Hipp. Refut. IX 10. 9-12   Hipp. Refut. IX 12. 15-16, 19   Heine. 1998   ср.: Hipp. Refut. IX 12. 16-17a; X 27. 3   Hipp. Refut. IX 12. 16   Hipp. Refut. IX 12. 18   Hipp. Refut. IX 12. 26   Tertull. De pudic. XXI 9-10   см.: Tertullien. La pudicité (De pudicitia)/Éd. C. Micaelli, Ch. Munier. P., 1993. T. 1. P. 9-10, 15-38. (SC; 394)   Hipp. Refut. IX 13. 1   см.: La Piana. 1925. P. 245-246; Lampe. 2003. P. 349-350); Barnes T. D. Tertullian: A Historical and Literary Study. Oxf., 2005r. P. 278-279   La Piana. 1925. P. 254-274   Lampe. 2003. P. 381-384   Brent. 1999. P. 310-328   Mazzarino. 1973. Р. 451-469   De Rossi. 1866   Waltzing J.-P. Collegia//DACL. T. 3. Pt. 2. Col. 2107-2140   Brent. 1995. P. 436-440; Lampe. 2003. P. 26-28, 371   Verrando. 1984. P. 1042-1048   Verrando. 1984   Mombritius. 1910   MartRom. Comment. P. 453   см.: Sordi M. I rapporti fra il Cristianesimo e l " impero dai Severi a Gallieno//ANRW. 1979. Tl. 2. Bd. 23. Teilbd. 1. P. 354-356   см.: Dufourcq. 1900. P. 115-116   см.: Sordi M. Il cristianesimo e Roma. Bologna, 1965. P. 238-239   Brent. 1999. P. 325-327   Verrando. 1984. P. 1060-1065   Richardson L. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. Baltimore; L., 1992. P. 77, 79   MGH. AA. T. 12. P. 411-412, 414; MGH. Epp. T. 1. P. 367   LP. T. 1. P. 509; T. 2. P. 11   Verrando. 1985; иногда это событие относят к понтификату Григория III (731-741), напр.: ActaSS. Oct. T. 6. P. 430   LP. T. 2. P. 80; см.: Krautheimer R. e. a. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1967. Vol. 3. P. 65-71   Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. Vol. 1. P. 310, 315, 327. (CCSL; 175)   PL. 135. Col. 655-660   см.: Quentin. 1908. P. 66-67   Евангелиарий сер. VII в.- Klauser Th. Das römische Capitulare Evangeliorum. Münster, 1935. S. 40   Rudolfus. Miracula sanctorum in ecclesias Fuldenses translatorum/Ed. G. Waitz//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 333, 336, 339; см.: Geary. 1978. P. 55-58   Mériaux Ch. Gallia irradiata: Saints et sanctuaires dans le nord de la Gaule du haut Moyen Âge. Stuttg., 2006. P. 218-220

http://drevo-info.ru/articles/13679972.h...

Х. Фурманн предположил, что основная работа по подготовке Лжеисидоровых декреталий проходила в Корби, где имелись большая б-ка и скрипторий ( Fuhrmann H. Einfluss und Verbreitung der pseudoisidorischen Fälschungen. Stuttg., 1972-1974. 3 Bde). К. Цехиль-Эккес связал появление Лжеисидоровых декреталий с конфликтом между Валой и имп. Людовиком Благочестивым и предположил, что П. Р. принимал непосредственное участие в работе над текстом ( Zechiel-Eckes K. Fälschung als Mittel politischer Auseinandersetzung: Ludwig der Fromme (814-840) und die Genese der pseudoisidorischen Dekretalen. Paderborn etc., 2011). По мнению Э. Ниббса, П. Р. редактировал канонический сб. «Collectio Hispana Gallica», к-рый в 833 г. передал папе Римскому Григорию IV ( Paschas. Ratb. Epitaphium Arsenii. II 16; см.: Knibbs E. The Interpolated Hispana and the Origins of Pseudo-Isidore//ZSRG.K. 2013. Bd. 99. S. 1-71). Именно этот сборник лег в основу Лжеисидоровых декреталий. Однако П. Р. препятствовал продолжению работы, к-рая была завершена в 50-е гг. IX в., уже после его ухода с должности аббата Корби. Ниббс приписывал П. Р. составление текста послания папы Григория IV «Divinis praeceptis» ( Jaff é . RPR. 2579; MGH. Epp. T. 5. P. 72-81) ( Knibbs E. Pseudo-Isidore on the Field of Lies: «Divinis praeceptis» (JE †2579) as an Authentic Decretal//BMCL. N. S. 2011/2012. Vol. 29. P. 1-34). Хотя однозначно определить роль П. Р. в появлении Лжеисидоровых декреталий невозможно, само его положительное отношение к псевдоэпиграфичности позволяет предполагать участие П. Р. в фальсификациях ( Jong M., de. Paschasius Radbertus and Pseudo-Isidore: The Evidence of the Epitaphium Arsenii//Rome and Religion in the Medieval World: Stud. in Honor of Th. F. X. Noble/Ed. V. L. Garver, O. M. Phelan. Farnham, 2014. P. 149-178; см. также: Fälschung als Mittel der Politik?: Pseudoisidor im Licht der neuen Forschung/Hrsg. K. Ubl, D. Ziemann. Wiesbaden, 2015; Werlich P. Paschasius Radbertus: Theologe, Mönch und Fälscher?: Einige Hinweise zur Pseudoisidorthese//DA. 2016. Bd. 72. N 1. S. 33-70). Учение о Евхаристии

http://pravenc.ru/text/2579153.html

V 58; IX 213), приказала убить св. Дезидерия, который, подобно К., критиковал личную жизнь Теодориха (см.: Fox. 2012). В письме Булгара, гр. Септимании (ок. 610), Брунхильда названа коварной интриганкой и вдохновительницей раздоров (MGH. Epp. T. 3. P. 677). В 613 г. Хлотарь II, объединивший франк. королевства, жестоко расправился с Брунхильдой и уничтожил почти всех ее потомков. Более поздние авторы, пытаясь оправдать действия Хлотаря II, подчеркивали, что постигшая Брунхильду кара была заслуженной: из-за грехов королевы проклятие постигло всех членов ее семьи (см.: Nelson J. L. Queens as Jezebels: Brunhild and Balthild in Merovingian History// Eadem. Politics and Ritual in Early Medieval Europe. L., 1986. P. 1-48; Wood. 1994. P. 194-196). В то же время подозрения Брунхильды и Теодориха II относительно К. могли иметь основание. Франк. правители враждовали между собой, поэтому К., лишившись благосклонности Теодориха II, мог рассчитывать на сочувствие Хлотаря II и кор. Австразии Теодеберта II (596-612). В 610 г., когда К. был изгнан из Луксовия, отношения между королями Бургундии и Австразии окончательно испортились: Теодеберт II заставил брата вернуть земли, ранее относившиеся к Австразии, но присоединенные к Бургундии по условиям раздела 596 г. После этого оскорбленный Теодорих II начал готовиться к военным действиям. К. прибыл к Хлотарю II, который радушно встретил святого и принял во внимание его совет не вмешиваться в междоусобицу. Достигнув Австразии, К. познакомился с влиятельными аристократами Хагнериком и Аутарием. Их дети впосл. стали монахами и внесли значительный вклад в распространение монашеских обычаев К. Вероятно, в Меттисе (ныне Мец) К. встретился с кор. Теодебертом II и монахами, покинувшими Луксовий. Король предложил святому поселиться в его владениях и проповедовать язычникам, посоветовав найти место для основания мон-ря на юго-вост. окраине Австразии, граничившей с языческой Алеманнией. Возможно, Теодеберт II, впечатленный успехами рим. миссии в англосакс.

http://pravenc.ru/text/1841808.html

69 В оригинале игра слов: tabula обозначает и ожидаемое письмо Леандра Григорию, и доску, благодаря которой тот спасется в кораблекрушении.Таким образом, Григорий хочет показать, что письмо Леандра будет служить ему поддержкой. 70 Паллий (pallium) епископский плащ (cm.: Isid. Etym. Посылка паллия знак особого благоволения Григория; возможно, знак того, что Леандр стал викарием папы в Испании (cm.: Orlandis Rovira J. Gregorio Magno y la Espana visigodo-bizantina//Estudios en homenaje a don Claudio Sänchez Albornoz en sus 90 anos. Buenos Aires, 1983.T.I. P.338–339). 71 Рекаред-король вестготов в 586–601 гг. Главное событие его правления – созыв III Толедского собора, на котором вестготы приняли Никео-Константинопольский символ веры . Cm.: Collins R. Reccared//Medieval Iberia. An Encyclopedia/Ed. M. Gerli. L. N.Y. 2003. P.696. 72 Перевод приводится no изданию: Gregorii I papae Registrum epistolarum/Ed. Societas aperiendis fontibus rerum Germanicarum Medii Aevi. MGH: Epp. (In Quart). T.1–2. Berolini, 1891–1899. 74 В оригинале tua gloria. В эпоху Поздней Империи такое обращение было скорее характерно для должностных лиц высокого ранга, но не для служителей Церкви. Подробнее см.примечания к гл.11. 78 В оригинале excellentia tua. В Римской империи этоттитул носили префекты претория высшие должностные лица провинциальной администрации, управляющие префектурами (см.: C.Th. VI.30.6 (a.384, Grat. Valentinian.,Theod.), C.Th. VII.1.3 (a.359, Constans), C. Th. Vll.7.2 (a.365, Valentin. Valens). 80 В оригинале vir bonus», у Цицерона это идеальный/порядочный гражданин с идеальной репутацией, обязанноаями и т.д. См.: Утченко С.Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях» и образ идеального гражданина//Марк Туллий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях (Литературные памятники). M.: Наука, 1995. С.159–174. 86 Возможно, имеется в виду закон LVis. XII 1.2.12 Ne ludeus Chriatianum mancipium circumdat (Recc.) и антииудейские постановления III Толедского собора.См.: Conc.Tolet. Ill (a. 589). Can.14 De iudaeis.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

В совр. рус. Типиконе (Типикон. Т. 1. Л. 243 об.) память К. 14 февр. отмечена знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), что предполагает совершение праздничной службы с полиелеем . Помещенное в совр. рус. Минее (Минея (МП). Февр. С. 513-521) богослужебное последование К. содержит следующие элементы: отпустительный тропарь 4-го гласа       кондак 2-го гласа         с икосом; канон 4-го гласа с ирмосом      , нач.:       цикл стихир-подобнов, неск. стихир-самогласнов, седальны, 2 светильна. Большинство этих песнопений зафиксировано уже в службе К. 14 февр., сохранившейся в слав. рукописях XII-XIII вв. (напр., ГИМ. Син. 164, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 52; Кирилло-Мефодиевский сборник/Изд.: М. П. Погодин. М., 1865. С. 243-257, 285-290). На литургии назначаются прокимен Пс 115. 6, Апостол (Евр 7. 26 - 8. 2), аллилуиарий Пс 131. 9, Евангелие (Мф 5. 14-19), причастен Пс 111. 6b. Также К. прославляется вместе со св. равноап. Мефодием в службе 11 мая, к-рая рассчитана на совершение всенощного бдения . Изначально эта служба помещалась в Дополнительной Минее (напр.: СПб., 1909. Л. 100 об.- 106 об.), но была включена в Минею на май, изданную в 1987 г. (см.: Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 406-419). Содержащийся в совр. Минее (Там же. С. 419-424) 11 мая дополнительный канон К. и Мефодию 8-го гласа с ирмосом     нач.:          - известен уже по рукописной слав. Минее XII в. (ГИМ. Син. 165, см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 56; Кирилло-Мефодиевский сборник. 1865. С. 291-296). А. А. Турилов Ист.: Горский А. В. О древних канонах св. Кириллу и Мефодию//ПрТСО. 1856. Ч. 15. С. 33-48; Dvie slube rimskoga obreda za svetkovinu svetih irila i Metuda/Izd. I. Beri. Zagreb, 1870; ActaSS. Mart. T. 2. P. 12-25; Киселков В. Панонските легенди, или Пространните жития на слав. просветители Кирил и Методий. Ямбол, 1923; MGH. Epp. 1928. Bd. 7. P. 160-161, 222-224, 243-244, 280-287, 352-358; BHG. 19573, N 1; BHG. 1984; Constantinus et Methodius Thessalonicenses: Fontes/Ed.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

113. Col. 67-114; Col. 752), распространенного на Западе в ср. века свода святоотеческих толкований на все Свящ. Писание. Мнения об авторстве В. С. придерживались, в частности, Р. Беллармин (1542-1621), редакторы издания, вышедшего в г. Дуэ (1617), Ж. П. Минь в издании патрологии (XIX в.- PL. 113. Col. 11). Они полагали, что В. С. принадлежит первоначальный вариант глосс, в течение неск. веков неоднократно дополнявшийся др. авторами: Ансельмом Ланским , Николаем Лирой и др. Однако в кон. XIX - нач. XX в. авторство В. С. было поставлено исследователями под сомнение или вовсе отвергнуто ( Berger S. Histoire de la Vulgate pendant les premiers siècles du Moyen Âge. P., 1893; Glunz H. H. History of the Vulgate in England from Alcuin to R. Bacon. Camb., 1933; Smalley B. Gilbertus Universalis, Bishop of London and the Problem of the «Glossa ordinaria»//RTAM. T. 7. P. 235-262; T. 8. P. 24-60; eadem. La Glossa ordinaria, quelques prédécesseurs d " Anselme de Laon//Ibid. T. 9. P. 365-400; eadem. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxf., 19833. P. 46-66). Подлинные сочинения. 1. Толкования на Пятикнижие Моисея, представляющие собой сокращения соответствующих толкований Рабана Мавра, выполненные В. С. по просьбе его фульдского учителя. Из этих толкований опубликованы только «Epitome Commentariorum Rabani in Leviticum» (Сокращенный вариант толкований Рабана на Левит; ок. 826-829 - PL. 114. Col. 795-850), а также предисловия к книгам Левит и Исход (MGH. Epp. T. 5. P. 515-516). Толкования на книги Бытие, Исход, Числа и Второзаконие до сих пор остаются неизданными. 2. «Expositio in viginti primos psalmos» (Толкование на первые двадцать псалмов - PL. 114. Col. 751-794). Рукопись этого сочинения, обнаруженная в б-ке Райхенау, содержала толкования с 1-го по 76-й псалом, но в ее 1-е изд. в XVIII в. были включены толкования только первых 20 псалмов; позже были изданы толкования на псалмы 21, 23 и 33 ( Ö nnerfors A. Über W. Strabos Psalter-Kommentar//Literatur und Sprache im europäischen Mittelalter.

http://pravenc.ru/text/153899.html

Многие исследователи полагали, что в годы понтификата П. было составлено соч. «Постановление Константина» (см. ст. Константинов дар ), призванное обосновать право папы Римского на светскую власть, якобы полученную им от имп. св. Константина Великого (напр.: Caspar. 1914; Fuhrmann. 1973). Создание этого сочинения могло быть связано с иконографической программой фресок, выполненных по указанию П. в ц. св. Петрониллы при Ватиканской базилике и сохранявшихся до разрушения храма в XVI в. (на фресках были изображены сцены деяний имп. Константина Великого, см.: LP. T. 1. P. 466; Voci. 1993). Однако высказывались и др. мнения о происхождении «Постановления Константина». По одной из версий, текст был составлен скорее всего в папской канцелярии во 2-й пол. VIII в., но папы не придавали ему практического значения и не использовали его в пропагандистских целях ( Noble. 1984. P. 134-137). Отвергая власть Византии и проявляя враждебность по отношению к к-польскому правительству, П., однако, по традиции датировал свои грамоты годами правления визант. императора (PL. 89. Col. 1189-1190; Federici. 1899. P. 263). Внешнеполитический курс П., как и Стефана II, предполагал союз с франками, сдерживание лангобардов и конфронтацию с византийцами. Опасаясь политической изоляции в условиях военной угрозы со стороны лангобардов и византийцев, понтифик стремился поддерживать дружественные отношения с франк. кор. Пипином Коротким. Сразу после своего избрания на Папский престол П. известил об этом франк. короля и заверил его в том, что намерен соблюдать условия договора с франками (MGH. Epp. T. 3. P. 507-508). Тогда же, вероятно по распоряжению П., было составлено послание франк. королю от имени рим. сената и народа. В письме содержались благодарность Пипину за помощь, оказанную Римской Церкви, и призыв защищать Папский престол от врагов (Ibid. P. 508-510). «Сенат», т. е. аристократия, и «народ», т. е. войско, олицетворяли Римское гос-во (res publica Romanorum), находившееся под властью папы. Впосл.

http://pravenc.ru/text/2578523.html

Перенесение мощей св. Бенедикта в Галлию между сер. VII и нач. VIII в. оказало существенное влияние на последующую историю М.-К. Это событие по-разному описывается в источниках, степень достоверности к-рых трудно определить. Вероятно, самое раннее упоминание о нем сохранилось в послании папы Римского Захарии (741-752) франк. епископам и всему духовенству с требованием вернуть похищенное франками «тело блаженного Бенедикта» (750 или 751 - MGH. Epp. T. 3. P. 467-468; см.: Hoffmann. 1967. S. 338-346; Hourlier J. La lettre de Zacharie//Le culte et les reliques. 1980. P. 241-252). Павел Диакон, повествуя о событиях 2-й пол. VII - нач. VIII в., сообщает о неких франках «из краев ценоманских и аврелианских» (т. е. из Ле-Мана и Орлеана), к-рые пришли на место заброшенного мон-ря и притворились, что желают провести ночь в молитве у мощей святого (следов., его гробница не была покинута людьми). Похитив останки св. Бенедикта и его сестры св. Схоластики, франки увезли их в Галлию, где построили мон-ри во имя обоих святых ( Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 2). О перенесении мощей сообщается также в неск. франк. сказаниях. Самое раннее анонимное сказание было составлено предположительно в VIII в.; рукописи, в которых сохранился текст, указывают на его баварское происхождение (BHL, N 1116; CPL, N 1853; изд.: Weber. 1952; PLS. Vol. 3. Col. 1438-1440). В сказании говорится об ученом франк. пресвитере, к-рый вместе с товарищами отправился в Италию на поиски могилы св. Бенедикта, находившейся «в небрежении» (inculta ab hominibus). В «пустыне», в 70 или 80 милях от Рима, некий свинопас показал им место, где некогда стоял Кассинский мон-рь. Ночью пресвитеру было видение, благодаря чему он нашел останки святых под мраморной плитой. Скрываясь от римлян, к-рые могли остановить их, франки беспрепятственно вернулись в Галлию и доставили реликвии в мон-рь Флориак (см. Флёри ). Более подробные сведения приведены в пространном «Сказании о перенесении св. Бенедикта», автором к-рого был мон. Адревальд из Флёри († ок.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

В Бургундии К. М. принудил местную знать к повиновению, конфисковал у крупных сеньоров земельные владения и распределил их между своими вассалами. Заняв г. Лугдун (ныне Лион), майордом подавил восстание знати и назначил должностных лиц во все города Юж. Галлии до Арелата (ныне Арль) и Массилии (ныне Марсель). Знать Прованса оказала сопротивление К. М. Предводитель мятежников Мауронт, связанный с соперниками Пипинидов в Нейстрии, заручился поддержкой арабов. К. М. отправил против восставших своего брата, комита Хильдебранда, который осадил г. Авенион (ныне Авиньон). Сам он нанес поражение арабам; тем удалось укрыться в г. Нарбона (ныне Нарбон), осада города завершилась неудачей. Франки опустошили Септиманию и Зап. Прованс, уничтожив крепости Немавс (ныне Ним), Агат (ныне Агд) и Бетерры (ныне Безье), и установили т. о. прочный контроль над Юж. Галлией, но в результате длительных военных действий эти земли были разорены. Среди тех, кто поддержали К. М., был Аббон, вероятно выходец из бургундской аристократии, правитель (rector) горной области на границе Савойи и Пьемонта. Из акта об основании Аббоном мон-ря Новалеза (726) и завещания Аббона (739) известно, что провансальские мятежники действительно пользовались поддержкой арабов, а конфискованные у них земли были переданы вассалам и сторонникам майордома ( Geary. 1985; Wood. 1994. P. 280-281). К. М. установил дружественные отношения с Лиутпрандом, кор. лангобардов (712-744). По свидетельству Павла Диакона , он отправил к Лиутпранду своего сына Пипина, чтобы король обрезал ему волосы (после этого Пипин считался совершеннолетним) и усыновил его. Во время войны в Провансе майордом обращался к Лиутпранду с просьбой о помощи. Известие о приближении лангобардского войска привело арабов в смятение, и франки одержали победу ( Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 53-54). Союз с Лиутпрандом стал причиной того, что К. М. отказался помочь папе Римскому Григорию III (731-741) в войне против лангобардов. В это время Папский престол порвал отношения с иконоборческой Византией, тогда как лангобарды угрожали Риму. Благодаря св. Бонифацию папа Римский был осведомлен о событиях в гос-ве франков и о военных успехах майордома. В 739 г. Григорий III обратился к К. М. с жалобой на притеснения со стороны лангобардов, но майордом, приняв папских посланников с почестями, отказался помочь (Codex Carolinus. 1-2//MGH. Epp. T. 3. P. 476-479; см.: Noble. 1984. P. 44-49). По сообщению Старших Мецских анналов, в это время К. М. был тяжело болен и, готовясь к смерти, разделил Франкское гос-во между сыновьями (Annales Mettenses Priores. 1905. P. 30-31).

http://pravenc.ru/text/1681079.html

Согласно жизнеописанию Н., в годы его понтификата существенно возросло количество как письменных, так и личных обращений к папе Римскому. Н. стремился рассматривать все поступавшие к нему дела и отвечать на все запросы (LP. T. 2. P. 162). Среди своих обязанностей папа Римский называл заступничество за слабых и сдерживание сильных (см., напр.: Ep. 32, 79, 104). По его словам, в Рим ежедневно обращались за помощью обиженные и угнетенные со всех концов земли (Ер. 7). Особое значение Н. придавал соблюдению норм канонического права, в т. ч. таких, к-рые ранее были забыты или не применялись. Известные в Риме источники церковного права названы в послании папы Льва IV: соборные каноны и папские декреталии, включенные в «Собрание Дионисия-Адриана» (Collectio Dionysio-Hadriana), а также суждения отцов Церкви: блж. Августина, блж. Иеронима, св. Исидора Севильского и др. (MGH. Epp. T. 5. P. 595-596). Чаще всего Н. опирался на «декретальные послания, которые в разное время издавали блаженнейшие папы из города Рима», прежде всего канонические послания Льва I Великого и Геласия I (напр.: Ep. 71; об использовании им декреталий Геласия см.: Ullmann. 1970. P. 190, 199). Забота о вероучительном и дисциплинарном единообразии христианского мира привела Н. к идее папской цензуры. В послании франк. епископам понтифик утверждал, что Папский престол мог одобрить или запретить любое сочинение (ita ut quod sedes apostolica probauit hodie teneatur acceptum et quod illa reppulit hactenus inefficax habeatur - Ep. 71). Н. велел прислать ему перевод «Ареопагитик» , выполненный Эриугеной по просьбе Карла Лысого. Понтифику донесли о доктринальных заблуждениях Эриугены, поэтому Н. пожелал проверить перевод, чтобы разрешить или запретить его распространение (nostro debuit iudicio approbari uel reprobari) (см.: Somerville. 1997). Деятельность в Риме В жизнеописании Н. подчеркивается благотворительная деятельность понтифика, его забота о нуждающихся жителях Рима. Папа Римский организовал еженедельную раздачу продуктов беднякам и ежедневную - инвалидам (LP. T. 2. P. 161). Хотя в 860 г. город дважды пострадал от разливов Тибра, к-рые нанесли серьезный ущерб, годы понтификата Н. были отмечены хорошими урожаями и изобилием продуктов (Ibid. P. 153-154, 166). Понтифик восстановил акведук Аква-Иовия и др. акведук, снабжавший водой Ватикан, где собирались не только паломники, но и нищие римляне. Н. заново отстроил крепость в Остии, возведенную папой Григорием IV (827/28-844) для защиты Рима от нападений арабов, и разместил в ней гарнизон (Ibid. P. 164).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010