Богословские и полемические сочинения: Opuscula theological et polemica. PG 91, 9–285. Вопросоответы ­­ Вопросоответы к Фалассию: Quaestiones ad Thalassium. PG 90, 243–786; Maximus Confessor . Quaestiones ad Thalassium. T. I (qu. I-LV). CCG 7. 1980; T. II (qu. LVI-LXV). CCG 22. 1990. Главы о любви: Capita de charitate. PG 90, 959–1073; Massimo Confessore . Capitoli sulla carita. Ed. A. CeresaGastaldo. Verba seniorum 3. Roma, 1963. Мистагогия: Mystagogia. PG 91, 658–718. Послания: Epistulae. PG 91, 362–650. Толкование на 59?й Пс ­­ Толкование на Псалом 59: Expositio in Psalmum LIX. PG 90, 856–872.Русские переводы: Добротолюбие. Т. 3. С. 134–288. Творения ­­ Творения преподобного Максима Исповедника /Пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова . Кн. 1–2. М., 1993–1994. Амбигва ­­ Книга недоуменных вопросов (Амбигва): S. Maximi Confessoris ambiguorum libri. PG 91, 1031–1418. Богословские и полемические сочинения: Opuscula theological et polemica. PG 91, 9–285. Вопросоответы ­­ Вопросоответы к Фалассию: Quaestiones ad Thalassium. PG 90, 243–786; Maximus Confessor . Quaestiones ad Thalassium. T. I (qu. I-LV). CCG 7. 1980; T. II (qu. LVI-LXV). CCG 22. 1990. Главы о любви: Capita de charitate. PG 90, 959–1073; Massimo Confessore . Capitoli sulla carita. Ed. A. CeresaGastaldo. Verba seniorum 3. Roma, 1963. Мистагогия: Mystagogia. PG 91, 658–718. Послания: Epistulae. PG 91, 362–650. Толкование на 59?й Пс ­­ Толкование на Псалом 59: Expositio in Psalmum LIX. PG 90, 856–872. Марк Ефесский Русский перевод избранных творений в кн.: Амвросий (Погодин) , архимандрит. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. М., 1994. Мефодий Олимпийский (Патарский) О воскресении: Methodius Werke. Ed. G. N. Bonwetsch. GCS 27. Leipzig, 1917. S. 217–424.Русский перевод: Святой Мефодий, епископ и мученик. Полное собрание его творений/Пер. Е. Ловягина . СПб., 1905. О воскресении: Methodius Werke. Ed. G. N. Bonwetsch. GCS 27. Leipzig, 1917. S. 217–424. Ориген Беседы на Иер ­­ Беседы на Книгу пророка Иеремии: Origene . Homelies sur Jeremie. SC 238. 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

память святителя в первый раз была почтена празднованием при дворе, а десять лет спустя мощи его были перенесены в Константинополь и погребены в церкви Апостолов. Сын императрицы Евдоксии Феодосии II склонился перед ними, прося святителя о прощении своих родителей. В своих сочинениях вселенский учитель по-прежнему призывает верующих к жизни по Евангелию, к милосердию и нравственной свободе. Да будет же для нас священным его завет: сила и слава Церкви созидается не железным мечом императора, не пышностью культа, не привилегиями духовенства, не проклятиями иномыслящих, а единственно осуществлением евангельской любви во взаимных отношениях верующих. Примечания. 1. Печатается по изданию: Попов И. В. Святой Иоанн Златоуст и его враги. Сергиев Посад, 1908. 2. Joannes Chrysostomus. Ad viduam juniorem, PG 48,599. Рус. пер.: Творения/Пер. СПбДА-1895-1906. Т.1. С.371. 3. Idem. In epistulam ad Colossenses, PG 62,299. Рус. пер. Т.11. С.416. 4. Joannes Cbiysostomus. In epistulam I ad Corinthios, PG 61,9. Рус. пер. Т.10. С.263. 5. Idem. In epistulam ad Ephesios, PG 62,9. Рус. пер. Т.11. С.133-134. 6. Joannes Chrysostomus. De sacerdotio, PG 48,623. Рус. пер. Т.1. С.395-398. 7. Palladius Monachus. Dialogue historicus V//Joannis Chrysostomi Archiepiscopi Constantinopoli-tani opera omnia/Ed. D. Bern. De Montfaucon. Parisiis, 1718-1738. T.13. P.17. 8. Joannes Chrysostomus. Ad Demetrium de compunctione, PG 47,393. Рус. пер. Т.1. С.139. 9. Joannes Chrysostomus. Ad Demetrium de compunctione, PG 47,393. Рус. пер. Т.1. С.139. 10. Idem. Sermo antequam iret in exsilium, PG 52,427. Рус. пер. Т.3. С.444. 11. Joannes Chrysostomus. Expositiones in Psalmos, PG 55,495. Рус. пер. Т.5. С.566-568. Ср. Idem. In Joannem, PG 59,23. Рус. пер. Т.8. С.442-443. 12. PuecbA. St. Jean Chrysostome et les moeurs de son temps. Paris, 1891. P.23-25. 13. Joannes Chrysostomus. In epistulam ad Romanes, PG 60,391. Рус. пер. Т.9. С.507-508. 14. Idem. Contra Anomoeos, PG 48,801. Рус. пер. Т.1. С.603; In Genesim, PG 54, 586.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/412/...

Быт. 3:8 . Деян. 16:6-10 . С. А. Нилус. Великое в малом. С. 184–185. Еп. Феофан. Мысли на каждый день года. 4е изд. 1904. С. 161. Там же. С. 152–153. Процитированный отрывок принадлежит Оригену — см.: М. А. Новоселов. Забытый путь… Вышний-Волочек, 1902. С. 10. Лк. 24:5 ; процитированный отрывок принадлежит блаженному Августину — см.: М. А. Новоселов . Там же. Пс. 33:9 . Св. Тихон Задонский . Воздыхания грешныя души ко Христу, Сыну Божию//Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . Т. 1. М., 1875. С. 212. Выражение И. В. Киреевского: «Исаак-Сирин, глубокомысленнейшее из всех философских писаний» ( И. В. Киреевский. В ответ А. С. Хомякову. Полн. Собр. Соч. Т. 1. М., 1911. С. 119). Слово 55 (послание к преп. Симеону чудотворцу)// Исаак Сирин . Указ. соч. С. 262, 265. Евр. 12:29 . — Прим. сост. Антифон 4го гласа на утрени. PG, t. 36, col. 159 ВС. PG, t. 32, col. 133 C. Литургия св. Василия Великого , тайносовершительная молитва. PG, t. 94, col. 821 ВС. PG, t. 7, col. 1082. PG, t. 8, col. 229 В. Тайноводство, 1: PG, t. 91, coL 665–668; Р. De Lubas, op. cit., p. 27. См. вообще гл. II этой замечательной работы, где автор развивает идею единства человеческой природы в Церкви, основываясь главным образом на Отцах Греческой Церкви. PG, t. 59, col. 361–362. PG, t. 74, col. 560. PG, t. 32, col. 108 ВС. Там же, col. 108–109. PG, t, 44, col. 1116–1117. PG, t. 150, col. 617 AB. PG, t. 120, col. 509. [Русск. пер.: Св. Симеон Новый Богослов . Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 14.] Выражение, взятое из «Слова 41-го, на св. Пятидесятницу» св. Григория Богослова (PG, t. 36, col. 441), которое послужило для составления наиболее прекрасных песнопений службы на св. Пятидесятницу. [О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914. С. 38–39.] Там же. Св. Симеон Новый Богослов . Слово 45, 9. [Русск. пер.: Слова, вып. I, с. 396.] Слово 57, 4. [Русск. пер.: Слова, вып. II, М., 1890. С. 47–48.] Споры относительно подлинности этих творений и даже то, что их приписывали кругам, из которых впоследствии родилось мессалианство, отнюдь не умаляют высокой ценности «Бесед» св.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

S. Gregorius Theologus. In laudem Athanasii (orat. 21)//PG 35: 1081–1128 (TLG). S. Gregorius Theologus. In laudem Cypriani (orat. 24)//PG 35: 1169–1194 (TLG). S. Gregorius Theologus. In novam Dominicam (orat. 44)//PG 36: 607–622 (TLG). S. Gregorius Theologus. In patrem tacentem (orat. 16)//PG 35: 933–964 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Pentecosten (orat. 41)//PG 36: 428–452 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Sancta Lumina (orat. 39)//PG 36: 336–360 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Sanctum Baptisma (orat. 40)//PG 36: 359–428 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Sanctum Pascha (orat. 45)//PG 36: 623–664 (TLG). S. Gregorius Theologus. In seipsum, cum rure rediisset, post ea quae a Maximo perpetrata fuerant (orat. 26)//PG 35: 1227–1252 (TLG). S. Gregorius Theologus. In Theophania (orat. 38)//PG 36: 311–334 (TLG). S. Gregorius Theologus. Liturgia sancti Gregorii [Sp.]//PG 36: 700–733 (TLG). S. Gregorius Nazianzenus. Oratio XXX//Discours XXVII–XXXI/Eds. P. Gallay, M. Jourjon. Paris, 1978 [Sources chrétiennes 250. Paris: Éditions du Cerf, 1978]. S. Gregorius Nazianzenus. Oratio XXXVIII//Discours XXXVIII–XLI/Eds. C. Moreschini, P. Gallay. Paris, 1990 [Sources chrétiennes 358. Paris: Éditions du Cerf, 1990]. S. Gregorius Theologus. Orationes//PG 36: 9–664. S. Gregorius Theologus. Poemata Dogmatica//PG 37: 397–522. Hermogenes. Περ δεν λγου//H. Rabe (ed.). Hermogenis opera. Leipzig: Teubner, 1913 (repr.: Stuttgart, 1969): 213–413 (TLG). Hippolytus. Commentarium in Danielem//M. Lefèvre (ed.). Hippolyte. Commentaire sur Daniel [Sources chrétiennes 14. Paris: Éditions du Cerf, 1947]: 70–386 (TLG). Hippolytus. Refutatio omnium haeresium (=Philosophumena)//M. Marcovich (ed.). Hippolytus. Refutatio omnium haeresium [Patristische Texte und Studien 25. Berlin: De Gruyter, 1986]: 53–417 (TLG). Homerus. Ilias//T. W. Allen (ed.). Homeri Ilias. Vols. 2–3. Oxford: Clarendon Press, 1931: 2: 1–356; 3: 1–370 (TLG). Iamblichus. De mysteriis//É. des Places (ed.). Jamblique. Les mystères d’Égypte. Paris: Les Belles Lettres, 1966: 38–215 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

184 См.: Иоанн Златоуст, Беседы на Послание к Колоссянам 12:5, PG 62, 387; Там же, 12:6–7, PG 62, 389–90; Он же, Беседы на Послание к Ефесянам 20, PG 62, 135–50. Ср.: Th. Zissis, Anthropos kai kosmos, 144–5. 187 См.: Правило 51 святых апостол; ср. правила 1, 4, 9, 10 и 14 Гангрского собора. Также см.: G.Kapsanis, I poimantiki diakonia kata tous ierous kanonas (Peiraeus 1976), 275–84; cp.: Ch. Vantsos, О gamos kai i proetoimasia avtou, 35–41. 193 Он же, Беседы на Книгу Бытия 18:4, PG 53, 154; см. и разъяснение этого положения: Там же 17:7, PG 53, 143–4. 200 Он же, к Фалассию 48, PG 90, 436А; ср.: Амбигвы, PG 91, 1309АВ; Толкование на молитву Господню PG 90, 889С–892А (важное место). Об этом тексте си. Dalmais, Une traite de theologie contemplative: Le commentaire du Pater Noster de saint Maxime le Confesseur, Revue d’Ascetique et de Mystique 29 (1953), 132–9 и 159, где приведена остальная библиография. Ср.: Григорий Богослов , Слово 7.23, PG 35, 785С; Евагрий Понтийский , Гностические главы 1.63, PG 40, 1237В; Климент Александрийский , Строматы 3.13. 204 Преподобный Максим добавляет: «… Тем, что явное и усладительное для чувств предпочел благословениям доселе умным и невидимым» (Амбигвы, PG 91, 1345D). 207 См.: PG 90, 253С–256В, 312B–313D, 628А–645С; PG 91, 1195D1195B, 1273D–1276D, 1304D–1305A, 1308D–1309A, 1313CD, 1316A1321D, 1340В-1341С, 1345С–1340А. Наиболее систематическим пособием к текстам святого Максима остается книга Л. Тунберга «Microcosm and Mediator». По поводу указанных здесь мест см. р. 396–405. Однако важно самостоятельно вникать в тексты, а не полагаться целиком лишь на понимание Тунберга. Неплохим богословским введением в систему преподобного Максима и наиболее достоверным ее очерком может послужить предисловие и примечания Д. Станилоаэ к следующим изданиям: Maximos the Confessor, Mystagogia (Epi tas pigas 1, Athens 1973), и Maximos the Confessor, Philosophika kai theologika eroticata [Ambigua] (Epi tas pigas 4, Athens 1978). 208 Связь с апостольским учением очевидна: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» ( Кол.3:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

1 Кор. 2:9. 600 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 96, 569A. 601 Григорий Нисский, Слова на заповеди блаженства, 6, PG 44,1265В. 602 Существительное «λξις» может быть производным от двух глаголов — «λαγχνω» и «λγω» — и означать соответственно: «жребий», «удел» и «окончание», «прекращение». И хотя у Ареопагита оно, скорее всего, употреблено во втором значении, но контекст слов Паламы побуждает нас выбрать здесь первое. 603 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4, с. 222–224/PG 3, 592ВС. 604 Мф. 25:34. 605 Рим 8:17. 606 Максим Исповедник, Κεφλαια θεολογικ, 2, 86, PG 90, 1165АВ. 607 Там же, 2, 90, PG 90, 1168С. 608 Там же, 2, 93, PG 90, 1169А. 609 2 Тим. 1:9. 610 Секст, прозванный Эмпирик, и Пирон (Пиррон) — античные философы–скептики. 611 Эфектиками (φεκτικο) назывались философы–скептики, предлагавшие воздержание от каких бы то ни было суждений, к числу которых принадлежал Секст. 612 Евр. 1:2. 613 Афанасий Александрийский, Orationes très contra Arianos, 2, 76–77, PG 26, 308B–309B. 614 1 Кор. 15: 28. 615 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 29, PG 75, 433C. 616 Авва Фалассий Ливийский, Сотница 4, 81, PG 91, 1465В. 617 Ин. 14:31; Мф. 26:45. 618 Ср.: Молитва «Царю Небесный». 619 Епифаний Кипрский, Homilia in divini corporis sepulturam [Sp.], PG 43, 464BC. 620 Мф. 25:34. 621 Иоанн Златоуст, Беседа 30, 2 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174А. 622 Рим. 11:33. 623 Григорий Нисский, Προς Ενμιον αντιρρητικς, 3, PG 45, 604В. 624 Палама употребляет здесь каламбур: имя «Ακνδυνος» означает «безопасный»; и противоположность этому он называет своего противника — «πολυκνδυνος» (многоопасный). Это ироническое прозвание вошло и в гимнографию православной церкви: «Побеждается яве и бедствует собрание Поликиндина» (Неделя вторая святых постов, на утрене, канон, песнь 8, 3–й тропарь). 625 Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium : Book 3, chapter 1, section 108, line 4. 626 Василий Великий, О Святом Духе, 19, PG 32, 156D. 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

13 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 3, 17, Expositio fidei/Kotter, В. (editor), Die Schriften des Johannes von Damaskos, vol. 2 (Series: Patristische Texte und Studien 12), Berlin, 1973, 61, 16—21 (p. и.: C. 177 (249)). 14 Василий Великий (Евагрий Понтийский). Письмо 8, 11. Contronne, Y (editor), saint basile. lettres, vol. 1, paris (les belles Lettres), 1957, p. 33; PG 32, 265A. 15 Кирилл Александрийский (псевдэпиграф). О Троице, 11. PG 77,1145В. 16 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 1, 9. Op. cit., 9, 6—20 (р. п.: С. 27—28 (99—100)). 17 Против Евномия, 4, PG 29, 680B (р. п.: С. 151). 18 Григорий Нисский. О божестве Сына и Духа. PG 46, 573D (р. п.: Указ. изд. Т. 1.С. 160). 19 Цитата сия не обретается в творениях прп. Максима (похожее место есть в «Толковании на молитву Господню» (PG 90, 884BC)), но и сам св. Григорий в «Диалоге православного и варлаамита» относит ее уже к св. Афанасию Великому, а в «О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомигами» весьма похожий пассаж – к Кириллу Александрийскому, притом, что и он также не идентифицируется в творениях св. Кирилла. 20 Максим Исповедник. К Марину. PG 91, 96B и 201AB. 21 Иоанн Дамаскин. Λ ιββελοσ περι ορθου θρονηματος . 3, PG 94, 1428AB. 22 Источник цитаты не установлен. 23 Афанасий Великий. Δ ιαλογος μετα Μακεδονιανου 1, PG 28,1313А. 24 Источник цитаты не установлен. 25 Источник цитаты не установлен. 26 Василий Великий. О Святом Духе. 15, PG 32, 132B (р. п.: Творения. M., 1993. Ч. III. С. 284—285). 27 Григорий Богослов. Слово 8, pg 35, 816С (р. п.: С. 188). Нужно заметить, что в оригинальном тексте Богослова прилагательное «высшей» относится не к «славе», а к следующей затем «Троице»: « δοξης θεωρια, της τε αλλης και της ανωτατω Τριαδος ελλαψνις », т. е. «созерцание славы, сияние иной и высочайшей Троицы». 28 Афанасий Великий. К Антиоху. 28, pg 28, 616А. 29 Иоанн Дамаскин. Слово на преображение. 12, PG 96, 564B. 30 Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну. 2, PG 91, 1076С (р. п.: Преподобный Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). С. 64).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3132...

Ep. ad Serap. Ep. ad Serapionem I–IV//PG. T. 26. Col. 529–676 (pyc. пер.: Афанасий Александрийский , свт. К Серапиону, епископу Тмуисскому, послания I–IV//Там же. С. 3–91). Ep. fest. Ep. festales//The Festal Leiters of Athanasius/Ed. W. Cureton. L., 1848; [Ibid.:] De ratione Pascha, lat.//PG. T. 28. Col. 1605–1610; T. 26. Col. 1339–1450 (pyc. пер.: Афанасий Александрийский , свт. Праздничные послания, 1–20//Там же. С. 376–524). Fides Nicaena. Fides Nicaena sive Didascalia CCCXVIII Patrum//PG. T. 28. Col. 1637–1644. (Никейская вера или учение 318 отцов). Ер. 39. Ер. 39. De Paschalis festo//PG. T. 26. Col. 1438C//(pyc. пер.: Афанасий Александрийский , свт. T. 3. C. 370–373). Symbolum Quicuncue. Symbolum Quicuncue//PG. T. 28. Col. 1582–1592 («Символ св. Афанасия»). Synops. script. sacr. Synopsis scripturae sacrae//PG. T. 28. Col. 432 (Синопсис Священного Писания). Syntagma doctr. ad monach. Syntagma doctrinae ad monachos [sp.]//PG. T. 28. Col. 835–846 (Синтагма учения к монахам). Ps.-Athanas. Alex. Ps.-Athanasius Alexandrinus – псевдо- Афанасий Александрийский De Trinitate libri XII//PL. T. 62. Col. 237–334. (O Святой Троице 12 книг) Praecepta ad Antiochum ducem//PG. T. 28. Col. 553–589 (Наставления к Антиоху-правителю). Athenag. Athenagoras Atheniensis – Афинагор Афинский De ressur. De resurrectione mortuorum//PG. T. 6. Col. 973–1024 (pyc. пер.: Афинагор. O воскресении мертвых//СДХА. C. 92–124). Legat, pro Christian. Legatio pro christianis//PG. T. 6. Col. 889–972 (pyc. пер.: Афинагор. Прошение o христианах//СДХА. С. 53–92). Aug. Augustinus Hipponensis – блж. Августин Иппонийский De haer. De haeresibus//PL. T. 42. Col. 21–51. (O ересях). Barnaba. Ep. – Варнава Barnabae Epistola catholica//PG. T. 2. Col. 727–782 SC. T. 172 (pyc. пер.: Послание an. Варнавы//ПМА. C. 63–94). Chronocon paschale – хроника» PG. T. 92. Col. 69–1028. Clem. Alex. Clemens Alexandrinus – Климент Александрийский Eclog. Eclogae ex Scripturis propheticis//PG. T. 9. Col. 697–729 (Извлечения из пророческих Писаний).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Максима укоренена в «Ареопагитиках», что, на наш взгляд, оба автора не в достаточной степени подчеркнули. Из сравнительно недавних работ тема Преображения у прп. Максима обсуждается также Адамом Купером ( Cooper A. The Body in St. Maximus the Confessor: Holy Flesh, Wholly Deified. Oxford, 2005). Gregorius Nazianzenus . Oratio 21, 2//PG. 35. Col. 1084C. Ср. с другим переводом на рус. яз.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1: Слова. М., 1889. С. 144. Выражение «забота о добродетели» есть у Платона (см., например: Plato . Euthydem 275a, 2; Timaeus 18b, 6), из античной философии оно перешло в святоотеческую литературу и особенно часто встречается у Каппадокийцев. Maximus Confessor . Ambigua 10, 17//PG. 91. Col. 1125D. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. С. 241. Maximus Confessor . Quaestiones et dubia 190//CCSG. 10. P. 131. Dionysius Areopagita . De divinis nominibus 13, 1//PG. 3. Col. 977BC. Maximus Confessor . Ambigua 10, 17//PG. 91. Col. 1128B. Ibid . 10, 31d//PG. 91. Col. 1168AB. Ibid . 10, 17//PG. 91. Col. 1128BC. Ibid. 10, 31b//PG. 91. Col. 1165BD. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. С. 242. Это отметил, комментируя данное место, и свт. Григорий Палама. См.: Triades II, 3, 21–22 и III, 1, 13. Maximus Confessor . Mystagogia 5//PG. 91. Col. 681В. Maximus Confessor . Ambigua 10, 31b//PG. 91. Col. 1165BD. Maximus Confessor . Mystagogia 5//PG. 91. Col. 680D. Рус. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. С. 165. Там же. Dionysius Areopagita . De divinis nominibus 7, 3. Рус. пер.: Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник . Цит. соч. С. 465. Maximus Confessor . Mystagogia 5//PG. 91. Col. 681В. Речь, очевидно, о родо-видовых и категориальных членениях при созерцании сущего, которые можно найти и у самого прп. Максима в «Трудностях к Иоанну». А. И. Сидоров переводит: «по пути рассудочного познания» (Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. С. 166), оговаривая в примечании к этому месту, что речь о дискурсивном, логическом познании (Там же. С. 305. Примеч. 50). Maximus Confessor . Mystagogia 5//PG. 91. Col. 681В. Рус. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. С. 166. Или «к д/Духу». Maximus Confessor . Ambigua 10, 17//PG. 91. Col. 1128А. См.: Gregorius Palamas. Triades II, 3, 22.

http://bogoslov.ru/article/6172110

Греческое слово " " демон " " в античной традиции не носило негативный характер: оно означало всякое нематериальное живое существо. В христианской традиции, начиная с ап. Павла, это слово становится термином, обозначающим злых духов — ангелов, отпавших от Бога. 1027 Сл. 36, 5, 1–2; SC 318, 250=1.504. 1028 PG 37, 419=2.26. 1029 PG 37, 443–444=2.30–31. 1030 PG 37, 445=2.31. 1031 Сл. 24, 9, 25–26; SC 284, 56=1.351. 1032 Ср. Иов 1:6–2:7. 1033 См. Ориген. На Ин. 2, 3 (PG 14, 133 D); Афанасий Александрийский. Слово на язычников 6 (PG 25, 12 D); Григорий Нисский. Жизнь Моисея (PG 44, 420 A); Большое огласительное слово 5 (PG 45, 24 D). 1034 Афанасий Александрийский в Слове на язычников (6) так характеризует манихейский дуализм: " …Некоторые еретики, отпав от церковного учения и потерпев крушение в вере, в безумии своем приписывают также злу самостоятельность. Кроме же истинного Отца Христова, воображают себе иного бога, и этого нерожденного творца зла и виновника злобы признают и создателем твари " " . 1035 PG 37, 417–418=2.25. 1036 Ириней Лионский. Против ересей 4, 37, 3. 1037 Ириней. Против ересей 4, 39, 1–3. 1038 Татиан. Речь против эллинов 7. 1039 Намек на две различные интерпретации рая (буквальную и аллегорическую), которые существовали в раннехристианской традиции. См. об этом Василий Великий. О рае 7 (PG 30, 68 C). 1040 Григорий, как видим, склоняется к аллегорической интерпретации деревьев рая, следуя в этом Филону Алесандрийскому (см. его трактат О растениях 36–40). 1041 Сл. 38, 12, 1–27; SC 358, 126–130=1.527–528. 1042 Ср. Быт. 3:21. 1043 По свидетельству Мефодия Олимпийского (О воскресении 1,29; GCS 27, 258), эта интерпретация принадлежит Оригену. Ей пользовался также Григорий Нисский (О душе и воскресении, PG 46,148 C-149 A). Подробнее об этом см. Daniйlou. Platonisme, 48ff. 1044 PG 37, 455=2.34. 1045 О борьбе ума с плотью см. PG 37, 1359–1361=2.68–69. О борьбе между плотью и духом говорил уже апостол Павел (см. Гал.5:17 и др.). 1046 Сл. 14, 6–8; PG 35, 865–868=1.208–209. 1047

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010