С. 382 окруженный владычним достоинством – хотя Он стал Сыном Давида, взяв тело от Святой Девы – а другие 134 стоят вокруг (Него) как (вокруг) Бога и Царя вселенной, кому из сущих не очевидна разница, разделяющая Христа и ангелов? Ведь Один есть Сын и Бог , тогда как другие хвалятся мерой, подобающей рабам, и подобающим для них считается послушание высшей славе. Но, может быть, кто-то скажет: «Какое рассуждение убедит нас думать, что Рожденный в последние времена века Святой Девой основал землю в начале и воздвигнул сами небеса?». В свою очередь, он услышит от нас, что, если бы он хотел понять смысл истинного соединения – которое не только в лицах, ни по воле, ни по благоволению – он обнаружит, с одной стороны, что человеческие (свойства) стали собственными Богу из-за домостроительства, а с другой стороны, стали нечужды человечеству (свойства), подобающие единственно соединенному с ним Слову. И поскольку Эммануил один, единственный и истинный Сын, мы считаем Его Богом и Человеком. Источники и литература Источники 1 . The Greek New Testament, 5 e ed/ed. B.Aland, K.Aland, J.Karavidopoulos, C.M.Martini, B.M.Metzger. Münster, 2014. 2 . Septuaginta/ed. A.Rahlfs, R.Hanhart. Stuttgart, 2007. 3 . Athanasius Alexandrinus. Oratio I Соптга Arianos//Athanasius. Werke/Hrg. K.Metzler, K.Savvidis. Bd. 1. Die dogmatischen Schriften. Teil 1. Lieferung 2. Berlin– New York, 1998. S.109–175. 4 . Catena in Epistulam ad Hebraeos/Ed. J.A.Cramer//Catenae graecorum patrum in Novum Testamentum. Τ. 7. Catenae in sancti Pauli Epistolas ad Timotheum, Titum, Philemona et ad Hebraeos. Oxonii, 1843. P.112–598. 5 . Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos/Introd., ed., trad. et not. A.Mai//PNB.T.3. Romae, 1845. P.107–127 (греческий текст), P.69–82 (латинский перевод). 6 . Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos/Ed. J.P.Migne//PG.T.74. Lutetiae Parisiorum, 1863. Col. 953–1006. 7 . Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos/Introd., ed., et not. P.E.Pusey//CAO.T.5. Oxonii, 1872. P.362–440.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

117 См. † Prof. Theodor Zahn, Geschichte des neutestamentlichen Kanons L I, S. 286; I, 2 (Erlangen und Leipzig 1889), S. 963–965. 123 Paton J. Gloag, Introduction to the Paiuline Episrtes, p. 440. См.еще Dr. Bartholomaus Heigl, Verfasser und Adresse des Briefes an die Hebraer, S. 4–5. 128 Rev. Prof. Th. Andrews, D. D., The Philosophical Background of the Epistle to the Hebrews в «The Expositor» 1917, XI (November), p. 318, 351 sqq., 354 sq., 359, 360 sq., 362. 129 † Prof. Wilhelm Boussem, Die Religion des Judentums im spathellenistischen Zeitalter, 3te Aufl. (vou Prof. Hugo Gressman), Tubingen 1926, S. 194. 131 Такой вывод из слов Евсевия Hiist. eccles. Ill, 3: 5 (см. ниже стр. 32) справедливо делает Rev. Prof. Moses Stuart, A Commentary on the Epistle to the Hebrews, p. 99. 134 † Fr. Bleek, Der Brief an die Hebraer erlautert durch Einleitung, Uebersetzung und fortlaufenden Commentar I (Berlin 1828), S. 390. 138 Dr. Bartholomaus Heigl, Verfasser und Adresse des Briefes die Hebraer, S. 17–18. Cp. проф. Д. И. Богдашевский († архиепископ Василий), Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета, стр. 85–86, хотя автор допускает, что Ипполит не признавал послание к Евреям за Павлово по увлечению полемикой против последователей Феодота. 142 † Prof. Theodor Zahn: Einleitung in das Neue Testament II (Leipzig 31907), S. 123–124; Geschichte des neutestmmentlichen Kanons I. 1, S. 296–297. Prof. Dr. Eduard Riggenbach, Der Brief an die Hebraer ausgelegt (вКоттептаг zum Neuen Testament herausgegeben von Prof. D. Dr. Theodor Zahn), Leipzig 1913, S. X. 144 † Prof. Dr. Nathanael Bonwetsch, Studien zu den Kommentaren Hippolyts zum Buche Daniel und Hohen Liede в «Texte und Untersuchungen» XVI (N.F.D. 2 (Leipzig 1897), S. 25–26. И † Prof. Theodor Zahnдonyckaem, что Ипполит употреблял послание к Евреям, хотя и не как Павлово или каноническое, а как достопочтенное писание из апостольских времен (Geschichte des neutestamentlichen Kanons I, 1, S. 297 и cp. 300). 146 Epiphanii haer. LV, 1 ap. Migne gr. XLI, col. 972: ... κ τς πρς βραους το Παλου πεστολςπαριστν βουλμενοι. Cp. Ps.-Tertulliani Adversus omnes haereses, cap. VIIÏ Tertulliani quae supersunt omnia ed. Franciscus Oehler, t. II (Lipsiae 1854), p. 764–765.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

3; 27. Fasc. 4; 30. Fasc. 2; 31. Fasc. 1; 35. Fasc. 2; 40. Fasc. 3; 41. Fasc. 3; 43. Fasc. 2; Psychologie de G. A. dit B. H. d " après la huitième base de l " ouvrage Le Candélabre des Sanctuaires/Ed. J. Bako. Leiden, 1948 [Светильник святилища]; The Book Which Is Called The Book of the Holy Hierotheos/Ed. F. S. Marsh. L., 1927 [Книга изложения Иерофея]; Scholia on the Old Testament/Ed. M. Sprengling, W. C. Graham. Chicago, 1931 [Толкование ВЗ: Быт.- Сам.]; L " entretien de la sagesse: Introd. aux œuvres de Bar Hebraeus/Éd. H. F. Janssens. P., 1937 [Книга о премудрости]; Buch der Srahlen: Die grössere Grammatik des Barhebraeus/Hrsg. A. Moberg. Lpz., 1907-1913. 2 Bde; Le Livre des Splendeurs: La grande Grammaire de Grégoire Barhebraeus/Éd. A. Moberg. Lund, 1922 [Книга о святых]; Mushhata d-Mar Gregoryos Yohannan Bar ‘Ebraya/ E d. J. Y. Çiçek. Jerusalem, 1929 [Hol " anda, (St. Ephrem Monastery, 1983)]; [Житница тайн]: публ. разбросана по разн. изданиям - см.: Moss C. Syriac Printed Books. L., 1962. P. 391-398; Graham W. C. Harvard Cod. of the Scholia of B. H.//AJSL. 1931. Vol. 42. P. 26; Jakobitische Sakramententheologie im 13. Jh.: Der Liturgiekommentar des G. B./Hrsg. R. Kohlhaas. Münster, 1959 [Толкование литургии]; Commentary on the Gospels from the Horreum Mysteriorum…/Ed. W. E. W. Carr. L.; N. Y., 1925 [Коммент. на Евангелия из «Житницы тайн»]. Лит.: Райт. Очерк. С. 190-205 [Библиогр.]; Baumstark. Geschihte. S. 313-320; Furlani G. La psicologia di Barhebreo secondo il libro «La crema della sapienza»//RStO. 1931. Vol. 13. P. 24-52; idem. Di tre scritti in lingua siriaca di B. H. sull " anima//ibid. P. 284-308; idem. La demonologia di Bar Hebraeus//Ibid. 1935. Vol. 16. P. 375-387; Koffler H. Die Lehre des Bar Hebraeus von der Auferstehung der Leiber. R., 1933; Honigmann E. Zur Chronographie des Bar Hebraeus//Orient. Literaturzeitung. 1934. Vol. 37. S. 273-283; Jansma T. Barhebraeus " Scholion on the words «Let there be light» (Gen. 1:3) as presented in his «Storehouse of Mysteries»//Abr-Nahrain.

http://pravenc.ru/text/166634.html

166 De trinitate IV, II (Migne lat. X, col. 104): «... facturam autem per id quod Panlus ad Hebraeos dixit» (I, 4. III, 1). 167 De non conveniendo cum haereticis (Migne XIII, col. 782): «... quorum reprobationis exemplum beatus ostendens Paulus dicit ad Hebraeos» (III, 5 sqq.). 170 Corpus scriptorum ecclesiasticorum latiriorum, vol. XVIIÏ Priscilliani quae supersunt recensuit Georgius Schepps (Vindobonae 1889), p. 29 Liber apologeticus) для Евр. 1, 6, 7 «de quo scribtum est»; p. 79 (Tractatus exodi) дляЕвр. III, 16 «sicut scribtum est»; p. 45 (Liber de fide et apocryhis) для Ebp. XI. 5 «Paulus in epistola ad Hebraeos». Еще pp. 7, 28. 45, 49, 55, 58, 70, 97, 112, 113, 118, 119, 121, 130, 136, 138, 142 145, для чего см. в указателе р. 166а. 173 Commentarius in Symbolum Apostolorum, 37 (Migne lat. XXI, col. 374): «Pauli Apostoli Epistolae quatuordecim». 174 Cp. Epistola Pelagii († после 418 г.) ad Demetriadem, cap. 5 к Ebp. VII, 1 сл. (Migne lat. XXX, cot. 20;XXXIII, cot. 20; XXXIII. col. 1102); но теперь оспаривается самая возможность, чтобы этот еретичествующий монах писал какой-либо комментарий на послание к Евреям: см. † Prof. D. Eduard Riggenbach, Unbeachtet gebliebene Fragmente des Pelagius-Kommentars zu den Paullnischen Briefen в «Beitrage zur Forderting christlicher Theologie» herausg. von Proff. A. Schlatter und W. Lutgert IX, 1 (Gutersloh 1905), S. 24; Alexander Souter, The Character and History of Pelagius, Commentary on the Epistles of St. Pant, Oxford 1916. 175 Liber de haeresibus, cap. 88, 89: Migne lat. XII, cot. 1199, 1200–1202. † Prof. Theodor Zahn, Geschichte des neutestamentlichen Kanons II, t, S. 237, 238–239. 181 De doctrina Christiana II, 14 (Migne lat. XXXIV, col. 41, и у † Prof. Theodor Zahn, Geschichte des neutestamentlichen Kanons II, 1, S. 258) прямо указывает послание к Евреям среди канонических писаний Павловыхна 14-м месте. 182 D. Odilon Rottmanner, О. S. В., S. Augustin sul l’auteur de l’epitre aux Hebreux в «Revue Benedictine» XVIII (1901), p. 257–261 утверждает, что сначала и до 406 года блаж. Августин цитует послание к Евреям, как Павлово, а с 406-го по 430 год называет просто «epistula ad Hebraeos».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

298 Prof. E. Jacquier ibid. III, col. 526, 542. † Prof. Moritz v. Aberle, Einleitung in das N. T., S, 539. 300 Dr. Georg Hollmaun, Der Hebraerbrief у W. Bousset und W. Heitmuller III. S. 159. 167, 206–207. Prof. E F. Scott, The Epistle to the Hebrews, p. 24. Rev. J. H. Wade, p. 23–24. 301 Prof. K. A. Credner, Einleitung in das Neue Testament I, 2, S. 491, 548. † Prof. Fr. Bleek: Der Brief an die Hebraer I, S. 40, 285 ff.; Der Hebraerbrief. S. 48. Hermann Messner, Die Lehre der Apostel, S. 293, 294. † Prof. Ad. Hilgenfeld, Einleitung in das Neue Testament, S. 373. Prof. Dr. David Schulz, Der Brief an die Hebraer: Einleitung, Uebersetzung und Anmerkungen, Bresiau 1818, S. 125 ff. † Prof. Fritz Barth, Einleitung in das Neue Testament, S. 2119. † Prof Bernh, Weiss, Der Brief an die Hebraer, S. 68, † Prof. Hermann von Soden в Hand-Commentar zum Nestament III, 2, S. 21. Doz. P. Olaf Мое, Paulus und die evangelische Geschlchte, zugleich ein Beitrag zur Vorgeschichte der Evangelien (Leipzig 1912). S. 39. † Prof. Adolf von Harnack, Geschiehte der altchristlichen Litteratur bis Eusebius II, 1, S. 476. † Prof. Fr. Godet, The Epistle to the Hebrews; the Note ot Warning to Judeo-Christian Church в «The Expositor» 1888, p. 262; Jean Reville, Les origines de le episcopatë etude sur la formation du gouvernement ecclesiastique au sein de l " eglise chretienne dans l’empire Romain (premiere partie), Paris 1894, p. 119. Frederic Rendall, Thelogy of the Hebrew Christians, p. 23, 48–49. † Prof. A. S. Peake, Hebrews, p. 33. 303 Поэтому и Prof. Franz Dibelius, Das Abendmahl, S. 21 выражает справедливое недоумение, как будто «вторая генерация»• появилась лишь в 61-м году и как будто сего не было уже в первую пятидесятницу. 305 † Prof. Alexander Balmain Bruce справедливо заявляет (The Epistle to the Hebrews the FirstApology for Christianity, Edinburgh 1899, p. 33), что индифферентизм к сведениям о Христе был бы со стороны автора «self-stultitifying». 306 Посему категорически констатируется, что писатель послания к Евреям хорошо знал жизнь Христа (Prof. Harris Lachlan MacNeil, The Christology of the Epistle to the Hebrews including its Relation to the Developing Christology of the Primitive Church, Chicago 1914, p 24) и слова Господа († Prof. Dr. Wolfgang Friedrich Gess, Christi Person und Werk nach Christi Selbszeugniss und Zeugnissen der Apostil, IÏ Das apostolische Zeugniss, erste Halfte, Basel 1878, S. 465).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В Павле одинаково обязательны и апостольская самобытность при «самовидцах» и фактическое информирование у них 307 . Поэтому авторское сопричисление к вторичным слышателям глаголов Христовых далеко не отрицает ни апостольского титула у писателя, ни его единства с эллинским благовестником, будучи особым, риторическим оборотом коммуникативного слияния (νακονωσις) 308 , где реально разумеются и характеризуются собственно читатели 309 . См. «Acta Apostolicae Sedis», t. VI, p. 417: De auctore et de modo compositions Epistolae ad Hebraeos (Commissio Biblica, 24 junii 1914): «I. – Urum dubiis quae primis saeculis ob haereticorum imprimis abusum, aliquorum in Occidente animus tenuere circa divinaui inspirationem ac Paulinam originem Epistolae ad Hebraeos tanta vis tribuenda sit ut, attenta perpetua, unanimi ac constanti Orlentalium Patrum affirmatione, cui post saeculum IV totius Occidentalis Ecclesiae plenus accessit consensus, perpensis quoque Summorum Pontificum sacrorumque Conciliorum, Tridentini praesertim actis, necuou perpetuo Ecclesiae universalis usu, haesitare liceat earn non solum inter canonicas – quod de fide definitum est – verum etiam genuinas Apostoli Pauli epistolas certo recensere? R. – Negative. II. – Utrum argumenta, quae desutni solent sive cx insolita nominis Pauli absentia et consueti exordii salutationisque oinissione in epistola ad Hebraeos – sive ex ejusdem linguae graecae puritate, dictionis ac styli elegatia et perfectione, – sive ex modo quo in ea Vetus Testamentum allegatur et ex eo arguitur, – sive ex differentiis quibusdam quae inter hujus ceterarumque Pauli epistolarum doctrinam exsistere practenduntur, aliquomodo ejusdem Paulinam origiueni infirmare valeant; an potius perfecta doctrinae ac sententiarum consensio, admonitionum et exhortationum similitude, necnon locutionum ac ipsorum verborum Concordia, a nonnullis quoque acatholicis celebrate quae inter eam et reliqua Apostoli gentium scripta observantur eandem Paulinam originem commonstrent atque conferment? R. – Negative ad primam partem; affirmative alteram. III. – Utrum Paulus Apostolus it a hulus epistolae auctor censendus sit ut necessario affirmari debeat, ipsum eam totam non solum Spiritu Sancto inspirante concepisse et expressisse, verum etiam ea forma donasse qua prostat? R. – Negative, salvo ulteriori Ecclesiae judicio». См. о сем подробно у Luciano Mechineau, L’Epistola agli Ebrei secondo la riposto della Commissione Biblica (derceto del 24 giunio 1914) в «La Civilta Cattoliea» NN 1593, 1595 (4 nov., 2 dec. 1916), 1598, 1600, 1602, 1604, 1607, 1609, 1612 (20 gennaio, 17 febbrato, 17 marzo, 21 aprile, 2 giugno, 7 luglio, 18 agosto), p. 277, 518, 161, 407, 663, 143, 480, 45. 341, а оттисками в отдельной книжке Roma 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

195 Кроме новацианского ригоризма – заподозривали послание к Евреям и в арианской тенденции (ср. проф. о. Е. А. Воронцов, К вопросу о цитации 39(40) псалма в послании к Евреям в «Христианском Чтении» 1905 г., 10, стр. 521), ибо некоторые ариане пользовались им в своих целях, хотя и отрицали авторство Павлово († Вр. Br. F. Westcott, The Epistle to the Hebrews, p. 3LXXII, как последнее удостоверяется и у Prof. J. А. Cramer, Catenae graecorum patrum in Novam Testamentum, t. VIII (Oxonli 1844), p. 279. 196 † Prof. Franz Delitzsch, Commentar zum Briefe an die Hebraer, S. XIX – с отметкою (S. XXIV), что Запад вообще недолюбливал три иудео-христианские писания – Иакова, I Петр, и Евр. † Prof. Joh. Leonh. Hug, Einleitug in die Schriften tes Neuen Tesiamcnis 3II (Tubingen 1826). S. 481 ff., 489 (хотя в начале Римпринимал: S. 479). † Prof. J. H. Kurtz, Der Brief an die Hebraer, S. 204. † Pror. Dr. Heinrich Klee, Auslegung des Briefes an die Hebraer (Mainz 1833), S. 7. † Rudolphus Cornely S. J., Introductio specialis in singulos Novi Testamenti libros, p. 530. 202 См. † Prof. Franz Delitzsch в «Zeitschrift fur die gesammte lutherische Tlieologie und Kirche» X (1849), 2. S. 262. 203 Rev. Prof. Vernon Bartlet, Barnabas and his Genuine Epistle в «The Expositor» 1902, VI, p. 425. 204 Насколько это было общепринятым и глубоко проникло в сознание верующих, – показывают и акты Сциллитанских мучеников (около 200 года), где на вопрос о вещах, хранящихся в ящике, дается ответ, что там «книги (т. е. Ветхий Завет и Евангелия) и послания Павла, мужа праведного» (libri et epistulae Pauli justi, α καθ μς ββλοι κα α προσειπιτοτοις πιστολα Παλου το σου νδρς). См. Prof. Rudolf Knopf, Ausgewahlte Martyreracten (Tubingen und Leipzig 1901), S. 35, и в «Texts and Studies» ed. by Armitage Robinson I, 2 (Cambridge 1891), p. 114, 115. 205 † Prof. Theodor Zahn даже утверждает, что в древности кто отрицал апостольскую подлинность известного писания, тот усвоял авторство его еретикам (Geschichte des neitestamentlichen Kanons I, 1, S. 281).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

66 Migne gr. XXVIII, col. 293. † Prof. Theodor Zahn, Geschichte des neutestamentlichen Kanons II, 1, S. 316. 68 Thesaurus de sancta et consubstantiabi Trinitate assertiones, 4, 7: Migne gr. LXXV, col. 37, 40, (44), 49, 84, (89), 93. 69 Argumentum Epistolae Pauli ad Hebraeos: Migne gr. LXXXV, col. 773–778. Cp и у † Prof. H. v. Soden, Die Schriften des Neuen Testaments I, S. 347, 353, 355, 360. 71 Haer. XLII, 12: Migne gr. XLI, col. 809–812. См. и у † Prof. Theodor Zahn, Geschichte des neutestamentlichen Kanons II, 1, S. 179. 72 Haer. LXIX, 37 (Migne gr. XLII, col. 260 (об арианах: κα πρτον μν τν πιστολν τατην, τν πρςβραους φημ, πωθονται, φσει ατν ναιροντες π το ποστλου, κα λγοντες μ εναι το ατο. 73 Carmen de verls Sripturis, 35: Migne gr. XXXVII, col. 474. См. и † Theodor Zahn, Geschichte des neutestanientlichen Kanons II, 1, S. 217. 76 Jambi ad Seleucum, 307–309 у Migne gr. XXXVII, col. 1597, и † Prof. Theodor Zahn, Geschichte des neutestanientlichen Kanons II, 1, S. 219: τινς δ φασι τν προς βραιους νθον, οκ ε λγοντες γνησα χρις. 85 Julius A. Bewer, The History of the New Testament Canon in the Syrian Church в «The American Journal of Theology» IV, 2 (April, 1900)» p. 358–359. 88 См. и † Prof. H. B. Swete, The Apocalypse of St. John, London 31911, p. CXVÏ «Junilius... represents the Biblical criticism of the school of Nisibis in the sixth century». 89 Instituta regularia divinae legis (De partibus divlnae legis) I, 6: Migne lat. LXVIII, col. 19. 90 Epistola ad Dardanum CXXIX, 3 ap. Migne Iat. XXII, col. 1103–1104 vas electionis loquitur ad Hebraeos (XI, 8 sqq. 13 sqq. 39–40; XII, 22 23). Nec me fugit, quod perfidia Judeorum haec testimonta non suscipiat, quae utique Veteris Testamenti auctoritate formata sunt. Illud nostris dicendum est, banc epistolam quae inscribitur ad Hebraeos, non solum ab ecelesiis Orientis, sed ab omnibus retro ecclesiasticis Graeci sermonis scriptoribus, quasi Pauli apostoli susclpi, licet pleriqne cam vel Bamabae, vel Clemciitis arbitretur; et nihil interesse, cujus sit, cum ecclesiastici viri sit et quotidie ecclesiarum lectione celehretur. Quod si earn Latinorurn consuetudo non recipit inter Scripturas canonicas; nec Graecorum quidem ecclesiae Apocalipsin Joannis eadem liberate suscipiunt; et tamen nos utramque suscipimus, nequaquam hujus temporis consuetudinem, sed veterum scriptorum autoritaten sequentes, qui plerumque utriusque abutuntur testirnoniis, non ut interdum dc apocryphis facere solent, quippe qui et gentilium Iitterarum raro utantur exemplis, sed quasi canonicis et eccleslasticls». Творения блаж. Иеронима, ч. III, изд. 2 (Киев 1903), стр. 315–316.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Первый труд по б. археологии принадлежит Иосифу Флавию и называется « ουδακ ρχαιολογ α» или " ρχαιολογ α τν ουδα κ» (Antiquitates judaeorum). В нем, на ряду с историческими сведениями, встречается много сведений, относящихся к б. археологии. Отцы и учители церкви в понимании библейских древностей руководились, кроме библии, этим трудом Иосифа Флавия. Из святоотеческих сочинений, имеющих отношение к б. археологии, можно отметить лишь одно, как сочинение специально археологического содержания, именно, сочинение св. Епифания кипрского : « Περ μτρων κα σταθμν», в котором между прочим говорится о мерах скинии. У блаж. Феодорита и Иеронима дано много материала, имеющего значение для б. археологии, но нет специального сочинения по этой отрасли знания. Появление специальных трудов по б. археологии начинается со времени реформации Лютера, когда особенно оживился интерес к библейским вопросам. Собрание наиболее ценных исследований этого рода, имеющих отношение к б. археологии и явившихся в XVI, XVII, XVIII в.в., находится в издании Блязия Уголини (Ugolini): «Thesaurus antiquitatum sacrarum, complectens selectissima clarissimorum virorum opuscula, in quibus veterum hebraeorum leges, mores, instituta, ritus sacri et civiles illustrantur» (34. tt). Из отдельных систем по б. археологии, явившихся в XVII веке, следует отметить: Lund Ioh., «Die alten judischen Heiligthümer, Gottesdienste und Gewohnheiten», 1695; Spenzer Joh., «De legibus hebraeorum ritualibus earumque rationibus», 1685 (2 изд. 1775 г.); Vitringa Camp., «De synagoga vetere libr. 3», 1696. Из отдельных систем, явившихся в XVIII веке, следует отметить: Reiandi Hadriani, «Antiquitates sacrae veterum hebraeorum», 1708; – Michaëlis, «Mosaisches Recht», 1770 1775; – Bauer G. L., «Kurzgeiasstes Lehrbuch der hebräischen Alterthümer», 1797 (2 изд. Rosenmüller’á в 1835 г.). В XIX веке особенно оживилась литература по библ. археологии. Из отдельных систем по этой отрасли знания, явившихся в XIX веке, следует отметить следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

412 Повествует только о чудесах, совершенных самим Иисусом, и именно о чудесном укрощении диких зверей; о чудесах же, совершенных посредством пеленок Иисуса, и воды, в которой Его омывали, – оно умалчивает. 413 В прежнем кратком виде эта книга оказывается в сущности первой половиной найденной Thilo (в Парижской библиотеке) более подробной книги такого же наполненная чудесами сказочными содержания; а всю книгу (48 глав) Tischendorf издал как Pseudo–Matthaei evangelium и присоединил сюда корреспонденцию. 414 Сравн. о них преимущественно Dav. Fr. Schütz De evangeliis, quae ante evangelia canonica in usu ecclesiae christianae fuisse dicuntur. Regiom. 1812. 4.; Olshausen Die Echtheit der 4 canon. Evangelien aus der Gesch. 2. ersten Iahrhunderte erwiesen 1823, во многих местах, особенно s. 40 и д. 415 Если новозаветные Евангелия не подлинны, в таком случае нельзя сказать ничего определенного и об евангелии от евреев и подобных, потому что их существование подтверждается только теми же свидетелями, которые говорят о канонических Евангелиях. И это еще не все. Важно то, что в таком случай нельзя сказать ничего определенного и о подлинности писаний всех тех лиц, которые свидетельствуют о тех и других Евангелиях, (именно – писаний Иринея, Климента, Оригена , Тертуллиана и т. д.), потому что они не столько достоверны исторически, как наши канонические Евангелия. 416 Εαγγελ δ μν τ αϑ βραους λεγομν χρμεοι (lib. III, 23 он вообще сказал о евангелии от евреев: μλιστα βραων ο τν Χριστν παραδεξμενοι χαρουσιν). 418 Evangelium quoque, quod appellatur secundum Hebraeos et a me nuper in graecum Iatinumque sermonem translatum est. cet. 421 χουσι. δ τ ατ Ματϑαον εαγγλιον πληρστατον (integrum; ср. Ириней adv. haer. III, 11). Точнее выражается Епифаний haeres. XXX, 13. εν τ γον παρ ατος εαγγλω ατ Ματϑ. νομαζομν, οχ λ δ πληρεστατ, λλ νενοϑευμν . τ. λ. 422 In evangelio juxta Hebraeos (quod chaldaico quidem syroque sermone, sed hebraicis literis scriptum est), quo utuntur usque hodie Nazareni, secundum apostolos, sive ut plerique autumant juxta Matthaeum. Hieron. lib. 3 adv. Pelag.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010