Ход мыслей означен десятью сменами, в которых столько же раз повторены одни и те же слова: так говорит Господь Саваоф. А. Обетования временные и ближайшие содержатся в стихах 2–17, которые подразделяются на три параграфа. Первый, 3–8, и второй, 9–13, начинаются и оканчиваются одними и теми же мыслями, третий, 14–17, составляет увещание. Захария сначала напоминает в кратких словах о всей любви, которую Всевечный имеет с Сиону. Только одна эта любовь может объяснить Его помощь и все благословения, которые Он снова изольет на свой народ. Это пророчество начинается точно также как и пророчество восьми видений. (1:14). – 2. 1) Всевечный обратился к Сиону (I, 3. 16; 11:10). Иерусалим будет называться городом истины, который засвидетельствует своим процветанием, что он – верен Богу и что истина обитает в нем (XIV, 21; Uc. I, 26 ), и гора Господа Саваофа будет называться горою святыни ( Uoah. III, 17 ). Город, который был сравнен с блудницей, сделался верным ( Uc. I, 21 ), идолы изгнаны из него навсегда. За этим общим пророчеством, которое говорит вместе и о материальном благосостоянии Иерусалима и об его святости, следует другое вполне временное (11, 4:5). Этот город, который был тогда еще пуст, будет снова жить в безопасности, и увидит, что старцы Сходят спокойно с посохом в руке на улицах и многочисленные толпы детей играют здесь весело и без страха (Вторз. V, 16, 33; 1Цap. II, 31 ; Uob. V, 26 и пр, – Иер. ХХХ, 20 ; Плат. II. 11. 12). – 4. 5. Это восстановление Иерусалима, без сомнения, противно всякой вероятности в глазах тех нескольких тысяч Иудеев, которые составляли остаток многочисленного народа, и едва ли в силах оканчивать восстановление храма: но это обещание дает Всевечный и Он сдержит его. – 6. И как сдержит Он его? Призывая в Иерусалим Евреев, рассеянных по востоку и западу (II, 6, 7; IIV, 11, 12; X, 3–12), и когда Он соберет их снова, они будут его народом и Он будет их Богом, в истине и правде (II, 10; XIII, 9; Oc. II, 19:20 ). – Эти слова составляют как бы возобновление прежнего завета Бога с Израилем ( Лeb. XXVI, 12 ); они восполняют и венчают предшествующие обетования, и их отголосок раздается через все последующие времена, в недрах апостольской Церкви ( 2Kop. VI, 16–18 ) и в Иерусалиме небесном (Откров.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев и преклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд ( Oc.V, 1 ). Вы захватили опять власть только для того, чтобы соблазнять народ; по ту и по эту сторону Иордана (Массифа и Фавор) вы были для него западнею, а не держались на страже, чтобы предуведомить его об опасности ( Ис.52:8; 62:6 ; Иер.6:17 ; Иез.3:17 ), и вы пользуетесь вашим общественным возвышением, чтобы уловить его в ваши сети (VI, 9). Они продолжают как в прошедшее время нагромождать жертвы на жертвы и преступления на преступления. Но я, я – научение для всех них, я накажу всех их (V, 1), и, если возможно, приведу их к добру моими наказаниями (V, 15; VI, 1 и след). Они не обманут меня своим наружным благочестием (V, 2, 6); Ефрема я знаю, и Израиль не сокрыт от меня (V, 3); Ефрем почитал ложным богов, и Израиль увлек в свое заблуждение девять других колен, которые осквернились одинаково с ним. Не смотря на обличения пророков и на несчастия, поразившие уже Израильтян, они идут путем жизни, который не допускает их обратиться к Богу своему: ибо дух блуда внутри их, и Господа они не познали (V, 4). И вместо смирения, они еще поднимают голову; их гордость, изображаясь на лице их, свидетельствует против них. И Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними (V, 5). Тогда в своем бедствии они обратятся к Превечному; с своими жертвами, с овцами своими и волами своими пойдут искать Господа и не найдут его; Он удалился от них. Господу они изменили (V, 6:7); народ предался почитанию ложных богов, потому что рождает Богу чужих детей (V, 7). Ныне новый месяц поест их с их имуществом (V, 7). Это пророчество исполнилось при нашествии Фула, которое отвратил Менаим, уплатив ему тысячу талантов серебра ( 4Цар.15:19 ); еще при нашествии Феглафелассара, при Факии ( 4Цар.16:5–7 ) и Салманассаре. «Вот враг наступает, он прошел вся землю Ефрема, он уже коснулся границ Вениамина, Гива, город Саула, и Рама, город Самуила, охвачены ужасом; древний Вефиль, теперь оскверненный, находится в тоске. Падение Ефрема будет полною гибелью, совершенным опустошением; тогда я докажу, что делаю то, что говорю, и что слова мои верны (V, 1–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Это видно из того, что оно относилось не к опьяняющим только напиткам, но и к вкушению сушеных виноградных ягод и приготовленной из винных ягод пищи, напр. печений с виноградом (aschischej ’anabim Oc.3:1), которые уже ни в каком случае не опьяняют. Вино это – насмшник; крепкий, напиток – разбойник; и кто с ним пирует, тот не бывает умен» ( Притч.20:1 ). «Вино и муст отнимают разум» ( Ос.4:11 срав. Авв.2:5 ). Точно также и виноградные печенья у Осии суть образ скверной пищи идолослужения в противоположность здоровой, питательной пище решительного и строгого культа Иеговы. 528 К этому отрицательному моменту в качестве момента положительного присоединяется добровольное отрощение волос на голове. При общем израильском обычае брить волосы, отрощение волос было очевидным знаком отделения от мира, 529 но этим еще не исчерпывается значение волос назорейских. Необрезанные волосы называются «посвящением Иеговы на его голове» (nezer jehovah’al roscho, ст. 7) и самая голова его «головою посвящения его» (rosch nizro, ст. 9:18 сравн. со ст. 12). Nezer означает вообще посвящение; знак посвящения оттого, напр. миро священника на его голове, также называется nezer Лев.21:21 , также диадема, которою украшалась голова посвященного священника, Исх.29:6 , и царя, 2Цар.1:10 и пр. Для назорея таким знаком посвящения были небритые волосы, которые он носил в честь Иеговы, 530 хотя впрочем их нельзя назвать чувственным образом «высшей полноты или цветущего состояния жизни, которое еврей понимал как признак святости», 531 но только украшением, диадемою посвященной Иегове головы ( Иер.7:29 ), так как длинные и густые волосы считались знаком мужеской красоты ( 2Цар.14:25 и д.), а плешь головы подавала повод к насмешкам ( 4Цар.2:23 ) и была знаком безчестия ( Ис.3:17,23 ). 532 Но так как назорей был «святой Иегове» и на голове своей носил диадему посвящения, то, подобно помазанному священнику, он должен был остерегаться осквернения от общения с мертвым даже при смерти ближайших кровных родственников.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

30:18, Ис. 33:1–5, Ис. 59:16–19, Иер. 9:23–24, Иез. 18:20–24, Дан. 9:7. О Божием всеведении: Иер. 17:9-10. О святости Божией: Ис. 6:3, Ис. 57:15, Ос. 11:9. О вечности Божией: Ис. 43:10. О Царстве Божием О Новом Завете: Ис. 55:3, 59:20-21Иер. 31:31–34, Дан. 9:24–27 (см. Деяния 13:34). О призвании язычников в Церковь: Ис. 2:2, Ис. 11:1-10, Ис. 42:1-12, Ис. 49:6, Ис. 54:12–14, Ис. 65:1–2, смотри Гал. 4:27, 1:9 и 2:23. О внутреннем обновлении: Ис. 44:3, Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 35:1–7, Ис. 55:1, Ис. 55:10–11, Ис. 12:3–5, Иоиль 2:28–32. Сердце единое и дух новый: Иез. 11:19–20, Из. 36:24-2. О Царстве Божием в образе горы Божией: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10 (см. Рим. 15:12), Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авд. 17, Зах. 8:3. О добродетелях О благоговении перед Богом: Мал. 4:2, Мал. 3:16–18. О вере: Авв. 2:4. О надежде на Бога: Ис. 8:9-14, Ис. 25–27 гл., Ис. 26:2-12, Ис. 30:7, Ис. 30:15, Ис. 40:29–31, Ис. 51:7–8, Ис. 51:12–14, Ис. 54:10, Иер. 9:23–24, Иер. 15:20–21, Иер. 17:7–8, Иез. 34:14–16, Мих. 7:7-19, Авв. 3:17–19. О познании Бога: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10, Ис. 54:13, Иер. 9:23–24, Иер. 31:31–34, Ос. 6:3. О смирении: Ис. 57:15–16, Ис. 66:1–2, Мих. 6:8. О стремлении к добродетели: Ис. 1:17, Ис. 33:14–16, Ис. 55:6–7, Вар. 4:4, Зах. 7:9-10, 8:16–17. О справедливости: Ис. 1:27, Мих. 6:8 . О милосердии: Ис. 1:17-Ис. 58:2-12, Ос. 6:6. Призыв к покаянию Обличительные речи: Ис. 1:3–6, Ис. 3:9-11, Ис. 5:20–23, Ис. 10:1–2, Ис. 19:13, Ис. 30:1, Ис. 42:18–20, Ис. 45:9-10, Ис. 57:20–21, Ис. 59:1–4, Иер. 2:13, Иер. 5:1–5, Иер. 7-я гл., Иер. 8:9-11, Иер. 9:8, Иер. 15:1–2, Иер. 17:1, Иер. 17:5, Иер. 22:13–17, Иер. 44:4–6, Иер. 48:10, Мих. 7:1–6, Соф. 3:1–5, Мал. 1:6. Призыв к покаянию: Ис. 1:16–20, Ис. 64:6–9, Иер. 8:4–5, Иез. 18:30–32, Ос. 6:1–3, Иоил. 2:11–17, Зах. 1:3–4, Мал. 1:9. О последних временах О духовным голоде: Ам. 8:11 . О лжепророках: Ис. 9:15, Иер. 14:14–16, Иер. 23:15–17, Иер. 23:26–28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5–7. О пастырях: добрых — Иер. 3:15; негодных — Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Через Иеремию Бог предпринял последнюю попытку призвать народ к покаянию, которое спасло бы его от наказания. Пророк говорит не о грехе вообще, он указывает конкретные прегрешения народа и его вождей ( Иер. 7:9 ; Иер. 19:4.5 ; Иер. 34:16 ). Но это не речь обвинителя, требующего наказания, а призыв к очищению от грехов с тем, чтобы Бог явил Свою милость. Для того чтобы подвигнуть народ к покаянию, необходимо предупредить его о приближающемся наказании. Иудеи считали, что поскольку в Иерусалиме стоит храм Господень, то все несчастья минуют город. Поэтому Господь угрожал разрушить и город, и храм ( Иер. 26:6 ; Иер. 34:2 ; Иер. 37:8 ), а Божий народ рассеять среди язычников, угнав из страны, которую Он даровал его предкам. Но Бог при этом взывал к народу: «Исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте» ( Иер. 7:3 ). Помимо речей, обличающих современников Иеремии, мы встречаем у него пророчества, относящиеся ко времени после падения Иерусалима. Мы узнаем об ограничении вавил. владычества 70 годами ( Иер. 25:11 ), о возвращении евреев из плена и о восстановлении Иерусалима ( Иер. 30:18 ). кроме того, уже в начале К.п.И. дается обетование о будущем спасении Израиля, когда люди не будут больше вспоминать о ковчеге завета, потому что Иерусалим станет «престолом Господа», к которому соберутся все народы ( Иер. 3:16.17 ). В момент величайшей нужды брошенный в темницу Иеремия снова и снова провозвещает грядущую славу Иуды и Израиля ( Иер. 30Иер. 33:26 ). IV. КОМПОЗИЦИЯ Книга пророка Иеремии состоит из 52 глав и представляет собой собрание речей пророка, произнесенных им почти за полвека. Приняв за кульминационный момент описание разрушения Иерусалима, композицию книги можно представить след. образом: Введение: призвание пророка на служение ( Иер. 1:1–19 ). 1 . Период до разрушения Иерусалима ( Иер. 2Иер. 39:18 ): а) призывы к покаянию ( Иер. 2Иер. 29:32 ); б) будущее спасение и новый завет ( Иер. 30Иер. 33:26 ); в) осада и разрушение Иерусалима ( Иер. 34Иер. 39:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в поношении?» ( Иер.20:14–18 ). Пророк колебался, не прекратить ли ему свою мучительную для него деятельность, как колебался и ранее, боясь выступления на ответственное служение пророка ( Иер.1:6, 17:18 ). Но Господь избирает его на служение себе, плачущего, колеблющегося, робкого, нерешительного. И как избирает?!. О немногих подчеркнуто это в Библии – до рождения, даже до сформирования в утробе матери ( Иер.1:5 ; ср. Суд.13:15, 16:17 ; Ис.49:1 ; Лк.1:15 ; Гал.1:15 ). Так в лице Иеремии Господь избирает слабое и немощное человеческое, показывая этим, что пред ним не ценны сами по себе ни твердость воли, ни бесстрашность в действиях: все – от Него, Им подается. Иеремия искал помощи у Господа с надеждою ( Иер.17:17 ), и Господь сам укрепляет пророка ( Иер.1:7–8, 2:2, 19:14, 26:12,15 ), чтобы тот не малодушествовал ( Иер.1:17 ), был тверд в слове своем, хотя и не по сердцу будет оно его нечестивым соотечественникам ( Иер.15:20 ). Твердость грозных облечений пророка – дар Божий: Иеремия чувствовал с собою Господа, как сильного ратоборца ( Иер.20:11 ); с помощью Его он был неодолимою, крепкою стеною ( Иер.15:20, 1:18–19 ). Сила Божия возгрела дух Иеремии, сердце его горело ревностью по Боге ( Иер.20:9 ) и изливался из уст всепожирающий пламень слова Господня ( Иер.5:14 ). – Но пророк был не только возвышен Богом, – он был Им и испытан ( Иер.12:3 ). Много он перенес горя ( Иер.3:1–14 ) – до пресыщения ( Иер.3:15 ). Прежде он недоумевал, зачем ему приходится терпеть так много ( Иер.12:1–2 ). Но потом он понял, что Господь, смиряя, воспитывал его; Он стеснил его во благо ( Иер.15:11 ) для того, чтобы приучить его к терпению. Пророк научился предаваться Богу ( Иер.15:19, 26:14–15 ), благодушно переносить беды, несправедливости и огорчения, краткость обиды соразмеряя с вечностью блаженства 9 . Вся жизнь пророка в ее постоянном чередовании между действием горящего огня силы Божией ( Иер.20:9 ) и реакцией человеческих чувствований 10 завершилась победою в духе Иеремии Бога над смиренно открытым пред ним сердцем пророка ( Иер.12:3 ). Признание его: «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня и потому превозмог меня» ( Иер.20:7 ) дает право на поучительный вывод. Иеремия пророк неразрывно связан с Иеремиею человеком. Пророческое служение требовало от Иеремии предания им всех своих сил на служение делу Завета Господня, и он ощущал особенно глубоко, остро и живо нужду в непосредственном укреплении его духа Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

С другой стороны, та грозная сила, которой предан был преступный народ, не поняла, что источником ее величия была воля Иеговы, покорившая ей все народы ( Иер. 27:6 ), возгордилась своими успехами, приписывая их единственно себе ( Иер. 50:31 ), или своим бездушным богам ( Иер. 50:38 ), не воздала славы единственному Владыке всех народов, возстала против Иеговы ( Иер. 50:14, 24, 29 ), злоупотребляя своими правами над Его народом, будучи с ним особенно жестока ( Иер. 50:11, 17, 33, 51:24, 34 ). Мера беззаконий Вавилона исполнилась, настал день его, время его посещения ( Иер. 50:27, 31 ). Дело его достигло до небес ( Иер. 51:9 ), Иегова определил отмстить ему ( Иер. 50:15, 28, 51:11 ) за зло, какое сделал он на Сионе ( Иер. 51:24 ), – опустошить и погубить его ( Иер. 50:12, 13 и пр. и пр.). Должен-ли был разделить с ним эту участь и Израиль, уже довольно настрадавшийся под гнетом рабства? Конечно, Иегова не погубит праведника с нечестивым ( Быт. 18:23 ). Те, у которых нет более грехов ( Иер. 50:20 ср. Иер. 31:34 ), Израиль и Иуда, справедливо приглашаются бежать из Вавилона, чтоб не погибнуть во грехах его ( Иер. 51:6 ). Погибель Вавилона есть избавление, спасение для Израиля; и радость пророка в виду казни Вавилона составляет лишь обратную сторону того утешения, которое чувствует пророк при мысли, что близко возстановление священных прав его народа. Это приятное изумление пред тем событием, что сокрушена казавшаяся непобедимою сила, под гнетом которой страдал народ Божий ( Иер. 50:23, 51:41 ), есть только одно из выражений того чувства, которое у псалмопевца названо радостию Богу, помощнику нашему ( Пс. 80:2 , ср. Иер. 50:34 ). Наконец, этот так называемый критикой дух мстительности по отношению в Вавилону у пророка служит отражением вдохновлявшего его духа божественного правосудия, объявлявшего страшный, смертный, но заслуженный приговор: это дух мщения Иеговы за храм Его ( Иер. 50:28, 51:11 ), это – дух ревности за дело Божие, а не человеческое. 4) Казнь, предвещаемая Вавилону в Иер. 50 , Иер. 51 гл., имеет наступить скоро: еще немного, и наступит время жатвы его ( Иер. 51:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

Навуходоносор прийдет и в Египет и поразит его; под ударами его склонится всякая крепость и сила египетская ( Иер.46:13–26 ), между тем как Израиль, хотя будет и в плену, получит свободу ( Иер.46:27,28 ). 2 . На землю филистимскую устремляется множество халдеев, так что филимстимляне теряют всякое мужество. Мечь Божий дотоле неуспокоится пока не совершит своего дела (гл. 47). 3 . Ни один из моавитских городов не избежит погибели, так как они надежду свою полагают на свои крепости и свои богатства ( Иер.48:1–20 ). Моав, живший доселе в безопасности и горделивом спокойствии, полагаясь на свою силу, теперь будет посрамлен, ибо настала его погибель ( Иер.48:11–10 ). Везде бедствия, со всех сторон слышны вопли ( Иер.48:17–25 ). Это за превозношение моавитян: то, чем они гордились, послужит им разрушением ( Иер.48:26–35 ). Поэтому, везде всеобщий плач и горе в Моаве ( Иер.48:36–39 ). Все это – суд воздаяния господня, от которого никто не избежит; но наконец и Моав обретет спасение ( Иер.48:40–49 ). 4 . Народу Аммонитскому 15 , завладевшему собственностью Израиля, объявляется опустошение и плен и никакая сила не поможет ему против этого. Но наконец и для Аммона наступить освобождение ( Иер.49:1–6 ). 5 . Мудрость Эдома посрамится, когда Господь посетит его, ибо Бог определил обратить Эдома в пустыню ( Иер.49:7–13 ). Эдом надеялся на защиту своих скал, но Господь коснется и их и свергнет Эдом с высоты его ( Иер.49:14–18 ). Эдом не может противостоять крепкой руке Божией, и с трепетом подчинится своему суду ( Иер.49:19–22 ). 6 . Дамаск, роскошный и гордый, подвергнется падению ( Иер.49:23–24 ); его слава и герои погибнут ( Иер.49:25–27 ). 7 . Против Кидара и Азора 16 Господь поылает халдеев; они устремляются на них и грабят их ( Иер.49:28–31 ); жившие доселе покойно и самоуверенно подвергаются опустошению ( Иер.49:32,33 ). 9 . Настанет время, когда и о Вавилоне скажут: он пал. Прежде Израиль за свои грехи впал в руки Вавилона, но вот он освободится, когда падет Вавилон, с которым сделают то, что он делал другим ( Иер.50:7–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Пророчество о судьбе Вавилона, гл. 50, 51 отличается отсутствием строго-логической последовательности мыслей. Пророк то видит, как уже взят и разрушен Вавилон ( Иер. 50:2, 23, 24, 51:8, 42, 43 ); то пред его взорами являются лишь приготовления северных племен к разрушительному походу на Вавилон: сзываются в этот поход народы араратские, минийские, ашкеназские, мидийские ( Иер. 51:27, 28 , ср. Иер. 50:9, 41 ), приглашаются окружить Вавилон и безпощадно обратить против него все орудия разрушения ( Иер. 50:14 и сл., Иер. 50:21, 22, 26, 27, 29, 51:2 и сл., Иер. 51:12 ), – картина опустошения великого царства представляется лишь как нечто имеющее осуществиться в будущем ( Иер. 50:10, 13, 30, 32, 35 и сл., Иер. 51:24 и сл., Иер. 51:37 и сл.) – близком ( Иер. 50:31, 51:13, 25 ) или отдаленном ( Иер. 51:47, 52 ). С другой стороны, Израиль, судьба которого входит, как существенный элемент в пророческое видение, Израиль этот также представляется пророку в различных положениях, неопределенных в их взаимной последовательности. То сыны Израилевы и Иудины находятся еще в положении рабов, несущих на себе все тягости неволи ( Иер. 50:33 ); это разсеянное стадо овец, так много пострадавшее от ассирийских и вавилонских царей ( Иер. 50:17 ). То уже близко их освобождение: они приглашаются бежать из Вавилона ( Иер. 50:8 ), чтоб не погибнуть вместе с ним ( Иер. 51:6 ). И вот уже слышен голос спасающихся из земли вавилонской и идущих проповедывать на Сионе дело Иеговы, совершающего месть за храм свой ( Иер. 50:28, 51:10, 11 ). То представляется, как более или менее отдаленное будущее, то время, когда Израиль и Иуда взыщут Иегову, когда прощены будут грехи их, и они вступят с Богом своим в новый, вечный союз ( Иер. 50:4, 5, 20, 34, 51:36 ). Точка зрения пророка постоянно меняется; резкие, непосредственные переходы от описаний будущего к картинам настоящего и наоборот, сопоставление различных моментов настоящего и будущего как бы одновременных, встречаются постоянно и затрудняют для толкователя открытие строгой последовательности в развитии пророческих идей, ясный и точный анализ содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

Обходя Иерусалим, пророк пытается найти людей, сохраняющих верность Богу, соблюдающих правду и ищущих истину (Иер 5. 1). Его ожидает неудача, т. к. и бедняки, которые «глупы, потому что не знают пути Господня», и знатные люди, имеющие все возможности для научения в божественном законе, отступили от Бога (Иер 5. 4-5). Нечестие распространилось повсеместно, среди людей любого возраста и общественного положения (Иер 6. 13). Пророк видит, что «изумительное и ужасное совершается в сей земле»: те, кто должны наставлять людей в праведности, используют свой авторитет, чтобы вести их ко злу: «пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это» (Иер 5. 31). Слова Божии в устах Иеремии, истинного пророка, сделаются огнем, а народ станет дровами, к-рые будут этим огнем сожжены (Иер 5. 14). Иеремия изольет гнев Господень на Иерусалим (Иер 6. 11). Пророк объявляет, что даже жертвы, приносимые в Израиле истинному Богу, стали неугодными Ему (Иер 6. 20), Он не хочет знать тех, кто были некогда верными ему: «отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их» (Иер 6. 30). Иеремия произносит по повелению Божию проповедь «во вратах дома Господня» (Иер 7. 2). Он призывает не надеяться, что Господь не покарает Свой народ за то, что у него есть храм и он совершает богослужение истинному Богу. Гораздо важнее прекратить убийства, прелюбодеяния и идолослужение. Храм, в к-ром было наречено имя Божие, «сделался... вертепом разбойников» (Иер 7. 11; ср.: Мф 21. 13), поэтому его постигнет участь некогда славного святилища в Силоме: нечестивцы будут изгнаны, а храм будет разрушен. На протяжении истории израильского народа Бог посылал к нему пророков «всякий день с раннего утра» (Иер 7. 25), однако никто не слушал их обличений; поколение современников Иеремии еще «хуже отцов своих», поэтому и его ожидает та же участь (Иер 7. 26-27). Сыновья Иуды дошли до крайней степени греховности - они построили жертвенник, «чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне»; за это вся земля Иуды «будет пустынею», а трупы иудеев станут «пищею птицам небесным и зверям земным» (Иер 7. 31-34). По попущению Бога Его народ будет опозорен - завоеватели осквернят даже гробницы, выбросив из них «кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима...» (Иер 8. 1). Во времена изгнания будет «вопль дщери народа» Его «из дальней страны», скорбящей о том, что «нет Господа на Сионе»; избранный народ испытает оставленность Богом, потому как сам он был неверен Ему и обратился к идолам (Иер 8. 19). Иеремия обличает соплеменников, к-рые «напрягают язык свой для лжи»; люди настолько привыкли говорить неправду, что уже не могут без этого и «лукавствуют до усталости» (Иер 9. 3-5). Грех языка тяжек пред Богом, Который непременно накажет за него, т. к. следствием этого греха оказывается ненависть к ближним: «...устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы» (Иер 9. 8).

http://pravenc.ru/text/293622.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010