Из Иуды ( Иер. ХХХ, 21 ) будет краеугольный камень, царская власть, на которой основывается все общественное здание ( Uep. LI, 26 ); из него будет прекрасно обработанный утвержденный в стене гвоздь, на который семейство вешает свои драгоценные вещи ( Uc. XXII, 23 ; Ueз. XV, 3 ); этим гвоздем означается гражданская власть, от которой зависит все, что ни есть самого важного у великого народного семейства; из него – лук брони – военная власть ( 2Цap. V, 4 ; Ueз. XXXIX, 3 ; Oc. I, 5 ); из него произойдут все народоправители, все главы, которые будут управлять с строгостью и суровостью завоеванными странами ( Uc. XIV, 2 ) Иуда представлен здесь могущественным, совсем в иных отношениях, чем он должен быть при Маккавеях. И люди от Иуды будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь ( Mux. VII, 10 ; Зax. IX, 15 ), и будут сражаться с мужеством; потому что Господь с ними, и посрамят враждебных всадников на конях. – 4, 5. Но Иуда не будет наслаждаться один будущими благословениями Божиими; Ефрем будет иметь в них свою часть (IX, 10:13). Если Всевечный должен дать некогда дому Иудину великую силу и могущество то Он даст дому Иосифову по крайней мере Свой покров, Свое избавление, Он спасет его. И Он соделает, что все они будут обитать в мире, в земле отцов своих ( Ueз. XXXVI, II ). Потому что Он умилосердится над ними, и они будут, как бы Он не оставлял их (во врем Тита): ибо Он есть Господь Бог их, и услышишь их, когда они призовут Его в своем изгнании. – 6. Ефрем также имеет свои особые обетования, которые без сомнения не равняются по величию с обетованиями Иуды. Как герой будут потомки Ефрема (IX, 13); и возвеселится сердце их, как от вина (IX, 15); они будут сражаться вместе с Иудой и под его начальством, и будут иметь долю в его торжестве. Их успехи не будут преходящими: их сыны увидят долго спустя после отцов, временное счастье, которое было дано этим последним, и возрадуются, в восторге будет сердце их о Господе – 7. Но до исполнения этих обетований, народ должен быть возвращен из изгнания в свое отечество, и Захария возвращается здесь назад, точно также как он сделал это прежде IX, 9, 10, 11 и 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

переводчиками, а в слав. т. выражение «ядущии хлеб» вошло из Вульгаты. Евр. mazor в Oc V означает рана, древними переводами оно передается также сл. enedra (LXX), epidesiV, sundemoV (Ак.), insidiae (Вульг.), т. е. лесть, козни, погибель. Все выражение, в таком случае, должно бы передать: хлеб твой полагают рану (козни) под тебя, или, как у Акилы: arton sou qhsousin (epidesin) epiton sundesmon, хлеб твой положат на погибель [ср., впрочем, Field, Orig. hexapl. 2, 981]. Получается неясная мысль, которая побуждает комментаторов предполагать в рассматриваемом выражении порчу текста и восполнять текст или исправлять. Представляемые корректуры текста разнообразны (ср. Marti, 234). Так Вульг. и рус. перевод, также Кнабенб., Кондамен предполагают, что в евр. т. перед lachmcha опущено слово ochelej, ядущие (Вульг. qui comedunt tecum). Сир. т. слово lactuncha ставит в зависимость от предшествующего anschej schlomecha (мужи мира, живущие в мире) и передает: «мужи мира твоего и хлеба твоего» (также Эвальд, Маурер). Гоонакер предлагает вместо lachmcha читать lechimecha и понимать в смысле: «союзники твои». – Нет в нем смысла: в нем, т. е. в Едоме. По-видимому, восклицание представляет вывод из описанных в ст. 7-м отношений к Едому союзников: пророк хочет сказать, что гордившийся своею мудростью Едом не понял лицемерного характера дружбы своих союзников. Авд.1:8 Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава? Ст. 8–9 содержат описание предстоящего Едому бедствия. – Не в тот ли день: слово день употреблено пророком в общем значении – время, период. – Я истреблю мудрых в Едоме: по Uob II:11 ; Bap III:22 ; Иер XLVIIEдoм славился между народами своею мудростью. – И благоразумных на горе Исава: у LXX, в слав. отвлеченно – «и смысл (sunestin) от горы Исавовы». LXX передают ст. 8 не в вопросительной, а в положительной форме. Авд.1:9 Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством. Кроме потери мудрости и благоразумия, едомитяне, даже храбрейшие из них, поражены будут страхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—789— ничего подобного не делают, но не позволяют этого делать и другим: «вы крепкое оскорбисте трудом и властью наказасте я и поруганием» – т. е. все нравственно-стойкое и идейно-светлое вы стараетесь втоптать в грязь и опорочить, и по возможности, задушить его силой внешней своей власти. По словам другого пр. – Осии, такие пастыри «грехами народа кормятся» и доходят до чудовищных преступлений (Oc.6:9), «Пастырие мнози растлиша виноград мой, оскверниша часть мою» сетует и пр. Иер. ( Иер.12:10 ). Не делая ничего в положительном смысле, эти пастыри и сами усердствую в отрицательной работе и других поощряют к тому-же. «Вы развращаете сердце праведного неправедно… и укрепляете руце беззаконнику» ( Иез.13:13 ). За всё это Господь устами пр. Исаии карает их лишением всякой действенной силы их служения: «егда прострете руки ваша ко мне, отвращу очи мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас, руки бо ваши исполнены крове» ( Ис.1:15 ). А чрез последнего пр. – Малахию, Бог возвещает им всеобщее презрение и позор: «вы уклонистеся от пути и изнемоществисте многих в законе, растлисте завет Левиин. И Аз дах вы уничижены и отвержены во вся языки» ( Мал. 2:8–9 ). Даже пророки, которые всё время были наиболее чистыми и нравственно-чуткими людьми, служили как-бы «совестью нации», и те теперь, в большинстве, безнадежно испортились. «Лживо пророцы прорицают во имя Мое, не послах их, ни заповедах им, не глаголал есмь к ним: понеже видения лжива, и гадания и волшебства и произволы сердца своего тии прорицают вам» ( Иер.14:14 ). «Они словеса моя крадут» – как выразительно устами того-же пророка говорит Сам Иегова, т. е. искажают прямой и подлинный смысл самих божественных повелений, ради своих преступных целей. Подобно развращенным пастырям, эти лжепророки и сами бесчинствуют и поощряют других на всякое насилие и произвол: «И в пророцех иерусалимских видех ужасная: прелюбодействующих и ходящих во лжи и скрепляющих руки строптивым» ( Иез.23:14 ). «Понеже прельстиша людей моих глаголюще: мир, мир и не бяше мира и сей сограждавше стену, а

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—792— Но вот пророки видят, что по скорби дней тех настанет великая вечная радость славного Мессианского царства. В представлении об этом царстве, прежний, сравнительно-узкий национально-теократический идеал раздвигается и вырастает до пределов нового, всемирно-универсального царства, куда, во главе с духовно-обновленным Израилем, войдут и все языки. Сквозь лучезарный облик национального Иеговы всё яснее и яснее начинает просвечивать универсальный образ Единого Бога – Творца неба и земли и общего отца всех людей ( Uc. VI гл.). Возвышаясь до ясновидения в изображении внешних чисто-исторических деталей, связанных с личностью Мессии и с его эпохой, пророки усиленно подчеркивают внутренний, духовно-нравственный характер этого царства. В этом смысле они говорят об «обрезании сердца», т. е. перемене всего внутреннего настроения, как необходимом условии вступления в новое царство, требуют «любви» к добру и «ненависти» ко злу, ценят уже не внешние поступки а сердечные, внутренние расположения, называют будущий завет – «Новым» и возвышаются даже до мысли о том, что «познать Бога» – значит «полюбить Его» ( Иер.4:4 ; Иез.24:14 ; Oc.6:3, 6 и др.). Всё это – уже черты высшей, духовно-нравственной стороны библейского профетизма, характеристические особенности того «этического монотеизма», который ставится ему в крупную заслугу и всей отрицательной критикой. По этой своей стороне в.-з. профетизм непосредственно примыкает уже к проповеди «евангельского христианства» и вместе с ней служит к раскрытию самой идеи царства Божия на земле. За четыре века до явления Христа пророчество умолкло, так как Израиль – в лице лучших своих представителей – пророков – сказал и сделал всё, что было предназначено ему Промыслом. Истинное пророчество исчезло, и на великом пророческом седалище Моисея сели книжники и фарисеи. Они, по словам Христа и апостолов, взяли ключ разумения закона, воздвигли вокруг него ограду из своих толкований и преданий старцев, и положили на сознание большинства Израиля то густое покрывало,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И несть разумеваяй, или взыскаяй Бога: вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго ( Пс.13:2–3 ). Другой: клятва, и лжа, и убийство, и татьба, и любодеяние разльяся по земли, и кровь с кровми мешают (Oc.4:2). Иной: Господи, олтари твоя раскопаша, и пророки твоя избиша оружием, и остах аз един, и ищут дыши моея изъяти ю ( 3Цар.19:14 ). Другой: оскуде олово, вотще сребробитель, сребро бия, лукавство их истаяше. Бог свыше: оставих дом мой, отринух наследие Мое, дах возлюбленную мою в руки врагов ея. Другой: аще изменит мурин кожу свою, и рысь пестроты своя, и вы можете благотворити, научившеся злу ( Иер.13:23 ). Один обвинял в татьбе, другой в прелюбодеянии, иной в убийстве, иной в нечистоте, иной в неисправимости. Стоял закон, слыша это и не помогая; ибо он указывал предметы, устраняющие мучение диавола, и говорил: «помогаю». Что же он говорил? ибо как дядька, сидя вне арены, он смотрел на борьбу греха с родом человеческим и говорил человеку – не убий, говорил ему – не прелюбы сотвори. Нет, ты войди внутрь, помоги; зачем сидишь вне? – Не могу. – Почему? – Я – закон, а не законодавец; я – буква, а не дух, – не могу дать помощи. Почему? потому что писмя убивает, дух же животворит. – Если ты не можешь, то мы пророки что можем дать? мы не обвиняем, а только поучаем, – что такое грех ? и что страшен диавол и свиреп; имея при себе, как некий грозный властелин, вместе палача грех, а смерть следовала за ним, посекая всех, входила и всех одолевала, человек побеждался, усиливался победить и недоумевал, что будет. Закон изнемогал; пророки предлагают только советы; грех силен, диавол страшен, наступающая на нас смерть свирепа. Что же будет? Сошел архангел, сошел ангел, беседовал с ними, беседовал и не имел никакого успеха; закон не имел никаго успеха, море разделилось, но злоба их не уничтожилась; волхвы встрепенулись, но злоба их не разрушилась; стихии изменились, а нечестие их не изменилось; стихии служили им, но они продолжали неистовствовать; войны прекращались, а грех не прекращался; города врагов сами собой падали, а лукавство их не уменьшалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Первый способ возвещения воли Божией чрез слово и пример является самым обыкновенным и наиболее употребительным. Этим способом пророки отрывали волю Божию всюду, где находили это возможным, например в храме, в местах народных собраний ( Uep. VII, 2; XXVI, 1–2 ), пред царями, священниками и вообще пред всеми теми лицами, которым надо было возвестить волю Божию, причем они совершали это с достоинством истинных посланников Божиих: прямо, смело, без утаения, унижения и ласкательства ( Uc. VII, 3 ; Uep. XXII, 12 ; XLII, 8; XXVIII, 13). Способ сообщения откровений Божиих посредством письменного изложения их употреблялся пророками для большого распространения и точного хранения их в памяти людей. К этому способу пророки часто прибегали, потому что не имели возможности передать волю Божию устно. Иногда же пророчества записывались ближайшими сотрудниками и учениками пророков. Так, например, Варух записывал пророчества Иеремии и читал их пред народом, когда Иеремия заключен был под стражу ( Uep. XXXVI, I-7 ст.). Нередко Сам Господь повелевал пророкам записывать пророчества по причине их важного значения или с целью предать их в качестве руководства людям на будущее время ( Иер. ХХХ, 2 ; Uep. XXXVI, 1, 2 ; Abb. II, 2 ). Употреблением пророками этого способа открытия воли Божией и объясняется то, что пророчества их сохранились в подлинном, неизменном виде и сделались достоянием всего человечества. Третий способ сообщения пророческих откровений, состоявший в символических действиях, употреблялся пророками в особенных, чрезвычайных случаях, когда надо было употребить особенную силу воздействия Божия на людей, чтобы привлечь их внимание и глубже напечатлеть в сознании их определения Божии. С этою целью пророки и совершали некоторые недоуменные и поразительные действия. Так, например, пророк Исаия, по повелению Господа, три года ходил босым и нагим в предзнаменование грядущих бедствий египтянам, которых царь Ассирийский отведет в плен нагими и босыми ( Ис. ХХ гл.). Пророк Иеремия в присутствии старейшин разбил новый глиняный сосуд в ознаменование разрушения, имеющего постигнуть город Иерусалим ( Uep. XIX ). Тот же пророк носил на шее ярмо в знак порабощения иудеев и других народов царем Вавилонским ( Uep. XXVII, 2 ). Пророк Иезекииль чертит Иерусалим на большом кирпиче и производит над ним вид осадного действия, изображая этим то, что будет происходить в Иудее над Иерусалимом (Иезек. IV, 1–7 ст.). Ввиду того, что символические действия были трудны для понимания и поэтому могли легко быть поняты в превратном смысле, совершающие их (пророки) всегда сопровождали устным или письменным изъяснением их ( Ис. ХХ, 3–4 ; Uep. XIII, 8–11; XIX, 11 ; Иезек. IV, 13; Oc. I, 2–9 ). Число и наименование пророческих книг

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Это подтверждается словами Исайи ( Ис. 66, 1 ; гл. 22). Если мы не признаем этого, то должны будем впасть в нелепые мысли: или будто бы не один и тот же Бог был во дни Еноха и всех других, не знавших ни обрезания плотского, ни соблюдавших субботы и других установлений, предписанных Моисеем, или будто Богу угодно было, чтобы род человеческий не всегда совершал одни и те же праведные дела; думать так явно смешно и глупо. Но мы должны исповедовать, что Бог , будучи всегда один и тот же, предписал эти и им подобные действия по причине людей грешников. Если же до Авраама не было нужды в обрезании, а до Моисея в субботе, праздниках и приношениях, то и ныне, когда по воле Отца, Сын Божий Иисус Христос родился без греха от Девы из рода Авраамова, также нет в них нужды (гл. 23). Поймите, прошу вас, что кровь обрезания уничтожена и мы уверовали в спасительную Кровь: другой теперь Завет, другой закон вышел от Сиона. Теперь, по слову пророческому ( Oc. V, 2 ; Uc. 26, 2, 3; 65, 1–3; II, 5, 6 ; Иер. 3, 17 ), в Царствие Божие призваны новые народы (гл. 24–25), а потому все «уверовавшие во Христа и раскаявшиеся, в чем согрешили, получат наследство вместе с патриархами, пророками и праведниками, рожденными от Иакова, хотя не субботствуют, не обрезываются и не соблюдают праздников» (гл. 26). Из слов пророка Иеремии ( Иер. 9, 25, 26 ) видно, что Бог отвергает народы с обрезанною плотью и необрезанными сердцами, так что «скиф ли кто или перс, однако, если имеет познание о Боге и Христе Его и соблюдает Его вечные заповеди, – тот обрезан прекрасным и полезным обрезанием и есть друг Богу, Который с радостью принимает его дары и приношения» (гл. 28). Равным образом временное значение, должествовавшее прекратиться с пришествием Христа, имели и те установления Моисеева закона, которые были прообразами христианства. «Таинство агнца, которого Бог повелел закалать, как пасху, было прообразом Христа, Кровию Коего верующие, по мере свой веры в Него, помазывают дома свои, – самих себя. А что и эта заповедь об агнце была дана на время, я докажу так.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В четвертый год Дария, построение храма очень подвинулось вперед, и все возвещало близкий конец его; козни Самарян при Персидском дворе вовсе им не удались. Следовало ли еще держать пост пятого месяца? Таков был вопрос который задал себе дом Божий, – церковь Иудейская, возвратившаяся из плена; и она послала выборных, которые должны были явиться от ее имени пред лицом Всевечного (VIII, 21; Исх.32:11 ; 1Цар.13:12 ; 3Цар.13:6 ; Иер.26:19 ), и спросить ( 4Цар.3 ; и пр.) священников ( Мал. 11, 7 ; Агг. 11 ; Второз. XXXIII, 10; XVII 9–11; Eздp. XLIV, 23:24 ) и Пророков (Аггея и Захарию), следует ли оплакивать разрушение прежнего храма, теперь когда он возобновлен. Не могло быть речи об отмене постов, которые напоминали о разрушении города, потому что Иерусалим в эту эпоху был только громадной развалиной, – VII, 1, 2, 3. В духовных расположениях народа и его представителей, было много фарисейства. Они конечно не думали более оставить Всевечного для ложных богов, и идолопоклонство стало для них искушением утратившим всякую силу и заманчивость, по этому оно не занимает уже места в дальнейшей истории Иудеев. Но формализм, описанный уже и обличенный с такой силой Исайей, сделался их господствующим пороком, и об эту новую скалу они действительно разбились. В настоящем случае они придавали чрезмерную важность своим постам, делали из них заслугу, и возлагали на них свое упование, забывая, что Всевечный требует повиновение и милосердие, более чем жертвы. ( 1Цap. XV, 22 ; Oc. VI, 6 ). Захария получил от Бога повеление ответить выборным. Его ответ разделяется на четыре части, из которых каждая начинается почти одними и теми же словами: и было ко мне слово Господа Саваофа: VII, 4; VII, 8; VIII, I; VIII, 18. В двух первых частях (VII) содержатся укоризны и предостережения; в двух последних (VIII) временные и духовные обетования. Глава VII развивает мысли, указанные в г. 2–6; глава VIII – мысли, содержащиеся в третьем видении (II). I. Укоризны и предостережения (VII), – Народ имеет нужду в ободрениях и обетованиях; но для того, чтобы он не злоупотребил ими, его следует сперва призвать к сознанию грехов и к чувству обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Но особенно поразило Апостола и возбудило в нем мысль о близости мировой катастрофы то, что «многие антихристы» «от нас изыдоша». Это отпадение, как стрела, пронзило сердце Апостола, и он с сердечною болью и вместе с чувством самой нежной отеческой любви к читателям, которых постигло такое бедствие, восклицает: παδα, σχτη ρα στν! 18-й стих ясно устанавливает тесную связь между σχτη ρα и ντχριστος: в последнюю годину, как знают читатели, придет антихрист, и из того, что действительно выступили многие антихристы, Апостол и читатели заключают, что теперь последняя година. На последнюю годину падает пришествие антихриста. Но затем пришествие антихриста с совершившимся уже появлением многих антихристов стоит в такой тесной связи, что из этого последнего факта выводится, что наступила последняя година. Поэтому необходимо выяснить, что разумеет Апостол под σχτη ρα, ντχριστος и ντιχρστοι πολλο и почему между ними устанавливается такая связь? ρα у LXX означает время года, день, время дня, час, кратчайший промежуток времени, момент 655 ; преимущественно же означает всякую часть времени вообще. В таком широком значении ρα часто встречается и у Апостола Иоанна ( ; cp. Мф.24:36, 26:45; Мк.14:41 ). В этом же смысле должно понимать его и в нашем месте; – в этом согласны все комментаторы. Но σχτη ρα, в Новом завете больше не встречающееся, является насколько важным, настолько же и трудным понятием, так как ему дают много значений и многоразлично объясняют. Правильное объяснение его возможно только на почве всего новозаветного словоупотребления и воззрений новозаветных писателей в связи с эсхатологическим учением Ветхого Завета, с которым сообразуются новозаветные писатели. σχτ ρα по смыслу соответствует евр. , которое часто встречается в пророческих местах Ветхого Завета, начиная с благословения Иакова ( Быт.49:1 ; ср. Чис.24:14 ; Втор.4:30, 32:29 и особенно у Иеремии ( Иер.30:24 ); cp. Oc.3:5; Мих.6:1 ; Иез.38:8 и друг.), в совершенно всеобщем смысле, как обозначение последнего представляемого времени, дальше которого даже мысль не проникает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

25. Пречистому и Учителю чистоты надлежало произойти из чистых чертогов. Ибо если добрый священнослужитель Иисуса воздерживается от жены, то Сам Иисус как мог произойти от мужа и жены? Яко ты еси, говорит Он во Псалме, историй мя из чрева (Пс. 21, 10). Вникни тщательно в сие изречение: исторгий мя из чрева, которое показывает, что Он родился, будучи без мужа исторгнут из утробы и плоти девической. Ибо по другому рождаются от брачного союза. 26. Он не стыдится принять плоть от сих членов, будучи Сам Творец членов. И кто же говорит нам об этом? Говорит Иеремии Господь: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя: и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя (Иер. 1, 5). Если при сотворении людей касается членов и не стыдится, то вменит ли в стыд творить святую плоть, покрывало Божества для себя Самого? Бог и доселе образует младенцев во чреве, как написано в книге Иова: или не якоже млеко измелзил мя еси, усырил же мя еси равно сыру? Кожею же и плотию мя облекл еси, костьми же и жилами сшил мя еси. Нет ничего скверного в составе человеческом, если не будет осквернен оный прелюбодеянием и невоздержанием. Сотворивший Адама, сотворил и Еву, и как мужеский пол, так и женский Божественными сотворен руками. Ни один член в теле первоначально не сотворен скверным. Да умолкнут все еретики, порицающие тело, или лучше, Самого Творца. Но мы вспомним слова Павла: или не весте, яко телеса ваша, храм живущаго в вас Святаго Духа суть (1 Кор. 6, 19)? Также и Пророк говорит от лица Иисуса: плоть моя от них (Ос. 9, 12), и еще написано негде: сего ради даст я, до времене раждающия (Мих. 5, 3). Какой же признак сего, он говорит потом: породит, и прочии от братий их обратятся. И каково обручение Девы, Святой Невесты? И обручу тя себе в вере (Oc. 2, 20). И Елисавета, разговаривая с Нею, подобным образом говорит: и блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа (Лк. 1, 45). 27. Но порицают нас и Еллины, и Иудеи, говоря, что невозможно было родиться Христу от Девы. Еллинам заградим уста собственными их баснями, ибо вы, говорящие, что бросаемые камни превращались в людей, почему говорите, что невозможно родить Деве? Вы баснословящие, что из мозга родилась дщерь, почему говорите, что невозможно родиться Сыну из Девственной утробы? Вы говорящие, что Бахус произошел от бедра вашего Юпитера, почему отвергаете нашу истину? Знаю, что говорю такое, что неприлично слушать ныне, впрочем чтобы ты при случае мог обличить Еллинов, я предлагаю сие, обращая собственные их басни против них же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010