Philadelphia, 1987. P. 186. Idem. P. 69–78; также см.: McFague Sallie. The Body of God: An Ecologycal Theology. London, 1993. McFague Sallie . Models of God… P. 75. Цит. по: Бергман С. Указ. соч. С. 281–282. Бергман С. Указ. соч. С. 282. Бергман С. Указ. соч. С. 283. Там же . С.284. Там же . Примеч. 393, с. 468. Например, Бергман пишет, что Бог во Христе принимает человеческую природу и «соединяет человеческое страдание со Своей сущностью» (Там же. С. 187). Bauckham R . Op. cit. P. 12. Barth K. Church Dogmatics IV/2. – Edinburgh, 1957. P. 357. Kitamori. Kazoh. Theology of the Pain of God. London: SCM Press, 1966. P. 115. Moltmann J. The Crucified God. London: SCM Press, 1974. P. 242–243. Патрипассианство – учение о страдании Отца в лице Иисуса Христа, модалистическое направление монархианства. Согласно учению Праксея и Ноэта, Бог Отец и Бог Сын различны только secundum modum. Иисус Христос – это Бог Отец, Который в воплощении выступает в модусе Сына и в этом модусе пострадал (Pater passus est: отсюда название данной фракции модалистов – патрипассиане). Тертуллиан, опровергший это учение в своем сочинении «Adversus Praxeam», назвал его патрипассианством (patripassionismus). Bauckham R . Op. cit. P. 11. Cantalamessa R. The Power of the Cross. L., 1966; Balthasar H. Urs von. Theo-Drama IV: The Action. San Francisco, 1994; Küng H. The Incarnation of God. N. Y., 1987; Sobrino J. Christology at the Cross Roads. L., 1978; Galot J. Dieu souffre-t-il? Paris: P. Lethielleux, 1976. Sarot M. God, Passibility and Corporeality. Kampen: Kok Pharos, 1992; Idem. Patripassianism, Theopaschitism, and Suffering of God: Some Historical and Systematic Considerations. Religious Studies. 1990. No. 26, p. 363–375; Idem. Auschwitz, morality and the suffering of God. Modern Theology. 1991. No. 7, p. 135–152; Idem. Beyond kenoticizm: Why the suffering God had to become man. Nederduitse Gereformeerde Teologiese Tydskrif. 2012. Vol. 53, Supplementum 3. P. 100–112. Weinandy Th. G. Does God Change? The Word’s Becoming the Incarnation, 1985; Он же.

http://bogoslov.ru/article/6192426

– Здесь и далее примечания переводчика. 10 Сокращенная версия §31.3 (“Gottes Ewigkeit und Herrlichkeit”) из Церковной догматики (Kirchliche Dogmatik I I/1, S. 733–751). 18 Metropolitan Kallistos of Diokleia, “Beauty will save the world”, in: Sobomost, Vol. 30 (2008), 7–20. 21 “Religion and Art”, in E.L. Mascall (ed.), The Church of God, An Anglo-Russian Symposium by Members of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius (London: SPCK, 1934), 175. 25 On the Divine Names 4:7, PG 3:704A; ed. B.R. Suchla, Corpus Dionysiacum I, Patristische Texte und Studien 33 (Berlin/New York: Walter de Gruyter,1990), 151–152; tr. Colm Luibheid and Paul Ro- rem, Pseudo-Dionysius: The Complete Works, The Classics of Western Spirituality (New York/Mahwah: Paulist Press, 1987), 77. 26 In Librim Beati Dionysii De Divinis Nominibus Expositio, ed. Ceslaus Pera (Turin/Rome: Marietti, 1950), §349, 114. 32 Victor Bychkov, The Aesthetic Face of Being: Art in the Theology of Pavel Florensky (Crestwood, NY: St Vladimir’s Seminary Press, 1993), 18. 35 On the Celestial Hierarchy 3:2, PG3:165B; ed. G. Neil and A.M. Ritter, 18; tr. Luibheid and Rorem, 154 36 8 November, Great Vespers, sticheron 2 on Lord, I have cried, tr. Isaac E. Lambertsen, The Minaion of the Orthodox Church, vol. 3, November (Liberty, T.N.: S tjohn of Kronstadt Press, 1998), 59 37 Цит. no: Archimandrite Lazarus Moore, St Seraphim ofSarov: A Spiritual Biography (Blanco, TX: New Sarov Press, 1994), 144. 38 The Russian Primary Chronicle, tr. S.H. Cross and O.P. Sherbowitz-Wetzor (Cambridge, MA: Mediaeval Academy of America, 1953), 111. 43 Letters and Papersfrom Prison: The Enlarged Edition, ed. Eberhard Bethge (London: SCM Press), 282. 44 См.: Kallistos Ware, “La transfiguration du Christ et la souffrance du monde”, Service Orthodoxe de Presse 322, (November 2007), 33–37. 45 Фрагмент из книги: Дэвид Харт, Красота бесконечного. Эстетика христианской истины, М.: ББИ, 2010. С. 2243. 46 См., например: Mikel Dufinenne, Phenomenologiedel’experienceestketique, 2nded., 2 vols.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Введения в Новый Завет Brown, Raymond Е. An Introduction to the New Testament (New York: Doubleday, 1997). Монументальный научный труд, ценный как для новичка, так и для специалиста. Делает Новый Завет понятным и интересным. [Русское издание выходит в издательстве ББИ в 2006 году.] Guthrie, Donald. New Testament Introduction (4th ed.; Downers Grove, HI.: InterVarsity Press, 1990). Подробный анализ, сопровождающийся обширными библиографическими ссылками. Johnson, Luke Timothy. The Writings of the New Testament: An Interpretation (rev. ed.; Minneapolis: Fortress Press, 1999). Глубокая ученость и живой интерес к духовному опыту. Moule, С. F. D. The Birth of the New Testament (3rd ed.; San Francisco: Harper & Row, 1982). Свежие и независимые суждения. SchneUe, Udo. The History and Theology of the New Testament Writings (tr. Eugene Boring; Minneapolis: Fortress Press, 1998). Рассчитано на продвинутый уровень знакомства с предметом. Новозаветное богословие Caird, G. В. New Testament Theology (ed. L. D. Hurst; Oxford: Clarendon Press, 1994). Вдумчивая и глубокая книга. Goppelt, Leonhard. Theology of the New Testament (ed. Jbrgen Roloff; tr. John ?. Alsup; 2 vols.; Grand Rapids: Eerdmans, 1982). Разнообразие и единство апостольского свидетельства о Христе. Hengel, Martin. The Four Gospels and the One Gospel of Jesus (London: SCM, 2000).Эрудированный анализ проблем, которые ставит существование нескольких письменных Евангелий наряду с Павловым благовестием. Schlatter, Adolf. The Theology of the Apostles: The Development of New Testament Theology (tr. Andreas J. Kostenberger; Grand Rapids, Mich.: Baker Books, 1998).Тонкий анализ убеждений, которые исповедовали ученики Иисуса. История критического изучения Нового Завета Hayes, John, ed. Dictionary of Biblical Interpretation (2 vols.; Nashville, Term.: Abingdon Press, 1999). Словарь, в котором собраны статьи по интерпретации Библии (например, экзегетическим школам и отдельным библеистам разных веков). Kummel, Werner Georg. The New Testament: The History of Investigation of Its Problems (tr. S. McLean Gilmour & Howard C. Kee; Nashville, Tenn.: Abingdon Press, 1972). Подробно и остро.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Schnackenburg, The Gospel according to St John, vol. 3 (tr. K.Smyth; New York: Crossroad, 1982) 375–388 [также изменение прежней точки зрения: The Gospel according to St. John, vol. 1 (tr. K.Smyth; London: Burns and Oates, 1968) chapter 5]; D.E.H.Whiteley, «Was John Written by a Sadducee?» in W. Haase, ed., Aufstieg und Niedergang der Rômischen Welt II.25.3 (Berlin: de Gruyter, 1985) 2481–2505; G. R. Beasley-Murray, John (WBC 36; Wacö Word, 1987) lxx-lxxv; M. Hengel, The Johannine Question (tr. J. Bowden; London: SCM, 1989) 76–80; idem, Die johanneische Frage (WUNT 67; Tübingen: Mohr, 1993) 210–219; J.W. Pryor, John: Evangelist of the Covenant People (London: Darton, Longman and Todd, 1992) 3; J.A.Grassi, The Secret Identity of the Beloved Disciple (New York: Paulist, 1992); R.A.Culpepper, John the Son of Zebedeë The Life of a Legend (Columbiä University of South Carolina Press, 1994) 84–85; B. Witherington, John " " s Wisdom (Louisvillë Westminster John Knox, 1995) 14–15. Так же считают и те, кто отождествляет Любимого Ученика с Лазарем: см. обзор трудов этих ученых у: J. Н. Charlesworth, The Beloved Disciplë Whose Witness Validates the Gospel of (Valley Forgë Trinity, 1995) 185–192. 1036 Например, J. A. T. Robinson, The Priority of John (ed. J. F. Coakley; London: SCM, 1985) 93–122; D.A.Carson, The Gospel according to John (Grand Rapids: Eerdmans, 1991) 68–81; H. N. Ridderbos, The Gospel of John: A Theological Commentary (tr. J.Vriend; Grand Rapids: Eerdmans, 1997) 672–683 (он считает, что Иоанн, сын Зеведеев, в Евангелии сознательно скрыл свою личность); A.J. Kôstenberger, Encountering John (Grand Rapids: Baker, 1999) 22–25; C. L. Blomberg, The Historical Reliability of Johns Gospel (Downers Grovë InterVarsity, 2001) 22–41; CS. Keener, The Gospel of John, vol. 1 (Peabody: Hendrickson, 2003) 82–104; С. G. Kruse, John (Tyndale New Testament Commentaries; Grand Rapids: Eerdmans, 2003) 24–30. Среди более старых трудов стоит обратить внимание на: B.F.Westcott, The Gospel according to St.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

797 Редко замечаемое подтверждение значения Иерусалима для Павла мы встречаем в 1Кор 14 (если этот отрывок действительно принадлежит Павлу), где автор с сарказмом спрашивает коринфян: «Разве от вас вышло Слово Божие?», повторяя Ис 2:3 : «Из Сиона выйдет закон, и Слово Господне от Иерусалима». В соответствии с этим пророчеством Иерусалим стал географическим источником благовестия. 798 Это замечание сделано T. M. Derico, On the Selection of Oral-Traditional Datä Methodological Prolegomena for the Construction of a New Model of Early Christian Tradition (M. Phil, dissertation, University of St. Andrews, 2001) 55–56. 799 Cm. L.Alexander, The Preface to Luké " s Gospel: Literary Convention and Social Context in Luke 1.1–4 and Acts 1.1 (SNTSMS 78; Cambridgë Cambridge University Press, 1993) 190–191. 800 Комментаторы, как правило, не обращают на это внимания – быть может, потому, что редко рассматривают заглавие книги как часть комментируемого текста. Однако F. Bovon, Luke I (Hermeneia; Minneapolis: Fortress, 2002) 18, пишет: «Отсутствие имени автора в прологе остается для меня загадкой, несмотря на церковную традицию анонимности и на то, что имя, возможно, упоминалось в заглавии книги». Под «церковной традицией анонимности» он, очевидно, подразумевает представление критиков форм о том, что евангельские предания передавались анонимно. 802 M.Hengel, Studies in the Gospel of Mark (tr. J.Bowden; London: SCM, 1985) 65. G.N.Stanton, Jesus of Nazareth in New Testament Preaching (SNTSMS 27; Cambridgë Cambridge University Press, 1974) 78, с ним согласен. 803 В дошедшем до нас коптском рукописном Евангелии от Фомы та же форма заглавия используется в конце сочинения, как subscnptiö «Евангелие по Фоме». Однако, возможно, это подражание заглавиям четырех канонических Евангелий. Оригинальное заглавие этой книги находится в начале рукописи: «Вот тайные слова, которые живой Иисус говорил, а Дидим Фома записал» (Н. Koester, Ancient Christian Gospels (London: SCM, 1990) 20–21). 804 Hengel, Studies, 74; J. P. Small, Wax Tablets of the Mind: Cognitive Studies of Memory and Literacy in Classical Antiquity (New York: Routledge, 1997) 33–35.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Ибо Иисус имел соображение и осудившем Его, и о презрительно к Нему относившимся, чтобы они не были наказаны слепотой, как были наказаны жители Содома, когда они в похоти помышляли о красоте ангелов, остановившихся у дома Лота… Иисус, поэтому, желал показать Свою Божественную силу каждому, способному ее увидеть, и по мере индивидуальной способности каждого. Действительно, возможно, Он избегал являться просто потому, что осознавал ограниченные возможности людей, не имевших способности Его видеть». См. Henry Chadwick, tr. And ed., Origen: Contra Celsum (Cambridge: University Press, 1953) 114ff. 123 Если читать συναλιζμενος как «за трапезою», как в переводе еп. Кассиана на русский, или буквально «когда Он был с ними за столом», как в Иерусалимской Библии, вместо «пребывая с ними» (RSV) или «когда Он были в их сообществе» (NEB). 125 О Лк. 24 см. P. Benoit, The Passion and Resurrection of Jesus Christ (New York: Herder and Herder, 1969) 276f; и Jacques Dupont, “The Meal at Emmaus”, в J. Delorme et al., The Eucharist in the New Testament: A Symposium (Baltimore: Helicon Press, 1964) 114. 126 Важность Евхаристического аспекта этого эпизода присутствует также в иконе трапезы в Эммаусе. 128 «Почему Он ест с мытарями и грешниками?» ( Мк. 2:16 ). Такое участие в трапезе с изгнанными и презренными обществом «было не просто нарушением этикета со стороны отдельного человека; это был явный вызов как правилам относительной чистоты, так и обрядам, которые для восстановления их в религиозную и социальную общину предписывали наказание для таких нарушителей закона» Gustaf Aulen, Jesus in Contemporary Historical Research (Philadelphia: Fortress Press, 1976) 60. 130 Oscar Gullmann, Early Christian Worship, Studies in Biblical Theology, 1 st series, 10 (London: SCM Press, 1953) 18. 131 См. Victor Warnach, “Symbol and Reality in the Eucharist”, в Pierre Benoit et al., eds., The Breaking of Bread, Concilium, 40 (New York: Paulist Press, 1969) 82–105. 133 Слова Христа, обращенные к Марии Магдалине в Ин.20:17 , «имеют неоценимое значение в рассказе, достаточно независимое от его богословского значения», а эта история в целом «имеет нечто неопределенно первичное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

71 См. P. Gwynne, “Why Some Still Doubt That Jesus» Boody Was Raised”, in The Convergence of Theology, ed. D. Kendall and S.T. Davis (Mahwah, NJ: Paulist Press, 2001), 355–367. 72 G. Ludemann, “The Resurrection of Jesus: The Greatest Hoax in History”, Forum 10 (1994): 161–175, C M . c . 162–165, 168; он же, The Resurrection of Jesus: History, Experience, Theology, trans. J. Bowden (Minneapolis: Fortress. 1994), 180–181; он же, What Really Happened to Jesus? A Historical Approach to the Resurrection, trans. J. Bowden (London: SCM, 1995), 135–137. 73 D. Edwards, How God Acts: Creation, Redemption, and Special Divine Action (Minneapolis: Fortress, 2010); см. также G. O’Collins, “God’s Activity”, in Christology: A Biblical, Historical and Systematic Study of Jesus, 2nd ed. (Oxford, UK: Oxford University Press, 2009), 112–118. 76 См. A. Baxter, “Historical Judgement, Transcendent Perspective and " Resurrection Appearances’”, Heytrop Journal 40 (1999): 19–40. 77 О том, как возникает и складывается (пасхальная) вера, см. G. O’Collins, Rethinking Fundamental Theology: Toward a New Fundamental Theology (Oxford, UK; Oxford University Press, 2011), 166–189. 78 Об использовании аналогий в исследовании воскресения см. G. O’Collins, Easter Faith: Believing in the Risen Jesus (Mahwah, NJ: Paulist Press, 2003), 5–24. 79 Подробнее об изучении истории Иисуса см. у G. О " Collins, Rethinking Fundamental Theology, 97–106. 84 О речениях Иисуса с упоминанием Сына Человеческого см. O " Collins, Christology, 63–65; и Meier, A MarginalJew, vol. 4, 334–335. 86 См. R. Bauckham, Jesus and the Eyewitnesses: The Gospels as Eyewitness Testimony (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2006), 193. 87 Подробнее (и со ссылками) об этом и обо всем последующем см.: G. О " Collins, Jesus: A Portrait (Maryknoll, NY: Orbis, 2008), 147–164; он же, Christology, 67–81. 88 Разумеется, есть и другие притчи, в которых Иисус говорит о себе, пусть и не столь ясно: см., например, притчу о мудрых и глупых девах ( Мф. 25:1–13 ). О притче о винограднике и виноградарях см.: J. Marcus, Mark 8–16 (New Haven, СТ: Yale University Press, 2009), 801–815.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

Wilson, Gerald H. «The Use of «Untitled» Psalms in the Hebrew Psalter.» ZAW97 (1985): 404413. Wink, Walter. Unmasking the Powers: The Invisible Forces That Determine Human Existence. Philadelphia: Fortress Press, 1986. Witherington, Ben III. «Jesus the Sage: The Wisdom of God.» The Jesus Quest: The Third Search for the Jew of Nazareth, pp. 161196. 2nd ed. Downers Grove, IL: InterVarsity, 1997. Wolfers, D. Deep Things out of Darkness: The Book of Job. Grand Rapids: Eerdmans, 1995. Wright, Addison G. «The Riddle of the Sphinx: The Structure of the Book of Qpheleth.» CBQ30 (1968): 313334. Wright, Addison G. «The Riddle of the Sphinx Revisited: Numerical Patterns in the Book of Qoheleth.» CBQ 42 (1980): 3851. Wright, Addison G. «Additional Numerical Patterns in Qoheleth.» CBQ 45 (1983): 3243. -Wright, J. Stafford. «The Interpretation of Ecclesiastes.» In Classical Evangelical Essays in Old Testament Interpretation, pp. 133150. Ed. by Walter C. Kaiser Jr. Grand Rapids: Baker, 1972. Yancey, Philip. The Bible Jesus Read. Grand Rapids: Zondervan, 1999. Zenger, Erich. A God of Vengeance? Understanding the Psalms of Divine Wrath. Trans, by Linda M. Maloney. Louisville, KY: Westminster John Knox Press, 1996. Zcrafa, P. The Wisdom of Godin the Book of Job. Rome: Herder, 1978. Zorn, Walter D. Psalms. Vol. 2. The College Press NIV Commentary. Joplin, MO: College Press, 2004. Zuck, Roy В., ed. Learning from the Sages: Selected Studies on the Book of Proverbs. Grand Rapids: Baker, 1995. Zuck, Roy B. Reflecting with Solomon: Selected Studies on the Book of Ecclesiastes. Grand Rapids: Baker, 1994. Zuck, Roy B. Sitting with Job: Selected Studies on the Book offob. Grand Rapids: Baker, 1992. Библиография к книгам больших пророков Achtemeier, Elizabeth. The Community and Message of Isaiah 5666: A Theological Commentary. Minneapolis: Augsburg, 1982. Ackroyd, Peter R. Exile and Restoration. London: SCM Press, 1968. Albright, WE From the Stone Age to Christianity. Garden City, NY: Doubleday, 1957.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

О нападках на Оригена при жизни см. Joseph Wilson Trigg, Origen: The Bible and Philosophy in the Third–Century Church (London: SCM Press, 1983), 206–208; о дискуссиях в IV веке см. Elizabeth A. Clark, The Origenist Controversy: The Cultural Construction of an Early Christian Debate (Princeton: Princeton Univ. Press, 1992); а также Guillaumont, Les «Kephalaia Gnostica.». 397 В своем сочинении On the Making of humanity, написанном около 380 года, Григорий Нисский выдвигает сложную теорию относительно того, что иногда называют «двойным творением» рода человеческого (см. параграфы 16–17), но она не имеет ничего общего с учением Оригена о предсуществовании душ, которое другом сочинении Григорий Нисский решительно отвергает (On the Soul and the Resurrection, PG 46: 109B–113B; tr. Roth, 90–92). 398 Catechetical Oration 26: ed Muhlenberg, 67. 7–11, 13–15. 399 Ее часто называют «Несторианской церковью», но это название неточно, и зачастую, вводит читателя в заблуждение. 400 Homily 65(64) and 76: tr. Wensinck, 306, 350, tr. Miller, 313, 395 401 Homily 26(27): tr. Miller, 133, Wensinck, 128. 402 Homily 76: tr. Wensinck, 350–51, tr. Miller, 396. 403 Homily 6: ir. Miller, 57. 404 Homily 27(28): tr. Wensinck, 136, tr. Miller, 141. Чаще всего я использую перевод Себастьяна Брока (Sebastian Brock, A. M. Allchin (ed. ), The Heart of Compassion: Daily Readings with St Isaac of Syria, «Enfolded in Love» Series (London: Darton, Longman &Todd, 1989), 53. Аналогичное представление об аде вы найдете у Оригена (О началах 2. 10. 4–5, с. 149–150). 405 Цит. С. S. Lewis, George MacDonald: An Anthology (London: Geoffrey Bles, 1946), 49 (#84). 406 Journal d " un cure de campagne (Paris: Plon, Le Livre de Poch, 1961), 407 Мистическое богословие восточной Церкви, 234. 408 The Great Divorce: A Dream (London: Geoffrey Bles, 1945), 66–67; The problem of Pain, 115. 409 См. выше гл. 1. 410 Homily 39. 6: tr. Brock, 165. 411 Homily 45(48): tr Wensinck, 216, tr. Miller, 230. 412 Homily 39. 15, 22: tr. Brock, 170, 172. 413

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

620 R. Bauckham, «Kerygmatic Summaries in the Speeches of Acts,» in B. Witherington, ed., History, Literature and Society in the Book of Acts (Cambridgë Cambridge University Press, 1996) 185–217; см. также G.N.Stanton, Jesus of Nazareth in New Testament Preaching (SNTSMS 27; Cambridgë Cambridge University Press, 1974). 621 На мой взгляд, лучше всего это показано в критике Шмидта у Hall, The Gospel Framework. См. также: V.Taylor, The Formation of the Gospel Tradition (second ed.; London: Macmillan, 1935) 38–41. 622 См., например, Easton, The Gospel, глава 3; Taylor, The Formation; R. H. Lightfoot, The Gospel Message of St. Mark (Oxford: Clarendon, 1950) 102: «Стремление приспособить рассказ к определенным целям, несомненно, хорошо видно в Евангелиях – и было замечено задолго до того, как мир услышал о критике форм; однако нет причин полагать, что такое приспособление искажало смысл рассказа, или на этой основе сомневаться в достоверности источника в целом». 623 Travis, «Form Criticism,» 158–159; R. Blank, Analyse und Kritik der formgeschichtlichen Arbeiten von Martin Dibelius und Rudolf Bultmann (Basel: Reinhardt, 1981) 201. 624 G.N.Stanton, «Form Criticism Revisited,» in M.Hooker and C.Hickling, eds., What about the New Testament? (C. Evans FS; London: SCM, 1975) 23; он же, Jesus of Nazareth, 181; R. Riesner, Jesus ah Lehrer (WUNT 2/7; Tübingen: Mohr, 1981) 12–13. Касательно устных преданий вообще это отмечает J.Vansina, Oral Tradition as History (Madison: University of Wisconsin Press, 1985) 101: предания «часто служат множеству целей и используются очень по-разному» 625 Vansina, Oral Tradition, 121; cf. S. Byrskog, «A New Perspective on the Jesus Tradition: Reflections on James D.G.Dunn " " s Jesus Remembered,» JSNT 26 (2004) 468–469. 627 E.P.Sanders, The Tendencies of the Synoptic Tradition (SNTSMS 9; Cambridgë Cambridge University Press, 1969) 272. 629 См. Easton, The Gospel, 81: «Критика форм может подготовить путь для исторической критики, однако сама она – не историческая критика».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010