Среди богословских сочинений патриарха важнейшим является «Слово об исхождении Святого Духа», направленное против латинян. Авторство Фотия приписываемого ему в рукописях сочинения «К говорящим, что Римский престол первый» оспаривается. Кроме того, следует выделить и антипавликианский трактат, схолии к «Лествице» Иоанна Синайского («Лествичника»), каноны. Из других памятников выдающимся является так называемый «Мириовивлион» («Тысячекнижие»), или «Библиотека» Фотия, где даются краткие сведения о греческих историках, античных и византийских, с аннотацией содержания их сочинений (в том числе не дошедших до нас и сохраненных лишь в выписках Фотия), а также «Лексикон» Фотия. Корпус писем патриарха Фотия включает в себя десятки объемных и важных по содержанию посланий, содержащих материалы по политической и церковной истории, богословию, философии. В важнейшем из посланий – «Окружном» («Энциклике») 867 г. – вспоминается об осаде росами Константинополя в 860 г., при этом подчеркивается, что «народ, ставший у многих предметом частых толков, превосходящий всех жестокостью и склонностью к убийствам, – так называемый (народ) рос» стал ныне «подданным и дружественным» Византии 2. P. 50. 293–296). В одном из писем «Рос» фигурирует в качестве антропонима 103. Р. 143. 125, 129). Издание: Photii epistulae/Ed. L. G. Westerink. Lipsiae, 1983. Vol. 1 Mango 1958. Перевод: Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках//ДГ, 2000 г. М., 2003. С. 15–84; Кузенков П. В. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский . Окружное послание//Альфа и Омега. 1999. N 3 (21). С. 85–102. Литература: Hergenröther 1860; Hergenröther 1867–1869. Bd. 1–3: De Boor 1895. Bd. 4. S. 445–466; Krumbacher 1897. S. 73–79, 515–524. Palmieri 1901. Vol.2. P. 133–161; Gerland 1903. S. 718–722; Papadopulos-Kerameus 1903. C. 357–401; Россейкин 1915; Dvornik 1948; Shepard 1974. P. 12–16; Beck 1977. S. 520–528; Буланин 1981. С. 35–54; Hanak 1993. 250 ff.; Литаврин 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. х. занимает важное место в истории византийской и всей христианской исторической мысли как памятник, в наибольшей мере отражающий эволюцию визант. представлений о единой хронологии мировой истории. Пролог П. х. представляет собой небольшой трактат о хронологии (Ibid. P. 3-31). Автор П. х. пытался создать единую историческую хронологию и таблицу вычисления пасхалии. Система описания событий в П. х. учитывает одновременно неск. датировок: каждый год указан не только в рамках «эры Пасхальной хроники» от сотворения мира, но и по рим. консулату, греч. олимпиадам, индиктиону и году правления римских и византийских императоров. Такая многосторонняя датировка в визант. хронистике была применена впервые и в дальнейшем получила широкое признание среди визант. историков. «Эра Пасхальной хроники» опирается на дату сотворения мира - 11 марта 5509 г. до Р. Х. Среди дошедших до нас хронографических и исторических трудов эта эра для исчисления года того или иного события также применена впервые. Изд.: Chronicon Paschale/Ed. L. Dindorf. 1832. 2 vol. (CSHB; 14-15); PG. 92. Col. 69-1023; Рус. пер.: Пасхальная хроника/Пер.: Л. А. Самуткина. СПб., 2004. Ч. 1: От Адама до Фарры. Лит.: Gelzer H. Sextus Julius Africanus und die byzantinische Chronographie. Lpz., 1885. Bd. 2. Hl. 1; Krumbacher. Geschichte. S. 337-339; Pauly, Wissowa. R. 1. Bd. 3. Pt. 2. Col. 2460-2477; Conybeare F. C. On the Date of Composition of the Paschal Chronicle//JThSt. 1901. Vol. 2. N 6. P. 288-298; idem. The Relation of the Paschal Chronicle to Malalas//BZ. 1902. Bd. 11. N 2. S. 395-405; idem. The Codex of the «Paschal Chronicle» used by Holstein//JThSt. 1906. Vol. 7. N 27. P. 392-397; Mercati G. A Study of the «Paschal Chronicle»//Ibid. P. 397-402; Grumel. Chronologie. P. 73-85; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 328-330; Beaucamp J. e. a. Temps et histoire: Le prologue de la «Chronique Pascalae»//TM. 1979. T. 7. P. 223-301; Культура Византии: IV - 1-я пол. VII вв. М., 1983. С. 266-271; Удальцова З. В. Из визант. хронографии VII в.: Иоанн Лаврентий Лид, Пасхальная хроника//BB. 1984. Т. 45. С. 60-65; ODB. Vol. 2. P. 447; Howard-Johnston J. Witnesses to a World Crisis: Historians and Histories of the Middle East in the VIIth Cent. Oxf., 2010; Кузенков П. В. Христ. хронологические системы. М., 2014. С. 291-325.

http://pravenc.ru/text/2579167.html

12 Гидулянов. Вост. патриархи, 481. 13 Деяния вселенских соборов Изд. Казанской духовной акад. I. 265. 14 Гидулянов. Восточные патриархи, 551. 15 Gregorii Theologi. Ep. 147, 202; Patrologia Сгаеса. Т. XXXVII. 16 Marin. Les moines de Constantinople. Paris, 1897. 17 Моя статья: Археологические памятники Сирии//Известия. VII. 18 Tillemont. Memoires pour servir a Fhistoire eccles. XV. P. 347: «II n " y a guere de saints dans I " eglise dont le nom soit aussi celebre qu " est celui de S. Symeon Stylite. Cependant 1 " honneur que nous luy rendons aujourdhui n " est qu " un reste de celuy que les Fideles luy ont rendu de son vivant mesme»; см. еще р. 462. 19 De Vogue. Syne Centrale. I. P. 142; ср.: Ф. Успенский. Памятники Сирии//Известия Русского археологического института в Константинополе. VII. Моя статья: О вновь открытых мозаиках в церкви св. Димитрия//Известия. Т. XIV. Сноски к главе XI 1 Krumbacher. Geschichte der Byzantin. Literatur. S. 919 (2-te Ausgabe). 2 Для внутренних отношений см.: Sievers. Studien zur Geschichte der romischen Kaisern. S. 489. 3 Mommsen. Ostgothische Studien. S. 245. Neue Archif der Gesellsch. 14 B. 1889. 4 Malchi Fragm. II ed. Dindorf. P. 397. 5 Malchi Fragm. 18; Comes Marcell. A. 479. О числе шедшего в Италию войска см. соображение: Dahn. Die Konige. Hartmann. Gesch. Italiens. I. 73. 8 Monumenta Germ. Histor. Auctorum antiquissimorum. 1—2; Eugippii. Vita s. Severini. C. I, IV—VI; X, XXVIII, XLIV. Эти места сохранились и поныне под названием: Klosterneuburg, Tulln, Mauer. Сноски к главе XII 1 Rose. Kaiser Anastasius. Halle, 1882. S. 16. 2 Comes Marcellinus. P. 94//M. G. Histor. Chron. minora. Vol. XI. Ζωναρς (XIV. 4) прямо говорит: Δια τς εφδους Βουλγρων και των ΣκυΟν. 4 Лучшие известия у Иоанна Антиохийского//Fragmenta. Hist. Graecorum. V. Ар. Muller Landolfi Sagacis Additamenta. P. 365, 366. Auctor. antiquissim. 1 — 11. 5 Главный источник — Иисус Стилит: Chromque de Josue le Stylite ecrite vers Pan 515 — par P. Martin. Leipzig, 1876. Важно исследование: Мег ten. De bello Persico ab Anastasio gesto. Jena, 1905.

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

Лит.: Gelzer H. Kosmas, der Indienfahrer//Jb. für protestantischen Philologie. Lpz., 1883. Bd. 9. S. 105-141; Krumbacher. Geschichte. 1897. S. 412-414; Редин Е. К. Портрет Козьмы Индикоплова в рус. лицевых списках его сочинения//ВВ. 1905. Т. 12. С. 112-131; он же. «Христианская топография» Косьмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916. Ч. 1; Stornajolo C. Le miniature della Topografia Cristiana di Cosma Indicopleuste. Mil., 1908; В. Козма Индикоплов по српскому рукопису г. 1649-е//ССКА. 1922. 44/2. С. 1-39; Пигулевская Н. B. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С. 129-156; Wolska W. La Topographie Chrétienne de Cosmas Indicopleustès: Théologie et science au VI siècle. P., 1962; Leroy J. Notes codicologiques sur le Vat. gr. 699//Cah. Arch. 1974. Т. 23. P. 73-79; Brubaker L. The Relationship of Text and Image in the Byzantine Mss. of Cosmas Indicopleustes//BZ. 1977. Bd. 70. S. 42-57; eadem. Vision and Meaning in IXth-Cent. Byzantium: Image and Exegesis in the Homilies of Gregory of Nazianzus. Camb., 1999; eadem. The Christian Topography (Vat. gr. 699) Revisited: Image, Text, and Conflict in Ixth - Cent. Byzantium//Byzantine Style, Religion and Civilization/Ed. E. Jeffreys. Camb., 2006. P. 3-24; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 520-522, 528-530; Jacobs A. Kosmas Indicopleustes: Die Christliche Topographie in slavischer Übersetzung//Bsl. 1979. T. 40. N 2. P. 183-198; Удальцова З. В. Косьма Индикоплов и его «Христианская топография»//Культура Византии. М., 1984. Т. 1: IV - 1-я пол. VII в. С. 467-477; Гукова С. Н. Карта мира Козьмы Индикоплова//ВИД. 1986. Т. 17. С. 308-321; Пиотровская Е. К. «Христианская топография» Козьмы Индикоплова//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 465-467; она же. К изучению древнерус. версии «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова//ВВ. 1990. Т. 51. С. 106-111; она же. «Христианская Топография» Козьмы Индикоплова в древнерус. письменной традиции: На мат-ле дошедших док-тов. СПб., 2004; Weitzmann K., Galavaris G. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai: The Illuminated Greek Manuscripts. Princeton, 1990. Vol. 1: IX-XII Cent. P. 52-65; Bernab ò M. Il Fisiologo di Smirne: Le miniature del perduto codice B.8 della Biblioteca della Scuola Evangelica di Smirne. Firenze, 1998; Elweski ö ld B. John Philoponus against Cosmas Indicopleustes: A Christian Controversy on the Structure of the World in VIth Cent. Alexandria. Lund, 2005; Lowden J. Illustrated Octateuch Manuscripts: A Byzantine Phenomenon//The Old Testament in Byzantium/Ed. P. Magdalino, R. Nelson. Wash., 2010. P. 107-152; The Christian Topography of Kosmas Indikopleustes (Firenze, Biblioteca Medicea Laurenziana, Plut. 9.28): The Map of the Universe Redrawn in the VIth Cent./Ed. C. Anderson. R., 2013.

http://pravenc.ru/text/2458831.html

Речь в произведении идет о последних днях, распятии, смерти, погребении и воскресении Христа. Один из лейтмотивов - тема сошествия Христа во ад - сближает трагедию с рядом кондаков прп. Романа Сладкопевца. Аутентичность трагедии, впервые опубликованной в 1542 г., вызвала сомнения критиков уже к кон. XVI в. В 1588 г. Цезарь Бароний ( Baronius C. Annales ecclesiastici. R., 1588. P. 323), не отвергая авторства Г. Б., предположил, что автором трагедии мог быть и Аполлинарий Лаодикийский (старший или младший). В 1593 г. Антонио Поссевино ( Possevino A. Bibliotheca selecta. Pt. 2. R., 1593. P. 289, 300-301), а в 1613 г. кард. Роберт Беллармин ( Bellarmino R. De scriptoribus ecclesiasticis. Coloniae, 1613. P. 73) отвергли авторство Г. Б. В XVII-XIX вв. мнение о псевдоэпиграфическом характере трагедии стало в науке общепринятым. В числе возможных авторов трагедии называли Григория I , патриарха Антиохийского (VI в.), Иоанна Цеца (XII в.), Феодора Продрома (XII в.), Константина Манасси (XII в.), а также неизвестного автора XI-XII вв. Наиболее вероятным временем создания трагедии считали XII в. Это мнение защищал, в частности, К. Крумбахер ( Krumbacher. Geschichte. S. 746-749). Против датировки памятника XII в. свидетельствует тот факт, что liber tragediae Г. Б. упоминается в каталоге церковных книг восточносир. писателя рубежа XIII и XIV вв. Авдишо бар Брихи ( Assemani. BO. T. 3 (1). 1725. P. 23-24). Поскольку сир. переводы сочинений Г. Б. относятся к V-VII вв., тогда как в последующие столетия переводы с греч. в восточно-сир. традиции практически не делались (сир. Церковь Востока полностью утратила контакт с Византией), трудно предположить, чтобы визант. произведение XI или XII в. было вскоре после появления на свет переведено на сир. язык. К тому же ряд внутренних данных свидетельствует в пользу авторства Г. Б., в частности поэтический стиль, близкий стилю подлинных стихотворений святителя, также носивших подражательный характер. Автором трагедии мог быть только человек, в совершенстве владевший техникой античного стихосложения.

http://pravenc.ru/text/166811.html

Сочинение»О Троице и воплощении»считается произведением св. Евлогия и в авторитетных курсах патрологии (Bardenhewer, Patrologie. Freiburg im Breisgau. 1910.3, S.497; A. Ehrhard у К. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Litteratur. München 1897.2, S.60) и в курсах истории догматов (Ad. Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte. Tübingen, 1909, В. II.4, S.426; R. Seeberg, Lehrbuch der DG., Leipzig 1910, B. II2, S.265; J. Tixeront, Histoire des dogmes. Paris, 1912, vol. III.2, p.161) и в исследованиях новейших церковных историков (G. Krüger в статье Monotheleten у A. Hauck, Realencyclopädie für protestantische Theologie und Kirche, B. XIII.3, 1903, S.40, 2.31; 411.33; A. Chillet, Le Monothélisme. Brignais, 1911, p.8). Нестыдно признаться, что, следуя общему мнению, эту ошибку повторили и мы в книжке: Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915, с.30 [с.44 в наст. изд. — прим. ред. (в эл. версии — гл.«Полемика с монофизитами», примеч. 31)]. Теперь мы стараемся ее исправить. 900 В прим. к курсу † проф. В. В. Болотова, Лекции по истории древней церкви, т. IV, с.451. 901 Сергий, Послание к Киру Фасидскому (12–е засед. Шестого Всел. Собора) Mansi XI, 528А; ДВС. VP, 171. 902 Св. Агафон, Послание к имп. Константину (4–е засед. Шестого Всел. Собора), Mansi XI, 269С; ДВС. VP, 48. 903 Фотий, Bibliothecae cod. 225, PG.103, 945D. Из Фотия видно, что св. Евлогий не входил по существу в рассмотрение догматических вопросов, подымаемых севирианами по поводу томоса Льва, а отражал их возражения приведением параллелей из томоса, показывающих, что св. Лев мыслил православно. 904 Св. Лев В., Ер.28 ad Flavianum, §4, Migne, Patr. cursus. compl., ser. lat., t.54, 768В.; Деяния Всел. Соб., т. III.3, 220. 905 Порядок еретиков в Excerpta не хронологический, а прагматический — соответственно пунктам христологии, затрагиваемым тем или другим еретиком. 906 Excerpta V, 6, S.372. 907 Bardenhewer, 360–361. 908 Напр., у преп. Максима Исповедника, Tomus dogmat. ad Marinum diac., PG.91, 73,77; De duabus unius Christ! voluntatibus, ibid. 185,209 и др. 909

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

2262 Apophtegmata Patrum, Σ, Об авве Силуане, 3 (62) (Migne. – Patrol, ser. gr., T, 65, col. 409 А). Лат. выражения – из Verba Seniorum, 1, § 1 (Migne, – Patrolog. ser. lat. pr., T. 73, col. 993 A). 2265 Но, во всяком случае, «Апофтегмы» написаны не автором «Лавсаика» Палладием, епископом Еленопольским, как свидетельствуют сирские рукописи (И.[И.] Троицкий, – Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Сергиев Посад, 1907, стр. 320). 2270 Joannes Cassianus, – Collationes, collatio XIX, cap. IV (Migne, – Patrolog. ser. lat. prima, T. 49, coll. 1130B–1131A). Тот же термин «восхищение» употреблён и немного ниже. 2273 Δοροϑος Σχολριος, – Κλες Πατρολογας κα βυζαντνων συγγραφων – π Μιγου (Migne). ν ϑναις, 1879, σ. 314. 2276 К. Krumbacher, – Geschichte der Byzantinischen Litteratur. 2-te Auflage bearbeitet – von A. Ehrhard und H. Gelzer, München, 1897, S. 187, n°84. Ср. О. Bardenhewer, id. 1910, § 109, S. 483. 2281 Творения иже во св. о. нашего Аввы Исаака Сириянина. Слова подвижнические. Изд. 3. Сергиев посад, 1911 г., стр. VI, – Эти даты устанавливаются по открытым в 1896 г. аббатом Шабо сообщениям сирского историка Иезудены. 2285 Преп. Симеон Новый Богослов , – Слово 45:10 (Слова преп. Симеона Нового Богослова. В переводе на русский язык с новогреческого епископа Феофана. Изд. 2. Москва, 1892, Вып. I, стр. 413–418. – Του οσιον και ϑεφορου πατρος μων Συμεων του Νεου Θεολογου τα ευρισκομενα. Μερος πρωτον, περιεχει λογους μεταφρασϑεντας ες την κοινην διαλεκτον παρα. – Λιονυσιου Ζαγοραιου. Изд. 2 Иоасафа из Псаф. Εν Συρ 1886, σσ. 230–232. 2287 Γρηγορου το Σινατου κεφαλαα ΔΥ κροστιχδος πνυ φλιμα (S. Patris nostri Gregorii Sinaitae Capita valde utilia per acrostichidem disposita), 111 (Migne, – Patrolog. ser. grec. posterior. T. 150, col. 1277 C). – Русский перевод «Глав о заповедях и догматах, угрозах и т. п.». Григория Синаита сделан епископом Феофаном Затворником и помещён в «Добротолюбии» (Т. 5, М., 1889 г., стр. 222). К сожалению, перевод этот весьма далёк от точности, – так даже, что текст оказывается «исправленным», в чём читатель может убедиться, хотя бы сличив, – приводимые полностью, – отрывки русского перевода с соответственным текстом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

66 Т Havet. Lettres de Gerbert (983–997). Paris, 1889, p. 22, note 3; H Бубнов. Сборник писем Герберта как исторический источник. II. СПб., 1890, с. 230, прим. 137. См. также: H. Sybel. Geschichte des ersten Kreuzzuges, S. 458–459 70 PL, vol. CXLVIII, col. 290. См. также: С. Kohler в журнале «Revue historique», vol. LXXXIII, 1903, pp. 156–157; C. Erdmann. Die Entstehung des Kreuzzugsgedarikens, S. 149. 72 В исходной русской версии 1923 г. (с. 30) эти «другие явления» были раскрыты яснее: «Гораздо меньшее значение в возникновении крестового похода имели торговые, коммерческие интересы, представителями которых являлись города; последние жили в Западной Европе в тяжелых условиях феодального быта и в торговом отношении большой роли пока не играли; лучше других было положение приморских итальянских городов. В развитии торгового значения городов сами крестовые походы постепенно сыграли громадную роль, открыв Европе прямые пути для торговых сношений с Левантом». Примечание научного редактора. 73 См.: E. Joranson. The Great German Pilgrimage of 1064–1065. В кн: The Crusades and Other Historical Essays Presented to D. C. Munro by His Former Students. New York, 1928, p. 39. (текст в целом – с. 3–43 данной книги). 74 Это слово, как известно, допускает два толкования – приключение, авантюра. В данном контексте второе значение представляется более уместным. Примечание научного редактора. 76 О. А. Добиаш-Рождественская. Эпоха крестовых походов: Запад в крестоносном движении. Петроград, 1918, с. 16. 77 О паломничествах XI века см.: L. Bréhier. Les Croisades... pp. 42–50; E. Joranson. The Great German Pilgrimage... p. 4, note to p. 3; 40, note 141. В книге: The Legacy of the Middle Ages, ed. C. Crump, E. Jacob. Oxford, 1926, p. 63 есть следующее неправильное утверждение – эпоха паломничеств усилила интерес европейских государств к Ближнему Востоку и затем последовали Крестовые походы. 80 См.: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur. München, 1897, S. 420; H. Vincent, F.-M. Abel. Jérusalem. Recherches de topographie, d " archéologie et d " histoire, vol. II, S. 37.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Имеется в виду временная принадлежность к эпохе Просвещения. Lecky, W. E. H. 1869. A History of European Morals from Augustus to Charlemagne, 2 vols. (London): vol. 2, 13-14. См.: Beck H.-G. 1958. ‘Die byzantinischen Studien in Deutschland vor Karl Krumbacher " , Χλικες (Munich): 67-119 (repr. in Ideen und Realitäten in Byzanz (London 1972): no. I); Idem. 1966. ‘Hieronymus Wolf " , in Lebensbilder aus dem Bayerischen (Munich): 169-93 (repr. in Ideen und Realitäten in Byzanz (London 1972): no. II). Cameron, A. M. 1992. ‘The use and abuse of Byzantium: an essay on reception " , Inaugural lecture, King " s College, London (London, 1992) (repr. in Changing Cultures in Early Byzantium (Aldershot, 1996): no. XIII). Haldon, J. F. 1984. ‘ " Jargon " vs. " the facts " ? Byzantine history-writing and contemporary debates " , Byzanyine and Modern Greek Studies 9: 95-132. Crinson, M. 1996. Empire Building: Orientalism and Victorian Architecture (London): 73. Bullen, J. B. 2003. Byzantium Rediscovered (London): 4. Ruskin, J. 1851-3. The Stones of Venice (Cambridge). Curzon, R. 1849. Visits to Monasteries in the Levant (London): 34-40. См.: Didron, A. N. 1845. Manuel d " iconographie chrétienne (Paris). См.: Hetherington, P. 1974. The ‘Painter " s manual " of Dionysius of Fourna: An English Translation [from the Greek] with commentary of cod. gr. 708 in the Saltykov-Shchedrin State Public Library, Leningrad (London). Letheby, W. R., and Swainson, H. 1894. The Church of Sancta Sophia, Constantinople: A Study of Byzantine Building (London). Strzygowski, J. 1901. Orient oder Rom: Beiträge zur Geschichte der spätantiken und frühchristlichen Kunst (Leipzig). Ward-Perkins, J. B. 1947. ‘The Italian element in late Roman and early medieval architecture " , Proceedings of the British Academy 33: 1-32. Исключение составляет следующая монография: Breasted, J. H. 1924. Oriental Forerunners of Byzantine Painting (Chicago). Mango, C. 1991. ‘Approaches to Byzantine architecture " , Muqarnas 8: 40-4.

http://pravoslavie.ru/38361.html

894 328 133. 456 л. 73 об., Π. T. л. 44 об: τ γκμιον το μιγλου Βασιλεον (Π. Τ. – τ ες τος μ’, μρτυρας). 895 На благословении хлебов и на полиелее 328 л. 138 об., 140 об., 141 об., 143); на кафизмах, если Благовещение в неделю 338 л. 137). Π. Т. на благословении хлебов: λγον τς ορτς (л. 45). 896 На 3 и 6 часах, если Благовещение в пост 328 л. 136, 456 л. 45 об.) и по 3 п. канона, если не в пост. П. Т. указывает только на 3 и 6 часах: ναγινσκεται τ. Πλιν χαρς εαγγλια (л 45 об.). Ср. у нас выше, стр. 109. 897 328 л. 136 с пояснением: Брти же сдт. 491 л. 85; 456 л. 75 об. П. Т. л. 45 об.: ναγινσκεται δε κα κατχησις το Στουδτου, ν ο δελφο καθονται. С ними согласны сл. 445 (л. 159), 336 (л. 179 об.), 239 174) и друг., по 1458 л. 93 оглашения не имеет, не упо­минает его и описание Шио-Мгвинского устава (Лит. Груз. пам., стр. 332). 898 328 л. 151. 456 л. 82, 380 л. 113 и П. Т. л. 49 указывают и автора: τ γκμιον ‘Αστερου το πισκπου (‘Аμασας ες δσεις у’.); с ними согласны слав. 1458, 445, 239, 336, 9, 242, 244. Изд. Acta Sanctorum, April III, LVI–LX. 3 d XLVII–L. Δουκκη, Μγας Συναξαριστς, Апрель, 410–418. Fabricii ВиЫ. Gr. p. 205; Bibl. Н. Gr. p. 37. 900 1458 л. 109, 336 л. 228. 328 не имеет. 456 л. 88 об. γκμιον Κονσταντνου πισκπου Τρου, согласно 445 (л. 195), 336 (л. 228: костад епиа тироу (а также 9, 242, 244). П. Т. л. 55 без указания автора: τ γκμιον, τ ες τν γαν – согласно 239 (л. 219 об. вставной). Изд. Acta Sanctorum, September, V, 274–283. Krumbacher, Geschichte d. Byzant. Liter., 168. 903 328 л. 276. В 456 л. 92 об., 381 л. 121, П. Т. л. 58 об. об этом чтении упоминается вместе со чтением по благословении хлебов: νγνωσις π τν γκωμων τς ορτς. Ζτει κα ες τ β’. βιβλου το κατ Ματθαον, λγον νξ (56) κα νζ (57’; почти точную передачу этой тирады представляет слав. 1458 л. 113: чте , похва пра. Ищи вь втори книз ма сло и из. Слав. 445 (л. 200 об.) и 336: чтение от похвальных праздника и 445 союза «и» не имеет) в толковании еже от Матфея слова 56 и 57 336 л. 238 об. –239). Ср. у нас выше, стр. 59 прим. 4 См. Беседы на ев. Матфея (М. 1664), лл. 109–132 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010