Ибо сей мир находится в том посредством логосов-понятий, а тот в сем - посредством отпечатлений» ( Maximus Conf. Mystagogia. 2. 37-44//PG. 91. Col. 669). В «Ареопагитиках» утверждается, что, если мы не проникаем во внутренний смысл символов, они становятся бесполезны для духовной анагогии: «...перейдем к истине первообразов… чтобы пестрый и священный состав символов не оказался бесполезен для (совершенствуемых.- Авт.), когда видится только их внешнее» ( Areop. EH 3. 3. 1//PG. 3. Col. 428). Но поскольку иерархические символы являются отражениями божественных энергий (Ibid. 5. 1. 7//PG. 3. Col. 508), они способны обеспечить с Божеством связь, к-рая вовсе не является интеллектуальной. Согласно автору «Ареопагитик», причащение божественному в таинстве Е. реализуется на 2 уровнях - умопостигаемом и телесном: «Божественное законоположение священного обоим (душе и телу.- Авт.) дарует приобщение (κοινωνας) к Богоначалию: душе - в чистом созерцании и знании совершаемых [обрядов], телу же - как в образе - посредством божественнейшего мира (в Крещении.- Авт.) и священнейших символов приобщения (в Е.- Авт.) к Богоначалию. Это [двойное приобщение] освящает всецелого человека, священнодействует целостность его спасения и посредством всецелостности обрядов возвещает его будущее совершеннейшее (τελειοττην) воскресение» (Ibid. 7. 3. 9//PG. 3. Col. 565). Т. о., высшим и совершенным является умопостигаемое единство, доступное тем, к-рые в своем созерцании поднялись до «божественных зрелищ»; телесное же участие в таинствах автор «Ареопагитик» считает низшим видом причастия. Херувимская песнь. Икона. Кон. XVIII в. (Галерея апостолов Петра и Павла, Вадуц) Херувимская песнь. Икона. Кон. XVIII в. (Галерея апостолов Петра и Павла, Вадуц) Причина подобного раздвоения состоит в том, что в богословской системе «Ареопагитик» подразумевается наличие разных степеней причастности и обожения для разных существ (Ibid. 4. 3. 4//PG. 3. Col. 477-480). Самое полное и непосредственное причастие достигается умопостигаемым узреванием.

http://pravenc.ru/text/348067.html

476 Сотрудничество, соработание (греч.) 477 Nicholas Cabasilas, loc. cit., 6:528в. 478 Там же, 9:532в. 479 Там же, III, 1; 569л. 480 Латинский термин для миропомазания, amfirmalio, означает «подтвержделие», заверение». 481 De penitentia. III, 1; PG 49:292. 482 J. Pargroire, l " Eglise byzantine de 527 a 847 (Paris: Lecoffre, 1932), p. 347. 483 Там же, с. 348. 484 Самые ранние из имеющихся рукописей относятся к X в. Самое лучшее собрание покаянных обрядов в греческом и славянском вариантах см. в кн.: А.Алмазов. Тайная исповедь в православной восточной церкви. III. Одесса, 1894. 485 Ор cit., I, p. 149—150. 486 Канон 2, см. Syntagma Canonum IV, edd. G. Rhalles and M. Potles (Athens, 1854), p. 457. О брачной дисциплине в Византийской Церкви см., прежде всего: J. Zhishman, Das Eherecht der orientalischen Kirche (Vienna, 1864); K. Ritzer, Le manage dans les eglises Chretiennes du I au XI siecle (Paris: Cerf, 1970), p. 163—213; and J. Meyendorff, Marriagë An Orthodox Perspective (New York: St. Vladimir " " s Seminary Press, 1971). 487 Особенно см. каноны 4 и 50 в упомянутой кн. Rhalles-Potles, op. cit., p. 102 and 203. 488 Пято-Шестой собор, канон 3, там же, II, с. 312—314 489 Les novelles de Leon VI, le Sage, ed. A. Dain (Paris: Belles Lettres, 1944), P. 294—297. 490 Rhalles-Potles, op. cit.. V, p. 4—10. 491 Horn, in II Tim. 2, 4; PG 62:612. 492 Catechetical oration, 37, ed. Strawley, p. 152. 493 Letter 93, ed. Deferrari, II, 145. 494 См. Глава 1. Хороший исторический обзор византийских евхаристических теологии и обычаев (с библиографией, не включающей в себя новейшие позиции) см. в кн. H. J. Schulz, Die bysantinische Liturgie — von Werden ihrer Symbolgestalt (Freiburg: Lambertus-Verlag, 1964). 495 «Соединение всех» (греч.). 496 Eccl. Hier., III, 3,1—2; PG 3:428лс. 497 Там же, III, 13; 444с; см. наши комментарии на эти тексты в кн. Chnst, с-79—60. 498 R. Roques, Lunwers dionysien. Structure hierarchique du monde selon le pseudo-Denys (Paris: Aubier, 1954), p. 267, 269. 499

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3289...

473 Сухость информации не означает отсутствие боли. Словосочетание «один из Двенадцати» отражает глубокую внутреннюю скорбь. Иоанн Златоуст привлекает внимание ещё к одному важному аспекту рассказа: «Без опасения евангелисты говорят и то, что Иуда был из числа двенадцати. Таким образом, они не скрывают ничего, что кажется постыдным. Можно было бы сказать просто: «был некто из учеников Христовых», – потому что были и другие. Теперь же они прибавляют: «из двенадцати», и как бы говорят: «из первого лика, из числа лучших, избранных учеников, которые были с Петром и Иоанном». Они старались об одной только истине, о том, чтобы не утаить событий. Поэтому умалчивают о многих знамениях, но не скрывают ничего такого, что кажется постыдным, и смело возвещают о том, хотя бы это было слово или дело, или что другое» (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 80, PG 58.727). 475 Из литературы по Мк 14:12–16 можно выделить, в частности: L. Schenke, Studien zur Passionsgeschichte (1971) 152–198; H. Schlier, Die Markuspassion (1974) 22–36; W. Schenk, Der Passionsbericht (1974) 182–185; V. K. Robbins, «Last Meal: Preparation, Betrayal and Absence,» The Passion in Mark, ed. W. H. Kelber (Philadelphia, 1976) 21–40. 477 Schweizer 297 говорит здесь о «чудесном предзнании Иисуса» и объясняет, что «чудо состоит в Его точном предсказании последующего». Cp. Nineham 376: «сверхъестественное предзнание». 479 Иоанн Златоуст замечает: «Но для чего именно Он посылает к неизвестному человеку? Чтобы и этим показать, что Он мог не пострадать. В самом деле, если Он одними только словами расположил сердце этого человека к тому, чтобы принять учеников, то чего не произвел бы в распинающих Его, если бы не хотел пострадать?» (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 81, PG 58.730). Ср. Виктор Антиохийский 420; Феофилакт 648; Gnilka 2, 233. 480 Из литературы по Мк 14:12–16 можно выделить, в частности: L. Schenke, Studien zur Passionsgeschichte (1971) 199–285; K. Hein, «Judas Iscariot: Key to the Last-Supper Narratives?,» NTS 17 (1971) 227–232; F. C. Synge, « Mk. 14,18–25 : Supper and Rite,» JTSA 4 (1973) 38–43; W. Schenk, Der Passionsbericht (1974) 185–189; V. K. Robbins, «Last Meal,» The Passion in Mark, ed. Kelber (1976) 21–40; F. Kermode, The Genesis of Secrecy (1980) 84–93.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Оно отличается от несторианского «относительного единства» (σχετικ νωσις), заключающегося в равенстве движения воли (θλημα) и тождестве намерения (γνμη) тех, кто «существуют сами по себе в личностных единичностях (ν μονσι προσωπικας)» (Idem. 12//Ibid. Col. 484). 2. «Одна природа Бога Слова воплощенная». Ссылаясь на «Послание Евлогию» свт. Кирилла Александрийского ( Cyr. Alex. Ep. 44//ACO. T. 1. Vol. 1(4). P. 35), М. И. показывает, что тот, употребляя это выражение, не отрицал двух природ Христа. Выражение полемически обращено против Нестория, который, хотя правильно исповедовал две природы и их различие, не признавал при этом «одного Христа, одного Сына и одного Господа», т. е. «одну воплощенную природу Слова» ( Maximus Conf. Ep. 12//PG. 91. Col. 477). Это выражение указывает на отрицавшееся Несторием «единство Ипостаси» (Ibid. Col. 480). Выражения «две природы» и «одна природа Слова воплощенная» не отменяют друг друга, но каждое в отдельности недостаточно, оставляя место соответственно либо для разделения природ, как у Нестория, либо для их слияния, как у Аполлинария и Евтихия (Ibidem). Неосновательной является ссылка севириан на «Второе послание Суккенсу», где свт. Кирилл будто бы объявляет противоречащим «одной природе Слова воплощенной» выражение «две природы нераздельно (διαρετως)» ( Cyr. Alex. Ep. 45. 5//ACO. T. 1. Vol. 1(6). P. 161-162). Из объяснений святителя видно, что он запрещает употреблять последнее выражение «не вообще», но в несторианском смысле, уточняя, что оно может быть православным, если «нераздельно» понимать в значении ипостасного единства. Однако для несториан «нераздельно» выражает «относительное соприкосновение» ( κατ σχσιν συνφεια), и в этом значении должно быть отвергнуто ( Maximus Conf. Ep. 12//PG. 91. Col. 481). «Одна природа Слова воплощенная» - это описательное выражение (περφρασις), «посредством имени и определения» (δι νματος κα ρου) представляющее одновременно две природы в их единстве. Имя «одна природа Слова» обозначает «общее сущности вместе с собственным Ипостаси» (τ κοινν τς οσας μετ το δου τς ποστσεως), т. е. божественную сущность Ипостаси Бога Слова, а определение «воплощенная» - человеческую сущность, или природу (Ibid. Col. 501). М. И. высоко оценивает это выражение как «содержащее в себе все таинство благочестия» (Disp. Pyr.//Ibid. Col. 300).

http://pravenc.ru/text/2561638.html

   Добротолюбие в русском переводе, том 5. Издание второе Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Напечатано в Москве, 1900, сс. 477, 480. Это цитата из текста, включенного в Philokalia ton Hieron Neptikon, (Athens: AsterPapademetriou, 1957—63), 5: 107—12. Этот текст имеет название «Из жития святого Григория Паламы Архиепископа Солунского чудотворца», но он лишь приблизительно основан на Житии, написанном Патриархом Филофеем Коккином; скорее, в основном, его автором был составитель Добротолюбия, св. Никодим (или, возможно, св. Макарий Коринфский). В Житии Филофея следует, в частности, сличить полемику с монахом Иовом (PG 151: 573В-574В). Цитата из Св. Григория Богослова (Григория Назианзина) встречается в Oration 27. 4 (PG 36: 16В). Ср.: Игумен Харитон, Умное делание, с. 87.    Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Репринтное издание Св. -Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. Беседа 15, 8, с. 114.    Достопамятные сказания... Антоний 24, с. 15. В другом переводе этот текст дается в Древнем Патерике, изложенном по главам, гл. 18, 1, с. 333: «Авве Антонию открыто было некогда в пустыне: в городе есть некто подобный тебе, врач по званию, избыток свой отдающий нуждающимся, и каждый день воспевающий Трисвятое с ангелами Божиими». О значении этого речения см. Kallistos Ware, «The Monk and the Married Christian: Some Comparisons in Early Monastic Sources», Eastern Church Review 61 (1974), 72—81. Безмолвие и молитва: смысл исихии     Правда Божия не в словесах, но в безмолвии и долготерпении сердечном.     Книга нищих духом.     ... Иисус Христос, Слово, происшедшее из молчания.     Св. Игнатий Антиохийский Ступени исихии    В «Изречениях Пустынных Отцов» есть рассказ о том, как Феофил, архиепископ Александрийский, посетил однажды монахов Скита. Желая произвести впечатление на столь знатного гостя, братья обратились к авве Памво: «Скажи архиепископу назидательное слово, которое бы принесло ему пользу». Старец отвечал: «Если молчание мое не принесет ему пользы, то не принесет пользы и слово мое».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

Α. Θεοδορου. То χαροποιον πνθος… Σ. 36–39. 464 Свт. Кирилл Александрийский. О вере истинной. Гл. 23//PG. 76, 1165 С. 465 Там же, 1165 А; свт. Григорий Нисский. Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке… С. 35. 466 Триодь Цветная. Воскресение Христово (Пасха). Канон, песнь 6, тропарь 1: «Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невредивый в Рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери». 467 Α. Θεοδορου. αρ ψυχν. Σ. 34–35. 468 Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова… Творения: В 4–х т. Ч. 1. Μ., 1994. С. 224. 469 Триодь Цветная. Неделя о Самарянине. Канон, песнь 9, тропарь 2: «Красен из гроба, яко жених от чертога изшел еси, смерти разоривый мучительство, Христе, и адовы верей сокрушивый силою божественною, и востания Твоего светом умным просветивый мир». 470 Γ. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 88. 471 Свт. Василий Великий. Беседа на псалом 32. Ст. 10//Творения. Ч. 1. Μ., 1845. С. 275–276. 472 Свт. Василии Великий. К суесловящим…//PG. 31. 1496А. 473 Архим. Иустин (Попович). Человек и Богочеловек. 474 Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово. Гл. 16//Творения. Т. 40. Ч. 4. С. 49–50. 475 A. von Harnack. What is Christianity? N.Y., 1903. P. 174–175. 476 О доказательствах Воскресения Господня и вообще об этом чуде из чудес см.: Π. Ν. Τρεμπελα. " Απολογητικο Μελται. T. 5. θηναι, 1973. Σ. 546–617. 477 Α. Θεοδορου. αρ ψυχν. Σ. 34–35. 478 Триодь Цветная. В пяток второй седмицы по Пасце, утра. Стихиры на стиховне. 479 Там же. Неделя Всех святых. На утрени. Канон, песнь 8, тропарь 2. 480 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о Воскресении мертвых. Ст. 7//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. С. 478–479. 481 Сщмч. Мефодий Олимпский. О Воскресении, 29: «Христос пришел проповедать не превращение или пременение человеческого естества в иной образ, но возвращение его в то состояние, в каком человек был сначала до падения, когда был бессмертен»//Полн. собр. творений. СПб., 1905. С. 228. 482 Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова…//Творения: В 4–х т. С. 198–201. 483

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Церковь как Тело Христово является таинством par excellence. В Ней другие таинства находят себе место и существование, и через Нее верующие причащаются плодам всех искупительных трудов Спасителя. 476 Можно согласиться с утверждением П. Рорема, согласно которому, применительно к богословию таинств «Ямвлих демонстрирует схожесть с Псевдо-Дионисием там, где у того нет предшественников в отеческой традиции» (Rorem P. Biblical and Liturgical Symbols within the pseudo-Dionysian Synthesis. Toronto: pontifical institute of Mediaeval Studies, 1984. p. 108). 477 Для Ареопагитского корпуса характерна важная особенность. С одной стороны, текст насыщен неоплатонической лексикой, c другой стороны, многие заимствованные термины существенным образом переосмыслены, что делает невозможными попытки реконструировать мысль автора, опираясь только на лексический анализ текста. 480 Ibid. III. 1. 4 (PG. 3. Col. 376C). Обоснования «эзотеризма», характерного для языческой традиции, у Псевдо-Дионисия имеют образцом специальный раздел в 5-й книге «Стромат» Климента Александрийского . См., например: «Платон в своих теологических „Письмах“ говорит о том же: „[Тебя интересует].. учение о природе первопричины.. Я отвечу тебе иносказательно, чтобы, если эта табличка испытает какие-либо превратности (δλτος... ν πτυχας πθη) на суше или море, тот, кому она попадет в руки, ее не понял“ (Plato. Epistula II. 312 d 7–312 e 1). Платон говорит так: „Остерегайся только, чтобы это не попало к необразованным людям. Эти мысли очищаются в результате значительных трудов. Более всего должно заботиться о том, чтобы ничего не записывать, но все познавать, ведь невозможно, чтобы написанное рано или поздно не получило огласки“ (Ibid. 314a 1 – c 1). И апостол Павел говорит о необходимости сокрытия пророческих и поистине древних таинств (от которых и происходят лучшие из эллинских учений): „Мудрость мы проповедуем между совершенными (τελεοις)… премудрость Божию, тайную и сокровенную“ ( 1Кор. 2:6–7 )» (Строматы V, 10, 65, 1–5). См. также: «Если бы Дионисий… что-либо написал о первопричинах природы, то… не написал бы ничего вполне здравого из того, что он слышал или чему научился. Для него это было бы священным, и он не дерзнул бы выпустить это в такую несоответствующую и неподходящую [среду]. Не стал бы он записывать это и ради памяти» (Plato. Epistula VII. 344 d 4–9). См. также: Ibid. 341 с – 342 b.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Антония 10. 450 Ср. 1 Тим. 1:19. 451 I/1 (3)=B1 (3). 452 II/26,6. 453 II/26,7. 454 Ср. Евагрий. Гностик 28 (о пяти причинах богооставленности). 455 II/14,3. 456 I/79 (391—392)=B39 (302). 457 I/88 (416)=B48 (339). 458 II/1,4. 459 I/88 (417). Ср. 1 Кор. 10:13. 460 Главы о знании II,23. 461 Главы о знании IV,97. 462 Или «молитва, (происходящая) от знания». 463 Главы о знании I,34. 464 II/9,5. 465 Главы о знании I,30. 466 I/2 (9—10)=B2 (11—12). 467 I/64 (342)=B13 (124). 468 Ср. D. Miller. Translator " s Introduction, CXI—CXII. 469 II/33,3. 470 Главы о знании I,34. 471 Ср. совет преп. Арсения Великого относительно того, как монах должен себя вести в периоды духовного упадка: «Ешь, пей, спи и бездельничай; только не оставляй келлии своей»; Apophthegmata, Arsenius 11 (PG 65,89 C). 472 I/88 (417)=B48 (339—340). 473 I/88 (418)=B48 (341). 474 II/34,3. Ср. образ зимы как времени помрачения, тоски и уныния, и весны как времени преображения ума — у Макария Египетского, Новые духовные Беседы II (26). 475 I/70 (360)=B17 (138). 476 II/34,2. 477 1 Кор. 10:13. 478 Исаак употребляет оба термина в одинаковом смысле. В сирийском языке термин mukkaka обычно указывает на процесс приобретения смирения (человек смиряет себя), а makkikuta — на результат этого процесса (человек достиг смирения). В русском тексте оба термина переводятся, как правило, словом «смирение» (соответствующим греческому tapeibnvsiw), или иногда словом «смиренномудрие» (греч. tapeinofrosybnh). 479 Мф. 11:29. 480 I/53 (233)=B82 (575). 481 Т. е. в одеяние смирения. 482 I/53 (233—234)=B82 (575—576). 483 I/58 (317)=B6 (95). 484 I/46 (198—199)=B72 (499). 485 I/34 (148)=B85 (408). 486 I/53 (234)=B82 (576—577). 487 Многочисленные рассказы о том, как дикие животные повиновались святым, содержатся в житийной литературе. Ср. рассказ о святом Герасиме Заиорданском, которому служил лев (в Apo–phthegmata patrum). Более поздний пример — преподобный Серафим Саровский, которому служил медведь. 488 I/53 (235)=B82 (577—578). 489 Главы о знании II,94.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЛАДИЙ [греч. Ελλδιος], сщмч. (пам. 28 мая; пам. греч. 27 мая), время и место жизни неизвестны. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), Е. был архиереем, за свое благочестие подвергся различным мучениям. В Минологии Василия II и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца его мучители названы «правителями» (ο τραννοι). Уточняется, что Е. боролся с ересью (не названа), во время пытки огнем остался невредимым, умер от побоев. Вероятно, Мученичество Е. существовало, но было утрачено. Источники, на к-рые опирались болландисты при публикации сказания о Е. в Acta Sanctorum, сообщают, что святой пострадал на Востоке от идолопоклонников. В службе Е., опубликованной вместе со сказанием, сообщается, что в темнице, где он томился за отказ принести жертвы идолам, его посетил Сам Господь и исцелил его раны. В палестино-груз. синаксаре память Е. находится под 16 или 17 мая. В визант. рукописях краткое Мученичество Е. помещено под разными числами. В Синаксаре К-польской ц. и в нек-рых списках Типикона Великой ц. (X-XI вв.) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 298) - под 27 мая, в синаксарях семейства В и D (по классификации И. Делеэ) - под 28 мая, в стишных синаксарях и в греч. печатной Минее (Венеция, 1588) - под 29 мая. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и в совр. календарях греч. Церквей Мученичество Е. помещено под 27 мая. В ВМЧ память Е.- под 28 мая ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 187), под этим же числом память мученика находится в совр. календаре РПЦ. Ист.: SynCP. P. 711, 713, 716; PG. 117. Col. 477-480 [Минологий Василия II]; ActaSS. Mai. T. 6. P. 711-712; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 139. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 200-201; Sauget J.-M. Elladio//BiblSS. T. 4. Col. 1137; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 590; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 129. Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память Е. не отмечена. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. не указана, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 166, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 64) память Е. отмечается 27 мая; последование Е. состоит из канона (нач.:                ), цикла стихир и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 457), память Е. празднуется 27 мая; указаны канон авторства Феодора Студита, 4-го гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 155) память Е. отмечается 27 мая без богослужебного последования. В ранних редакциях Иерусалимского устава Е. не упоминается. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) память Е. празднуется 28 мая; назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В рус. изданиях богослужебных книг, начиная с первопечатного Типикона (М., 1610) и до наст. времени, память Е. отсутствует.

http://pravenc.ru/text/189885.html

465)  См. Кирилл. Слово огласительное. 16.32, 17.20, 30, 34, 18.21. Армянский календарь церковных чтений IV в. воспроизводит и дополняет тот, который использовал в своем катехизисе Кирилл, прибавляя в конце одно чтение из 1Тим.3:14–16. Эта прибавка тематически соответствует отдельной двадцатой проповеди о церкви. См. F.C. Conybeare и J.A. Maclean. Rituale Armenorum. С. 518. 466)  Кирилл. Слово огласительное. 13.22. 467)  Описание всех служб см. у Эгерии (Паломничество. 29.4–38.2). 468)  Кирилл. Слово огласительное. 16.12. 469)  Кирилл. Слово огласительное. 18.4, 6, 19–20. 470)  Кирилл. Слово огласительное. 18.23. С незначительными исправлениями использован перевод, цитируемый И. Мейендорфом (Введение в святоотеческое богословие. С. 134). 471)  О духовно-нравственных опасностях, поджидающих паломников в Иерусалиме, предупреждал Григорий Нисский (О паломничествах). 472)  Ипполит Римский. Апостольское предание. 23.4. 473)  Αποτσσομαι σοι, Σαταν, κα πσι τος ργοις σου, κα πση τ πομπυτου, κα τ λατρε σου (Кирилл. Слово к неофитам. 1.2,4–8). 474)  Кирилл. Слово к неофитам. 1.3. О повороте на запад упоминают также: Завет Господень. 2.8; Константинопольский служебник. 439–440; Псевдо- Дионисий Ареопагит . Церковная иерархия. 2.2.6, 2.3.5. См. об этом у J. Danielou. The Bible and the Liturgy. C. 27; E. Peterson. Die geschichtliche Bedeutung der jüdischen Gebetstrichtung. C. 1–15. 475)  Кирилл. Слово к неофитам. 1.5. 476)  Златоуст. Против цирка, игр и театра//PG 56.263–270. 477)  Кирилл. Слово к неофитам. 1.9. См. Н.М. Riley. Christian Initiation. С. 25–26. 478)  Кирилл. Слово к неофитам. 1.8. См. Быт.19:15–26. 479)  Кирилл. Слово к неофитам. 2.2. 480)  Кирилл. Слово к неофитам. 2.4. Так как Христос воскрес на третий день, то Он лежал в гробу два неполных дня и две ночи, а не “три дня и три ночи”, как вслед за Мф.12:40 повторяет Кирилл. Не обращая внимание на это несоответствие, многие учителя проводили параллель между троекратным погружением и трехдневным погребением, развивая апостольскую мысль о крещении как погребении и воскресении со Христом. Не случайно перед вторым занятием тайноводственного катехизиса в Иерусалиме читали Рим.6:3–14.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010