IX, 18//PG. T. 2. Col. 997; р. п.: C. 275). Ж. Церковное устройство Церковное устройство y Ерма мало раскрыто, но в общем напоминает описание его в «Дидахи», с которым Ерм согласен в учении о харизматиках и в указании признаков ложных пророков (Mand. XI//PG. T. 2. Col. 943; р. п.: C. 232–234).Перечисляя церковные служения, Ерм упоминает Апостолов, епископов, учителей и диаконов (Vis. III, 5//PG. T. 2. Col. 903; р. п.: C. 208; cp.: Sim. IX, 26, 2–27, епископы и диаконы), не говоря о пророках, может быть потому, что сам считает себя таковым (о пророках говорит в 11-й Заповеди). Кроме того, согласно с Первым Посланием Климента к Коринфянам, он говорит о предстоятелях ( προηγομενος) и пресвитерах (Vis. II, 4; III, 1, 8; 9, 7, 10//PG. T. 2. Col. 897–900, 905–908; р. п.: C. 208–209, 278–279) и приписывает им вообще пастырские, воспитательные функции (Vis. III, 9, 7, 10; Sim. IX, 31//PG. T. 2. Col. 1005; р. п.: Там же; C. 281–282), разумея всех вообще предстоятелей Римской Церкви. Хотя Ерм не упоминает о единоличном епископе (ибо упоминание о Клименте спорно), однако существование его в Риме около 140 г. несомненно, как из свидетельства Иустина о предстоятеле при совершении литургии – προεστς (Iust. Martyr. 1 Apol., 67//PG. T. 6. Col. 429B; р. п.: C. 99) так и из свидетельства Мураториева фрагмента (о Пие). Неупоминание о епископе у Ерма объясняется западным словоупотреблением, по которому епископ не выделялся из ряда пресвитеров. Необходимым условием для вступления в Церковь является Крещение: в Царство Божие можно пройти только чрез воду (Herm. Vis. III, 3; Sim. IX, 16//PG. T. 2. Col. 901, 995; р. п.: C. 207:273). Крещение настолько необходимо, что для спасения ветхозаветных праведников нужно было Апостолам сходить во ад, чтобы окрестить их там после смерти (Sim. IX, 16//PG. Т. 2. Col. 995; р. п.: С. 274). Крещение у Ерма сообразно с разными значениями его имеет различные названия. Прежде всего Крещение (как обрезание) обусловливает принадлежность верующих Церкви, поэтому оно называется печатью (σφραγς), печатью Сына Божия (Sim. IX, 16; VIII, 6, 3; IX, 17//PG. T. 2. Col. 975–978, 995–998; р. п.: C. 27Φ275:258). C другой стороны, Крещению предшествует вера во Христа и научение ей (Sim. IX, 17; VIII, 6, 3//PG. T. 2. Col. 975–978; р. п.: C. 258); отсюда оно называется принятием и ношением имени Сына Божия (Sim. IX, 12, 4, 8; 13, 2; 15, 5; 16, 3; 17, 4; VIII, 10//PG. T. 2. Col. 991–996, 979; р. п.: C. 270–275:261) и христиане называются крещёнными во имя Господа (Vis. III, 7//PG. Т. 2. Col. 905; р. п.: С. 210). Наконец, Крещение завершает собою процесс обращения грешника к Богу, его покаяние и подаёт ему прощение грехов (Mand. IV, 3//PG. T. 2. Col. 919–922; р. п.: C. 185); отсюда оно называется первым крещением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Div. nom. 1,4, PG.3, 589D. 125 Div. nom. II,7, PG.3, 645A-B; Myst. theol. I,1, PG.3, 997B-1000A. 126 Coel. hier. III,3, PG.3, 165D. 127 Ibid.; ср. Div. nom. XI,2, PG.3,949D: υλος νησις. 128 О всех трех стадиях см. Coel. hier. III,2.3, PG.3, 165B,165D-168A; VII,3, 209С; VIII,1,2, 240B,240C-D; X,1, 272D; XIII,4, 305С; Eccles. hier. V,3, 504В; VI, III,5. 6, 536С.537В; Div. nom. IV,2, 696В. О θεολογας μυστρια см. Myst. theol. I.1, PG.3, 997A-B. Через κθαρσις и φωτισμς осуществляется уподобление Богу, а через τελεωσις — единение с Ним, и, таким образом, достигается обожение (θωσις), которое есть η προς Θεν, ως εφικτν, αφομοωσς τε και νωσις. Eccles. hier. I,3, PG.3, 376A; ср. Coel. hier. I,3. II,1, PG.3, 124A,164D. 129 Аскетика Ареопагита — только незначительный момент в его системе, как и человек — во всем мировом бытии, по его воззрению. Это характерно для системы Ареопагита, центральная идея которой — идея Бога, затмевающая собой все другие проблемы мировоззрения. 130 См. выше здесь прим. 8. 131 Замечательно при этом, что принцип иерархизма (как и некоторые нравственные понятия: любовь, мир) расширяются у Ареопагита до степени космического начала, характеризующего жизнь всего мира. 132 Св. Иоанн Дамаскин, De haeresibus, c.88, PG.94,757A. 133 Св. Иоанн Дамаскин, De haeresibus, С.90, PG.94,757B. Против них писал Евстратий Константинопольский. (Фотий, Biblioth. cod.171, PG.103,500A). ср. преп. Максима, Ер.7, PG.91, 436А-437В, р.245–246. 134 J. Junglas, Leontius von Byzanz. Studien zu seinen Schriften. Quellen und Anschauungen. Paderborn 1908 (Forsch. zur christl. Literatur-und Dogmengeschichte VII,2), S.57–65. 135 Об этом замечательном писателе в нашей литературе еще не имеется (в печати) исследования; в иностранной же литературе их немало: Fr. LoofS. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Scriftsteller der griechischen Kirche (Texte und Untersuchungen В. III,1–2), Leipzig,1887: W. Rügamer, Leontius von Byzanz, Wurzburg,1894; V. ErmonI, De Leontio Byzantino, Paris,1895; J. P. Junglas, Leontius von Byzanz. Paderborn,1908. 136

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron//S. Giet. Basile de Césarée. Homélies sur l’hexaéméron, 2nd edn. [Sources chrétiennes 26 bis. Paris: Éditions du Cerf, 1968]: 86–522 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Homiliae super Psalmos//PG 31: 385–424 (TLG). S. Basilius Caesariensis. In illud: In principio erat verbum//PG 31: 472–481 (TLG). S. Basilius Caesariensis. In sanctam Christi generationem//PG 31: 1457–1476 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Liturgia (recensio brevior vetusta)//PG 31: 1629–1656 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Prologus 8 (de fide)//PG 31: 676–692 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Regulae morales//PG 31: 692–869 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Sermo de renuntiatione saeculi//PG 31: 625–648. S. Basilius Caesariensis. Sermones de moribus a Symeone Metaphrasta collecti//PG 32: 1116–1381 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Quod Deus non est auctor malorum//PG 31: 329–353 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Quod rebus mundanis adhaerendum non sit//PG 31: 1857–1866: 540–564 (TLG). Basilius Seleuciensis. Sermones XLI//PG 85: 28–474 (TLG). Chrysippus. Fragmenta logica et physica//Arnim J., von. Stoicorum veterum fragmenta. Vol. 2. Leipzig: Teubner, 1903: 1–348 (TLG). Claudius Ptolemaeus. Apotelesmatica//E. Boer, F. Boll. Claudii Ptolemaei opera quae exstant Omnia. Vol. 3. 1. Leipzig: Teubner, 1940 (repr.: 1957): 1–213 (TLG). Clemens Alexandrinus. Eclogae propheticae//L. Früchtel, O. Stählin, U. Treu. Clemens Alexandrinus. Vol. 3. 2nd edn. [Die griechischen christlichen Schriftsteller 17. Berlin: Akademie Verlag, 1970]: 137–155 (TLG). Clemens Alexandrinus. Fragmenta// PG 9: 729–776. Clemens Alexandrinus. Paedagogus//M. Harl, H.-I. Marrou, C. Matray and C. Mondésert. Clément d’Alexandrie. Le pedagogue. 3 vols. [Sources chrétiennes 70, 108, 158. Paris: Éditions du Cerf, 1: 1960; 2: 1965; 3: 1970]: 1: 108–294; 2: 10–242; 3: 12–190 (TLG), PG 8: 247–684. Clemens Alexandrinus. Protrepticus//C. Mondésert. Clément d’Alexandrie. Le protreptique. 2nd edn. [Sources chrétiennes 2. Paris: Éditions du Cerf, 1949]: 52–193 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

S. Cyrillus Alexandrinus. Explanatio in Lucae Evangelium//PG 72: 475–950. S. Cyrillus Alexandrinus. Explanatio in Psalmos//PG 69: 717–1273 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Explicatio duodecim capitum//PG 76: 293–312. S. Cyrillus Alexandrinus. Expositio in Psalmos//PG 69: 717–1273 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Expositio sive commentarius in Ioannis Evangelium//PG 73: 9–1056, 74: 9–756. S. Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli epistulam i ad Corinthios//P. E. Pusey (ed.). Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium. Vol. 3. Oxford: Clarendon Press, 1872: 249–318 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli epistulam ad Hebraeos//Ibidem: 362–423 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli episrulam ad Romanos//Ibidem: 173–248 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Deuteronomium//PG 69: 643–678. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Exodum//PG 69: 385–538. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Genesim//PG 69: 13–386. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Numeros//PG 69: 589–642. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Pentateuchum//PG 69: 9–678 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Homiliae Paschales//PG 77: 391–982. S. Cyrillus Alexandrinus. Pro christiana Religione adversus Julianum Imperatorem//PG 76: 489–1058. S. Cyrillus Alexandrinus. Sermo prosphoneticus ad Alexandrinos de fide (homilia diversa 21) (fragmenta)//P. E. Pusey (ed.). Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium. Vol. 3. Oxford: Clarendon Press, 1872: 538–541 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Solutiones (e tractatu de dogmatum solutione)//Ibidem: 549–566 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate//PG 75: 9–1074 (TLG). S. Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses ad illuminandos//W. C. Reischl, J. Rupp (eds.). Cyrilli Hierosolymorum archiepiscopi opera quae supersunt omnia, 2 vols. München: Lentner, 1: 1848; 2: 1860 (repr.: Hildesheim: Olms, 1967): 1: 28–320; 2: 2–342 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Ин. 16:13. 403 Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Иоанна (16:13), 10, PG 74, 444В. 404 Дионисий Ареопагит, Послание 9, 1, Сочинения, С. 828 (р. п.: С. 829). 405 В издании Христу дается следующая ссылка: Иоанн Златоуст, Слово на сказанное Авраамом, 2, PG 56, 535. На самом деле должно стоять: PG 56, 555. Однако буквально данная цитата в тексте нами не обнаружена. 406 Василий Великий, Послание 52, PG 32, 396А. 407 См. выше, примечания 373 и 374. 408 Там же, 34, PG 75, 576С. 409 См.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение. Кн. 3. Гл. 15; Кн. 4. Гл. 18. 410 Афанасий Великий, Sermo in annuntiationem deiparae (Sp.), PG 28, 924B. 411 Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 4,1, Сочинения, С. 78 (р. п.: С. 79). 412 Иоанн Златоуст, Беседа 30 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59,174 (р. п.: Т. 8 (1). С. 193). 413 Иов. 38:1. 414 Иов. 40:6. В славянской Библии разбивка глав здесь отличается от Сегпуагинты, так что этот стих считается 40:1. 415 Иоанн Дамаскин, Точное изложение, 1, 8, op. cit., section 8,173 (р. п.: С. 21 (93)). 416 Григорий Богослов, Carmina dogmatica, 32 PG 37, 512Α. 417 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577A. 418 Исх. 15:18. 419 Мф. 4:4. 420 Лк. 4:22. 421 Ин. 6:63. 422 Ин. 7:38. 423 Ин. 4:14. 424 Ср. Быт. 2:10 — Река же исходит из Едема. 425 Василий Великий, Contra Sabellianos et Arium et Anomoeos, 6, PG 31, 612 С (р. п.: Творения. Ч. IV. С. 486). 426 См.: Григорий Нисский, Великое огласительное слово, op. cit., 2, 28–31 (р. п.: Мистическое богословие Восточной Церкви. С. 312). 427 «ν κρισει τους λγους οκονομοντες» — парафраз Пс. 111:5: « устроить словеса своя на суде». 428 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577D. 429 Там же, 609Α. 430 Пс. 67:8. В тексте Писания: внегда исходити Тебе пред людьми Твоими. 431 Григорий Богослов, Слово 31, 25, PG 36, 160D–161A (р. п.: Т. 1. С. 457). 432 Кирилл Александрийский, De incarnatione unigeniti, PG 75, 1241Α. 433 Иоил. 3:1. 434

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Григорий Богослов, Слово 31, 6, Barbel, 228/PG 36, 140В. 556 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B. 557 «Τς των λγων περπμπουσι βολς» — буквально: «слишком далеко направляют удар своих слов». 558 Буквально: «прячет за зубами». 559 См.: Максим Исповедник, Главы о богословии, 1, 48–50, PG 90, 1100С–1101В. 560 Ин. 5:39. 561 Имеется в виду собор в июне 1341 г. 562 Ин. 5:39. 563 2 Кор. 10:4–5. 564 Здесь, по–видимому, неологизм самого св. Григория, т. к. это или подобное слово не встречается не только у Ареопагита, но также и у других Отцов или античных писателей. По крайней мере, оно отсутствует в электронной библиотеке «Thesaurus Linguae Graecae» 565 Цитата не идентифицируется. 566 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1,1, с. 208/PG 3, 588В. 567 1 Кор. 1:21. 568 2 Петр. 2:22. 569 Андрей Критский, Слово на Преображение, PG 97, 936CD. 570 См.: Иоанн Дамаскин. Homilia in transfigurationem domini, 12 — PG 96, 564B. 571 См.: выше, 1, 7,14–46. 572 Схолия: у Василия Великого: «Красота Сильного сущего — это умопостигаемая Его и созерцаемая божественность». Ср.: Василий Великий. Толкование на 44 Пс. 5 — PG 29, 400С. 573 Дословно: «которые никогда не выдыхали…». 574 Имеются в виду андрогины. См.: Платон, Пир, 189–190. 575 Т. е. боги. 576 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 772С. 577 Там же, 772CD. 578 1 Кор. 2:14. 579 1 Кор. 2:13. 580 1 Кор. 2:9. 581 Ин. 14:23. 582 Евр. 9:11; 10:1. 583 1 Кор. 2:10. 584 1 Кор. 15:28. 585 Ср.: Деян. 3:21 — «χρι χρνων αποκαταστσεως» — « до лет устроения ». 586 Григорий Богослов, Слово 30, 6, Barbel, 148/PG 36, 112АВ. 587 Еф. 1:13–14. 588 Исх. 34:29–30. 589 2 Кор. 3: 7. 590 Пс. 4:7. 591 Мф. 13:43. 592 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О явлении во плоти Слова Бога, 15, PG 26, 1009В. 593 Григорий Нисский, О душе и воскресении, PG 46, 104АВ. 594 Рим 8:17. 595 1 Кор. 15:42–44. 596 Григорий Нисский, О душе и воскресении, PG 46,157А. 597 Ср.: 1 Кор. 2:9. 598 Григорий Нисский, О душе и воскресении, PG 46, 152А. 599

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Святитель Афанасий Великий. De incarn., 26, PG 25, 141. Ср. Святитель Иоанн Златоуст. In Ioann., hom. 85 (al. 84), 2: «Всячески показывает, что это некая новая смерть, ибо все было во власти умиравшего и смерть не ранее приблизилась телеси Его, чем Он возжелал того» (PG 59, 462). 82 Пасхальный канон, песнь 2, тропарь 2. 83 Седален воскресен, 3–го гласа. 84 Святитель Иоанн Златоуст. In Hebr., hom. 17, 2 (PG 63, 129). 85 Святитель Афанасий Великий. De incarn., 21, PG 25, 132. 86 Тропарь воскресен 7–го гласа. 87 Святитель Григорий Нисский. Orat. cat., 16. — Ed. Srawley, pp. 70–72. Ср. аналогичные соображения в Антирретике, гл. 17: «Смерть есть не что иное, как разрешение души и тела, — но Соединивший в Себе и то и другое (душу и тело) не отделяется ни от того, ни от другого… Простой и несложный не разделяется при разделении души и тела, но, напротив, совершает их соединение и Собственной своей неразделимостью приводит в единство и разделенное. Единородный Бог Сам воскрешает соединенного с Ним человека, сперва отделив душу от тела, потом соединив их опять, — и так происходит общее спасение естества» (Adv. Apollin., PG 45, 1153, 1156); ср. также In Christi resurr., or. 1, PG 25, 617. 88 Святитель Григорий Нисский. Adv. Apollin., 55, PG 45, 1257, 1260. 89 Ср.: Муретов М. Д. Новый Завет как предмет православного богословского изучения. Сергиев Посад, 1915 (из «Юбилейного сборника Московской Духовной Академии»), с. 53 и далее. 90 Святитель Кирилл Иерусалимский. Mystag. II, 4–5, 7, PG 33, 1080–1081, 1084; ср. Mystag. III, 2, 1089. См. и Святитель Василий Великий. De Spiritu Sancti XV, 33, PG 32, 128–129. 91 Святитель Кирилл Иерусалимский. Mystag. III, 1 (PG 33, 1088); ср. Mystag. III, 6, PG 33, 1093. 92 Святитель Григорий Нисский. Orat. cat., 33. — Ed. Srawley, pp. 123, 126. 93 Ibid., 35; ed. Srawley, pp. 129–139. 94 Ibid., 40; ed. Srawley, pp. 159–164. Ср. Orat. I in S. Pascha, PG 46, 604 ss.; De propos. sec. Deum, PG 45, 289 ss. Именно поэтому святитель Григорий с большим пылом спорит «против тех, кто отлагает святое крещение» (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

каким бы то ни было именем не означается самое Божественное естество, а, напротив того, сим сказуемым показывается нечто из относящегося к естеству» – τ τν περ αυτν (PG 45, 121В; русский пер.: IV, 117); ср. Contr. Eun. II, PG 45, 524–525; De beatitud., or. 6: «Естество Божие само в себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления, как недоступное примышлениям гадательным и не сближаемое с ними... Но, таковым будучи по естеству, Тот, Кто выше всякого естества, Сей невидимый и неописуемый, в другом отношении бывает видимым и постигается». Но всякое познание не будет познанием сущности (PG 44, 1268; русский пер.: II, 440–441); ln Ecclesiasten, hom. 7: «...и великие мужи глаголят о делах (ργα) Божиих, а не о Боге» (PG 44, 732; русский пер.: II, 332–333). Ср. Свт. Иоанн Златоуст . De incompreh. Dei natura, hom. 3, 3, PG 48, 722: в видении Исаии ( Ис.6:1–2 ) ангельские силы созерцали не «неприступную сущность», но некое божественное «снисхождение». – «Догмат о непостижимости Божией по существу и познаваемости по Своим отношениям к миру» обстоятельно и вдумчиво раскрыт в работе: Епископ Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. Т. I. Киев, 1892–1893, с. 245 и далее; Т. 11. Киев, 1892–1893, с. 4 и далее. Ср. главу об «отрицательном богословии» у о. С. Булгакова : Свет Невечерний. М., 1917, с. 103 и далее. 167 Св. Дионисий Ареопагит . De divin. nomin. 1, 4, PG 3, 589; V, l-2, PG 3, 816B-C; ср. Преп. Максим Исповедник . Schol. in lib. de divin. nomin., in V, 1, PG 4, 309: προδον δ τν θεαν ενργειαν λγει, τις πσαν ουσαν παργαγε [исхождением же называет Божественное действие, которое произвело всё сущее]; in 1, 5, PG 4, 205, 208: πρνοια [промышление] и προδος εις τ ξω [исхождение вовне] противополагается здесь ατς θες [Самому Богу]. 169 De divin. nomin. V, 8, PG 3, 824; V, 5–6, PG 3, 820; XI, 6, PG 3, 953 ss. Ср. у Бриллиантова всю главу об «Ареопагитиках», сс. 142–178; Попов И. В. Цит. соч., се. 349–352. Псевдоэпиграфический характер «Ареопагитик» и их тесная связь с неоплатонизмом не умаляет их богословского значения, признанного и засвидетельствованного церковно-отеческим авторитетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

 CPG 2:4424; BHG 1984, 1984b, BHGn 1984bd; PG 58:549-558.                       So far as I am aware, none of the homilies believed to be wrongly ascribed to Chrysostom precede this one. For further details, see: M. Sachot, ‘Edition de l’Homelie Pseudo-Chrysostomienne BHG 1998 (CPG 5017) sur la Transfiguration,’ RSR 58 (1984), 91-104; his  L’homelie pseudo-chrysostomienne sur la Transfiguration, Contextas liturgiques; resillution a Leonce, pretre de Constantinople, edition critique et commentee; traducion et etudes connexes,  (Frankfurt-Bern, 1981), see esp. pp. 22-37; and also his  Les Homelies Grequest sur la Transfiguration: Tradition Manuscrite  (Paris, 1987), pp. 107-127.  In  Eutropium eunuchum  (CPG 2:4528; PG 52:395-414),  Homilia in Galatas  2:11, in  Illud:  In  facism el realti  (CPG 2:4391, BHG 1488d; PG 51:371-388),  Adhortationes ad Theodorum lapsum  (CPG 2:4305; SC 117:51-56),  De futuroru deliclis  (CPG 2:4388; PG 51:347-354), and his  Ad vidualuniorum  (CPG 2:4314; SC 138:211-215).  Ibid., 1 (549).  Ibid., 4 (554).  See: E. Briere, “Scripture in Hymnography” (Oxford D. Phil. thesis, 1983), p. 441, n. 89.   Adhortationes ad Theodorum lapsum  1.11 (SC 117:140, 51-56).  Ibid. (87); see also  de future vitae deliciis  6 (PG 51:352).           Ibid. (91-93).   Homilia 56 in Matthaeum  4 (554).  Op. cit. 57-64; see also:  Ad viduam iuniorum  1.3 (SC 138:211-215).  Cf. e.g. St. Basil of Caesarea, who says that this light is “contemplated only by the mind,”  Homilae in Psalmos  44:5 (400BD).   Hm  56:3 (553).   De future vitae delicils  6 (PG 51:352).  In  Eutropium eunuchum  2.9 (PG 52:403).  Ibid., (404); cf.  homilae in Ioannem  15.1 (PG 59:98).  Ibid.  See also  homilae in Ioannem  15.1 (PG 59:98); and cf.  Adhortationes ad Theodorum lapsum  I.11 (SC 117:140, 61-152, 64):  hoaon dynaton eikal me thilpsal,  which again is due to the divine condescension.  Cf.  homilae in Ioannem  15.1 (PG 59:98), where the nature of God is described as shapeless ( aschematastos ).

http://pravoslavie.ru/81299.html

Тогда они все будут просвещены по мере их веры и их дел, их надежды и их любви, по мере очищения и озарения Твоим Духом, о Боже - бесконечный в Своей благости " . Во второе пришествие и последнее свершение времен вся совокупность мироздания войдет в полное единение с Богом. Это единение осуществится, или, вернее, проявится различно в каждой из человеческих личностей, стяжавших благодать Святого Духа в Церкви. Но где проходят границы Церкви по ту сторону смерти и какова возможность спасения для тех, которые не познали света в этой жизни, - это остается для нас тайною Божественного милосердия, на которое мы не дерзаем рассчитывать, но которое мы также не можем ограничивать нашими человеческими мерами. PG, t. 40, col. 1268 A. Слово 79, 2. Русск. пер. еп. Феофана вып. II, с. 318-319. PG, t. 32, col. 513 В, 565 АВ, 673. PG, t. 160, col. 823. Св. Григорий Палама. Слово на Преображение: PG, t. 151, col. 448 В. См. прекрасный очерк афонского монаха о. Василия Кривошеина (впоследствии архиепископ Брюссельский) " Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы " в Seminariuni Kondakovianum, VIII, Прага, 1936, с. 99- 154. Творения св. Симеона Нового Еогослова, Смирнское изд., 1886, ч. II, с. 1. PG, t. 150, col. 1833. Слово 57, 1; изд. Русского Афонского Паптелеимопова монастыря, вып. II, с. 36; св. Григорий Палама. Главы физические: PG, t. 160, col. 1169 A. PG, t. 151, col. 268 АВ. PG, t. 160, col. 1232 С. PG, t. 151, col. 433 В. Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, 22 беседа св. Григория Паламы. Афины, 1861, с. 175-177; цитируется у о. Василия Кривошеина в Seminai " ium Kondakovianum, VIIT, с. 138. Разговоры души и тела: PG, t. 160, col, 1361 С. Подлинность этого произведения, приписываемого св. Григорию Паламе, оспаривается; во всяком случае оно принадлежит тому же духовному направлению. PG. t. 160, col. 1233 В. Л. И. Денисов. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие св. мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца. М., 3704, с. 420. Слово 90. Русск. пер. еп. Феофана, вып. II, с. 487-488. Противополагая пути обожения, свойственные Западной и Восточной Церкви, мы не хотим ничего утверждать категорически. Этот предмет, слишком тонкий и имеющий много различных оттенков, ускользает от всякой попытки схематизации. Так, на Западе переживание мистического мрака совсем не характерно для таких святых, как, напр., св. Бернард Клервосский. С другой стороны, духовная жизнь подвижников Восточной Церкви представляет нам по крайней мере один довольно типичный пример " мистической ночи " , а именно у св. Тихона Задонского (XVIII в.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010