Феолипта Филадельфийского и Каллиста Ангеликуда ). Становление единого проблемного поля и методологии исследований. Интернационализация последних (укажем в качестве примера на содержательные и перспективные работы Эйдзи Хизамацу (Япония) 97 о богословии и аскетической практике св. Григория Синаита ). Расцвет и распространение международных журналов («Byzantinische Zeitschrift», «Byzantion», «Orientalia Christiana Periodica», в последнее время – «Христианский Восток» и др.). Вернемся к Э. фон Иванке, который был одним из тех, кто стоял у истоков настоящего – третьего – этапа исследований. Первостепенной важности заслуга этого ученого – в установлении точного терминологического разграничения между исихазмом и паламизмом – в статье с одноименным названием 98 . Исихазм в общем-то справедливо определяется профессором из Граца как метод психосоматической концентрации, позволяющий достичь видения Божественного света 99 . Выделение этой стороны позволило фон Иванке одним из первых в западной науке дать сжатый очерк истории развития исихастского метода аскезы по трем важнейшим источникам – «Методу священной молитвы и внимания», трактату св. Никифора Исихаста «О трезвении и блюдении сердца» и «Сотницам» свв. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Тем самым было наглядно продемонстрировано тождество предлагаемых этими авторами методик и доказана духовно-историческая преемственность между ними 100 . Роль Паламы в исихастских спорах расценивается фон Иванкой – опять же справедливо – как выработка целостного богословского учения, оправдывающего исихастскую практику. «Это учение о бытии, которое возникло именно в целях оправдания исихазма, но само по себе вовсе не обязательно должно связываться с каждым представителем исихастской мистики 101 (подобно тому, как и они, со своей стороны, также не включают в исихастскую мистику это исповедание), по праву называют – в отличие от исихазма (т. е. от мистического учения и практики исихастов) паламизмом (курсив автора. – Д. М.)» 102 . Такое разграничение было для своего времени новым и позитивным словом в европейской науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

187 Лосев С. Учение свв. отцов Церкви о познаваемости Бога в опровержение арианских заблуждений//Вера и разум. 1898. 7. С. 410. 188 Ср.: «Не следует полагать, что Василий Великий , отрицающий возможность сущностного познания вещей, проповедовал гносеологический пессимизм. Наоборот, он противопоставляет интеллектуализированному и обедненному миру Евномия мир чрезвычайно богатый и для мысли неистощимый: пассивному сущностному откровению, запечатленному Богом в душах, он противопоставляет всю действенность и активность человеческого познания и одновременно всю его объективность. Потому что воспринимаем мы именно реальные свойства объектов, даже если имена, которыми мы их определяем, не выражают того, чем они являются по своей сущности» (Лосский В. Н. Богословие и Боговидение. С. 181). 192 См.: Fedwick P. J. A Commentary of Gregory of Nyssa or the 38th Letter of Basil of Caesarea//Orientalia Christiana Periodica. 1978. Vol. 44. P. 31–51. 193 См.: Simonetti M. Genesi e sviluppo della dottrina trinitaria di Basilio di Cesarea//Basilio di Cesarea. La sua eta, la sua opera e lie basilianismo in Sicilia//Atti del Congresso Internationale. Messina, 1983. P. 169–197. 194 Даже по сравнению со св. Афанасием Великим , который порой отождествлял природу с ипостасью. См.: Abramowski L. Trinitärische und christologische Hypostasenformeln//Theologie und Philosophie. 1979. Bd. 54. S. 41. Правда, архимандрит Киприан (Керн) отмечает и слабое место подобного разграничения: «Если таково различие между этими двумя основными тринитарными терминами, то надо признать необходимое метафизическое предположение, что «общее» (то есть природа или сущность) не имеет своего отдельного бытия и осуществляется только в частном. Природа, как совокупность известных признаков, может быть только умопостигаема, но свое реальное выражение находит она только в отдельном. Иными словами, там, где нет частных видов, не может быть и речи об общей природе» ( Киприан (Керн) , архим. Золотой век святоотеческой письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Mercati G. La lettera Eustazio De Sancta Trinitate.../Mercati G. Varia Sacra. Roma, 1903. Fasc. 1. P. 57–70. (Studi e testi; V. 11). Mitchell J.-F. Consolatory letters in Basil and Gregory Nazianzen/Hermes. Wiesbaden, 1968. Bd. 96. H. 3. S. 299–318. Papadopoulos S. Η Αλληλογραφα Βασιλεου του Μεγλου κα Γρηγορου του Θεολγου/ Θεολογα, Αθηναι, 1979. Т. 50. Σ. 297–319. Pouchet J.-R. Basile le Grand et son univers d " amis d " apres sa correspon-dance. Une stratégie de communion. Roma, 1992. Prestige G.-L. St. Basil the Great and Apollinaris of Laodicea. London, 1956. Quasten J. Patrology: In 3 v. Utrecht; Antwerp, 1960. V. 3. P. 220–226. Riedmatten H. de. La correspondance entre Basile de Césarée et Apollinaire de Laodicée/The Journal of Theological Studies. New Series. London, 1956. V. 7. P. 199–210; 1957. V. 8. P. 53–70. Rudberg S.-Y. Etudes sur la tradition manuscrite de saint Basile. Lund, 1953. Treu К. Φιλα und αγπη. Zur Terminologie der Freundschaft bei Basilius und Gregor von Nazianz/Studii clasice. Bucuresti, 1961. V. 3. P. 421–427. Van de Paverd F. Die Quellen der kanonischen Briefe Basileios des Grossen/Orientalia christiana periodica. Roma, 1972. V. 38. Fasc. 1. P. 5–63. Vischer L. Das Problem der Freundschaft bei den Kirchenvatern Basilius der Grope, Gregor von Nazianz und Chrysostomus/Theologische Zeitschrift. Basel, 1953. Bd. 9. S. 173–200. Vogler Ch. L " administration impériale dans la correspondance de saint Basile et saint Grégoire de Nazianze/Institutions, société et vie politique dans l " Empire Romain au IVe siecle ap. J.-C. Roma, 1992. P. 447–464. Way A.-C. The Language and Style of the Letters of Saint Basil. Washington, 1927. 1 В издании 1911 г.: «какое-то счастие». В ходе работы над изданием возникла необходимость сверить некоторые фрагменты писем с греческим текстом для уточнения и исправления перевода. Сверка производилась по изданию: Saint Basile. Lettres: En 3 t. Texte etabli et traduit par Y. Courtonne», Paris, 1957–1966. Далее в основном тексте мы будем помещать сделанные нами исправления, а в примечаниях указывать вариант, опубликованный в издании 1911 г. Примечания, не отмеченные редактором (Ред.), относятся к изданию 1911 г. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

755 Здесь преп. Макарий так описывает жизнь человечества: «...сначала оно жило под властью диавола, а потом устремилось ко Христу. Так же точно проходит и жизнь каждого отдельного человека. Из борьбы против плотской жизни и из стремления и усвоения жизни Христовой и слагается жизнь человека-христианина. Земная наша жизнь есть не что иное, как изникновение из плотской жизни и приятие небесной. Она есть то же возрождение, которого ждал и дождался мир. В этом возрождении каждого отдельного человека преп. Макарий усматривает несколько ступеней. Первая ступень: самое начало возрождения, т.е. желание спасения, желание новой Христовой жизни. Вторая ступень: борьба Христовой жизни с плотскою, Божеских идеалов и мотивов с земными, сатанинскими. Третья ступень: достижение благодати чрез общение с Богом. Дальше же следует наслаждение плодами возрождения: заключительная ступень его» (Григорий, иеромон. Возрождение по учению преп. Макария Египетскаго . Сергиев Посад, 1899. С. 9–10). 758 Hausherr I. L’erreur fondamentale et la logique du messalianisme//Orientalia Christiana Periodica. Vol. 1. 1935. P. 328. Кстати, этот ученый находит также и следы мессалианства в «Макарьевском корпусе». 759 См.: Darrouzes J. Notes sur les Homélies du Pseudo-Macaire//Le Muséon. T. 67. 1954. P. 297–309. 761 См.: Dörres Н. Symeon von Mesopotamien. Die Überlieferung der messalianischen «Makarios " -Schriften. Leipzig, 1941. S. 7–8, 425–450. 762 Неприятие (правда, иногда лишь частичное) данной теории и скептическое отношение к ней можно отметить, например, в работах: Bouyer L. La spiritualité du Nouveu Testament et des Pères. Aubier, 1960. P. 444–456; Les Homélies spirituelles de saint Macaire. Traduction francaise avec introduction par P. Deseille. Abbaye de Bellefontaine, 1984. P. 11–19. 764 См.: Hatzopoulos A. Two Outstanding Cases in Byzantine Spirituality: The Macarian Homilies and Symeon the New Theologian. Θεσσαλονκη, 1991. P. 30–38. 765 См. на сей счет наше предисловие к кн.: Творения древних отцов-подвижников. С. 16–17 (переизд.: М., 2012. С. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Nicholas of Methone. Refutation of Proclus’ Elements of Theology. A Critical Edition with an Introduction on Nicholas’ Life and Works by Athanasios D. Angelou. Athens-Leiden, 1984. Podskalsky G. Nikolaos von Methone und die Proklosrenaissance in Byzanz (11/.12. Jh.)//Orientalia Christiana Periodica. 42,1976. S. 509–523. Полемика с латинянами и латиномудрствующими Патриарх Фотий и полемика с латинянами о Filloque Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского . Сергиев Посад, 1915. Anrweiler Н. Sur la carriere de Photius avant son Patriarcat//Byzantinische Zeitschrift. 58, 1965. Pp. 348–363. Beck H. – G. Die byzantinische Kirche im Zeitalter des photianischen Schismas//Handbuch der Kirchengeshichte. Freiburg, 2000. S. 3940–3992. Dagron G. L’Eglise et Petat (milieu IX-fin X siecle)//Histoire du christianisme. Т. IV. Paris, 1993. Dragas G. D. Towards a complete bibliographia photiana in chronological progression with an index to authors//ExxXr]aia xai OeoXovia. 1, 1989–1991. Pp. 531–669. Dvornik F. Photian and Byzantine ecclesiastical Studies. London, 1974. Dvornik F. The Photian Schisme, History and Legend. Cambridge, 1948. Haugb R. S. Photius and the Carolingians: The Trinitarian Controversy. Belmont, 1975. Mango C. The liquidation of Iconoclasm and the Patriarch Photius//Iconoclasme. Birmrngham, 1977. Pp. 133–145. Treadgold W. T. Photius before His Patriarchate//Journal of Ecclesiastical History. 53:1, 2002. Pp. 1–17. White D. S. Patriarch Photios of Constantinople. His Life, Scholarly Contributions and Correspondence Together With a Translation of Fifty-Two of His Letters: His Life, Scholarly Contributions, and Correspondence Together With a Translation of Fifty-Twp of His Letters. Brookline, 1981. Полемика об опресноках при патриархе Михаиле Кируларии Бармин А. В. Полемика и схизма. История греко-латинских споров IX-XII веков. М., 2006. Бернацкий М. М. Спор об опресноках/Евхаристия//Православная энциклопедия. 17 (2008). Сс. 619–625. Бусыгина М. А. Догматическое содержание полемики об опресноках. Патрология, философия, герменевтика//Труды Высшей религиозно-философской школы. 1, 1992. Сс. 20–27.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

482 Напечатано в: С. Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, vol. I. Paris, 1872, p. 139 ff. 483 См.: H. Grégoire. Le veritable nom et la date de l " église de la Dormition à Nicée. Un texte nouveau et décisif. — Melanges d " histoire offerts ä Henri Pirenne. t. I. Bruxelles-Paris, 1926, pp. 171—174. См. также: Ch. Diehl. Manuel d " art byzantin, vol. II, pp. 520—521; 908. Статья А. Грегуара вышла слишком поздно, чтобы Ш. Диль мог бы ее использовать. См. также: О. M. Dalton. East Christian Art. Oxford, 1925, p. 285. 484 См.: M. Алпатов, И. Брунов. Краткий отчет о путешествии на Восток. — ВВ, т. 24, 1923—1926, с. 61; Ch. Diehl. Manuel d " art byzantin, vol. II, p. 908. 485 A. Heisenberg. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums. II, S. 11—12. 486 A. Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, vol. I, pp. 99, 105, 107. 487 См.: E. Gerland. Geschichte der Frankenherrschaft in Griechenland. II. Geschichte des lateinischen Kaiserreiches von Konstantinopel. Hamburg, 1905, S. 102—114. После появления книги Герланда перестала представлять интерес следующая работа — L. Neuhaus. Die Reichsverwesenschaft und Politik des Grafen Heinrich von Anjou, des zweiten Kaisers im Lateinerreiche zu Byzanz. Leipzig, 1904. 488 Georgius Acropolita. Annales, cap. 10. Ed. A. Heisenberg, p. 17. 489 См.: G. de Jerphamon. Les Inscriptions cappadociennes et l " histoire de l " empire grec de Nicée. — Orientalia Christiana Periodica, vol. I, 1936, pp. 242—243; P. Wittek. Das Fürstentum Mentesche. Studie zur Geschichte Westkleinasiens im 13—15. Jahrhundert. Istambul, 1934, S. 1—23; M. F. Koprulu. Les Origines de l " Empire Ottoman. Paris, 1935, pp. 35—37; P. Wittek. The Rise of the Ottoman Empire. London, 1938, pp. 16—32. 490 A. Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, vol. I. pp. 129—136. 491 Mich. Acominatus, ed. S. Lampros, vol. II. Athenae, 1879, pp. 353 ff. 492 Georgius Acropolita. Annales, cap. 15; ed. A. Heisenberg, p. 27. 493 E. Gerland. Geschichte der Frankenherrschaft in Griechenland. II, S. 216.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

813 Изд. Χριστοδολου. T. 1. Σ. 77–165; о рукописи см.: Lucà S. Attività scrittoria e culturale a Rossano: da S. Nilo a S. Bartolomeo da Simeri (secoli X–XII)//Atti del Congresso internazionale su S. Nilo di Rossano. 28 settembre – 1 ottobre 1986. Rossano; Grottaferrata, 1989. P. 25–73, особенно p. 28, прим. 12, и p. 63, прим. 169. 814 Некоторые из них изданы: Arco Magri M. L’inedito canon de requie di Andrea Cretese//Helicon. 1969–1970. T. 9–10. P. 475–476; eadem. Clemente innografo e gli inediti canoni cerimoniali. R., 1979. P. 45, 55, 66; Romanos le Mélode. Hymnes. Vol. 5: Nouveau Testament (XLVI–L) et hymnes de circostance (LI–LVI)/Introduction, texte critique, traduction et notes par J. Grosdidier de Matons. P., 1981. (SC; 283). P. 8, 375. 815 Lucà S. Su origine e datazione del Crypt. Β. β. VI (ff. 1–9): Appunti sulla collezione manoscritta greca di Grottaferrata//Tra Oriente e Occidente: Scritture e libri greci fra le regioni orientali di Bisanzio e l’Italia/A cura di L. Perria. R., 2003. (Testi e tudi bizantino-neoellenici; 14). P. 145–224, здесь p. 207–210; изд. Χριστοδολου. T. 1. Σ. 166–276. 817 Biblioteca Regionale Universitaria – Messina, Catalogo dei manoscritti datati del Fondo del SS. Salvatore/A cura di M. T. Rodriquez. Palermo, 1999. (Sicilia/Biblioteche; 50). P. 44–45. 819 Arranz Μ. Les prières presbytérales de la «Pannychis» de l’ancien Euchologe byzantin et la «Panikhida» des défunts, I//Orientalia Christiana Periodica. R., 1974. Vol. 40. P. 336–338. 823 Сохранился в рукописи: Jena. Thüringer Universität. G.B.q.6. Fol. 185 r –186 v ; новейшее описание этой рукописи см. в статье: Stockhausen A. von. Katalog der griechischen Handschriften in Besitz der Thringer Universitäts- und Landesbibliothek Jena//Byzantinische Zeitschrift. B., 2001. Bd. 94:2. S. 692–697. 825 Ibid. T. 1. Σ. 65–76; о рукописи см.: Материалы и техника византийской рукописной книги (по реставрационной документации ГосНИИР)/Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрыина Э. Н., Фонкич Б. Л. М., 2003. С. 107–109, 262–263.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

-. «La theme de l " ivresse spirituelle dans la mystique de Saint Symeon le Nouveau Theologien.» In Studia Patristica, 3:368–76. Berlin, 1962. Loenertz, R. «Pour la biographie du cardinal Bessarion.» Orientalia Christiana Periodica 10 (1944): 116–49. Пространная критика работы Людвига Мелера. Lossky, V. «Le probleme de la " Vision face a facé et la tradition patristique de Byzance.» In Studia Patristica, 2:512–37. Berlin, 1957. Истоки западного противоборства паламизму. Maloney, George A. The Spirituality of Nil Sorsky. Westmalle, Belgium, 1964. Единственное полное исследование на английском языке, сделанное обстоятельно и с любовью. Masaryk, Tomas Garrigue. Rusko a Evropä Studie o duchovnich proudech v Rusku (Россия и Европа: исследования духовных направлений в России). 2 vols. 2nd ed. Prague, 1930–33. Автору довольно трудно постичь природу восточного благочестия, однако его проницательное осмысление истории идей порой выглядит просто блестяще. (Английский перевод (Eden and Cedar Paul) сделан с более раннего немецкого издания; ныне он пересмотрен и переиздан: The Spirit of Russiä Studies in History, Literature and Philosophy. 2nd ed. London, 1955–67.) Meyendorff, Jean. «Note sur l " influence dionysienne en Orient.» In Studia Patristica, 2:547–52. Berlin, 1957. -. Introduction a l " Bmude de Gregoire Palamas. Paris, 1959. В отличие от перевода на английский в данном содержится аннотированный перечень опубликованных и неопубликованных трудов Паламы, а также исчерпывающая библиография. -. A Study of Gregory Palamas. Translated by George Lawrence. London, 1964. Le millenaire du Mont Athos 963–1963: Emudes et melanges. 2 vols. Wetteren, Belgium, 1963. Несколько эссе о Паламе. Mohler, Ludwig. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann. 3 vols. Paderborn, 1923–42. (См. также раздел «Издания и собрания»). Robertson, J. N. W. B. The Acts and Decrees of the Synod of Jerusalem. London, 1899. Romanides, John S. «Notes on the Palamite Controversy and Related Topics.» Greek Orthodox Theological Review 6 (1960/61): 186–205; 9 (1963/64): 225–70. Критика исследования Мейендорфа и попытка показать, что Варлаам наследовал августиновскую традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

72 Esbroeck M. van. Jean II de Jérusalem et les cultes de S. Étienne, de la Sainte-Sion et de la Croix... P. 112. 73 См. работу Verhelst S. Les traditions judéo-chrétiennes dans la liturgie de Jérusalem spécialement la Liturgie de saint Jacques frère de Dieu. Leuven, 2003, где на p. 200–203 рассматривается эта гомилия; датировка, согласно Ван Эсбруку, terminus ad quem AD 395. 74 Esbroeck M. van. Jean II de Jérusalem et les cultes de S. Étienne, de la Sainte-Sion et de la Croix. P. 106–107. 75 Об изучении этих трех этапов, см.: Janeras S. I vangeli domenicali della resurrezione nelle tradizioni liturgiche agiopolita e bizantina... p. 55–69. В какой-то момент в истори­ческом движении святоградского богослужения четыре Евангелия были удвоены и таким образом увеличились до восьми. Это увеличение не достигло армянского об­ряда, который до сих пор имеет (все те же) четыре Евангелия. В четырех аутентичных гласах мы обнаруживаем чтения из четырех Евангелий в библейском порядке, начиная с Матфея. Чтения четырех плагальных гласов, как они обычно представлены, кроме Матфея, который все тот же, следуют за текстами чтений аутентичных гласов. Перикопы аутентичных гласов касаются напрямую Воскресения, в то время как плагальные гласы на самом деле – после-воскресных чтений (Мк: «длинное окончание», явления Христа после Воскресения и Вознесение; Лк: путешествие в Эммаус, явления Христа после Воскресения; Ин: явление Христа семи ученикам после Воскресения). 76 См.: Mateos J. La vigile cathédrale chez Egérie//Orientalia Christiana Periodica. Vol. 27. 1961. P. 281–312; Winkler G. Ungelöste Fragen im Zusammenhang mit den liturgischen Gebräuchen in Jerusalem//Handes amsorya. Vol. 101. 1987. S. 303–315. Армянская «Служ­ба женам-мироносицам» – ближайший наследник воскресной полунощной службы IV века. 77 См.: Renoux A. Les hymnes de la résurrection. 1. Hymnographie liturgique géorgienne. Introduction, traduction et annotation des textes du Sinaï 18. Paris, 2000. P. 129 (mode 1), etc. 78 Janeras S. I vangeli domenicali della resurrezione nelle tradizioni liturgiche agiopolita e bizantina. p. 55–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

913 Халецкий практически обходит молчанием это письмо и сведения о раздоре между Потеем и Терлецким, говоря только, что Потей с нетерпением реагировал на задержку в ответе Рагозы на его обращения («It is true that he became impatient when the Metropolitan... delayed his answer»; Halecki 1968. P. 277). 919 АЗР. Т. IV. DUB. Ср.: Halecki 1968. Р. 283–284. В письме от 17 марта Халецкий видит только стремление привлечь Острожского к унии и уклончивое мнение о поездке Терлецкого в Краков; в письме от 25 марта – одно лишь стремление защититься от упреков в амбициозности, желании стать кардиналом или митрополитом и даже готовность обвинить Острожского в близости к еретикам. В высказываниях самого Острожского он видит выражение «открытого презрения к соборам православной иерархии» («open contempt of the synods of the Ruthenian hierarchy») и даже противоставление им анабаптистских синодов. 921 Krajcar J. Jesuits and the Genesis of the Union of Brest//Orientalia Christiana periodica, 31 (1978), P. 153 («signified ideally a return to rus’ka slaryna»). 922 [Потей И.] Уния Греков с костелом Римским. Вильно, 1595//Русская историческая библиотека. Т. VII. СПб., 1882. («Памятники полемической литературы в Западной Руси. Т. 1). Стб. 111–168. 923 Skarga Р. О iednosci kosciola Bozego pod iednym pasterzem//РИБ. T. 7. СПб., 1882 («Памятники полемической литературы в Западной Руси. Т. 2). Стб. 223–526. 924 [Потей И.] Уния Греков. Стб. 113, 129–130, 145–147, 161–162, 166 и др.; Skarga P. Op. cit. Стб. 232–234, 243, 252–254, 255–258, 262, 263, 303–304, 335–337. 956 Когда 10 февраля нунций Маласпина доносил в Рим кардиналу Альдобрандини о том, что Терлецкий прибыл к нему с документом, скрепленным печатями (DUB. Р. 45), имелись в виду, видимо, печати Потея и Терлецкого. 959 Федор Скумин-Тышкевич, отпрыск знатнейшего рода, другие члены которого к тому времени стали или католиками, или протестантами, считается вторым по авторитету православным вельможей Речи Посполитой того времени и первым по значению в Литве и Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010