Благодаря своему авторитету и благосклонности императора Г. после смерти еп. Бернварда Хильдесхаймского (20 нояб. 1022) стал его преемником и 2 дек. 1022 г. был рукоположен во епископа Майнцским архиеп. Арибо. По примеру аббатств Нидеральтайх и Херсфельд Г. основал в Хильдесхайме школу при кафедральном соборе, содействовав распространению просвещения среди мирян и духовенства. При нем в еп-стве было построено ок. 30 церквей. Ему удалось укрепить свое еп-ство благодаря поддержке имп. Конрада II. Г. скончался в мон-ре св. Мартина в Хильдесхайме и был погребен в кафедральном соборе. Почитание Г. началось вскоре после его смерти. Между 1038 и 1060 гг. ученик Г. Вольфер написал 1-е Житие (Vita prior; BHL, N 3581), а спустя неск. лет переработал и расширил его (Vita posterior; BHL, N 3582). По инициативе 3-го преемника Г. на кафедре Хильдесхайма Хелизана было произведено открытие его мощей, после чего в кафедральном соборе Хильдесхайма стали совершать литургическое поминовение Г. В 1131 г. канонизирован папой Римским Иннокентием II . 4 мая 1132 г. мощи Г. были открыты для всенародного почитания. В средние века почитание Г. распространилось по всей Германии, в Скандинавских странах, в Чехии, в Австрии и в Сев. Италии. Сохранилось 3 частных послания Г. (до дек. 1022) и послание к нему монахов Тегернзе, написанное, когда он был уже епископом Хильдесхайма. Соч.: Epistulae//PL. 141. Col. 1229–1232; Idem.//MGH. Epp. T. 3. P. 55–71. Ист.: BHL, N 3581–3591; Wolfero Hildesheimensis. Vita St. Godehardi//PL. 141. Col. 1159–1230; Idem.//ActaSS Bened. T. 6. P. 395–446; Vita Godehardi/Hrsg. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 11. Р. 167–218; De miraculis a Godehardo patratis...//Ibid. P. 218–221; Translatio Godehardi episcopi Hildeshaimensis//Ibid. T. 12. Р. 639–652; ActaSS. Maii. T. 1. P. 501–535; T. 7. P. 432, 581, 861; Chronicon episcoporum Hildeshaeimensium, 14//PL. 141. Col. 1276–1278; Idem.//MGH. SS. T. 7. P. 852–853. Лит.: Bertram A. Geschichte des Bistums Hildesheim. Hildesheim, 1899; Schwaiger G. Der heilige Gotthard, Abt von Niederaltaich und bischof von Hildesheim//Bavaria Sancta. Regensburg, 1973. Bd. 3. S. 111 ff.; Goetting H. Das Bistum Hildesheim. B., 1984. Bd. 3: Die Hildesheimer Bischöfe von 815 bis 1221 (1227); Brandt M. Der Schatz von St. Godehard. Hildesheim, 1988; Benz L. J. Godehard//DHGE. T. 21. Col. 407–411.

http://pravenc.ru/text/Готхарда.html

П. скончался 11 февр. 824 г. (в Liber Pontificalis ошибочно указан янв. 823; продолжительность понтификата П., даты избрания и посвящения его преемника, папы Римского Евгения II, в разных рукописях также различаются). Согласно Liber Pontificalis, П. был погребен в рим. базилике св. Петра (LP. T. 2. P. 68). Однако франк. источники сообщают, что римляне противились погребению П. в Ватиканской базилике, и оно состоялось только благодаря вмешательству нового папы, Евгения II. П. погребен в одном из ораториев, который сам для себя приготовил ( Thegan. Gesta Hludowici. 30//MGH. SS. Script. Rer. Germ. T. 64. P. 218; высказывалось предположение о том, что П. был погребен в рим. ц. Санта-Прасседе, но никаких доказательств этого нет). Существует путаница с датой кончины П. Поскольку новый папа был посвящен 21 февр. 824 г., как указано в Liber Pontificalis - через 5 дней после смерти П., получается, что датой его кончины могло быть не 11, а 16 февр. (такая дата указана в календаре IX в.- Vat. lat. 645. Fol. 6). Возможно, 16 февр. состоялось избрание Евгения II, к-рый был одним из 2 кандидатов (ординация была отложена до 21 февр., т. к. должна была совершаться в воскресенье), а П. умер за 5 дней до его избрания, 11 февр. (при этом с его погребением тоже произошла задержка). Сведений о почитании П. в средние века нет. В XVI-XIX вв. память П. отмечалась в Ватиканской базилике и в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере 14 мая (ActaSS. Mai. Т. 3. P. 391; Officia propria Sanctorum S. Romanae Ecclesiae Summorum Pontificum. Taurini, 1869. P. Кард. Цезарь Бароний внес его память в Римский Мартиролог под этой датой на основании рукописного оффиция П., обнаруженного в рим. ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере (впосл. рукопись была утрачена). Причины выбора даты поминовения 14 мая неясны (см.: MartRom. Comment. P. 188-189). В 1963 г. день памяти П. был перенесен на 11 февр. Ист.: LP. Т. 2. P. 52-68; ActaSS. Mai. Т. 3. P. 391-401; PL. 102. Col. 1085-1093; MGH. Epp. T. 5. P. 68-71; Annales regni Francorum. An. 817-824//MGH. SS. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 145-146, 161-164; Thegan. Gesta Hludowici. 18, 30//Ibid. T. 64. P. 200, 218; Astronom. Vita Hludowici. 27, 34, 36, 37//Ibid. P. 372, 402, 414, 418, 420.

http://pravenc.ru/text/2579157.html

Соч.: PL. 120; MGH. Epp. T. 6. P. 132-149; MGH. АА. Poet. T. 3. P. 38-66, 746-748; D ü mmler E., Hrsg. Radbert " s Epitaphium Arsenii//APAW: PhHK, 1899/1900. B., 1900. Bd. 2. S. 18-98; Bouhot J.-P. Extraits du «De Corpore et Sanguine Domini» de Pascase Radbert sous le nom d " Augustin//RechAug. 1977. Vol. 12. P. 119-173; CCCM. Vol. 16, 56, 56A-C, 85, 94, 96, 97. Лит.: Choisy E. Paschase Radbert: Étude hist. sur le IXe siècle et sur le dogme de la Céne. Gen., 1888; Blanchard P. Un traité «De benedictionibus patriarcharum» de Paschase Radbert?//RBen. 1911. Vol. 28. P. 425-432; Малицкий Н. В. Евхаристический спор на Западе в IX в. Серг. П., 1917. 2 т.; Geiselmann J. R. Die Eucharistielehre der Vorscholastik. Paderborn, 1926. S. 144-170; Lambot C. L " Homélie du Pseudo-Jérôme sur l " Assomption et l " Évangile de la Nativité de Marie d " après une lettre inédite d " Hinkmar//RBen. 1934. Vol. 46. P. 265-282; Peltier H. Paschase Radbert, abbé de Corbie: Diss. Amiens, 1938; Lubac H., de. Corpus mysticum. P., 19492; Barr é H. La Lettre du Pseudo-Jérôme sur l " Assomption est-elle antérieure à Paschase Radberte?//RBen. 1958. Vol. 68. N 3/4. P. 203-225; Scheffczyk L. Das Mariengeheimnis in Frömmigkeit und Lehre der Karolingerzeit. Lpz., 1959; Bouhot J.-P. Ratramne de Corbie: Histoire littéraire et controverses doctrinales. P., 1976; Zirkel P. McCormick. The Divine Child in Paschasius Radbertus " «De Corpore et Sanguine Domini», Chapter 14: Diss. Bronx, 1989; eadem. «Why should it be necessary that Christ be immolated daily?»: Paschasius Radbertus on Daily Eucharist//ABR. 1996. Vol. 47. N 3. P. 240-259; Ganz D. Corbie in the Carolingian Renaissance. Sigmaringen, 1990; idem. The «Epitaphium Arsenii» and Opposition to Louis the Pious//Charlemagne " s Heir: New Perspectives on the Reign of Louis the Pious (814-840)/Ed. P. Godman, R. Collins. Oxf., 1990. P. 537-550; Chazelle C. M. Figure, Character, and the Glorified Body in the Carolingian Eucharistic Controversy//Traditio. N. Y., 1992.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

Дело о расторжении брака Лотаря II, начавшееся в 857 г. и находившееся на рассмотрении у Н. с 862 г., окончилось лишь со смертью короля в 869 г. Лотарь II, сын имп. Лотаря I (817-855) и старший брат имп. Людовика II, унаследовав от отца власть над «срединным» королевством (Лотарингией), вскоре после вступления на престол в 855 г. женился на Теутберге, принадлежавшей к влиятельному роду Бозонидов (см.: Bouchard C. B. The Bosonids or Rising to Power in the Late Carolingian Age//French Historical Studies. Durham, 1988. Vol. 15. P. 407-431). Упрочив свою власть, через нек-рое время Лотарь II решил развестись с нелюбимой супругой и вернуться к наложнице Вальдраде, к-рая ранее родила от него сына. Попытка короля отвергнуть жену в 857-858 гг. завершилась неудачей из-за сопротивления знати (Annales Bertiniani. 1883. P. 47, 50). Лотарь II обвинил Теутбергу в противоестественной связи (masculinus concubitus inter femora) с братом, аббатом Губертом (Хукбертом). Об этом стало известно из заявления архиеп. Гунтара Кёльнского (850-863), к-рому Теутберга на исповеди призналась в содеянном грехе. Однако во время ордалии (испытания кипящей водой) человек, выступавший от лица королевы, остался невредимым, и дело было решено в пользу Теутберги (MGH. Conc. T. 4. P. 4-5; Hinkmar von Reims. 1992. S. 114, 146). Впоследствии выдвигавшиеся Лотарем II аргументы в пользу расторжения брака неоднократно менялись. Первоначально обвинение заключалось в кровосмешении и аборте; впосл. король заявил, что был якобы женат на Вальдраде еще до брака с Теутбергой (MGH. Epp. T. 6. P. 215-217); затем Теутбергу заставили признать себя бесплодной (см.: Airlie. 1998. P. 11-12). Лотарь II решил добиться расторжения брака от епископов своего королевства. Для этого в янв. и февр. 860 г. в Ахене были проведены 2 Собора, на к-рых король вновь обвинил жену в кровосмесительной связи с Губертом и заставил ее признаться в этом перед епископами. На 2-м Соборе Теутберга заявила прелатам, что была изнасилована братом, поэтому недостойна быть женой короля и желает стать монахиней.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

От лица Игнатия он пожаловался понтифику на гонения, к-рым кесарь Варда подвергал бывшего патриарха и его сторонников (PG. 105. Col. 855-862). В Риме Феогноста рассматривали как офиц. представителя Игнатия (MGH. Epp. T. 6. P. 477, 748-749), хотя, по мнению Дворника, низложенный патриарх не имел отношения к его деятельности (напр.: Dvornik. 1970. Р. 96; Idem. 1974. (VI). P. 25-26). Известно также о подложном послании Игнатия с жалобами на императора, якобы адресованном Н., и о подложном послании папы Римского Фотию. Опираясь на эти документы, Фотий обвинил Игнатия в гос. измене ( Nicetas David. 2013. P. 62-64). Высказывалось мнение о том, что ужесточение политики Н. было связано с интригами Анастасия Библиотекаря, враждебно настроенного по отношению к Фотию ( Dvornik. 1974. (VI). P. 26-27). На решение Н. вступить в конфронтацию с императором и патриархом могло повлиять и их нежелание вернуть папе Римскому юрисдикцию над Иллириком (см., напр.: Ullmann. 1970. P. 105-106). Участники Собора, созванного в 863 г. в Риме, высказались в пользу Игнатия, признав его законным патриархом К-польским. Фотий, лишенный священного сана, должен был вернуть Патриарший престол Игнатию под угрозой пожизненного отлучения от Церкви. В вину Фотию поставили не только гонения на игнатиан, но и участие в его рукоположении митр. Григория Асвесты, т. к. в Риме еще не было вынесено решение по апелляции Григория и тот не имел права совершать епископские священнодействия. Участники Собора утвердили обвинительный приговор Григорию, вынесенный Игнатием, и велели митрополиту покинуть кафедру. Рукоположения, совершённые Фотием, не были признаны, а смещенных им епископов-игнатиан восстановили в правах. На Соборе было подтверждено иконопочитание (MGH. Conc. T. 4. P. 139-146; ср.: Ep. 87, 91; LP. T. 2. P. 159; Nicetas David. 2013. P. 58-60). Состоялся также суд над легатами: Захария был лишен кафедры и отлучен от Церкви; приговор Радоальду был отложен до его возвращения из Лотарингии. Узнав об этом, Радоальд скрылся, и на епископскую кафедру Порто был назначен Формоз (Ep.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Epp. T. 7. P. 107; см.: Lesne É . La hiérarchie épiscopale: Provinces, métropolitains, primats en Gaule et Germanie (742-882). Lille, 1905. P. 100-102). Подлинность грамот, которые архиепископы Гамбурга-Бремена получили от Н., остается предметом дискуссии. Согласно Житию св. Ансгария (см. Ансгар ), Н. подтвердил привилегию папы Римского Григория IV, даровал Ансгарию архиепископский паллий , предоставил статус папского легата и юрисдикцию над народами Сев. Европы, а также присоединил Бременское еп-ство к архиепископской кафедре Гамбурга (31 мая 864). Вскоре после кончины Ансгария (865) понтифик подтвердил эти привилегии в грамоте, адресованной его преемнику св. Римберту (Vita Anskarii auctore Rimberto, accedit Vita Rimberti/Rec. G. Waitz. Hannover, 1884. S. 48-51. (MGH. Script. Rer. Germ.; 55); Adam Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. I 27, 35// Idem. Hamburgische Kirchengeschichte/Hrsg. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. S. 32-34, 38. (MGH. Script. Rer. Germ.; 2); тексты привилегий, сохранившиеся в поздних копиях, изд.: Curschmann F. Die älteren Papsturkunden des Erzbistums Hamburg: Eine diplomatische Untersuchung. Hamburg; Lpz., 1909. S. 19-27). Мн. исследователи полагали, что папские грамоты, связанные с ранней историей Гамбургско-Бременского архиепископства, подверглись интерполяции (напр.: Theuerkauf G. Urkundenfälschungen des Erzbistums Hamburg-Bremen vom 9. bis zum 12. Jh.//Niedersächsisches Jb. f. Landesgeschichte. Hildesheim, 1988. Bd. 60. S. 86-93), хотя сам факт дарования привилегий, как правило, не подвергается сомнению (см.: B ö hmer. Reg. Imp. I. Bd. 4. Tl. 2. Lfg. 2. S. 202-206, 264-265). По мнению Э. Ниббса, Ансгарий получил от Н. персональный статус архиепископа и легата для облегчения миссионерских трудов среди скандинавских народов, но лишь в 865 г. понтифик утвердил статус архиепископа за Римбертом и его преемниками. Вопреки утверждениям средневек. авторов, Бременская и Гамбургская кафедры в то время еще не были объединены, т. к.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Vita domini Innocentii Papae IV// Innocentius IV, papa. Commentaria super quinque Decretalium libros: Cum indice peculiari nunc recens collecto, novisque insuper Summariis additis, et Margarita Baldi de Ubaldis Perusini. Francoforti ad Moenum, 1570. Fol. 4v-5v; Mattheus Parisiensis. Chronica majora/Ed. H. R. Luard. L., 1877. Vol. 4; Idem/Ed. F. Liebermann//MGH. SS. T. 28. P. 107-389; Les Registres d " Innocent IV publiés ou analysés d " après les manuscrits originaux du Vatican et de Bibliothèque nationale/Éd. E. Berger. P., 1884-1921. 4 vol.; Potthast. RPR. 1875. T. 2. P. 943-1285, 2110-2124; Hofmann G. Patriarch v. Nikaia Manuel II. an Papst Innozenz IV.//OCP. 1953. Vol. 19. P. 59-70; Abate G. Lettere secrete d " Innocenzo IV//Miscellanea Francescana. R., 1955. Vol. 55. P. 317-378; Delorme F. M. Bulle d " Innocent IV pour la Croisade//AFH. 1913. Vol. 6. P. 386-389; MGH. Epp. saec. XIII/Ed. K. Rodenberg. 1887. T. 2; 1894. T. 3; Mansi. T. 23. Col. 605-686; COD. B., 1972. P. 283-293; Acta Innocentii PP. IV (1243 ad 1254) e regestis vaticanis/Ed. Th. T. Hagluscynskyj, M. M. Wojnar. R., 1962; Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностр. архивов и б-к А. И. Тургеневым=Historica Russiae Monumenta. СПб., 1841. Т. 1. 77, 78; Матузова В. И., Пашуто В. Т. Послание папы Иннокентия IV князю Александру Невскому//Studia historica in honorem H. Kruus. Tallinn, 1971. С. 136-138; Regesta Imperii. Ser. 5. Abt. 2. Bd. 2-3/Hrsg. J. F. Böhmer et al. (http://regesta-imperii.adwmainz.de [Электр. ресурс]); La documentacion pontificia de Inocencio IV (1243-1254)/Ed. A. Quintano Pietra. R., 1987. 2 vol. Лит.: Дашкевич Н. Первая уния Юго-Зап. Руси с католичеством (1246-1254). К., 1884; Berger E. St. Louis et Innocent IV: Étude sur les rapports de la France et du Saint-Siège//Les Registres d " Innocent IV/Éd. E. Berger. P., 1887. Vol. 2. (отд. изд.: P., 1893); Pelliot P. Les Mongols et la papauté//ROC. 1922/1923. Vol. 23. P. 3-30; 1924. Vol. 24. P. 225-335; 1931/1932. Vol. 28.

http://pravenc.ru/text/468779.html

Согласно Фриду, «Постановление Константина» трудно вписать в исторический контекст, к-рый предлагало большинство исследователей,- обострение конфликта Папского престола с Византией и политическое сближение с правителями франков. Фрид попытался установить точное значение терминов «potestas» и «ditio» (легитимная власть, право собственности), которыми в тексте обозначены полномочия папы в западной части Римской империи. Вопреки толкованиям средневековых канонистов и сторонников двух мечей теории в «Постановлении Константина» не говорится о светской власти папы Римского. Кроме столицы империи, переданной под контроль духовенства во главе с папой, император подарил Сильвестру и его клирикам только символы власти (ad imitationem imperii nostri), но не властные полномочия (imperium, regnum). В «Постановлении Константина» четко различаются высшая духовная власть Церкви, т. е. Папского престола (sedes sacratissima beati Petri), и уступавшая ей по значению светская власть императора. Как отметил Фрид, в сборнике из Сен-Дени (формула 3, приписанная папе Иоанну IV ) словом «ditio» была обозначена духовная власть ап. Петра и папы Римского как его преемника (Formulae. 1886. P. 498), словом «potestas» - юрисдикция епископа (Ibid. P. 499-500; см. также: Goodson, Nelson. 2010. P. 452-455). Т. о., в «Постановлении Константина» говорится о церковной юрисдикции папы Римского как верховного первосвященника во всем мире (princeps cunctis sacerdotibus totius mundi) и прежде всего на Западе. Так понимали К. д. и франк. авторы IX в., к-рые признавали светскую власть папы только над Римом ( Fried. 2007. P. 39-49). Подчеркивая разницу между духовной и светской властью, составитель «Постановления Константина» утверждал, что император удалился из Рима и основал новую столицу на Востоке. Предания об основании К-поля были известны франкам в т. ч. из сочинений Альдхельма Малмсберийского (имп. Константин увидел во сне безобразную старуху, превратившуюся в прекрасную девушку, облачил ее в пурпурный плащ и увенчал диадемой; узнав об этом сне, папа Сильвестр объяснил, что император должен отстроить Византий и сделать его столицей империи - Aldhelmi De virginitate. 25// Aldhelmi Opera/Ed. R. Ehwald. B., 1919. P. 257-260. (MGH. AA; 15)). Среди росписей имп. дворца в Ингельхайме были сцены, изображавшие отъезд имп. Константина из Рима и основание новой столицы ( Fried. 2007. P. 50-51). Возможно, представление об имп. Константине как об идеальном правителе-христианине, к-рый заботился о нуждах Церкви, предоставил ей обширные привилегии и построил множество храмов, прежде всего в Риме, восходило в т. ч. к посланию папы Адриана I кор. Карлу Великому (778) (MGH. Epp. T. 3. P. 585-587; см.: Ewig E. Das Bild Constantins des Grossen in den ersten Jahrhunderten des abendländischen Mittelalters// Idem. Spätantikes und fränkisches Gallien: Gesammelte Schriften (1952-1973)/Hrsg. H. Atsma. Zürich, 1976. Bd. 1. S. 74-113).

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Встрече Карла Великого и Л. посвящена анонимная поэма (т. н. Падерборнский (или Ахенский) эпос), к-рую считают 3-й частью пространного сочинения о Карле, написанного в подражание Вергилию (изд.: Karolus Magnus et Leo papa//MGH. Poet. T. 1. P. 366-379). В отношении авторства среди исследователей нет единого мнения (назывались имена Ангильберта, Эйнхарда, Модоина и др.). Более значимым является вопрос о датировке произведения. Если оно написано сразу после встречи и до имп. коронации, то в нем мог найти отражение изначальный замысел Карла; если же спустя какое-то время после коронации, то из его текста, как из произведения придворной культуры, можно понять отношение Карла Великого к новому титулу. Существует гипотеза, что в Падерборне впервые обсуждались детали буд. коронации Карла Великого императором. Однако в эпосе титул императора не встречается; Карл назван августом и триумфатором, новым Давидом, Ахен предстает как «новый Рим». Архиеп. Арнон Зальцбургский собрал данные, свидетельствовавшие о виновности Л., и переслал их Алкуину, но тот сжег письмо, чтобы не допустить разглашения ( Alcuin. Ep. 184//MGH. Epp. T. 4. P. 309). Этот момент можно считать определяющим для истории взаимоотношений Папского престола с Каролингами. Именно Алкуин, главный советник Карла Великого, подтолкнул его к имп. коронации и выстраиванию новых отношений с папством. Он призвал Карла прервать войну с саксами и вмешаться в рим. дела. Король предложил Алкуину сопровождать Л. в Рим, но он отказался. По словам Алкуина, оппоненты папы требовали от него принести очистительную клятву, отречься и удалиться в мон-рь ( Alcuin. Ep. 179//Ibid. P. 297). Позиция же Алкуина заключалась в том, что никто не имеет права судить папу. Карл Великий предоставил Л. вооруженную охрану и отправил с ним в Рим доверенных лиц (Хильдебольда, архиеп. Кёльнского, Арнона, архиеп. Зальцбургского, неск. епископов и графов). 29 нояб. 799 г. папу торжественно встретили в Риме. Состоялся суд над заговорщиками, которые не смогли доказать обвинения, выдвинутые против Л., и были отправлены под стражей во франк.

http://pravenc.ru/text/2463257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИССАЛ [Лат. Missale], литургическая книга римского обряда , содержащая все необходимые для совершения мессы тексты молитв, чтений из Свящ. Писания и песнопений, а также описания обрядовых действий священнослужителя, календарь и др. указания. Происхождение Латинский термин «Missale» появляется во 2-й пол. VIII в. в Англии (впервые в сочинениях Эгберта, архиеп. Йоркского ( 766), или его преемника Этельберта ( 779 или 780) - Egbert. Dialogus eccl. inst. 16//PL. 89. Col. 441). Изначально он использовался по отношению к Сакраментарию или к собранию отдельных месс (у Алкуина , ученика архиеп. Эгберта, в послании 801 г. противопоставляются Missalis libelli и Sacramentaria maiora - Alcuin. Ep. 226//MGH. Epp. 4. Karol. 2. S. 370). Широкое распространение термин получил благодаря тому, что был использован (возможно, под влиянием Алкуина) в качестве названия основной богослужебной книги пресвитера (наряду с Евангелием и Псалтирью) в капитулярии Карла Великого «Всеобщее увещание» (789 г.) (Admonitio generalis. 72//MGH. Capit. 1. P. 59-60). Традиция называть Сакраментарии Missale сохранилась и в Новое и новейшее время, преимущественно по отношению к книгам галликанского и кельтского обрядов, поскольку в них священнические молитвы часто дополняются др. элементами (чтениями и проч.) (напр., М. из Боббио, Missale Gallicanum vetus, Missale Gothicum, Миссал Стоу). Однако в узком смысле М. называют книгу, в к-рой соединен материал Сакраментария , Лекционария , Градуала и др. певч. книг. Причиной появления таких комплексных книг, содержащих все необходимые для совершения службы тексты, заключалась не только в практическом удобстве. Большую роль в этом процессе сыграло распространение практики совершения приватной мессы одним священником, без участия хора, аколитов (аколуфов) и др. служителей. Такого рода сборники появляются в разных регионах христ. Европы начиная с IX в., при этом они значительно отличаются друг от друга как по составу, так и по организации материала. Известны как полные сборники для всего церковного года, так и отдельные libelli missarum, в к-рых содержатся молитвы, чтения и песнопения (в той последовательности, как они используются в чине мессы) для отдельных праздников (один из самых ранних образцов таких libelli missarum, представляющий собой соединение Сакраментария и Лекционария,- палимпсест Cassin. 271, VIII в. (возможно, Равенна)).

http://pravenc.ru/text/2563374.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010