В таком же значении видим оленя на других стенописях римских пещер в символическом соотношении к Таинству Причащения. Над входом в одну из пещер св. Агнии на Via Nomentana, на самой середине изображён олень; по сторонам его – крылатые мальчики или гении несут корзины с хлебами. Другой символ Причащения встречается на древнем саркофаге в Равенне. Тут по сторонам высокого сосуда стоят два оленя. Кроме того, на четырёх углах свода в пещерах свв. Маркеллина и Петра, написаны лежащие олени, наверно, имеющие одинаковое значение верующих христиан. Все же прочие символические значения незаметны на памятниках пещер первых трёх веков, и, по-видимому, произошли уже в IV веке, когда Отцы Церкви развили символизм этого животного. 255 Перебитый порядок римских цифр, под которым описаны отдельные символы в V главе, удержан на основании рукописи и указывает на переработку материала для общего символического словаря. Недостаёт символа под римской цифрой IX. 258 Boeckh, 9715 (Lupi, Sever, p. 103; Marangoni, S. Victor, p. 76); Becker, ΙΧΘΥΣ, p. 29, 17, 18, 19, 20 (Marangoni, Cose gentil. p. 464), 22 (Lupi, Sever, p. 105, 23, 25, 26, 29, 34. 259 Melanges d’Arch. IV, p. 120; Lupi, Sever, p. 145: Maffei, Mus. Veron. p. 261, 7; Rossi, Spicilegium Solesm. III. p. 574, 21; Becker, ΙΧΘΥΣ, p. 39, 21. 276 Raoul-Rochette, Memoir, p.227; Piper, Evang. kalend, 1855, p. 36; Boeckh. 9473; Bottari, l. c., III, p. 116, 1; Mamachi, Origines, IV, p. 12. 284 Mamachi, Origin., III, p. 93, 101; Bold., p. 360, почти одинаковое изображение, но без голубя, у Boldetti, р. 373. 292 Rossi, Spicilegium Solesm. IV. Совершенно подобное изображение рая нарисовано и на надписи у Mamachi, III, tab., I, pag. 19; но кроме колосьев, в сосуде стоят цветы. 293 Rossi, Spicilegium, p. 563. – Perret, pl. XIV, 8. Elpis; pl. LIV, II; в надписи: Flabiæ felicissimæ (Perret, pl. LXVI, 10) последнее E намеренно отставлено далеко от а, с которым оно должно быть слито. 296 Boeckh, 9652 (Fabretti, ρ. 569, 127). При восстановлении формулы необходимо придерживаться первоначальной формулы см. ibid. 9719.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Iornand, de Gothorum origine et rebus gestis, cap. 5, и Нестор, сличен. Шлецером, I, 440–441. СПб. 1809. Известия Византийских Историков, I, 48. СПб. 1770 г. Это Скифь по списку Радзивиловскому, а по другим, Скуфь или Великая Скуфь. Повествов. о России Арцыбашева I, стр. 7. Моск. 1838 г. Новым подтверждением этой мысли может служить то, что вся приморская страна между устьями Днестра и Дуная, где обитали тиверцы и угличи, еще в VII в. называлась славянским именем — Углом, от которого, по всей вероятности, произошло и самое название угличей. Около 678 года, пишут Никифор патриарх (Breviar. pag. 100, E. R. 8), Феофан (Chronic. pag. 297. E. R.) и Анастасий Библиотекарь (Anastasii pag. 113. E. R.), Аспарух, третий сын Куврата, поселился с дружиною своею на Дунае за Днестром, в месте, которое на языке туземцев называлось Фggloj или Oglus... (Записки Одесск. Общ. Истор. и древн. I, стр. 252). См. выше примеч. 81. Ptolom. Geograph. lib. III, cap. 10, edit. 1533. Кстати заметим, что в латинской карте Лоттера первой половины прошлого века (Transilvaniae, Moldaviae, Wallachiae, Bulgariae nova et accurata delineatio) близ самого города Tomi, где в 17 г. по Рождестве Христове скончался Овидий, находится урочище под именем Owidowe Iezero. Если действительно существует такое название, происхождение которого естественно возводит до времен самого Овидия, то не новое ли это доказательство, что геты, на которых так жалуется Овидий (Trist. lib. III, eleg. 9, 10), говорили языком славянским? (Русский Истор. Сборник, т. VI, кн. 1 и 2, стр. 385–386. Моск. 1843). Thracia complectitur regiones minores quinque unamque maximam, quam Sclavorum genera viginti quinque incolunt, in quorum locum subvenerunt Gothi... Mosis Choronen. Hist. Armeniae lib. III et epitome Geographiae, Londoni 1736, pag. 347 и 439. Theophanis Chronogr. pag. 236–238, Venet. 1729. Известия Византийских Историков IV, стр. 18, а также I, 93 и 94. СПб. 1770–1774. Assemani Kalendaria Ecclesiae Sclaviae, II, pag. 190. Rom. 1755.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

Таковы для Германии Altkatholischer Volkskalender, с 1911 г. переименованный в Kalender für das altkatholische Haus, издающийся в Баден-Бадене; для Швейцарии Christkatholischer Hauskalender, начавший выходить с 1905 г. (в Базеле); для Австрии Jahrbuch der altkatholischen Kirchgemeinde in Wien, появившийся с 1912 г. и для Голландии Oud katholiek jaarboekje voor – издающийся c 1911 г. Сюда же должна быть причислена некоторое время издававшаяся Altkatholisches Handbüchlein под редакцией Зеленка (в Кемптене), содержащая в себе кроме сведений о внешнем развитии старокатолицизма в Германии, Швейцарии, Австрии, Голландии, Франции и Соединенных Штатах еще сведения о сущности старокатолицизма, его задачах, целях и проч. 105 Кроме этого почти все старокатолические разветвления имеют следующие мелкие периодические издания: в Германии а) Amtliches altkatholisches Kirchenblatt, с 1878 г. появлявшийся ежегодно, в) Altkatholisches Volksblatt, под редакцией проф. Гётца, представляющий из себя продолжение издававшегося с 1875 г. Altkatholische Bote под редакцией Мельцера (до 1899 г.) и Деммеля (до 1900 г.); с) Deutscher Merkur под редакцией того же проф. Гётца, с 1899 г. выходивший под редакцией д-ра Кермана (до 1902 г.), потом д-ра Мюльгаупта (до 1907 г.). Кроме того в той же Германии издавались и издаются более мелкие листки: Kirchlicher Anzeiger, Katholik, Der Friedensbote. Для швейцарских старокатоликов существовали и существуют: а) Der Katholik – еженедельный журнал под редакцией Герцога, Гшвинда и Гасслера с 1878 г., представляющий из себя продолжение прежних журналов: Katholische Stimme aus den Waldsstätten и с 1873 года Katholische Blätter; b) Le Sillon de Genève ежемесячный журнал, появившийся вместо Le Catholique national, издававшегося в 1891 –1908 гг. проф. Мишо, с) Le grain de Genève, выходящий с 1904 г. под редакцией священ. Штейгера 4 раза в год. Для австрийских старокатоликов литературными органами служат: а) Freie Kirchenstimmen, (два раза) в месяц под редакцией Штрахе (Ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

31 Гиббон Эд. История упадка и разрушения римской империи рус. пер. В. Неведомского Москва 1884. Manso J. С. F. Das Leben Konstantin des Grossen, Breslau, 1817. Brieger Th. Konstantin der Grosse als Religionspolitiker, Gotha, 1880 ZKG IV, 163. 33 Panegyrici XII latini. Recensuit A. Baehrens. Lips. 1874. Paneg. VI 4. с. 3 Констанций ad deorum concilia translatus; c. 8. 12 и т. д. 42 Lactant, de rnort. persec. 24, Suscepto imperio Constantinus Augustus nihil egit prius quam Christianos cultui ac Deo suo reddere. Haec fuit prima ejus sanctio sanctae religionis restitutae. 43 Euseib. h. e. VIII, 13, 14 ζηλωτν αυτν τς πατρικς περ τν μτερον λγον εσεβεας κατεστσατο. 49 Zahn. Konstantin der Crosse und die Kirche. Hannov. 1876 перепеч, в Skizzen. aus. dem Leben der alten Kirche, Erlang. и Leipz. 1894 S. 241 ff. 51 Lactan. de mort. persc. с. 44: Imminebat dies, quo Maxentius imperium ceperat, qui est a. d. sextum Kalendas Novembres et quinquennalia terminabantur. Commonitus est in quiete Constantinus, ut caeleste signum Dei notaret in scutis atque ita proelium committeret. Facit ut jussus est et transversa X litera, summo capite circumflexo Christum in scutis notat. Quo signo armatus exercitus capit ferrum., pyc. nep. 491. 492. 52 Euseib. h. e., IX, 9, 2: φεν τν ορανιν, τν τε τοτου λογν, ατν δ τν πντων σωτρα ισον Χριστν σμμαχον δι’ Εχν πικαλεσμενος. 62 Paneg. IX c. 3 dic quaeso, quid in consilio nisi divinum numen habuisti? c. 4: divino consilio. 65 Paneg. IX c. 26:... cujus tot nomina sunt, quot gentium linguas esse voluisti. Qnem enim te ipse dici velis, scire non possumus. 69 Paneg. X c. 7; c. 13 illa divinitas obsecundare coeptis tuis solita; c. 16: adesse tibi in omnibus summam illam majestatem, quae te circumplexa neatur и т. д. 70 Corpus inscriptionum latin. VI, n. 1139; Insciptiones lat. selectae ed. Dessau I, p. 156 n. 694; высказанное раньше Буркгардтом Die Zeit Konst. d. Gr. S. 323, 444 мнение, будто слова корректуры первоначально были nutu I (ovis) О (ptimi). M (aximi), не выдерживает критики ср. de Rossi. Bullet, dj archeol. crist. 1863 p. 58. особенно Ferd. Piper Theologische Studien und Kritiken 1875 S. 61 ff. Schultze RE X, 762.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Лит.: Funk Fr. X. La date de la Didascalie des Apômres//RHE. 1901. Vol. 2. P. 798-809; Baumstark A. Die Urgestalt der «arabischen Didaskalia der Apostel»//Oriens Chr. 1903. Bd. 3. S. 201-208; Прокошев П. А. Didascalia Apostolorum и первые 6 книг Апостольских Постановлений: Ист.-критическое исслед. из области источников церк. права. Томск, 1913; Leclercq H. Didascalie//DACL. 1920. Vol. 4. Col. 800-812; Connolly R. H. The Use of the «Didache» in the «Didascalia»//JThSt. 1923. T. 24. P. 147-157; Nau Fr. N. Didascalie des apôtres//DTC. 1924. Vol. 4. Col. 734-748; Burkitt F. C. The Didascalia//JThSt. 1930. Vol. 31. P. 258-265; Глубоковский Н. Н. Дидаскалия и апостольские постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению: По поводу кн. П. А. Прокошева «Didascalia Apostolorum...». София, 1935; Tidner E. Sprachlicher Kommentar zur lateinischen Didascalia Apostolorum. Stockholm, 1938; Galtier P. La date de la Didascalie des Apôtres//RHE. 1947. Vol. 42. P. 315-351; McArthur A. A. The Office of the Bishop in the Ignatian Epistles and in the Didascalia Apostolorum Compared//StPatr. 1961. Vol. 4. P. 290-304; Cox J. J. C. Prolegomena to a Study of the Dominical Logoi as cited in the Didascalia Apostolorum//Andrews Univ. Seminary Stud. Berrien Spring (Mich.), 1975. Vol. 13. P. 23-29, 249-259; 1977. Vol. 15. P. 1-15, 97-113; 1979. Vol. 17. P. 137-167; 1980. Vol. 18. P. 17-35; idem. Note on the Title of the Didascalia Apostolorum//Ibid. 1975. Vol. 13. P. 30-33; Dura N. V. La version éthiopienne de la Didascalie//StTheol. 1975. Vol. 27. P. 436-451; Metzger M. La Didascalie et les Constitutions Apostoliques//L " Eucharistie des premiers chrétiens. P., 1976. P. 187-210; Sanders J. C. J. Autour de la Didascalie//A Tribute to A. Vööbus/Ed. R. H. Fischer. Chicago, 1977. P. 47-54; Strobel A. Die Kalendertraditionen der syrische Didascalia Kap. 21// i dem. Ursprung u. Geschichte des frühchristlichen Osterkalenders. B., 1977. S. 325-352. (TU; 121); Unnik W. C. , van. The Significance of Moses " Law for the Church of Christ according to the Syriac Didascalia// I dem. Sparsa Collecta: The Collected Essays. Leiden, 1983. Vol. 3. P. 7-39; Bradshaw P. F. Kirchenordnungen I: Altkirchliche//TRE. 1989. Bd. 18. S. 665-666; Steimer B. Vertex Traditionis: Die Gattung der altcristlichen Kirchenordnungen. B.; N. Y., 1992; Fonrobert Ch. E. The Didascalia Apostolorum: A Mishnah for the Disciples of Jesus//JECS. 2001. Vol. 9. N 4. P. 483-509.

http://pravenc.ru/text/171986.html

Соч.: Иосиф Симон: Biblioteca Orientalis Clementino-Vaticana. R., 1719-1728. Hildesheim, 1975r. 4 vol.; Rudimentae linguae arabicae cum catechesi christiana. R., 1732; S. Ephraemi Syri Opera omnia quae extant. R., 1732-1746. 6 vol.; Italicae historiae scriptores. R., 1751-1753. 4 t.; Kalendaria Ecclesiae Universae. R., 1755-1757. T. 1-6: De Slavica Ecclesia sive Graeco-Moscha [болг. пер. под ред. В. Тыпковой-Заимовой. София, 1987]; Bibliotheca juris Orientalis canonici et civilis. R., 1762-1766. 5 t. Aalen, 1969r; De sacris imaginibus et reliquiis. R., 1776; Китаб ат-табиа. R., б. г.; Стефан Эводий: Bibliothecae Mediceae Laurentianae et Palatinae codicum manuscriptorum orientalium catalogus. Florentiae, 1742. 2 vol.; Acta Sanctorum Martyrum Orientalium et Occidentalium. R., 1748. 2 vol. Farnborough, 1970r; Assemani S. E. , Assemani J. S. Bibliothecae Apostolicae Vaticanae codicum manuscriptorum catalogus. R., 1756-1759. 3 t. P., 1926r; Catalogo della biblioteca Chigiana. R., 1764; Иосиф Алоизий: Codex liturgicus Ecclesiae Universae in XV libros distributus. R., 1749-1766. 12 vol. P.; Lpz., 1902r. Farnborough, 1968-1969r; De sacris ritibus dissertatio. R., 1757; Commentarius theologico-canonicus criticus de ecclesiis, earum reverentia et asylo atque concordia Sacerdotii et Imperii. R., 1766; Dissertatio de unione et communione ecclesiastica. R., 1770; Dissertatio de canonibus poenitentialibus. R., 1770; De Catholicis seu Patriarchis Chaldaeorum et Nestorianorum commentarius historico-chronologicus. R., 1775. Farnborough, 1969r; De Synodo Diocesana Dissertatio. R., 1776; Ebedjesu Collectio Canonum Synodicorum//Scriptorum veterum nova collectio/Ed. A. Mai. R., 1825. T. 10. Pars I. P. VII-VIII, 1-168; Pars II. P. 1-268; Симон: Saggio storico sull " origine, culto, letteratura e costumi degli Arabi avanti Maometto. Padova, 1787; Catalogo dei codici manoscritti orientali della biblioteca Naniana. Padova, 1787-1792. 2 pt.; Globus caelestis cufico-arabicus Veliterni musei Borgiani…, praemissa de Arabum astronomia dissertatione. Patavii, 1790; Illustrazione della patena mistica creduta di S. Pier Grisologo la quale si conserva nella chiesa cattedrale d " Imola. Padova, 1804; Se gli Arabi ebbero alcuna influenza sull " origine della poesia moderna in Europa? Padova, 1807; Sopra le monete Arabe effigiate. Padova, 1809.

http://pravenc.ru/text/76680.html

16 . Renoux A. Le codex arménien Jérusalem 121. (Patrologia Orientalis; vol. 35). Brepols, 1969. 17 . Rozanov V. V. Bogosluzhebnyi ustav Pravoslavnoi Tserkvi [The Liturgical Order of the Orthodox Church]. Moscow, 1902. 18 . Skaballanovich M. N. ob otstupkakh v chtenii Evangelii v nyneshnem godu [on Jumps in the Reading of the Gospel in the Current Year]. Propovednicheskii listok – Preacher’s Leaflet, 1915, vol. 11, pp. 265–274. 19 . Taft R. F. The Frequency of the Eucharist Throughout History. Beyond East & West: Problems in Liturgical Understanding. Washington, DC: The Pastoral Press, 1984, pp. 61–80. 20 . Tkachenko A. A. Glizonii [Glyzonius]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2011, vol. 11, pp. 573. 21 . Urzhumtsev P. V. Godichnyi krug evangel’skikh chtenii [The Annual Cycle of Gospel Lessons]. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii – Journal of the Moscow Patriarchate, 1963, no. 9, pp. 65–71. 22 . Uspenskii N. D. O sentiabr’skoi prestupke evangel’skikh chtenii [Concerning the September Jump in the Gospel Lessons]. Pravoslavnyi tserkovnyi kalendar na 1971 god [Orthodox Church Calendar for 1971]. Moscow, 1970, p. 48. Таблица 1. Таблица чтений Апостола и Евангелия для года с ключевой буквой А (Пасха выпадает на 22 марта) Если в следующем году ключевая буква Т или У (годы: 2010, 2105, 2200, 2447) Недели по Пятидесятнице будние дни субботы воскресенья апост. еванг. апост. еванг. апост. еванг. 3–9 августа 10–16 августа 17–23 августа 24–30 августа 31 августа – 6 сентября 7–13 сентября пред Воздв. пред Воздв. 14–20 сентября по Воздв. по Воздв. 21–27 сентября 28 сентября – 4 октября 5–11 октября 12–18 октября 19–25 октября 26 октября – 1 ноября 2–8 ноября 9–15 ноября 16–22 ноября 23–29 ноября 30 ноября – 6 декабря 7–13 декабря 14–20 декабря пред Р. Х. 21–27 декабря по Р. Х. по Р. Х. 28 декабря – 3 января пред Просв. пред Просв. 4–10 января по Просв. по Просв. 18 по Просв. 30 11–17 января 18–24 января 25–31 января о мытаре и фарисее В следующем году Пасха выпадает на 10 или 11 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А о Кирилле он пишет, что тот „скрылся к себе в уединении, избегая св. собора“. 1272 Правда, греческий текст – δηλο указывает настоящее время, но так как настоящее время иногда, для усиления несомненности ожидаемого события, ставится вместо будущего, то, в виду вышеуказанных соображений, русский перевод настоящего времени – δηλο временем будущим-„назначено будет“ нужно признать правильным. Действительно, и Либерат говорит, что сакра специально Кириллу Александрийскому ( Μλει) была послана раньше сакры к Кириллу и митрополитам ( ρτηται). Liber., Breviarium с. IV. V. M. lt. 68, 976B-D. 977A. 1273 В русском переводе „Деяний всел. соборов“ датой этой сакры считается 13 декабря (Д.В.С. I 2 , 193), но здесь мы имеем дело с неправильным переводом латинской даты: „XIII calend. decembris“ (M. IV, 1116A). Римляне имели особые названия дней только для трех дней в каждом месяце: 1., kalendae – первое число каждого месяца; 2., nonae – это седьмое число марта, мая, июля и октября и пятое – всех остальных месяцев; 3., idae – это пятнадцатое марта, мая, июля и октября и тринадцатое число всех остальных месяцев. Остальные же дни каждого месяца считались назад от календы, ноны или иды, причем в счет шли оба дня, составлявшие пределы счета („terminus a quo“ и „terminus ad quem“), так что, например, от 5 до 10 числа по римскому счету выходило не 5, а 6 дней. Руководствуясь этими указаниями, мы должны римскую дату: „XIII calend. decembris“ перевести на русский язык – не „13 декабря“, а „19 ноября“. Эта проповедь и другая, произнесенная на следующий день, сохранились в латинском переводе у М. Меркатора, (ed. М. lt. 48, 848–862В. 862–861C; ed. Loofs, Nestoriana, 297–313, 314 sq.) и известны под XI и XIII. Первая (Dulcem nobis) у Меркатора надписывается так: „Ejusdem (Nestorii) sermo in ecclesia habitus, postquam litteras Coelestini romani episcopi et Cyrilli alexandrini denuntiationis accepit, VIII idus decembris, const. Theod. XIII et Valent. III Aug. (т. e. 6-го декабря 430 г.), post sextum diem quam easdem litteras supsit“.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   III. Уже текст предрешает вопрос скорее в пользу 155 года.    IV. Асиархат — архиерейство Филиппа Траллиана благоприятствуют дате около 155 года.    V. По-видимому, этому же году благоприятно и проконсульство Статия Квадрата. В 1867 г. французский академик Waddington в исследовании «О жизни ритора Элия Аристида», на основании данных в ieroi logoi этого ритора сделал вывод, что «Статии Квадрат был проконсулом Асии в мае 154 или 155 г. (самое раннее: 153 г.)». Но в действительности, как показал W. Schmid в статье об Аристиде в Rheinisches Museum В. 48 (1893), вся хронология у Ваддингтона не тверда (Аристид родился, вероятно, в 129, не в 117 году) и в ieroi logoi Аристида имя Статия Квадрата вовсе не названо. Следовательно, поверье ученых, будто ieroi legoi как либо «освещают» вопрос о годе кончины св. Поликарпа, не основано ни на чем. Но и допуская, что вычисления Ваддингтона не вполне точны, нужно отдать предпочтение более ранней дате (ок. 155 г.). Известно, что Lucius Statius Quadratus был consul ordinarius еще в 142 году. В то время каждый год сменялось по три пары консулов. Естественно, при таком количестве не все консуляры могли получить место проконсулов, поэтому провинции давались им по жребию. Но во всяком случае легче допустить, что Ст. Квадрат получил провинцию через 12 лет после своего консульства, чем предполагать, что он ждал очереди около 25 лет. Следовательно, год проконсульства Статия Квадрата устанавливается на основании appendix " a, не наоборот: не год кончины св. Поликарпа на основании проконсульства Статия Квадрата.    На основании всех этих данных можно признать, что св. Поликарп пострадал или в 155, или около 155 года.    Остается еще вопрос о дне его кончины.    То совершенно бесспорно, что    ааа) 2 ксанфика по общеасийскому календарю соответствует 23 февраля ­­ ante diem septimum kalendas martias. Но я считаю (в виду того, что в тексте мученичества проходит ясное сопоставление кончины Поликарпа с крестною смертью Христа) бесспорным же, что    ббб) «великая суббота» была 15 нисана, т. е. день пасхи (не забудем, что св. Поликарп был «четыренадесятник»). А следовательно, св. Поликарп пострадал

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Тексты мессы в честь К. и И. в основном заимствовались из общего проприя мученикам, в чтениях на день их памяти содержалось сжатое изложение агиографического предания с упоминанием о мощах, к-рые почитались в Риме (Missale Romanum ex decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum. Venetiis, 1574. P. 439; Breviarium Romanum ex decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum. Antverpiae, 1604. P. 964). В Римский Мартиролог под 26 сент. включено краткое сказание о К. и об И. В нем сообщается, что мученики пострадали в Никомидии при имп. Диоклетиане и президе Евтолмии, их тела были перенесены в Рим и впосл. положены в Латеранском баптистерии (Martyrologium Romanum ad novam kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum. R., 1583. P. 171). В примечаниях ко 2-му изданию Мартиролога (1587) кард. Цезарь Бароний указал на поминовение К. и И. в греч. минологиях и на существование греч. версии «Мученичества...», к-рая, по его мнению, менее достоверна, чем латинская. Также кард. Ц. Бароний отметил случаи смешения К. с Киприаном Карфагенским и обратил внимание на ложную датировку его кончины в правление имп. Клавдия. Согласно Баронию, верная датировка следует из упоминания о еп. Анфиме; его кардинал отождествил с Анфимом , еп. Никомидии, пострадавшим в нач. IV в. (Martyrologium Romanum... accesserunt notationes auctore Caesaro Baronio Sorano. Venetiis, 1587. P. 437-438). Начиная с XII в. в средневековой лит-ре получил известность образ К.- бывшего чародея, ставшего образцовым пастырем и чудотворцем, а затем принявшего смерть за Христа. Самым ранним примером считается трактат Гиральда Камбрийского «Церковная красота» (ок. 1190), в котором среди текстов о добродетельных святителях, обладавших властью над злыми духами, изложена легенда об обращении К. ( Giraldus Cambrensis. Gemma ecclesiastica. I 27//Opera/Ed. J. S. Brewer. L., 1862. T. 2. P. 96-99). В «Зерцале истории» Винцентия из Бове († ок. 1264) приведен пересказ «Обращения...» и «Мученичества...», за к-рым следует гл.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010