Данный труд состоит из четырех разделов: в первом разделе говорится о нашем спасении во Христе; во втором — о ересях как врагах человеческого спасения во Христе; в третьем — о современной ереси экуменизма; в четвертом — о новейшем богословии. Первые два раздела подводят к главной теме, раскрытой в третьем, состоящем из двух частей: «В первой части рассматриваются зарождение и развитие экуменической ереси среди еретиков, а во второй описывается пагубное поведение многих православных относительно экуменического движения 476 и участие «православных» экуменистов в ассамблеях ВСЦ. Наконец, в четвертом разделе, озаглавленном «Отступление и покаяние», названы причины, «по которым многие православные терпят ересь экуменизма и даже объединяются с ней, делаясь ее жалкими, но и опасными проводниками» 477 . Главную причину автор усматривает в «обращении восточного богословия к „научному” богословствованию еретического Запада», отчего «новое православное богословие не самобытно, а привнесено», т. е. оно уже не является святоотеческим, каким было прежде. «Незнание Святых Отцов, а знание инославных авторов характерно для этого „нового” богословия. Но самое печальное то, что православные богословы в большинстве случаев узнают о „взглядах” Св. Отцов через инославных», — признает с прискорбием видный православный догматист проф. П. Трембелас 478 . «Учась у чужих учителей, православные научаются не тому, чему в действительности учат Св. Отцы, а тому, что о Св. Отцах и об их учении говорят еретики!» 479 . Как известно, еретическое «богословие» не есть в сущности богословие, а человекословие, так как «богословие инославных основано не на Слове Божьем, а на человеческом слове» 480 , которое подвергает рационалистической критике то, что Сам Бог благоволил открыть нам через Богооткровенное учение, благодатно истолкованное Св. Отцами. «После всего этого, — заключает автор, — стоит ли удивляться, что богословы, наполненные заимствованным у еретиков „богословием” действуют в поддержку ереси экуменизма и во вред Православной Церкви, проявляя враждебность к Православию и схисходя к ереси. Из-за симпатий к ереси они не в состоянии правильно преподавать слово Божьей истины и не способны быть поборниками Православной Церкви» 481 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Отмена крепостного права форсировала события. 15 апреля 1861 г. Синод принял определение, предлагающее обер-прокурору представить царю доклад об успехах развития ЦПШ, что и было сделано А. П. Толстым. 4 июня 1861 г., ознакомившись с представленными сведениями и поразившись быстрым распространением ЦПШ, император распорядился: «Об успехах по этому делу и по прочим епархиям доносить мне ежемесячно» 476 . В итоге появился указ Синода от 26 июня 1861 г., требовавший от епархий предоставления ежемесячных сведений о числе ЦПШ и обучающихся в них детей 477 . В случае отсутствия помещения для всей группы учеников разрешалось делить ее между всеми членами причта, включая даже причетников. Указ довели до сведения всех причтов под расписку, т. е. он приобрел обязывающий характер. «К Указу об открытии сельских училищ подписались все священники: потому что нельзя было не подписываться», – сообщал в Синод сельский священник из Рязанской губернии 478 . С этого момента открытие ЦПШ приняло лавинообразный характер. Динамика роста ЦПШ Годы Мальчики Девочки Всего учеников нет свед. Нет свед. 112 808 20 858 133 666 271 263 320 350 Если в 1859 г. насчитывалось всего 3000 ЦПШ, в 1860 г. – 7907 со 133 666 учащихся 479 , то к сентябрю 1861 г. только в упомянутой Рязанской епархии власти зарегистрировали 340 школ, в Тверской – 432, Орловской – 217, Тульской – 190 и т. п. Но «рекордсменами» остались епархии Западного края: Киевская – 1206 ЦПШ с 23 588 учащихся, Волынская – 1186 с 13740, Подольская – 1147 с 21 120, Черниговская – 819 с 14 379 480 . Тем временем смешанная комиссия работала над проектом. Министр просвещения граф Е. В. Путятин сочувственно относился к усилиям Церкви, а потому полностью согласился с мнением Синода и члена комиссии кн. С. Н. Урусова о предоставлении «первоначальной народной школе естественного первенства». 13 ноября 1861 г. он представил соответствующий доклад Александру II, а 14 ноября направил проект в Главный комитет об устройстве сельского состояния. Однако 25 декабря министерский портфель оказался у А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литературная деятельность Аполлинария обнимала собой различные отрасли богословской науки и вызывала неодинаковые впечатления у своих современников. Одним рядом своих сочинений он снискал у них великие похвалы и обратил на себя внимание таких лиц, как ритор Ливаний 470 , или император Юлиан 471 ; появление же других сопровождалось сожалениями, порицанием, анафемами. В апологетике Аполлинарий, по отзыву Филосторгия, своими книгами против Порфирия далеко оставил позади себя не только Евсевия, но и Мефодия, писавших против Порфирия 472 , и блаж. Иероним несколько раз называет эти книги превосходными 473 , выделяя их из числа других произведений Аполлинария, как заслужившие себе общее одобрение 474 . В области защиты истины догматической от врагов ее, столь расплодившихся в веке, Аполлинарий пользовался некоторое время славой „великаго борца за правую веру» 475 , приобрел уважение таких людей, как свв. Василий, Григорий Богослов , Епифаний. Как экзегет, – и притом выдававшийся своим знанием еврейского языка 476 , – он привлекал к себе слушателей из далекого Запада, и в числе своих учеников 477 видел Иеронима Стридонского , следовавшего ему в своих многочисленных комментариях 478 . Как поэт, Аполлинарий писал подражания Гомеру, Менандру, Еврипиду и Пиндару и, по отзыву Созомена, „в короткое время произвел равночисленныя и равносильные образцы, по роду, выражению, характеру и плану похожие на знаменитыя творения Эллинов» 479 . В особенности же много было составлено Аполлинарием сочинений догматического характера, содержавших в себе изложение и защиту его учения о Лице Христа Богочеловека и занявших собой надолго внимание церкви. „Подумают, – пишет Викентий Лиринский , – что он был из числа таких мужей, что его без труда можно было бы презреть? Напротив, он был так велик и славен, что ему большею частию скоро верилось... Ибо как много ересей он подавил большими сочинениями, сколько он опроверг враждебных вере заблуждений!.... Долго припоминать обо всех сочинениях его, которыми он по истине мог бы сравниться с превосходнейшими строителями церкви, если бы, увлекаясь непотребною страстью к еретической пытливости, не выдумал что-то новое» 480 . Подобным образом и св. Василий кратко и сильно выражается о литературной его деятельности так: „он вселенную наполнил своими сочинениями», – и причину огорчения, нанесенного Аполлинарием церкви видит именно „во множестве написаннаго им» 481 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

431 Решение о разработке проекта «практических указаний для церковнослужителей в случае вступления в действие Инструкции к декрету об отделении Церкви от государства» было принято на заседании Соборной комиссии от 4 сентября 1918 г. (ГА РФ. Ф. Р– 3431. Оп. 1. Д. 559. Л. 12). 443 Далее зачеркнут текст: «так, чтобы парализовать ее антихристианские цели и все преднамеренные правопоражения, наносимые ею церкви». 447 Слова «людей, не принадлежащих к Церкви» вписаны синими чернилами поверх строки вместо зачеркнутого слова «неверных». 454 Слова «имеют легкую возможность» вписаны синими чернилами поверх зачеркнутых слов «легко могут». 458 Слова «живую, исконно-церковную организацию» вписаны синими чернилами поверх зачеркнутых слов «религиозно подлинную величину». 461 Слово «желающим» вписано синими чернилами поверх зачеркнутых слов «заявляющими о том православными данной местности их». 465 Слова «всевозможные ожидания» вписаны синими чернилами поверх зачеркнутых «недоразумения и иллюзии». 474 Слова «проводимом в изданной Комиссариатом юстиции инструкции» вписаны синими чернилами поверх зачеркнутых слов «едва ли выгодной для какой-либо власти и со стороны чисто политической». 476 Слово «настаиваем» вписано синими чернилами поверх зачеркнутых слов «заявляем народным комиссарам». 477 Слова «народных комиссаров» вписаны синими чернилами поверх зачеркнутых «во имя высшей справедливости и государственной целесообразности». 478 Слова «при участии представителей Православной] Церкви» вписаны синими чернилами поверх строки. 480 В постановлении Соборного Совета 122 от 16 сентября 1918 г. особо указывалось на необходимость приема Соборной делегации в СНК РСФСР «не позднее среды 18 сентября 1918 г.» в связи с предстоящим перерывом в заседаниях Собора. При этом поручалось члену Собора Н.Д. Кузнецову войти в переговоры по этому вопросу с В.Д. Бонч-Бруевичем (ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 153. Л. 2–3). На заседании Соборного Совета 124 от 19 сентября по предложению 31 члена Собора были подтверждены полномочия лиц, избранных ВЦУ и Соборным Советом, «для защиты перед гражданскими властями имущественных и иных прав Православной Церкви». Совет предложил Собору утвердить полномочия избранных лиц для ведения переговоров с представителями СНК по делам, касающимся Православной Церкви. В состав этих лиц входили: протопресвитер Н.А. Любимов, А.Д. Самарин, Н.Д. Кузнецов , С.Г. Рункевич , И.М. Громогласов и А.А. Салов (ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 567. Л. 205–207).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отмеченное требование Ушинского к отбору содержания образования проистекало из его общей методологической позиции – в воспитании «невозможно исходить из принципов искомых, но неотысканных», или «как бы отысканных, признавая стремление за нечто выполненное» (III; 291; выделено Ушинским). И вместе с тем оно, это требование имело глубокий гуманистический педагогический и психологический смысл, отражая одну из исходных, принципиальных установок педагогики Ушинского – строить обучение и воспитание на основе «положительной мудрости, а не отрицаний» (I; 274). В этом плане Ушинский жестко критиковал, в частности, то преобладающее, как он называл «отрицательное, стонущее направление» в современной ему литературе, «которое, имея свое оправдание в исторических явлениях, тем не менее вовсе не годится для детей». «Ребенку, – писал он, – нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, вовсе не понимающий потребностей детства» (II; 186). Та же исходная установка получила свое выражение и в малоизвестных рассуждениях Ушинского о соотношении сомнения и уверенности в деле науки и образования. Отвергая привычный нам с детства марксовый тезис «подвергай все сомнению», он писал в «Педагогической антропологии»: «Мы не можем согласиться с теми, которые утверждают, что сомнение полагает начало науке. Сомнению необходимо должна предшествовать уверенность... Не сомнение, а уверенность ведет науку вперед, сомнение же только прокладывает ей дорогу... Самое сомнение сильно и плодовито только в том случае, когда ему приходится бороться с сильною же уверенностью: предоставленное же самому себе, оно быстро опустошает душу и лишает характер всякой энергии» (III; 475, 476:479). Отсюда – очевидные педагогические выводы. «Понять настоящее отношение между уверенностью и сомнением, – писал Ушинский, – одна из важнейших философских задач, а провести это отношение в воспитании – одна из труднейших и главнейших обязанностей воспитателя», поскольку он должен «воспитать сомнение в человеке, не поколебав в нем уверенности» (III; 476:480). «На этом-то основании, – отмечал Ушинский, – воспитание нравственных наклонностей необходимо должно предшествовать развитию разума и воспитание положительных стремлений – воспитанию критического ума». Ибо было бы чрезвычайно «опасно внести всеразрушающее сомнение в молодую душу, когда в человеке не образовались еще твердые нравственные начала, которые могли бы руководить им в практической жизни, несмотря ни на какие сомнения» (III; 478:477).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

В приведенных высказываниях Беды можно увидеть дань риторике. Но, думается, что ее использование не меняет основного смысла рассмотренного фрагмента, поскольку он был разделяемым в том кругу христианских авторов и их сочинений, из которых историк мог заимствовать те или иные фигуры речи. Из сочинения в сочинение средневековые историки повторяли рассуждения, восходившие к античным трудам, о том, что задача пишущего о прошлом – установить истину, повествовать ясно, просто и правдиво, отличая действительно произошедшие вещи от вымысла. Понимание средневековыми историками границ «правды» и «вымысла» было достаточно специфическим, – этой теме посвящено много работ современных исследователей 477 . Изложение «деяний», описание сцен, характеров, речей, мотивов поступков для раннесредневекового историка было важно не столько с точки зрения точной передачи «преходящих» деталей, сколько из перспективы «должного», универсальных, вечных смыслов произошедшего. Поэтому у историка, в конечном счете, ориентированного на истины типического, было существенно более широкое право на изобретение, чем у авторов Нового времени 478 . В предисловии к «Церковной истории» Беда так же заверял читателя в своем намерении следовать истине. «К тому же», – продолжал он, – «я прошу читателя, если он найдет в том, что мы написали что-либо отличное от правды, пусть не пеняет на нас за это, так как мы только пытались записать для наставления потомков то, что собрали из молвы простых людей, что есть истинный закон истории» («vera lex historiae») 479 . Это предложение привлекало внимание многих исследователей, которые обращались к нему в поисках «методологической установки», «историографического принципа» Беды 480 . В работах авторов XIX – н. XX в. эти слова часто интерпретировались как стремление англо-саксонского историка к достоверности и непредвзятости. Действительно, в предисловии понятие «истории» связано с «истинностью» и «достоверностью» – благодаря многочисленным ссылкам Беды на надежность его источников и правдивость свидетелей. Однако было бы ошибочным понимать это высказывание буквально, усматривая в нем намерение воспроизводить молву. Эти слова были позаимствованы Бедой у Иеронима, из его предисловия к переводу «Хроники» Евсевия Кесарийского (необходимо рассказывать о прошлом, «выражая мнение простого народа, что есть истинный закон истории») 481 . Р. Рэй обращал внимание на то, что Беда следовал историографической традиции, восходившей к священной истории (истории евангелистов), находя подтверждение этому тезису в его библейских комментариях. Беда, в соответствии с наставлениями Августина в сочинении «De consensus evangelistarum», заботился в первую очередь о сути вещей (res). Эта установка предполагала не рассказ о том, что произошло буквально, а предложение читателям «поучительной формы действительных событий» 482 , – что и было «законом» исторического повествования. В таком нарративе духовный смысл («благо») по значимости превосходил детали.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

477 . Когда по открывающимся в деле обстоятельствам необходимо полицейское исследование, или суждение уголовным порядком, Консистория, не приступая к дальнейшему оного рассмотрению, обращает его в надлежащее светское присутственное место. 478 . Правила о главных и не главных в деле и суждении оного лицах (Haupt-Personen und Neben-Personen), о разных родах доказательств, и о порядке делопроизводства, в точности наблюдаются Консисториями. Вообще они, во всех тех случаях, для коих не постановлено особых в сем Уставе правил судопроизводства, руководствуются общими, или же местными в той губернии, где каждая из них находится, существующими узаконениями. 479 . Для ускорения производства как в делах частных, так и в возникающих по обвинениям духовных в нарушении их обязанностей, и вообще по жалобам на их действия по должности, Консистория назначает всем прикосновенным к делу лицам сроки для явки, представления объяснений, и исполнения других по производству дела обязанностей, однако ж не более трех в каждом особенном случае: первый и второй под опасением подвергнуться за пропущение оных установленной пени (termini poenales); третий же под опасением потерять право на совершение того действия, для коего был назначен срок (praeclusio). Исключения из сего правила допускаются только в делах бракоразводных, на основании положений статьи 529. 480 . Консистория при назначении сроков принимает в соображение как обстоятельства дела, так и большую или меньшую дальность мест, где находятся вызываемые к явке или исполнению других по производству дела обязанностей, в точности наблюдая установленные для сего общими узаконениями правила. 481 . Пеню за пропущение первого срока без законных к тому причин Консистория назначает по своему усмотрению от трех до семи рублей пятидесяти копеек сер [ебром], а за таковое же пропущение второго срока вдвое, предоставляя с тем вместе в делах частных другой спорящей стороне право требовать себе чрез надлежащий светский суд вознаграждения за причиненные ей сею неявкою убытки. Если виновный не в состоянии заплатить наложенную на него пеню, то наказывается временным заключением от трех до двенадцати дней.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

470. Шан хай цзин гуан чжу. – Высшая и пространная энциклопедия летописных материалов. 471. Гу сян чу сюэ цзи. – Дорогие воспоминания для учащегося юношества, собранные из древних летописных сказаний. 472. Цзин ши сы янь тхи яу. – Книга событий исторических, составленная из четырех отделений, с существенно необходимыми замечаниями. 473. Гу вэнь юань цзянь. – Исторический обзор достопамятных событий, соч. в древнем стиле. 474. Гу-шю юань. – Сборник извлечений из древних исторических документов. 475. Бэй тхан шу чао. – Книга документов северной Палаты (дворца). 476. Гу-синь и-ши. – Древняя и новая история, для чтения вслух. 477. Чжао дай цун шу. – Книга, заключающая сведения о многих славных и древних династиях. 478. Ле дай цзи юань. – Летопись царствований, расположенная хронологически с древних времен. 479. Цзи юань хау цзи. – История времен последующих, собранная и изложенная по порядку. 480. Хуа ши вэй чуань. – Картина исторических событий в порядке изложенных. 481. Хай-дау и чжи. – Собрание разнообразных исторических анналов. 482. Дун тхан жи чжа. – «Восточный кладезь» или собрание повременных документов по истории. 483. Ду ши фан юй цзи яо. – Книга для основательного изучения существенных исторических сведений, собранных из летописей. 484. Жу эрр ши чжа цзи. – Историческая летопись, составленная на основании двадцати двух документов. 485. Нань цзян и ши. – Последовательная летопись: о южных частях государства китайского. 486. Ши цзуань цзуо бянь. – Изложенная в порядке летопись, новая бянь. 487. Жу эрр ши кхау. – Двадцать две летописи, тщательно рассмотренные и разделенные на отделы. 488. Пхин фэй цзи люэ. – Известные исторические заметки об усмирении мятежников. 489. Дун-гэ ши люэ. – История славного восточного государства. 490. Вань-нянь шу цзи юань бэнь. – Книга десятитысячелетий (Вань-нянь), или летописи истории, распределенные по XII циклам (хуэй). 491. Цзэн дин гоан юй-цзи. – Основные историч. исследования с обширными критическими замечаниями. 492. И-тхун юй тху. – Общий истор. взгляд снабженный иллюстрациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

var. lect. p. 197). 469 Точнее: густоту, βαρτητα . 470 Т.е., равномерность и неравномерность, или, по Аристотелю, нежность и грубость звука (De aaima II, 11, § 2); у Платона — мягкость и резкость («Тимей», р. 67). 471 Эти же качества звуков голоса перечисляют: Aristotle в De anirna, II, 11, § 2, Платон в «Тимее» р. 67 В и Galen в De Hippocr. et Plat. decretisV, 3 (см. Domanski, S. 112). 472 To же буквально читаем у Дамаскина (указ. соч. стр. 89); ср. Aristotle De partibus animal. I, 11 и Galen, De usu partium, XVI, 6. 473 В D.1 в начале (как и в предыдущей главе) дается дополнительное определение обоняния как чувства, действующего при посредстве особой «пневмы», находящейся в ноздрях. 474 Con. добавляет: «transmittentes ad .cerebrum evaporationes», т. е. «отсылающих пары к головному мозгу». Это прибавление читается в соответствующем месте у Дамаскина, который буквально заимствует у Немесия почти всю настоящую главу (ibidem «стр. 89—90 по рус. пер.). 475 акое объяснение физиологического процесса обоняния заимствовано Немесием буквально у Галена из De Hippocrat. et Platonis decretis, VII, 5, 628 (см. Domanski, S. 113). 476 Ср. современную теорию «специфической энергии чувств». См. выше — в главе VI, стр. 76—77 по Ant. изд. 477 Буквально: «принимает передачу паров» ( τν τν ατμν αναδοσιν ). У Немесия понятия пара и запаха передаются одним словом — ατμς (пар), потому что, как поясняет Гален, «сущность (субстанция) запахов составляет пар». Galen, De Hippocrat. et Platon. decretis, VII, 6: ατμς γαρ δμν ουσα . 478 Подобным образом различаются виды запахов у Аристотеля De artima, II, 9, особенно § 4 и у Платона «Тимей» 67 А. 479 У пер.: влаги, находящиеся — ред. 480 Буквально: «совершенно сварены» ( ακριβς ττεφθεντων ). 481 Буквально: «среднее состояние», т. е. обонятельное ощущение безразличного тона. 482 На этом Немесий оканчивает рассмотрение ощущений отдельных органов чувств. В духе Немесия рассуждает о функциях внешних органов чувств и о специальных объектах каждого чувства Ioan.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

467. Еф. 1:7. 468. Кол. 1:14. 469. Евр. 9:12–15. 470. Например, виноградари из притчи Иисуса о Царстве Божьем, которые мало работали, но получили столько же, сколько те, кто трудился много (Мф. 20:1–16). В Новом Завете достаточно подобных притч о несправедливости. 471. Еф. 2:8–9. 472. Рим. 3:22–24. 473. Откр. 21:6 (курсив наш. — Т. С.). 474. Деян. 8:20. 475. Понятие из общественных наук. Система общественного устройства, при котором ценные товары и услуги регулярно передаются без какихлибо конкретных договоренностей о немедленной или будущей награде (то есть отсутствует правило услуга за услугу). 476. Graeber D. Toward an Anthropological Theory of Value. P. 154. См. также: Cheal D. J. The Gift Economy. 477. Чешский философ Ян Сокол с удовольствием добавляет, что его бабушке деньги были нужны только несколько раз в год, и то на покупку соли. 478. Вообще довольно интересно посмотреть, в каких сферах жизни каких культур все еще существует привычка давать «на чай». В ресторанах принято оставлять чаевые, продавцам в магазинах — ни в коем случае. Таксистам чаевые дают, водителям автобусов — нет. В Чехии дают ремонтникам, в Америке не оставляют уборщикам. 479. О чаевых много спорят не только экономисты. Одну из самых интересных дискуссий на эту тему можно обнаружить во вступлении к фильму Квентина Тарантино «Бешеные псы». 480. Обратим внимание на динамику даров, которые мы делаем друг другу в ресторане или баре. Люди приглашают друг друга поужинать или выпить, но если бы вы хотели комунибудь доставить удовольствие, положив перед ним 150 крон, то он вряд ли был бы в восторге. А вот от выпивки за те же 150 крон мало кто откажется, хотя дефакто (если взглянуть на это с точки зрения экономики, имеющей дело лишь с тем, что можно сосчитать, измерить или взвесить) речь идет о той же самой трансакции. 481. Это прекрасно отображено в одном ветхозаветном пассаже: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис. 55:1).

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010