Л., 1976; Pertusi A. La caduta di Costantinopoli. Mil., Palermo, 1976; Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit/Hrsg. H. Hunger, E. Trapp e. a. W., 1976-1996; Tabula Imperii Byzantini. 10 vol./Ed. H. Hunger, J. Koder. W., 1976-1998; Чичуров И. С. Хронография Феофана и ранневизант. историографическая традиция IV-VIII вв. М., 1976; он же. Политическая идеология Средневековья: Византия и Русь. М., 1990; Browning R. Studies on Byzantine History, Literature and Education. L., 1977; idem. The Byzantine Empire. N. Y., 1980; Balard M. La Romanie génoise: XII - début du XVe s. R., 1978. T. 1-2; Gouillard J. Quatre procès de mystiques à Byzance 960-1143. P., 1978; Beck H.-G. Byzantinisches Jahrtausend. Münch., 1978; idem. Die Byzantiner und ihr Jenseits: zur Entstehungsgeschichte einer Mentalität. Münch., 1979; Любарский Я. Н. Михаил Пселл: личность и творчество: К истории визант. предгуманизма. М., 1978; Mango C. Byzantium: the Empire of New Rome. L., 1980; idem. Byzantium and it " s Image: History and Culture of the Byzantine Empire and it " s Heritage. L., 1984; Lilie R.-H. Byzanz und Kreuzfahrerstaaten. Münch., 1981; Matschke K.-P. Die Schlacht bei Ankara und das Schicksal von Byzanz. Weimar, 1981; Поляковская М. А. Общественно-полит. мысль Византии: 40-60 гг. XIV в. Свердловск, 1981; Š ev enko I. Society and Intellectual Life in late Byzantium. L., 1981; Karayannopoulos J., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz. Wiesbaden, 1982. Bd. 1-2; И. Сумрак Buзahmuje: Време Jobaha VIII Палеолога, 1392-1448. Београд, 1984; Культура Византии. М., 1984-1991; Данчева-Василева А. България и Латинската империя: 1204-1261. София, 1985; Kazhdan A., Epstein. Change in Byzantine Culture of XI-XII Cent. Berkeley, 1985; Winkelmann F. Byzantinische Rang- und Ämterstruktur im 8 und 9 Jh.: Faktoren und Tendenzen ihrer Entwicklung. B., 1985; Kordoses M. S. Southern Greece under the Franks: 1204-1262. Ioannina, 1987; Thomas J.-Ph. Private Religious Foundations in the Byzantine Empire.

http://pravenc.ru/text/372674.html

В момент, когда мировое целое завершит в себе процесс выявления своих образов и раскроются в своей полноте земная и небесная субстанции, история подойдет к окончанию, граница между небесным и земным будет стерта. Каким станет космос, познать в настоящем состоянии нельзя, но его природа раскрыта во Христе, Чья жизнь после Воскресения прообразует новое творение конца времен. Соч.:Вüснег und Schriften des Philippi Theophrasti Bombasti von Hohenheim, Paracelsi genannt/Hrsg. J. Huser. Basel, 1589-1591. 10 Bde; Sämtliche Werke. Abt. 1: Medizinische, naturwissenschaftliche und philosophische Schriften/Hrsg. K. Sudhoff, W. Matthiessen. Münch.; B., 1922-1933. 14 Bde; Abt. 2: Die theologischen und religionsphilosophischen Schriften. Münch., 1923. Bd. 1/Hrsg. K. Sudhoff, W. Matthiessen; Wiesbaden, 1955-1986. Bd. 2-7/Hrsg. K. Goldammer; Theologische Werke. B.; N. Y., 2008. Bd. 1: Vita Beata - Vom seligen Leben/Hrsg. U. L. Gantenbein. (Neue Paracelsus-Edition; 1); рус. пер.: Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и прочих духах; Великая астрономия, или Проницательная философия (philosophia sagax) большого и малого мира//Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция/Сост.: О. Ф. Кудрявцев. М., 1996. С. 299–311; Магический архидокс: Сб. М., 1997, 20162; О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и о прочих духах/Пер. с лат.: А. Шапошников, Ю. Кулишенко; пер. с нем.: Д. Миронова. М., 2005; Химическая Псалтирь, или Философское руководство//Книга алхимии: История. Символы. Практика/Сост.: В. Рохмистров. СПб., 2016. С. 246–264. Библиогр.: Ferguson J. Bibliographia Paracelsica.Glasgow, 1877-1896. Pt. 1-6; Sudhoff K. Bibliographia Paracelsica: Besprechung der unter Hohenheims Namen 1527-1893 erschienenen Druckschriften. B., 1894. Graz, 1958r; Weimann K.-H. Paracelsus-Bibliographie 1932-1960: Mit einem Verzeichnis neu entdeckter Paracelsus-Handschriften (1900-1960). Wiesbaden, 1963; Paulus J. Paracelsus-Bibliographie: 1961-1996. Hdlb., 1997. Исследовательские серии: Acta Paracelsica/Hrsg. E. Darmstädter. Münch., 1930-1932. 5 Bde; Nova Acta Paracelsica: Jb. der Schweizerischen Paracelsus-Gesellschaft. Einsiedeln, 1944-1982. Bd. 1-10; N. F. Bern etc., Bd. Salzburger Beiträge zur Paracelsusforschung. Salzburg, Bd.

http://pravenc.ru/text/2579018.html

Реформы Марии Терезии и Иосифа II затронули и Венский ун-т. Нидерландский врач Г. ван Свитен, начав в 1749 г. реформу с медицинского образования, превратил ун-т в учебное заведение «нового» типа. Впервые естественно-историческим наукам уделялось больше внимания. В программу обучения медицинского фак-та были включены химия, ботаника и хирургия; немало часов отводилось под анатомию с практическими занятиями. В 1752 г. реформа коснулась теологического и философского фак-тов. На философском фак-те стали изучать физику, естественную историю и этику. В задачу теологического фак-та вошло обучение «научному мышлению». В 1753 г. на юридическом фак-те появился новый курс - естественное право. Проведение университетской реформы удалось во многом благодаря упразднению ордена иезуитов в 1773 г. Венский ун-т, долгое время находившийся под их руководством, перешел в ведение гос-ва. С 1778 г. академические степени стали присваивать протестантам, а с 1782 г.- евреям. По уровню развития науки, особенно медицины, Австрия выдвинулась на одно из ведущих мест в мире. В XIX - нач. XX в. студенты и преподаватели Венского ун-та являлись выразителями либеральных идей и активно участвовали в политической жизни страны. В XX в. в ун-те появилось множество новых фак-тов: математический, экономический, исторический, физический, филологический и др. В наст. время здесь единовременно обучается свыше 80 тыс. чел. Ист.: Quellen zur Geschichte der Stadt Wien/hrsg. v. Alterthums-Verein zu Wien. 1895-1927. 18 Bde. Лит.: Наммег- Purgstall J. Klesl " s, des Cardinals, Direktors des geheimen Cabinetes Kaisers Mathias, Leben. W., 1847. 4 Bde; Aschbach J. von. Geschichte der Wiener Universität. W., 1865-1889. 3 Bde; Tomaschek J. A. Die Rechte und Freiheiten der Stadt Wien. W., 1877-1879. 2 Bde; Kerschbaumer A. Kardinal Klesl. W., 19052; Tomek E. Das Kirchliche Leben und die christlische Charitas in Wien: Gesch. d. Stadt Wien. W., 1913; idem. Kirchengeschichte Österreichs. Innsbruck; W.; Münch., 1935-1959. 3 Bde; Klebel E. Zur Frühgeschichte Wiens. W., 1932; Пристер Е. Краткая история Австрии. М., 1952; Mecenseffy G. Geschichte des Protestantismus in Österreich. Graz, 1956; Wodka J. Kirche in Österreich. W., 1959; Egger R. Römische Antike und Frühes Christentum. Klagenfurt, 1962. Bd. 1; Gutkas K. Geschichte Niederösterreichs. Münch., 1984; Winkelbauer T. Fürst und Fürstendiener: Gundaker von Liechtenstein, ein österreichischer Aristokrat des konfessionellen Zeitalters. W.; Münch., 1999.

http://pravenc.ru/text/150177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛЬВИТЦЕР Гольвитцер [нем. Gollwitzer] Хельмут (29.12.1908, Паппенхайм, Бавария - 17.10.1993, Берлин), нем. евангелическо-лютеран. богослов и публицист. Род. в семье лютеран. пастора. В 1928-1932 гг. учился в ун-тах Мюнхена, Эрлангена, Йены, Бонна, где слушал лекции Г. Мерца, П. Альтхауза и Ф. Гогартена ; в 1937 г. защитил диссертацию в Базельском ун-те под рук. К. Барта . В 1933 г. встал на сторону антинацистской Исповедующей церкви и после ареста М. Нимёллера возглавил приход в Далеме (ныне район Берлина). Г. выступал против фальсификации христианства со стороны пронацистского движения Немецких христиан , читал лекции в подпольном христ. ун-те, принимал участие в спасении нем. евреев. После начала второй мировой войны Г. был мобилизован на Восточный фронт, служил в медицинских частях. В 1945-1949 гг. находился в СССР как военнопленный, по возвращении он издал книгу воспоминаний (...Und führen wohin du nicht willst: Bericht einer Gefangenschaft, 1950), к-рая пользовалась в ФРГ большой популярностью. В 1950-1957 гг. профессор систематической теологии в ун-те Бонна, в 1960-1975 гг. (до ухода на пенсию) профессор протестант. теологии в Свободном ун-те Зап. Берлина. В 1961 г. кандидатура Г. на место профессора теологии Базельского ун-та (освободившееся после смерти Барта) была отклонена властями ввиду его «недостаточно ясного» отношения к коммунизму. Г. развивал идеи освобождения теологии и христ. социализма, критиковал «антигуманный капиталистический строй», гонку вооружений и войну во Вьетнаме. Он был близким другом леворадикального студенческого лидера Р. Дучке. Соч.: Coena Domini. Münch., 1937; Israel - und wir. B., 1958; Christlicher Glaube und atomare Waffen. B., 1959; Die Existenz Gottes im Bekenntnis des Glaubens. Münch., 1963; Ausgewählte Werke: In 10 Bde/Hrsg. von Mitarb. d. Inst. f. Evangelische Theologie an d. Freien Univ. Berlin. Münch., 1988. С. А. Исаев Рубрики: Ключевые слова: БЕНЦИНГЕР Иммануил (1865-1935), нем. протестант. теолог, один из основателей археологии библейской в Германии

http://pravenc.ru/text/165327.html

3, 54) bei den lateinischen christlichen Schriftstellern. Münch., 1985; Baasten M. J. Pride in the «Moralia» of Gregory the Great: Diss. Ann Arbor, 1984; Hagedorn U., Hagedorn D. Olympiodor, Diakon von Alexandria. Kommentar zu Hiob. B.; N. Y., 1984; Poliakoff M. Jacob, Job, and Other Wrestlers: Reception of Greek Athletics by Jews and Christians in Antiquity//J. of Sports History. Radford (Va.), 1984. Vol. 11. N 2. P. 48-65; Gammie J. G. The Angelology and Demonology in the Septuagint of the Book of Job//HUCA. 1985. Vol. 56. P. 1-19; Habel N. C. The Book of Job: A Comment. Phil., 1985; Janzen J. G. Job. Atlanta, 1985; Schmitt G. Die Heimat Hiobs//ZDPV. 1985. Bd. 101. N 1. S. 56-63; Ebach J. Hiob/Hiobsbuch//TRE. 1986. Bd. 15. S. 360-380; Geyer C.-F. Das Hiobbuch im christlichen und nachchristlichen Kontext//Kairos: Zschr. f. Religionswissenschaft und Theologie. N. S. Salzburg, 1986. Bd. 28. N 3/4. S. 174-195; Gorringe T. J. Job and the Pharisees//Interpretation: A J. of Bible and Theology. Richmond, 1986. Vol. 40. N 1. P. 17-28; Montgolfier J., de. Ambroise de Milan: «De interpellatione Job et David»: Diss. [P.], 1986; Vermeylen J. Job, ses amis et son Dieu: La légende de Job et ses relectures postexiliques. Leiden, 1986; Ferreiro A. Job in the Sermons of Caesarius of Arles//RTAM. 1987. T. 54. P. 13-26; Kretzenbacher L. Hiobs-Erinnerungen zwischen Donau und Adria: Kulträume, Patronate, Sondermotive der Volksüberlieferung um Job u. sein biblisches u. apokryphes Schicksal in den Südost-Alpenländern. Münch., 1987; Savon H. L " ordre et l " unitè du «De interpellatione lob et David» de s. Ambroise//Latomus. Brux., 1987. Vol. 46. N 2. P. 338-355; Stemberger G. Juden und Christen im Heiligen Land. Münch., 1987; Hainthaler T. Von der Ausdauer Ijobs habt ihr gehört (Jak. 5, 11): Zur Bedeutung des Buches Ijob im NT. Fr./M., 1988; Hartley J. E. The Book of Job. Grand Rapids, 1988; Clines D. J. A. Job 1-20. Waco (Tex.), 1989; idem. Job 21-37. Nashville, 2006; Рижский М. И. Книга Иова: Из истории библейского текста.

http://pravenc.ru/text/578206.html

Д. является автором одного из первых учебников совр. типа - «Введения в христианскую археологию» (Einführung in die christliche Archäologie. Darmstadt, 1983; итал. пер.: Archeologia cristiana. R., 1993; польск. пер.: Archeologia chrzecijanska. Warsz., 1994), отличающегося рациональностью и компактностью составления. Среди сотрудников Д. были исследователи искусства и археологии Вост. Средиземноморья О. Фельд, У. Пешлов и др.тав Соч.: Frühchristliche Kirchen in Rom. Basel, 1948; Studien zur Architektur Konstantinopels im 5. und 6. Jh. nach Christus. Baden-Baden, 1956; Die Spolien in der spätantiken Architektur. Münch., 1975; Zwei spätantike Ruinenstätten in Nordmesopotamien. Münch., 1977 (совм. с U. Peschlow); Qalb Loze und Qalat Seman: Die besondere Entwicklung der nordsyrisch-spätantiken Architektur. Münch., 1982; Rom, Ravenna, Konstantinopel, Naher Osten: Gesamm. Stud. z. spätantiken Architektur, Kunst und Geschichte. Wiesbaden, 1982; Nubische Forschungen. B., 1988 (совм. с P. Grossmann); Das Mausoleum der Kaiserin Helena in Rom und der «Tempio della Tosse» in Tivoli. Mainz, 1998 (совм. с J. J. Rasch). Изд.: Repertorium der christlich-antiken Sarkophage. Wiesbaden, 1967. Bd. 1. Tl. 1-2: Rom und Ostia: Corpus der Kapitelle der Kirche von San Marco zu Venedig. Wiesbaden, 1981. Лит.: Modern Perspectives in Western Art History: An Anthology of 20th-Cent. Writings on the Visual Arts/Ed. W. E. Kleinbauer. N. Y., 1971. P. 39, 50, 87; Studien zur spätantiken und byzant. Kunst: Friedrich W. Deichmann gewidmet/Hrsg. O. Feld und U. Peschlow. Bonn, 1986. 3 Bde; Duval N. In Memoriam Fr. W. Deichmann: 1909-1993//Antiquité tardive. P., 1994. N 2. P. 7-11; Farioli Campanati R. F. W. Deichmann: Jena, 17.12.1909 - Mentana (Roma), 13.09.1993//Corso di cultura sull " arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1994. N 41. P. 10-16; Feld O. Commemorazione di F. W. Deichmann: Archeologo, cittadino onorario di Ravenna//Ibid. P. 17-32; idem. F. W. Deichmann: 17.12.1909 - 13.09.1993//Mitteilungen des Deutschen Archaol. Inst.: Römische Abt. R.; B., 1994. Bd. 101. S. 7-17; Brands G. F. W. Deichmann und der frühchristlich-byzant. Kirchenbau//100 Jahre Kunstgeschichte an der Martin-Luther-Univ. Halle-Wittenberg. Halle, 2004. S. 129-150.

http://pravenc.ru/text/168642.html

P., 1928; Lavelle L. Du temps et de l " éternité. P., 1945; Conrad-Martius H. Die Zeit. Münch., 1954; Brand G. Welt, Ich und Zeit. Den Haag, 1955; K ü mmel F. Über den Begriff der Zeit. Tüb., 1962; Das Zeitproblem im 20. Jh. Bern; Münch., 1964; The Nature of Time/Ed. T. Gold. Ithaca (N. Y.), 1967; Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени: Пер. с англ. М., 1969; Гуревич А. Я. Время как проблема истории культуры//ВФ. 1969. 3. С. 105-116; Janich P. Die Protophysik der Zeit: konstruktive Begründung und Geschichte der Zeitmessung. Fr./M., 19802; Ferber R. Zenons Paradoxien der Bewegung und die Struktur von Raum und Zeit. Münch., 1981; Молчанов В. И. Понятие рефлексии в контексте феноменологического учения о времени//Критика феноменологического направления в совр. буржуазной философии. Рига, 1981. С. 120-140; Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987; Platzek R. Zum Problem der Zeit und Zeitbestimmtheit in mus. Tempo. Amst., 1990; Никулин Д. В. Пространство и время в метафизике XVII в. Новосиб., 1993; Levinas E. Gott, der Tod und die Zeit. W., 1996; Zeit: Zeitverständnis in Wissenschaft und Lebenswelt/Hrsg. P. Rusterholz, R. Moser. Bern etc., 1997. П. П. Гайденко Естественно-научные представления о В. Классическая физика основывается на 3 законах механики и законе всемирного тяготения, выведенных Ньютоном на основе открытий Г. Галилея и удовлетворяющих небесной механике Н. Коперника . Ньютон пользовался представлением об абсолютных пространстве и В. Первое означает, что пространство однородно и бесконечно, в нем можно однозначно задать положение тела, второе - что В. по своей природе также однородно, оно равномерно течет независимо от чего-либо (в т. ч. от пространства): временной интервал между двумя событиями можно однозначно измерить, и результат будет одинаков независимо от того, кто производит измерения. Ньютон ввел в свою теорию абсолютное В. как математическую величину, имплицитно входившую уже в формулы Галилея. Абсолютное В. обратимо, т. е.

http://pravenc.ru/text/155438.html

La dimension juridique des sacrements. R., 2004; Хаффнер П. Тайна таинств. М., 2007; Уб[б]ьяли С. Догматическое учение о таинстве Покаяния в католическом богословии//Православное учение о церк. Таинствах. М., 2009. Т. 3. С. 265–274; Schumacher Th. Die Feier der Eucharistie: Liturgische Abläufe, geschichtliche Entwicklungen, theologische Bedeutung. Münch., 2009; idem. Bischof - Presbyter - Diakon: Geschichte und Theologie des Amtes im Überblick. Münch., 2010; Faber E.-M. Einführung in die katholische Sakramentenlehre. Darmstadt, 20113; Sakrament und Wort im Grund und Gegenstand des Glaubens: Theologische Studien zur römischkatholischen und evangelisch-lutherischen Lehre/Hrsg. von E. Herms. Tüb., 2011. Мариология: Goosens W. De cooperatione immediata Matris Redemptoris ad redemptionem objectivam: Quaestionis controversae perpensatio. P., 1939; Seiler H. Corredemptrix: Theologische Studie zur Lehre der letzten Päpste über die Miterlöserschaft Mariens. R., 1939; Laurentin R. Le titre de corédemptrice: Étude historique. R., 1951; Baraúna G. De natura corredemptionis marianae in theologia hodierna (1921–1958): Disquisitio expositivo-critica. R., 1960; Ridder C. A., de. Maria Medeverlosseres?: De discussie in de huidige Rooms - katholieke theologie over de medewerking van de moeder Gods in het verlossingswerk. Utrecht, 1960; Köster H. M. De corredemptione mariana in theologia hodierna (1921–1958)//Marianum. R., 1962. Vol. 24. P. 1–25; Söll G. Mariologie. Freiburg i. Br., 1978; Maria in der Lehre von der Kirche/Hrsg. H.-J. Mund. Paderborn; Münch.; W.; Zürich, 1979; Divergenzen in der Mariologie: Zur ökumenischen Diskussion um die Mutter Jesu/Hrsg. H. Petri. Regensburg, 1989; Mary, Coredemptrix, Mediatrix, Advocate: Theol. Foundations: Towards a Papal Definition?/Ed. M. I. Miravalle. Santa Barbara, 1995; Escudero Cabello A. La cuestión de la mediación mariana en la preparación del Vaticano II: Elementos para una evaluación de los trabajos preconciliares. R., 1997; Die marianischen Weltrundschreiben der Päpste von Pius IX.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

2009. С. 120). Этот способ существования подразумевает как непосредственный духовный опыт, так и вербальное изложение того «сообщения, которое провозгласили эти свидетели». Без такого вербального изложения опыт Церкви не может быть воспринят и усвоен, ибо «опыт церковного тела не есть алогичный или иррациональный мистицизм». Это изложение есть К. Как считает Яннарас, «керигма Церкви - это рациональное провозглашение и прояснение ее опыта, необходимая отправная точка для участия человека в этом опыте». Будучи «рациональным провозглашением», К. не может заменить подлинный духовный опыт, но может служить «основанием для апофатизма»: христианин понимает, что не может отождествить истину с рациональным осмыслением К.; этот отказ есть первый шаг апофатического богословия (Там же). Митр. Иоанн подчеркивал, что миссия Церкви состоит в сохранении чистоты первоначальной апостольской К. ( Zizioulas. 1985. P. 190). Лит.: Strauss D. F. Das Leben Jesu, kritisch bearbeitet. Tüb., 1835-1836. 2 Bde; Bultmann R. Der Stil der paulinischen Predigt und die kynisch-stoische Diatribe. Gött., 1910, 1984r; idem. Jesus. B., 1926. Tüb., 1964; idem. Neues Testament und Mythologie: Das Problem der Entmythologisierung der neutestamentlichen Verkündigung. Münch., 1941, 1985; idem. Theologie des Neuen Testaments. Tüb., 1953, 1958; idem. Geschichte und Eschatology. Tüb., 1958, 19793 (англ. пер.: History and Eschatology. Edinb., 1958); idem. Das Verhältnis der urchristlichen Christusbotschaft zum historischen Jesus. Hdlb., 1960, 19785; idem. Karl Barths «Romerbrief» in zweiter Auflage//Anfänge der dialektischen Theologie/Hrsg. J. Moltmann. Münch., 1962. Tl. 1. S. 119-142; idem. Ethische und mystische Religion im Urchristentum//Ibid. 1963. Tl. 2. S. 29-47; idem. Das Urchristentum im Rahmen der antiken Religionen. [Hamburg], 1963. Münch., 1992; idem. Jesus Christus und die Mythologie: das NT im Licht der Bibelkritik. Hamburg, 1965, 1975. Gütersloh, 19927; idem. Zu J. Schniewinds Thesen, das Problem der Entmythologisierung betreffend//Kerygma und Mythos: Ein theologisches Gespräch/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/1684229.html

В кн. «Renaissance und Barock: eine Untersuch. über Wesen u. Entstehung d. Barockstils in Italien» (Münch., 1888; рус. пер.: Ренессанс и барокко. СПб., 1913), написанной В. в Риме, ученый рассматривал ренессанс и барокко не как сменяющие друг друга стили, а как 2 разных способа художественного мышления. В смене ренессансного стиля барочным он был склонен видеть одну из важнейших закономерностей в развитии формы, наблюдаемую не только в итал. искусстве. В процессе исследования сущности и происхождения барочного стиля ученый пытался выработать систему понятий для описания различных «методов видения». Эта работа была продолжена в кн. «Die klassische Kunst: eine Einf. in die italienische Renaissance» (Münch., 1899; рус. пер.: Классическое искусство. СПб., 1912), где В. представил искусство Высокого Возрождения как результат развития «чисто оптического характера», направленного «к объединенному созерцанию многого и к слитому в необходимое целое соотношению частей». Вывод о «классическом искусстве» как не конкретно-исторической, а вневременной категории получил дальнейшее развитие в «Kunstgeschichtliche Grundbegriffe: d as Problem der Stilentwicklung in der neueren Kunst» (Münch., 1915; рус. пер.: Основные понятия истории искусств: Пробл. эволюции стиля в новом искусстве. М.; Л., 1930). В этой книге метод В. приобрел последовательно не исторический характер, ученый создал картину искусства нового времени, используя формальные категории, состоящие из 5 пар контрастных понятий (линейного и живописного, плоскостного и глубинного, замкнутой и открытой формы, множественности и единства, абсолютной и относительной ясности). Эта система явилась своеобразным завершением теоретических построений ученого. Труды В. были переведены на основные европ. языки. Его идеи не только господствовали среди историков искусства, но и влияли на изобразительное искусство, развитие литературоведения и нек-рых др. гуманитарных дисциплин. Популярности В. помимо научной новизны и актуальности его идей способствовала лит. одаренность исследователя. Следствием широкой известности явилось избрание В. в члены Прусской АН - он стал первым исследователем, получившим звание академика за работы в области истории искусства.

http://pravenc.ru/text/158336.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010