Древнерусские памятники. С. 49, 74; Catalano, Pašuto. L’idea di Roma. P. 82). Заявление о помазании по «древнему царскому чину» не может относиться, конечно, к русской традиции поставления, но относится, скорее всего, к традиции византийской (и опосредствованно – к библейской традиции). Соответственно, в Казанской истории говорится, что Иван IV «воцарися и поставися на царство великим поставлением царским... И помазан бысть святым миром и венчан святыми бармами и венцем Манамаховым по древнему закону царскому, яко же и римстии, и гречестии, и прочии православнии царие поставляхуся» (Казанская история. С. 360). 704 Симеон Солунский в своем описании византийского коронационного обряда нигде не придает императорскому помазанию значения таинства и никак не ассоциирует его с Миропомазанием (см.: PG. 155. Col. 351–358 ; ср.: Arranz M. L’aspect rituel de l’onction des empereurs de Constantinople et de Moscou//Roma, Constantinopoli, Mosca. [Napoli, 1983]. P. 413; Idem. Les Sacrements de l’ancien Euchologe constantinopolitain, X: La consécration du saint myron//Orientalia Christiana Periodica. 1989. Vol. 55/2. P. 319. Not. 3; Kniazeff A. Les rites d’intronisation royale et impériale//Les bénédictions et les sacramentaux dans la Liturgie. Conférences Saint Serge, XXXIVe semaine d’études liturgiques. Paris, 23–26 Juin 1987/Éd.: A. M. Triacca, A. Pistoia. R., 1988 (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». «Subsidia»; 44). P. 155). Равным образом и на Западе помазание монарха при возведении на престол не воспринималось как таинство (см.: Kantorowicz E. H. Deus per naturam, Deus per gratiam: A Note on Mediaeval Political Theology//The Harvard Theological Review. 1952. Vol. 45. P. 253–277). 705 См.: Arranz M. Évolution des rites d’incorporation et de réadmission dans l’Église selon l’Euchologe byzantine//Gestes et paroles dans les diverses familles liturgiques. Conférences Saint-Serge, XXIVe semaine d’études liturgiques. Paris, 28 Juin – ler Juillet 1977. R., 1978 (Bibliotheca Ephemerides Liturgicae. Subs.; 14). P. 66; Idem. L’aspect rituel de l’onction. P. 413, 415; Idem. Les Sacrements. P. 319. Not. 3; Idem. Couronnement royal et autres promotions de cour: Les Sacrements de l’institution de l’ancien Euchologe constantinopolitain. III/1//Orientalia Christiana Periodica. 1990. Vol. 56/1. P. 86. Not. 5. 706 Характерна в этом смысле ошибка Олеария, который полагал, что «халдеев», т. е. ряженых, участвовавших в «Пещном действе», принято было вторично крестить в проруби (Олеарий A. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. C. 301–303); на самом же деле они совершали омовение в «Иордани». Отметим также помазание богоявленской водой, которое издавна практикуется в Православной Церкви (Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. С. 87).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

60 Μοσχονς Θ. Θεα Λειτουργα το γου Μρκου. λεξνδρεια, 1960. (κδσεις το νστιτοτου τν νατολικν Σπουδν τς πατριαρχικς βιβλιοθκης λεξανδρεας; 9). 61 Мы пользовались переизданием, подготовленным архим. Никодимом (Скреттасом): μβρσιος (Σταυρινς), μητρ. Α ρχαιταται κα α σγχρονοι Λειτουργαι τν κυριωτρων το Χριστο κκλησιν. Θεσσαλονκη, 2001. (Λειτουργικ Βλατδων; 4). 64 Φουντολης I. Θεα Λειτουργα το ποστλου Μρκου. Θεσσαλονκη, 1970. (Κεμενα Λειτουργικς; 3). 65 Буква X в шифре этого списка соответствует греческому слову Χειργραφον («рукопись»), шифры остальных содержат букву Е – Ελητριον («свиток»). 68 Автор статьи сердечно благодарит Григория Кесселя за его неоценимую помощь в прочтении арабских помет в этой и других рукописях. 74 В современном богослужебной практике эта молитва – своя для каждого из чинов литургии – известна как молитва на потребление Святых Даров, но она имеет более общий смысл благодарения священнослужителей за завершившееся тайнодействие. 75 Настолько, что она вошла даже в литургическую традицию Древней Руси, см.: Желтов M., диак. Чин Божественной литургии в древнейших вв.) славянских Служебниках//Богословские труды. 2007. Сб. 4L С. 272–359, здесь с. 319–322. 77 См.: Mdldk H. Les livres liturgiques de l’Eglise Copte//Melanges Eugene Tisserant, III. Cittä del Vaticano, 1964. (Studi e Testi; 233). P. 1–35, здесь p. 6–8. 78 См.: Burmeiter О. The Greek Kirugmata Versicles & Responses and Hymns in the Coptic Liturgy//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1936. Vol. 2. P. 363–394. 79 Qtiecke H. Ein sáfdischer Zeuge der Markusliturgie (Brit. Mus. Nr. 54 036)//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1971. Vol. 37. P. 40–54. 81 Lanne E Le grand Euchologe du Monastère Blanc. Texte copte édire avec traduction franaise. Paris. 1958.(Parrologia Orientalis; 28:2)Р.292 (28) – 295 (31) 82 Hamuková V. Misctllaneuous Coptic Prayers//Archiv Orientalni. Praha. 1936. Vol. 8. P.318–333; 1937. Vol. 9. Р.107–145. 83 Комплексное исследование этой группы источников содержится в работе: Неппег Op. cit. S. 129–150, 183–207. См. также существенные поправки и дополнения к этой работе в статье: Brakmann H. Fragmenta Graeco-Copto-Thebaica: Zu Jutta Henners Veröffentlichung alter und neuer Dokumente südägyptischer Liturgie//Oriens Christianus. Wiesbaden, 2004. Bd. 88. S. 117–172, здесь S. 155–161, 166–171. Следует, впрочем, заметить, что содержащиеся в Диакониконах аккламации нельзя однозначно отнести только к литургии апостола Марка, поскольку они используются во всех чинах египетских литургий. Аналогичные аккламации содержатся и в греко-саидском остраконе, изданном Б. А. Тураевым в его заметке «К истории греческого периода в верхнеегипетском богослужении» (Византийский временник. СПб., 1900. Т. 7. С. 426–431, здесь с. 428), и в др. источниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Флоровский – Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937; 2-е изд. Париж, 1981 Харлампович – Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1 Христ. чт. – Христианское чтение. СПб.; Пг., 1821–1918 Церк. вед. – Церковные ведомости. СПб.; Пг., 1888–1917 Чтения – Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1845–1848, 1858–1918 ЧОЛДП – Чтения в Московском Обществе любителей духовного просвещения. М., 1863, 1867–1916 ЭС – Энциклопедический словарь Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890–1905; СПб., 1905–1907. Доп. т. 1–2. Новый энциклопедический словарь Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (в 48 т.). СПб., 1911–1916. 29 т. (доведен до слова «Отто») Ammann – Ammann A. M. Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte. Wien, 1950 BZ – Byzantinische Zeitschrift. DACL – Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie. Paris, 1907–1953 DHGE – Dictionnaire d’histoire et de geographie ecclesiastiques. Paris, 1912–1953 DTC – Dictionnaire de theologie catholique. Paris, 1905–1950 Forschungen – Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. B., 1954 ff. HZ – Helte Zeitschrifte Herman – Herman A. De fontibus iuris ecclesiastici Russorum. Commentarius historico-canonicus. Rom, 1936 (S. Congregazione per la Chiesa Orientale. Condificazione Orientale Fonti. Serie 2, 7) IKZ – Internationale Kirchlische Zeitschrift. Bern, 1911 ff. Irenikon – Irenikon. Chevetogne. JGO – Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas Kyrios – Kyrios. Vierteljahrschrift fur Kirchen-und Geistesgeschichte Osteuropas. Konigsberg i Pr., 1936–1943 Milasch – Milasch N. Das Kirchenrecht der Morgenlandischen Kirche. 2 Aufl. Mostar, 1905 (1 Aufl.: Zara, 1897) OCA – Orientalia Christiana Analecta. Rom, 1923 ff. OCP – Orientalia Christiana Periodica. Rom, 1935 ff. OS – Ostkirchliche Studien. Wurzburg, 1952 ff. PRE – Realencyklopadie fur protestantische Theologie und Kirche. 3 Aufl. Leipzig, 1896–1913. 24 Bde Textus selecti – Herman A., Wuyts A. Textus selecti iuris ecclesiastici russorum. Rom, 1944 (S. Congregazione per la Chiesa Orientale. Codificazione Orientale. Fonti. Serie 2, 7)

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Византийский Профитологий был сформирован в Константинополе в начале VIII века: Hoeg C., Zuntz G. Remarks on the Prophetologion//Quantulacumque. Studies presented to Kirsopp Lake by Pupils, Collegues and Friends. Ed. by R.P. Casey, S. Lake and A.K. Lake. London, 1937. P. 221. Ehrhard A. Uberlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche von den Anfangen bis zum Ende des 16. Jahrhunderts. Leipzig, 1938. T. I. Die Uberlieferung. B. II. S. 65–91, 109–112, 134–186. Grosdidier de Matons J. Romanos le Melode et les origines de la poesie religieuse a Byzance. Paris, 1977. P. 74–93. Arranz M. Romanos le Melode//Dictionnaire de Spiritualite. Paris, 1988. T. XIII. Fasc. 89–90. Col. 898–908. Bornert R. Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du VIIe au XVe siecle. Paris, 1966. P. 106-107. L " Eucologio Barberini gr. 336/A cura di S. Parenti e E. Velkovska. Roma, 1995 (Bibliotheca Ephemerides Liturgicae, Subsidia 80). Phountoules I. He eikositetraoros akoimetos doxologia. Athenai, 1963. S. 69–85. Jacob A. Histoire du formulaire grec de la liturgie de Saint Jean Chysostome. These presente pour l " obtention du grade de docteur en philosophie et lettres (These non publiee, Universite Catholique de Louvain). Louven, 1968. P. 493–497; Parenti S. Osservazioni sul testo dell " anafora di Giovanni Crisostomo in alcuni eucologi italo-greci (VIII–XI secolo)//Ephemerides Liturgicae. 1991. T. 105. P. 151–152. Pentkovsky A. Le ceremonial du mariage dans l " Euchologe byzantin du XI–XII siecle//Le Mariage/Conferences Saint-Serge, LX semaine d " etudes liturgiques (Paris, 29 juin – 2 juillet 1993). Roma, 1994. P. 262–264 (Bibliotheca Ephemerides Liturgicae, Subsidia 77). Arranz M. Les Sacrements de l " ancien Euchologe constantinopolitain/10. La consecration du saint myron//Orientalia Christiana Periodica. 1989. T. 55. P. 317–338. Arranz M. Couronnement royal et autres promotions de cour у Byzance (Les Sacrements de l " institution de l " ancien Euchologe constantinopolitain: III–1)//Orientalia Christiana Periodica. 1990. T. 56. P. 83–133.

http://sedmitza.ru/lib/text/443679/

-. «Saint Gregory Palamas and the Tradition of the Fathers.» Соборность 4 (1961): 165–76. Geanakoplos, Deno John. Emperor Michael Palaeologus and the West, 1258–82. Cambridge, Mass., 1959. О Втором Лионском Соборе и его провале. Georgi, Curt R. A. Die Confessio Dosithei (Jerusalem 1672): Geschichte, Inhalt und Bedeutung. Munich, 1940. Gill, Joseph. The Council of Florence. Cambridge, 1959. Итог многолетних исследований. Hausherr, Irenee. «La memhode d " oraison hesychasme.» Orientalia Christiana 9 (1927): 101–210. Основание (с работой Карла Холла) современного западного исследования византийского мистицизма. Hofmann, Georg. Il beato Bellarmino e gli orientali. Rome, 1927. Содержит источники, касающиеся связей Беллармино с греками и славянами. -. _Patriarch Johann Bekkos und die lateinische Kultur._ Orientalia Christiana Periodica 11 (1945): 141–64. Holl, Karl. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Мопснтит: Eine Studie zu Symeon dem Neuen Theologen. Leipsiz, 1898. Jugie, Martin. «Le mot transsubstantiation ches les Grecs avant 1629, at apres 1629.» Echos d " Orient 10 (1907): 5–12; 65–77. -. «La Confession orthodoxe de Pierre Moghila а propos d " une publication гесепте.» Ibid. 28 (1930): 414–30. Каптерев, Н.Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI-XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914 (2-е издание). Содержит большую главу (стр.26–102) о «третьем Риме». Karmires, Ioannes N. Orthodoxia kai Protestantismos. [Православие и протестантизм]. Athens, 1937. -. ed. Ta dogmatika kai symbolika mnemeia tes orthodoxou katholikes ekklesias [Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви]. 2 vols. 2nd ed. Athens and Graz, 1960–68. Kijprian, Archimandrite. «Epiklesa (Molitva prizivan " a Sv.Ducha) u aleksandrijskim liturgijama» (Эпиклеза. Молитва призывания Св. Духа в александрийских литургиях). Bogoslovie 7 (1932):290–335. Киприан, архимандрит. Антропология св. Григория Паламы . Париж, 1950. Обстоятельная богословская монография. Krivocheine, Basile. «The Writings of St Symeon the New Theologian.» Orientalia Christiana Periodica 20 (1954): 298–328. Первая обстоятельная попытка объяснить литературные и хронологические связи между несколькими собраниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На последней странице обложки помещён портрет А. А. Дмитриевского из группового снимка, сделанного в ноябре 1914 года по случаю 70-летия Н. П. Кондакова (ПФА РАН. Разряд X, оп. 2, д. 101). Впервые этот снимок был опубликован в 1995 году (Архивы 1995, 231), однако А. А. Дмитриевский указан здесь как «неустановленное лицо». Атрибуция снимка принадлежит И. Л. Кызласовой (Кызласова 2000, 249). Снимок был любезно предоставлен для публикации И. П. Медведевым. Литература Аалст 1955–1956 – P. Gabriel (van Aalst), О. F. М. Cap. Alexius Afanasevic Dmitrievskij 1856–1929. Biographische gegevens, zijn leer over het liturgisch typikon/Het Christelijk Oosten en Hereniging. Jaargang 7 (1954–1955). S. 29–37, 212–225; Jaargang 8 (1955–1956). S. 163–176. Аалст 1960 – P. Gabriel van Aalst, O. F. M. Cap. Die Bibliographie des russischen Liturgisten A. A. Dmitrievskij/Orientalia Christiana Periodica. 1960. Vol. XXVI. P. 108–140. Арранц 1974 – M. Arranz S. J. Les archives de Dmitrievsky dans la bibliothèque d’Ètat de Leningrad/Orientalia Christiana Periodica. Vol. XL, fasc. 1. Roma, 1974. P. 61–83. Арранц 1995 – о. Михаил Арранц. A. A. Дмитриевский : Из рукописного наследия/Архивы 1995. С. 120–133. Архивы 1995 – Архивы русских византинистов в Санкт- Петербурге. СПб., 1995. Белокуров I-II – Белокуров С. А. Арсений Суханов . I-II. М., 1891–1893. Белокуров 1886 – Белокуров С. А. Сильвестра Медведева «Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем»/С предисл. и примеч. С. Белокурова . М., 1886. Варакин 1910 – Варакин Д. С. Исправление книг в XVII столетии. При бывшем Патриархе Никоне . М., 1910 г. (Б-ка журнала «Старообрядческая мысль»). Голубинский 1892 – Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами/Богословский вестник. 1992. T. 1. С. 45–76, 277–312, 485–506; Т. 2. С. 34–72, 197–223. Голубинский 1892а – Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами. Сергиев Посад, 1892. Отт. из журн. «Богословский вестник». Голубинский 1905 – Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами. М., 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

    Istina — Istinä [Revue trimestrielle publiée par le Centre Istina]. Boulogne-sur-Seine, 1954-.     JTS — The Journal of Theological Studies: New Series. Oxford, 1950-     MS — Mediaeval Studies. Toronto, 1939-.     OC — Orientalia Christiana. Roma, 1926—1934.     OCA — Orientalia Christiana Analecta. Roma, 1935-.     OCP — Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935-.     REB — Revue des Études byzantines. P., 1946-.     RHPR — Revue d’Histoire et de la Philosophie religieuses. Strassbourg, 1921—1924; Strassbourg; P., 1925—1949; P., 1950-.     RSPT — Revue des Sciences philosophiques et théologiques. Kain; P., 1907—1912; R, 1913-.     RTL — Revue théologique de Louvain. Louvain, 1970-.     SC — Sources Chrétiennes. R, 1943-.     SP — Studia patristica/ed. K. Aland, F. L. Cross, E. A. Livingstone, [et al.]. B.; Leuven, 1957-.     ST — Studi e Testi/Biblioteca Apostolica Vaticana. Città del Vaticano. 1900-.     SVSQ — Saint Vladimir’s Seminary Quarterly: [New Series]. Vol. 1—12. Crestwood, NY, 1957—1968.     SVTQ — Saint Vladimir’s Theological Quarterly. Vol. 13-. Crestwood, NY, 1969.     TM — Travaux et Mémoires/Centre de recherche d’histoire et civilisation byzantines. T. 1—4. P, 1965—1970; Travaux et Mémoires Centre de recherche d’histoire et civilisation de Byzance. T. 5-. R, 1973-.     TRE — Theologische Realenzyklopàdie hrsg. G. Krause, G. Müller. Bd. 1—36. B.; NY, 1977—2004.     TU — Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Vol. 1—138. Leipzig; B., 1882—1989.     АО — Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. Μ., 1994-.     БС — Богословский сборник [Православного Свято-Тихоновского богословского института]. Μ., 1997-.     БТ — Богословские труды: сборник: [Издание Московской Патриархии]. М., I960-.     ВВ — Византийский временник. Т. 1—25. СПб., 1894—1928; Т. 1(26) — . М., 1947-.     ВР(С)ХД — Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения. Париж, 1925-.     ВЭ — Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Париж, 1952-.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Традиционно наиболее значительными научными центрами являются многочисленные научные учреждения Ватикана, объединяющие католич. ученых из мн. стран мира. Среди работавших в Ватикане византинистов - Й. Хергенрётер, Дж. Меркати , Р. Девреес (палеография, патрология), П. Канар и др. Центром по изучению рим., в т. ч. визант., наследия стал действующий в Риме с 1980 г. международный семинар исторических исследований «От Рима к 3-му Риму» под рук. П. Каталано . Исследования публикуются в многочисленных журналах и сериях, среди к-рых важнейшие: «Roma e l " Oriente» (1910-1921), «Orientalia Christiana Analecta» и «Orientalia Christiana Periodica» (в 1923-1934 - «Orientalia Christiana»). С 1924 г. издается специальный ж. по В. и неоэллинистике «Studi bizantini e neoellenici», созданный по инициативе исследователя визант. палеографии и лит-ры С. Дж. Меркати . В 50-х гг. при Римском ун-те образован Институт византийских и новогреческих исследований. Среди итал. ученых 2-й пол. XX в.- Э. Фольери (палеография, агиография), Ф. Коньяссо ( Cognasso F. Relazioni religiose o politiche fra Roma e Bizanzio. Torino, 1947), Г. Галасси , А. Пертузи (итало-визант. отношения, история поздней империи, издания источников). Греция Византия всегда занимала огромное место в культуре и самосознании греч. народа, и поэтому естественно, что с начала своего появления научная школа в этой стране обратилась к изучению и оценке визант. наследия. При этом, как правило, преобладали полярные т. зр.: либо полное отрицание визант. эпохи как позднерим. «упадка» идеалов античности, либо восхваление Византии и ее церковной культуры. Основателями В. в Греции считаются С. Ламброс , создавший 6-томную «Историю Эллады с древнейших времен до падения Константинополя» (1886-1908) и К. Сафас - издатель свода визант. памятников (Μεσαιωνικ βιβλιοθκη. Αθναι, 1872-1894. 7 τ.). В 1-й пол. XX в. сформировались новые исследовательские центры и печатные издания. В 1914 г. в Афинах был открыт Византийский музей. Появляется ж. «Νος λληνομνμων» (1904-1919), основанный и издававшийся Ламбросом. Издание ж. «Βυζαντς», в основании к-рого принял участие византинист и историк Церкви Н. Веис , прекратилось после выхода 2 томов (1909, 1911). С 1924 г. выходит ж. Общества византийских исследований «Επετηρς τς Εταιρεας τν Βυζαντινν Σπουδν». В 1929 г. в Афинах было продолжено издание ж. «Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher» (изд. с 1920 в Берлине; возобновлен в Фессалонике с 1962). В 1926 г. наряду с Афинским ун-том центром греч. В. становится Афинская академия.

http://pravenc.ru/text/158430.html

634 Uthemann К.-Н. Die «Philosophischen Kapitel» des Anastasius I von Antiochien (559–598)//Orientalia Christiana Periodica. 1980. Vol. 46. P. 348–350. 637 Loofs F. Nestorius and his place in the history of Christian doctrine. Cambridge, 1914. P. 81–83. 640 JunglasJ.P. Leontius von Byzanz: Studien zu seinen Schriften. Quellen und Anschaungen. Paderborn, 1908. S. 148–159. 641 Basdekis A. Die Christologie des Leontius von Jerusalem: Seine Logoslehre. Münster, 1974. S. 22. 643 Stickelberger Н. Substanz und Akzidenz bei Leontius von Byzanz: Die Veranderung eines philosophischen Denkmodels durch die Christologie//Theologische Zeitschrift. 1980. Bd. 36. S. 160. 645 О различии этих двух форм монофизитства см.: Jugie М. Theologia dogmatica christianorum. P. 399–449. 646 Apostobpoulou G. Die Dialektik bei Klemens von Alexandria. Ein Beitrag zur Geschichte der philosophische Methode. Frankfurt a. М., 1977. S. 7–8. 647 Scheffczyk L. Die Frage nach der Hellenisierung des Christentums unter modernen Problemaspekt//Munchen. Theologische Zeitschrift. 1982. Bd. 33. S. 200. 650 Van Esbroeck М. La date et l’auteur du «De Sectis» attribué à Léonce de Byzance//After Chalcedon: Studies in theology and church history offered to professor Albert Van Roey for his seventieth birthday. Leuven, 1985. P. 421. 652 См. вступительную статью В.И. Уколовой в кн.: Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984. С. 4–21. 653 Van Roey A. Fragments antiariens de Jean Philopon//Orientalia Lovaniensia Periodica. 1979. T. 10. P. 237. 658 Отношение Персидской церкви (все более и более тяготеющей к несторианству) к Халкидонскому Собору было достаточно мягким: хотя этот Собор и не уравнивался с двумя первыми Вселенскими Соборами, прямое отрицание его (соответственно, и его ороса) здесь встречается очень редко, ибо считалось, что данный Собор дал решительный отпор монофизитству. См.: Vries W„ de. Die syrisch-nestorianische Haltung zu Chalkedon//Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart/Hrsg. von H. Bacht und A. Grillmeier. Bd. I. Würzburg, 1951. S. 605.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

542 Uthemann K.-H. Die Philosophische Kapitel des Anastasius I von Antiochien (559–598)//Orientalia Christiana Periodica. 1980. Vol. 46. P. 308–366. 543 Roueché М. Byzantine Philosophical Texts of the Seventh Century//Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1974. Bd. 23. S. 61–76. 547 См. библиографию в предисловии В. И. Уколовой к переводам сочинений Боэция в кн.: Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984. С. 4. 548 Там же. С. 10–11, 16–17; Боэций и христианство//Религии мира: История и современность. М., 1982. С. 243–246; Особенность культурной жизни запада//Культура Византии. С. 96. 550 Chadwick Н. Boethius: The Consolation of Music, Logic, Theology und Philosophy. Oxford, 1981. P. XIII. Ср.: P. 220. 551 Schurr V. Die Trinittslehre des Boethius im Lichte der «skythischen Kontroversen».Paderborn,1935.S. 105–232. 552 Lutz-Bachmarm M. «Natur» und «Person» in den «Opuscula Sacra» des A. M.S. Boethius//Theologie und Philosphie. 1983. Bd. 56. S. 48–70. 553 Естественно, что в данной работе не затрагивается весь сложный комплекс византийской культуры. Принимаются во внимание лишь те идеологические течения, которые имели непосредственное отношение к творчеству Иоанна Грамматика. 554 В византийской (христианской) системе мышления термином «теология» очень часто обозначалось «учение о Боге в Самом Себе» (включая тринитарное учение). Применять его ко всей совокупности догматического вероучения христианства, как это часто делается, не совсем верно. Поэтому мы предпочитаем употреблять в последнем значении понятие «богословие». 555 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими течениями того времени). Сергиев Посад, 1914. С. 488–507; TixerontJ. Melanges de patrologie et d’histoire des dogmes. Paris, 1921. P. 210–227. 558 HubnerR. Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius: Zum unter schiedlichen Verstandnis der ousia bei kappadozischen Brudern//Epektatis: Mélanges patristiques offerts au cardinal Jean Daniélou. Paris, 1972. P. 463–490; Gribomont J. Notes biographiques sur S. Balile le Grand//Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic. A. Sixteen-Hundredth Anniversary Symposium. Toronto, 1981. P. 24: Fedwick P.J. A Commetntary of Gregory of Nyssa or the 38 th Letter of Basil of Caesarea//Orientalia Christiana Periodica. 1978. Vol. 44. P. 31–51.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010