Основу В. п. в послеиконоборческий период составлял традиц. для К-поля 7-недельный цикл (6 седмиц собственно В. п. и Страстная седмица), к к-рому была присоединена еще одна предварительная седмица - сырная, когда вкушение мяса уже не положено и в среду и пятницу уже совершалась литургия Преждеосвященных Даров, как в пост. Наиболее ярким отличием будних дней В. п. в К-поле от обычного времени года было ежедневное совершение литургии Преждеосвященных Даров вместо полной (ср.: Трул. 52), а также пение тритекти (τριτοκτη или τριθκτη - третье-шестой [час], заменявший дневные часы). По воскресеньям В. п. совершалась главная к-польская евхаристическая служба - литургия свт. Василия Великого (как первоначально и во весь год); по субботам, вероятно,- литургия свт. Иоанна Златоуста. Тритекти и литургия Преждеосвященных Даров были тесно связаны с к-польской огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги ВЗ (Быт, Притч, Пс, Ис), по одному чтению на тритекти (с 2 прокимнами) и по 2 на вечерне с литургией Преждеосвященных Даров (также с 2 прокимнами). 4 прокимна на тритекти и вечерне заимствовались из псалмов по порядку их следования в Псалтири (в понедельник 1-й седмицы В. п.- из Пс 1, 2, 3, 4; во вторник - из Пс 5, 6, 7, 8 и т. д.); этот принцип действовал вплоть до вечерни Великой среды. Между тритекти и вечерней во 2-й половине поста (начиная с 4-й седмицы) проходили огласительные беседы и читались молитвы об оглашенных; об их начале заблаговременно произносили объявление (προσφωνητικν) на литургии 2-го воскресенья В. п., а в 3-е воскресенье на литургии для родственников и близких крещаемых делали провозглашение (προκηρυκτικς) о том, что на следующий день им следует привести своих детей и крестников для начала оглашения. Ради оглашаемых на литургии Преждеосвященных Даров произносился возглас «Свет Христов просвещает всех», а со 2-й половины поста - также и ектения «о просвещаемых» (она произносилась и на полных литургиях). Особое значение, придаваемое середине поста как началу оглашения просвещаемых, позволило нек-рым исследователям предположить, что первоначально в К-поле В. п. продолжался 3 недели и был связан с таинством Крещения ( Johnson. P. 118-136); впрочем, это предположение плохо согласуется с памятниками V в., повествующими о 3-недельном В. п. в Риме, но о 7-недельном (включая Страстную седмицу) в К-поле.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Полотебнов А. , прот. Руководство к последовательному толкованию и чтению Евангелия. Ч.1. Евангелие от Матфея. М., 1905. Пособие к чтению Евангелия от Марка. Пг., изд. Христианского студенческого кружка, 1919. Розанов Н. Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. – ТБ. Т.9. СПб., 1912. Фивейский И., свящ. Евангелие от Матфея. – ТБ. Т.8. СПб., 1911. 117. Brown R.E. The Gospel According to John. New York, 1966. 118. Caird G. The Gospel of St.Luke. London, 1964. 119. Cranfield C.E. The Gospel According to St.Mark. Cambridge, 1959. 120. Creed J. M. The Gospel According to St.Luke. London, 1953. 121. Dodd C.H. The Interpretation of the Fourth Gospel. Cambridge, 1953. 122. Ellis P. Matthew – His Mind and His Message. Collegeville, 1974. 123. Fenton J. C. The Gospel of St.Matthew. Baltimore, 1963. 124. Filson F. V. A Commentary on the Gospel According to St.Matthew. London, 1963. 125. Hunter A. According to John. London, 1968. 126. Johnson S.E. Commentary on the Gospel According to St.Mark. London, 1960. 127. Lagrange M.J. Evangile selon St.Marc. Paris, 1929. 128. Leaney A.R. C. A Commentary on the Gospel According to St.Luke. New York, 1958. New Testament Reading Guide. Ed. by B. M.Ahern, R.Sullivan, W.G.Hedit, N 1,2,3,4,13. III. Личность и учение Христа. Притчи 1. Христианские авторы Адам К. Иисус Христос. Пер. с нем. Брюссель. Жизнь с Богом, 1961. 131. Александр (Светлаков) , еп. Иисус Христос по Евангелиям. Т.1–4. М., 1891–1894. 132. Александров Б.М. Единство Образа Христа по Апокалипсису, Посланиям св.апостола Павла и Евангелиям. Париж, 1964. 133. Антоний (Храповицкий) , еп. Сын Человеческий: Опыт истолкования. — БВ, 1903, N 11. 134. Его же. Против тех, которые уверяют, будто Иисус Христос был революционером. М., 1909. 135. Его же. Об искуплении. М., 1917. 136. Аскольдов С. Христианство и политика. СПб., 1907. 137. Бердяев Н. Философия свободного духа: Проблематика и типология христианства. Париж, YMCA, 1927–1928. 138. Его же. Христианство и классовая борьба, 1931.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/9

132 Термин «чинопоследование» указывает на полный текст того или иного богослужения, включая указания касательно его совершения. 133 О развитии богослужения в IV веке см., в частности: Dix G. The Shape of the Liturgy. P. 268–433; Mazza E. The Origins of the Eucharistic Prayer. P. 177–331 (охватывает IV–V вв.); Wybrew H. The Orthodox Liturgy. P. 27–66; Bradshaw P. F. In Search for the Origins of Christian Worship. P. 118–230; Bradshaw P. F., Johnson M. E. The Eucharistic Liturgies. P. 61–191 (охватывает IV–V вв.); Bradshaw P. F. Eucharistic Origins. P. 139–157; Schulz H.-J. The Byzantine Liturgy. P. 3–20. 136 Он не включает, например, Литургию Григория Богослова . Кроме того, к настоящему времени известны и другие Литургии, не вошедшие в данное собрание, а представление о «литургических семьях» подверглось существенному пересмотру. 137 Dix G. The Shape of the Liturgy. P. 314. Более того, в христианском богослужении послеконстантиновской эпохи воссоздаются – сознательно или бессознательно – некоторые черты древнееврейского храмового богослужения. Об этом см., в частности: Barker M. The Revelation of Jesus Christ. P. 373–378. 140 Кирилл Иерусалимский . Поучение тайноводственное 5, 6–9 (PG 33, 1124). Рус. пер. С. 344–345. Обзор мнений относительно авторства и происхождения этой анафоры см. в: Burreson K. J. The Anaphora of the Mystagogical Catechesis of Cyril of Jerusalem, P. 131–138. 149 Иоанн Златоуст. Беседы на Второе послание к Коринфянам 2, 5; 18, 3 (PG 61, 399–400; 527). Рус. пер. С. 478–479, 632. 150 Он же. Беседы на Послание к Римлянам 14, 3 (PG 60, 557). Рус. пер. С. 660–661; Толкование на Книгу Бытия 27, 8 (PG 53, 251). Рус. пер. С. 283. 170 Греческое слово παννυχς означает «всенощное». В современной практике этим словом обозначают заупокойное богослужение (панихиду), однако в византийскую эпоху оно употреблялось в своем буквальном значении. 178 Предание возводит составление Иерусалимского устава к преподобному Савве Освященному, однако в реальности этот устав, как и другие монастырские уставы, – плод коллективного творчества многих поколений монахов. Подробнее см. в: Успенский Н. Д. Т. I. С. 155–175.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

113 . Gunther M. Die Paulinische Mission in Ephesos/OFE. – 1999. 114 . H. Ingholt. The Prima Porta Statue of Augustus. – Archeology. – 1969. – 115 . Hansen E. The Attalids of Pergamon. – N. Y., 1947. 116 . J.M. Cook. The Greeks in Ionia and the East. – London, 1962. 117 . J. Reynolds. Aphrodisias and Rome: Documents from Excavations of the Theatre at Aphrodisias Conducted by prof. Kenan T. Erim. – London, 1982. 118 . James, E.O. The Ancient Gods. – London, I960. 119 . John McRay. Archaeology and the New Testament. – Michigan, 1991. 120 . Kazi Sonuclari Toplantisi 2. Cilt. 24–28 mayis, Konya, 2004. 121 . Magie D. Roman rule in Asia Minor, – Princeton, 1950. – v. 1–2. 122 . Me Shane R. B. The foreign policy of the Attalids of Pergamum – Urbana, 1964. 123 . Meinardus, Otto F.A. St. John of Patmos. – Athens. 1974. 124 . Mustafa Buyukkolanci. The life and the Monument of St. John. -Publication of Efes Foundation, 2000. 125 . Naci Keskin. Эфес (на русском языке). – Ankara. 2003. 126 . Р. Trebilko. Jews, Christians and the Associations in Ephesus: A Comparative Study of Group Structures. – OFE, 1999. 127 . R.A. Seager. The Building History of the Sardis Sinagogue. AJA – 1972. – 128 . R. Cormack. Temple as Cathedral. – Ann Arbor, 1990. 129 . R.N. Charles. A Critical and Exegetical Commentary on the Revelation of st. John. – Edinburgh, 1953. 130 . Ramsay Sir William. St. Paul the traveller and the Roman citizen. – Michigan, 1963. 131 . Ramsay Sir William. The Church in the Roman Empire. – General Books, 2004. 132 . Ramsay Sir William. The Cities of St. Paul. – General Books, 2009. 133 . Ramsay Sir William. The letters to the seven churches of Asia and their place in the plan of the Apocalypse. – London, 1904. 134 . Richard Tomilson. From Mycenae to Constantinopole. The Evolution of the Ancient City. – London, 1992. 135 . S. Dmitriev. City Government in Hellenistic and Roman Asia Minor. – Oxford University, 2005. 136 . S.E. Johnson. Christianity at Sardes in Early Christian Origins. – Chicago, 1968.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Johnson, «Adam»   Johnson, M. D. Introduction to «Life of Adam and Eve.» OTP 2:249–57. Johnson, " Delatorum» Johnson, Gary J. «De conspiratione delatorum: Pliny and the Christians Revisited.» Latomus 47 (1988): 417–22. Johnson, Genealogies Johnson, Marshall D. The Purpose of the Biblical Genealogies: With Special reference to the Setting of the Genealogies of Jesus. 2d ed. SNTSMS 8. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. Johnson, Possessions Johnson, Luke Timothy. Sharing Possessions: Mandate and Symbol of Faith. Philadelphia: Fortress, 1981. Johnson, Prayer Johnson, Norman B. Prayer in the Apocrypha and Pseudepigrapha. SBLMS 2. Philadelphia: Society of Biblical Literature and Exegesis, 1948. Johnson, Real Jesus Johnson, Luke Timothy. The Real Jesus: The Misguided Quest for the Historical Jesus and the Truth of the Traditional Gospels. San Francisco: Harper San Francisco, 1996. Johnson, «Slander» Johnson, Luke Timothy. «The New Testament " s Anti-Jewish Slander and Conventions of Ancient Rhetoric.» JBL 108 (1989): 419–41. Johnson, Writings Johnson, Luke Timothy. The Writings of the New Testament: An Interpretation. Philadelphia: Fortress, 1986. Johnston, Ephesians Johnston, George. Ephesians, Philippians, Colossians, and Philemon. Century Bible. Greenwood, S.C.: Attic Press, 1967. Johnston, Parables Johnston, Robert M. «Parabolic Interpretations Attributed to Tannaim.» Ph.D. diss., Hartford Seminary Foundation, 1977. Ann Arbor, Mich.: University Microfilms International, 1978. Johnston, «Sabbath» Johnston, Robert M. «The Eschatological Sabbath in John " s Apocalypse: A Reconsideration.» Andrews University Seminary Studies 25 (1987): 39–50. Johnston, Spirit-Paraclete Johnston, George. The Spirit-Paraclete in the Gospel of John. SNTSMS 12. Cambridge: Cambridge University Press, 1970. Johnston, «Version» Johnston, Edwin D. «The Johannine Version of the Feeding of the Five Thousand–an Independent Tradition?» NTS 8 (1961–1962): 151–54. Johnstone, «Paraclete» Johnstone, G. Patrick. «The Promise of the Paraclete.» BSac 127 (1970): 333–45.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

-. “Byzantium in the Seventh Century. Report on a Dumbarton Oaks symposium.” Dumbarton Oaks Papers (Washington, DC), n. 13 (1959), p. 271 –273. Reprinted by Johnson Reprint Corp., 1967. -. “Christian Imagery: Growth and Impact.” In: Age of Spirituality: A Symposium. NY: Metropolitan Museum of Art; Princeton, NJ: Princeton University Press, 1980. p. 141–163. -. “Cult of Images in the Age Before Iconoclasm.” Dumbarton Oaks Papers (Cambridge, MA), n. 8 (1954), p. 83 –150. Reprinted by Johnson Reprint Corp., 1967. -. “Horse and Lion tapestry at Dumbarton Oaks: A Study in Coptic and Assanian Textile Design.” Dumbarton Oaks Papers (Cambridge, MA), n. 3 (1946), p. “References frequently used”: p. 62. Reprinted by Johnson Reprint Corp., 1967. -. “Marble Relief of the Theodosian Period.” “Identical with a paper delivered at the Symposium of ‘The Dumbarton Oaks Collection: Studies in Byzantine Art’, held at Dumbarton Oaks in May 1958.” Dumbarton Oaks Papers (Washington), n. 14 (1960), p. 17 –42. -. Portraits of Christ. With sixteen color plates and fourteen black-and-white illustrations and a text by Ernst Kitzinger and Elizabeth Senior . . . Harmondsworth, Middlesex, England: Penguin Books Ltd., 1940. 32 p., XVI col. pl. on 81. (The King Penguin books.) -. “Studies on Late Antique and Early Byzantine Floor Mosaics. I. Mosaics at Nikopolis.” Dumbarton Oaks Papers (Cambridge, MA), n. 6 (1951), p. 81 –122. Reprinted by Johnson Reprint Corp., 1967. -. “Survey of the Early Christian Town of Stobi.” Bibliography: p. 154 –161. Dumbarton Oaks Papers (Cambridge, MA) n. 3 (1946), p. 81 – 162 . Reprinted by Johnson Reprint Corp., 1967. Kollias, Elias. Patmos. Manolis Chatzidakis, gen. ed.; Helen Zigada, trans. Athens, Greece: Melissa Publishing House, 1985. 40 p. (Byzantine art in Greece. Mosaics, wall paintings.) Translated from the Greek. Krautheimer, Richard. “Constantinian Basilica.” Dumbarton Oaks Papers, n. 21, p. 117–140. 10 illus. “This paper was read at a symposium on the age of Constantine: tradition and innovation, held at Dumbarton Oaks in May 1966.” Offprint, Washington, DC, 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Духа, а Логоса (т. н. Логос-эпиклеза): «Да приидет, Боже истины, святое Твое Слово на хлеб сей, чтобы стал этот хлеб Телом Слова; и на чашу сию, чтобы стала эта чаша Кровью истины» (Hänggi, Pahl. Prex Eucharistica. P. 130; Johnson. P. 48-49). Первая из указанных особенностей позволяет предположить, что ядром анафоры Евхология Серапиона является краткая евхаристическая молитва трапезного типа из Дидахе (Mazza. L " anaphora. P. 512-519; Джонсон считает, что все institutio анафоры Евхология Серапиона является архаичным элементом, прибавленным к не зависящей от него молитве благодарения,- Johnson. P. 224-226). Вторая особенность, показавшаяся нек-рым ученым неправославной, заставила их усомниться в атрибуции Евхология еп. Серапиону (Botte; см. Johnson. P. 39-40), однако ряд исследователей (Cuming. Thmuis revisited. P. 571-573; Taft. From Logos to Spirit. P. 489-502; Johnson. P. 233-253) считают Логос-эпиклезу более древней формой эпиклезы. Среди др. молитв литургии в Евхологии Серапиона помещена молитва о приносящих елей и воду. Освящение елея во время Евхаристии - особенность нек-рых древних литургий, напр. литургии «Апостольского предания» сщмч. Ипполита Римского (гл. 5; Johnson. P. 121-123). Еще одна александрийская анафора IV в.- т. н. егип. анафора свт. Василия. Это анафора основной литургии Коптской Церкви - копт. литургии свт. Василия Великого. Известно неск. саидических, древнейших, и бохайрских версий этой анафоры (Doresse, Lanne; Lanne; Fenwick. P. 49-50). Нек-рые греко-араб. рукописи XIV в. содержат ее греч. текст (Fenwick. P. 51; Hänggi, Pahl. Prex Eucharistica. P. 347-357), однако их позднее происхождение и тот факт, что текст егип. литургии Василия соседствует в них с греч. текстом литургии «свт. Григория Богослова» - заимствованной Коптской Церковью литургии сир. монофизитов, заставляют усомниться в аутентичности греч. текста егип. анафоры свт. Василия. Существуют араб. и эфиоп. переводы егип. анафоры свт. Василия Великого (Fenwick. P. 52). Егип. анафора Василия существенно короче визант., сир.

http://pravenc.ru/text/64464.html

401 Troeltsch E. Kirche und Sekte//Soziologische Texte. Band 19. Religionssoziologie. Neuwied am Rhein und Berlin.: Luchterhand, 1964. S. 266–277; Troeltsch E. Protestantism and Progress. A Historical Study of the Relation of Protestantism to the Modern World. London & New York.: Williams & Norgate & Putnam’s Sons, 1912. 210 p. 402 Niebuhr R.H. The Social Sources of Denominationalism. New York & London.: A Meridian book, 1975. 304 s. 403 Becker H. Sociologie als Wissenschaft vom Socialen Handeln. Würzburg: Holzner Verlag, 1959. 402 s.; Becker H. Systematic Sociology on the basis of the Beziehungslehre and Gebildelehre of Leopold von Wiese. New York.: Wiley & Sons, 1932. 772 s.; Becker H.S. Personal change in adult life//Sociometry. Vol. 27. S. 40–53. 404 Pope L. Millhands & Preachers. A Study of Gastonia. New Haven & London: Yale University Press, 1965. 369 s. 405 Yinger M.J. A Comparative Study of the Substructures of Religion//Journal for the Scientific Study of Religion. 1977. Vol. 16:1. S. 67–86; Yinger M.J. Religion in the Struggle for Power. A Study in the Sociology of Religion. New York: Russell & Russell, 1961. 275 s.; Yinger M.J. The Scientific Study of Religion. London: The Macmillan Company, 1970. 593 s. 406 Gustafson P. UO-US-PS-PO: a restatement of Troeltsch’s churchsect typology//Journal for the Scientific Study of Religion, 1967. Vol. 6:1. S. 85–90. 407 Martin D.A. Church Denomination and Society//A Sociological Yearbook of Religion in Britain 1972 Vol. 5. S. 184–191; Martin D.A. The Denomination//British Journal of Sociology. 1962. Vol. 13:1. S. 1–14. 408 Johnson B. A Critical Appraisal of the Church-Sect Typology//American Sociological Rewiew, 1957. Vol. 22:1. S. 88–92; Johnson B. Church and Sect Revisited//Journal for the Scientific Study of Religion, 1971. Vol. 10. S. 124–137; Johnson B. On Church and Sect//American Sociological Review, 1963. Vol. 28:4. P. 539–549; Johnson B. On Founders and Followers: Some Factors in the Development of New Religious Movements//Sociological Analysis, 1992. Vol. 53: Supplement. S. 1–13.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9 Woloschak, G. E. Comparisons of heavy chain isotype expression in Peyer " s patch and splenic B-cells. Molecular Immunology 23(6):581-591, 1986. Woloschak, G. E. Comparisons of heavy chain isotype expression in Peyer " s patch and splenic B-cells. Molecular Immunology 23(6):581-591, 1986. 10 Woloschak, G. E., Tomasi, T. B., and Liarakos, C. D. Identification of the major immunoglobulin heavy chain Poly A+ RNA in murine lymphoid tissue. Molecular Immunology 23(6):645-653, 1986. Woloschak, G. E., Tomasi, T. B., and Liarakos, C. D. Identification of the major immunoglobulin heavy chain Poly A+ RNA in murine lymphoid tissue. Molecular Immunology 23(6):645-653, 1986. 11 Woloschak, G. E., Dewald, G., Bahn, R. S., Kyle, R. A., Greipp, P. R., and Ash, R. C. Amplification of RNA and DNA specific for erb B in unbalanced 1;7 chromosomal translocation in myelodysplastic syndrome. Journal of Cellular Biochemistry, 32(1):23-34, 1986. (Also printed in UCLA Symposia Proceedings: Cellular and Molecular Biology of Tumors and Potential Clinical Applications, 1986, pp. 47-58.) Woloschak, G. E., Dewald, G., Bahn, R. S., Kyle, R. A., Greipp, P. R., and Ash, R. C. Amplification of RNA and DNA specific for erb B in unbalanced 1;7 chromosomal translocation in myelodysplastic syndrome. Journal of Cellular Biochemistry, 32(1):23-34, 1986. (Also printed in UCLA Symposia Proceedings: Cellular and Molecular Biology of Tumors and Potential Clinical Applications, 1986, pp. 47-58.) 12 Woloschak, G. E. Association of oncogene activity and hematologic malignancy. Current Hematology and Oncology, 5:281-329, 1987, Chapter 6. Ed. by Virgil Fairbanks. Woloschak, G. E. Association of oncogene activity and hematologic malignancy. Current Hematology and Oncology, 5:281-329, 1987, Chapter 6. Ed. by Virgil Fairbanks. 13 Bahn, R. R., Gorman, C. A., Woloschak, G. E., David, C. S., Johnson, P. M., and Johnson, C. M. Human retroocular fibroblasts in vitro: a model for the study of Grave " s ophthalmopathy. Journal of Clinical Endorcinology and Metabolism 65:665?670, 1987. Bahn, R. R., Gorman, C. A., Woloschak, G. E., David, C. S., Johnson, P. M., and Johnson, C. M. Human retroocular fibroblasts in vitro: a model for the study of Grave " s ophthalmopathy. Journal of Clinical Endorcinology and Metabolism 65:665?670, 1987.

http://bogoslov.ru/person/2592277

Перевод выполнен с латинской и греческой версий. Bradshaw P. F., Johnson M. E., Phillips L. E.Op. cit. P. 35. Botte B. Spiritus Principalis (formule de l’ordination episcopale)/Notitiae. 1974. Vol. 10. P. 410–411. Подробнее см.: Rankin D.Tertullian and the Church. Cambridge, 1995. P. 162–163. Примеры см.: HaulerE. Op. cit. P. 40; Vööbus A.The Didascalia …. P. 43, 48, 116–117. Johnson M. E.The Prayers of Sarapion of Thmuis. R., 1995 (Orientalia Christiana Analecta. Vol. 249). P. 60–61. Подробнее см.: Rankin D.Op. cit.P. 164–165. Hauler E. Op. cit. P. 36. Ibid. P. 37. Rankin D. Op. cit. P. 165–168. Bévenot M. «Sacerdos» as Understood by Cyprian//Journal of Theological Studies. 1979. Vol. 30. N 2. P. 413–429 (особенно P. 417 и следующие). Hippolytus. Refutatio omnium haeresium. Proem. 6/Ed. M. Markovich. Berlin; New York. 1986. P. 55; ср.: Brent. A. Huppolytus and the Roman Church in the Third Century: Communities in Tension before the Emergence of a Monarch-Bishop. Leiden, 1995 . P. 302–303. Vööbus A. The Didascalia…P. 100. В послании Филадельфийцам (глава 8) говорится, что Бог прощает грехи кающимся, если они прибегнут к единению со Христом и в собор епископа (ες συνδριον πισκπου). Катанский А. Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах. СПб., 1877. С. 244–251. В сочинении монтанистского периода «О целомудрии» Тертуллиан выступает против власти епископа отпускать смертные грехи ( Tertullianus. De pudicitia. 1, 17//PL. 2. Col. 981A, 1017B), из чего следует, что в православной Церкви того времени считалось, что епископ такой властью обладает. Сщмч. Киприан считает возложение руки епископом и клиром кульминацией акта покаяния ( CyprianusCarthagenensis. Ep. 9. 2//PL. 4. Col. 252A; De lapsis 16//PL. Col. 479A). Vööbus A. The Didascalia... P. 104. Подробнее см.: Bradshaw P. F., Johnson M. E., Phillips L. E. Op. cit. P. 64, 161. См.: Ibid. P. 35. Hauler E. Op. cit. P. 39–40; Vööbus A. The Didascalia… P. 106–107. Например, в Дидаскалии апостолов власть епископа выбирать и поставлять себе помощников сопоставляется с властью ветхозаветных царей — 1 Цар 8. 11–17; см.: Vööbus A. The Didascalia…P. 105–106.

http://sedmitza.ru/lib/text/4010528/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010