4. Н. отрицательно относился к вмешательству светской власти в дела церковного управления. Считая, что клирики не должны подчиняться мирянам (Ep. 39), он отстаивал принцип избрания епископов клиром и народом согласно требованиям канонического права. В соответствии с распоряжениями Н. епископ избирался духовенством с согласия видных горожан (a clero ecclesiae cum consensu primorum ciuitatis ipsius - Ep. 123. 4). Когда гр. Стефан «вопреки каноническим и церковным правилам» сместил Клермонского еп. Сигона и назначил на его место некоего клирика Адона, папа Римский велел ему вернуть кафедру законному епископу под угрозой отлучения от Церкви (Ep. 108). В 862-863 гг. вопрос о замещении епископской кафедры Камбре вызвал противоречия между кор. Лотарем II и архиеп. Гинкмаром Реймсским. Хотя город находился в королевстве Лотаря II, кафедра входила в состав Реймсской церковной провинции. Действуя как митрополит, Гинкмар Реймсский воспротивился назначению королем на епископскую кафедру клирика Хильдуина ( Flodoardus Remensis. Historia Remensis ecclesiae. III 12, 20-21// Idem. Die Geschichte der Reimser Kirche/Hrsg. M. Stratmann. Hannover, 1998. S. 218-219, 268, 271-272. (MGH. SS; 36); ср.: MGH. Epp. T. 8. P. 119). Однако король отказался согласовать кандидатуру нового епископа с Гинкмаром. В марте 863 г. лотарингские прелаты отвергли притязания архиепископа Реймсского (MGH. Conc. T. 4. P. 132-133). Гинкмар пожаловался папе Римскому, к-рый в мае 863 г. велел Лотарю и епископам его королевства отказаться от назначения Хильдуина и не нарушать права архиепископа Реймсского (Ep. 13-15). В 866 г. король назначил на кафедру своего придворного клирика Иоанна (Gesta episcoporum Cameracensium. I 50-51//MGH. SS. T. 7. P. 418-419). Особенно сложной была проблема замещения Кёльнской и Трирской кафедр, вдовствовавших после низложения архиепископов Гунтара и Теутгауда по решению Римского Собора (окт. 863). Н. запретил кор. Лотарю II назначать на эти кафедры ставленников без ведома Папского престола (Ep.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

В средние века К. считали основоположником проповеди христианства в Галлии. Легенды о миссионерах-«апостолах», основателях христ. общин, к-рые были посланы в Галлию из Рима, начали складываться в V-VI вв. ( Griffe. 1955; Beaujard. 2000. P. 209-217). Предания, в которых возникновение мн. епископских кафедр Галлии связывалось с учениками апостолов, гл. обр. ап. Петра, не были основаны на исторических фактах, но со временем они получили широкое распространение (о достоверности таких преданий см.: Zeiller J. Les origines chrétiennes en Gaule//RHEF. 1926. T. 12. P. 16-33). Св. Зосима, еп. Римский (417-418), в посланиях галльским епископам утверждал, что Арелатская (Арльская) епископская кафедра обязана своим первенством св. ап. Трофиму , который был послан из Рима для проповеди христианства в Галлии (MGH. Epp. T. 3. P. 6, 9, 11). В послании галльских епископов папе св. Льву I Великому (450) говорится, что ап. Трофим, прибывший в Арелат по указанию ап. Петра, стал 1-м в Галлии епископом (Ibid. P. 18-19). Свт. Кесарий Арелатский в соч. «О таинстве Святой Троицы» (CPL, N 1014) приписывал апостольское происхождение 4 епископским кафедрам Юж. Галлии ( Levillain L. Saint Trophime, confesseur et métropolitain d " Arles, et la mission des Sept en Gaule//RHEF. 1927. T. 13. P. 145-189; Kr ü ger A. Südfranzösische Lokalheilige zwischen Kirche, Dynastie und Stadt vom 5. bis zum 16. Jh. Stuttg., 2002. S. 33-36, 42-49). Вероятно, на представления о том, что некоторые галльские кафедры были основаны прибывшими из Рима учениками апостолов, повлияли привилегии, полученные Арелатскими епископами. Так, в 513 г. папа Симмах вручил свт. Кесарию Арелатскому паллий и вскоре назначил его папским викарием в Галлии и Испании (MGH. Epp. T. 3. P. 37-42; Vita Caesarii. I 42//Vie de Césaire d " Arles/Éd. M.-J. Delage, M. Heijmans. P., 2010. P. 76-77, 206. (SC; 536)). О К. как об инициаторе проповеди христианства в Галлии впервые упоминается в древнейшем Мученичестве св. Дионисия (BHL, N 2171), вероятно составленном на рубеже V и VI вв.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Аббат Вала и его помощник Пасхазий Радберт, напротив, поддержали Григория IV и даже вручили папе некие сочинения его предшественников, в к-рых обосновывалось учение о власти (auctoritas et potestas) ап. Петра: понтифик имел право «судить всех и не быть никем судимым», предпринимать любые действия ради мира Церкви и укрепления христ. веры (Ibid. S. 84). В послании папы Григория IV франк. епископам (833), предположительно написанном архиеп. Агобардом Лионским, утверждалось, что понтифик обладает властью над душами людей, к-рая превосходит власть императора (maius esse regimen animarum, quod est pontificale, quam imperiale, quod est temporale - Agobardus Lugdunensis. Ep. 17//MGH. Epp. T. 5. P. 228). Противники Людовика Благочестивого подчеркивали значение папы Римского как главы Вселенской Церкви, к-рый вправе призвать императора к порядку и напомнить ему об обязанностях христ. государя. Стремление укрепить позиции церковной иерархии во главе с папой Римским, освободить Церковь от вмешательства мирян и произвола светской власти проявилось в создании Лжеисидоровых декреталий, а также, по мнению Фрида, «Постановления Константина». Основной темой этого сочинения Фрид считал идею высшей духовной власти, унаследованной понтификом от ап. Петра и превосходившей светскую власть императора. Франк. авторы представляли папу Римского обладателем верховной юрисдикции по делам, связанным с «незыблемостью христианской веры» (fidei Christianorum stabilitas) и со справедливым устройством христ. общества (ср. послание папы Григория IV «епископам Галлии, Европы, Германии и всех провинций» о прощении Альдрика, еп. Ле-Манского - MGH. Epp. T. 5. P. 72-81). При обосновании своих церковно-политических убеждений франк. авторы нередко прибегали к фальсификации источников. Возможно, сочинения неких древних понтификов, подаренные Валой и Пасхазием Радбертом папе Григорию IV, были подложными декреталиями, впоследствии включенными в «Лжеисидорово собрание». После кончины Пасхазия Радберта мон. Ратрамн из Корби обвинил его в подделке творений св.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

136, 171//MGH. Epp. T. 4. P. 205-210, 281-283). Сходным образом определял соотношение функций императора и Римского папы Карл Великий в письме Льву III ( Karoli Magni Ep. 93//MGH. Epp. T. 4. P. 136-138): императору следовало защищать Церковь, а понтифику - молиться за его успех. Т. о., сакрализация идеи королевской (имп.) власти означала ответственность носителя этой власти перед Богом. Именно об этой ответственности позднее, в эпоху «спора об инвеституре», папство напомнило герм. императору, заявив о своей претензии контролировать исполнение им религ. долга правителя. На практике ответственность мирского правителя за судьбу Церкви и вверенных ему христиан, обязывающая Церковь к послушанию, выражалась во вмешательстве короля во все церковные дела: он созывал Соборы и руководил ими, основывал церкви, мон-ри, еп-ства, влиял на назначение епископов и аббатов, нарушая тем самым древний принцип независимого избрания епископа «клиром и народом» (см. в ст. Епископ ). Зап. (Римская) Церковь в раннее средневековье только теоретически была «вселенской» - епископские Церкви в отдельных странах и регионах были ориентированы на королевский двор и подчинялись королям или др. крупным властителям: в Германии вплоть до сер. X в.- племенным герцогам Саксонии, Баварии, Швабии; во Франции еще в XI в. во власти короля находилась только 1/3 еп-ств, остальные принадлежали крупным территориальным князьям, лишь формально бывшим его вассалами и часто совмещавшим епископские должности. Право королей осуществлять И. епископов было следствием обусловленного как экономически, так и идеологически влияния, к-рое со времен Хлодвига они могли оказывать на выбор кандидата, притом что Церковь стремилась защитить компетенцию митрополитов в этом вопросе и сохранить каноническую практику: действительный вплоть до эпохи «спора об инвеституре» канон о выборах епископа Парижского Собора 614 г. напоминал, что кандидат должен быть сначала назван «народом, клиром и митрополитом с епископами его провинции», причем «без какой-либо выгоды или мзды», и, напротив, того, кто будет навязан силой или без выборов, нельзя признавать законным епископом ( Mansi. T. 10. Col. 539-540). Однако подобные усилия вплоть до последних десятилетий XI в. оставались безрезультатными; при кор. Генрихе III, распоряжавшемся возведением на кафедру не только епископов, но и Римских пап (см. ст. Германия ), королевская (имп.) власть над Церковью и практика И. достигли наивысшего развития и выбор кандидата на епископское место стал фактическим правом короля. И. в частной церкви и проблема ущемления епископских полномочий

http://pravenc.ru/text/389533.html

Col. 312D; Vita C [BHG, N 1755d]//Ibid. Col. 297). Исключительно ценным историческим источником, очевидно, было Житие свт. Мефодия, написанное Г. А. Последним на него ссылается в кон. XII - нач. XIII в. Никита Хониат , почерпнувший оттуда информацию о ереси «лизикиан» ( Nicetae Choniatae//PG. 140. Col. 281D). Сохранившееся Житие патриарха Мефодия (BHG, N 1278) представляет собой переработку сочинения Г. А., осуществленную, вероятно, в Студийском мон-ре в игнатианском духе (наиболее ранняя рукопись - Vatic. gr. 1677, студийский кодекс 1-й пол. X в.). Известна печать Григория, архиеп. Сицилийского, датируемая IX в., к-рая, по-видимому, принадлежала Г. А. ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " empire byzantin. P., 1963-1981. Pt. 5. 887). Соч.: Nicetae Choniatae Thesaurus orthodoxae fidei//PG. 140. Col. 281D-284A [эксцерпт из Жития Мефодия]; Dagron G. Le traité de Grégoire de Nicée sur le baptême des Juifs//TM. 1991. Vol. 11. P. 313-357. Ист.: Mansi. Vol. 16. Col. 2C-3A, 3B, 91E-92B, 353B-C, 425D-436B, 452A-B, 861A; Vol. 17. Col. 373B; Nicetae Vita Ignatii//PG. 105. Col. 488-573; Symeonis Magistri Annales// Theoph. Contin. P. 671, 674; Nicolai I papae Epistolae//MGH. Epp. 1925. T. 6. P. 433-610; Anastasii Bibliothecarii Epistolae. 5//MGH. Epp. 1928. T. 7. Р. 403-415; Die Kanonensammlung des Kardinals Deusdedit/Hrsg. V. Wolf von Glanvell. Paderborn, 1905. S. 608. 431; Cambridge Chronicle/Ed. A. Vasiliev and M. Canard// Vasiliev A. Byzance et les Arabes. Brux., 1935. P. 345; Photii Epistulae et Amphilochia/Ed. B. Laourdas et L. G. Westerink. Lpz., 1983-1988. 6 vol. (BSGRT); RegPatr, N 445, 447, 448. Лит.: PMBZ, N 2480; Hergenrö ther J. Photius Patriarch von Konstantinopel. Regensburg, 1867-1869. Darmstadt, 1966r. Bd. 1. S. 352-354, 358-366; Bd. 2. S. 313, 492-493; Grumel V. Le schisme de Grégoire de Syracuse//ÉO. 1940/1942. T. 39. P. 257-267; Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Camb., 1948. P. 16-36, 48-52, 162; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 557-559; idem. Geschichte der Orthodoxen Kirche. S. 96-97; Gouillard J. Deux figures mal connues du second iconoclasm//Byz. 1961. Vol. 22. P. 371-401; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 2. S. 98; Karlin-Hayter P. Gregory of Syracuse, Ignatios and Photios//Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 141-145; Fedalto. Hierarchia. T. 1 P. 109; ODB. Vol. 1. P. 202-203; ΕΠΛΒΙΠ. Τ. 3. Σ. 243-244; Treadgold W. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997. P. 449, 451; Schreckenberg H. Die christl. Adversus-Judaeos-Texte und ihr literarisches und hist. Umfeld: (13.-20. Jh.). Fr./M., 19994. S. 514. Д. Е. Афиногенов Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/166799.html

По просьбе Н. в Треверы прибыли италийские строители, к-рых прислал Руф, еп. Октодурский (MGH. Epp. T. 3. P. 133-134). Согласно Венанцию Фортунату, Н. восстановил пришедшие в ветхость церкви и епископскую резиденцию (domus - Venant. Fort. Carm. III 11). По данным археологических раскопок, треверский епископский храм, возведенный в IV в., представлял собой ансамбль из 2 параллельных базилик, баптистерия и др. зданий. Храм сильно пострадал во время нападений варваров в V в. С деятельностью Н. археологи связывают восстановление сев. базилики, лежавшей в руинах; при этом были использованы античные колонны из развалин рим. храмов (см., напр.: Weber W. Antike Kirchenanlage im Bereich von Dom und Liebfrauen//Antiquité Tardive. 1996. Vol. 4. P. 82-83; Piva P. Osservazioni sull " evoluzione e la cronologia del gruppo episcopale di Treviri//Ibid. P. 84-86). Н. также приписывается восстановление др. городских церквей (см.: Anton. 1987. S. 107, 134). Вероятно, епископ превратил в церковь погребальную базилику на пригородном некрополе, где находились захоронения св. епископов Максимина и Агриция. Высказывалось мнение о том, что Н. основал при базилике мон-рь (см.: Resmini. 2016. S. 67, 194-196, 711). В стихотворении Венанция Фортуната описывается крепость с 30 башнями и дворцом, построенная Н. на скалистом утесе, к-рый возвышался над р. Мозеллой (Мозель). Очевидно, укрепление было предназначено для защиты земельных владений епископской кафедры, т. к. поблизости от него находились водяные мельницы, виноградники и яблоневые сады ( Venant. Fort. Carm. III 12). По одной из версий, крепость находилась близ совр. сел. Ноймаген-Дрон (ок. 20 км к северо-западу от Трира) (напр.: Gauthier. 1980. P. 185; см. также: Meckseper C. Der Palast des Nicetius - oder: ganz jenseits von Bauforschung//Architectura. 1994. Bd. 24. S. 161-169). Вероятно, о Н. идет речь в письме австразийского майордома Гогона Петру, еп. Меттиса (ныне Мец): майордом просил епископа поприветствовать от его имени некоего человека, «чье учение украшает дворцы королей», неустанно посещавшего гробницы святых и построившего величественную церковь на берегу Мозеллы (MGH. Epp. T. 3. P. 135).

http://pravenc.ru/text/2577739.html

4. «О членах [Символа] веры и [семи] церковных таинствах к епископу Палермо» (De articulis Fidei et Ecclesiae sacramentis ad archiepiscopum Panormitanum; Επιτομ τν ρθρων τς πστεως κα τν πτ μυστηρων τς κκλησας). Греческий перевод не издан. Издание латинского текста: Sancti Thomae de Aquino Opera omnia iussu Leonis XIII P. M. edita. R., 1979. T. 42: Compendium theologiae. P. 207-257. VI. Разные авторы. 1. Свт. Григорий Великий . Фрагмент из гомилии XXVI 1-6 (PL. 76. Col. 1197-1201) на Евангелия. CPL, N 1711. Греч. перевод не издан. 2. Послание 16 авг. 879 г. папы Иоанна VIII к трем императорам (Василию, Льву и Александру) (Epistula [N 207] Ioannis VIII ad imperatores Basilium, Leonem, Alexandrum). К. перевел по лат. рукописи заново лишь начало послания, точнее заключительную часть вступления, содержащую просьбу папы о восстановлении Фотия в его достоинстве, опустив все вставки Фотия; дальнейший перевод Фотия был оставлен К. без изменений. Сам фрагмент сохранился в составе сочинения о VIII Вселенском Соборе, ошибочно приписанного Иоанну XI Векку. В нек-рых рукописях перевод К. неправильно атрибуируется Матфею Ангелу Панарету и Нилу Кавасиле. 1-е изд. греч. пер. К.: Συνοδικν, sive Pandectae canonum SS. Apostolorum.../Ed. G. Beveregius. Oxonii, 1672. Vol. 2. P. 273-292 (см. p. 275-276). Переизд.: Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Θωτου το γιωττου... Τ περ το τφου το Κυρου μν... κα λλα τιν πονημτια το ατο...//ППС. 1892. Т. 11. Вып. 1 (31). С. 141-177 (см. с. 145, строки 8-20). Греческий отрывок соответствует в изд. MGH. P. 168 (quatenus sede apostolica... ratione admittentes), а затем, после небольшой лакуны, p. 169, lin. 3 и далее. Лит.: Delacroix-Besnier. 2003. P. 344-345. Критическое издание лат. текста (параллельно с интерполированным переводом Фотия): MGH. Epp. T. 7: Karolini aevi V. 1928. P. 167-176. 3. «Дар Константина» (Constitutum Constantini). Критическое издание лат. оригинала: Fuhrmann H. Das Constitutum Constantini // MGH. FontIur. T. 10.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГОБАРД [лат. Agobard] (ок. 769-840), архиеп. Лионский (с 816), церковный деятель эпохи Каролингского возрождения . Родом из Септимании (Юж. Франция). Друг Бенедикта Анианского . Основная цель деятельности А. на кафедре состояла в дальнейшей христианизации образа жизни франков, еще сохранявших архаичные обычаи варварского мира, поэтому он был сторонником гос. централизации, видя в Каролингской империи отображение духовного единства человечества во Христе. Активно боролся против суеверий и ересей (против адопцианства ) Феликса Ургельского, против т. н. божиих судов - судебных поединков. В конфликте с иудейской общиной Лиона (822-828), пользовавшейся поддержкой населения, выступил на стороне Церкви, написав полемическое соч. «De insolentia Iudaeorum» (О суевериях иудеев), не оказавшее в дальнейшем значительного влияния на общественную мысль. В конце жизни занимался литургической реформой и вел полемику с литургистом Амаларом Мецким , оставил сочинения «De correctione antiphonarii» (Об исправлении антифонария) и «Contra libros IV Amalarii» (Против 4 книг Амалара). В научной традиции XIX в. получил репутацию религ. рационалиста, провозвестника церковных реформаторов XIV-XVI вв. Соч.: MGH, SS. T. 15. S. 274-279; MGH, Epp. T. 5. S. 150-239. Лит.: Cabaniss J. A. Agobard of Lyons. Siracuse, 1953; Boshof E. Erzbischof Agobard von Lyon: Leben und Werk. Köln; W., 1969. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского

http://pravenc.ru/text/63358.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АУСПИКИЙ [лат. Auspicius] († ок. 490), свт. (пам. зап. 8 июля, 26 февр.), еп. Туля. Свт. Сидоний Аполлинарий , младший современник А., называет его «отцом и духовным наставником всей Галлии», прославляя его за мудрость и добродетельную жизнь (Ep. 4. 17//PL. 58. Col. 522). Сохранилось стихотворное послание А. к комиту Арбогасту. Мощи святого были обретены в 1107 г. на кладбище Сен-Манси в Туле. Соч.: Auspicius, ep. Tullensis. Epistula ad Arbogastem comitem Trevirorum//PL. 61. col. 1105; MGH. Epp. P. 135-137; MGH. Poet. T. 4.2. P. 614-617; CCSL. Т. 117. Р. 442-447. Ист.: ActaSS. Iul. t. 6. p. 561-562. Лит.: Bardenhewer. Geschichte. Bd. 4. S. 434, 657sq.; DHGE. t. 5. Col. 781; t. 3. Col. 561-562; Hauck. KGD. Bd. 1. S. 101 sq.; Rahner H. Auspicius//LTK. Bd. 1. Sp. 1115. П. Б. М. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЙДАН († 651), еп. Нортумбрии (с 635), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших; зап. пам. 31 авг.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/76816.html

И.) делают, чтобы составить заговор в пользу нечестия?» - задается риторическим вопросом Александрийский епископ и продолжает: «Посему-то, хотя (они.- М. И.) представляют себя изумленными, хотя имеют воскрилия, большие фарисейских, ширятся в вещаниях и упражняют силу голоса, не должно, однако же, им верить, потому что веру утверждают не изречения, но смысл и благочестивая жизнь» (Ep. ad epp. Aegypti et Libyae. 9). Свт. Кирилл Иерусалимский различает 2 типа В.: В. в Бога и В. от Бога. Первая - «научающая», вторая - «действующая», причем «выше сил человеческих». Иисус Христос, как полагает Иерусалимский святитель, говорит о каждом типе В. отдельно, так что первый из них заключен в словах: «...слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную...» (Ин 5. 24) и «верующий в Него (Сына.- М. И.) не судится, а неверующий уже осужден...» (Ин 3. 18). К этому типу свт. Кирилл относит В. разбойника, распятого вместе со Христом (Лк 23. 40-43) и «уверовавшего в один час» ( Суг. Hieros. Catech. 5. 10). Др. тип В. «по благодати даруется Христом», Который сказал о нем: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17. 20). Сравнение В. с горчичным зерном, по мысли свт. Кирилла, используется здесь потому, что это зерно, будучи небольшим по размеру, оказывается «сильным по действию». В., согласно свт. Кириллу, «такую силу имеет, что спасаются и другие за веру других». В. имели принесшие расслабленного в Капернауме, по их В. Господь исцелил больного (Лк 5. 20; Суг. Hieros. Catech. 5. 8). «Итак,- заключает святитель,- имей ты со своей стороны веру в Него, дабы и от Него получить веру, действующую выше сил человеческих» (Catech. 5. 11). Свт. Василий Великий предупреждает: если верующий во Христа «не являет дел, сообразных с верой», то он неизбежно окажется подверженным «дурным учениям», не понимая при этом должным образом Свящ. Писания ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 48. 12).

http://pravenc.ru/text/150359.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010