedibus antiquissimis. Dorpati 1853. K. Jirecek. Die Romanen in den Stádten Dalmatiens wàhrend des Mittelalters. Sitz. Ber. d. W. Ak. Η-Ph. KI. 48 (1902), 3. J. Marquart. Die altbulgarischen Ausdrücke in der Inschrift von Catalar und der altbulgarischen Fiirstenliste. Изв. Рус. Археол. Инст. в Кон-поле. T. XV (1911), 1–30. Смирнов. Очерк культурной истории южных славян. Вып. II. Казань. 1900. М. Соколов. Из древней истории Болгар. Пбр. 1879. К. Грот. Известия Константина Багрянородного о Сербах и Хорватах и их расселении на Балканском полуострове. Пбр. 1880. 1 В нашем издании все дополнительные примечания внесены в текст как подстрочные. (Прим. Издателя). 2 Автор, грузин, родом из знатного семейства, закончил свою жизнь монахом в Иверском монастыре на Афоне, где занимался переводом и исправлением книг. Скончался в 1066 г. Его сочинение выдает знакомство с историей Никифора  и гомилией Феодора Синкелла. 3 Два больших авторитета высказали противоположное мнение об отношении этого памятника к «Истории Моисея Хоренского». Marquait. Eransahr, p. 4,1 утверждал, что География и История «aufs engstezusammen-hângt und unbedingt demselben Verfasser angehòrt»; a Hiibschmann, Die altarmenischen Ortsnamen, Vierter Abschnitt, Anhang II, Moses von Choren und die armenische Géographie, 371–375, – высказывается вполне определенно за то, что оба эти творения принадлежат разным авторам и написаны в разное время: История – не раньше 536 года (так как в ней упомянута Четвертая Армения), а География – никак не раньше VII века, Гюбшманн решал на основании данных, касающихся Армении; если же принять в соображение упоминание об Аспарухе и его переселении на остров Певку, то придется передвинуть дату составления Географии на последнюю четверть VII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010