...Для человека, искренне любящего а, – это вожделеннее царства, потому что истинное царство состоит в том, чтобы доброю жизнью приобрести себе благоволение и милость Господа (свт. Иоанн Златоуст , 47, 223). ...Не станем делать небрежно то, от чего зависит наше спасение, особенно когда от нас теперь требуется тем высшая степень добродетели, чем высшие получили мы блага (свт. Иоанн Златоуст , 47, 238). Добродетельный всех, кто ни смотрит на него, заставляет хвалить своего Господа, а славословие их привлекает великую и неизреченную милость от Господа на того, кто побудил их к нему (свт. Иоанн Златоуст , 47, 267). Источник. Размышляя о тленности настоящего и о кратковременности нашей жизни, будем предуготовлять себе великое дерзновение совершением добрых дел... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 320). Источник. ...Постараемся хранить себя неукоризненными, так, чтобы под предлогом добродетели не навлечь на себя подозрения в гордости, или под предлогом смиренномудрия не пренебречь добродетели, во всем будем соблюдать меру и в основание совершаемых нами дел полагать смирение, чтобы безопасно созидать нам здание добродетели (свт. Иоанн Златоуст , 47, 385). Источник. ...Научимся иметь великое терпение, и никогда не ослабевать и не унывать в подвигах добродетели; будем знать, что Владыка наш, щедрый и многомилостивый, воздает нам за малые труды великими наградами, и что Он не только в будущем веке уготовляет для нас бессмертные блага, но и в настоящей жизни, утешая нас в немощах естества нашего, подает нам многие дары (свт. Иоанн Златоуст , 47, 438). ...Пребывая добродетельными, и сами получим всегда много пользы, и принесем пользу неверным... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 441). Источник. ...Мы бедны добрыми делами не оттого, что не можем, а оттого, что не хотим (делать добро); и ясным этому доказательством служит то, что много из подобных нам по природе людей сияют добродетелями (свт. Иоанн Златоуст , 47, 459–460). ...Господь всяческих во всяком случае требует только чистого намерения (свт. Иоанн Златоуст , 47, 593).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ибо тогда подлинно созидается для нас по вере небо, когда прошла печаль субботы, и соделалась для нас верною тайна «нареченного Сына Божия в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Господа нашего» ( Рим.1, 4 ), Который подлинно «велий Господь и хвален зело» ( Псал.47, 2 ), и что еще по порядку содержит в себе псалом, и этот Божественный град, который именуется у Пророка «горою благокоренною, радованием всея земли – горами сионскими» ( Пс.47,2–3 ), о котором наипаче повествуется всего более чудное, что бывший некогда «ребрами северовыми» ныне стал «градом Царя великого», и что «Бог в тяжестех его знаем есть» ( Пс.47,4 ), чем ясно указуется в слове на то чудо, какое видим в Церкви. Ибо северный край земли мрачен и холоден, всегда остается не освещенным и лишенным солнечных лучей. Посему-то сопротивная сила разумеется под именем севера. Итак, тот же город, который некогда находился на севере и был ребром его, переведенный из жизни темной и холодной, соделался градом Божиим и местопребыванием царского жилища. «В тяжестех его знаем есть Бог . Тяжестями» же Пророк называет объем зданий, построенных в виде четвероугольников, которыми гадательно означаются твердые и высокие столпоздания добродетелей, усматриваемые в душах святых, так как только в держащихся такого образа жизни познается Бог . С предложенным прежде согласно и следующее: «яко царие собрашася в нем» ( Пс.47,5 ); потому что собрание не рабствующих, но царствующих обитает в Божественном оном граде: «тии», сказано, «видевше тако, удивишася» ( Пс.47,6 ). Пророк объявляет и причину сего удивления; те которые недостойно населяли прежде сей град, когда был он ребрами северовыми, «смятошася, подвигошася: трепет прият я». И не трепет только, но и «болезни яко раждающия» ( Пс.47:7 ). Все сие, говорит Пророк, произведено в них духом бурным, сокрушившим корабли отступления, худо плавающее по морю житейскому. Ибо сказано: «духом бурным сокрушиши корабли варсийския» ( Пс.47:8 ). Но кто содержит в памяти историю Деяний, тому не неизвестно «дыхание бурно» ( Деян.2,21 ), какое ученики познали «в горнице» ( Деян.1,13 ); и кто внимательнее читал пророчество Ионы, конечно знает, что отступившей от Бога ищет корабля, плывущего в Фарсис. Потом псаломское слово, как бы разделившись на два лица, в первых речениях принимает на себя лице начинающего речь, а в последующих произносит сказанное принявшими слово. Ибо, говорит Пророк, соглашаясь в истине прежде произнесенного, как бы узнав сказанное кем либо другим: «якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил во граде Бога нашего» ( Пс.47,9 ), Потому с наслаждением увидевших, что слышали, представил подающими совет друг другу. А совет был таков: «обыдите Сион, и обымите его, поведите в столпех его: положите сердца ваша в силу его и разделите в силу его, домы его» ( Пс.47:13–14 ), и что еще содержит в себе псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

436 Из семи греческих писателей, свидетельствующих о крещении руссов, Фотий и Продолжатель Феофана упоминают только кратко, что руссы просили себе крещения или что они приняли епископа и святую веру, а как приняли, как совершилось их обращение, вовсе не изображают. Потому и неудивительно, если они не упомянули о чуде несгоревшего Евангелия, подобно пяти остальным свидетелям, которые говорят об этом нарочито. 437 Всяк догадается, что речь о Шлецере, который всеми силами старался доказать, что эти руссы были не наши, а какие-то понтийские, вскоре затем исчезнувшие с лица земли (см. его Нестора. Ч. 2. С. 86–116 (80)). 438 Опровержения против него можно найти у Карамзина (Т. 1, примеч. 283 (49)), Эверса (в Предвар. критич. исслед. для росс. истор. Кн. 2. С. 240–273 (144)), Буткова (в Обороне летоп. Нестор. Гл. 3 и 4 (21)), в Трудах Общ. истор. и древн. росс. (Ч. 5. Кн. 1. С. 7–52 (127)). 439 Это раскрыто в рассуждении Погодина О происхождении Руси. М., 1825. С. 124–176 (95) и в 4 главе только что названного сочинения Буткова (21). 443 Там же. 3. С. 68, 69, 71, 98, 119, 120, 123, 127, 129, 130, 134 (142), Лее Диакон Калойский, по русск. переводу. СПб., 1820. С. 39, 47, 48, 63, 65, 68, 79, 80, 85, 88, 89, 93 и 96 (64). 444 Известно, что Олег, также предпринимавший поход против греков на ладиях, при требовании дани с побежденных полагал только по сорока человек на каждую ладью, а на судах норманнов, ходивших по морям для подобных нападений, помещалось только по 20 и даже менее человек. См.: Depping. Histoire des expeditions des Normands. 1. 198 (181). 446 На греческом языке в Хронографе Георгия Амартола нет имен Аскольда и Дира, следовательно, они внесены уже в перевод болгарский. 448 Нестор Шлеи,. 2. С. 700 (80); а о подлинности Олегова договора см. в Историко-критич. расслед. о начале русск. летописей Погодина. С. 114–115. М., 1839 (94). 450 Симеон именно говорит, что в девятое лето царствования Михайлова руссы напали на Византию и император, бывший в походе против агарян, получил об этом весть, а в десятое он поспешил в свою столицу, и здесь случилось чудесное поражение руссов. Но из летописи того же Симеона известно, что Михаил 14 лет царствовал под опекою своей матери Феодоры, с 842 по 856 г., а потом уже один, и что нападение руссов случилось в девятое и десятое лето его личного царствования. Следовательно, если начнем считать с 856 г. включительно, то девятое лето будет 864, а десятое 865. Так точно думал Байер, по своим вычислениям (De Russ. prima exped. in torn. 6 Comment. Academ. Petropol. P. 367–368 (162)) и Шлецер (Нестор Шлец. 2. 46–47 (80)). Замечательно, что и все русские летописцы единогласно полагают этот поход Аскольда и Дира в лето 6374, которое начинается 865 г. сентября (там же, у Шлецера. С. 45–46 (80)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ничто не находится вне зависимости от Господних определений, потому что все следует и служит Божественному повелению (свт. Иоанн Златоуст , 45, 845). ...Какое можешь иметь себе извинение, какое снисхождение, предаваясь такому безумию и глупости, когда желаешь постигнуть непостижимое и доискиваешься основания всякого Промышления Божиего? (свт. Иоанн Златоуст , 46, 500). Источник. Все промышление и даже большую часть его показать было бы нелегко: так оно бесконечно и неизреченно проявляется в малом и великом, в видимом и невидимом (свт. Иоанн Златоуст , 46, 509). Он для того и оказывает нам многие благодеяния, прежде нежели мы сделаем что-либо доброе, и удостаивает нас прощения, когда мы согрешим, и наказания (за грехи) насылает не вдруг, – для того, чтобы всем привлечь нас к Себе – и благодеяниями, и долготерпением (свт. Иоанн Златоуст , 47, 289). ...Должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великой радостью все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что угодно Богу. Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение (свт. Иоанн Златоуст , 47, 322). ...Нередко и через неверных предзнаменуется будущее по устроению Божию... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 429). Источник. Если наш разум не может постигнуть их , то тем более будем благоговеть перед Его судьбами и за все прославлять Его (свт. Иоанн Златоуст , 47, 430). ...Мы и сами не так (хорошо) знаем, что для нас полезно, как Он знает, и не столько сами мы заботимся о себе, сколько Он печется о нашем спасении и все творит и совершает так, чтобы только вести нас к добродетели и исхитить из рук диавола (свт. Иоанн Златоуст , 47, 439). Так всегда Господь творит и устрояет, и каждое событие так направляет, что верно служащие Ему, как светила просиявают, и добродетель их делается известною повсюду (свт. Иоанн Златоуст , 47, 508). ...Не должны мы... много испытывать, много рассуждать о том, что бывает от Бога; а за все выражать Ему нашу признательность и удивляться добродетелям праведников (свт. Иоанн Златоуст , 47, 541).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

429 (IV), 96–128 151 [пп. I-X] 83,1416–1433 151 [п. XI] 249–255 151 [п. XI] 83,1433–1440 152–168 255–292 152–168 83, 1440–1473 292–295 429 (IV), 80–88 83, 1473–1476 295–301 83, 1476–1481 301–303 429 (IV), 232–234 83,1481–1485 172–178 303–311 6270, 6275, 6263, 6248, 6256, 6244 172–178 83,1485–1489 311–312 77, 328 180–181 312–316 6287, 6277 180–181 83,1489–1494 182 (I)-196 (XV) 316–330 40 (I), 43–87 (6239) 197 (XVII)-200 (XX) 330–334 40 (I), 88–92 (6239) (17–20) 201 (XXI) – 202 (XXII) 334–336 40 (I), 92–95 (6239) 6240 (6239) (21) 23 (22) 83,1204 336–363 40 (I), 94–121 (6239) (6239) 6240 (6239) 6240 (6239) (23) (24–25) 19–20 (26) 22 (27–48) 83,1197 83,1204 363–371 6273== 84, 642–647 372–373 84, 648–649 373–374 84, 651 374–375 6274== 84, 654 233–234 375–377 6398, 6400 LIII-LIV 84, 658–660 378–381 84, 670–671 236–238 381–388 6260, 6263, 6245 LXX-LXXII 84, 677–681 84, 689–691 240–241 389–393 6265, 6372 LXXXVII-VIII 84, 701–703 393–396 84, 709–712 396–397 84, 713 397–398 84, 714–715 398–401 84, 722–723 401–411 84, 734–738 247–248 411–415 6268, 6418 CXXVIII-CXXIX 84, 742–744 415–420 CXXXIII 84, 746–749 420–422 84, 750–751 251–252 423–426 6259, 6275 CXXXVIII-CXXXIX 84, 753–755 426–428 84, 760–761 428–430 CXLVIII 84, 763–764 430–431 84, 766 256–258 431–435 6262, 6258 84, 774–777 435–436 84, 781 436–437 CLXVIII 84, 783 437–438 84, 784–786 438–440 CLXXII 84, 787–788 440–442 84, 590–593 442–444 84, 593–595 444–446 84, 600–602 266–268 446–454 6328, 6339 XVII-XIX 84, 607–613 Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 15 ТСО 68 332 / 333 . ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. 4090/2. COMMENTARII IN JOANNEM. CPG 5208. PG 74, 448–756. Книга одиннадцатая. С. 3–156. 1273 . Гл. 1. [ Ин.16:14 .] О том, что Дух Святой природно от Бога и в Сыне и чрез Него и в сущности Его. С. 3–6. [С. 679–681.] PG 74, 448–449. 1274 . Гл. 2. [ Ин.16:15–33 .] О том, что природно в Сыне и в сущности Его (находится) Дух Его, то есть Святой, как и в сущности Отца. С. 6–30. [С. 681–698.] PG 74, 449–473. 1275 . Гл. 3. [ Ин.17:1 .] О том, что никто не должен считать Сына лишенным Божественной славы, хотя Он и оказывается говорящим: «Отче, ... Прославь Сына Твоего!» ( Ин.17:1 ). С. 30–34. [С. 669–702.] PG 74, 473–480.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

БОГОЯВЛЕНСКАЯ-БЕЛАВИНСКАЯ пуст. муж. на юго-восточной стороне Кубенского озера, на острове, который называется издревле Каменным, от берега озера в 7, и от губернского города Вологды в 47 верстах, на том самом месте где прежде был знаменитый Спасокаменный монастырь. Обитель Белавинская, находившаяся дотоле на острове Белавинского озера, в 50 верстах от уездного города Кадникова, основана около 1260 года князем Глебом Васильковичем Белозерским, сыном св. Василько Ростовского; в 1630 году была она возобновлена; а на нынешнее место переведена в 1801 году, по указу императора Павла I. – Здесь, на Каменном острове, существовал более 500 лет Спасокаменный мужской монастырь, основанный в одно время с Белавинской пустыней и тем же князем Глебом Васильковичем, в память избавления его от потопления во время бури на Кубенском озере. Князь Глеб, пристав к берегу, нашел тут 23 отшельника, укрывавшихся на уединенном острове и имевших у себя только часовню. По учреждении обители, князь построил две деревянные церкви: Преображения Господня и Успения Богородицы, в которой несколько лет почивали открыто мощи св. князя Андрея Вологодского, спасавшегося в этой обители. В 1472 году сентября 3, монастырь и церкви сгорели, и 1477 остатки мощей св. Андрея, вложены старцем Мартинианом в ковчег. Вскоре после этого пожара Успенская церковь вновь построена деревянная ж, а в 1481 и Преображенская сооружена каменная, уцелевшая и до ныне, в которую 10 июня 1650, по благословению Маркелла, Архиепископа Вологодского и Великопечерского, первым архимандритом Спасокаменной обители, Маркеллом же, перенесены св. мощи и положены в раке, против левого клироса. 24 июля, 1773 года монастырь сожжен вторично одним безумным, тут содержавшимся; но мощи Кн. Андрея с немногим монастырским имуществом спасены от пламени. После сего бедственного случая, Спасокаменный монастырь упразднен и по указу Святейшего Синода, в 1775 году, мощи и прочие уцелевшие утвари отсюда перенесены и братия переведены в Вологодский Духов монастырь, который и велено именовать Спасокаменным; а на остров Кубенского озера в погоревшие здания, бывшие 28 лет в запустении, переведена, как выше сказано, в 1801 году Богоявленская Беловинская пустынь, в которой ныне находится две церкви: 1) Преображения Господня, существующая с 1481 года, с приделом Богоявления, устроенным в 1801 году, и 2) Успения Богородицы, построенная, вместо древней деревянной, в 1543 году; при ней также в 1801 году сделан придел во имя Василия Блаженного. Обе эти церкви, по переведении сюда Белавинской пустыни, возобновлены и вновь украшены. В Преображенском соборе погребены тела местно-чтимых иноков Спасокаменной обители: Игумена Кассиана и Петра; а под церковью, в палатке, Блаженного Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

...Не только слаще меда, но и драгоценнее золота и всякого камня и чище всякого серебра удовольствие, получаемое от Божественных изречений (свт. Иоанн Златоуст , 46, 203). Писание... говорит и о добродетелях праведников, и о недостатках, чтобы мы последних избегали, а первым подражали (свт. Иоанн Златоуст , 46, 381). Если ты внимаешь Писанию, то оно удаляет от тебя уныние, доставляет удовольствие, истребляет злобу, укореняет добродетель, не допускает бедствовать в вихре забот, подобно обуреваемым волнами. Море бушует, а ты плывешь в тишине: у тебя кормчим чтение Писания, а этого каната не расторгает искушение обстоятельств (свт. Иоанн Златоуст , 46, 409). Таково свойство этого сокровища : делая богатыми приемлющих его, само оно никогда не оскудевает, потому что его изливает обильно источник Духа Святаго (свт. Иоанн Златоуст , 47, 127). Так как блаженные пророки говорили по внушению Божественного Духа, то поэтому написанные Духом (священные книги) содержат в себе скрытое (в них) сокровище (свт. Иоанн Златоуст , 47, 187). ...Всякий желающий может извлекать из него (Священного Писания) свойственное удручающей его страсти врачевство и получать скорое исцеление, только бы не отвергал целительного врачевства, но принимал с признательностию (свт. Иоанн Златоуст , 47, 296). Источник. ...Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одного – ни душевного, ни телесного, который не мог бы получить врачевства из Писания (свт. Иоанн Златоуст , 47, 296). Велика... польза, которая от происходит: во-первых, от чтения их образуется язык; потом, и душа окрыляется и делается возвышенною, будучи озаряема светом Солнца Правды, освобождаясь в это самое время (чтения) от нечистоты порочных помыслов и наслаждаясь великим миром и спокойствием (свт. Иоанн Златоуст , 47, 297). ...Можно... (в Писании) получить врачевство, соответственное каждому несчастию, постигающему человеческую природу, отринуть всякую скорбь житейскую и не сокрушаться ни от каких обстоятельств... Поэтому... внимательно слушайте чтение Божественного Писания, и не только когда бываете , но и дома берите в руки священные книги и с усердием извлекайте из них пользу для себя (свт. Иоанн Златоуст , 47, 297).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Иоанн Златоуст , 46, 547). Источник. ...Диавол имеет обыкновение вовлекать неосторожных в обман, даже и при посредстве того, что часто приносит пользу, если это полезное получает не должное применение (свт. Иоанн Златоуст , 46, 575). Источник. ...Так как у нас борьба не с людьми, а со злыми духами, то и упражнение наше и воздержание должны быть духовные, потому что и оружия наши, в которые облек нас Христос, суть духовные (свт. Иоанн Златоуст , 46, 826). Что же это за стрелы лукавого? Злые похоти, нечистые помыслы, пагубные страсти, гнев, клевета, зависть, раздражительность, вражда, корыстолюбие и все прочие худые наклонности (свт. Иоанн Златоуст , 47, 20). ...Злой диавол, когда видит собранное духовное богатство, приходит в ярость, скрежещет зубами и неусыпно старается, как бы найти удобное время и похитить что-либо из сокрытого внутри нас (свт. Иоанн Златоуст , 47, 32). ...Когда злой... демон видит, что душа заботится о предметах божественных и об них только непрестанно помышляет, ими занимается, то он не смеет и приблизиться, но тотчас удаляется, гонимый силою Духа, будто огнем каким (свт. Иоанн Златоуст , 47, 117). ...Демон, который сам пребывал между вышними силами, но по развращению воли и безмерности злости ниспал с той высоты, употребил великую хитрость, чтобы лишить человека благоволения Божия и, сделав его неблагодарным, лишить его всех благ, дарованных ему человеколюбием Божиим (свт. Иоанн Златоуст , 47, 128). Таковы ухищрения врага: он возводит лестью на большую высоту, низвергает затем в глубокую бездну (свт. Иоанн Златоуст , 47, 131). Источник. Таковы-то козни диавола: когда он найдет послушных себе, то, обольстив их кратковременным удовольствием, низвергнув в самую глубину зла и покрыв стыдом и бесчестием, оставляет их в этом низком положении на жалкий позор зрителям (свт. Иоанн Златоуст , 47, 156). Источник. Никто не думай и о диаволе, будто он так силен, что может заградить путь, ведущий к добродетели; прельщает и соблазняет нерадивых, но не препятствует и не принуждает (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

38 Об историческом контексте Собора 1503 г. см.: Зимин A.A. Россия на рубеже XV–XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982. С. 197–211. 42 Бодянский 1848. C. I–VIII; 45–50. Священник Георгий был рукоположен в диаконы архиепископом Вассианом (Рыло; 1467–1481), а в священники – архиепископом Иоасафом (Оболенским; 1481–1488). 43 Российское законодательство. Т. 2. С. 361. Наследие митрополита Симона нашло отражение не только в материалах Стоглавого Собора, но и было внесено святителем Макарием в Великие Четьи Минеи (Иосиф, архимандрит 1892. 2-я пагинация. Стб. 476). 45 Памятник середины XVI в. называет причиной созыва данного Собора мнение преподобного Нила Сорского († 1508; пам. 7 мая): «И егда совершился Собор о вдовых попех и о диаконех, и нача старец Нил глаголати, чтобы у манастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием, а с ним пустынникы белозерские» (Послания Иосифа Волоцкого . С. 367). 46 Бегунов Ю.И. «Слово иное» – новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. Т. 20. С. 351–363. 49 А.И. Плигузов, однако, высказывает другую точку зрения на время происхождения данных Соборных материалов, датируя их серединой XVI в. (Плигузов А.И. Соборный ответ 1503 г.//РФА. Ч. 4. С. 813). 53 АФЗХ. М., 1951. Ч. 1. С. 60–61. 46а. В 1499 г. Великий князь Иоанн III «князя Ивана Юрьевича пожаловал от казни, отпустил его в чернци к Троици» (ПСРЛ. Т. 12. С. 249). 58 Там же. С. 50. 32. В 1498–1499 гг. была «отведена» часть земли, которую А.Т. Рчинов «приказал тое землю митрополичю волостелю селецкому ведати и пахати на государя на митрополита» (АФЗХ. Ч. 1. С. 65. 51). 60 Там же. С. 53–54. 38. В конце данного документа Д.В. Шейн, с которым «разъезжались» земли, писал об одном свое починке: «И яз Дмитрей того починка отступился в Дом Пречистыя Богородици и великом у чюдотворцу Петру и господину своему Симону митрополиту всеа Руси на поминок душам своих родителей» (АФЗХ. Ч. 1. С. 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010