In omnibus quae Deus facit, quod bonum est attendit, ut ipso boni pretio, quam voluntatis suae libito, ad singula facienda inclinari dicatur. Introduct. ad theol III, 5. 1095 А. Cp. прим. 2 на стр. 542. 524 Plus gloriam Dei quam utilitatem nostram quaerere nos convenit (hic quippe finis esse debet in omnibus quae agimus, ut glorificetur Deus)... Nostra eum honorat obedientia. Sermo XIV, 492 D–493 AB. 525 Dilectio Dot ex toto corde in nobis est optima erga Deum voluntas, qua ei tanto amplius, placere studemus, quanto amplius ei placendum esse recognoscimus. Ex toto autem corde seu ex tota anima id agimus, quando sic ad eum penitus nostrae dilectionis intentionem dirigimus, ut non tam quid nobis utile sit quam quid ei placitum sit attendamus. Alioquin nos potius, quam ipsum dilectionis nostrae finem, id est finalem et supremam causam. Expos. Ep. Rom. V, 13 c. 949 C. Ne admisceas in aliquo tuo opere terrenam intentionem caelesti, ut simul pro transitoriis et aeternis bonis obedias Deo. ib. III, 7 c. 884 B. 526 Non jam est charitas dicenda, si propter nos eum, id est pro nostra utilitate, et pro regni ejus Felicitate, quam ab eo speramus, diligeremus, potius, quam propter ipsum. Ib. 891 BC. At fortasse dicis, quoniam Deus seipso nos, non alia re, est remuneraturus, et se ipsum, quo nihil majus est, ut beatus quoque meminit Augustinus, nobis est daturus. Unde cum ei deservis pro eo quod exspectas ab eo, id est pro aeterna beatitudine tibi promissa, utique propter ipsum id pure ac sincere agis., et pro illa qua debes remuneratione, sicut ipsemet admonet, dicens beatos illos, qui seipsos propter reguum coclorum castraverunt ( Мф.19:12 ). Et Psalmista: Inclinavi inquit, cor meum ad faciendas justiticationes tuas propter retributionem ( Пс.118:112 ). Ac tunc profecto Deum pure ac sincere propter se diligeremus, si pro se id tantummodo, non pro nostra utilitate, faceremus: nec qualia nobis donat, sed in se qualis ipse sit attenderemus. ib. 892 D. Конечно, имея в виду это тождество благ небесной жизни с благами переживаний любви к Богу, Абелярд в одном месте называет обетование этих благ даже основой новозаветной морали, её характеристической чертой, далеко возвышающей её как над антично-философской этикой, которая учила potius virtutes vel earum contraria propter seipsa magis quam propter aliud appeti vel vitari debere (Dial. inter philos. 1645 C), так и над ветхозаветным законом, в котором nullum praemium hujus beatitudinis promissum fuisse... Dominus autem Jesus, cum novum traderet testamentum, in ipso statim exordio tale doctrinae suae fundamentum collocavit, quod et ad contemptum mundi et ad bujus beatitudinit desiderium pariter incitaret, dicens: beati pauperes spiritu, quoniam ipsorum est regnum coelorum ( Мф.5:3 )... Tanto doctrinam Christi perfectiorem atque meliorem esse fatearis, quanto nos causa vei spe meliori ad virtutes adbortatur (ib. 1645 ABC.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

999 Это τ λ немного ниже выступает, как τ καϑ’ λου. Отсюда и переводится нами в принятом для этого термина смысле (см. прим. 1). 1000 Γνμη, это – воля, произволение; точнее (как момент волевого процесса) – склонение или расположение воли к определённому решению после предшествующей борьбы мотивов, акт самоопределения (Ad Marinum, PG. 91, 17 С, ср. выше, стр. 14, прим. 1). Обычно у пр. Максима этот термин употребляется для обозначения воли, не имеющей (de facto) идеальных устоев, постоянно колеблющейся между добром и злом, постоянно стоящей в нерешительности пред выбором того или другого (Disputatio, PG. 91, 398 D) и большею частью зависящей от мотивов и побуждений случайного характера – разного рода пристрастий, симпатий, настроений, житейских соотношений (ср. Ad Marinum, 28 D – 29 А; Cap. de charitate J, 70). В этом смысле γνμη у пр. Максима противополагается естеству и естественной воле, всегда помимо колебаний стремящейся к добру (De duabus unius Christi voluntatibus, PG. 91, 192 BC), и считается признаком не естества, а ипостаси, т. е. признаётся особого рода способом (различным у каждого) проявления естественной воли у человека, вернее же извращением её у падшего естества. Этой γνμη создаются все столкновения и разделения между людьми (Orat. Dom. expositio, PG. 90, 893 В). Её, поэтому, необходимо подчинить логосу естества, общему виду или проще – общности естества, и во всём согласовать с ним, чтобы объединить людей друг е другом и с логосом естества (видовым основоначалом, по природе присущим каждому), а вместе с тем и с его источником – Богом (ibid. 901 С – D, Ер. 2, PG. 91, 400 В). Это – необходимое условие обожения. 1001 Можно поставить вопрос: каким образом λγος естества получает применение в нравственной жизни людей, и как в частности происходит объединение каждого человека (по воле) с λγος’ом, или общим началом естества? У пр. Максима находим такой ответ. В λγος’е естества, когда он внутренним оком постигается человеком, отчётливо познаются две стороны: 1) полная зависимость его по бытию от Бога (логос есть энергия Божия) и независимость от условий внешнего существования; 2) одинаковость его у всех отдельных существ одного и того же рода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

M. P. Gr. T. 149, col. 946 sq. Mansi, t. XXXI, col. 1057. BC. Mansi, t. XXXI, col. 1683 sq.; см. также работу Dr. J. Holler. «Die Epiklesse der griech.-oriental. Liturgien». Wien, 1912, Ss. 136, в которой освещаются различные взгляды на эпиклезу в течение веков. Salaville. «Epiclese eucharistique» in: DTC. T. V, col. 258-259. «Tractatus de Ss. Eucharistiae Sacramento et Sacriflcio». Roma, 1887. Holler, op. cit., pp. 80-93. Ibid., p. 95. «Die katholische Lehre uber die Konsekrationsworte der Hl. Eucharistie». Trier, 1850. Holler, op. cit., pp. 99-105. Holler, op. cit., pp. 106-134. Близко к взглядам этогоученого стоит и мнение Bouvy («Les Eglises orientales». 1894, pp. 756), видящего в эпиклезе проявление πδειξις Агнца Божия, Его теофанию «Explication de la Messe». Paris, 1716. Всё это подробнее изложено в статье августинского ассумпциониста Салавиля в «Словаре католического богословия» под заглавием «Eplclese eucharistique», t. V. col. 274-276. Salaville. «Epicl. Euchar.», col. 256-265; Jugie, op. cit., pp. 290-301. Д. Вишневский. «Киевская Академия в первой половине XVIII в». в: «Тр. К. Д. Ак.», 1903, том II, стр. 366-372. Б. Гречев. «Святитель Иоасаф, еп. Белгородский и Обоянский» в: «Богосл. вестн.», 1911, сент., стр. 207 и прим. 1. B. Эпиклеза на Востоке и вопрос о её древности вообще Прежде всего следует отметить, что долгое время в практике обеих половин христианского мира существовало параллельно два обычая: Восток не знал иной формы освящения, кроме эпиклезы, и Запад, который начал с известного момента выводить эту молитву из своей практики. Это не могло не быть известным в обеих Церквах. Вместе с тем, у нас нет никаких данных, позволяющих предполагать, чтобы это служило препятствием к литургическому общению, единомыслию и прославлению " единеми усты и единем сердцем " . Больше того, даже во время обострившихся взаимоотношений между Церквами эта разность литургических обычаев не была предметом полемики. Ни святой Фотий, ни Патр. Михаил Кируларий ничего не говорят в своих полемических выступлениях против латинян об эпиклезе, да и римо-католики не ставили в упрек грекам этого общеизвестного литургического факта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

12, a. 13). Так как in via интеллект не преодолевает в богопознании своих границ, приходится признать относительное (secundum quid) превосходство воли над интеллектом: «Quando igitur res in qua est bonum est nobilior ipsa anima, in qua est ratio intellecta, per comparationem ad talem rem voluntas est altior intellectu... Unde melior est amor Dei quam cognitio [«Итак, когда вещь, поскольку она есть благо, благороднее самой души, поскольку она есть постигаемая сущность, в отношении к такой вещи воля выше интеллекта. Поэтому любовь к Богу лучше познания»] (Summa theologiae, I, q. 82, a. 3). – Майстер Экхарт отвергает эту уступку воле: он являет себя большим «интеллектуалистом», чем св. Фома. 739 Die Rede der Underscheidunge, XXII,ed. E. Diederichs, in Kleine Texte für Vorlesungen und Übungen, n. 117 (Bonn, 1913), p. 39. Pf., S. 573. 742 Об использовании текстов Дионисия Майстером Экхартом см. M. de Candillac, Dictionnaire de Spiritualiti, III, pp. 358–360. 743 В Serm. lat. XXII (LW IV, pp. 202–203, n. 216) Майстер Экхарт проводит различение между четырьмя способами экстаза, очень близко следуя тексту De veritate (q. 13, a. 2, ad ultimum) св. Фомы. 744 Эти две перспективы – поиск без нахождения (ascensio) и нахождение без поиска (humilitas) – представлены совместно в лапидарной формулировке в конце Serm. all. XV (DW I, p. 253): «Du solt in suchen, also das in niena vindest. Suchest du in nit, so vindest du in» [Ты должен искать Его так, чтобы нигде не найти. Если ты не ищешь Его, то находишь Его]. 745 Об отрицательном познании первоматерии см. Exp. in Gen., Ied., LW I, pp. 215–216, nn. 40–41 (ср. Ibid., pp. 60–61). 746 Liber de persona et duabus naturis, PL 64, col. 1341 bc: «Deus et materia integro perfectoque intellectu intelligi non possunt, sed aliquo tamen modo caeterarum rerum privatione capiuntur». 750 Как требует его отрицательный путь remotio [удаления] у Гильбера Порретанского, необходимого для «интеллектуального созерцания формы божества» (Comment. in lib. Boemhii de duabus naturis et una persona Christi, PL 64, coll.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

631 Беневич Г. И. Моноэнергизм и монофелитство VII в.: Сергий, Кир, Пирр и другие//Антология восточно-христианской мысли. T. II. С. 137, прим. 33. 632 Беневич Г. И., Шуфрин А. М. Преп. Максим Исповедник . Полемика с моноэнергизмом и монофелитством. Письмо 19 и Трудности к Фоме 5//Антология восточно-христианской мысли. T. II. С. 161 (Там же. С. 165–166: «“Ветхость” тропоса энергийных проявлений человеческой природы» Христос в Себе «вольно допускал»). 641 Выражение «перихоресис тропосов» можно пояснить с помощью учения о едином богомужном тропосе Христа. Перихоресис природ по энергиям происходит в едином богомужном тропосе в его двух родах. 642 В свете этого неверным представляется предложение К. Барта заменить слово «персона» в тринитарном богословии на «модус существования» (см.: Barth K. The Doctrine of the Word of God. Edinburg, 1975. P. 359). Скорее можно согласиться с предложением К. Ранера использовать понятие «отличительный образ существования» в качестве пояснительного к концепции персоны-личности, используя эти понятия вместе (см.: Rahner K. The Trinity. New York, 1970. P. 100, 115; Idem. Divine Trinity//Sacramentum Mundi. Montreal, Palm Publishers, 1970. Vol. 6. P. 301–302). 646 S. Maximus Confessor. Capita Theologiae et Oecοnomiae//PG 90. 1164 B: Νον γρ χειν Χριστο γωγ φημι, τν κατ’ ατν νοοντα, κα δι πντων ατν νοοντα. 650 Dialectica//PG 94. 669 А; De Fide Orthodoxa. Lib. I//PG 94. 837 С: στον δ ς π τς γας Τριδος πστασις στιν ναρχος τρπος τς κστου δου πρξεως. 651 De Fide Orthodoxa. Lib. I//PG 94. 828 D: διτης; Contra Jacobitas//PG 94. 1461 B: πντα κοιν το Πατρς, κα το Υο, κα το γου Πνεματος, πλν το τρπου τς πρξεως; De natura composita//PG 95. 117 D: συγχτως δ, δι τν ποστατικν διαφορν, τοι τν τς πρξεως τρπον· τ γννητν φημι, κα τ γεννητν, κα τ κπορευτν» (ипостасное различие равно способу существования). См. также: De Fide Orthodoxa. Lib. I//PG 94. 824 Α. 652 De Fide Orthodoxa. Lib. III//PG 94. 1000 BC: τελεα στν πστασις, κα τν οκεαν διτητα, τοι τν τς πρξεως τρπον διφορον κκτηται (κκτηται от κτομαι – владеть). Это означает: каждая «ипостась сама в себе самостоятельна, или есть совершенная ипостась, и имеет свое собственное свойство, или свой отличный образ бытия».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

195. Epist. lib.II, XLIX, col.220BC. 196. Epist. lib.II, XLIX, Alexandro monacho ex grammatico, col.220A. 197. Epist. lib.III, VIII, col.369CD. 198. Epist. lib.II, CCLXIV, col.333D336A. 199. Epist. lib.IV, LII, Colorbasio, col.416D. 200. Epist. lib.II, LXXIII, Comasio ex rhetore monacho, col.232D233A. 201. Это направление, как известно, вышло, главным образом, из знаменитой александрийской школы, которая под влиянием и руководством Пантена, Климента и Оригена сформировала христианскую философию. 202. Epist. lib.III, XVI, col.377 BC. 203. В своем трактате " De oratione " преп. Нил говорит, что человек должен преодолевать два вида препятствий: страсти и демонов (см.: " De oratione " , c. 135, col. 1196 B). Однако нужно признать, что такое подразделение препятствий, хотя оно и основывается на учении самого преп. Нила, отличается известной искусственностью и может быть рассматриваемо лишь теоретически. По аскетическому учению вообще и по учению преп. Нила в частности, субъективные и объективные препятствия в жизни тесно взаимосвязаны (взаимопроникаемы), и на практике их трудно разделить. (См.: " Tractatus ad Eulogium " , cap.XIV, col.1109D1112A). 204. " Tractatus ad Eulogium " , cap.XXIII, col.1124BC; cf. Epist. lib, II, LXIX, col.232B. 205. " De monachorum praestantia " , c.3, col.1064C. 206. " De monast. exercit. " , c.LVII, col.792A. Мысль о тесной связи чревоугодия с блудом более сжато выражена в другом месте: " Помысел чревоугодия имеет своим завершением помысел блуда " ( " De monast. exercit. " , c.XL, col.769B). 207. Это наслаждение преп. Нил называет " удовлетворением гортани " ( " De monast. exercit. " , c.58, col.792B). 208. Ep. lib.II, CLX, col.276CD. 209. Ep. lib.II, LIX, col.225C. 210. " Narrationes " , III, col.621B. 211. Ep. lib.II, CCLXXXIV, col.341B. 212. Ep. lib.II, CCXLII, col.325B. 213. Ep. lib.II, LVIII, col.225BC. 214. Ep. lib.I, CCXXII, Therino monacho, col.164CD. 215. " De octo spirit. mal. " , cap.VIII, col.1153A. 216. " De octo spirit. mal. " , cap.VII, col.1152C.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/348/...

Ценя древнейший труд, мы оставляли в неприкосновенности в своем основном тексте даже видимые снитаксические неисправности и устраняли лишь грамматически грубые ошибки. Результат, получаемый от изучения переводных вариаций, можно кратко передать так. В основе перевода лежит только одна версия и, по-видимому, одного лица, так как есть множество греческих терминов, которые пережили века под одним и тем же славянским значением. Эта версия – самая изначальная, именно, времен святых первоучителей славянских, Кирилла и Мефодия, о которых передается, что ими был переведен литургиарион. Спустя 200–300 лет изначальная версия не стала удовлетворять, по тому ли, что была до крайности искажена переписчиками, или по тому, что славянский язык за это время сделал успехи в своем развитии; может быть действовали обе эти причпиы, и отсюда начался период исправлений. Древнейшие славянские рукописи, писанные уставно на пергаменте, именно, С 1.2.3.1.5.6.7.9 , построены на первой исправленной версии, но неизвестно, кем и когда исправленной. Единство их литургийного текста почти осязательно, но и немалые переводные разности весьма поучительны: из них одни разности должны относиться к изначальной версии, другие к современной возникновению нового впервые исправленного текста. Против этой древнейшей исправленной формы перевода стоит новая исправленная форма, лучшим представителем которой служит С 8 , с именем митр. Киприана: сюда же примыкают почти все списки XV и XVI веков, и в том числе Ю 2 . На основании этой новой исправленной версии которую мы готовы считать личным делом митр. Киприана, создалась самоновейшая версия, никоновская; она также возникла из побуждений к исправлению текста. Во главе ее стоят печатные тексты И 7 bc , отцы нынешнего текста литургии, но исходом послужил близкий к киприановской версии оригинал текста С 23 п первопечатных И 3–7а . Первая исправлениая до-киприановская версия была жива и употреблялась наряду с кипрановскою в XV веке и даже в XVI. Об этом говорит ряд новых рукописных текстов, из которых одни всецело стоят на до-киприановской версии, и, следовательно, переходят на сторону древнейших С 1.2.3.4.5.6.7.9 , другие колеблются между старым, до-киприановским и новым, киприановским.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

H.M.: There are many Orthodox Kurds in Russia. Are you planning to start your own organization? M.M.: Yes, there are very many Orthodox Kurds in Russia. And not only in Russia, there are many Orthodox Kurds in Georgia and in Western Europe. We must not simply start our own organizations—we must also build churches where services are held in Kurdish. This is what Orthodox Kurds want, and it must be said that there are many Yezidis and Kurdish Muslims who want the same thing. There is a vital need for such action, but when and where it will take place will depend entirely on God’s blessing. Hoshavi Muhammad spoke with Monk Madai 11 мая 2015 г.  Tawsi Melek translates as “the Peacock Angel”. Source:  http://www.yeziditruth.org/ .—Trans.  In the Yezidi caste system the Murids, or commoners, occupy the lowest rank. Source:  ibid .—Trans.  Shingal or Sinjar in Northern Iraqi Kurdistan was the site of a Kurdish massacre in August, 2014 by the self-proclaimed Islamic State of Iraq and the Levant (ISIL). Source: wikipedia.org. Translator’s footnote.  Salat is the practice of ritualistic prayer in Islam. Source: wikipedia.org.—Trans.  Hadith are also called the “Prophetic Traditions”, that is, the sayings and deeds of Muhammad. —Trans.  The Median language was an old Iranian language (500 BC - 100 AD), part of the Indo-European group and related to Kurdish. Source:  ibid .—Trans.  A qawl is an orally transmitted form of Yezidi poetry, central to religious life in Yezidism. Source:  http://www.iranicaonline.org —Trans.  A bayt is an orally transmitted form of Yezidi folk literature, sung in verse or spoken in prose. Source: ibid.—Trans. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Предыдущий Следующий Смотри также How St. Xenia helped a Muslim Woman Become an Iconographer Olga Lunkova How St. Xenia helped a Muslim Woman Become an Iconographer Olga Lunkova I was born to a Muslim family. Both of my grandmothers were believers and prayed the namaz. My father’s mother was particularly pious—she prayed several times a day according to the Muslim custom, and she taught me the Muslim prayers.

http://pravoslavie.ru/79191.html

If we come out of judgments of ancient thinkers about democracy, then hardly will anyone have a wish to move towards democratic form of government. Aristotle, who called a human “a political creature” predicted long life to democracy: “Evil passion of cupidity of rulers which constantly made them lessen their own number involved strengthening of population so that it descended upon them and established democracy. And since the states increased in territory it now seems unlikely that another form of government but democracy could appear.” (Aristotle. Works, M., 1984. V.4 P. 479). And it turned out that Aristotle was right: since that time (since IV BC, in Hellenistic epoch) democracy became neither stronger nor weaker, but from then it has never disappeared from the horizon of political life of peoples. If we want to create a normal democratic form of government in our country, the government itself should learn true democracy, and then teach it to the people, regenerate democratic ideals as possible, purify morals, and gradually attract citizens to governing matters. All government officials today need to discern good from evil, enlightenment from superstition, culture from platitude, freedom from slavery, virtue from amorality and cynicism, patriotism from chauvinism and racism, holiness from sin, greatness from moral turpetude and nonentity, nobility from gross-out and insolence, spirituality from obscurantism and ignorance. And the main thing, finally, is to start loving people. And we ourselves would speak with more reason if we did not despise our own people – the base of a democratic state. One wants to believe that the upcoming democratic reforms and transitions in Russia will be accompanied by relevant legislative, moral and cultural transformations. Otherwise these reforms will either be ineffective or appear effective but will soon be ruined the same way as Russia itself as a democratic state. Vadim Venediktov 21 октября 2004 г. ... Смотри также Комментарии

http://pravoslavie.ru/7182.html

Были открыты фортификации и дворец эпохи средней бронзы II. Среди прочего исследователи раскопали часть дворцового храма с культовой рампой или алтарем во дворе и церемониальный зал с расписанным в технике фресок полом с изображением цветов и растений и росписью, имитирующей мраморную кладку. Декорированные подобным образом полы ранее были найдены в Алалахе, Мари , на островах Крите и Санторине. Вероятно, этот стиль впервые появился на минойском Крите, а оттуда уже распространился по Леванту. На сев. стене церемониального зала сохранились фресковые росписи, выполненные в эгейском стиле. Подобных настенных росписей этого периода в Леванте не было обнаружено, однако отдельные декоративные элементы - флора, корабли, архитектурные детали, человеческие фигуры - напоминают фрески Акротири (о. Крит) и Алалаха, а также Аварисса (совр. Тель-эд-Даба, Египет), столицы гиксосов . Радиоуглеродный анализ указывает на кон. XVII в. до Р. Х. как на дату разрушения дворцового комплекса. Не менее известна общественная деятельность К. Резкий полемист, он неоднократно выступал против использования археологии в политических и националистических целях. Критиковал археологическую элиту за компромисс с ультраортодоксальными кругами в вопросах раскопок древних некрополей; выступал против узаконенной торговли древностями и приобретения музеями незаконно созданных частных археологических коллекций. Наиболее широкий резонанс в научных кругах получили выступления К. по поводу т. н. Алтаря Иисуса Навина, обнаруженного А. Зерталем в горах Самарии (1986), и о гранате из слоновой кости, якобы принадлежавшем Храму Соломона и приобретенном Музеем Израиля в 1988 г. Изд.: The Architecture of Ancient Israel: from the Prehistoric to the Persian Periods. Jerusalem, 1992. (соавт. ред. Reich R.). Лит.: The Rise of Urban Culture: the Urbanization of Palestine in the Early Bronze Age, 3000-2150 B. C. Jerusalem, 1978; Ergebnisse der Ausgrabungen auf der Hirbet el-Mešaš (Tel Masos), 1972-1975. Wiesbaden, 1983. 3 Bde (соавт. Fritz V.); Some Observations on the Hyksos (XVth) Dynasty and its Canaanite Origin//Pharaonic Egypt: The Bible and Christianity/Ed. S. Israelit-Groll. Jerusalem, 1985. P. 129-137; Joshua " s Altar - An Iron Age I Watchtower//BAR. 1986. Vol. 12. N 1. P. 42-49; Megiddo: A City-State and Royal Center in North Israel. München, 1989; Reflections on the Role of Egyptians in the Shfelah of Palestine in the Light of Recent Soundings at Tel Erani//The Nile Delta in Transition: 4th-3rd Millennium BC/Ed. E. C. M. van den Brick. Tel Aviv, 1992. P. 419-425; The Hyksos: A View from Northern Canaan and Syria//The Hyksos: New Historical and Archaeological Perspectives/Ed. E. Oren. Phil., 1997. P. 327-334; Tel Kabri: The 1986-1993 Excavations Seasons: Final Report/Ed. N. Scheftelowitz, R. Oren. Tel Aviv, 2002. Я. Чехановец Рубрики: Ключевые слова: БЕНЦИНГЕР Иммануил (1865-1935), нем. протестант. теолог, один из основателей археологии библейской в Германии

http://pravenc.ru/text/1684175.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010