693 В греческом тексте – kai pheugontes tes koinonia ton eikonomachon loipon perier- chomenoi choras kai poleis mechri Bosporou (Epiphaniou monachou kai presbuterou peri tou biou kai ton praxeon kai telous tou agiou kaipaneuphemou kai protokletou ton apostolon Andreou//PG. – 1864. – T.120. – Col. 221 B). 695 Греческие предания о св. апостоле Андрее. Т. 1. Жития/Изд. А. Ю. Виноградо- ва. – М, 2005. – С. 160 (греч. текст), 286–289 (рус. пер.). 696 По расчетам И. Дрезеке, путешествие Епифания могло состоятся гораздо раньше, в правление Льва IV Хазара (775–780), оставашегося верным иконоборскому курсу своего отца (Draseke/. Der Monch und Presbyter Epiphanios. – S. 346–352; Krumbacher K. Op. cit. – S. 192). Видимо, из этого исходит и А. Хазанов, относящий агиографа Епифания к концу VIII в. (Хазанов А. Евреи в раннесредневековой Византии//Вестник Еврейского университета в Москве. – 1994. – (5). – С. 6). 697 Город Боспор (Bosporon polin). В тексте Епифания шире: «город приморский, куда и мы пришли. Видя чудеса, совершаемые Апостолом, босфоряне скоро уверовали, как сами рассказывали нам» (Epiphaniou monachou kai presbuterou peri tou biou... – Col.244 A). 698 В греческом тексте – peran tou Pontou («противоположной стороны Понта» или «по ту сторону Понта») (Epipaniou monachou... – Col.244 А). 699 B греческом тексте Епифания этого уточнения нет. Амис (Аминс) – крупный малоазийский портовый город провинции Понт. В апокрифическом Деянии ап. Андрея (по кодексу XI–XII вв.) тоже содержится уточнение: «...по ту сторону Понта Евксинского, близ земли Тавроскифов, недалеко от Меотиды» (Praxeis kai periodoi tou agiou kai panenphemou Apostolou Andreu egkomio sympeplegmenai//AB. – 1894. – T.13. – Fasc. 3–4. – P. 333, § 30). B русском переводе c грузинской рукописи Жития an. Андрея указание еще более кратко: «...город Босфор, лежащий близ земли Тавро-Гуннов» (Грузин- ское Житие ап. Андрея Первозванного//Христианское чтение. – 1869. – 8. – С. 165). 700 В греческом тексте – eis en kai emeis ephthasamen – «которого и мы достигали (куда и мы пришли)». Тем самым Епифаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Krumbacher. Geschichte. 1897. S. 269-271; Cahen C. La campagne de Mantzikert d " après les sources Musulmanes//Byz. 1934. Vol. 9. P. 613-642; Moravcsik G. Byzantinoturcica. B., 19582. Bd. 1: Die byzantinischen Quellen der Geschichte der Türkvölker. S. 427-429; Tsolakis E. Aus dem Leben des Michael Attaleiates (Seine Heimatstadt, sein Geburts- und Todesjahr)//BZ. 1965. Bd. 58. S. 3-10; Carile A. Il Cesare Niceforo Briennio//Aevum. Mil., 1968. Vol. 42. P. 429-454; idem. La «Υλη στορας» del Cesare Niceforo Briennio//Ibid. 1969. Vol. 43. Fasc. 1/2. P. 56-87; Fasc. 3/4. P. 235-282; Lemerle P. La Diataxis de Michel Attaleiate (mars 1077)// Idem. Cinq études sur le XI siècle Byzantin. P., 1977. P. 65-112; Hunger. Literatur. 1978. Bd. 1. S. 382-389; Gautier P. La Diataxis de Michel Attaliate. P., 1981. P. 5-16, 131-143; Kazhdan A. Attaleites Michael//ODB. 1991. Vol. 1. P. 229; idem. The Social Views of Michael Attaleiates// Idem. Studies on Byzantine Literature of the XIth and XIIth Cent. Camb., 1984. P. 23-86; Любарский Я. Н. О составе исторического сочинения Михаила Атталиата//ВИД. 1991. Вып. 23. С. 112-117; он же. Михаил Атталиат и Михаил Пселл: Опыт короткого сопоставления//АДСВ. 1992. Вып. 26: Византия и средневек. Крым. С. 92-102; Markopoulos A. The Portrayal of the Male Figure in Michael Attaleiates//The Empire in Crisis: Byzantium in the XIth Cent. (1025-1081). Athens, 2003. P. 215-230; Vryonis S. Michael Psellus, Michael Attaleiates: The Blinding of Romanus IV at Kotyaion, 29 June 1072 and his Death on Proti, 4 August 1072//Porphyrogenita: Essays on the History and Literature of Byzantium and the Latin East in Honour of J. Chrysostomides/Ed. C. Dendrinos et al. Aldershot, 2003. P. 3-14; Krallis D. Attaleiates as a Reader of Psellos//Reading Michael Psellos/Ed. Ch. Barber, D. Jenkins. Leiden, 2006. P. 167-191; idem. Sacred Emperor, Holy Patriarch: A New Reading of the Clash between Emperor Isaakios I Komnenos and Patriarch Michael Keroularios in Attaleiates " History//Bsl. 2009. Vol. 67. P. 169-190; idem. Michael Attaleiates and the Politics of Imperial Decline in XIth Cent. Byzantium. Tempe, 2012; Kaldellis A. A Byzantine Argument for the Equivalence of All Religions: Michael Attaleiates on Ancient and Modern Romans//International J. of the Classical Tradition. New Brunswick, 2007. Vol. 14. N 1/2. P. 1-22; Острогорский Г. А. История Визант. гос-ва/Пер. с нем.: М. В. Грацианский; ред.: П. В. Кузенков. М., 2011. С. 395, 419-429; Kaldellis A., Krallis D. Introd.// Michael Attaleiates. The History. Camb., 2012. P. VII-XX; Vratimos A. Was Michael Attaleiates Present at the Battle of Mantzikert?//BZ. 2012. Bd. 105. N 2. S. 829-839.

http://pravenc.ru/text/2563724.html

   Ср. В. В. Болотов, Из истории церкви сиро-персидской. Христ. Чт. 1899, И, 796 примеч. (отд. оттиск, 75). (А. Б.) — 12.    Общие сведения о вспомогательных для истории науках, с библиографическими указаниями, можно находить в Е. Bernheim, Lehrbuch der historischen Methode und der Geschichtsphilosophie. 3 und 4 Aufl. Leipzig 1903. Более или менее подробное изложение этих дисциплин дается, помимо указываемых далее особых сочинений по ним, в разных коллективных трудах. Таково в особенности многотомное руководство для изучения классической древности, издаваемое в Мюнхене Иваном фон-Мюллером, Iwan von Müller, Handbuch der klassischen Altertumswissenschaft herausgeg. Первый том его содержит, между прочим, палеографию (Blass), эпиграфику греческую (Larfeld) и римскую (Hübner), хронологию (Unger) и метрологию (Nissen). Особые тома, с подразделением на отдельные весьма иногда значительные по объему части, посвящены классической филологии (второй том: 1. грамматика и лексикография греческая — Brugmann и Conn, и латинская — Stolz-Schmalz и Heerdegen, 3. риторика и метрика — Volkmann-Hammer и Gleditsch) и географии и истории древнего мира (третий том: 1. география и история древнего востока — Hommel, 2. география Греции и ее колоний — Oberhummer и топография Афин — Judeich, 3. география Италии и Orbis Romanus — Jung и топография Рима — Richter, 4. история греческая — Pöhlmann, и 5. римская — Niese). Дальнейшие тома имеют предметом греческие и римские древности (IV), историю древней философии, религию и культ (V), археологию искусств с нумизматикой (VI), историю литературы на греческом и латинском языках (VII-IX). Для церковного историка наиболее важное значение имеет в этой серии составляющая 1 отделение IX тома Geschichte der byzantinischen Litteratur von Justinian bis zum Ende des oströmischen Reiches (527—1453) von K. Krumbacher. 2 Aufl. München 1897, между прочим, ввиду единственных по обстоятельности библиографических указаний по византийской древней и позднейшей истории, в частности касательно и вспомогательных для нее наук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

40. Il viaggio dell» imperatore bizantino Giovanni V Paleologo in Italia (1369–1371) e l " unione di Roma del 1369. – Studi bizantini e neoellenici, vol. Ill, 1931, pp. 151–193. 41. Fallmerayer Jacob Philip. – Encyclopaedia of Social Sciences vol. VI, 1931, pp. 64–65. 42. Finlay George. – Encyclopaedia of Social Sciences, vol. VI 1931, p. 253. 43. Krumbacher Karl. – Encyclopaedia of Social Sciences vol. Vm, 1932, p. 605. 44. Economic Relations between Byzantium and Old Russia. _ Journal of Economic and Business History, vol. IV, 1932, pp. 314– 334. 45. Was Old Russia a Vassal State of Byzantium? – Speculum vol. VII, 1932, pp. 350–360. 46. Harun-ibn-Yahya and his Description of Constantinople. – Seminarium Kondakovianum, vol. V, 1932, pp. 149–163. 47. Pero Tafur, a Spanish Traveller of the Fifteenth Century and his Visit to Constantinople, Trebizond and Italy. – Byzantion vol. VII, 1932, pp. 75–122. 48. Justin I (518–527) and Abyssinia. – Byzantinische Zeitschrift, Bd. ХХХШ, 1933, SS. 67–77. 49. On the Question of Byzantine Feudalism. – Byzantion vol. Vm, 1933, pp. 584–604. 50. Theodosius I. – Encyclopaedia of Social Sciences vol. XIV 1934, pp. 615–616. 51. Theodosius II. – Encyclopaedia of Social Sciences vol XIV 1934, p. 616. 52. Uspensky Fedor lvanovich. – Encyclopaedia of Social Sciences, vol. XV, 1934, p. 193 53. Vasilievsky Vasily Grigorevich. – Encyclopaedia of Social Sciences, vol. XV, 1934, pp. 231–232. 54. Notes on the History of Trebizond in the Seventh Century. – Biz Mnhmhn S. Lamprou Aqhnai, 1935, pp. 29–34. 55. A Note on Pero Tafur. – Byzantion, vol. X, 1935, pp. 65– 66. 56. Jorg of Nurenberg, a Writer contemporary with the Fall of Constantinople (1453). – Byzantion, vol. X, 1935, pp. 205–209. 57. The Foundation of the Empire of Trebizond (1204–1222). – Speculum, vol. XI, 1936, pp. 3–37. Греческий перевод этой статьи (переводчик – И. Пампукис): H idrush thV AutokratoriaV thVTrapezountaV 1204–1222. Aqhnai. 1947. (Pontiaka, 1). 58. Expositio totius mundi. An Anonymous Geographic Treatise of the Fourth Century A. D. – Seminarium Kondakovianum, vol. VIII, 1936, pp. 1–39.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Jenkins R. Byzantium: the Imperial Centuries. 1966. P. 341–343. Автор осуждает Пселла за отсутствие лояльности к прежним друзьям и царским благодетелям и оппортунизм в политических воззрениях, но говорит, что он был просто «византиец своего времени». Gugie Martin, Mnsr. 1) см.: Dictionnaire de Théologie Catholique; 2) см.: Graffin-Nau. Patrologia Orientalis . Karahalios George. The Philosophical Trilogy of Michael Psellos: God – Cosmos – Man. Κουτσογιαννπουλος Δημ. Η θεολογικ Σκψις το Μιχ. Ψελλο. Επετηριδος τς Εταιρας Βυζαντινν Σπουδν. 1965. T. 34. Кратка Българска Енииклопедия. София, 1967. Т. 4. С. 284. Автор заметки ценит сообщение Пселла в его «Хронографии» о восстании болгар против их византийских угнетателей. Krug. Allgemeines Handwörterbuch der philosophischen Wissenschaften. 1883. Bd II. S. 880. Автор говорит о двух Пселлах: первый был толкователем Аристотеля, другой был – знаменитый историк Пселл. (На самом деле Михаил Пселл , несмотря на то что ему был ближе Платон, был прекрасным знатоком писаний Аристотеля и истолкователем их.) Krumbacher К. Geschichte der Byzantinischen Litteratur. Bd 2. S. 441–444. Автор вкратце говорит о жизни Пселла и приводит список его сочинений, список неполный и иногда неправильный. Kirchenlexikon. 1897. Bd 10. Col. 597–599. Статья Mnsr. A. Ehrhard’a. Это самая лучшая статья до появления статей Мнср. Жюжи. Автор дает общее описание жизни Пселла с акцентом на его богословские труды, которые весьма ценит. Сочинения Пселла о демонологии ценны и как исторический документ об учениях сатанических сект в XI в. Его сочинения богословского характера не изданы, среди них панегирики, толкование Св. Писания и т. д. В учении о Св. Л ухе он последователь Фотия. Lessico Universale Italiano. 1977. T. 18. P. 48–49. Автор говорит, что Пселл был человек огромной культуры, который оставил после себя писания во всех областях науки и культуры. Lexikon fr Theologie und Kirche. 1962. Bd 7. S. 398–399. Статья P. P. Ioannou. Автор говорит, что Пселл сочетает классическую философию, и особенно философию Платона, с христианской мыслью. Новизна его начинания натолкнулась, однако, на отпор приверженцев аристотелевской философии и методов, и Пселлу пришлось пройти проверку его верований и оправдываться в присутствии царя Константина Мономаха. Несмотря на последовавшее позднее осуждение Синодом приверженцев философии Платона, направление, получившее начало от Пселла, удержалось до Ренессанса на Западе. Содержание этой статьи является суммированием того, о чем Иоанну пространно говорит в своем сочинении о Михаиле Пселле и Иоанне Итале, которое мы указали выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

п., с.49,144,210). 868 Ritter VI,536–537. Мягче суждение Wagenmann " a, 144, который, утверждая, что преп. Максим скорее является восприимчивым, впитывающим в себя и обрабатывающим разные течения, чем действительно творческим духом, находит, что в данном случае преп. Максим был истинным сыном своего времени, — времени»вымирания эллинской философии и древнехристианского богословия». 869 Попытка, впрочем, к этому была им сделана: см. выше, гл.«Полемика с монофизитами», прим. 48. 870 Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 516D, р.155 [р. п. II,189]; LV, 537A, р.165 [р. п. II, 196]; XLVIII,433AB, р.110 [р. п. II,145]. 871 То же нужно сказать и об апофатических определениях: Ambigua, PG.91, 1232В, f.191a–b. 872 См. гл.«Учение о человеке», прим. 15. 873 См. выше, гл.«Грехопадение человека», в конце прим. 34. 874 См. например, выше, гл.«Аскетика», прим. 10, гл.«Практическая философия», прим. 40, гл. Естественное созерцание», прим. 7 и 14; ср. гл.«Аскетика», прим.4. 875 См. выше, гл.«Аскетика», прим. 23,39, гл.«Практическая философия», прим. 29. 876 См. выше, гл.«Аскетика», прим. 20, гл.«Практическая философия», прим. 45 и 65. 877 См. выше, гл.«Практическая философия», прим. 28. 878 См. выше, гл.«Практическая философия», прим. 63. 879 Ср. Christheb, 105. 880 См. ниже, прим. 7. 881 Wagenmann, 130,131. Straubinger, 13–14. Σταυρδης, 9,14,20. 882 Ф. Успенский. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892, с.161. 883 Ritter VI,459. Wagenmann, 115. Straubinger, 13. 884 Preuss I, 2–7,12 squ. Krumbacher-Ehrhard, 63. 885 Steitz, 206ff. Ср. Baur, II,247 (о Дионисии Ареопагите), 263,268. Christlieb, 105. Domer II, 283. Wagenmann, 144–145. Preuss I,7,14–15. 886 Ambigua, PG.91, 1072С. 1080С, f.120a. 169a. Излишне приводить здесь те места, в которых преп. Максим оспаривает разные мнения философов (ср. выше, гл.«Отношение к эллинской философии»). 887 Сар. de charitate IV, 47 [р. п. I,139]; ср. II,21 [р. п. I,110]. 888 Mystagogia 5, PG.91, 673В, р.499 [р. п. I,161–162]. 889 Проф. А. И. Бриллиантов, с.141. 890

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

142.  limenez A. N. Cuba fue conocida en Rusia desde 1530. — Cuba, — La Habana, 1962, N 1. 143.  Klostermann R. A. Maxim Grek in der Legende. — Zeitschrift fur Kirchengeschichte. Stuttgart, 1934, 3F. IV, Bd LIII, H. I/II. 144.  Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur. 2 Aufl. Munchen, 1897. Г45.  Malnka R. Zinovij von Otan " . Ein russischer Polemiker und Theologe der Mitte des. 16 Jahrhunderts. Roma, 1961. 146.  Машет А. A. Medieval Philosophy. New York, 1962. 147. Maxime le Grec. — Grand dictionnaire universel du XIX-e siecle. Par P. Larousse. T. 10. Paris. 148.  Olmsted H. A. I. Ivanov on Maksim Grek. — Problems of Attribution and Manuscript Study. — Kritika Vol VIII, N 1. Cambridge (Mass.), 1971. Palmieri A. Un " opera polemics di Massimo il Greco (XVI secolo) tradotta in latino da Giorgio Krijanitch. — Bessarione, Serie III. Vol. IX, Anno XVI, fasc. 119, 121, 122. Roma, 1912. 150.  Patch H. R. The Goddess Fortuna in Medieval Literature. New York, 1967. 151.  -Philip? W. Russia " s Position in Medieval Europe. — Russia. Essays in History and Literature. Ed. L. Legters. Leiden, 1972. 152.  Schulmze B. Maksim Grec als Theologe. — Orientalia Christiana analecta. T. VII, N. 167. Roma, 1963. 153. Suidae Lexicon. Pars I — V. Ed. A. Adier. Lipsiae, 1928 — 1938. 154.  Vernadskij G., Lo Gatto E. Massimo il Greco. — Enciclopedia Italiana di scienze, lettere ed arti. T. XXII. Roma, 1934. 155.  Weiher E. Die Dialektik des Johannes von  Da maskus in kirchenslavischer Obersetzung. Wiesbaden, 1969. 156.  Papamichael Gr. Maximos ho Graikos  ho  protos photistes ton Rosson. Athenai, 1950. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

Körbs. Untersuchungen. – Körbs O. Untersuchungen zur ostgotischen Geschichte. Bd. 1. Das Kaiserjahr des Prokop. Jena, 1913. Korkkanen. The peoples. – Korkkanen 1. The peoples of Hermanaric: Jordanes, Getica I 116. Helsinki, 1975. Kos. Gradivo. – Kos F. Gradivo za zgodovino Slovencev v srednjem veku. Vol. 1–5. Ljubljana, 1902–1928. Kott. Slovnik. – Kott P. St. Cesko-nemecky slovnik. D. 7. Praha, 1983. Krahe. Namen. – Krahe H. Die alten balkanillyrischen geographischen Namen. Heidelberg, 1925. Krahe. Der Veneter-Name. – Krahe H. Der Veneter-Name. – Indogermanische For-schungen. B. – Lpz., 1942, Bd. 58. Krahe. Das Venetische. – Krahe H. Das Venetische. Heidelberg, 1950. Krauss. Sreca. – Krauss F. Sreca. Gluck und Schicksal im Volksglauben der Sudslawen. Wien, 1887. Kresten. Kaiser. – Kresten O. Iustinianos I., der «christusliebende» Kaiser. – Romische historische Mitteilungen. Wien, 1973, Bd. 21. Kretschmer. Der Ubergang. – Kretschmer P. Der Ubergang von der musikalischen zur expiratorischen Betonung im Griechischen. – Zeitschrift für vergleichende Sprach-forschung. B. 1890, Bd. 30. Kretschmer. Vertretung. – Kretschmer P. Die slawische Vertretung von indogerman o. – ASPh. 1905, Bd. 27. Kretschmer. Κδαθον. – Kretschmer P. Κδαθον. – Glotta. Göttingen, 1927, Bd. 15. Kroll. Plinius Secundus. – Kroll W. Plinius Secundus der Altere. – RE. 1951, Hbd. 41. Kronsteiner. Personennamen. – Kronsteiner O. Die alpenslawischen Personennamen. Wien, 1975. Krumbacher. Beiträge. – Krumbacher K. Beiträge zu einer Geschichte der griechischen Sprache. – Zeitschrift für vergleichende Sprachforschung. В., 1885, Bd. 7. Krumbacher. Spirant. – Krumbacher K. Ein Irrationaler Spirant im Griechischen. – SBAW. München, 1887, Jg. 1886. Krumbacher. Geschichte. – Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur. Munchen, 1897. Krumbacher. Romanos. – Krumbacher K. Studien zu Romanos. Munchen, 1898. Kruse. Ur-Geschichte. – Kruse Fr. Ur-Geschichte des estonischen Volkstammes. Moskow, 1846. Kubitschek. Erdtafel. – Kubitschek W. Die Erdtafel des Julius Honorius. – Wiener Studien. 1885, Bd. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

1—25; BrambsJ. G. De auctoritate tragoediae Christianae quae inscribi solet Christos paschön Gregorio Nazianzeno biso attributae. Eichstadt, 1883; Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur, 2. Aufl. München, 1897. S. 746-749.armen. 1864. S. 1—25;bner F. Praefatio//Christus Patiens Ezechielis et Christianomm poetarum reliquiae dramaticae/Emend. F. Dübner. Parisiis, 1846. P. 1—XVI; DoeringA. De tragoedia Christiana quae inscribitur CHRISTOS PASCHON. Particula I. Jahresbericht über die Realschule I. O. und das Progymnasium zubner F. Praefatio//Christus Patiens Ezechielis et Christianomm poetarum reliquiae dramaticae/Emend. F. Dübner. Parisiis, 1846. P. 1—XVI; DoeringA. De tragoedia Christiana quae inscribitur CHRISTOS PASCHON. Particula I. Jahresbericht über die Realschule I. O. und das Progymnasium zu Barmen. 1864. S. 1—25; BrambsJ. G. De auctoritate tragoediae Christianae quae inscribi solet Christos paschön Gregorio Nazianzeno biso attributae. Eichstadt, 1883; Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur, 2. Aufl. München, 1897. S. 746-749.armen. 1864. S. 1—25; BrambsJ. G. De auctoritate tragoediae Christianae quae inscribi solet Christos paschön Gregorio Nazianzeno biso attributae. Eichstadt, 1883; Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur, 2. Aufl. München, 1897. S. 746-749.rambsJ. G. De auctoritate tragoediae Christianae quae inscribi solet Christos paschön Gregorio Nazianzeno biso attributae. Eichstadt, 1883; Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur, 2. Aufl. München, 1897. S. 746-749.iso attributae. Eichstadt, 1883; Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur, 2. Aufl. München, 1897. S. 746-749.yzantinischen Literatur, 2. Aufl. München, 1897. S. 746-749. 1081. Cottas V. Le theätre ättas V. Le theätre ä Byzance. Paris, 1931. P. 197—249; Id. L’in-fluence du drame «Christos Pasc hon» sur l’art chretien d’Orient. Paris, 1931.yzance. Paris, 1931. P. 197—249; Id. L’in-fluence du drame «Christos Pasc hon» sur l’art chretien d’Orient.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Εναι περεργο τι Krumbacher σκε αστηρ κα πωσδποτε δικη κριτικ τς ποισεως το Κοσμ κα τν θεωρε προν πιτηδευμνης τεχνικς πεξεργασας 420 . Θεωρε πσης τν ωννη Δαμασκην ποιητ ντερο π τν Κοσμ κα κατακρνει τν δετερο, τι στν ποησ του « λογιτς κα μυστικ θεολογα περτερε τ ποιητικν ασθημα» 421 . γνμη ατ εναι περβολικ κα δικη. Ββαια πχουμε πολ π τν βαστη ψηγορα το Ρωμανο κα π τν κφραστικ πλτητα τν παλαιτερων μνων (κοντακων). καννας πανφερε τν ποηση σ μορφς συντηρητικτερες. λλ τοτο δ σημανει καθλου τι κα στος κανονογρφους, κα περισστερο στν Κοσμ, δν μπορομε ν ναγνωρσουμε στοιχεα ψηλς ποιητικς δημιουργας. πεναντας πρχει κα ψος κα μπνευση κα ασθημα κα νθουσιασμς. κφραση γνεται πι συντηρητικ, λλ’ ατ χι τσο στε ν ψυχρανει τ ασθημα κα ν μαρανει τν νθουσιαστικ τνο. ρκε ν ναγνσει κανες τος καννες στ Γννηση το Χριστο στ Βα τ παρμιλλο κενο Τετραδιο το Μ. Σαββτου, γι ν διαπιστσει τι δ χουμε ποηση ξιλογη κα ληθιν, γεμτη χρη κα διθεση λυρικ. Συγκρινμενος μ τν Δαμασκην Κοσμς εναι σαφς ποιητς ντερος, παρ τν ντθετη γνμη το Krumbacher. Παρατηρε σχετικ Σ. Εστρατιδης· « Κοσμς ς μελδς κα ποιητς ν τ κκλησ κατχει τν δευτραν θσιν μετ τν Ρωμανν· εναι κατ’ ξοχν ποιητς κα κατ’ ξοχν μελδς. γνμη το Krumbacher τι Κοσμς δν εναι ποιητς ς Δομασκηνς ωννης εναι λαν σφαλμνη. Κα ν μνον ο ερμο το Κοσμ παραβληθσι πρς τ ποιματα το Δαμασκηνο, καταφανεται διαφορ μεταξ τν δο ποιητν, τ ψος τς ποισεως το Κοσμ τ προσπλαστον, ες τ ποον φαντασα ατο κπως νρχεται. Τν Δαμασκηνν ωννην χαρακτηρζει πλτης κα σαφνεια κα λαμπρτης κα γλυκτς φρσεως· τν Κοσμν στρυφντης κφρσεως, λλ ψος ποισεως κα λυρισμς θεπνευστος» 422 . Πρπει κμη ν παρατηρηθε τι γι τν κκλησιαστικ παρδοση Κοσμς εναι κατ’ ξοχν «ποιητς» κα καννας λλος μνογρφος δν νομστηκε ποτ τσι 423 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010