переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику иерусалимского богослужения V в. Чтение Д. с. а. в этом памятнике и его груз. аналоге (отражающем практику иерусалимского богослужения примерно V-VII вв.) также указывается на памяти: ап. Фомы (24 или 23 авг.) (Деян 1. 12-14; сейчас не читается), ап. Филиппа (15 нояб., сейчас - 14 нояб.) (Деян 8. 26-40), праотца Давида и ап. Иакова, брата Господня (25 или 24 дек.) (Деян 15. 1-29; в груз. переводе иерусалимского Лекционария - 26 дек., чтение сокращено до Деян 15. 13-29), первомч. Стефана (26 дек., сейчас - 27 дек.) (Деян 6. 8 - 8. 2), апостолов Иакова и Иоанна (евангелиста) Зеведеевых (29 дек.) (Деян 12. 1-24; в груз. переводе сокращено до Деян 12. 1-17); Вифлеемских младенцев (9 или 18 мая) (т. к. в Деян 12. 1-24 повествуется о неожиданной смерти Ирода, хотя это не тот Ирод, к-рый погубил младенцев, а гонитель апостолов) и в Великий четверг (Деян 1. 15-26 - рассказ об избрании Матфия на место Иуды-предателя). В совр. Апостоле из этих перикоп указываются только чтение на память первомч. Стефана (27 дек.; Деян 6. 8-15; 7. 1-5, 47-60) и ап. Иакова Зеведеева (30 апр.; Деян 12. 1-11). То же зачало, что и на память ап. Иакова Зеведеева, читается, согласно совр. уставу, на память вмч. Георгия Победоносца (23 апр., а также в дни памяти освящений церквей в его честь); среди памятников древнего иерусалимского богослужения чтение из Д. с. а. на память вмч. Георгия Победоносца указано в груз. переводе иерусалимского Лекционария, но выбор перикопы отличается от совр.- Деян 16. 16-34. В груз. переводе иерусалимского Лекционария есть еще 2 чтения из Д. с. а.- на память свт. Афанасия Великого и всех учителей Церкви (2 мая) (Деян 20. 28-32) и на память сожжения Иерусалима персами (17 мая) (Деян 4. 5-22). Кроме чтений на Усекновение главы Иоанна Предтечи и на памяти ап. Иакова Зеведеева, первомч. Стефана и вмч. Георгия Победоносца в совр. Апостоле указаны еще неск. чтений из Д. с. а. на праздники годового неподвижного круга : на память сщмч.

http://pravenc.ru/text/171799.html

Оно сопровождалось благословением. Ритуал трапезы был тщательно разработан. Дошли до нас и иудейские застольные молитвы. Если догадка, высказанная в первой статье 95 , отвечает фактическому положению вещей, и Господь, действительно молился, вместе с учениками словами М. Г., это могло иметь место не иначе, как в дни Его общественного служения. Заслуживает внимания, что в Евангелии повторно говорится не только об участии Иисуса в трапезе (ср. Мф.9:10 и паралл., Лк.7:36 слл., Лк.11:37 слл., Лк.14:1 слл., Ин.2:1 слл., Ин.12:1 слл.), но и о благословении Им трапезы (ср. Мф.14:19 и паралл., Лk. XXIV, 30 ), Надо думать, что и толкование Иисусом трапезы, как трапезы Царства, не превышало разумения учеников. О близости Царства говорил еще Иоанн Креститель (ср. Mф. III, 1–2 ), и все служение Христово было благовестием Царства. Больше того, в евангельских притчах трапеза есть образ Царства (ср. Mф. XXII, 1–14 , Лk. XIV, 15–24 и представление о возлежании в Царстве: Мф.8:11 , Лк.13:29 , и др.). И первое христианское поколение узрело символ Царства в чудесном насыщении народа в пустыне. Последнее ясно не только из параллелизма слова и дела в Mф. XIII и XIV, но и из сопоставления Лk. IX, 11 и 12. Здесь можно заметить в скобках, что толкование M. Г., как преподанной Иисусом, в связи с установлением трапезы Царства, подкрепляет предположение, высказанное мною в первой статье 96 , о том, что до Евангелиста Матфея она могла дойти в источниках литургических 97 . Но в настоящее время наше внимание сосредоточено на другом. Если в дни земного служения Христова М. Г. возносилась учениками на трапезе Царства, то характер этой трапезы, а значит, и смысл молитвы, как она преломлялась в сознании учеников, остается для нас закрытым, поскольку конец земного служения Христова был и концом трапезы Царства в том ее значении, какое она имела до Страстей. Слова Господа на Тайной Вечере о плоде лозном, от которого Он не будет больше пить до наступления Царства ( Мф. 26:29 ; Мк. 14:15 ), имеют более общее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Злоба соотечественников не стыдится соединяться против служителей Евангелия с людьми подозрительными: но блаженны гонимые за правду и за имя Христово ( Мф.5:10, 11 ). 5–7. Гонимых за правду и Евангелие от неверующих должно принимать в дом свой верным ( Деян.17:7, 10 ), и укрывать их ( Деян.17:9, 10 ). 6–7. В больших империях – вселенная ( Деян.19:27 ); и царь здесь Кесарь – имеющий власть над жизнью и смертью. 7. Древний, государственный закон повелевает не щадить для царя жизни и не признавать другого царем, кроме Кесаря ( Ин.19:11, 15 сл.). 11. Пророчества о Христе в Ветхом Завете по событию их в Новом утверждают веру нашу в Него. В Писаниях Ветхого Завета сокрыта жизнь вечная; ибо они свидетельствуют о Христе. Испытайте Писаний ( Ин.5:39 )! Читая Слово Божие, вникай в себя, и занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим.4:16 ). 11, 13. Чем кто благороднее, тем тот должен быть благомысленнее и ближе к Богу: но есть места и города, в которых и благородного не отличишь иногда от негодного ( Деян.17:5 ). 13. Соотечественники преследуют служителей Христовых не только в месте своего жительства ( Деян.17:5 ), но и в других городах: великие враги нам наши домашние! 16–31. Апостол Павел уничиженным, Римским именем своим, которое значит: малый, был подобен Христу ( Флп.2:7 ). Ученый язычник ( Деян.17:16, 18 ) при всем своем заблуждении и склонности к идолопоклонству ( Деян.17:16 ) доходит до познания Единого Бога ( Деян.17:23 ), хотя без откровения и озарения небесным светом свыше он и не понимает Его подобно просвещенному Иудеанину ( Рим.1:20 сл.). Стоик за себя стоит и никого не хочет слушать ( Деян.17:32 ): для него все пустословы ( Деян.17:18 ); а «Эпикуреец, напротив, любит слушать всех ( Деян.17:21 сл.), но только о том, что благоприятствует его страстям ( Деян.17:18 ). Первый гордится своими познаниями и не слушает других по самолюбию ( Деян.17:18, 32 ); а второй, любя есть, пить и веселиться, не хочет и думать о будущей жизни. Кто из сих двух родов философов ( Деян.17:18 ) ближе к неизвестному им Богу»?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Между тем, с тех пор день-изо-дня всё более распространяется проповедь Евангелия и приглашение всех людей в это Царство света (Мф. XXVIII, 20). Это царство не от мира сего ( Uoah. XVIII, 36 ); это царство не придёт приметным образом, со светской помпой и пышностью ( Лyk. XVII, 20 ); оно принадлежит нищим духом, смиренномудрым ( Mф. V, 3 ), а не гордым и надменным; вступить в это царство можно только посредством нового духовного рождения ( Uoah. III, 3, 5 ). Неправедные и злые не могут войти в него (I Коринф. VI, 9–10); Гaл. V, 21 ; Eф. V, 5 ). Поэтому трудно отождествить с Царством Божиим владычество Мохаммеда и его преемников. Mф. XVII, 11 . Некоторые мусульмане считают слова Евангелия от Матфея: „Илия действительно прийдет” пророчеством о пришествии Мохаммеда. Но Христос к сказанным им словам прибавляет: „Илия уже пришел и не узнали его, но поступили с ним как хотели” (ст. 12). Ближайший стих прибавляет: „Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (ст. 13). Конечно, Иоанн Креститель не был лично Илиёй, так как о переселении душ нет учения в Библии: поэтому-то Он и дал ответ ( Uoah. I, 21 ), когда Его спросили: кто он? Илия или нет? Но он был предтеча Христов, долженствовавший ещё до рождения, предтечествовать пред Ним в духе и силе Илии” ( Лyk. I, 17 ), как предсказал архангел Гавриил ( Лyk. I, 19 ) и в том смысле, как предсказал Малахия ( Maл. IV, 5 ); он пришёл как Илия и жил подобно ему ( Mф. III, 4 ), как последний часто жил в пустыне (III, Царств XVII, 1–6). 3. Матфея ХХ 1–10. В помещённой в этой главе притче о найме виноградарей некоторые мусульмане видят иудеев, христиан и мухаммедан. Утренние наёмщики – это иудеи, полуденные – христиане, а вечерние – мохаммедане. Но вечер, о котором говорится в 8 стихе этой притчи, есть время, упомянутое в гл. XIX 28, как время возрождения, когда Сын человеческий сядет на престоле Своей славы, т. е. это будет в конце веков, когда Господь Иисус Христос приидет на облацех небесных с славою и силою многою судить мир (Мф. XXIV. 30, 31; Mapk. XIII. 26, 27 ; Лука XXI. 27; Откровение Uoahha I. 7; 11–15 ). Это ясно из того факта, что XX глава Матфея начинается с причинного союза „ибо”, и что притча кончается словами; так последний будет первым и первый последним. И эти слова с некоторым изменением повторяются в конце предшествовавшей главы. Вечер или закат мира Евангельская история обрисовывает теперь близко, и христиане и мусульмане ожидают второго пришествия Иисуса Христа, притом скорого. Так как Он царствует до конца мира и затем последует Его пришествие для суда живых и мертвых ( 2Tuм. IV. 1 ), то здесь нет уже места для раздачи наград последователям ислама. Поэтому не может быть предсказания в этой притче.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

После сказанного возникает вопрос, кому же принадлежит право наблюдения за строгим исполнением общеобязательных законов Церкви? Власть, обязанности и права Основателя Церкви переданы, как мы видели выше, Его преемникам – апостолам и иерархии в единении с клиром и мирянами (См.  Mф. XVIII, 15–17 ). Иерархии принадлежит право учить, священнодействовать и управлять Церковью «во все дни до скончания века» ( Mф. XXVIII, 19–20 ). Порядок во всяком обществе зависит от того, всеми ли членами исполняются принятыя на себя обязанности, потому что только при таком условии они могут законно пользоваться предоставленными им правами. Порядок в обществе обуславливается также и тем, если управление обществом составлено из лиц, кои были правильно избраны и законным порядком получили соответствующия их положению власть и права. Это последнее условие имеет особенное и чрезвычайное значение в Церкви, в которой управление совершается по божественному полномочию ( Лук. Х, 16 , Mф. XXVIII, 19–20 ). В этом отношении Епископ и Пресвитер, по указанию Ап. Павла ( 1Tuм. III, 1–11 ) и по требованию церковных законов, должен быть непорочным, трезвым, целомудренным, благочинным, честным, страннолюбивым, учительным, не пьянницей, не бийцей, не сварливым, не корыстолюбивым, но тихим, миролюбивым, не сребролюбивым, хорошо управляющим делом своим, детей содержащим в послушании со всякою честностию, ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?.. Не должен быть из новообращенных... надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних (врагов Церкви и его личных), чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. Диаконы должны быть честны, не двоязычны (не сплетники и интриганы), не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести... равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем». Все эти требования входят в клятвенное обещание и подписку, даваемую каждым пред хиротонией, а потому и нарушение их является не только нарушением церковной дисциплины, но и преступлением, как клятвопреступничество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Мф. Х, 23–33 . Христос утешает учеников обещанием скорого своего пришествия, примером собственных страданий, надеждою будущих благ и успехом проповеди • Презрение смерти избавляет от истинной смерти • Для исповедания Христа нужна помощь благодати • Почему кроме сердечной веры требуется и устное исповедание • Не должно бояться смерти • Должно радоваться, что тело истлевает • Сколько худых последствий имело бы неистление тел • Красота души сообщает благообразие телу • Должно любить и искать красоты душевной. Беседа 35 На Мф. Х, 34–42 . Единомыслие не всегда полезно • Причиной брани, произведенной Христом, служит злоба человеческая • Единство и согласие ветхого и нового заветов • Должно повиноваться родителям в том, что не противно благочестию • Ради Христа должно быть готовым на всякую смерть • Награда принимающим апостолов • Должно принимать всякого нуждающегося в помощи • Не должно упрекать просящего милостыни • Нужда извиняет бесстыдство просящего • Упрекающий нищего показывает большее бесстыдство • Порицание отказывающим в милостыни по лености и гордости. Беседа 36 На Mф. XI, 1–6 . Цель посольства Иоаннова ко Христу • Ответ Христа ученикам Иоанна • Опровержение ошибочных мнений о цели посольства: Иоанн, как и другие пророки, знал о страдании и смерти Христовой; проповедь предтечи о Христе не нужна была в аде • Жившие добродетельно до пришествия Христа будут наслаждаться всеми благами • Существование будущих наказаний не нарушает правды Божией. Беседа 37 На Mф. XI, 7–24 . Как Христос защищает Иоанна против подозрений народа • Почему Иоанн назван большим пророка • Христос не может быть сравниваем с Иоанном • Прекращение явления пророков доказывает, что Иисус есть Мессия • Иоанн и Христос противоположными путями шли к одной цели • Неверие иудеев Иоанну и Христу не может иметь оправдания • Увещание к странноприимству • Против срамных песен и рассказов • Вред, причиняемый семейной и общественной жизни зрелищами • Где нужно искать чистых удовольствий. Беседа 38 На Mф. XI, 25–30 . Многообразие средств, употребленных Христом для возбуждения веры в иудеях • Смирение делает человека достойным откровения • Единосущие Сына с Отцом • Невозможность полного познания Отца и Сына • Смирение • мать всякого любомудрия • Иго порока тяжелее ига добродетели • Подтверждение этой истины примером людей, возлюбивших нищету, и богатых, незлобных и гневливых. Беседа 39

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Между ветхим и новым заветом находится великий Пророк Предтеча Иоанн, представивший начало и образ иночества в новом завете. Сам Спаситель, родившись от Девы, отдал этим предпочтение девству. Сам заповедал последователям своим отречься, от себя для него (Мф. XVI, 24), искать прежде, царствия небесного ( Mф. VI, 34 ), не стяжать ни сребра, ни двух риз ( Лyk. IX, 31 ) и для приобретения высшего совершенства раздать имение свое нищим ( Mф. XIX, 21 ). Он же говорил, что суть скопцы, иже скопишася царствия ради небесного ( Mф. XIX, 14 ). Апостол Иоанн Богослов, Иаков, Павел, Филипп и Андрей Первозванный были девственниками. Апостол Павел прямо говорил: хощу, да вси человецы будут, яко же и аз (скор. VII, 7); не оженивыйся печется о Господнем, како угодити Господеви, а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене (1кор. VII; 32, 33); вдаяй браку дщерь свою добре творит, и невдаяй лучше творит (VII, 38). По этому сами Апостолы распространяли иночество. Апостол Павел привел к иночеству, по свидетельству Св. Златоуста, двух жен императора Нерона. – Апостол Петр, по свидетельству Климента, обратив в Христианскую веру в Риме Софию и с ней три тысячи человек, желающим из них высшего совершенства жизни, велел проводить целомудренную жизнь и 160 христиан постриглись и проводили уединенную жизнь. Также Марк, ученик Петров, по свидетельству Евсевия, устроил в Египте много монастырей и предал им иноческий образ жизни. В церкви Христовой всегда были два рода жизни: жизнь супружеская и девственная, как об этом свидетельствуют: Дионисий Ареопагит , Евсевий, Афанасий Великий и Василий Великий . – Таким образом, если иноки поступили против Св. Писания, то и Пророки и Апостолы оставили заповедь Божию; но последние не оставляли заповеди Божией, также и Св. и Преподобные отцы наши – иноки не отвергли Св. Писания и не держат предания человеческого. – Апостолы, будучи поставлены учителями вселенной, не все свое учение предали письменно, но многое из их слов сохранили Св. Отцы. Тоже должно сказать и об иночестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Путешествие П. из Милета в Кесарию было небогато событиями: упоминаются лишь 2 остановки, сделанные для того, чтобы пообщаться с местными церковными общинами,- в Тире и Птолемаиде . В 1-м городе он задержался на неделю, во 2-м - на день (Деян 21. 1-8). В Милете П. со спутниками удалось найти корабль, который шел в нужном направлении; миновав 2 крупных острова, они пристали в Патаре. Здесь путешественники пересели на др. корабль. Семидневная остановка в Тире могла быть вызвана не столько желанием П. пообщаться с местной общиной, сколько необходимостью разгрузить корабль. О решимости П. дойти до Иерусалима свидетельствует повествование ап. Луки о пребывании П. в Кесарии Приморской . Этот город служил главным опорным пунктом рим. власти в Палестине. Здесь постоянно проживал прокуратор, управлявший Иудеей от имени императора, был расквартирован рим. легион. Население города состояло преимущественно из «эллинов» ( Ios. Flav. Antiq. III 9. 1), но к моменту прихода туда П. в Кесарии уже была христ. община. В повествовании о пребывании П. в Кесарии автор кн. Деяний вновь обозначает свое присутствие при помощи местоимения «мы» (Деян 21. 8-14). Ап. Лука сообщает, что в Кесарии П. остановился в доме «благовестника» Филиппа . Затем говорится о приходе прор. Агава из Иудеи, о котором уже упоминалось в кн. Деяний (ср.: Деян 11. 28). Он предсказывает арест П. (Деян 21. 10-14). Ап. Лука сообщает о «многих днях» пребывания П. со спутниками в доме Филиппа. Однако вряд ли П. там надолго задержался, учитывая, что к Пятидесятнице он хотел успеть в Иерусалим. Совр. ученые отмечают, что в общей сложности ап. Лука упоминает более 13 дней между Пасхой и Пятидесятницей: 7 дней праздника опресноков (Деян 20. 6); 5 дней пути в Троаду (Деян 20. 6); 7 дней в Троаде (Деян 20. 6); 3 дня до Милета (Деян 20. 13-15); 2 дня от Милета до Коса и от Коса до Патары (Деян 21. 1); 7 дней в Тире (Деян 21. 3-4); один день в Птолемаиде (Деян 21. 7). К этому следует добавить неск. дней пребывания в Милете (не менее 3, учитывая необходимость сходить в Эфес за местными пресвитерами), путь от Патары до Тира (ок. 5 дней) и неск. дней в Кесарии (Деян 21. 10) (см.: Keener. 2012-2015. Vol. 3. P. 2961-2962; сходные расчеты приводит уже свт. Иоанн Златоуст, ср.: Ioan. Chrysost. In Act. 45. 2).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

122. Какое событие осияло вселенную Христовой славою и облистало пресветлой радостью всех, кто уверовали в Богочеловека? Это событие – Воскресение Христово, возстание Господа из гроба на разсвете третьего дня после Его Крестной смерти и погребения. Церковь возвещает о Воскресении ликующим песнопением: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Православный Символ Веры провозглашает веру в Господа Иисуса Христа, распятого и погребеннаго; 5-й же член Символа добавляет: «И воскресшого в третий день по Писанием ». 123. Как произошло Воскресение Христово? На разсвете третьего дня по погребении, в 1-й день недели, ко гробнице, высеченной в скале, сошел блистающий, как молния ангел. Он отбросил, сотрясая землю, большую каменную плиту, которая была привалена ко входу. Воины стоявшей стражи, трепеща от всего виденнаго, от страха онемели и стали, как мертвые. К этому времени приблизились женщины, принесшие ароматы для помазания тела. Сияющий белизною ангел, сидевший на каменной двери, обратил речь к женщинам, возвещая, что в гробу нет Иисуса распятаго, ибо Он воскрес, как сказал. Бежавшия от гроба к апостолам мироносицы, чтоб возвестить о Воскресении, встретили на пути Самого Воскресшого Христа. Некоторые воины стражи устремились тоже в город объявить первосвященникам все, что произошло ( Mф. XXV III, 2–4; Mk. XVI, 2–7 ; Лyk. XXIV, 3–7 ; Иоан. ХХ, 1–7 ). 124. Кто еще был удостоен видеть Воскресшого Спасителя в день Его Воскресения? В самый день Воскресения, кроме мироносиц, Господь явился во плоти: Петру, Марии Магдалине, ученикам на пути в Еммаус, а также апостолам в доме, двери которого были заперты ( Mф. XXVIII, 9 ; Mpk. XVI, 9 ; Лук. XXIV, 13–33; 36–49; Иоан. ХХ, 14–17, 19–23 ; 1Kop. XV, 5–8 ). 125. Какия меры приняли еврейские первосвященники, узнав от воинов о Воскресении? Устрашенные известием, они тотчас собрались на совещание со старейшинами и щедро подкупив державших стражу воинов, дали им наказ распространять ложное известие: »ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. . .» Воины, " взявши деньги, поступили, как научены были« ( Mф. XXVIII, 12–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не меньше мягкости обнаруживается и по отношению к злейшим врагам – фарисеям. Уже Иоанн Креститель не к ним направпяет позорную кличку «порождений ехидниных» (Mф. III, 7), а к народу (Лk. III, 7). В других местах опять немало сглаживается жестокость обличительных слов Христовых, и самое гнусное объяснение в связи Чудотворца с веельзевулом (Mф. XII, 24) усвояется безличному подозрению толпы (Лk. XII, 15), которая выступает вперед и в течение последних ужасных дней. Лука умалчивает о формальном приговоре синедриона против Христа (XXII, 71), в предании Его Пилату (XXIII, 1) и в пререканиях с игемоном главную роль приписывает народу (XXIII, 4, 14), хотя при активном участии вождей. Подобно сему, ругателями и истязателями невинно осужденного Узника называются (XXII, 63) люди (о νδρες ) без ясного намека, что это было по воле первосвященника и его клевретов (ср. Mф. XXVI, 65 – 68). И во время земной жизни своей Христос не чуждался фарисеев, охотно принимал их приглашения (VII, 36 сл. XI, 37 cл.XIII,1 сл.) с целью пробудить в них добрые чувства и внушить спасительное настроение. Мы видим теперь, что у Луки нигде не отмечается, чтобы Евангелие отрешалось от иудейской массы по причине отвержения его последнею, чем фатально порождается взаимное отрицание. Расхождение было принципиальное. Эта истина несомненна и потому, что теократические права Израиля признаются Лукою в полной мере. Христианство рисуется у него величайшим осуществлением священных обетований и чаяний народа Божия и в своем историческом развитии утверждается на ветхозаветном основании (II, 22 сл., 27. X, 26. XVI, 17, 29. XXIV, 44; ср. IV, 21. X, 25 – 28. XVII, 14. XVIII, 18 – 20. XXIII, 56). Естественно, что здесь получают высшее освящение все преимущества богоизбранности чад Авраамовых. Для них бесспорно было божественное «усыновление» (Puм. IX, 4) по особой близости к Богу (Ucx. IV, 22. XIX, 5. Второз. XIV, 1–2. XXXII, 6, Oc. XI, 1 и др.), – и Всевышний «воспринял Израиля, отрока своего» (Лk. I, 54), «посетил народ свой» (ср.

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010