43 . P. Joannou, Fonti. Discipline générale antique (IVe- IXes.), fasc. IX, (Grottaferrata-Rome 1962), t. I, 2, 89. Английскийперевод Кормчей (Pedalion)Д .Каммингса (Chicago 1957), 523. 44 .См . Tenšek, L’ascetismo 17-28.9 45 . Joannou, Discipline 91; The Rudder 524. 46 . Tenšek, L’ascetismo 28. 47 . Joannou, Discipline 94; The Rudder 527. 48 .Оболее позднем развитии понятия о ритуальной нечистоте вВизантиисм . P. Viscuso, „Purity and Sexual Defilement in Late Byzantine Theology,” Orientalia Christiana Periodica 57 (1991) 399-408. 49 . Cf. H. Hunger, “Christliches und Nichtchristliches im byzantinischen Eherecht,“ Österreichisches Archiv für Kirchenrecht 3 (1967) 305-325. 50 . C. L. Feltoe (ed.), The Letters and Other Remains of Dionysius of Alexandria (Cambridge 1904), 102- 103. Поповодудатыиподлинностисм . P. Joannou, Discipline générale antique (IVe- IXes.) 1-2 (Grottaferratta-Rom 1962), 2, 12. Перевод адаптирован по Кормчей 718. 51 . Патриарх Павел, “ Может ли женщина всегда посещать храм” 24. 52 . R. F . Taft, A History of the Liturgy of St. John Chrysostom, Volume VI. The Communion, Thanksgiving, and Concluding Rites, Rome 2008 (OCA 281), 204-207, 216. 53 . См. комментарий Феодора Вальсамона ( ca. 1130/40- post 1195) на это правило: In epist. S. Dionysii Alexandrini ad Basilidem episcopum, can. 2, PG 138: 465C-468A. 54 . Can. 8, Rallis— Potlis II, 133. 55 . Английский перевод Кормчей 719. Зонару дословно цитирует патриарх Павел в “Может ли женщина всегда посещать храм” 25.11 56 . Klutschewsky, “ Frauenrollen” 174. 57. См. Вопросы-ответы о.Максима Козлова на сайте храма мц.Татианы в Москве: www.st-tatiana.ru/index.html?did=389 . 58. CPG 244; Joannou, Discipline II, 243-244, 264. 59. W. Riedel, Die Kirchenrechtsquellen des Patriarchats Alexandrien (Leipzig 1900), 209. See English translation in P. Bradshaw (ed.), The Canons of Hippolytus, English trans. by C. Bebawi (Bramcote 1987), 20. 60. P. Browe, Beiträge zur Sexualethik des Mittelalters, Breslauer Studien zur historischen Theologie XXIII (Breslau 1932). О развитии понятия ритуальной нечистоты на Западе в связи с целибатом священства см. H. Brodersen, Der Spender der Kommunion im Altertum und Mittelalter. Ein Beitrag zur Geschichte der Frömmigkeitshaltung, UMI Dissertation Services, (Ann Arbor 1994), 23-25, 132.12

http://pravmir.ru/o-ritualnoj-nechistote...

1 На сегодняшний день наиболее полно эта жизнь освещена в докторской диссертации: Binggeli A. Anastase Sinaïte. Récits sur le Sinaï et Récits utiles à l’âme//Edition, traduction, commentaries. Paris, 2001. P. 344–362. На эту работу мы и будем преимущественно ориентироваться. 2 Как отмечает Б. Флусен, во время первого набега на Кипр в 649 году арабы захватили здесь 100 тысяч пленных, а во время второго набега в следующем году – 50 тысяч. См.: Flusin В. Demons et sarrasins. L’auteur et le propos des Diègèmaia srèriktika d’Anastase le Sinaïte//Travaux et mémoires. T. 11. Paris, 1991. P. 401. 3 См.: Volker W. Scala Paradisi. Eine St udie zu Johannes Climacus und zugleich eine Vorstudie zu Symcon den Neuen Theologen. Wiesbaden, 1968. S. 1. 6 См.: Anastasius of Sinai. Hexaemeron//Ed. and translated by C.A. Kuehn and J.D. Baggarly Roma, 2007. P. XIII – XXIII. 10 Идея, которая, кстати, прослеживается и у некоторых других отцов. См., например, у преп. Никиты Стифата , который говорит, что Бог сотворил человека «незлобивым, правильно себя ведущим, беспопечительиым, беззаботным, беспечальным, всякой добродетелью и всякими благами блистающим, как бы неким миром, отличным от мира, лучшим и высшим, видимым и мыслимым, смертным и бессмертным, находящимся между величием и ничтожностью» (Преподобный Никита Стифат . Творения. Т. 1: Богословские сочинения. Сергиев Посад, 2011. С. 20). 17 Мы ориентируемся на репринтное переиздание их: Le texte gree des récits du moine Anastase sur les saints pères du Sinai. N. Y.: Gorgias Press, 2009; Les textes gree des récits utiles à me d " Anastase (le Sinaïte). N. Y.: Gorgias Press, 2009. 19 Heid S. Die C-Reihe erbaulicher Erzälungen des Anastasios vom Sinai im Codex Vaticanus Graecus 2592//Orientalin Christiana Periodica. 2008. N 1. P. 71–114. Читать далее Источник: Вопросы и ответы/преп. Анастасий Синаит ; пер. [с греч.], коммент. А. И. Сидорова. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2015. - 670 с. ISBN 978-5-91362-939-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Cambridge, 1933. P. 124. (Woodbrooke Studies. Vol. VI). 43 . Theodorus Mopsuestenus (1971) – Theodorus Mopsuestenus. Ex libro quinto commenti de creatura//Concilium universale Constantinopolitanum sub Iustiniano habitum. Concilii actiones VIII/Ed. by J. Straub. Berolini: In aedibus Walter de Gruyter & Co., 1971 (Acta Conciliorum Oecumenicorum. [T. IV.] Vol. I). P. 64–65. 44 . Vosté (1945) – Vosté J. Paul Bedjan, le lazarist person. Notes bio-bibliographiques//Orientalia christiana periodica. 1945. Vol. 11. P. 45–102. 45. Vööbus (1988) – Vööbus A. Histori of Asceticism in the Syrian Orient. A Contribution to the Histori of Culture in the Near East. III: A Contribution to the Histori of Culture in the Near East. Louvain, 1988. (Corpus scriptorium christianorum orientalium. Vol. 500; Subsidia. Vol. 81) 46 . Wensinck (1923) – Wensinck A. J. (tr.) Mystic Treatises by Isaac of Nineveh. Verhandelingen der Koninklijke Akademie van 46.Wetenschappen te Amsterdam. Afdeeling Letterkunde. Nieuwe Reeks. Deel 23, Nr. 1, Amsterdam; Wiesbaden, 1923 (1969 2 (. 47 . Πιρρ (2012) σακ Σρος, σιος. Λγοι σκητικο/Κριτ. κδ. Μ. Πιρρ. γιον ρος: ερ μον βηρν, 2012. 1 Более тщательный обзор Второго собрания позволяет сделать предположение, что некоторые трактаты, входящие в это собрание, были поспешно атрибутированы прп. Исааку Сирину и требуют дальнейшей детальной перепроверки. 2 Напомним, что повод к этому исследованию был обозначен в нашей предыдущей статье, где нами было показано очевидное разногласие между этими двумя авторами. 4 Подобную «незаконную» процедуру Беджан произвел и с нашей древней рукописью «Церковной истории» Евсевия. Эта рукопись была послана ему в 1896 г. из Российской Публичной библиотеки в Люттихский университет для работы. Беджан напечатал ее «несторианским шрифтом и вокализовал», тогда, как рукопись была написана четкой эстрангелой [Пигулевская, 2011, 20]. 6 Необходимо сказать, что в недавно вышедшей статье, посвященной интерполяции имен, А. Д. Макаров упускает этот пример исправления/искажения текста, в сравнительной таблице указывается отсутствие примера «Abc», что является искажением фактов [Макаров, 2021, 192].

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ot...

императора Юстиниана) и V Вселенского собора — различие обнаруживается как раз в том, что формулировки анафематствуемых вселенским собором тезисов берутся не из сочинений Оригена, а, главным образом, из основного произведения Евагрия (Гностических глав). Это позволило Гийомону с уверенностью идентифицировать как евагрианскую ту оригенистскую секту, которая образовалась после раскола внутри палестинского оригенизма вследствие непримиримости ее представителей, и которая была непосредственным объектом анафематизмов в 553 г. (так наз. «исухристы»). Но в результате того же раскола из единого еще в 530–е гг. палестинского монашеского оригенизма образовалась другая секта, о которой до недавнего времени было известно лишь название («протоктисты»; названия обеих сект суть уничижительные имена, данные противниками) и тот факт, что немного ранее Вселенского собора она внешне воссоединилась с Церковью. Учение этой секты, сохранилось, однако, в своих основных чертах и после воссоединения (хотя ее представители, подобно всем позднейшим оригенистам, должны были принять анафематствование Оригена), что недавно было показано о. Михаилом ван Эсбрёком, который идентифицировал «протоктистское» учение в проповеди патр. Иерусалимского Петра (воссоединенного из этой секты; † 552): M. van Esbroeck. L’homйlie de Pierre de Jйrusalem et la fin de l’origйnisme palestinien en 551//Orientalia Christiana Periodica. 1985. 51. 33–59. Этот текст, единственный известный сегодня собственный документ «протоктистов», сохранился только в переводе на грузинский. Есть серьезные основания связывать с учением этой секты как раз те «номиналистические» воззрения, которые проявятся у заразившегося оригенистскими идеями Константинопольского патриарха Евтихия (умер низложенным, но в покаянии; почитается во святых), чье основное сочинение дошло, на сей раз, только по–армянски; традиция прослеживается и в VII в. (В. Louriй. Un autre monomhйlisme: le cas de Constantin d’Apamйe au VIe Concile ?cumйnique//Studia Patristica.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Руло. Святой Игнатий Лойола и восточная духовность//Символ. 1991. 26. 195–205. 347 В объемистую и без того библиографию почти не попали работы на славянских языках; см.: D. Stiernon. Bulletin sur le palamisme//Revue des etudes byzantines. 1972. 30. 231–341. Ср.: И. П. Медведев. Современная библиография исихастских споров в Византии XIV в.//Античная древность и средние века. Свердловск 1973. 10. 270–274. По современной библиографии см. заметку От издателей в начале книги. 348 G. Florovsky. St Gregory Palamas and the Tradition of the Fathers//The Greek Orthodox Theological Review. 1959–1960. 5. 119–131 (рус. пер.: прот. Г. Флоровский. Святой Григорий Палама и традиция Отцов//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. 1996. N 2/3 (9/10). 107–116). 349 E. Candal. Un libro nuevo sobre Gregorio Palamas//Orientalia Christiana Periodica. 1960. 26. 418–428. 350 Stiernon. Bulletin sur le palamisme. 256. 351 1974. N 3, juillet–septembre. Перечислим статьи этого номера (они важны в силу своего программного характера): J. Ph. Houdret. Palamas et les Cappadociens; J. M. Garrigues. L’energie divine et la grace chez Maxime le Confesseur; J. S. Nadal. La critique par Akindynos de l’hermeneutique patristique de Palamas; M. J. Le Guillou. Lumiere et charite dans la doctrine palamite de la divinisation. В этой полемике о. Мейендорф не участвовал непосредственно, но в журнале его Свято–Владимирской семинарии появился ответ в виде статьи: G. Barrois. Palamism Revisited//St Vladimir’s Theological Quarterly. 1975. 19. 211–231 (и еще одной статьи — Яннараса). О позиции доминиканца о. Андре де Алле см. ниже (на выход данного номера «Истины» он ответил статьей Orthodoxie et catholicisme…; см. выше, ч. II, гл. V, прим. v). 352 Ch. Journet. Palamisme et thomisme. А propos d’un livre гйсепт//Revue thomiste. 1960. 60. 430–452. Ср. также рец. о. Л. Буйе, специалиста по восточнохристианской монашеской традиции (L. Bouyer//Contacts. 1960. 12. 160), который принял тезис о. Мейендорфа о «номинализме» Варлаама столь буквально, что вообще не увидел противоречия между паламизмом и томизмом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

L’esicasmo bizantino tra il XIII e il XV secolo/Introduzione, traduzione e note a cura di A. Rigo. (Padri orientali, Magnano 1993. 37; Лурье. Публикации монастыря Бозе…). В этих стихах, которые могли предшествовать Способу изначально или на самой ранней стадии его распространения в сборниках, чувствуется типичная манера преп. Симеона (что, конечно, нельзя считать строгим доказательством их аутентичности). Итак, общий вывод относительно атрибуции Способа, как представляется, может быть следующим. Доказательного опровержения традиционной атрибуции так и не появилось. Поэтому ничего более верного, чем предлагаемая рукописной традицией атрибуция преп. Симеону Новому Богослову, у нас нет. 156 Именно так у преп. Никифора, небольшой трактат которого представляет собой антологию аскетических текстов, за которыми в виде приложения и практического совета следует изложение его собственого способа. Данное преп. Никифором в предисловии обещание сообщить способ духовной жизни, не требующий «ни трудов, ни потов», относится к совокупности обеих частей, а не к одному дыхательному способу, вопреки тому, что пишет о. Осэр (I. Hausherr. Les exercices spirituels de saint Ignace et la methode d’oraison hesychastique//Orientalia Christiana Periodica. 1954. XX. 7–26, особ. 23–24). Приложение, посвященное последнему, составляет даже в некоторых рукописях отдельный короткий трактат, к которому, следовательно, предисловие не относится (например, Bodl. Barocc. 69. F. 1–4 (1378 г.); Paris. gr. 1145. F. 83–89 (XIV в.) содержит предисловие и флорилегий, но пропускает изложение способа). Предисловие представляется Никифору средством устранить какой бы то ни было оттенок пелагианства, котоое заключалось бы в утверждении возможности добиться благодати «трудами». С исторической стороны в пользу этого вывода свидетельствует начало употребления четок. Как замечает св. Феофан Затворник, «Соединять молитву Иисусову с дыханием, как вы делаете, можно. Это сказал кто–то из древних… Дыхание вместо четок» (Собрание писем, N 634; цит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

DPR. T. 1. N 97. См. ту же памятную запись в сборнике Э. Чиолека. Аттапп A. M. Zur Geschichte...//Orientalia Christiana Periodica. 1942. T. 8. N 3/4. P. 289–290, 298. Kumrzeba S., J. Kopiarz rzymski E. KH. S. 75. Действительно, в Толковой Псалтири, переписанной для него в 1471 г. во Владимире Волынском (ГИМ ОР. Барс. 97), в записи писца отмечено, что она написана «оу Володимери при епискупе Демьане», т. е. упоминается законный, православный архиерей этого города. Бучиньский Б. Cmyдii. II. Митрополит Гpuropiй//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Т. 88. С. 18. Архив ЮЗР. Ч. 1. Т. 7. С. 229. Halecki О. From Florence... P. 100. KDKW. T. 1. N 280. Halecki О. From Florence... P. 100. Именно этим, вероятно, следует объяснять, почему в послании папе, написанном через четыре года после смерти митрополита Григория, Мисаил выступал лишь как «элект» на Киевскую митрополию. Особенно ценным (хотя и с разных точек зрения) представляется разбор этого документа митрополитом Макарием (Булгаковым) (История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 5. С. 42–49) и Бучиньским (Cmyдii. III. Micaiлib лист//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. 1909. Т. 90. С. 16 и сл.). Архив ЮЗР. Ч. 1. т. 7. С. 209, 215. Там же. С. 205. Там же. С. 217. Там же. С. 208. Там же. С. 203. Там же. С. 209–210. Там же. С. 216. Там же. С. 211. Там же. С. 216. Ziegler A. Die Union des Konzils von Florenz in der russischen Kirche. Wьrzburg, 1938. S. 143. Макарий (Булгаков), митр. История РЦ. Кн. 5. С. 43–44, 46. Бучиньский Б. Cmyдii. III. Micaiлib лист//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Т. 90. С. 18. Архив ЮЗР. Ч. 1. Т. 7. С. 204. Там же. С. 219–220. Вывод этот следует считать предварительным, так как наряду с известным текстом послания в печатном издании, выпущенном по инициативе униатского митрополита Адама Потия, в сборнике, содержащем материалы из архива Западнорусской митрополии конца XV — начала XVI в., обнаружена другая версия послания, которая, судя по предварительному сообщению (Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI в. М., 1992. Т. 5. С. 1064 (далее: РФА)), значительно короче, чем первый текст. По-видимому, лишь внимательное сличение обеих версий позволит в дальнейшем составить точное представление об оригинале послания. К сожалению, найденный новый текст в настоящее время недоступен для научного изучения.

http://sedmitza.ru/lib/text/442979/

746 Chesnut R.C. Three Monophysite Christologies. Severus of Antioch, Philoxenus of Mabbug and Jacob of Sarug. Oxford, 1976. P. 29–31. 751 Mansi. XI. 436Е-437В; имеется русский перевод: Деяния Вселенских Соборов в русском переводе. Т. VI. Казань, 1908. С. 129. 752 Murphy F.X. Peter Speaks through Leo. The Council of Chalkedon A.D. 451. Washington, 1952. P. 53. 753 Halleux A. De. La définition christologique à Chalcédoine//Revue théologique de Louvain. 1976. P. 163. 756 Arens H. Die christologische Sprache Leos des Grossen. Analyse des Tomus an den Patriarchen Flavian. Freiburg; Basel; Wien, 1982. S. 466–467. 757 Allen P. Neo-Chalcedonism and the Patriarchs of the Late Sixth Century. 5; Idem. Evagrius Scholasticus. The Church Historian. Louvain, 1981.P. 22–32. 758 Uthemann К.-Н. Die «Philosophischen Kapitel» des Anastasius I von Antiochien (559–598)//Orientalia Christiana Periodica. 1980. 46. P. 352–353. 761 Léthel F.-M. Théologie de l’agonie du Christ. La liberté humaine du Fils de Dieu et son importance sotériologique mises en lumière par Saint Maxime le Confesseur. Paris, 1979. P. 55–64. 763 Brock S. An Early Syriac Life of Maximus the Confessor//Anal. Boll. 1973. P. 343–345; Idem. Syriac Perspectives of Late Antiquity. London, 1984. P. 63–71. 765 Публикуется по: Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования.1990г. М.:Наука, 1991.С.135–167. 766 JunglasJ.P. Leontius von Byzanz. Studien zu seinem Schriften, Quellen und Anschauungen. Paderborn, 1908. S. 15–20. 768 Speigl J. Der Autor der Schrift De Sectis uber die Konzilien und die Religionspolitik Justinians//Annuarium Historiae Conciliorum. 1970. Bd. 2. S. 208. 772 Elert W. Der Ausgang der altchristlichen Christologie. Eine Untersuchung uber Theodor von Pharan und seine Zeit als Einfuhrung in alte Dogmengeschichte. B., 1957. S. 185–259. 774 Altaner B., StuiberA. Patrologie. Leben. Schriften und Lehre der Kirchenväter. Freiburg; Basel; Wien, 1978. S. 511. 775 Winkelmann G. Die Ostlichen Kirche in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen (5. bis 7. Jahrhundert). B., 1980. S. 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

553 См.: Sauget. Anaphora. P. 308–309; Brock. InvocationS. P. 390–391, 401–402; Winkler. Die Basilius-Anaphora. S. 802, 812–813. 554 См.: Brock. Invocations. P. 390–391, 401–402; Winkler. Die Basilius-Anaphora. S. 799–804, 814–815. 557 По вопросу о месте выражения «Святая святым» в литургии см.: Winkler. Die armenische Liturgie des Sahak; eadem. The Precomunion Rites and the Problem of the Sancta Sanctis; eadem. Overview of the Research Project: The Armenian Liturgy of Sahak (см. прим. 9 настоящего доклада). 561 В саидской версии анафоры этот глагол всё еще отсутствует; см.: Winkler. Die Basilius-Anaphora. S. 699, прим. 17; S. 701. 563 Ibid. S. 700 (ΙΙ армянская версия анафоры отходит от первоначальной традиции анафоры свт. Василия). 576 Я привожу свидетельства в работе: Taft R.F. The Authenticity of the Chrysostom Anaphora Revisited: Determining the Authorship of Liturgical Texts by Computer//Orientalia Christiana Periodica. R., 1990. Vol. P. 5–51, которая в исправленном и дополненном виде вошла в сборник: Taft R.F. Liturgy in Byzantium and Beyond. L., 1995. (Variorum Collected Studies Series), гл. III. 577 Parenti S., Velkovska E. (ed.) L’Eucologio Barberini gr. 336 (ff. 1–263). R., 20002. (Bibliotheca «Ephemerides liturgicae». Subsidia; 80). 578 Результаты моего исследования анафоры Златоуста содержатся в статье: Taft. Authenticity, где я привожу полное досье предшествующих научных трудов, касающихся данного вопроса, – материал, который из-за ограничений во времени и объеме в настоящем докладе я вынужден опустить. См. также: Taft R.F. γιος ωννης Χρυσστομος κα ναφορ πο φρει τ νομ του//Κληρονομι. 1989. T. 21: 2. Σ. 285–308; idem. John Chrysostom and the Byzantine Anaphora that Bears his Name//Essays on Early Eastern Eucharist Prayers/Ed. P.F. Bradshaw. Collegeville (MN), 1997. P. 195–226. 579 См. в первую очередь: Engberding H. Die syrische Anaphora der zwölf Apostel und ihre Paralleltexte einander gegenüberstellt und mit neuen Untersuchungen zur Urgeschichte der Chrysostomosliturgie begleitet//Oriens Christianus. Wiesbaden, 1938. Bd. 34 [==Ser. 3. Vol. 12.] S. 213–247; Wagner G. Der Ursprung der Chrysostomusliturgie. Münster i. W., 1973. (Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forschungen; 59).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

7 Легенда о посещении апостолом Андреем Византии находится в поздних апокрифических документах (ср. Dvornik F. The Idea of Apostolicity... P. 181–222). 12 См. мое обсуждение этой проблемы в The Church in History. Imperial Unity and Christian Divisions (Crestwood, NY, 1989). P. 150–151. 16 Письмо к Анатолию Константинопольскому, ibid. Р. 60; ср. другие подобные тексты, цитированные у Meyendorff J. Imperial Unity. P. 157. 17 Morrison К. F. Tradition and Authority in the Western Church, 300–1140 (Princeton, 1969. P. 77–94) хорошо описал напоминающие Януса позиции пап в V веке, когда они переходили от утверждения Петровой власти к соглашаемости и обратно. Умеренность свт. Льва признается также такими авторами, как M. Jugie (Le schisme Byzantin. Paris, 1941. P. 16–19), A. Wuyt (Le 28 canon de Chalcedoine et le fondement du primat romain//Orientalia Christiana Periodica, 1951, III-IV. P. 265–282) и H. Herman (Chalkedon und die Ausgestaltung des Konstantinopolitanischen Primats//Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon II. Würzburg, 1953, P. 465–466). Очень объективное обсуждение проблемы, основанное на полной документации, см. у Halleux А. de. Le décret chalcedonien sur les prérogatives de la Nouvelle Rome//Ephemerides Theologicae Lovanienses, 64 (1988). P. 288–323 (воспр. у Halleux А. de. Patrologie et écumenisme. Louvain, 1990. P. 520–555). 18 То есть Синтагма в четырнадцати титулах (ср. Бенешевич В. В. Канонический Сборник в XIV титулов. СПб., 1903. С. 155); по этому вопросу см. также Dvornik F. The see of Constantinople in the first Latin collections of canon law//Зборник Радова Византолошког Института VIII, 1 (=Mélanges Ostrogorsky. Белград 1963). P. 97–101. 19 Collectio Avellana, ed. O. Gunther//Corpus Scriptoruin Ecclesiasticorum Latinorum 35, II (Vienna, 1898). Epist. 16 B. P. 520 (ср. также PL 63, col. 393). 20 Illam sedem apostoli Petri et istius augustae civitatis unam esse definio (Ibid, Epist. 159. P. 608=PL 63, col. 444 A); cp. комментарий L’Huillier P. La Collégialité episcopale. Histoire et théologie (Coll. Unam Sanctam, 52). Paris, 1965. P. 340.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010