Вообще история, география и генеалогия очень много способствуют к изъяснению имен собственных и к взаимному их отличию: ибо известно, что в священном Писании различные лица и места называются одинаковыми именами, и наоборот. Напр. имя Иоас принадлежит отцу Гедеонову ( Суд.6:11 ), отцу Иеровоама, царя израильского ( Ос.4:1 ), я одному из сынов Силома, сына Иудина ( 1Пар.4:22 ); именем Цоан (Тан, Танес и Танеос) называются два города в Египте ( Ис.30:4, 19:13 , Пс.77:12,43 ); Гедеон иначе называется Иероваалом ( Суд.6:11 , 1Цар.12:1 , сн. Суд.6:32 ); Луза – Вефилем ( Быт.35:6, 12:8, 28:19 ); Евфрафа – Вифлеемом ( Быт.35:16, 48:7 . сн. 35:19) и мн. др. Главным источником для библейской истории служат самые книги священного Писания. После них могут быть приняты в пособие сочинения Иосифа Флавия, Филона и др. Мы имеем превосходное руководство в Начертании Церковно-Библейской Истории, в пользу юношества, обучающегося в духовных училищах, изд. 8. М. 1844. Здесь же и летосчисление, и современность языческих народов. – Для священной географии и хронологии можно указать на Onomasticon urbium et locorum S. Scripturae, sev liber de locis hebraicis, graece primum ab Eusebio Caesareensi, deinde latine scriptus ab Hieronymo, ed. opera Jac. Bonfrerii. Paris. 1631 et 1639. – Hadr. Relatidus, Palaestina ex monumentis veteribus illustrata, tabulis geographicis exornata etc. Batav. 1714. – Ang. Calmet, Dictionnaire historique, critique, chronologique, geographique et litteraire de la Bible, 1722. – Frid. Spanhemii Opera, quatenus complectuntur geographiam, chronologiam et historiam sacram et ecclesiasticam utriusque temporis, tom. I–III. Lugd. Batav. 1701–1703. – Географический словарь нового завета, содержащий в себе по азбучному порядку описание земель, областей, городов, рек, островов и других географических предметов, находящихся в Н. 3., с показанием древнего и нынешнего их состояния. Соч. Л. Людоговского. Спб. 1790. – Священная география, собранная из разных писателей Иваном Тодорским. М. 1800. – Опыт священной географии, для употребления в духовных училищах. Соч. священника Петра Вигилянского. Спб. 1808. – J. Fr. Allioli, Biblische Erd-und-Länderkunde. Landshut. 1844. – Палестина, или историческо-географическое описание иудейской земли во времена Иисуса Христа, для очевиднейшего разумения евангельской истории. Соч. Д. И. Фр. Рэра, перев. с нем. О. Н. Спб. 1849. – J. Ch. Gatlerer, Abriss der Chronologie. Götting. 1777. – L’art de vérifier les dates des faits historiques etc. par un religieux Benedictin. Paris. 1750. VI. Переводы Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

1998. Vol. 52. P. 27-87; Synek E. Der Frauendiakonat der Alten Kirche und seine Rezeption durch die orthodoxen Kirchen: Losungsansatze für die katholische Ordinationsdiskussion?//ÖS. 1999. Bd. 48. S. 3-21; Eisen U. Women Officeholders in Early Christianity: Epigraphical and Literary Studies/Transl. L. Maloney. Collegeville (MN), 2000. P. 158-198; Metzger M. Le diaconat féminin dans l " histoire//Mother, Nun, Deaconess: Images of Women According to Eastern Canon Law/Ed. E. Synek. Egling, 2000. S. 144-166. (Kanon; 16); Müller G. L. Priestertum und Diakonat: Der Empfänger des Weihesakramentes in schöpfungstheologischer und christologischer Perspektive. Freiburg, 2000. (Sammlung Horizonte NF; 33); Smyth M. B. Widows, Consecrated Virgins and Deaconesses in Antique Gaul//Magistra. 2002. Vol. 8. P. 53-84; Пентковский А. М. Чинопоследования хиротоний в византийских Евхологиях VIII-XII вв.//ВВ. 2002. Т. 61(86). С. 118-132; Арранц М. Избранные соч. по литургике. Рим; М., 2003. Т. 1: Таинства визант. Евхология. С. 438-529; Zagano Ph. Catholic Women Deacons: Present Tense//Worship. 2003. Vol. 77: 5. P. 386-408; Brakmann H. Die altkirchlichen Ordinationsgebete Jerusalems//JAC. 2004. Bd. 47. S. 108-127; Karras V. A. Female Deacons in the Byzantine Church//Church History. 2004. Vol. 73. P. 272-316; Желтов М. , диак. Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Ркп. РНБ. Соф. 1056, XIV в.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие и философия: [Труды кафедры Литургического богословия]. 2005. Вып. 14. С. 147-157; Madigan K. , Osiek C. , ed. Ordained Women in the Early Church: A Documentary History. Baltimore, 2005. Диак. Михаил Желтов Рубрики: Ключевые слова: АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила АЛТАРНИК в совр. рус. церковной практике помогающий в алтаре священнослужителям при совершении богослужения АНАЗАРВ древний город в вост. части Киликии (юго-запад Малой Азии, близ совр. Агачлы, Турция), митрополия в сост. Антиохийского Патриархата

http://pravenc.ru/text/171915.html

короля от его имени произнесли в Риме формулу отречения от ереси (см.: Мартышева Л. Ю. Снятие отлучения с Генриха IV Бурбона в 1595 г. (СВ. 2013. Вып. 74(1/2). С. 124-159)). Сразу после этого на сторону короля перешли герцог Майенский и герц. Карл Гиз, сын убитого Генриха Гиза; совместно с королем они выступили против испанцев, угрожавших в 1597 г. наступлением на Париж. В февр. 1598 г. сдался последний из лигёров - губернатор Бретани Филипп Эмманюэль де Лоррен, герц. де Меркёр. 13 апр. 1598 г. король подписал Нантский эдикт , завершивший религ. войны во Франции. Гугеноты уравнивались в правах с католиками, им разрешалось занимать гос. должности, в парламентах воссоздавались chambers mi-parties для рассмотрения дел между протестантами и католиками. 2 мая 1598 г. был подписан Вервенский мир с Испанией. Изучение К. л. Первыми историографами К. л. стали ее противники. В произведениях Э. Паскье ( Pasquier É . Les recherches de la France/Éd. M.-M. Fragonard, Fr. Roudaut. P., 1996. 3 vol.), П. В. Пальмы-Кайе ( Palma-Cayet P. V. Chronologie novenaire, contenant l " histoire de la guerre sous le règne du... Henri IV/Éd. J.-F. Michaud, J.-J.-F. Poujoulat. P., 1838), в «Дневнике» парижанина П. де Л " Этуаля ( L " Estoile P., de. Journal pour le règne de Henri III. P., 1943), в «Истории своего времени» магистрата Ж. О. де Ту ( Jac. Aug. Thuani Historiarum sui temporis. P., 1609-1614. 11 vol.), а также в «Менипповой сатире» (Satyre Ménippée, ou La vertu du Catholicon/Éd. Ch. Read. P., 1892) подчеркивались антифранц. и антикоролевский характер К. л., фанатизм черни, склонной к грабежам и насилию. Позднее во франц. королевской историографии К. л. также рассматривалась как сугубо негативное явление - мятеж черни, подстрекаемой фанатичными проповедниками или демагогами, за которыми стоял испан. король, щедро оплачивавший руководителей К. л. ( Anquetil. 1783). Со 2-й пол. XIX в. историки обратились к анализу социального состава К. л. И. В. Лучицкий видел в ней прежде всего аристократический мятеж против абсолютизма ( Лучицкий.

http://pravenc.ru/text/1683911.html

Сохранились письма А. Т., часть к-рых признаются подлинными, от его сочинений сохранились только названия, наиболее известное из них - «Жизнь Пифагора», к-рое использовалось Порфирием и Ямвлихом . В средневек. слав. лит-рах рассказ об А. Т. известен по переводам греч. хроники Георгия Амартола . Отсюда он попал в памятники ранней рус. хронографии - Летописец Еллинский и Римский. Возможно, присутствовал уже в Хронографе «По великому изложению» (кон. XI в.), через посредство к-рого вошел в состав Лицевого летописного свода 2-й пол. XVI в. (РНБ. F. IV. 151). Соч.: Apotelesmata/Ed. F. Nau//PS. P., 1907. Т. 2; De horis diei et noctis//Catalogus codicum astrologorum graecorum. Brux., 1908. T. 7: Codices Germanici/Ed. F. Boll. P. 175-181; Apollonii Epistulae// Flavii Philostrati Opera/Ed. C. L. Kayser. Lpz., 1870. Hildesheim, 1964r. T. 1. P. 345-368; Eusebius. Praeparatio Evangelica. IV 12. Ист.: Philostratus Flavius. The Life of Apollonius of Tyana. The Epistles of Apollonius of Tyana and the Treatise of Eusebius/With an English transl. by F. C. Conybeare. Camb.; L., 1969; Флавий Филострат. Жизнеописание Аполлония Тианского/Пер. А. Егунова//Поздняя греческая проза. М., 1961; Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского/Пер., коммент. и ст. Е. Г. Рабиновича. М., 1985. Лит.: Baur F. C. Apollonios von Tyana und Christus. Tüb., 1832; Noack L. Apollonius von Tyana: Ein Christusbild des Heidentums//Psyché. Lpz., 1858. Bd. 1. Fasz. 1; Miller I. Apollonios von Tyana// Pauly, Wissowa. Halbbd. 2. Sp. 146-148; Belliard O. Un saint païen: Apollonius de Tyane//Annales d " histoire économique et sociale. 1936. T. 53; Lagrange M. J. Les légendes pythagoriennes et l " Évangile//RB. 1937. T. 46; Courcelle P. Philostrate et Grégoire de Tours//Mélanges J. de Ghellinck. Gembloux, 1951. T. 1: Antiquité; Sch ü tz M. J. Beiträge zur Formgeschichte synoptischer Wundererzälungen, dargestellt an der Vita Apollonii des Philostratos: Diss. Jena, 1953; Petzke G. Die Traditionen über Apollonios von Tyana und das Neue Testament//Studia ad Corpus Hellenisticum Novi Testamenti. Leiden, 1970. Bd. 1; Lee G. Had Apollonius of Tyana read St. Mark?//Symbolae Osloenses. 1973. Vol. 48; Speyer W. Zum Bild des Apollonios von Tyana bei Heiden und Christen//JAC. 1974. Bd. 17; Bowie E. L. Apollonius of Tyana, Tradition and Reality//ANRW. 1978. Bd. 2.16.2; Belloni L. Aspetti dell " antica σοφα in Apollonio di Tiana//Aevum. 1980. Vol. 54; Илюшечкин В. Н. Отражение социальной психологии низов в античных романах//Культура древнего Рима. М., 1985. Т. 2; Corrington G. P. The «Divine Man»: His Origine and Function in Hellenistic Popular Religion. N. Y., 1986; Koskenniemi E. Apollonios von Tyana in der neutestamentlichen Exegese: Forschungen und Weiterführung der Diskussion. Tüb., 1994.

http://pravenc.ru/text/75672.html

S. Hackel. L., 1981. P. 11-24; Hedrick C. W. Gnostic Proclivities in the Greek Life of Pachomius and the Sitz im Leben of the Nag Hammadi Library//NTIQ. 1980. Vol. 22. N 1. P. 78-94; Frazee C. A. Late Roman and Byzantine Legislation on the Monastic Life from the 4th to the 8th Cent.//Church History. 1982. Vol. 51. N 3. P. 263-279; Goehring J. E. Pachomius " Vision of Heresy: The Development of a Pachomian Tradition//Le Muséon. 1982. Vol. 95. P. 241-362; idem. New Frontiers in Pachomian Studies//The Roots of Egyptian Christianity. Phil., 1986. P. 236-257; idem. Meletian Monastic Organization: A Challenge to Pachomian Originality//StPatr. 1993. Vol. 25. P. 388-395; idem. Withdrawing from the Desert: Pachomius and the Development of Village Monasticism in Upper Egypt//HarvTR. 1996. Vol. 89. N 3. P. 267-285; Rousseau Ph. Pachomius: The Making of a Community in 4th-Century Egypt. Berkeley etc., 1985; Lorenz R. Zur Chronologie des Pachomius//ZNW. 1989. Bd. 80. S. 280-283; Gascou J. Metanoia, Monastery of the//CoptE. 1991. Vol. 5. P. 1608-1611; Brakke D. Canon Formation and Social Conflict in 4th-Century Egypt: Athanasius of Alexandria " s 39th «Festal Letter»//HarvTR. 1994. Vol. 87. N 4. P. 395-419; idem. Athanasius and Asceticism. Baltimore; L., 1998; Joest Ch. Ein Versuch zur Chronologie Pachoms und Theodoros//ZNW. 1994. Bd. 85. S. 132-144; idem. Die Pachom-Briefe 1 und 2: Auflösung der Geheimbuchstaben und Entdeckungen zu den Briefüberschriften//J. of Coptic Studies. Louvain, 2002. Vol. 4. P. 25-99; idem. Die Pachom-Briefe: Übersetzung u. Deutung. Lovanii, 2014. (CSCO; 655. Subs.; 33); Khosroyev A. Die Bibliothek von Nag Hammadi: Einige Probleme des Christentums in Ägypten während der ersten Jahrhunderte. Münster, 1995 (Rez.: Schenke H.-M.//JAC. 1997. Bd. 40. S. 239-241); он же (Хосроев А. Л.). Из истории раннего христианства в Египте: На мат-ле коптской б-ки из Наг-Хаммади. М., 1997; он же. Пахомий Великий: Из ранней истории общежит. монашества в Египте. СПб., 2004; idem.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

В целом это есть послание, полное разнообразных, глубоких мыслей, в котором с искусством и глубиною, на основании Св. Писания, излагается учение о первосвященстве Иисуса Христа и Св. Писание изъясняется остроумно и глубокомысленно. Ясно, что оно есть произведение человека, превосходно образованного, который был учеником апостолов и ими научен был и утвержден в вере и наставлен в Писании. И хотя он не полагает основание веры: ибо это принадлежит апостолам, как он сам свидетельствует (гл. 6:1), но однако он строит здание из золота, серебра, драгоценных камней... Кто написал это послание – неизвестно; неизвестно также и время происхождения его. Но в этом нет важности, для нас достаточно того учении, которое писатель преподал с такою силою, опираясь на Писание». 1081 Он называет обыкновенно писателя auctor epistolae ad Hebr. См. также составленные Меланхтоном символические сочинения. 1082 «His et similibus rationibus mota, говорят центурии lib. II. с. 4. после повторения Лютеровых оснований, prudens vetustas, quae omnia ad ναλογαν fidei examiuare solita est, de epistola ad Hebr. jure dubitasse videlur». 1083 «Ac si ego – говорит Озиандер (Epist. ad Hebr., Jac. 1 . et 4. Petri cet illustrata. Tüb. 1585. p. 1. sqq.) – de authore hujus ep. divinare deberem, tribuerem eam Barnabae Pauli fidelissimo socio, aut Apollo, de quo scriptura dicit, quod fuerit Judaeus (sed ad Christum conversus) Alexandrinus genere, vir eloquens et potens in scripturis, et quod vebementer Judaeos convicerit publice» (потом он еще сильнее высказывается за Аполлоса). При этом Озиандер выражает величайшее уважение к посланию: «Aposmolico autem certe spiritu est scripta; fuerunt enim (praeter Paulum et XII apostolos) iis temporibus multi excellentes viri, spiritu Dei illuminati, et in sacris literis egregie exercitati... Quod attinet ad quaedam huj. ep. loca, quae videntur peccatoribus veniam prorsus denegare, accipienda sunt ea non de quolibet peccato contra conscientiam admisso, sed de apostasia voluntaria a vera religione» cet.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

1918 Opera omnia cum et studio Jac. Sirmondi, Par., 1642, 4 vols, fol., добавочный пятый том – Gamier, 1684. Другое издание: J. L. Schulze, Halle, 1768 – " 74, 5 tom. in 10 vols., переиздано J. P. Migne, Par., 1860, in 5 vols. (Patrologia Graeca, tom. lxxx-lxxxiv). Последний том в изданиях Шульце и Миня содержит Gamier, Auctarium ad opera Theod. и его диссертации о жизни и вере Феодорита и о Пятом вселенском соборе. См. также Schröckh, Church History, vol. xviii. 1919 Валесий даже обвиняет его за эти уклонения от темы – что он «quod non tantam diligentium adhibuit in conquirendis antiquitatis ecclesiasticae monumentis, quam in legendis profanis auctoribus». 1920 Первое издание, с парижской рукописи, Rob. Stephanus, Par., 1544. Валесий в своем полном издании использовал еще две рукописи. Новое издание, которое следует Валесию, появилось в Оксфорде в 1844 г. 1921 Валесий хотел ее издать, но удовлетворился приведением вариаций, потому что книга не содержит ничего нового. 1923 Не путать с Никифором, патриархом Константинополя, который был смещен во время спора об образах и умер в 828 г. Его труды, среди которых есть также краткая Chronographia ab Adamo ad Michaelis et Theophili tempora (828), образуют tom. с. в Migne, Patrologia Graeca. 1924 Первое издание на латинском – John Lange, Basil., 1658; на греческом и латинском – Front. Ducaeus, Par., 1630, 2 vols. Существует только одна копия греческой рукописи Никифора, и, насколько мы знаем, она принадлежит императорской библиотеке Вены. 1925 Его труды изданы Vallarsi, Veron., 1745, vol. i, fol. (незаконченное). «История церкви» несколько раз выходила отдельно и в течение долгого времени, по необходимости, была заменителем Евсевия для Запада. 1927 Так рассказывает Руфин, Η. Ε., 1. i, с. 14. Большинство римских историков, Германт, Тиллемон, Батлер и автор Vita Athan, в бенедиктинском издании (tom. i, p. iii), отвергают истинность этого предания, указывая на хронологические нестыковки, а также потому, что считают подобное несовместимым с достоинством святого. Мелер умалчивает об этом моменте.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

I. S. A mbrosius Mediolanensis episcopus:, Opera ad manuscriptos codices Vaticanos, Gallicanos, Belgicos, &c, emendata, studio et labore monachorum ord. S. Benedicti e congreg. S. Mauri (Jac. du Fricke et Nie. de Nourry). Paris, 1686 – «90, 2 vols. fol. Это издание вышло как репринт: Venice, 1748 – »51, 4 vols, fol., и в 1781, 8 vols. 4 to ; а также: Migne, Patrol., Petit-Montrouge, 1843, 2 tom., в 4 частях с некоторыми дополнениями. Libri tres de offieiis и Нехаётегоп Амвросия также часто издавались отдельно. Удобное издание – в Gersdorf, Bibliotheca Patrum Latinorum selecta, vols, viii-ix. Lips., 1839. Его гимны присутствуют также в Daniel, Thesaurus hymnolog., tom. i, p. 12 sqq. II. Paulinus (диакон из Милана, секретарь Амвросия): Vita S. Ambrosii (написана по просьбе святого Августина, основана на личном опыте, сообщениях Марцеллы, сестры Амвросия, и нескольких друзей). Vita анонимного автора, на греческом и латинском, в бенедиктинском издании Opera. В Appendix к tom. ii, ed. Benedictinae. Benedictini Editores: Vita Ambrosii ex ejus potissimum scriptis collecta et secundum chronologiae ordinem digesta, в Bened. ed., Appendix к tom. ii, и в репринте Migne, tom. i (очень подробно и назидательно). См. также Selecta veterum testimonia de S. Ambr. в тех же изданиях. Биографии: Hermant (1678), Tillemont (tom. x, pp. 78–306), Vagliano (Sommario degli archivescovi di Milano), Butler (sub Dec. 7), Schröckh , Böhringer , J. P. Silbert (Das Leben des heiligen Ambrosius, Wien, 1841). Bannard: Histoire de S. Ambroise. Paris, 1871. Ebert : Gesch. der christl. lat. Lit., i, 135–176 (1874). Robinson Thornton : St. Ambrose: his Life, Times, and Teaching. Lond., 1879, 215 pages (Soc. for Promoting Christ. Knowledge). Putt, в Herzog 2 , i, 331–335. J. Ll. Davies , в Smith and Wace, i, 91–99. Cunitz , в Lichtenberger, i, 229–232. Fakrar: Lives of the Fathers (1889), ii, 84–149. о гимнах Амвросия см. особенно Ebert, l. с. Амвросий , сын префекта Галлии (одного из трех великих диоцезов Западной империи), родился в Тревесе (Тревири) около 340 г., получил в Риме образование, чтобы занять один из высших гражданских постов, и позже весьма прославился как оратор, был избран имперским заседателем (претором) в Верхней Италии; там Проб, префект Италии, дал ему замечательный совет, который позже истолковывали как невольное пророчество: «Иди, и действуй не как судья, а как епископ». Он выполнял свои обязанности справедливо и мягко, пользовался всеобщим уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Quecke H. Das Markusevangelium saidisch. Text der Handschrift PPalau Rib. Inv. Nr. 182 mit den Varianten der Handschrift M 596. Barcelona, 1972 (Mk, V в.). Quecke H. Das Lukasevangelium saidisch. Text der Handschrift PPalau Rib. Inv. Nr. 181 mit den Varianten der Handschrift M 596. Barcelona, 1977 (Lk, V в.). Quecke H. Das Johannesevangelium saidisch. Text der Handschrift PPalau Rib. Inv. Nr. 183 mit den Varianten der Handschrift 813 und 814 der Chester Beatty Library und der Handschrift M 596. Barcelona, 1984 (Jn, Vb.). Thompson H. The Coptic Version of the Acts of the Apostles and the Pauline Epistles: Chester Beatty Codex A/В. Cambridge, 1932 (Деяния и послания апостола Павла. Кодекс А около 600 г., кодекс В относится к VII в.). Schlüsser К. Die Katholischen Briefe in der koptischen (sahidischen) Version (Pierpont Morgan M 572) (=Corpus scriptorum christianorum orientalium, 528/529). Louvain, 1991 (Соборные послания, IX в.). Бохаирский диалект: Horner G. The Coptic Version of the New Testament in the Northern Dialect, otherwise called Memphic and Bohairic. Oxford, 1898–1905. 4 vols. Ахмимский диалект: Rösch F. Bruchstücke des ersten Clemensbriefes nach dem achmimischen Papyrus der Straßburger Uni- versitäts- und Landesbibliothek mit biblischen Texten derselben Handschrift. Straßburg, 1910 (Jn, Jac, IV в.) Субахмимский диалект: Thompson H. The Gospel of St. John according to the earliest Coptic manuscript. London, 1924 (Jn, IV в.). Среднеегипетский диалект: Schenke H.-M. Das Matthäus-Evangelium im mittelägyptischen Dialekt des Koptischen (Codex Scheide). Berlin, 1981 (Mt, IV?–V в.). Schenke H.-M. Apostelgeschichte 1,1–15,3 im mittelägyptischen Dialekt des Koptischen (Codex Glazier, G 67). Berlin, 1991 (Act, V в.). Фаюмский диалект: Husselman E. The Gospel of John in Fayumic Coptic (P. Mich. Inv. 3521). Ann Arbor, 1962 (Jn, IV–V? в.). Протобохаирский диалект: Kasser R. Papyrus Bodmer III, Evangile de Jean et Genese I–IV,2 en bohaïrique (=CSCO 177) Louvan, 1958 (Jn, IV–V? в.). Другие переводы

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Надобно заметить, что списков этой литургии вообще доселе не найдено древнее VII или VIII в. 1354 Они уже представляют некоторые особенности, не относящиеся ко времени св. Амвросия, печатные же издания еще более отступают от древнего чина его литургии, сколько возможно восстановить этот чин частью по рукописям, хранящимся в Медиоланской Амвросиевской библиотеке, частью по отрывочным описаниям литургии в собственных сочинениях святителя 1355 . И чем эти издания позднее, тем значительнее оказываются отступления, состоящие в прибавлениях, или опущениях, или изменениях первоначального чина, и притом направленных к большему и большему соглашению текста ее с римско-католическим. Это произошло оттого, что, несмотря на признание самостоятельности медиоланской литургии еще во времена Карла Великого и папы Адриана I, выраженное при последующих папах: Николае II, Александре III и Евгении IV, и, наконец, подтвержденное буллой Александра VI (в 1497 г.) 1356 , стремление римской власти заменить ее римской формой литургии постоянно продолжалось, и потому издатели этой литургии, между которыми были и архиепископы Медиоланские, позволяли себе переделывать древние служебники Амвросиевой литургии и приспособлять их к римско-католическому обряду. Так было при издании в 1560 г. Missale Mediolanense, jussu et cura C. Borromaei, при издании того же миссала Fred. Borromaei в 1609 г., также при издании Сакраментария 1645 г. (и вновь 1669 г.) sub Caesare Montio Archiepiscopo, и еще более в издании кардинала Иосифа Archinti, архиепископа Медиоланского, в 1712 г. 1357 Следствием такого обращения с памятниками древности было то, что нынешняя Амвросиева литургия (в позднейших изданиях), представляя несколько особенностей от римской в несущественных и второстепенных частях, в главнейших своих частях более согласуется с римской, а древнейшая Амвросиева литургия, не согласуясь с римской в главных и существенных частях, описывается более сходной как в этих частях, так и во второстепенных, ближайшим образом с древними галликанской и испанской, а вместе с тем и с восточными литургиями, как можно видеть отчасти из древнейшего и более беспристрастного, хотя и не во всем безукоризненного издания ученого Jac.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010