Месторасположение и план монастыря Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность монастыря [ править править код ] Святые [ править править код ] Старцы и подвижники благочестия [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес : 152155, Россия, Ярославская обл., г. Ростов-Великий, ул. Энгельса, 44 Телефон: +7 (48536) 7-43-69 Факс: +7 (48536) 7-70-01 Экскурсионная служба: +7 (906) 638-58-32 E-mail: jac-mon@mail.ru Официальный сайт: http://www.rostov-monastir.ru/ Паломнику [ править править код ] Паломнические и туристические группы принимаются на территории монастыря с проведением экскурсий с 10 часов до 17 часов. Вход в Спасо-Яковлевскую обительЗаявки на проведение экскурсий желательно подавать не позднее одних суток до намеченной даты посещения монастыря. Договориться о проведении экскурсий можно по телефонам 8(48536)7-43-69 или +7(915)979-32-47 (спросить экскурсионную службу). Богослужения [ править править код ] Расписание богослужений: В будние дни (в Яковлевском храме): В воскресные и праздничные дни (в Димитриевском храме): В день, предшествующий празднику, в 17:00 служится Всенощное бдение Еженедельно в монастыре совершаются молебны с акафистом начало – в 15:00 Гостиницы [ править править код ] К сожалению, на текущий момент, в обители нет условий для принятия паломнических групп на ночлег. Трапезные [ править править код ] Паломнические группы численностью до 50 человек могут заказать обед в монастырской трапезной с предварительной заявкой за неделю до намеченной даты посещения монастыря. Возможность пообедать предоставляется только с 13 часов до 16 часов. Договориться об обеде необходимо по телефону +7 (48536)7-43-69 (спросить экскурсионную службу). Для паломнических групп, остающихся на вечернее богослужение в обители или на ночлег, возможно предоставление монастырского ужина. Экскурсии [ править править код ] Уже 8 лет в монастыре успешно работает экскурсионная служба, экскурсоводы которой проводят коллективные, семейные и индивидуальные экскурсии по Спасо-Яковлевскому Димитриеву монастырю и по главным достопримечательностям Ростова Великого и его пригорода. Возможно проведение экскурсий, как для паломнических, так и для туристических групп. Основной численный состав групп от 1-го до 50 человек. Группы большего численного состава по предварительной договоренности разбиваются на подгруппы, каждой из которых выделяется персональный экскурсовод.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Яковлевс...

A. Jungmann. Münster, 1970. Bd. 2. S. 521-526; Heck E. Die dualistischen Zusätze und die Kaiseranreden bei Lactantius: Untersuch. zur Textgeschichte der «Divinae institutiones» und der Schrift «De opificio Dei». Hdlb., 1972; Barnes T. D. Lactantius and Constantine//JRS. 1973. Vol. 63. P. 29-46; Opelt I. Formen der Polemik im Pamphlet «De mortibus persecutorum»//JAC. 1973. Vol. 16. P. 98-105; Fabrega V. Die chiliastische Lehre des Laktanz: Methodische und theol. Voraussetzungen und religionsgeschichtlicher Hintergrund//Ibid. 1974. Vol. 17. P. 126-146; Messmer E. Laktanz und die Dichtung: Diss. Münch., 1974; Perrin M. Introd.// Lactance. L " ouvrage du Dieu Créateur. P., 1974. Vol. 1. P. 11-97; idem. L " homme antique et chrétien: L " anthropologie de Lactance: 250-325. P., 1981; idem. Introd.// Lactance. Épitome des Institutions divines. P., 1987. P. 7-51; Lamirande E. Lactance//DSAMDH. 1976. T. 9. P. 48-59; Pizzani U. Osservazioni sulla genesi della teologia della storia in Lattanzio//Augustinianum. R., 1976. Vol. 16. P. 53-60; De Salvo L. A proposito della datazione del «De mortibus persecutorum» di Lattanzio//RSChIt. 1977. Vol. 31. P. 482-484; Lactance et son temps: Recherches actuelles: Actes du IV Colloque d " Études Historiques et Patristiques. P., 1978; Ogilvie R. M. The Library of Lactantius. Oxf., 1978; Studer B. La sotériologie de Lactance//Lactance et son temps. P., 1978. P. 253-272; Casey S. C. The Christian Magisterium of Lactantius. Montreal, 1979; Christensen A. S. Lactantius the Historian: An Analysis of the «De mortibus persecutorum». Cph., 1980; McGuckin J. A. Researches into the «Divine institutes» of Lactantius: Diss. Durham, 1980; idem. The Christology of Lactantius//StPatr. 1982. Vol. 17. Pt. 2. P. 813-820; idem. Spirit Christology: Lactantius and His Sources//HeyJ. 1983. Vol. 24. P. 141-148; idem. Lactantius as Theologian: An Angelic Christology on the Eve of Nicaea//RSLR. 1986. Vol. 22. P. 492-497; idem. Does Lactantius Denigrate Cyprian?//JThSt.

http://pravenc.ru/text/2462563.html

C., de, ed. Œuvres de St. Augustin. Ser. 3. P., 1974. T. 23: Premières polémiques contre Julien. P. 659-827. (Biblioth. augustinienne); Mengarelli A. La libertà cristiana in Agostino e Pelagio//Augustinianum. R., 1975. Vol. 15. N 3. P. 347-366; Wermelinger O. Rom und Pelagius: Die theologische Position der Römischen Bischöfe im Pelagianischen Streit in den Jahren 411-432. Stuttg., 1975; MacQueen D. J. John Cassian on Grace and Free Will: With Particular Reference to Institutio XII and Collatio XIII//RTAM. 1977. Vol. 44. P. 5-28; Beatrice P. F. Tradux peccati: Alle fonti della dottrina agostiniana del peccato originale. Mil., 1978; Duval Y.-M. Julien d " Éclane et Rufin d " Aquilée: Du concile de Rimini à la répression pélagienne//REAug. 1978. Vol. 24. N 3/4. P. 243-271; idem. La date du «De natura» de Pélage: Les premières étapes de la controverse sur la nature de la grâce//Ibid. 1990. Vol. 36. N 2. P. 257-283; idem. Pélage en son temps: Données chronologiques nouvelles pour une présentation nouvelle//StPatr. 2001. Vol. 38. P. 95-118; Patout Burns J. Augustine " s Role in the Imperial Action Against Pelagius//JThSt. N. S. 1979. Vol. 30. N 1. P. 67-83; Tibiletti C. Libero arbitrio e grazia in Fausto di Riez//Augustinianum. 1979. Vol. 19. N 2. P. 259-285; Scheffczyk L. Urstand, Fall und Erbsünde: Von der Schrift bis Augustinus. Freiburg i. Br., 1981. (Handbuch der Dogmengeschichte; Bd. 2. Fasz. 3A. Tl. 1); Dewart J. McW. The Christology of the Pelagian Controversy//StPatr. 1982. Vol. 17. Pt. 3. P. 1221-1244; Dassmann E. Zum Paulusverständnis in der östlichen Kirche//JAC. 1986. Bd. 29. S. 27-39; Moreschini C. Gerolamo tra Pelagio e Origene//Augustinianum. 1986. Vol. 26. N 1/2. P. 207-216; Nuvolone F. G., Solignac A. Pélage et Pélagianisme//DSAMDH. 1986. T. 12. Pt. 2. Col. 2889-2942; Markus R. A. The Legacy of Pelagius: Orthodoxy, Heresy and Conciliation//The Making of Orthodoxy: Essays in Honour of H. Chadwick. Camb., 1989. P. 214-234; Mathisen R. W. Ecclesiastical Functionalism and Religious Controversy in Fifth-Century Gaul.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

А. могли помещаться в поля или ковчеги икон в качестве святынь, напр., в верхнее поле мозаичной иконы вмч. Димитрия Солунского (XIV в. Музей Сассоферрато в Италии) врезана свинцовая А. с агиасмой от мощей вмч. Димитрия. В ср. века производство металлических А.- евлогий с изображением евангельских сцен и храма Гроба Господня в Иерусалиме получило широкое развитие на Св. земле в эпоху крестовых походов, особенно в XII в. Особую группу составляют т. н. кровавые А., найденные в захоронениях рим. катакомб (ampullae sanguinolentiae, phiolae cruentiae rubricatae). Содержимое А., составляющее красный осадок, долгое время рассматривали только как кровь раннехрист. мучеников. Однако большинство локул с подобными А. создано после эпохи гонений; среди них есть и нехрист., в нек-рых погребены новорожденные младенцы. В средневек. Европе для А. делали ларцы (хризматории) из позолоченной меди или серебра с отделениями по числу хранимых в них сосудов. Представления об А. со священным маслом играли важную роль в католич. традиции коронования правителей (особенно во Франции) (см. Монархия , св. Ремигий Реймский). Ист.: Egeriae peregrinatio. 24, 9//Éthérie: Journal de voyage. P., 1948. (SC; 21). Лит. : Leblant E. La Question du vase de sang. P., 1858; Фрикен А. фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. М., 1872. Т. 1. С. 99-102; Лопарев Х. М. Книга паломник: Сказание св. мест во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г.//ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3 (51). С. 2, 42, 72; Kaufmann K. M. Die Menasstadt. Lpz., 1910. Bd. 1; Mercati S. G. Sanctuarii e reliquie cosmanminopolimane secondo il Codice Ottoboniano Latino 169 prima della conquista latina (1204)//Rendiconti della Pontificia Accademia Romana di Archeologia. 1936. T. 12; Coens M. Un sermon inconnu de Rupert abbé de Deutz, sur S. Pantaléon//AnBoll. 1937. T. 55; Grabar A. Les ampoules de Terre Sainte: Monza. Bobbio. P., 1958; RBK. Bd. 1. S. 137-142; Wilkinson J. Egeria " s Travel. L., 1971; Engemann J. Palästinische Pilgerampullen im F. J. Dölger-Inst. in Bonn//JAC. 1973. Bd. 16. S. 5 ff.; Weitzmann K. Loca sancta and the Representational Arts at Palestine//DOP. 1974. Vol. 28. P. 33ff.; Metzger C. Les ampoules à eulogie du Musée du Louvre//Notes et documents des Musées de France. P., 1981. Vol. 3; Vikan G. Byzantine Pilgrimage Art. Wash., 1982; K ü tsche- Breitenbruch L. Pilgerandenken aus dem Heiligen Land//Vivarium: Festschrift Th. Klauser zum 90. Geburtstag. Münster, 1984 (JAC; Erg.-Bd. 11). S. 229-246; Залесская В. Н. Ампулы-евлогии из Малой Азии (IV-VII вв.)//ВВ. 1986. Т. 47. С. 182-190; она же. Прикладное искусство Византии IV-XII вв. СПб., 1997. С. 19.

http://pravenc.ru/text/114590.html

Mil., 1999; Rousseau Ph. Basil of Caesarea. Berkeley, 1994; Kamesar A. San Basilio, Filone e la tradizione ebraica//Henoch: Studi storicofilol. Torino, 1995. Vol. 17. P. 129-140; Vogt H. J. Zum Briefwechsel zwischen Basilius und Apollinarius: Übers. der Briefe mit Kommentar//ThQ. 1995. Bd. 175. N 1; Епифанович С. Л. Прп. Максим Исповедник и визант. богословие. М., 1996; Torchia N. J. Sympatheia in Basil of Caesarea " s Hexaemeron: a Plotinian Hypothesis//JECS. 1996. Vol. 4. N 3. P. 359-377; Drecoll V. H. Die Entwicklung der Trinitätslehre des Basilius von Cäsarea: Sein Weg vom Homöusianer zum Neonizäner. Gött., 1996; idem. An welcher Krankheit litt Basilius?//JAC. 1997. Bd. 40. S. 147-157; Муравьев А. В. Переписка Юлиана Отступника и св. Василия Великого (BHG, 260) в связи с житийной традицией последнего//ВДИ. 1997. 2. С. 138-145; Медведев И. П. Визант. гуманизм XIV-XV вв. СПб., 19972; Азовкин С. Традиции раннего вост. монашества в связи с Уставами прп. Пахомия Великого и свт. Василия Великого//Духовный мир. Серг. П., 1997. 4. С. 5-43; Franzenburg G. Basil of Caesarea as a Spiritual Teacher//Studies in Spirituality. Kampen, 1997. Vol. 7. P. 55-66; Keidel A. G. Basil of Caesarea " s Use of Romans 7 as a Reflection of Inner Struggle//StPatr. 1997. T. 32. P. 136-140; Sleiman Abou Zeid P. Le monachisme cappadocien (Saint Basile le Grand)//Patrimoine Syrique: Actes du colloque 5: Le monachisme Syriaque: Aux Premieres siècles de l " Êglise, 2e - début 7e siècle. Antélias [Liban], 1998. Vol. 1. P. 105-113; Neri U. Basilio//Fondatori del monachesimo. Casale Monferato, 1998. P. 53-95; Марру А.-И. История воспитания в античности. М., 1998; Attinger D. Intransigeance et douceur: Une lecture des Grandes Règles de St. Basile//Proche-Orient Chrétien. 1999. Vol. 49. P. 229-256; Лосский В. Н. Боговидение// он же. Богословие и Боговидение. М., 2000. С. 112-272; он же. Исхождение Св. Духа в православном учении о Троице//Там же С. 347-376; Lipatov N. A. The Statement of Faith attributes to St.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Цельс, согласно Оригену, относил убийство вифлеемских младенцев ко времени тетрарха Ирода Антипы ( Orig. Соптг. Cels. 1. 58); и хотя Ориген подчеркивает, что Цельс не считал это событие исторически достоверным (Ibid. 1. 61), он, однако, не отметил противоречие в аргументации Цельса. Избиение младенцев. Рельеф врат св. Раньери в Пизанском соборе. Мастер Бонанно Пизано. Ок. 1180 г. Избиение младенцев. Рельеф врат св. Раньери в Пизанском соборе. Мастер Бонанно Пизано. Ок. 1180 г. Блж. Иероним писал, что многие толкователи Мф 2. 22 путали И. В. с Иродом Антипой. Так, св. Петр Хрисолог характеризует И. В. так же, как и Антипу ( Petr. Chrysolog. Serm. 86. 3; 127. 3). В «Истории Иосифа плотника» (8. 1) (сохр. в копт. версии; нем. изд.: Die Geschichte von Joseph dem Zimmermann/Übers. S. Morenz. B., 1951. (TU; 56)) И. В. приписывается казнь Иоанна Предтечи, к-рая, как известно, произошла по приказу Антипы; там же (8. 3) о смерти И. В. говорится со ссылкой на Деян 12. 23. В «Евангелии Гамалиила» иудейский царь назван Иродом или И. В. и никак не объясняется, что речь здесь идет о 2 разных лицах. Тема избиения вифлеемских младенцев по повелению И. В. присутствует в толкованиях уже раннехристианских авторов. В Иакова Протоевангелии тяжесть греха И. В. умножается, т. к. не указывается, что убийство младенцев произошло только в Вифлееме (Protev. Jac. 22. 1); мч. Иустин Философ не называет возраст убитых младенцев (2 года и младше) ( Iust. Martyr. Dial. 78. 18; ср.: Orig. Contr. Cels. 1. 61). Согласно «Протоевангелию Иакова» (23), И. В. также приказывает убить первосвященника Захарию, отца Иоанна Предтечи (что, судя по всему, выводится из Мф 23. 35). Аллюзия на этот текст имеется у прп. Ефрема Сирина ( Ephraem Syr. In Diatess. 2. 5, согласно примеч. 3, поздняя глосса). В апокрифическом «Евангелии Псевдо-Матфея» (17. 1) И. В. намеревается даже убить волхвов . Избиение младенцев. Волхвы прощаются с царем Иродом Великим. Витраж в Шартрском соборе. XII в. Избиение младенцев. Волхвы прощаются с царем Иродом Великим. Витраж в Шартрском соборе. XII в.

http://pravenc.ru/text/674087.html

I книги 39 , где описывается провозглашение Никифора Фоки императором. Сочинение дошло до нас в единственном экземпляре, который составляет достопримечательность Лейпцигской городской библиотеки. (Rep. I 17). Это прекрасная пергаментная рукопись в большую четвертку XI–XII в. с киноварными надписаниями и указателями содержания (πναχες), красиво раскрашенными начальными буквами и декоративными обрезами. Издания. 1. Жизнь Василия: Ed. рг. Leo Allatius, Σμμικτα (Colon. Agripp. 1653). – E. Combefis, в Scriptores post Theophanem (CP. 1685) стр. 132 сл. – I. Bekker, Thcophanes continuatus (CB. Bonn 1838) crp. 211–353. Повторено PG, CIX, 225– 309. 2 . De administrando imperio: изд. J. Meursius (Lugd. Bat 1611; повторено 1617). – A. Banduri, Imperium orientale, t. I. (CP Paris 1711). 3 . De thematibus: первую книгу изд. Bon. Vulcanius (Lugd. Bat. 1588). – Вторую книгу изд. F. Morellus (Paris 1609). – Обе книги вместе с De adm. imp. изд. J. Meursius, Lugd. Bat. 1617. – A. Banduri, Imperium orientale (Paris. 1711). т. I. – Вторую книгу издал с введением, принадлежащим к лучшим исследованиям по византийской географии. L. Fr. Tafel, Const, Porph.De provinciis regni Byz. liber secundus (Tubingae 1867). 4 . Издание трех сочинений De adm. imp. De tbem., De caerim. в CB. t.t. I–II ex roc. lo. Jac. Reiskii, т. Ill recognov. I. Bekkerus. Bonnae. 1829–40. – Повторено PG, CXII-CXIII. § 14. Сборники эксцерптов . Среди сборников константиновской эпохи первое место по своему литературно-историческому значению занимают энциклопедии из эксцерптов. Для X в. не была новой мысль приспособить громадные результаты творческой работы прошлого для более удобного пользования современников и потомства путем систематических извлечений; по этому пути в историографии давно пошли Иоанн Антиохийский и другие, а в более широкой области – патриарх Фотий, который дал в своей библиотеке обзор всех отраслей древней литературы. Новой является идея распределить эксцерпты, как книги, на части и главы по специальностям и предметам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Рассказ, вероятно, призван обосновать лидерство И. в общине, причем в отличие от Климента Александрийского и Евсевия Кесарийского источником власти И. выступает Сам Господь, а не др. апостолы. Кроме того, рассказ явно противостоит Мк 10. 35-45, где спор учеников о первенстве получает иное разрешение. «Протоевангелие Иакова» несмотря на апокрифический характер, является одним из важных свидетельств развития представлений ранней Церкви об И. Вероятно, именно он называется автором этого сочинения (Protev. Jac. 25. 1; в Декрете Геласия в соответствии с зап. традицией автор отождествляется с Иаковом Младшим). И. и др. братья Иисуса Христа, согласно «Протоевангелию Иакова», являются детьми Иосифа от 1-го брака (Ibid. 9. 2; 19. 120. 3). О прав. Иосифе сообщается, что он овдовел и был уже в почтенном возрасте (согласно Епифанию Кипрскому, ему было ок. 80 лет), когда по жребию был избран охранять Пресв. Деву. Возможно, его сын И. вел под уздцы ослицу, на к-рой ехала Дева Мария (Ibid. 17. 2) (см. Бегство в Египет ). Кроме того, в «Протоевангелии...» отмечается, что после Рождения Иисуса Христа Мария сохранила девство (Ibid. 19. 1 - 20. 4). «Евангелие евреев» известное лишь во фрагментах, также дополняет образ И. новыми подробностями. В одном из фрагментов (в 6-м по совр. изданиям), который приводит блж. Иероним, говорится, что И., после того как испил чашу Господню, поклялся, что не будет вкушать хлеба, пока не увидит Воскресшего Господа. Тогда Господь явился ему, принес хлеб, благословил его, преломил и подал И. со словами: «Мой брат, съешь свой хлеб, так как Сын Человеческий восстал от спящих» ( Hieron. De vir. illustr. 2). Очевидно, что данный рассказ зависит от целого ряда евангельских сюжетов (помимо синоптических повествований о Тайной вечере автор знал Мф 27. 59 и 26. 51, а также, возможно, Мк 2. 20; при этом весь рассказ противоречит Ин 20. 24-29). В отличие от канонических Евангелий в «Евангелии евреев» утверждается присутствие И. на Тайной вечере, последовательность явлений Воскресшего Христа не совпадает с текстом 1 Кор 15. 7, где И. фигурирует в конце списка. Указание на преломление хлеба может являться аллюзией на практику совершения Евхаристии без вина, известную в ряде еретических общин II-III вв. Егесипп

http://pravenc.ru/text/200153.html

U. Gherner, P. Guglielmotti. Torino, 1985. P. 17-56; Krause M. Zur Möglichkeit von Besitz im apotaktischen Mönchtum Ägyptens//Acts of the II Intern. Congress of Coptk Studies/Ed. T. Orlandi, F. Wisse. R., 1985. P. 121-133; Veilleux A. Monastics and Gnosis in Egypt//The Roots of Egyptian Christianity/Ed. B. A. Pearson, J. E. Goehring. Phil., 1986. P. 271-306; Riaud J. Les Thérapeutes d " Alexandrie dans la tradition et dans la recherche critique jusqu " aux découvertes de Qumran//ANRW. 1987. R. 2. Bd. 20. Tbd. 2. S. 1189-1295; Nürnberg R. Askese als sozialer Impuls: Monastisch-asketische Spiritualität als Wurzel und Triebfeder sozialer Ideen und Aktivitäten der Kirche in Südgallien im 5. Jh. Bonn, 1988; Scholten C. Die Nag-Hammadi Texte als Buchbesitz der Pachomianer//JAC. 1988. Bd. 31. S. 144-172; Dekkers E. Μοναχς: Solitaire, unanime, recueilli//Fructus centesimus: Mélanges offerts à G. J. M. Bartelink/Ed. A. A. R. Bastiaensen e. a. Steenbrugge, 1989. P. 91-104; Kasser R. Le monachisme copte//Les Kellia, ermitages coptes en Basse-Égypte. Gen., 1989. P. 9-20; Burton-Christie D. The Word in the Desert: Scripture and the Quest for Holiness in Early Christian Monasticism. N. Y., 1993; Sagesses de l " Orient ancien et chrétien: La voie de vie et la conduite spirituelle chez les peuples et dans les littératures de l " Orient ancient et chrétien: Conférences IROC [Institut de Recherches sur l " Orient chrétien], 1991-1992/Ed. R. Lebrun. P., 1993; Elm S. Virgins of God: The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxf., 1994; Brakke D. Athanasius and the Politics of Asceticism. Oxf., 1995; Speyer W. Das christliche Ideal der geschlechtlichen Askese in seinen negativen Folgen für den Bestand des Imperium Romanum//Panchaia: FS für K. Thraede/Ed. M. Wacht. Münster, 1995. S. 208-227. (JAC; 22); Wipszycka E. Études sur le christianisme dans l " Égypte de l " antiquité tardive. R., 1996; eadem. Quand a-t-on commencé à voir les moines comme un groupe à part?: Pour comprendre Vita Antonii 46.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Chrysost. In Matth. 12. 3). Соответственно образ голубя в др. книгах ВЗ также становится указанием на К. Г. По мнению блж. Феодорита Кирского, слова из Книги Песни Песней Соломона: «Глаза его - как голуби при потоках вод» (Песн 5. 12) - «…напоминают нам о сошедшем на Него голубе на Иордане» ( Theodoret. Expl. in Cant. Cantic. 5. 12//PG. 81. Col. 160). Образ голубки из Песн 2. 14 также говорит о К. Г. ( Orig. Cant. Cantic. 2. 12). Принесение в жертву всесожжения «чистой и незлобивой голубицы» в ВЗ, считает свт. Кирилл Иерусалимский, также предызображает сошествие Духа Святого в К. Г. ( Суг. Hieros. Catech. 17. 9). Голубь приносит ветвь оливы праотцу Ною. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XI в. Голубь приносит ветвь оливы праотцу Ною. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XI в. Прообразовательное значение в связи с К. Г. в святоотеческой экзегезе придается Иисусу Навину. Так, блж. Феодорит Кирский видит в переходе израильтян под рук. прав. Иисуса Навина через Иордан указание на крещение Самого Христа в водах Иордана ( Theodoret. Quaest. in Jos. 2). Иисус Навин, начав править народом от Иордана, прообразует Христа, Который также начал проповедовать народу Евангелие после Своего крещения в Иордане ( Суг. Hieros. Catech. 10. 11). Как Иисус Навин «провел народ израильский чрез Иордан из пустыни в землю обетованную, так и Спаситель наш провел нас чрез святое и спасительное крещение из пустыни неведения и идолослужения в горний Иерусалим» ( Ioan. Chrysost. In Is. 1. 4; ср.: Idem. De bapt. 4). Среди др. прообразов К. Г. выделяются слова Ис 35. 1-2: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и... они увидят славу Господа, величие Бога нашего», к-рые, по мнению Евсевия Кесарийского, предсказывают приход Спасителя на крещение в пустыню Иордана ( Euseb. Demonstr. IX 6). Тертуллиан, находя прообраз К. Г. в горьких водах, подслащенных брошенным в них прор. Моисеем древом (Исх 15. 23-25), считал, что этим древом «был Христос, превративший Собою нездоровые жилы прежде отравленной и горькой природы в полезнейшие воды крещения» ( Tertull. De bapt. 9. 2-3). Рассказ о железном топоре, к-рый был поднят чудесным образом со дна Иордана прор. Елисеем, бросившим в его воды дерево (4 Цар 6. 5-7), символически указывает на спасение падшего Адама, чей грех «был смыт водой святого крещения нашим Господом, когда Он принял крещение в Иордане» ( Ephraem Syr. In 2 Regn.//Opera omnia/Ed. J. S. Assemani. 1737. Vol. 1. P. 534). В обращенных к Иуде пророческих словах его отца Иакова «Он... моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое» (Быт 49. 11), как считают мн. отцы, одежда символизирует плоть Христову, к-рая была омыта в водах Иордана ( Ambros. Mediol. De patriarch. 4. 24; Hipp. De bened. Is. et Jac. 80. 13). Подобным образом снятие ангелом Господним запятнанных одежд с первосвященника Иисуса и облечение его в светлые одежды (Зах 3. 1-6) указывают на очищение «нашей рабской плоти» в К. Г. ( Greg. Nyss. In bapt. Christ. 8).

http://pravenc.ru/text/2459047.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010