Vol. 6: Secunda et tertia ordinationes [испр.: Pouderoijen K. Einige Specimina von Fehlern in Corpus antiphonalium officii III & IV//International Musicological Society Study Group Cantus Planus: Papers Read at the 6th Meeting, Eger, Hungary, 1993/Ed. Dobszay L.; Bdpst., 1995. P. 29-43]; Bosse D. Untersuchung einstimmiger mittelalterlicher Melodien z. «Gloria in excelsis Deo». Regensburg, 1955; Landwehr-Melnicki M. Das einstimmige Kyrie des lateinischen Mittelalters. Regensburg, 1955; St ä blein B. Hymnen. Kassel etc., 1956. Bd. 1: Die mittelalterlichen Hymnenmelodien des Abendlandes. (MMMA; 1); Graduel romain: Éd. crit. par les moines de Solesmes. Vol. 2: Les sources. Solesmes, 1957; Holman H. -J. The Responsoria prolixa of the Cod. Worcester F 160: Diss. Bloomington (Ind.), 1961; Thannabaur P. J. Das einstimmige Sanctus der römischen Messe in der handschriftlichen Überlieferung des 11. bis 16. Jh. Münch., 1962; Schlager K. Thematischer Katalog der ältesten Alleluia-Melodien aus Handschr. des 10. und 11. Jh., ausgennomen das ambrosianische, alt-römische und alt-spanische Repertoire. Münch., 1965; idem. Alleluia-Melodien. Kassel etc., 1968-1987. 2 Bde. (MMMA; 7-8); Schildbach M. Das einstimmige Agnus Dei und seine handschriftliche Überlieferung vom 10. bis z. 16. Jh.: Diss. Erlangen, 1967; Gamber К. Codices liturgici latini antiquiores. Freibourg (Schweiz), 19682; 1988. Suppl./Ed. B. Baroffio et al.; Bryden J. R. , Hughes D. G. An Index of Gregorian Chant. Camb. (Mass.), 1969. 2 vol. [ок. 11 тыс. мелодий по совр. изд.]; Hofmann-Brandt H. Die Tropen zu den Responsorien des Offiziums: Diss. Erlangen, 2 Bde; Huglo M. Les manuscrits du processionnal. Kassel etc., 1999-2004. Vol. 1: Autriche à Espagne; Vol. 2: France à Afrique du Sud. (Répertoire intern. des sources mus.; B14/1-2); Miazga T. Die Melodien des einstimmigen Credo der Römisch-Katholischen Lateinischen Kirche. Graz, 1976; CANTUS: A Database for Latin Ecclesiastical [Электр. ресурс; текстовые инципиты антифонов оффиция]; Dobszay L.

http://pravenc.ru/text/166507.html

Münch., 1958; idem. The Mosaics of Monreale. Palermo, 1960; idem. Studies in Late Antique, Byzantine, and Medieval Western Art. L., 2002-2003. Vol. 1-2; Millet G., Talbot Rice D. Byzantine Painting at Trebizond. L., 1936; Weigande E. Zur Datierung der kappadokischen H öhlenmalereien//BZ. 1936. Bd. 36/2. S. 337-397; Bettini S. Appunti per lo studio dei mosaici portativi bizantini //Felix Ravenna. 1938. T. 46. P. 7-39; idem. La pittura bizantina. Part. 1. Firenze, 1937; Part. 2: I mosaici. Fasc. 1-2. Firenze, 1938; Volbach W. F. Early Christian Mosaics. N. Y., 1946; Мавродинов Н. Старобългарска живопис. София, 1946; Demus O. Byzantine Mosaic Decoration: Aspects of Monumental Art in Byzantium. L., 1948; idem. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1950; idem. Die Entstehung des Paläologenstils in der Malerei //Berichte zum XI. Intern. Byzant. Kongress. Münch., 1958; Mathew G. Byzantine Painting. L., 1950; Der Nersessian S. Le décor des églises du IXe siècle //Actes du VIe Congr ès intern. d " études byzantines. P., 1951. T. 2. P. 315-320; Galassi G. I mosaici sinaitici: Concordanze e sconcordanze con Ravenna //Felix Ravenna. 1953. T. 63. P. 5-35; Grabar A. La peinture byzantine. Gen., 1953; idem. L " iconoclasme byzantine: Dossier archéol. P., 1957; Millet, Frolow; Ladner G. The Concept of the Image in the Greek Fathers and the Byzantine Iconoclastic Controversy //DOP. 1953. T. 7. P. 1-34; Weidlé W. Mosaici paleocristiani e bizantini. Mil.; Firenze, 1954; Sotiriou G. et M. Icônes du Mont Sinaï. Athènes, 1956-1958. 2 vol.; Ammann A. La pittura sacra bizantina. R., 1957; Felicetti-Liebenfels W. Geschichte der byzant. Ikonenmalerei. Olten; Lausanne, 1956; Grabar A., Nordenfalk C. Early Medieval Painting from the 4th to the 11th Cent. N. Y., 1957; Ioannou A. S. Byzantine Frescoes of Euboea and 14. Cent.]. Athens; N. Y., 1959; Grabar A., Chatzidakis M. Greece: Byzantine Mosaics. N. Y., 1960; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1947-1948, 1986; он же. Живопись XI-XII вв. в Македонии.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Соч.: Opera omnia: In 10 t. Quaracchi, 1882-1902; Opera theologica selecta: In 4 t. Quaracchi, 1934-1964; рус. пер.: О возвращении наук к теологии. Путеводитель души к Богу/Пер. В. П. Гайденко//ВФ. 1993. 8. С. 124-171; Путеводитель души к Богу/Пер. и коммент. В. Л. Задворного. М., 1993; Большая легенда: Житие св. Франциска//Истоки францисканства. Ассизи, 1996. С. 521-704; О Царстве Божием/Пер. К. Клюшникова//Страницы. М., 1996. 4. С. 115-127; О возвращении наук к теологии/Пер. А. Г. Вашестова//Антология средневековой мысли: Теология и философия европ. Средневековья. СПб., 2002. Т. 2. С. 122-140. Лит.: Chiettini E. Mariologia S. Bonaventurae. R., 1941; Gilson E. La philosophie de S. Bonaventura. P., 19432; Alszeghy S. Grundformen der Liebe: Die theorie der Gottesliebe bei dem hl. Bonaventura. R., 1946; Sepinski A. La Psychologie du Christ chez S. Bonaventure. P., 1948; Schlette H. R. Die Lehre von der geistlichen Kommunion bei Bonaventura, Albert dem Grossen und Thomas von Aquin. Münch., 1959; Bougerol J. G. Introduction à l " étude de St. Bonaventure. tournai, 1961; Guardini R. Systembildende Elemente in der Theologie Bonaventuras. Leiden, 1964; Veuthey L. La filosofia cristiana di San Bonaventura. R., 1971; Quinn J. F. The Historical Constitution of St. Bonaventure " s Philosophy. Toronto, 1973; Schillemeit J. Bonaventura: Der Verfasser der «Nachtwachen». Münch., 1973; S. Bonaventura 1274-1974: In 5 vol./Ed. J. G. Bougerol. Grottaferrata, 1974. [Vol. 5: bibliogr.]; Hanspeter H. Trinitarische Begegnungen bei Bonaventura: Fruchtbarkeit einer appropriativen Trinitatstheologie. Münster, 1985; Baum H. Das Licht des Gewissens: zu Denkstrukturen Bonaventuras. Fr./M., 1990; Schlosser M. Cognitio et amor: zum kognitiven und voluntativen Grund der Gotteserfahrung nach Bonaventura. Paderborn, 1990; Johnson T. Iste pauper clamavit: Saint Bonaventure " s mendicant theology of prayer. Fr./M., 1990; Ratzinger J. Die Geschichtstheologie des heiligen Bonaventura. St. Ottilien, 1992; Hattrup D. Ekstatik der Geschichte: die Entwicklung der christologischen Erkenntnistheorie Bonaventuras. Paderborn, 1993; Obenauer K. Summa actualitatis: zum Verhältnis von Einheit und Verschiedenheit in der Dreieinigkeitslehre des heiligen Bonaventura. Fr./M., 1996; Zahner P. Die Fülle des Heils in der Endlichkeit der Geschichte: Bonaventuras Theologie als Antwort auf die franziskanischen Joachiten. Werl/Westfalen, 1999.

http://pravenc.ru/text/149731.html

Opera selecta. Monachii, 1928. Vol. 3. P. VI-L; idem. Zum Genfer Prozess gegen Valentin Gentilis//ARG. Gütersloh, 1929. Bd. 26. S. 270-273; idem. Calvins Lehre vom Abendmahl. Münch., 1935; idem. The Theology of Calvin. Phil., 1956; Pauck W. Calvin and Butzer//The J. of Religion. 1929. Vol. 9. N 2. P. 237-256; Pannier J. Calvin écrivain: Sa place et son rôle dans l " histoire de la langue et de la littérature française. P., 1930; Lang A. The Sources of Calvin " s Institutes of 1536//EvQ. 1936. Vol. 8. P. 130-141; Zweig S. Castellio gegen Calvin, oder, Ein Gewissen gegen die Gewalt. W., 1936 (рус. пер.: Цвейг С. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина. М., 1986); Bohatec J. Calvins Lehre von Staat und Kirche mit besonderer Berücksichtigung des Organismusgedankens. Breslau, 1937. Aalen, 1968r; Chenevi è re M.-E. La pensée politique de Calvin. Gen.; P., 1937; Hauck W. A. «Sünde» und «Erbsünde» nach Calvin. Hdlb., 1938; Grass H. Die Abendmahlslehre bei Luther und Calvin. Gütersloh, 1940; Veerman A. De Stijl van Calvin in de Institutio Christianae Religionis. Utrecht, 1943; Pfister O. Calvins Eingreifen in die Hexer- und die Hexenprozesse von Peney. Zürich, 1947; Torrance T. F. Calvin " s Doctrine of Man. L., 1949; Cadier J. La doctrine Calviniste de la Sainte Cène. Montpellier, 1951; Dowey E. A. The Knowledge of God in Calvin " s Theology. N. Y., 1952; Wallace R. S. Calvin " s Doctrine of the Word and Sacrament. Edinb., 1953; idem. Calvin " s Doctrine of the Christian Life. Edinb., 1959; Witte J. S. Die Christologie Calvins//Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart/Hrsg. A. Grillmeier, H. Bacht. Würzburg, 1954. Bd. 3. S. 487-529; Koopmans J. Das altkirchliche Dogma in der Reformation. Münch., 1955; Jansen J. F. Calvin " s Doctrine of the Work of Christ. L., 1956; Van Buren P. Christ in Our Place: The Substitutionary Character of Calvin " s Doctrine of Reconciliation. Edinb., 1957; Smits L. Saint Augustin dans l " œuvre de Jean Calvin. Assen, 1957. T. 1; 1958.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

Непрестанное становление (Werden) и развитие (Entwicklung) церковной реальности обусловливаются в экклезиологии К. представлением о «сакраментальном витализме», сформированном под влиянием идей романтической философии, в особенности Ф. В. Й. Шеллинга ( Deneken. 1994. P. 197, 208-217; см. также: Ulacia. 1969. S. 186-229). Говоря о почитании священных изображений, К. указывает на библейские основания и древнюю церковную практику, а также опирается на учение Вселенского VII Собора . Предпринятую в зап. христианстве в нач. IX в. коррекцию иконопочитания К. объясняет как недопониманием каролингскими богословами тонкостей греческой терминологии и особенностей благочестия, так и общей враждебностью Церкви во Франкской империи по отношению к Востоку. Следов., их полемические аргументы, по убеждению К., не могут иметь сколько-нибудь значимого богословского веса в сравнении с соборно принятым догматом ( Klee. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 3. S. 415-417). Соч.: Tentamen theologico-criticum de chiliasmo primorum saeculorum: Diss. Herbipoli, 1825; Die Beichte: Eine historisch-kritische Untersuchung. Fr./M., 1828; Commentar über das Evangelium nach Johannes. Mainz, 1829; Commentar über des Apostels Paulus Sendschreiben an die Römer. Mainz, 1830; System der katholischen Dogmatik. Bonn, 1831; Encyclopädie der Theologie. Mainz, 1832; Auslegung des Briefes an die Hebräer. Mainz, 1833; Die Ehe: Eine dogmatisch-archäol. Abhandl. Mainz, 1833, 18352; Katholische Dogmatik. Mainz, 1835. 3 Bde; Lehrbuch der Dogmengeschichte. Mainz, 1837-1838. 2 Bde; Grundriß der katholischen Moral/Hrsg. H. Himioben. Mainz, 1843, 18472. Лит.: Schr ö rs H. Geschichte der Katholisch-Theologischen Fakultät zu Bonn 1818-1831. Köln, 1922. S. 205-236; Heuser A. Die Erlösungslehre in der katholischen deutschen Dogmatik von P. B. Zimmer bis M. Schmaus. Essen, 1963. S. 94-98; Auer J. Heinrich Klee//Bonner Gelehrte: Beitr. zur Geschichte der Wissenschaften in Bonn. Bonn, 1968. [Bd. 2:] Katholische Theologie. S. 26-38; Ulacia J. Die Kirche als Objektivation des Glaubens: H. Klee " s Beitrag zur Ekklesiologie des 19. Jh. Münch., 1969; idem. Heinrich Klee (1800-1840)//Katholische Theologen Deutschlands im 19. Jh./Hrsg. H. Fries, G. Schwaiger. Münch., 1975. Bd. 1. S. 376-399; Naab E. Heinrich Klee//BBKL. 1992. Bd. 3. Sp. 1577-1578; Deneken M. L " Église comme sacrement chez H. Klee//RSR. 1994. Vol. 68. N 2. P. 197-217. Е. А. Пилипенко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841279.html

Münch., 1961; idem. Grundriss der alttestamentlichen Theologie. Stuttg., 1972; Hahn H. F. The Old Testament in Modern Research. Phil., 1966; Rendtorff R. The Concept of Revelation in Ancient Israel//Pannenberg W. Revelation as History. N. Y., 1968. P. 23–53; Kraus H.-J. Die biblische Theologie: Ihre Geschichte und Problematik. Neukirchen-Vluyn, 1970; idem. Theologie des Alten Testaments. Münch., 1957. Bd. 1–2; Fohrer G. Theologische Grundstrukturen des Alten Testaments. B., 1972; Westermann C. Theologie des Alten Testaments in Grundzügen. Gött., 1978; история первоначального христианства: Schleirmacher F. Das Leben Jesu: Vorlesungen an der Univ. zu Berlin im Jahre 1832 gehalten...//F. Schleiermachers Sämtliche Werke. 1864. Bd. 6. Abt. 1; Paulus H. E. G. Das Leben Jesu als Grundlage einer reinen Geschichte des Urchristentums. Hdlb., 1828. 4 Bde; Hase K. B. Das Leben Jesu. Lpz., 1829; Bretschneider K. G. Probabilia de evangelii et epistlarum Joannis, apostoli, indole et origine eruditorum judiciis modeste subjecit. Lpz., 1820; Strauss D. F. Das Leben Jesu, kritisch bearbeitet. Tüb., 1835–1836; Lachmann K. K. De ordine narrationum in evangeliis synopticis//Theologische Studien und Kritiken. 1835. T. 8. S. 570 ff.; Wilke C. G. Der Urevangelist oder exegetisch kritische Untersuchung über das Verwandschaftsverhältniss der drei ersten Evangelien. Dresden; Lpz., 1838; Weisse C. H. Die evangelische Geschichte kritisch und philosophisch bearbeitet. Lpz., 1838. 2 Bde; Baur F. Chr. Kritische Untersuchungen über die kanonischen Evangelien. Tüb., 1847; Reuss E. Die Geschichte der hl. Schriften Neuen Testaments. Halle, 1842; Ritschl A. Die Entstehung der altkatholischen Kirche: Eine kirchen- und dogmen- geschichtliche Monogr. Bonn, 1850, 1857 2; Lechler G. V. Das apostolische und das nachapostolische Zeitalter. Haarlem, 1851; Holzmann H. J. Die synoptischen Evangelien: Ihr Ursprung und ihr geschichtlicher Charakter. Lpz., 1863; Cremer H. Biblisch-theologisches Wörterbuch. Gotha, 1867; Schlatter A.

http://pravenc.ru/text/149119.html

Политическая программа Г. потерпела провал. Попытка привлечь на свою сторону нового имп. Карла V не удалась. На Вормсском рейхстаге 1521 г. Г. был осужден как сторонник Лютера. Он примкнул к части рыцарства во главе с Францем фон Зиккингеном , поднявшей восстание против Трирского архиепископа. Восстание было подавлено, Зиккинген погиб. Надеясь «малой искрой разжечь пожар», Г. пытался подать личный пример вооруженной борьбы, нападая на отдельных представителей духовенства, но был вынужден бежать в Швейцарию в поисках убежища. Лютер осудил насильственные действия Г., Эразм Роттердамский , обеспокоенный несдержанностью его поздних сочинений, уклонился от помощи ему. У. Цвингли предоставил Г. убежище на о-ве Уфенау, где тот вскоре скончался, успев написать еще одно антикняжеское тираноборческое сочинение. Ист.: Opera quae reperiri potuerunt omnia/Ed. E. Böcking. Lipsiae, 1859-1870. 5 Bde. Suppl. Bd. 1-2; Deutsche Schriften/Hrsg. H. Mettke. Lpz., 1972-1974. 2 Bde; Deutsche Dichtungen. Stuttg., 1974. (Deutsche Namional-Lim.; Bd. 17, Abt. 1-2); Письма темных людей. М.; Л., 1935; Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959. Лит.: Штраус Д. Ульрих фон Гуттен. СПб., 1896; Kalkoff P. Ulrich von Hutten und die Reformation. Lpz., 1920; Held P. Ulrich von Hutten: Seine religiös-geistige Auseinandersetzung mit Katholizismus, Humanismus, Reformation. Lpz., 1928; Flake O. Ulrich von Hutten. B., 1929; Holborn H. Ulrich von Hutten und the German Reformation. L., 1937; Keller H. G. Hutten und Zwingli. Aarau, 1952; Володарский В. М. Социально-полит. взгляды Ульриха фон Гуттена//СВ. 1964. Вып. 26. С. 54-79; он же. Ульрих фон Гуттен в зарубежной историографии XX в.//Культура Возрождения XVI в. М., 1997. С. 5-27; Kreutz W. Die Deutschen und Ulrich von Hutten: Rezeption von Autor und Werk. Münch., 1984; Bernstein E. Ulrich von Hutten. Reinbeck, 1988; Ulrich von Hutten: Akten des intern. Ulrich von Hutten-Symp. in Schlüchtern, 15-17 Juli 1988. Münch., 1989; [Мат-лы науч. конф.: К 500-летию со дня рожд. Гуттена]//Культура Возрождения XVI в. М., 1997. С. 5-134.

http://pravenc.ru/text/168440.html

Религия ). По этим вопросам существует обширная лит-ра: Кудрявцев-Платонов В. Д. Об источнике идеи божества. М., 1864; он же. Из чтений по философии религии//Собр. соч. Серг. П., 1892. Т. 2; Sch ä zler C. von. Natur und Übernatur. Mainz, 1865; Орнатский Ф. С. Учение Шлейермахера о религии. К., 1884; Светлов П. , прот. Учение Фейербаха о сущности и происхождении религии//ВиР. 1885. 12. С. 559-577; 14. С. 73-96; 15. С. 143-153; он же. Христианское вероучение в апологетическом изложении. К., 1910; Balfour A. J. The Foundations of Belief. N. Y.; L., 1895; Ward A. W. Naturalism and Agnosticism. N. Y., 1899; Покровский А. И. Библейское учение о первобытной религии. Серг. П., 1901; Глаголев С. С. Религиозная философия Канта//ВиР. 1904. 3. Отд. 2. С. 91-114; он же. Прошлое человека. Серг. П., 1914; Ladd G. T. Philosophy of Religion. N.Y., 1905; Rademacher J. G. Gnade und Natur. Münch., 1908; Пфлейдерер О. О религии и религиях. СПб., 1909; Булгаков С. Религия человекобожия у Л. Фейербаха// он же. Два града: В 2 т. М., 1911. Т. 1; Mauthner F. Der Atheismus und seine Geschichte im Abendland. B., 1920-1923. 4 Bde; Hessen J. Religionsphilosophie. Münch.; Basel, 1955; Collins J. D. God in Modern Philosophy. Chicago, 1959; Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. М., 1999. Гл. 2. 2. Философский аспект этого раздела А. своим предметом имеет прежде всего соответствующее раскрытие и обоснование тех положений христ. веры, к-рые являются общими или смежными с философией и в этом качестве проблемными как для богословия, так и для философии, а также богословское осмысление и оценку мн. вопросов онтологии , гносеологии , антропологии , эсхатологии . Понимание бытия и сущего является ключевым как для христ. богословия, так и для философии, поскольку определяет принципиальный взгляд на все проблемы веры и знания. В христ. А. оно включает в себя круг вопросов, связанных с религиозно-философским осмыслением учения о Боге и Его бытии, бытии сверхчувственного мира, о творении (космосе), об отношении между Богом и миром (и человеком).

http://pravenc.ru/text/75696.html

1980/1981. Vol. 34/35. P. 225-238; idem. On the Titulature of the Emperor Heraclius//Byz. 1981. Vol. 51. P. 288-296; idem. Heraclius and the Theme System: New Light from the Arabic//Ibid. 1987. Vol. 57. P. 391-406; idem. Heraclius and the Theme System: Further Observations//Ibid. 1989. Vol. 59. P. 208-243; Sch ö nborn Chr., von. Sophrone de Jérusalem: Vie monastique et confession dogmatique. P., 1972; Van Dieten J. L. Geschichte der griechischen Patriarchen von Konstantinopel. Amst., 1972. T. 4: Geschichte der Patriarchen von Sergius I bis Johannes VI (610-715); Kaegi W. E. New Evidence on the Early Reign of Heraclius//BZ. 1973. Bd. 66. S. 308-330; idem. Challenges in Late Roman and Byzantine Military Operations in Iraq, IVth to IXth Centuries//Klio. B., 1991. Bd. 73. S. 586-594; idem. Byzantium and Early Islamic Conquest. Camb.; N. Y., 1992; idem. Egypt in the Eve of the Muslim Conquest//Cambridge History of Egypt. Camb., 1998. Vol. 1/Ed. C. Petry. P. 34-61; idem. Heraclius Emperor of Byzantium. Camb.; N. Y., 2003; Proudfoot A. S. The Sources of Theophanes for the Heraclian Dynasty//Byz. 1974. Vol. 44. P. 367-439; Foss C. The Persians in Asia Minor and the End of Antiquity//EHR. 1975. Vol. 90. P. 721-747; Brock S. Syriac Sources for VIIth Century History//BMGS. 1976. Vol. 2. P. 17-36; Lilie R.-J. Die byzantinische Reaktion auf die Ausbreitung der Araber. Münch., 1976; idem. Die zweihundertjährige Reform: Zu den Anfängen der Themenorganisation im 7. Und 8. Jh.//Bsl. 1984. Т. 45. S. 27-39, 190-201; idem. Kaiser Herakleios und die Ansiedlung der Serben//Südost Forschungen. Münch., 1985. Bd. 44. S. 17-43; Alexander S. S. Heraclius, Byzantine Imperial Ideology and the David Plates//Speculum. Camb., 1977. Vol. 52. N 2. P. 217-237; Чичуров И. С. О кавказском походе императора Ираклия//Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978. С. 261-266; Brown Th. S., Bryer A., Winfield D. Cities of Heraclius//BMGS. 1978. Vol. 4. P. 15-38; Butler A. J. The Arab Conquest of Egypt and the Last Thirty Years of the Roman Dominion.

http://pravenc.ru/text/673855.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРТУЛЯРИИ [лат. chartularia, cartularia, ед. ч. chartularium, cartularium; от лат. charta - письменный документ], в средневек. Зап. Европе сборник копий документов (в форме кодекса или реже свитка), связанных с к.-л. лицом, родом или институтом (аббатство, капитул, епископская кафедра и проч.). В раннее средневековье термин chartularium использовался редко, им обозначалось любое собрание письменных документов, архив. Позднее К. могли называть инвентарь, список - так, согласно 19-му канону синода в Арле (1275), всем приходским священникам предписывалось иметь К. (chartularia) и заносить в них (особенно в Великий пост) имена прихожан, приходивших исповедаться ( Mansi. T. 24. Col. 152). Совр. значение термин приобрел уже в Новое время, однако исследователи (особенно во Франции) вплоть до 1-й пол. XX в. часто называли К. не только средневек. сборники копий грамот, но и вообще любые комплексы документов, относящиеся к определенной местности или ин-ту. Сохранившиеся образцы К. демонстрируют разнообразие манеры копирования документов, отбора и организации материала. Первые известные в Зап. Европе К. датируются 1-й пол. IX в. Как правило, они создавались в крупных мон-рях и городах, центрах еп-ств. В Фульдском картулярии (изд.: Urkundenbuch des Klosters Fulda/Hrsg. E. E. Stengel. Marburg, 1956-1958. 2 Bde), составленном ок. 828 г. при аббате Рабане Мавре (822-842), первоначально были собраны копии ок. 2000 документов (гл. обр. акты дарения мон-рю Фульда и передачи земли в прекарий) и организованы в 15 брошюр (libelli). В каждой из брошюр содержались документы, относившиеся к тому или иному региону (гау) и расположенные в основном по хронологическому принципу. К XII в. Фульдский картулярий был переплетен в 8 кодексов, из к-рых сохранился лишь один, однако примерное содержание остальных кодексов можно восстановить по сделанной тогда же описи ( Geary. 1994. P. 88-90). Сходный комбинированный (географическо-хронологический) принцип организации материала характерен и для др. К., созданных в IX в. на территории Восточнофранкского королевства,- К. аббатств Мондзее (изд.: Das älteste Traditionsbuch des Klosters Mondsee/Bearb. G. Rath, E. Reiter. Linz, 1989), Вайсенбург (изд.: Traditiones Wizenburgenses: Die Urkunden des Klosters Weissenburg 661-864/Hrsg. K. Glöckner, L. A. Doll. Darmstadt, 1979) и Верден (все датируются 2-й пол. 50-х гг. IX в.), а также К. епископских капитулов Регенсбурга (822-847, дополнен в кон. IX в.; изд.: Die Traditionen des Hochstifts Regensburg und des Klosters St. Emmeram/Hrsg. J. Widemann. Münch., 1943) и Пассау (ок. 840; изд.: Die Traditionen des Hochstifts Passau/Hrsg. M. Heuwieser. Münch., 1930). Однако все они по количеству включенных документов значительно уступают Фульдскому капитулярию.

http://pravenc.ru/text/1681195.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010