Адрес : 152155, Россия, Ярославская обл., г. Ростов-Великий, ул. Энгельса, 44 Телефон: +7 (48536) 7-43-69 Факс: +7 (48536) 7-70-01 Экскурсионная служба: +7 (906) 638-58-32 E-mail: jac-mon@mail.ru Официальный сайт: http://www.rostov-monastir.ru/ Подробнее... Троице-Сергиев Варницкий монастырь [ править править код ] Основан Ростовским епископом Ефремом на месте дома родителей Сергея Радонежского. В 1609 г. монастырь сожжен поляками, в конце XVII в. постепенно восстанавливается. Мужской монастырь в 1725 г. становится женским, в 1731 г. - это вновь мужская обитель. В 1920-х закрывается, большая часть зданий уничтожена. В 1990-х передается Троице-Сергиевской лавре. Примечания : На место Троице-Сергиева Варницкого монастыря ранее стояли боярские хоромы преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия. Сейчас на месте их дома возвышается Троицкий собор. Также при монастыре расположена гимназия для 10-11 классов исключительно для мальчиков. Адрес: 152120, Ярославская область, г. Ростов Великий, п. Варницы (п/о п. Ишня), Троице-Сергиев Варницкий монастырь Приемная настоятеля (прием звонков с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00): Паломническая служба (гостиница, экскурсии, трапезная): Варницкая гимназия: Подробнее... Храмы [ править править код ] Основные храмы Ярославской области смотрите ЗДЕСЬ Успенский собор (Ростов) [ править править код ] Главный храм города Ростова – Успенский собор – был построен в 1508-1512 гг. Это уже пятый храм на одном месте, а первые службы начались здесь в 991 г. Его порог многократно истирался стопами святых, по выражению святителя Филарета Романова. Говорят, что прообраз былинного витязя Алёши Поповича был сыном настоятеля Успенского собора и погиб в первой битве русских с монголами на Калке. В 1314 г. здесь был крещён отрок Варфоломей – будущий Сергий Радонежский. С 1702 по 1709 г. здесь звучали богодухновенные проповеди святителя Димитрия Ростовского. В 1894 г. здесь служил литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский . В 1913 г. здесь молились последний царь из династии Романовых Николай II и архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий патриарх.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ раннехристианский апокриф о жизни Пресв. Богородицы и Рождестве Спасителя, относящийся к жанру Евангелий детства . Название Житие Пресв. Богородицы. Створки складня «Богоматерь Виматарисса». Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Житие Пресв. Богородицы. Створки складня «Богоматерь Виматарисса». Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) дано франц. иезуитом Гильомом Постелем ( 1581), нашедшим текст во время путешествия по Востоку и опубликовавшим его на лат. языке ( Bibliander. 1552; греч. оригинал, с к-рого был сделан перевод Постеля, не обнаружен; вероятно, это был текст из литургического сборника). Выражение «протоевангелие» (к-рое часто употребляется по отношению к пророчеству Быт 3. 15) в данном случае подразумевает, что в этом тексте речь идет о событиях, предшествовавших повествованиям о Рождестве Спасителя в канонических Евангелиях. Атрибуция же текста ап. Иакову , брату Господню, приводится в самом памятнике (Protev. Jac. 25. 1). Хотя наименование «Иакова Протоевангелие» закрепилось в научной лит-ре, вероятно, оригинальным было название «Рождество Марии» или «Откровение Иакова» (как в P. Bodmer. V и в большинстве греческих рукописей). Ориген ссылается на некую «Книгу Иакова» в связи с вопросом о братьях Господних ( Orig. In Matth. 10. 17). Апокриф под именем ап. Иакова Младшего был известен свт. Иннокентию I ( Innocent. I, Papa. Ep. Exsuperio episcopo Tolosano. 7//PL. 20. Col. 502). В «Декрете Геласия» упоминаются апокрифы «Книга о Рождестве Спасителя и о Марии, или О повитухе» (Liber de nativitate salvatoris et de Maria vel obstetrice) и «Евангелие под именем Иакова Младшего» (Evangelium nomine Iacobi minoris) (Decret. Gelas.). Текстология Текст И. П. сохранился не менее чем в 147 греч. рукописях, датируемых IV-XVI вв. Древнейшим свидетельством текста И. П. является папирус Бодмера (P. Bodmer. V; III или IV в.), содержащий практически полный текст памятника. Однако в ряде мест текст существенно отличается от того, который преобладает в минускульных рукописях. Главное разночтение - разд. 18. 1 - 21. 3, в папирусе Бодмера он представлен в краткой редакции. Поскольку в том же папирусе находятся тексты апокрифической переписки ап. Павла с Коринфянами, 11-я Ода Соломона, Послание Иуды, гомилия Мелитона о Пасхе, фрагменты христ. песнопения, Апология Филея, Пс 33-34 и 1-2 Петр, можно предполагать, что все собранные тексты имели нек-рое отношение к христ. богослужению или к его истолкованию.

http://pravenc.ru/text/200365.html

1579 Cf. Hebr. 1: 3. 1580 Cf. Hebr. 4: 6. 1581 (ср.: Мф. 11:27) 1582 Cf. Mt. 19: 17. 1583 Cf. I Petr. 2: 9. 1584 Cf. Plato, Theaetetus, 155 d. 1585 Exod., 20: 13.15. 1586 Cf. Mt. 25: 23; Io. 15: 15. 1587 Cf. Eusebius, Hist. Eccl. III, 30, 2. 1588 Cf. I Cor. 7: 29. 1589 Cf. I Cor. 6: 19. 1590 Cf. Plato, Lach., 198 c. 1591 Plato, Menex., 247 e. 1592 Cf. Plato, Rep. IV 436 b. 1593 Cf. CAF III 453 Adesp. 245; Diog. Laert. VII 160; Plato, Philebus, 50 b. 1594 Cf. Diog. Laert. VII 98. 1595 Cf. Jac., 5: 12; Mt. 5: 37. 1596 Cf. Eph. 4: 3. 1597 Theognis, 256; Aristoteles, Ethica Nicom. I 9, 1099 a 28. 1598 Prov. Ï 7; I Cor. 13: 7; I Thess. 2: 4. 1599 Plato, Phaedo, 67d8—10. Cf. Strom. V, 67, 1—3; IV 12, 5. 1600 Cf. Rom. 8: 8. 1601 То есть, среда и пятница. 1602 То есть, воскресенье. 1603 Cf. I Cor. 13: 2. 1604 Cf. Mt. 6: 21; Lk. 12: 34. 1605 Cf. Rom. 2: 29. 1606 Cf. Strom. VI 136, 1. 1607 Cf. Gal. 6: 8. 1608 Cf. Is. 6: 2 sq. 1609 Job 1: 21; 1:1. 1610 Cf. Mt. 6: 12. 1611 Mt. 5: 48; Ps. 33: 12. 1612 Cf. Mt. 5: 28. 1613 Cf. Mt. 10: 16. 1614 Предложение испорчено в тексте и исправлено автором критического издания. 1615 Cf. Mt. 5: 44. 1616 1Кор. 6: 7.8 и сл. Далее в течение главы Климент комментирует и фрагментарно цитирует это место из Послания к Коринфянам. 1617 Cf. Mt. 7: 14. 1618 Cf. Lk. 2: 30; 3: 6. 1619 Cf. Lk. 17: 31 sq. 1620 Cf. Lk. 9: 62. 1621 Источник неизвестен, однако упоминается Тертуллианом и Григорием Нисским (Tert., De carne Christi 23; Greg. Nyss., Adv. Jud. 303). 1622 Odyssea, IV, 233. 1623 Cf. Strom. II 132, 2; Plato, Leg. IV 716 a. 1624 Cf. Exod. 1: 7. 1625 Mt. 5: 9; Strom. IV 40, 2. 1626 Cf. Plato, Rep. V 477 sq. 1627 Cf. Strom. VI 30; Empedocles, fr. 112, 4 DK. 1628 Cf. II Tim. 3: 16. 1629 Cf. I Cor. 10: 3—4. 1630 Cf. I Cor. 10: 5. 1631 Cf. Mt. 7: 21. 1632 Rev. 21: 6; 22: 17. 1633 Cf. Sir. 4: 11. 1634 Cf. Gen. 29: 35. 1635 Cf. Ps. 13: 3; 5: 10. 1636 Plato, Leg. X 891 d. 1637 Текст этого предложения исправлен издателем. Чтение манускрипта сомнительно и звучит примерно так: «Про­поведь Спасителя по пришествии его на землю началась при Авгус­те и Тиберии кесаре (примерно в середине царствования Августа) и завершилась [в это время]».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

Следовательно, человек, благодаря своему видению Бога, без всякого телесного экстаза возвышается до уровня личности, которая может говорить с Богом и может стать другом и соработником Бога. Defensio Hesychastarum II,1,4. (Три триады " В защиту священнобезмолвствующих " ). Op. cit. II,1,5. (См. русск. перевод этого текста. Прим. пер.). P. MANDONNET, Siger de Brabant et l " averoisme latin au XIIIe s., 2eme ed., Louvain 1911,V. II, 175. Sent. I, prol. ed. P. Boener, σ. 13-15. I Cor. 1,18-31; 2, 6-10;II Cor. 1,12. Jac. 3, 13-17. Stromata 6, 17. Op. cim. 1, 5. De congr. 14,71ff. Stromata 1, 5. Ibid. " Мирское знание приветствую я не за иное что, как за его юность (новизну) и ценю его не больше, чем простую служанку; в тебе же я чту истинную госпожу и твое знание ценю как совершеннейшее, удовлетворяющее глубже и благороднее " . (Климент Александрийский. Строматы. Русск. пер. Н. Корсунского - Ярославль, 1890) Capita 88, E. DES PLACES, p. 148, 17. In Psalmos, 14, PG 29, 256. Ad juniores, 2. Defensio hesychastarum, II, 2, 11. Op. cit. II, 1, 28. Op. cit. I, 1, 19. Op. cim. II, 1, 7. Op. cim. I, 3, 14. Op. cim. II, 1, 16. Contra Acindynum, 6, 1//Cod. Coisl. gr. 98,149/149v. Defensio Hesychastarum, II, 1, 5. Epistola I ad Palaman, ed. SCHIRO 243. Epistola I ad Barlaam, 22. Anal. Poster. 1, 8. De anima, ed. Of Oxford ?, 3, 427b/428b. Op. cim. Γ, 3, 428a, sof. Elenchi4,165b,Physica Θ8,262 α Stromata 2, 11. (эта цитата из Стромат приводится по русскому переводу Н. Корсунского). Op. cim. 7, 10. " Вера, если можно так выразиться, есть сокращенное знание необходимейших истин. Познание же есть непреложное и непобедимое, и в слове и в деле обнаружение истин, принятых верой. Это обнаружение, согласное с учением Спасителя и утвержденное на основании веры, ведет ум к знанию, к постижению совершенному и к безгрешности " . (Русск. пер.) Theoreticum φιλοκαλα, ed. 1960, 1, 326. Capita varia, 4, 31. Op. cit. 4, 29. Capita theologica, 1, 22. (p.n.I, 218-219). Capita varia, 4, 29. Epistola I ad Barlaam, 33.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/do...

Peregrinus in Jerus. 1735. pag. 98. Норов. Цит. соч. Ч. II, стр. 247–253. Ritter. Op. cit. В. XVI. s 716. 142 Jamblichus. Vita Piphagori. Cap. III (Edit. Kisl. стр. 40. 42). Геродот. Истор. UII, 19. Scylax Caryandens. Periplus. (Edit. Hudson, pag. 42): Καρμλος ρος ερν Δι ς. Tacitus. Histor. II, 78: est Judaeam inter Syriamque Carmelus, ita vocant montem Deumque; nec simulacrum Deo aut templum situm tradidere majores; aram tantum et reverentiam. Cf. Страбон География, XVI 2, § 27. Plinius. Histor. Nat. V, 17. Sveton. Vespas. V. 158 Jac. de Vitriac. Hist. Hieros. Норов. Цит. соч. Ч II, стр. 251. Солярский. Оп. Библ. сл. Т. II. стр. 381. 161 Норов. Цит. соч. Ч. II, стр. 288. „Близость Назарета дает большое вероятие этому преданию“, – говорит путешественник. 162 Впрочем, некоторые читают не Сунем, а Сонам, , Σωνμ, Σωμαν, Sunam, слав. с21;ман. Winer. Bibl. Realwört. В. II, ss. 245, 246. Солярский. Оп. библ. слов. Т. IV, стр. 74. 190 Не следует смешивать эту Вифсаиду с другой, т. н., Вифсаидой Юлия, расположенной на северном берегу Геннисар. озера. 192 Св. Иоанн Златоуст . Ап. Иоанн происходил „из Вифсаиды“, π Βηθσαιδ. In Joannem homil. 2, p. 8. 9. (op. omn. Ed. Montfaucon. Tom. VIII. Parisiis. 1836). Ориген: π Βηθσαιδ τς Γαλιλαας. (Comment, in Evang Joan. Praefatio. Migne T. XIV). Бл. Феофилакт. Предисловие к Ев. Иоанна, стр. 8,– Euthimius Zigaben. Comment in quatuor Evangelia t. XIX, p 663 (Max. Bibl. vet. patr.): a vico Bethsaida regionis Galilaeae и мн. др. 193 Olshausen. Die Echtheit d vier canonisch. Evang. aus Geschichte d. zwei ersten Jahrhunnderte erwiesen. Königsb. 1823. S. 216. Hauff. Op. cit. S. 17. Lücke. Op. cit. S. 7. Migne. Op cit T. XXIII, p. 40. Starke. В. III, s. 7 и мн. др. 194 Лk. IV, 81. 38 . Mp. I, 21. 29. Krenkel. Der Apostel Johannes. Berlin. 1871. s. 7. Düsmerdieck. Der Apostel Johannes und sein Evangelium. Hannover. 1878. S. 41. Прессансэ на каком-то непонятном основании предполагает, что он родился в Тивериаде. Соч. цит. стр. 155.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

В «Евангелии Фомы» И. П. упоминается только раз в логии 46 (ср.: Лк 7. 28). Еще в 2 логиях, близких к канонической традиции, имя И. П. сознательно пропущено (ср.: логия 78 и Лк 7. 24-25; логия 104 и Мф 9. 14-15; Мк 2. 18). Согласно блж. Иерониму, в «Евангелии евреев», к-рое использовала секта назореев, упоминается совершение И. П. крещения «во оставление грехов». Рассказывается также, что Иисус не захотел принять это крещение, т. к. не имел грехов ( Hieron. Dial. contr. Pelag. III 2//CCSL. 80. P. 99). Свт. Епифаний приводит цитату из «Евангелия евреев», к-рое было хорошо известно эвионитам. В нем говорилось, что И. П. крестил фарисеев и весь Иерусалим. Он одевался в одежды из верблюжьего волоса, носил кожаный пояс и питался диким медом и лепешками. Он совершал крещение покаяния в Иордане во время правления Ирода, когда первосвященником был Каиафа. Он был из рода Аарона, его родители - Захария и Елисавета. Во время теофании после крещения Иисуса глас с небес раздался трижды: 2 раза его слышал Иисус, 1 раз - И. П.; причем перед этим все вокруг озарил «великий свет». Когда И. П. узнал, что перед ним Сын Божий, он сказал Ему: «Молю Тебя, Господи, крести Ты меня». Но Иисус удержал его со словами: «Все, что надлежит, должно быть исполнено» ( Epiph. Adv. haer. XXX 13. 4-8). Св. Иоанн Предтеча. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е - 40-е гг. XI в. Св. Иоанн Предтеча. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е - 40-е гг. XI в. В «Протоевангелии Иакова» приводится рассказ о бегстве Елисаветы, матери И. П., в горы во время избиения младенцев в Вифлееме. Не зная, где спрятать младенца, она воскликнула: «Гора Бога, впусти мать с сыном!» И гора раскрылась и впустила их. «И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их» (Protev. Jac. 22). Далее говорится о том, как Захария отказался выдать местонахождение И. П. слугам Ирода. Тогда Ирод сказал: «Сын его будет царем Израиля». И велел убить Захарию на рассвете у алтаря (Ibid. 23-24). И. П. упоминается в гностическом трактате «Пистис София», где от лица Иисуса Христа говорится о том, что И. П. прежде рождения, еще во чреве матери, получил от Архонтов душу прор. Илии. Этот рассказ представляет собой аллюзию на евангельские слова о пришествии прор. Илии прежде И. П. (Мк 9. 11-13; ср.: Мф 11. 14; 17. 9-13) (NHC. Pist. Soph. 1. 7). В др. месте И. П. упоминается в связи с толкованием Пс 84, в к-ром стих «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84. 11) аллегорически истолковывается как указание на встречу И. П. (олицетворяющего Истину и названного также Силой) и Спасителя накануне крещения (NHC. Pist. Soph. 1. 60-62). В Pistis Sophia. 3. 133 приводится цитата, близкая к Мф 3. 11-12 и Лк 3. 16-17, с разъяснением, что Сила внутри И. П. пророчествовала об Иисусе, Который должен принести таинства в мир и очистить грехи уверовавших грешников. От лица Иисуса говорится, что Он послал Илию в тело И. П. (NHC. Pist. Soph. 3. 135).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Для христ. традиции особое значение имеют благословения и пророчества, связанные с Д. Слова патриарха Иакова о том, что Д. «будет судить народ свой», традиционно истолковываются либо как пророчество о Судии мира Иисусе Христе ( Ephraem Syr. In Gen. 43. 6), либо как указание на пришествие из колена Д. антихриста ( Theodoret. Quaest. in Gen. 112//PG. 80. Col. 224; Hipp. De Crist. et antichr. 14. 8-15. 9), хотя в букв. смысле эти слова исполнились уже в связи с судьей Израиля Самсоном ( Hipp. De Crist. et antichr.; Ambros. Mediol. De Patriarch. 7. 32). То, что Д. называется «змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня» (Быт 49. 17), указывает не только на антихриста, но и на предателя Иуду ( Ambros. Mediol. De Patriarch. 7. 32), а также на те искушения, которые будут претерпевать верные, вставшие на узкий путь спасения во Христе ( Hipp. De bened. Is. et Jac. 22. 7; Ambros. Mediol. De Patriarch. 7. 33), и на их готовность со смирением переносить земные трудности, что позволяет проводить параллель со словами ап. Павла о жале в плоти (2 Кор 12. 7) ( Rufin. De bened. Patr. 2. 17). Если все пророчество относится ко Христу, то слова о змее сопоставляются с Числ 21. 4-9 ( Ephraem Syr. In Gen. 43. 6). Колено Д. не упоминается в Откр 7. 4-8 среди 144 тыс. «запечатленных», что отмечает уже сщмч. Ириней Лионский, интерпретируя слова прор. Иеремии о Д. как о родоначальнике антихриста ( Iren. Adv. haer. V 30. 2). По мнению свт. Андрея Кесарийского, оно заменено коленом Левииным ( Andr. Caes. Apoc. VII 8). Большинство совр. ученых полагают, что место колена Д. в Апокалипсисе заняло колено Манассии. По мнению Дж. Сандерсона, греч. слово ν могло быть опущено по ошибке писца, к-рый заменил его сокращенной формой Μαν[ασσ] ( Sanderson. 1948). Имя колена Д. читается в бохайрском переводе Откр 7. 6. Лит.: Cross F. M. , Freedman D. N. The Blessing of Moses//JBL. 1948. Vol. 67. P. 191-201; Sanderson G. V. In Defence of Dan//Scripture. 1948. Vol. 3/4. P. 114-115; Spina F. The Dan Story Historically Reconsidered//JSOT. 1977. Vol. 4. P. 60-71; Gottwald N. K. The Tribes of Yahweh: A Sociology of the Religion of Liberated Israel, 1250-1050 B. C. E. Maryknoll (N. Y.), 1979; Niemann H. M. Die Daniten. Gött., 1985. (FRLANT; 135); Whitelam K. W. Dan (Person)//ABD. 1992. Vol. 2. P. 10-12; Biran A. Biblical Dan. Jerusalem, 1994; Davies E. W. A Mathematical Conundrum: The Problem of the Large Numbers in Num 1 and 26//VT. 1995. Vol. 45. P. 449-469; Hill C. E. Antichrist from the Tribe of Dan//JThSt. 1995. Vol. 46. P. 99-117; Humphreys C. J. The Number of People in the Exodus from Egypt//VT. 1998. Vol. 48. P. 196-213.

http://pravenc.ru/text/168790.html

5. Dissertatio philosophica de Orbitis Planetarum. Opera Bd XVI – 1801 – Diss. 6. Ueber das Wesen der philos. Kritik etc. Opera Bd XVI – 1802 – Krit. 7. Wie der gemeine Menschenverstand die Philosophie nehme etc. Opera Bd XVI – 1802 – Krug. 8. Verhältnis des Skepticismus zur Philosophie etc. Opera Bd XVI – 1802 – Skept. 9. Glauben und Wissen. Opera Bd I – 1802 – Glaub. 10. Ueber die wissenchaftlichen Behandlungsarten des Naturrechts. Opera Bd I – 1802–1803 – W. Beh. 11. Aphorismen aus der Jenenser Periode. Rosenkranz. S. 537–555 – 1801–1806 – Aphor. I. 12. Aus: Vorlesungen über die Philosophie des Geistes, herausg. von Mollat – 1803–1806 – Mollat. 13. Die Verfassung Deutschlands herausg. von Lasson – 1806–1808 – Lass. I. 14. Phänomenologie des Geistes. Opera Bd II – 1807 – Phän. 15. Philosophische Propädeutik. Opera Bd XVIII – 1808–1811 – Prop. 16. Fünf Gymnasial-Reden, gehalten zu Nürnberg. Opera Bd XVI – 1809–1815 – Gymn. 17. Aus einem Briefe Hegels an Niethammer. Opera Bd XVII – 1812 – Niet. 18. Wissenschaft der Logik. Opera Bd III – 1812–1816 – Log. I. 19. Wissenschaft der Logik. Opera Bd IV – 1812–1816 – Log. II. 20. Wissenschaft der Logik. Opera Bd V – 1812–1816 – Log. III. 21. An den königlich preussischen Regierungsrath und Prof. F. v. Raumer. Opera Bd XVII – 1816 – Raum. 22. Encyklopädie der philosophischen Wissenschaften im grundrisse. Die Logik. Opera Bd VI – 1817. 1827. 1830. – Enc. I. 23. Encyklopädie etc. Naturphilosophie Opera Bd VII. Erste Abtheilung – 1817. 1827. 1830. – Enc. II. 24. Encyklopädie etc. Die Philosophie des Geistes. Opera Bd VII. Zweite Abtheilung – 1817. 1827. 1830. – Enc. III. 25. Ueber Fr. Heinr. Jacobi’s Werke. Dritter Band. Opera Bd XVII – 1817 – Jac. 26. Beurtheilung der im Druck... Landstände... Würtemberg. Opera Bd XVI – 1817 – Würt. 27. Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie. Opera Bd XIII – 1805–1831 – Gesch. Ph. I. 28. Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie. Opera Bd XIV – 1805–1831 – Gesch. Ph. II. 29. Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie. Opera Bd XV – 1805–1831 – Gesch. Ph. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Is the Current Drought God’s Punishment? Photo by Ilya Varlamov God does not only act historically; He also rules the nature which He created. This thought runs throughout Holy Scripture. Psalm 103 is a magnificent hymn to God Who created all things in His wisdom, and Who continues to care not only for man, but for His other creations as well: He watereth the mountains from His chambers; the earth shall be satisfied with the fruit of Thy works. He causeth the grass to grow for the cattle, and green herb for the service of men. To bring forth bread out the earth (Ps. 103:14–15). People of Biblical times always looked at rain as an expression of Divine mercy: And I will make them and the places round about my hill a blessing; and I will cause the shower to come down in his season; there shall be showers of blessing (Ezek. 34:26). The Psalmist praises God’s mercy, for He sent rain even while the Jews were wandering in the desert: A rain freely given shall Thou ordain, O God, for thine inheritance; yea, it became weak, but Thou shalt restore it (Ps. 67:10). Also through the Prophet Moses did the Lord reveal to the chosen people that their prosperity depends upon their faithfulness to God, and upon their fulfillment of the commandments which He gave to people. If they stray from their fulfillment of the commandments and worship idols, then The LORD " s wrath be kindled against you, and he shut up the heaven, that there be no rain, and that the land yield not her fruit (Deut. 11:17). On the other hand, the Lord God sends people fruit-giving rain for their pious life: If ye walk in my statutes, and keep my commandments, and do them; Then I will give you rain in due season, and the land shall yield her increase, and the trees of the field shall yield their fruit (Lev. 26:3–4). Referring to the significance of moisture for the earth, the Prophet Hosea says of the Lord: Then shall we know, if we follow on to know the LORD: his going forth is prepared as the morning; and he shall come unto us as the rain, as the latter and former rain unto the earth (Hos. 6:3). After a dry summer beginning in mid-May until the second half of October, a rainy period begins in Palestine. The most fruitful rains were the early (October­–November) and the late (February–early March) rains, which are often cited in Holy Scripture (see Jer. 5:24; Jac. 5:7). The late, spring rains were especially needed for a fruitful harvest. Thanks to these rains, the reservoirs were filled from which crops were irrigated during the dry summer months.

http://pravoslavie.ru/38687.html

Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. 2-я пол. XVI в. (СИХМ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. 2-я пол. XVI в. (СИХМ) Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Роспись ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль. 1694-1695 гг. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Роспись ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль. 1694-1695 гг. В апокрифическом «Послании Иакова» в составе сборника из Наг-Хаммади приводятся слова Спасителя о том, что «голова пророчества была отрублена вместе с головой Иоанна» (NHC. Ep. Jac. I 2. P. 6. 28-7. 1). В «Свидетельстве истины», др. сочинении из Наг-Хаммади, говорится о том, что Сын человеческий, будучи чужд осквернения, явился в мир на Иордане и Иордан повернул при этом вспять. И. П. засвидетельствовал схождение Иисуса, поскольку он один увидел силу, к-рая сошла на Иордан. Так закончилось царство плотского рождения. Далее речь идет о схождении Св. Духа как голубя, но текст в этом месте сильно поврежден (NHC. Testim. verit. IX 3). В Псевдо-Климентинах И. П. носит прозвище Омывающийся ежедневно (μεροβαπτιστς) и выступает основателем секты, но при этом является предтечей (προδος) Христа ( Ps.-Clem. Hom. 2. 23; в Hom. 2. 17 присутствует тема 2-го Илии). Говорится, что у И. П. было 30 учеников (среди них была женщина) по числу лунных месяцев, подобно тому как у Спасителя было 12 учеников по числу солнечных месяцев. Ученики И. П. отделились от народа и провозгласили его пророком и Христом вместо Иисуса ( Ps.-Clem. Recogn. 1. 53-54, 60). Самым лучшим учеником был Симон Волхв. Однако преемником И. П. обманом стал Досифей (Ibid. Hom. 2. 24; ср.: Ibid. Recogn. 2. 8, 11). Образ И. П. в творениях отцов Церкви и раннехристианских писателей Сщмч. Игнатий Богоносец упоминает крещение Господне от Иоанна ( Ign. Ep. ad Smyrn. 18. 2) и объясняет его тем, что Иисус «крестился для того, чтобы Своими страданиями очистить и воду» ( Ign. Ep. ad Eph. 18. 2). Подробно об И. П. говорит сщмч. Иустин Философ. Он объясняет, что явление прор.

http://pravenc.ru/text/471450.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010