41 К. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Litteratur. 2 Aufl. München 1897, содержит очерк о византийской историографии, обнимающий византийских историков и хронистов начиная с VI века. По вопросу, в частности, о византийских хрониках см. Н. Geizer, Sextus Julius Africanus. I–II. Leipzig 1880–1898. О новейших трудах в этой области ср. очерк Les études d’histoire byzantine en 1905 в Ch. Diehl, Etudes byzantines. Paris 1905. Безусловно необходимым в данном случае является обращение к Byzantinische Zeitschrift и Византийскому Временнику, в которых сосредоточивается ныне главным образом разработка византологии и даются обстоятельные библиографические указания вообще о новых трудах в этой области (А.Б.) – 171. 42 Высказывается предположение, что Никифор переработал лишь в своей истории труд неизвестного автора X века, доведенный до 920 г. Ср. С. de Boor, Zur kirchenhistorischen Litteratur. Byzant. Zeitschrift. B.V 1896. S. 16–23. K. Krumbacher, Geschichte der byzant. Litteratur. 2 Aufl. München 1897. S. 291, 247 (А.Б.) – 182. 43 Начало греческого подлинника хроники Ипполита открыл в мадридской рукописи и издал А. Bauer, Die Chronik des Hippolytus im Matritensis Graecus, 121. Leipzig 1905. (Texte und Untersuchungen von Gebhardt und Hamack. Neue Folge XIV, 1). (А.Б.) – 182. 44 Время происхождения этой хроники иначе определяется после 412 г., латинский перевод относят к VII–VIII в. Ср. Bauer, 1. с.22, 169–170. (А.Б.) – 182. 46 Общее Вайтцу и Дюшену положение «F et K post LP» составляет, однако, и пункт их взаимного разногласия. По Вайтцу: FK из LP, которое не ранее половины VII в.; по Дюшену: FK из LP, которое в 530 году. 47 Моммсен, издавший в 1898 г. «Liber Pontificalis» в Monumenta Germaniae historica (Gestorm Pontificum Romanorum vol. I), подобно Вайтцу, держался мнения о позднем, не ранее начала VII в., происхождении этого памятника. Дюшен в своей критике на издание Моммсена в том же году остался при прежнем мнении, что первоначальная редакция «Liber Pontificalis» явилась уже в VI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

56 См. греческ. изд. твор. Симеона НБ. μ. I, l. 68, особенно σσ. 364 2 – 365 1 ; в русск. переводе Слова вып. II, стр. 180 – 181. 58 Император» Константин Порфирородный (царств. 912–959) в сочинении о церемониях Византийского двора приводит между прочим, народную весеннюю песню, представляющую собой политические стихи в 15 слогов. См. Krumbacher: Geshichte der Byzantlnischen Literatur... München 1697, s. 255. 59 О политических стихах см. Krumbacher цитир. соч. s. 650 – 651; а также MP. gr. t. CXX. Symeon Junior, Notitia, col. 305ABCD. 60 Никита говорит в житии преп. Симеона, что он писал гимны ν μτρ μτρ, т. е. без соблюдения количественности слогов. См. выше на стр.. II примечание первое. 61 Есть еще несколько гимнов»: 12-й, 39 и 15, написанных наполовину 12-слоговыми, а наполовину 15-слоговыми политическими стихами; 59-гимн также хотя написан 12-слоговым политическим стихом, но в конце его насчитывается по 15 слогов в стихе. Приводим» ниже образцы тех стихотворных размеров, которыми преп. Симеон писал свои гимны. 15-слоговой политический стих Σ με γινσκεις. Χριστ, πσης παρανομας ργτην, λλ κα κακν ντως παντοων ακεος... (3-й гимн) 12-слоговой политический стих. Δδου μο, Xqιστ, καταφιλεν σος πδας, Δδου μοι τς σς κατασπζεσθαι χερας... (8-й гимн) 8-стопный ямб. Πς μνσω, πς δοξσω, πς ξως εφημσω Τν πολλ παραδραμνια μαρτματα Θεν μου... (2-й гимн»). 62 См. Paris. 76 242 кодекс 12 века (каталог Отопт’а т. гимны Симеона здесь значатся cum notis musicis; Paris. Suppl, gr. 103 код. 14 в. (тот же каталог т. III); Marcian. 494 код. 13 в.; Monac. 177 скод. 16 в. и 526 код. 15 в. (каталог Hardt’A т. II и V) и др. 63 Таковы Афонские рукописи, стоящие в каталоге Ламброса под 7676 89, 4677, 4833, 5457, 5665 и др. 64 Так в рукописи 419 (по описанию Владимира), лист 308 об. имеется небольшой отрывок из 59 гимна (по нашему счету) и там же на листе 365 об. 366 в прозаической форме переписаны и соединены в одно первая половина 19-го и вторая 18 гимна; в рукоп. 423, л. 223 пред словом Симеона о трех образах внимания и молитвы повещена эпиграмма в стихах», находящаяся в нашем» переводе под именем 60 гимна; наконец, в рукоп. 76 434, л. 379 об. плохою греческою скорописью переписан маленький 5 гимн. Что же касается до рукописей 306 и 307, представляющих собою своеобразные богослужебные сборники Афонского инока Фикары, в которых, судя по описанию, нужно бы ожидать чего-либо из гимнов или о гимнах преп. Симеона. то в этих рукописях содержится лишь несколько маленьких отрывков из глав, а не из гимнов Симеона: в первой рукописи один отрывок (л. 158 об.), а во второй три отрывка (л. 259 об.), в коих говорится о необходимости славословить и благодарить Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

57 . – 1893. Византийский журнал, издаваемый проф. Крумбахером. (Byzantinische Zeitschrift, herausg. von Krumbacher, I). (ЖМНП, CCLXXXVIII, 7, отд. II, стр. 231–272). Совместно с А. И. Кирпичниковым. 58 . – 1893. Рецензия на соч. Н. Попова , «Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении», Москва. (Там же, CCLXXXVIII, 8, отд. II, стр. 534– 542; И, стр. 632–634). 59 . – 1893. Синодик в неделю православия. Сводный текст с прибавлениями. (ЗНУ, т. LIX, стр. 407–502; отдельно, Одесса, VI--96). Рецензия П. В. Безобразова (ВВ, III, 1896, стр. 125–150). 60 . – 1893. Рецензия на соч. Д. Ф. Беляева, «Βυζαντιν. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям». СПб. 1893, кн. II. (ЖМНП, ССХС, 12, отд. II, стр. 364–379; BZ, III, 1894, стр. 184–186). 61 . – 1893. Вопрос о готах. Сообщение. (Протоколы IX археологического съезда в Вильне, стр. 96–98, в Трудах IX археол. съезда, т. II, Москва, 1897). 62 . – 1893. Отчет об ученой деятельности IX археологического съезда (там же, стр. 122). 63 . – 1893. Отзыв о медальном сочинении «О военном устройстве византийской империи». (ЗНУ, LVIII, стр. 19–20). 64 . – 1894. Памятник В. И. Григоровичу. (ЛИФО, III, стр. 60–65; отдельно, Одесса, 1894, 8 стр.). 65 . – 1894. Рецензии на книги: V.Rose, «Leben des hl. David»; J. Nicole, «Le livre du préfet»; Krumbacher, «Studien zu den Legenden des Ы. Theodosios»; Д. Беляев, «Βυζαντιν», кн. II. (Там же, Визант. отд., II, стр. 81–91). Оценка сообщенных здесь вариантов к изданному тексту жития Давида Солунского по Эскуриальскому и Халкинскому спискам дана Ed. Kurtz (BZ, IV, 1895, S. 621–622). 66 . – 1894. Неизданное церковное слово о болгарско-византийских отношениях в первой половине X века. (Там же, IV, стр. 48–123; отдельно, Одесса, 76 стр.). Рецензии Б. М. Мелиоранского (ВВ, II, 1895, стр. 246–247); Ed. Kurtz (BZ, IV, 1895, стр. 615–616). Слово издано по Vatic. Gr. 483 f. 43–64 и приписано патриарху Николаю Мистику ; датировка 927 годом не согласуется со временем этого патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Chapman. Michel Paleologue, restaurateur de l " Empire byzantin, pp. 167–177. 1105 Д. В. Айналов. Византийская живопись XIV столетия. – Записки Классического Отделения Русского Археологического Общества, т. IX, 1917, с. 132–133. 1106 Berger de Xivrey. Mémoire sur la vie et les ouvrages de l " empereur Manuel Paléologue. – Memoires de lInstitut de France. Académie des mscriptions et belles-lettres, t. XIX, 2-е partie. Paris, 1853, p. I; L. Petit. Manuel II Paleologue. – Dictionnaire de theologie cattiolique, vol. IX, (2), col. 1925–1932. Не все сочинения Мануила опубликованы. 1109 См. прекрасную характеристику Пахимера: A Rubió i Lluch. «Paquimeres i Muntaner». – Secció historico arqueologica del Institut d " Estudis Catalans, Memories, vol. I, 1927, pp. 33–60. 1110 См.: A Heisenberg. Eine Handschrift des Georgios Pachymeres. – In: Aus der Geschichte und Literatur der Palaiologenzeit. München, 1920, S. 3–13. По поводу рукописи Пахимера, находящейся в иерусалимской библиотеке, см.: Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher, Bd. II, 1921, р. 227. См. также: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur. München, 1897, SS. 288–291, и, кроме того – G. Montelatici. Storia della letteratura bizantina (324–1453), pp. 224–225. Более новые работы – V. Laurent. Les Manuscrits de l " Histoire Byzantine de Georges Pachymère. Byzantion, vol. V, 1929–1930, pp. 129–205. В статье дана история изданий, описание и цитаты из десяти рукописей. См. также: Idem. Deux nouveaux manuscrits de l " Histoire Byzantine de Georges Pachymère. – Byzantion, vol. XI, 1936, pp. 43–57. Дано описание еще двух рукописей. 1111 См.: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur. München, 1897, S. 291–293; G. Montelatici. Storia della letteratura bizantina (324– 1453), p. 226. См. также: M. Jugie. Poesies rhythmiques de Nicephore Calliste Xanthopoulos. – Byzantion, vol. V, 1929–1930, pp. 357–390. Жюги опубликовал десять его церковных поэм. 1112 В исходной русской версии 1925 г. данная фраза изложена в несколько иной редакции: «В XIV же веке жил величайший полигистор последних двух столетий Византии Никифор Григора».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

1196 M. Schlauch. The Palace of Hugon de Constantinople. — Speculum, vol. VII, 1932, pp. 505; 507—508. 1197 J. Longnon. Livre de la conquête de la Princée de lAmorée. Chronique de Morée. Paris, 1911, pp. LXXXIII-LXXXIV. 1198 Греческий текст опубликован в следующем издании — W. Wagner. Trois poèmes grecs du Moyen Âge. Berlin, 1881, pp. 242—349. Детальный анализ романа — M. Gidel. Études sur la littérature grecque moderne. Paris, 1866, pp. 151—196; J. B. Bury. Romances of Chivalry on Greek Soil. Oxford, 1911, pp. 11—12. 1199 Ch. Diehl. Figures byzantines, vol. II, p. 348. 1200 K. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur. S. 868. 1201 См.: Le roman de Phlorios et Platzia Phlore, publie avec une introduction, des observations et un index par D. C. Hesseling. Amsterdam, 1917, pp. 9, 13—14. См. также стих 1794 на с. 104. 1202 L " Achilléide byzantine, publiée avec une introduction, des observations et un index par D. C. Hesseling. Amsterdam, 1919, p. 9. 1203 L " Achilléide... p. 3—15; K. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 848—849; G. Montelatici. Storia della letteratura bizantina, 324—1453, pp. 192—193. 1204 Н. П. Кондаков. Македония. Археологическое путешествие. СПб., 1909, с. 280. 1205 См.: Ch. Diehl. Manuel d " art byzantin, vol. II. Paris, 1926, pp. 744—745. 1206 В исходной русской версии далее следует еще одна фраза про Стржиговского, исключенная А. А. Васильевым из последующих переизданий работы. — «Что же касается самого Стржиговского, то он в ряде последующих работ, вплоть до последнего времени, ищет корней древнехристианского искусства в искусстве стран гораздо более дальнего востока, чем Сирия». Примечание научного редактора. 1207 Ch. Diehl. Manuel d " art byzatin. Первое издание — Paris, 1910, p. 702; второе издание — Paris, 1926, vol. II, p. 751. 1208 Д. В. Айналов. Византийская живопись XIV столетия. — Записки классического отделения Русского Археологического Общества, т. IX, 1917, с. 86, 89, 96. (От себя здесь хотелось бы отметить, что Ш. Диль и Д. В. Айналов говорят не совсем об одном и том же. Ш. Диль говорит об истоках в целом взлета искусства при Палеологах, Д. В. Айналов же рассматривает лишь одно из проявлений искусства: живопись. На наш взгляд, можно говорить о правоте обоих исследователей: Ш. Диля — в исследовании истоков поздневизантийского искусства в целом, Д. В. Айналова — в рассмотрении одного из частных проявлений византийского искусства. Критика же Д. В. Айналовым Ш. Диля не представляется убедительной из-за несовместимости начального подхода к материалу, когда один автор исследует целое, а другой ограничивается рассмотрением частного. — Науч. ред. )

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

1190 T. e. хвалебной речи. Примечание научного редактора. 1191 См.: X. Siderides. Μανουλ λοβλου γκμιον εις Μιχαλ Η Παλοαολγον . — πετηρς Εταιρεας Βυζαντινν Σπουδν , t. III, 1926, ρρ . 168—191 1192 А. А. Васильев исключил из последующих переизданий конец данной фразы. В исходной русской версии, после слов «Феодором Продромом», следует (с. 124) — «этим характерным представителем византийского литературного пролетариата». Примечание научного редактора. 1193 См.: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 782; F. Dölger. Neues zu Alexios Metochites und zu Theodorus Meliteniotes. — Studi e testi, vol. CXXIII, 1946, pp. 238—251. См. также: M. Miller. Poeme allégorique de Méliteniote, piblié d " après un manuscrit de la Bibliothèque Impériale. — Notices et extraits des manuscrits de la Bibliothèque Nationale, vol. XIX, (2), 1858, S. 2—11. 1194 M. Miller. Poème allégorique... рр. 11—138; G. Montelatici. Storia della letteratura bizantina, 324—1453, p. 269 — эту поэму не упоминает. Фрагменты его астрономического сочинения есть в PG, vol. CXLIX, col. 988—1001. Лучшее издание его фрагментов есть в следующем издании — Catalogus codicum astrologicorum graecorum, vol. V, 3, 1910, pp. 133—147 (excerpta ex codice 21, Vatic. 1059); vol. XI, l, 1932, p. 54 (Codices escorialenses). 1195 См.: F. Dölger. Die byzantinische Literatur und Dante. — Compte-rendu du deuxième Congrès International des Études byzantines, 1927, pp. 47—48. На третьем Конгрессе византинистов он выступил с тезисом, что поэма Феодора написана под влиянием «Божественной Комедии» Данте, однако, позже, под влиянием предположения С. Г. Меркати, он изменил свою точку зрения в пользу Бокаччо. Действительно, во время Возрождения некоторые сочинения Бокаччо были переведены на греческий. Перевод на разговорный греческий его Тезеиды «начинает серию блистательных романических эпопей, имевших такую блистательную судьбу в Италии». См.: J. Schmitt. La Théséide de Boccace et la " Théséide grecque. — Études de philologie néo-grecque publiées par J. Psichari. (Bibliotheque de l " École des Hautes Études. Sciences philologiques et hlstoriques, vol. XCII). Paris, 1892, p. 280. См. также: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 870.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

Юстиниан и его двор (Мозаика в церкви Св. Виталия в Равенне)   6 Боннское издание Диндорфа в его Byzantine, 3 т., 1833–38. Я цитирую по этому изданию. Кроме обещанного Тейбнером издания Haury, имеется критическое издание Comparemmi Готской войны в 3-х томах (Fonti per la Storia d " Italia, 1895–1898 г.) и изданная Крашенинниковыми, в Юрьеве, в 1899 г., Секретная История. 7 Критические исследования сочинений Прокопия: Dahn, Procopius von Cäsarea, Berlin, 1865; Haury, I, Procopiana, Augsburg, 1892; II, Zur Beurteilung des Geschichtsschreibers Procopius von Cäsarea; München, 1896; Brückner, Zur Beurteilung Procopius von Cäsarea; Ansbach, 1896; Панченко, О тайной истории Прокопия (Виз. Врем., II, 24–57; 340–371; III, 96–117; 300–316, 461–527); Krumbacher, Gesch. d. byz Litt., 2-е изд., 230–237; Bury, Hist, of the later roman Empire, I, 359–364; Ranke, Weltgeschichte, IV, 2, 285–312; Димитриу в Летописи историко-филолог. общества при Новороссийском университете, Визант. отд., II (1894), 258–302, и примечание Бэри в изд. Истории Гиббона, IV, 513–518. 13 Lyd., 221–222. Также точно по желанию императора Павел Силенциарий в 562 году составил панегирик царствования в виде Описания св. Софии. 34 Уже Гиббон ясно понимал это. «Прокопий, говорит он, легко выдает один случай несправедливости за общее правило тридцативосьмилетнего царствования». (Изд. Бэри, IV, 236). 37 Боннское изд. Byzantine, по которому я цитирую; изд. Dindorf (Hist. gr. min., II, Teubner, 1871). 42 Боннское изд. Byzantine, по которому я цитирую; изд. Dindorf (Hist. gr. min., т. II, Teubner, 1871). 51 Боннское изд. Byzantine; важные отрывки изт. него помещены у Моммзена, Johannes von. Antiochia und Mallalas (Hermes, VI, 376 и след). 52 Ср. Krumbacher, loc. cit., 325–334; Bury, в изд. Гиббона, IV, 518–520; Sotiriadis, Zur Kritik des Johannes von Antiochia (Jahrb. i. class. Phil., Suppl., XVI, 1888 г.); исследования Патцига и статьи Gleye, Zur Johannes Frage (Byz. Zt., 1896, 422–464) и Наигу (ibid., 1900, 339–399), который отожествляет Малала с патриархом Иоанном Схоластиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

VIII. 593, 594. ср. Ludwig in Hermes Zeitschrift f. class. Philol., XIII, 336, 341; Byz. Zeitschr. I, 293 сл. 1773 Bandini, Catal. Codd. Graec. Biblioth. Mediceo. – Laurentianae, plut. V; ср. Migne, gr. s., t. 33, с. 1627–1634. 1777 Отвергнувший этот довод Бандини, Людвиг сначала, однако, стоял на стороне его мнения о непринадлежности метафраза Аполлинарию, но затем сам отказался от этого мнения и признал авторство Аполлинария стоящим вне сомнений, см. Hermes, XIII, 335–350; ср. «Streitzuge in entleg. Gebiete d. griech. Litt. – Gesch.», Konigsberg. Stud., 1887, I, 63–82. – Разбор первого мнения Людвига см. Dräseke, zur Psalmen-Metaphrase d. Apollinarios, Zeitschr. f. Wiss. Theol1888, 4, 477–487; и «Apoll. v. Laodicea, ss. 65–78. 1780 История не сохранила никаких сведений об этом Маркиане. – Дрэзеке отожествляет его с Халкидонским подвижником Маркианом, упоминаемым Феодоритом (ΙV, 28), но для такого отожествления мы не видим оснований. – См. Dräseke, Apollinar. v. Laodicea, s. 72. 1781 Ср. Dräseke, Die Abfassungzeit d. Psalmen – Metaphr. Apollin. – Zeitschrift. f. Wiss. Theol., 1889, I, s. 108–120. 1783 Об этом имеется в науке изследование Rimmer’a, De Apollinarij Laodiceni legibus metricis, Episcopij, 1877. Ср. Krumbacher, Gesch.Byzant. Liter., s. 306. 1784 Ср. Ludwig, Die Psalter-Metaphrase d. Apollinarios, Hermes, XIII, 347; Streitzuge, Königsberg. Stud., 1887, 1, 82; Krumbacher, ibid., 306, 307. 1785 Напечатанная впервые в подлинном тексте в 1542-м году в Риме, эта трагедия издавалась очень много раз; см. об этом у Ellisen’a, Analecten d. mittel – und neugriech. Literatur, 1, Leipzig, 1855. Literarhistor. Notizen. – Как лучшие ее издания из новейших следует отметить: Dübner’a в «Fragmenta Euripidis», Paris., 1846, рр. 8–79 (an fin.) и Brambs’a, «Christus patiens tragoedia christiana, Gregorio Nazianzieno falso attributa», Lipsiae, 1885. – Наши цитаты относятся к изданию Брамбса. 1788 Ellisen, р. XVII; в этом отношении особенно замечательна рукопись Венской библиотеки, упоминаемая в Каталоге Лямбеция (ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Творения преп. Максима цитируются по 90 и 91 тт. издания Миня (PG.=Migne, Patrologiae cursus completus, series graeca), с указанием пагинации (р.) издания Комбефи, перепечатанного Минем. Мелкие»главы»(Сар. de charitate, Cap. theol., Cap. quing.), собранные в 90 т. Миня (PG.90, 960–1392), цитируются по их без обозначения тома и страниц издания. Другие сокращения: ДВС=Деяния вселенских соборов; GCS=Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte (берлинское издание); р. п.=русский перевод;«Прилож.»=Прилож. к нашему соч.:«Преп. Максим Исповедник, его жизнь и творения». 2 Конечно, это недосягаемый, по крайней мере для нас, идеал, мы ограничиваемся только самыми общими штрихами. 3 Huber, 342. Christlieb, 104–105. Wagenmann, 144,145. Weser, 2. Krumbacher-Ehrhard, 63. Проф. А. И. Бриллиантов, 192–193. Straubinger, 10. Проф. М. Д. Муретов, с. I, VI. И. М. Минин, Богословский вестник. 1914, III,59. 4 Эта черта лучше всего сказывается в преобладании богословской литературы. В качестве пособий для обозрения византийской литературы данного времени могут служить очерки у Bardenhewer, 457–497, и Krumbacher-Ehrhard, 37 ff. 5 В позднейшей формации неоплатонизма (у Прокла) видим — уже в противоположность первоначальным положениям школы неоплатоников и в согласии с утверждениями христианских мыслителей — признание единства души, отказ от взгляда на материю как на зло (Zeller E. Philosophie der Griechen. Leipzig, 1881,3. В. III,2, S.814,812). Еще раньше неоплатониками, по–видимому от христиан, было усвоено учение о триаде αρχικων υποστσεων (Плотин, Enneades V, I, ed. Moser-Creuzer, Paris, 1855, p.298) и уважение к богодухновенным книгам, к принципу традиции (Порфирий, см. Е. Zeller, ibid. 673). 6 Засед. VIII, анафематизм 11. Mansi IX, 384В; ДВС. V.3, 190. Canones Concili V contra Origenem, Mansi IX, 396B-400E. Собственно осуждение Оригена состоялось на одном из заседаний, предшествовавших открытию Вселенского Собора. Fr Diekamp. Die Origenistische Streitigkeiten im sechsten Jahrhundert und das fünfte allgemeine Concil. Monster i. W, 1899. S.131,137. 7

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

[xliv] Brambs J.G. De auctoritate tragoediae christianae quae inscribi solet Χριστος πσχων Gregorio Nazianzeno falso attributae/J.G. Brambs. - S. l.: Eichstadii, M. Daentler, 1883. - P. 62-72. Он же в 1885 г. публикуети научное переиздание драмы. См.: Christus Patiens. Tragoedia christiana, quae inscribi solet ΧΡΙΣΤΟΣ ΠΑΣΧΩΝ Gregorio Nazianzeno falso attributa/[recensuit Dr. J.G. Brambs]. - Lipsiae: In aedibus B.G. Teubneri, 1885. [xlv] См.: Dräseke J. Über die dem Gregorios Thaumaturgos zugeschriebenen vier Homilien und den ΧΡΙΣΤΟΣ ΠΑΣΧΩΝ/J. Dräseke//Jahrbücher für protestantische Theologie. - 1884. - - S. 657-704. [xlvi] См.: Hilberg I. Kann Theodoros Prodromos der Verfasser des Χριστος πσχω sein?/I. Hilberg//Wiener Studien. - 1886. - 8. - S. 282-314. [xlvii] Stoddard F.H. References for Students of Miracle Plays and Mysteries/F.H. Stoddard. - Berkeley: University of California, 1887. - P. 19. [xlviii] Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Litteratur von Justinian bis zum Ende des Öströmischen Reiches (527-1453)/K. Krumbacher. - München: Oskar Beck, 1891. - S. 356. Ср.: Аверинцев С.С. Византийские эксперименты с жанровой формой классической греческой трагедии//Проблемы поэтики и истории литературы: (к 75-летию со дня рождения и 50-летию научной деятельности М. М. Бахтина): сборник статей/C.C. Аверинцев/[отв. ред. С.С. Конкин]. - Саранск: Изд-во Мордов. Гос. Университета им. Н.П. Огарева, 1973. - С. 256. Вслед за К. Крумбахером эту гипотезу восприняли такие ученые как В. Христ (См.: Christ W. Geschichte der griechischen Litteratur bis auf die Zeit Justinians/W. Christ. - München: C.H. Beck " sche Verlags-Buchhandlung Oscar beck, 1898. - S. 904), O. Бандерхевер (См.: Bardenhewer O. Geschichte der Altkirchlichen Literatur/O. Bardenhewer. - Berlin etc.: Herdersche Verlagshahdlung, 1912. - S. 181), Б. Альтанер (См.: Altaner B. Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der kirchenväter/B. Altaner. - Freiburg - Basel - Wien: Herder, 1978. - S. 301), И. Квастен (См.: Quasten J. Patrology/J. Quasten. - Utrecht; Antwerp: Spectrum, 1975. - Vol. 3. - P. 245).

http://bogoslov.ru/article/434669

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010