Исследования. Tixeront J. Les Origines de L " Éguse D " Édesse et ia Legende D " Abgar. Paris, 1888; Duval R. Historie poetiques, reuqieuse et utter ire D " Édesse Jusqu " À la prem iere croisade. Paris, 1892; Avak Α., Vartan, Angiarakian. Notizie storiche sulla città e sede episcopale di Edessa. Roma (без даты); Baumstark. S. 99−100; Ortiz de Vrbina I. Le origini del cristianesimo in Edessa. Greg. 15 (1934). P. 82−91. 2. Анонимная (несторианская) хроника. Составлена неким несторианским монахом в Южной Месопотамии в 670−680 гг. Повествует о событиях от времени смерти Хормизда IV (590), вплоть до падения династии Сасанидов в Персии. Этот документ следует считать весьма важным свидетельством как по церковной истории, так и по светской истории персидских царей. Издания. Guidi I. Chronica Minora. P. 15−39; лат.перевод: Ibid. P. 13−32; нем. перевод: Nöldeke Th. Die von Guidi herausgegebene Syrische Chronik Übersetzt und kommentiekt. Sitzungsberichte der Wiener Akademie. Philologisch-Historische Classe. BD. 128. Wien, 1893. Исследование. Baumstark. S. 207. 3. Маронитская хроника. Содержится в рукописи Brit. Mus. Add. 17216 VIII−IX вв. Написана анонимным автором вскоре после 664 г. В тексте много лакун. Те же самые источники использует Михаил Сириец в своей «Хронике», а именно «Хронику» Евсевия, «Церковную историю», «Собрание еретических басен» Феодорита Кирского . Повествование начинается с Александра Великого. В хронике содержится фрагмент, чрезвычайно важный для истории маронитов: «В тот же месяц пришли епископы яковитов Феодор и Севохт в Дамаск и вели перед Муавией спор о вере с людьми паствы мар Марона». Издания. Chronica Minora. Ed. E. W. Brooks. CSCO. Vol. 3 (Ser. Syri 3). P. 43−74; лат. перевод: Chabot J. В. Op. Cit. P. 37−57; нем. перевод: Nöldeke Th. Zur Geschichte der Araber im L Jahrhundert der Higra aus Syrischen Quellen. ZDMG 29 (1875). S. 82−83. Исследование. Nau F. Opuscules Maronites. PAWS, 1899−1900. 4. Смешанная хроника, доведенная до 724 г. Также менее удачно названная «Книгой халифов», из-за списка халифов, содержащегося в ней. Сохранилась в рукописи Brit. Mus. Add 14643 VIII в. Насколько известно, эта хроника была составлена, между 724 и 743 гг., автором списка халифов, собравшим много более ранних трудов. В нее включены три хроники, завершающиеся 629, 636 и 641 гг. Эти хроники, в части хронологии и церковных событий, имевших место в Антиохии, зависят от более ранних источников. Кроме того, имеется некий географический обзор племен, который существовал по-латыни, и обнаруживает близость с таким же обзором в греческой «Пасхальной хронике». Наконец, присутствует генеалогия патриархов Ветхого Завета, взятая у Афраата, и список халифов.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «GREGORIANUM» ежеквартальный научно-богословский ж., издаваемый в Риме папским Григорианским ун-том с янв. 1920 г. Первое название журнала на итал. языке (Gregorianum: Riviste trimestrale di studi teologici e filosofici) в 1922 г. было изменено на лат. (Gregorianum: Commentarii de re theologica et philosophica); с N 1 за 1969 г. в названии отсутствует комментарий-расшифровка. Статьи публикуются на лат. и ряде европ. языков (итал., англ., франц., нем.). Первоначальная структура журнала сохранилась без значительных изменений. В основном разделе (Articoli) публикуются научно-богословские статьи и исследования. Во 2-м разд. «Заметки» (Note), занимающем значительную часть каждого выпуска, помещаются подготавливаемые преподавателями Григорианского ун-та пространные рецензии на книги или серии книг по различным богословским и философским проблемам. 3-й разд. «Рецензии» (Recensioni) включает небольшие рецензии или критические обзоры отдельных изданий. В разд. «Научные известия» (Notizie scientifiche) сообщается о жизни Григорианского и др. католич. ун-тов, там же помещаются краткие аннотации новоизданных книг. В последнем разд. «Accepta opera», не обозначаемом в содержании, но приводимом в заключительной части каждого номера, содержится список новых поступлений в б-ку журнала. В 1921-1928 гг. в «G.» печатался библиографический указатель (Elenchus bibliographici), где перечислялись новые книги по догматическому и нравственному богословию. С сер. 1921 г. до 60-х гг. ХХ в. в издание входил т. н. бюллетень (Conspectus bibliographici), представлявший обзор научной лит-ры по определенным вопросам теологической и философской проблематики. В «G.» используется годовая пагинация. В 1950 г. были опубликованы общие указатели (Indices generales) по авторам и статьям, рецензированным изданиям, а также аналитический указатель (Index analyticus) за первые 30 лет издания журнала. В 1993 г. вышел новый основной указатель, охватывающий 1951-1993 гг. (список статей по авторам, рецензированные книги и подробный аналитический указатель).

http://pravenc.ru/text/166429.html

Wiesbaden, 1968; Das heidnische und christliche Slaventum. Wiesbaden, 1969–1970. Bd. 1–2; еще один том вышел впоследствии: Methodiana. (AISl. Bd.9). Wien, Köln, 1976; r. Κυρλλω και Μεθοδω τμος ρτιος π τη χιλιοστ και κατοστη τηρδι, I–II. Thessalonike, 1966–1968; д. Konstantin-Kyrill aus Thessalonike. (OChr. NF. Bd.22). Würzburg, 1969; e. Константин-Кирил Философ: Юбилеен сборник по случаи 1100-годишната от см&ртта му. София, 1969; ж. Симпозиум 1100-годишнина от смртта на Кирил Солунски. CKonje, 1970. Т. 1–2; з. Константин-Кирилл Философ. София, 1971; и. Делото на Константин-Кирилл Философ. София, 1972. Упоминания заслуживают также доклады симпозиума в Вашингтоне (1964 г.), которые собраны в DOP. Vol. 19, сборник трудов болгарского византиниста и слависта И. Дуйчева: Dujev I. Medioevo bizantino-slavo. Т.1–3. (Storia е letteratura. Т. 102, 113:119). Roma, 1965–1971 [см. еще: Follieri Е. Ivan Dujev: Notizie biografice e bibliografia//Byz. 1977. Т.47. Р.5–41 (полная библиография)], а также: Dittrich Z.R. Christianity in Great-Moravia. Groningen, 1962; Георгиев E. Кирил и Методии. София, 1969; Zagiba F. Das Geistesleben der Slaven im frühen Mittelalter. Wien, Köln, Graz, 1971. Литература по кирилло-мефодиевскому вопросу, ставшая практически необозримой, собрана в нескольких библиографиях: Ильинский Г.А. Опыт систематической Кирилло-Мефодьевской библиографии. София, 1934 (перепеч.: Zug, 1967); Попруженко Μ., Романски Ст. Кирилометодиевска библиография за 1934–1940 год. София, 1942; Дуйчев И., Кирмагова А., Паунова А. Българска кирило-методиевска библиография за периода 1944–1962 г.//Хиляда (см. выше). С.515–541; Весковик J. Прилог кон кирилометодиевската библиография//Власник на Инет, за нац. истор. 1969. Т. 13. С. 319–324 (македонская литер, с 1945 г.); юбилейная литература собрана в работе: Petrovi I. Literatura о Cirilu i Metodiju prilikom 1100 jubileja slavenske pismenosti//Slovo. 1967. T. 17. S. 136–188; 1969. T. 18/19. S. 233–382 (за 1963–1969 гг.). Текущую библиографию см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В особую заслугу Редину Добберт ставит «тщательное сравнительное изучение равеннских мозаик с другими художественными произведениями, бесспорно византийского происхождения и установление между ними логической и систематической связи». Небольшой, но весьма похвальный отзыв был помещен в Zeitschrift fur christl[iche] Kunst (1897 3). Между прочим, тут сказано: «Большой похвалы заслуживают широкие объяснения Редина, построенные на широком знакомстве с итальянской, французской и немецкой научной литературой. В основательности работы виден ученик Кондакова». В 3-м номере «Deutsche Literaturzeitung» 1898 г. известный знаток истории искусства Стржиговский отметил, что Редин с любовью вошел в глубь изучения предмета и высказал веские замечания по некоторым спорным вопросам равеннского искусства. В маленькой библиографической заметке в итальянском журнале «Notizie bibliographische» после обозрения книги Редина высказано сожаление, что она напечатана не на французском или другом языке, более доступном, чем язык русский, западным ученым. 1271 Эти отзывы сгруппированы тут нами с целью показать, что с первых своих шагов Егор Кузьмич был оценен по достоинству, как выдающаяся научная сила и сопричислен к выдающимся специалистам западной науки по изучению византийского искусства и его отражений в Италии». 1272 После защиты магистерской диссертации Редин «на подъеме»: он собирается ехать на Афон и начинать работу над докторской диссертацией. 12 марта 1897 г. он пишет Помяловскому: «Недалеко уже и 25 марта – дня предполагаемого моего отъезда в Ялту, но я еще не имею известия – пускает ли меня М(инистерство) Н(ародного) П(росвещения) в экскурсии, согласно ходатайству факультета. А тут еще, к несчастью, эти дела на Востоке! По-видимому, приходят последние времена: все христиане поступили на службу Антихристу (турку). Что-то будет дальше? Во всяком случае еще ничего не известно пока, и мы, может быть невзирая ни на что, поедем на Св. Гору... Вскоре после приезда на первых порах чувствовал себя легко, свободно...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

747 . Aubineau М. Un nouveau témoin des neuf discours inédits, Adversus Iudaeos, de Jean VI Cantacuzènë Athos, Iviron 280// Κληρονομι. 1982. 14(1). 73–74. Против ислама Contra Mahometem//Editio princeps 1543=PG 154, 372–584. 748 . Turner C. J. G. A Slavonic version of John Cantacuzenu’s «Against Islam»//Slavonic and East European Review. 1973. 51:122. 113–117. Четыре слова против магометан Editio princeps 1543=PG 154, 584–692. Против Иоанна Кипариссиота Не издан. Пролог и зачала см.: 749 .//Bandini A. M. Catalogus codicum graecorum Bibliothecae Laurentianae. 1795. 342–349 [=PG 154, 694–710]. 750 . Dentakès B. L. Die Wiederlegung der Παλαμικ παραβσεις des Joannes Kiparissiotes von Joannes Kantakuzenos//XII е Congr. Int. des Ét. Byz. Communication annoncé pour Ochride. Programme. Belgrade 1961. 27. Против Исаака Аргира о семи духах Не издан (пролог см.: Mercati, Notizie 6 .1864). 274–275). О Фаворском свете (неизд.) Заметки (схолии) об исихастах (неизд.) Paris. gr. 1347, 93v. Исторические соч. 751 . Historiae/Ed. Schopen L. Ioannis Cantacuzeni eximperatoris historiarum libri IV. Bonn. 1828. 1. 560; 1831. 2. 615; 1832. 3. 365. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae) [=TLG 3169/1]. Нем. пер.: 752 . Johannes Kantakuzenos. Geschichte/Übers., erläutert Fatouros G., Krischer T. Stuttgart 1982–1986. (Bibliothek der griechischen Literatur. 17, 21). Nicol D. M.//Slavonic and East European Review. 1984 (Jan). 62:1. 122. Частичный англ пер.: 753 . Miller T. S. The History of John Cantacuzenus, Book IV. Text, transl., and comm. (Ph. D Dissertation, Catholic University of America. 1975. Ann Arbor, Mi.: University Microfilms. 75–19, 517) [=Bonn III, 8–107]. 754 . Miller T. S. The history of John Cantacuzenus (Book IV): text, transl., and comm.//Dissertation Abstracts International – Ä The Humanities and Social Sciences. 1975. 36:3. 1711. 755 . Trone R. History I: 1–19. (Ph.D Dissertation, Catholic University of America, 1979) [=Bonn I, 1–98]. 756 . Trone R. H. The history of John Kantakouzenos: text, transl., and comm.//Dissertation Abstracts International – Ä The Humanities and Social Sciences. 1979. 39:12. 7467.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

229 Основополагающим исследованием о жизни и творчестве братьев Кидонисов до сих пор остается труд: Mercati G. Notizie di Procoro e Dimitrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Melitemiota. Citta del Vaticano, 1931 (Studi e Testi; 56), особенно ценный тем, что в нем содержатся данные, извлеченные из рукописей, так как ряд сочинений пока не издан и само изучение рукописной традиции не завершено. Из недавних публикаций о жизни Димитрия см.: Tinnefeld Ε Demetrios Kydones, Briefe I. Stuttgart, 1981. S. 4–61 (Bibliothek der Christlichen Literatur; 12), а о Прохоре: Ibid. S. 237–241 и Hunger H. Prochoros Cydones, Obersetzungen von acht Briefen des HI. Augustinus. Wien, 1984. S. 9–11 (Wiener Studien; 9). Также о Димитрии см.: Κλτσιου-Νικτα . Δημητρου Κυδνη Μετφραση του ψευδοαυγουστινεου Soliloquia (Τ αν εποι ψυχ μνη προς μνον τον θεν). Αθναι: Ακαδημα Αθηνν, 2005. Σ. (Corpus Philosophorum Medii Aeviv Philosophi Byzantini; 11). 230 См. об этом: Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959. S. 733 sqq.; Παπαδπουλος Στ. Ελληνικα μεταφρσεις θωμιστικν ργων. Θωμιστα και αντιθωμιστα εν Βυζαντω. Αθνα, 1967 (Βιβλιοθκη Φιλεκπαιδευτικς Εταιρεας; 47); Μπενκης Λ. Η παρουσα του Θωμ Ακιντη στο Βυζντιο. Η νετερη ρευνα για τους οπαδος και τους αντιπλους της Σχολαστικς στην Ελληνικ Ανατολ: «Ζω δε ουκτι εγ, ζει δε εν εμο Χριστς». Αφιρωμα στον αρχιεπσκοπο Δημτριο. Αθνα, 2002. Σ. 627–640. 231 У исследователя нет возможности основательно изложить отношение Кидонисов к исихазму на основании изданного, поскольку ряд их сочинений остается неизданным. В то же самое время предстоит глубже изучить их зависимость от предшествующей традиции с тем, чтобы точнее определить их личные отступления и меру оригинальности их богословской мысли. 232 Текст Томоса опубликован в: PG 151. Col. 693–716. Недавно критическое издание текста со вступлением и указанием источников и параллельных мест было сделано А. Риго (R/go А. II monte Athos е la controversia palamitica dal Concilio del 1351 al tomo sinodale del 1368. Ciacomo Tricanas, Procoro Cidone e Filoteo Kokkinos//Rigo A. Gregorio Palamas e oltre, Studi e documenti sulle controversie teologiche del xiv secolo Bizantino. Florentia, 2004. P. 1–177), у него приведена и соответствующая библиография.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P., 1630. P. 360-382; Halma N. B., ed. Κανν πασχλιος Ισακου το Αργρου=Table pascale du moine Isaac Argyre, faisant suite à celles de Ptolémée et de Théon. P., 1825; Bachmann L., ed. Anecdota graeca. Lpz., 1828. Vol. 2. P. 169-196; Delatte A. Anecdota Atheniensia et alia. Liège; P., 1939. T. 2; Candal M. Un escrito trinitario de Isaac Argiro en la contienda palamitica del siglo XIV//OCP. 1956. Vol. 22. P. 92-137; idem. Argiro contra Dexio (Sobre la luz mabyrica)//Ibid. 1957. Vol. 23. P. 80-113; Allard A. Le petit traité d " Isaac Argyre sur la racine carrée//Centaurus. Copenhagen, 1978. Vol. 22. P. 1-43. Библиогр.: BG. 1795. Vol. 4. P. 155; 1798. Vol. 6. P. 337, 344; 1808. Vol. 11. P. 126-130; Chevalier U. Répertoire des sources historiques du Moyen Âge: Bio-bibliographie. P., 1905. Vol. 1. Col. 2269; PLP, N 1285; ИАБ, 6. 1508-1510. Лит.: Gray L. H. Zu den byzantinischen Angaben über den altiranischen Kalender//BZ. 1902. Bd. 11. S. 468-472; Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Melitiniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del sec. XIV. Vat., 1931. (ST; 56) (рец. с текстол. замеч.: Sykutris J.//BZ. 1935. Bd. 35. S. 92-100); Jugie M. Theologia dogmatica Christianorum orientalium ab Ecclesia Catholica dissidentium. P., 1933. T. 2. P. 158-159; idem. Palamite (controverse). V 6//DTC. 1932. T. 11(2). Col. 1806; Pingree D. The Astrological School of John Abramius//DOP. 1971. Vol. 25. P. 189-215; Podskalsky G. Theologie und Philosophie in Byzanz: Der Streit um die theol. Methodik in der spätbyzantinischen Geistesgeschichte (14./15. Jh.), seine systemat. Grundlagen und seine hist. Entwicklung. Münch., 1977. S. 165. (Byzant. Archiv; 15); Polemis I. D., ed. Theodori Dexii Opera omnia. Turnhout, 2003. (CCSG; 55); Mondrain B. Traces et mémoire de la lecture des textes: les marginalia dans les manuscrits scientifiques byzantins//Scientia in margine: Études sur es marginalia dans les manuscrits scientifiques dy Moyen Âge а la Renaissance/Réunies par D.

http://pravenc.ru/text/674145.html

    Theology in the Thirteenth Century: Methodological Contrasts    Первая публикация: The Mediterranean World in the Thirteenth Century Theology: East and West//The 17th International Byzantine Congress: Major Papers. Dumbarton Oaks — Georgtown University, Washington, DC, August 3—8, 1986. New Rochelle, NY: Aristide D. Caratzas, 1986. P. 669—682.    Переиздание: Theology in the Thirteenth Century: Methodological Contrasts//Καθηγτρια: Essays Presented to Joan Hussey for Her 80th Birthday. Camberley, Surrey: Porphyrogenitus Publishing, 1988. P. 395—407. Переизд. под таким же заглавием в: Meyendorff J. Rome, Constantinople, Moscow. P. 73—86.    Впервые на рус. яз.: Богословие в тринадцатом столетии. Методологические контрасты//Мейендорф И., прот. Рим, Константинополь, Москва. С. 105—122; 286—291.    Публикуется по этому изданию с уточнениями.    Пер. Л. А. Успенской под ред. иерея Константина Польскова.    Ср. по этому вопросу: Karpozilos A. The Ecclesiastical Controversy between the Kingdom of Nicaea and the Principality of Epirus (1217—1233). Thessaloniki, 1973; и мое сообщение об этих событиях на [XV Международном] Конгрессе византинистов в Афинах в 1976 г. «Идеологические кризисы (1071—1261)»; переизд. в: Meyendorff J. Byzantine Legacy. P. 67—85 [Византийское наследие. С. 91—116].     Gilson È. La philosophie au Moyen-âgë Des origines patristques à la fin du XIVe siècle. Ed. 2, rev. P., 1952. P. 395/[Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М., 2010. С. 299].    Процитировано Э. Жильсоном в: Ibid.    Ср. тексты, цитированные Э. Жильсоном в: Ibid. Р. 396 [Указ. изд. С. 299—300].    Ср.: Browning R. The Patriarchal School at Constantinople in the Twelfth Century//Byzantion. T. 32.1962. P. 167—202; T. 33. 1963. P. 11—40.    Лучший новейший обзор этих дебатов, итоги которых запечатлены в Синодике Православия, см. в: Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxie. P. 1—316.     Demetrius Cydones. Apologia I//Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Melitiniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. Città del Vaticano, 1931 (ST, 56). P. 366; также см.: Kianka F. The Apology of Demetrius Cydones: A Fourteenth Century Autobiographical Source//BS. Vol. 7. 1. 1980. P. 57—71.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Следовало бы провести исследование богатого собрания литургических текстов, приписываемых Исидору греческими и славянскими рукописями (см.: преосв. Филарет Гумилевский. Исторический обзор песнописцев и песнопений греческой церкви. Чернигов 1864 [репринт: Троице–Сергиева Лавра 1995]. 445–446 [Более точный перечень, но только изданных греч. текстов: H. Follieri. Initia Hymnorum Ecclesiae Graecae. (Studi e testi, 211–215). Citta del Vaticano 1960–1966. I–V (особо: vol. V, указатель Hymnographi); Analecta Hymnica Graeca. XIII. A. Armati. Initia stropharum et indices. Roma 1983.]). Нам известен текст тропаря, который если и не является единственным произведением Исидора, то вызвал наибольшее число споров: Даем дословный пер. на церк. — слав. и менее точный — на рус.: Речем Твое Божество собственне действо,/любовию же многажды и естество,/понеже сии Ти общи обретаются,/Единицы и Божества Троице, поем нетварнаго Тя,/что аще речет кто. Называем Твою божественность энергией в собственном смысле,/а по любви еще и часто природой;/потому что та и другая оказываются у Тебя общими./Воспеваем Тебя, Троице Единицы и нетварной божественности, называют ли тем или другим!] Этот текст приводится как св. Григорием Паламой (Слово, разъясняющее мудрование Варлаама и Акиндина (Lovgo» diasafw " n thVn tou " BarlaaVm kaiV jAkinduvnou dovxan)//GPS IV. 92.16–19 [текст исправлен по изд. и дополнен последней строкой]), так и Филофеем Селимврийским (Диалог. Patm. 366. F. 390 v.). Имеется он и в Barb. gr. 291. F. 218 (ср.: Mercati. Notizie. 194). Григора явно ссылается на него, а также на еще один тропарь богородичен (История. XVI, 5//II. 828). 73 История. XVI. 5//II. 828; паламитские источники не подтверждают эти сведения; в своем Завещании св. Исидор защищет православный характер гимна (Register. 434.117 eJx. (N 156)); св. Григорий Палама отстаивает его против нападок, которым он подвергался (Слово, разъясняющее мудрование Варлаама и Акиндина//GPS IV. 92.21–93.11); св. Филофей, наконец, утверждает, что его всегда пели в церквах, когда он писал Житие св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

4 Это: Paris, gr. 1240, Paris, gr. 1241; Paris, gr. 1242, Paris, gr. 1247; Vatic, gr. 673 и 674, Metoch. S. Sep. 130, Μετεροις (το Ρουσνου), 23 и Моск, синод. 254. Э. Воордекер (Е. Voordeckers. Quelques remarques sur les pretendus «Chapitres-théologiques» de Jean Cantacuzène. – Byz. XXXIV, 1964, p. 620–621) в числе этих рукописей называет также Vatop. 347, но это ошибка – там нет ντιητικ. 5 Образцы его почерка можно найти: Н. Отопт, Facsimilés des manuscrits grecs datée de la Bibliothèque Nationale du IX е au XIV е siècle. Paris, 1891, 87–88, 93; A. Turyn. Codices Graeci Vaticani saecules XIII et XIV scripti annorumque instructi. In civitate Vaticana, 1964, tab. 140, 142. 6 J. Meyendorff. Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959, p. 331. 6 a 1. M, 4414=1373 г.; Л, 2040–2042=1360–1375 гг.; 2. Br, 11669=1364 – 1366 гг.; M, 6284=1364 r.; 3. Br. 3230=1367 г.; M, 2160=1367 (1360–1380) r., 2161=1360–1370 гг., 2162=1360–1380 гг.; Л, 2082=1360–1380 гг. 4. Br. 702==1362 г.; M, 197=1325–1328 гг. Арх. Владимир «омолодил» целый ряд греческих рукописей XIV в. «исихастского» содержания. Помимо упомянутых кодексов, отнесенных им к XV в., можно назвать: 257 (164), Сочинения патр. Филофея (по Влад. – XV в.); 212 (69), Сочинения Гр. Паламы (по Влад. – XV в.); 241 (389), Сочинения Нила Кавасилы (по Влад. – XV в.); 394 (293), Жития (по Влад. – XVI в.); 431 (349), Сочинения патр. Филофея (по Влад. – XV и XVI вв.); 236 (290), Полемический сборник (по Влад. – XV – XVII вв.). Более подробно об этих рукописях я надеюсь написать особо. 7 J. Meyendorff. Projets de concile oecuménique en 1367. Un dialogue inédit entre Jean Cantacuzène et le légat Paul. – DOP, 14, 1960, p. 149–177. 9 G. Mercami. Notizie di Ргосого e Demetrio Cidone Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ad altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. – «Studi e Testi», 56. Citta del Vaticano, 1931. p. 340. 12 Фιλοθου λγος στορικς ες τν παρ τν Λατνων γεγοναν πολιορκαν κα λωσιν τς ρακλεας – «Συλλογ λληνικν νεκδτων». πιστασα К. Тριανταφλλη κα . Гραπποτου, τμος А’, τεχος А’. ν Βενετα, 1874, σελ. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010