León, 1928. P. 6). Поминовение К. 23 нояб. указано в Кордовском календаре («у христиан праздник Климента, третьего Римского епископа после апостола Петра, которого погубил цезарь Траян» - Le Calendrier de Cordoue/Éd. R. Dozy. Leiden, 1961r. P. 168-169), а также в более поздних календарях X-XI вв. из Сев. Испании (Le Liber ordinum. 1904. P. 488-489; Vives J. Santoral visigodo en calendarios e inscripciones//Analecta Sacra Tarraconensia. 1941. Vol. 14. P. 1-28). Сохранился мосарабский гимн К., его основу составляет сокращенный пересказ Мученичества (изд.: The Mozarabic Psalter (MS. British Museum, Add. 30,851)/Ed. J. P. Gilson. L., 1905. P. 189-190; Castro S á nchez. 1985; Idem. 2003. P. 168-174). Х. Перес де Урбель указал на сходство гимна и пространной префации (inlatio) мессы в день памяти К.; по мнению исследователя, гимн, который «переносит нас в эпоху литературного упадка», был составлен не ранее 2-й пол. IX в. ( P é rez de Urbel. 1926. P. 115-117). В день памяти К. на утрене читали Мученичество, к-рое включено в рукописи Испанского пассионария (X-XI вв.; изд.: Pasionario Hispánico, siglos VII-XI/Ed. A. Fábrega Grau. Madrid; Barcelona, 1955. T. 2. P. 40-46). Литургическое почитание К. получило широкое распространение благодаря влиянию рим. обряда и системы праздников, к-рая в основном сложилась в VI-VII вв. в Риме. Напр., память К. указана в большинстве календарей и мартирологов IX-XIV вв. из аббатства Монте-Кассино, Неаполя, Беневенто и Капуа (см. сводные таблицы: Die ältesten Kalendarien aus Monte Cassino/Hrsg. E. A. Loew. Münch., 1908. S. 32-33; Brown V. A New Beneventan Calendar from Naples: The Lost «Kalendarium Tutinianum» Rediscovered//Mediaeval Studies. 1984. Vol. 46. P. 418-419). Поминовение К. содержится во мн. (но не во всех) литургических книгах XI-XII вв., которые использовались в рим. церквах и мон-рях; в кон. XII в. праздник отмечался в Латеранской и Ватиканской базиликах ( Jounel. 1977. P. 141, 153, 205). Указания на празднование памяти К. имеются в календарях папского двора ( Van Dijk S.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

L., 1965; Keefe S. Water and Word: Baptism and the Education of the Clergy in the Carolingian Empire. 2 vols. Notre Dame, 2002; Kelly H.A. The Devil at Baptism: Ritual, Theology, and Drama. Ithaca, 1985; Whitaker E.C. Documents of the Baptismal Liturgy. 2nd ed. L., 1970; o миропомазании (конфирмации): Fisher J.D.C. Confirmation Then and Now. L., 1978; o Евхаристии: Macy G. The Theologies of the Eucharist in the Early Scholastic Period: A Study of the Salvific Function of the Sacrament according to the Theologians, c. 1080–1220. Oxf., 1984; Saxon S. The Eucharist in Romanesque France: Iconography and Theology. Woodbridge, 2006; Rubin M. Corpus Christi: The Eucharist in Late Medieval Culture. Cambridge, 1991; o священстве (ординации): Bradshaw P.F. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N.Y., 1990: Macy G. A History of Women and Ordination. Lanham (MD), 2002; o покаянии: Vogel C. Les libri paenitentiales//Typologie des sources. 1978. Vol. 27; Idem. Le Pécheur et la pénimence dans l’église ancienne. P., 1982; L’Aveu: Antiquité et Moyen-Âge: actes de la table ronde. Rome. 1986; Ohst M. Pflichtbeichte: Untersuchungen zum Bußwesen im Hohen und späten Mittelalter. Tüb.. 1995; Hamiltion S. The Practice of Penance, 900–1050. Rochester (NY), 2001; Mansfield M.C. The Humiliation of Sinners: Public Penance in Thirteenth-century France. Ithaca, 1995; Rouillard Ph. Histoire de la pénimence des origines à nos jours. P.. 1996. 1085       Adam A. The Liturgical Year/Trans. J. O’Connell. N.Y.. 1981; Talley Th.J. The Origins of the Liturgical Year. N.Y., 1986; Auf der Maur H. Feste und Gedenktage der Heiligen//Gottesdienst der Kirche: Handbuch der Liturgiewissenschaft. Regensburg. 1994; Bedingfield M.B. The Dramatic Liturgy of Anglo-Saxon England. Woodbridge (Suffolk), 2002; Borst A. Die karolingische Kalenderreform. Hannoxer, 1998 (Monumenta Germaniae Historica: Schriften, Bd. 46); Harnoncourt P. Diözesane Eigenfeste in der limurgischen Gesetzgebung//ZKTh. 1964. Hfl.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

c) «Ante diem XVI kalendas Februarias (17 января) imperator Caesar, Divi filius, sententia L. Munati Planci a senátu ceterisque civibus AVGVSTVS appelatus est se vij et Μ. Vipsanio Agrippa iij conss» (т.е. a. U. C. 727, в27г. до Р.Х.) γ) В этом году умер Ирод после лунного затмения (в ночь с 12 на 13 марта). d) «Anno Abraham 2015», по Евсевию, «Jesus Christus nascitur»; в этом же году, по Ипполиту, genecic Χ(ριστο); по Иринею (3, 24, 2) и Тертуллиану Христос родился в 41 г. Августа; по Клименту александрийскому и Епифанию – в 42 г. Августа. Этому же году соответствует 5500 год от Адама по Юлию Африкану , год воплощения Христа. e) Первый год по Р.Х. по эре Дионисия. f) Caius Julius Caesar Octavianus Augustus obiit duobus Sextis, Pompeio et Appuleio, conss. XIIII kal. Septemb. (19 августа в 5 епагоменон (т.е. в последний день) 337 г. (египетского) π Φιλππου. Следовательно, принципат Августа в Египте продолжался математически точно – 43 года (с σςε по τλζ). g) В этом году, по Ипполиту, ΠΑΘΟΣ Хр (ιστο) («страдание Христа») в пятницу 25 марта и, следовательно, 27 марта Его воскресение из мертвых. Tertull.: hujus (Tiberii Caesaris) quinto decimo anno imperii passus est Christus – coss. Rubellio Gemino et Fufio Gemino [поэтому: duobus Geminis consulibus] die VIII kalendarum Aprilium. h) По Chronicon paschale и другим позднейшим византийцам в этом году 25-го марта Христос воскрес. 5532 г. от Адама по Ю. Африкану, 16-й [sie!) год Тиберия, год крестной смерти Христа (λυμπις ΣΒ, 2). 5472-й год от Адама=последний год владычества македонян (Клеопатры) + 60 лет владычества римлян (следовательно 44 [sic!!] года Августа + 16 Тиберия)=5532, – Следовательно, земная жизнь Христа: полные 30 лет до крещения + полное лето Господне приятно=31 год + распятие в начале следующего (32-го) года. i) По Евсевию, anno Авг. 2048 J. Chr. ad passionem venit; по Панодору, Он воскрес τ εφκε´ τει το κσμου – κατ’ αγυπτους φαμενθ κ´ (16 марта). k) Tiberius obiit anno tertio et vicesimo imperii, XVII kl. App. Cn. Acerronio Proculo C. Pontio Nigrino conss. (=16 марта 37 г. по P.X., 790 a. U. C.=5 φαρμουθ 360 τους π Φιλππου). Известно, что Понтий Пилат был лишен прокураторства и отправлен был в Рим на грозный суд Тиберия, но, прибыв в столицу, узнал, что император уже умер. След, sub Pontio Pilato хронологически безусловно то же самое, что sub Tiberio Caesare.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

742 Все это было, очевидно, устроено с целью – выразить свое презрение к этому национально-Иудейскому судилищу, обломку теократического строя еврейского государства, власть которого в глазах Ирода была доживающим последние дни анахронизмом. 743 Иосиф характеризует его, несомненно поддавшись влиянию источника, как «мужа, прославившегося пред всеми благочестием, справедливостью и усердием к своему отечеству(?)». 744 В то время как Антоний терял время около своей Клеопатры в Египте, а потом занять был Италийскими делами. 747 Замечателен способ самоубийства этого Идумеянина (разбил себе голову о стену темницы), прекрасно выражающий какую-то демонически-дикую натуру Идумейской семьи, полное воплощение которой можно видеть в лице Ирода. 749 Впрочем, тогда уже и не был этот престол «Давидовым», как престол, которым распоряжались Римляне. Это был скорее престол узурпатора, его собственный самодельный престол. (Богор. 502). 750 Срв. Sanclemente. De vulgaris aerae emendatione, р. 360–366; vander Chijs. De Herode Magno p. 31–35. Несправедлива и та дата Gumpach’a в uber den altjudischen Kalender, 238–250, что провозглашение падало на осень 39 г. 751 Уместно припомнить здесь многозначительное замечание Иосифа, что сам Ирод, по-видимому, когда-то сознавал все это, сделавшись царем сверх его чаяния, ибо он не смел сего явно требовать в сенате, потому что не надеялся получить такой милости от Римлян, которые делали всегда царями происходивших от царского племени, но намерен был (или делал вид, что желал) просить сего достоинства брату жены своей, внуку Аристовулову и Гирканову – Александру, которого он потом умертвил, а сам будто бы намеревался ограничиться ролью первого сановника, при нем, как Антипатр при Гиркане. Это, однако, едва ли верно. Все предшествующие «подвиги» и злоключения Ирода могли окупаться лишь его затаенными надеждами на нечто гораздо большее, чем «роль первого сановника» при ком-то другом, когда он уже и теперь представлял из себя настоящего правителя. С другой стороны, не может быть, чтобы не имело значения для Ирода некогда данное обещание Римского уполномоченного сделать царем Иудейским за верную службу. Возможность такого обещания для Ирода была несомненной возможностью и его исполнения. И никакой другой ролью он не мог удовлетвориться уже по самому своему характеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

32. N 2. P. 75-76). На тождество К. и Кеннета могут указывать такие топонимы как Килкеннет (Килхенних; о-в Тайри) и Килмеханнахе (Kilmechannache, ныне сел. Килкензи (обл. Аргайл); эта форма использована в грамоте кор. Роберта I Брюса (1306-1329), см.: Watson W. J. The History of the Celtic Place-Names of Scotland. Edinb., 1926. P. 188, 276). В литании из Данкелда, к-рая, возможно, восходит к X в., К. назван среди св. аббатов (Cahinninach - Forbes. 1872. P. LIX). В глоссах к Мартирологу Оэнгуса упоминается о церкви (reclés) во имя К. в Кеннригмонаде (Сент-Андрус). Память К. 11 окт. указана в календаре Арбутнотского миссала (1491) ( Forbes G. H. Liber Ecclesie Beati Terrenani de Arbuthnott: Missale secundum usum ecclesiae sancti Andree in Scotia. Burntisland, 1864. P. CXII) и в Абердинском бревиарии (1510) (Breviarium Aberdonense. L., 1854. Vol. 1: Pars estiva. Fol. 125). Лит.: BHL, N 1519-1521; ActaSS. Oct. T. 5. P. 54-56, 642-646; Ledwich E. A Statistical Account of the Parish of Aghaboe, in the Queen " s County, Ireland. Dublin, 1796; Graves J., Prim J. G. A. The History, Architecture, and Antiquities of the Cathedral Church of St. Canice, Kilkenny. Dublin, 1857; Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 106, 121, 214, 241, 295-297; Carrigan W. The History and Antiquities of the Diocese of Ossory. Dublin, 1905. Vol. 2. P. 26-52; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1908. Vol. 2. P. 56-61; Plummer C. A Tentative Catalogue of Irish Hagiography// Idem. Miscellanea hagiographica Hibernica. Brux., 1925. N 91, 107, 222. (SH; 15); Kenney. Sources. P. 394-395, 437-439; Loth J. Saint Doccus et l " hagio-onomastique//Mémoires de la Société d " Histoire et d " Archéologie de Bretagne. Rennes, 1929. T. 10. Pt. 1. P. 1-12; Mostardi F. Cainnech//BiblSS. Vol. 3. Col. 645-646; Ó Riain P. Towards a Methodology in Early Irish Hagiography//Peritia. 1982. Vol. 1. P. 148-159; idem. Cainnech alias Colum Cille, Patron of Ossory//Folia Gadelica: Aistí ó iardhaltaí leis a bronnadh ar R.

http://pravenc.ru/text/1470219.html

В уставе Льва Премудрого Босфор BTsporoj) записан 29 архиепископством. Corp. Hist. Byz. XXIII, pag. 327. Venet. Constant. Porphyrog. De administrando imperio cap. 53; Zosim. lib. II, cap. 21; Procopius De bello Gotthico lib. IV, cap. 5; Histoire du Royaume de la Chersonuse taurique par Siesmrzeъcewicz de Bohusz, pag. 233, 234, 250, 258. S. Petersbourg. 1824. Siesmrzeъcewiez de Bohusz. Ibidem pag. 263–270; Procopius De bello Gotthico lib. IV, cap. 18 et 5, где между прочим читаем: «Ab urbe Bosphoro ad urbem Chersonem... habent barbari, utique Hunni, quidquid interjacet» t¦ тетахЭ ¤panta Memor. popul. II, 501, 504, 505; III, 553, 571, 574 и 608; История Государства Российского Карамзина I, 41 и прим. 88. СПб. 1818. Это небольшое сочинение Приска под названием: Ex historia Gotthica Prisci Rhetoris et Sophistae, помещено в 1 том. Corp. Hist. Byz. pag. 32–51, Venet. 1729. В русском переводе отрывок из него можно читать в Журн. Минист. Народ. Просв. 1842, 2, отд. II; а доказательства из него в пользу славянства гуннов подробно разбирает Венелин в 1 книге своего сочинения: Древние и нынешние Булгары. Москва 1829. Говорим: только некоторые имена, а отнюдь не все; потому что другие сохранившиеся названия гуннских царей, каково, например, Аттила, без крайней натяжки не могут быть произведены от славянских корней. Кедрин говорит: «Славяне, которые также и уннами назывались». Извест. Визан. Историк. ч. I, ст. 33, СПб. 1770. Эгингард, жизнеописатель Карла Великого, говоря о войне его с славянами, называет их гуннами (Vita Caroli magni...). Два отрывка из Феофана см. у Ассемани Kalendar. Eccles. Universae 1, pag. 207–208, Romae 1755. Свидетельство Беды — Hist. Eccles. lib. V, cap. 10. Филосторгий выражается: ”Ounnoi,Цuj palaio? NebroЭj (неврами, именем племени славянского) ™pnTmazon... Histor. Eccles. lib. XI, cap. 17. Признать всех вообще гуннов за славян, как хотят некоторые, мы не соглашаемся: 1) потому что, совершенно веря словам одного современного свидетеля о них — Приска, считаем несправедливым вовсе не верить словам других современных же писателей — Аммиана Марцеллина (lib.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

d) «Anno Abraham 2015», по Евсевию, «Jesus Christus nasci–tur»; в этом же году, по Ипполиту, genecic Χ(ριστο); по Ири–нею (3, 24, 2) и Тертуллиану Христос родился в 41 г. Августа; по Клименту александрийскому и Епифанию — в 42 г. Августа. Этому же году соответствует 5500 год от Адама по Юлию Афри–кану, год воплощения Христа. e) Первый год по Р. X. по эре Дионисия. f) Caius Julius Caesar Octavianus Augustus obiit duobus Sextis, Pompeio et Appuleio, conss. XIIII kal. Septemb. (19 августа в 5 епа–гоменон (т. е. в последний день) 337 г. (египетского) πο Φιλππου. Следовательно, принципат Августа в Египте продолжался математически точно — 43 года (с σςε по τλζ). g) В этом году, по Ипполиту, ΠΑΘΟΣ Χρ(ιστο) («страдание Триста») в пятницу 25 марта и, следовательно, 27 марта Его воскресение из мертвых. Tertull.: hujus (Tiberii Caesaris) quinto decimo imperil passus est Christus — coss. Rubellio Gemino et Fufio Gemino [поэтому: duobus Geminis consulibusdie VIII kalendarum Aprilium. h) По Chronicon paschale и другим позднейшим византий–Цам в этом году 25–го марта Христос воскрес. 5532 г. от Адама по Ю. Африкану, 16–й [sicroд Тиберия, год крестной смерти Христа (Ολυμπις ΣΒ, 2). 5472–й год от Адама=последний год владычества македонян (Клеопатры) + 60 лет владычества римлян (следовательно 44 [sicroдa Августа + 16 Тиберия)=5532. — Следовательно, земная жизнь Христа: полные 30 лет до крещения + полное лето Господне приятно=31 год + распятие начале следующего (32–го) года. i) По Евсевию, anno Abr. 2048 J. Chr. ad passionem venit; no Панодору, Он воскрес τω εφκε " £τει το κσμου — κατ " αιγυπτους φαμενθ κ " (16 марта). k) Tiberius obiit anno tertio et vicesimo imperii, XVII kl. App Cn. Acerronio Proculo С Pontio Nigrino conss. (=16 марта 37 г. по P. X., 790 a. U. С.=5 φαρμουθι 360 τους π Φιλππου). Известно, что Понтий Пилат был лишен прокураторства и отправлен был в Рим на грозный суд Тиберия, но, прибыв в столицу, узнал, что император уже умер. След. sub Pontio Pilato хронологически безусловно то же самое, что sub Tiberio Caesare.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   c) «Ante diem XVI kalendas Februarias (17 января) imperator Caesar, Divi filius, sententia L. Munati Planci a senatu ceterisque civibus avgvstvs appelatus est se vij et Μ. Vipsanio Agrippa iij conss» (т.е. a. U. С 727, в 27 г. до Р. Χ.)     γ) В этом году умер Ирод после лунного затмения (в ночь с 12 на 13 марта).    d) «Anno Abraham 2015», по Евсевию, «Jesus Christus nasci-tur»; в этом же году, по Ипполиту, genecic Χ(ριστο); по Ири-нею (3, 24, 2) и Тертуллиану Христос родился в 41 г. Августа; по Клименту александрийскому и Епифанию — в 42 г. Августа. Этому же году соответствует 5500 год от Адама по Юлию Афри-кану, год воплощения Христа.    e) Первый год по Р. X. по эре Дионисия.    f) Caius Julius Caesar Octavianus Augustus obiit duobus Sextis, Pompeio et Appuleio, conss. XIIII kal. Septemb. (19 августа в 5 епа-гоменон (т.е. в последний день) 337 г. (египетского) απο Φιλππου. Следовательно, принципат Августа в Египте продолжался математически точно — 43 года (с σςε по τλζ).    g) В этом году, по Ипполиту, ΠΑΘΟΣ Χρ(ιστο) («страдание Триста») в пятницу 25 марта и, следовательно, 27 марта Его воскресение из мертвых. Tertull.: hujus (Tiberii Caesaris) quinto decimo imperil passus est Christus — coss. Rubellio Gemino et Fufio Gemino [поэтому: duobus Geminis consulibusdie VIII kalendarum Aprilium.    h) По Chronicon paschale и другим позднейшим византий-Цам в этом году 25-го марта Христос воскрес. 5532 г. от Адама по Ю. Африкану, 16-й [sicroд Тиберия, год крестной смерти Христа (Ολυμπιας ΣΒ, 2). 5472-й год от Адама ­­ последний год владычества македонян (Клеопатры) † 60 лет владычества римлян (следовательно 44 [sicroдa Августа † 16 Тиберия) ­­ 5532.— Следовательно, земная жизнь Христа: полные 30 лет до крещения † полное лето Господне приятно ­­ 31 год † распятие начале следующего (32-го) года.    i) По Евсевию, anno Abr. 2048 J. Chr. ad passionem venit; no Панодору, Он воскрес τω εφκε £τει το κσμου — κατ αιγυπτους φαμενθ κ (16 марта).    k) Tiberius obiit anno tertio et vicesimo imperii, XVII kl. App Cn. Acerronio Proculo С Pontio Nigrino conss. (­16 марта 37 г. по P. X., 790 a. U. С. ­­ 5 φαρμουθι 360 τους απ Φιλππου). Известно, что Понтий Пилат был лишен прокураторства и отправлен был в Рим на грозный суд Тиберия, но, прибыв в столицу, узнал, что император уже умер. След. sub Pontio Pilato хронологически безусловно то же самое, что sub Tiberio Caesare.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Порфир.), т. е. в распространении христианства, он приказал предать смерти 27 . Но известно, что гонениями скорее достигается противоположная цель нежели та, которая имеется в виду, потому что они возбуждают ревность проповедников и последователей гонимой веры. Терпя неудачи в войнах с греками, Мортагон был потом принужден возвратить им Крумовых пленников (Memor. рор. II, 564), и таким образом проповедники христианства оставили Болгарию; но, во-первых, в продолжение пяти или шести лет пребывания они имели время совершить свое дело настолько, что в дальнейшем существовании оно могло быть предоставлено уже и самому себе; во-вторых, была выведена большая часть пленников, но не безусловным и буквальным образом все, – из бывшей сотни тысяч их осталось в Болгарии, вероятно, не одна сотня единиц, и между этими оставшимися, как дают знать последующие известия (о монахе Феодоре Куфаре), были люди и из числа наиболее способных к продолжению проповеди . Насколько вообще успело распространиться и утвердиться христианство в Болгарии при Круме и Мортагоне, положительным образом неизвестно; но по весьма вероятному показанию одного из византийских повествователей «многие (из болгар) привлечены были к истинной Христовой вере и во многих местах (их страны) посеяны были семена христианского учения» (Константин Порфирог. в Vita Basilii, ed. Paris, р. 136, у Ассемана в Kalendaria II, 353). Не знаем, до какой степени заслуживают веры слова архиепископа Феофилакта, но в своем сказании о тивериупольских мучениках он утверждает, что еще прежде крещения Бориса имел место случай обращения в христианство членов болгарского княжеского дома. Он рассказывает, что между пленниками, выведенными Крумом из Адрианополя, был некто Кинамон, юноша прекрасный телом и душою. Доставшись при разделе добычи сыну Крума Омбритагу (так называет Феофилакт Мортагона других византийцев), Кинамон весьма любим был князем и всеми его окружающими, но только последних сильно печалило, что он был не одной с ними веры, и поэтому князь употребил все убеждения, чтобы заставить его отказаться от христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но в тех же Деяниях св. (Mai V, 178) говорится впоследствии, что св. Георгий пострадал в феврале; ибо был первый мученик после обнародования в Никомидии эдикта против христиан, по свидетельству Лактапция, в конце февраля (posmridie sepmimum kalendas Martii). Но все древнейшие календари восточные и западные относят кончину его к 23 апреля согласно с актамученика. Может быть в списках у Лактанция описка: вместо kalendas Marmii было сначала kalendas Maii. (Сн. Cal. un. eccl. Т. 279). У Фабриция (Т. X. ed. Harlas) показано 13 житий Георгия. На о. Закинфе 30 янв. совершается служба, особенно составленная, св. Георгию по случаю избавления им сего острова от губительной заразы. Глава муч. Георгия находится в Риме в церкви во имя его. Паломник Антоний в 1200 г. видел верх главы его в Царьграде в монастыре Георгия манганском.     Муч. царица Александра. В Деяниях св. (Apr. II. 842) то обстоятельство, что об ней не говорят современные историки языческие, ни о смерти ее, объясняется тем, что, по ненависти к христианству, имя ее старались изгладить и молчали о ней и ее подвиге, обличающем язычество, также тем, что деяния Диоклитиана уничтожены по определению сената. Истинный день кончины ее 23 апреля, но в древнейших месяцесловах и позднейших она поставлена 21 апреля, без сомнения, для отделения празднования ей от празднования муч. Георгию. 24     Св. Елисавета чудотворица. Феррарий в каталоге святых говорит, что об удивительной ее жизни повествуется в римском Бревиарии, изданном при Клименте VIII. Ныне полное житие ее не известно. Она была настоятельницею обители Космы и Дамиана, построенной императором Иустином (518—527) и супругою ее Софиею. Мощам ее в сей обители покланялись русские паломники: новгородец Стефан ок. 1350 года и иеродиакон Зосима в 1420 году. Без достаточных оснований Филарет (см. Подвижницы восточной церкви стр. 282 и Указатель) жизнь и кончину ее полагает в 6 в. и именно кончину ок. 540 года потому только, что обитель построена в 6 веке. Святая могла быть настоятельницею сей обители и в последующие веки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010