Л. внесли значительный вклад в развитие культуры доислам. арабов. При их дворе устраивались поэтические состязания и жили мн. выдающиеся поэты, в т. ч. христианин Ади ибн Зайд аль-Ибади . Считается, что именно в Хире сложилось то поэтическое койне, на к-ром создавались шедевры классической араб. поэзии. Ист: надпись из Немары: Calvem Y., Robin Ch. Arabie heureuse, Arabie déserte: Les antiquités arabiques du Musée du Louvre. P., 1997. P. 265–269. N 205 (AO 4083); визант.: Procop. Bella. I 17. 1, 30–48; 18. 9–12; II 1. 1–3, 12–15; 3. 47; 4. 17–26; 16. 17–19; 19. 34; 28. 12–14; Ioan. Malal. Chron. 2000. P. 363, 372, 386–388, 390, 431; Theoph. Chron. P. 141, 144, 146–147, 170–171, 178–179, 240; сир.: Bedjan. Acta. T. 4. P. 507–644; The Chronicle of Joshua the Stylite composed in Syriac A. D. 507/Ed., transl. W. Wright. Camb., 1882. P. 47–49, 54–57; Chabot. Synod. orient. P. 25–60, 526–527 [texte], 299–307, 532–533 [trad.]; Пигулевская Н. В. Сирийская средневек. историография: Исслед. и пер. СПб., 2000. С. 559–560, 597–603; араб.: Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden: Aus der arabischen Chronik des Tabari/Übers. Th. Nöldeke. Leiden, 1879. S. 86–98, 132, 148, 167–169, 172, 221, 238, 254, 312–317, 345–349, 465–466; Hamzae Ispahanensis Annalium libri X/Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 94–114; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 73–89; Ibn Wâdhih qui dicitur al-Ja‘qubî. Historiae: Pars prior historiam ante-islamicam continens/Ed. M. Th. Houtsma. Lugd. Batav., 1883. P. 236–246; Caskel W. amharat an-Nasab: Das genealogische Werk des Hišâm ibn Muammad al-Kalbî. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 176, 246; Bd. 2. S. 354, 375. Лит.: Rothstein G. Die Dynastie der Lahmiden in al-Hîra: Ein Versuch zur arabisch-persischen Geschichte zur Zeit der Sasaniden. B., 1899; Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 22-35, 57-123; Колесников А. И. Сражение при Зу  -Ка  ре//ППС. 1969. Вып. 19(82). С. 76-86; Trimingham J. S. Christianity among the Arabs in Pre-Islamic Times. L.; N. Y., 1979; Shah î d I. Byzantium and the Arabs in the 4th Cent. Wash., 1984; idem. Lakhmids//EI. 19862. Vol. 5. P. 632-634; idem. Byzantium and the Arabs in the 5th Cent. Wash., 1989; idem. Byzantium and the Arabs in the 6th Cent. Wash., 1995-2009. 2 vol., 4 pt.

http://pravenc.ru/text/Лахмана.html

Вопросы о месте «И.» в кодификационной программе императоров Македонской династии (прежде всего о соотношении «И.» с «Прохироном» и о наличии у «И.» законной силы) остаются дискуссионными. «И.», как сказано в заглавии сборника, издана императорами «Василием, Львом и Александром», т. е. Василием I Македонянином и его сыновьями - Львом VI Мудрым и Александром. Поскольку они оба были соправителями своего отца в 879-886 гг., составление «И.» может быть отнесено к этому периоду (до 29 авг. 886, когда умер Василий Македонянин). Согласно К. Э. Цахарие фон Лингенталю, «И.» возникла в 884-886 гг. (Collectio librorum juris graeco-romani ineditorum. 1852. P. 56); Т. ван Бохове предлагает датировать «И.» 880-883 гг. ( Bochove. 1996. P. 7-29); А. Шминк настаивает на 885 или даже на 886 г. ( Schminck. 1986. S. 14-15; Idem. [Rec. ad op.:] Bochove. 1998. S. 350-351; см. резюме дискуссии: RegImp. 2003 2. N 505b). Традиционно «И.» считалась 2-м изданием «Прохирона» (см., напр.: Mortreuil. Histoire du droit. T. 2. P. 44, 46). Однако еще в XIX в. было замечено, что порядок титулов и глав в 2 сборниках различен и что в «И.» имеются целые титулы, отсутствующие в «Прохироне». Оригинальностью отличаются публично-правовые титулы «И.», тогда как нормы частного права в «И.» и в «Прохироне» довольно схожи ( Malafosse. 1953. Col. 355-356). Наиболее заметным содержательным отличием «И.» являются титулы, регламентирующие статус императора и патриарха ( Сокольский. 1894. С. 27-28). В 1986 г. Шминк высказал гипотезу, в соответствии с к-рой «Прохирон» был издан в 907 г., а не в 70-х гг. IX в., как обычно считалось ( Schminck. 1986. S. 62-107). Т. о., не «И.» была составлена на основе «Прохирона», а, наоборот, «Прохирон» - под влиянием «И.». Взгляды Шминка на датировку «Прохирона» и «И.» получили в науке неоднозначную оценку (ср.: Bochove. 1996; Медведев. 2001. С. 178-179). Согласно недавней гипотезе Х. Сигнеса Кодоньера и Ф. Х. Андреса Сантоса, «И.» могла быть подготовлена в 880-888 гг. в качестве существенно переработанной и дополненной редакции «Прохирона», составленного в 870-879 гг.; в 887-888 гг. в ходе доработки «И.» для офиц. публикации ее текст был снабжен схолиями ( Signes Codo ñ er, Andr é s Santos. 2007. P. 160-164, 271-274).

http://pravenc.ru/text/674794.html

A=Athens, Εθνικ Βιβλιοθκη 2092 (olim Thessalonica, Γυμνσιον 23). 176 Sixteenth century, paper, i+485 pages. The manuscript is written throughout by a single copyist. It contains two major sections, namely, a collection of Palamite documents in the first half and a collection of anti-Latin writings in the second half. I. Palamite section: Apodictic Treatises (pp. 1–47) 177 Against Bekkos (pp. 48–52) Ep 1 Akindynos (pp. 52–59) Ep 2 Akindynos (pp. 59–60) 5      Ep 1 Barlaam (pp. 60–73) 178 Ep 2 Barlaam (pp. 73–86) Triads (pp. 86–212) 8.      Phakrases, Dialogue (pp. 213–219) 9.      Contra Gregoram 1–4 (pp. 219–276) Reply on Basil (pp. 276–279) Capita 150 (pp. 279–314) Hagioretic Tome (pp. 314–318) Synodal Tome 1351 (pp. 323–347) 179 II. Anti-Latin section: Mark Eugenikos of Ephesus, Oratio ad Eugenium papam quartum (pp. 351–353), ed. L. Petit, PO 17:336–341. Idem, Capita syllogistica contra Latinos (pp. 353 – 370), ed. L. Petit, po 17:368–415. Ibid., Syllogistic Chapters Against the Heresy of the Akindynists and Against the Latins (pp. 370– 377), ed. W. Gass, Die Mystik des Nikolaus Cabasilas vom Leben in Christo (Greifswald, 1849; repr. Leipzig, 1899), pp. 217–232. Ibid., Πρς τος ν τ συνδ ττε. inc. Τοτο τ γιον σμβολον παιτομεν μς …; des. … δοξσωμεν τ πντιμον και μεγαλοπρεπς νομα το πατρς και το υο και το γου πνεματος (p. 377), unedited (?). 180 Gregory (George) of Cyprus, De processione Spiritus sancti (pp. 378–396), ed. Dositheos, Patriarch of Jerusalem, Τμος γπης (Jassy-Moldavia, 1698), pp. 387ff.=pg 142:269–300. Barlaam the Calabrian, Antilatin Treatises 1–6 and 20 (pp. 396–443), unedited. 181 Scholarios, First Treatise on the Procession of the Holy Spirit, excerpts (pp. 443–451), ed. L. Petit et al., Œuvres 2:5–71.22. (The text breaks off in mid-sentence. 182 ) Matthew Monotropos, Adversus Latinos (pp. 455–471), unedited. 9.      Nikephoros Blemmydes, Reply to John Doukas (pp. 471–473), ed. A. Heisenberg, Nicephori Blemmydae curriculum vitae et carmina (Leipzig, 1896), pp. 110ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Idem. Jérôme, auditeur d’Apollinaire de Laodicée à Antioche//Revue des Études Augustiniennes, 20 (1974). P. 36–41. Idem. Allegoriae Nubilum chez Saint Jérôme’//Ibid., 22 (1976). P. 82–89. Idem. Saint Jérôme et le triple sens de l’Écriture//Revue des Études Augustiniennes, 26 (1980). P. 214–227. Idem. La datation des premières traductions de l’Ancien Testament sur l’hébreu par saint Jérôme//Ibid., 28 (1982). P. 208–212. Idem. L’exégèse de Saint Jérôme: D’après son Commentaire sur Isaïe. Paris, 1985. Idem. Jérôme à Bethléhem. Les Tractatus in Psalmos//Jérôme entre l’Occident et l’Orient. Paris, 1988. P. 367–380. Idem. Saint Jérôme et la prophétie//Studia Patristica, 18.4 (1990). P. 152–165. Idem. Jerome//Handbook of Patristic Exegesis: The Bible in Ancient Christianity/Ed. C. Kannengiesser. Leiden, 2004. P. 1094–1133. Idem. Jérôme et la pratique de l’exégèse//Le monde latin antique et la Bible. Bible de tous les temps, 2. Paris, 1985. P. 523–541. Jeanjean B. Saint Jérôme et l’hérésie. Paris, 1999. Idem. Saint Jérôme, patron des chroniqueurs en langue latine//Saint Jérôme. Chronique. Continuation de la Chronique d’Eusèbe, années 326–378/Ed. B. Jeanjean, B. Lançon. Rennes, 2004. P. 137–178. Jeanjean B., Lançon B. Introduction//Ibid. P. 15–53. Jérôme entre l’Occident et l’Orient. Actes du Colloque de Chantilly (sept. 1986)/Ed. Y.-M. Duval. Paris, 1988. Jerome of Stridon. His Life, Writings and Legacy/Ed. A. Cain, J. Lössl. Ashgate Publishing Group, Cornwall, G.B., 2009. Johannessohn M. Hieronymus und die jüngeren griechischen Übersetzungen des A.T.//Theologische Literaturzeitung, 73 (1948). S. 145–152. Idem. Zur Entstehung der Ausdrucksweise der lateinischen Vulgate aus den jüngeren alttestamentlichen Übersetzungen//ZNTW, 44 (1952–1953). S. 90–102. Jüngblut R. Hieronymus: Darstellung und Versuchung eines Kirchenvaters. Tübingen, 1967. Kamesar A. Jerome, Greek Scholarship and the Hebrew Bible: A Study of the Questions Hebraicae in Genesim. Oxford, 1993. Idem. San Girolamo, la valutazione stilistica dei profeti maggiori, ed i generi dicendi//Adamantius, 11 (2005). P. 179–183.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Knahtedt H. O. Die Theologie der Jungfraulichkeit bei hl. Gregor von Nyssa. Roma, 1940. Κονσταντνου Ε. Γ. Γρηγοριος τς Νσσης//φναι, 1964. T. 4. Σελ. 754–771. Idem. Die Tugendlehre Gregors von Nyssa im Verhaltnis zu der Antik-philosophischen und Judisch-christlichen Tradition. Wurzburg, 1966. Krampf A. Der Urzustand des Menschen nach der Lehre des hi. Gregor von Nyssa: Eine dogmati sch-patristische Studie. Wurzburg, 1889. Krivocheine B. Simplicite de la nature divine et les distinctions en Dieu selon Grégoire de Nysse//Message de l’Exarchate du Patriarchate Russe, 23. Paris, 1975. P. 133–158. Ladner G. B. The Philosophical Anthropology of Saint Gregory of Nyssa//Dumbarton Oaks Papers. Washington, 1958. T. 12. P. 59–94. Leboeuf C. L’unite de la nature divine chez Grégoire de Nysse. Lucioni, 1937. Lebourlier J. A propos de 1’état du Christ dans la mort//Revue des Sciences Philosophiques et Theolgiques. Paris, 1963. T. 47. P. 179–180. Lenz J. Jesus Christus nach der Lehre des hl. Gregor von Nyssa. Tier, 1925. Leys R. L’image de Dieu chez saint Gregoire de Nysse. Bruxelles, 1951. Maran P. Vita Basilii//Basilii Opera omnia que extant. Paris, 1839. T. 3. P. XXXVIII-CCLIV. Maraval P. Grégoire de Nysse. Vie de sainte Macrine. Introduction//SC. 178. Paris, 1971. P. 21–132. Idem. La date de la mort de Basile de Césarée//Revue des Études Augustiniennes. Paris, 1988. T. 34. P. 25–38. Idem. Un correspondant de Grégoire de Nazianze identifié: Pansophios d’Ibora//Vigiliae Christianae, 42 (1988). P. 24–26. Idem. Lettres de Grégoire de Nysse. Introduction//SC. 363. Paris, 1990. P. 15–52. Martia Micol. E. Allegorie und Analogie bei Gregor von Nyssa. Bonn, 1979. Marrou H.-I. Histoire de l’éducation dans l’antiquité. Paris, 1948. May G. Kirchenpolitik. 1966. Idem. Die Datierung der Rede „In suam ordinationem“ des Gregor von Nyssa und die Verhandlungen mit den Pneumatomachen auf dem Konzil von Konstantinopel 381//Vigiliae Christianae, 23 (1969). P. 38–57. Idem. Die Chronologie des Lebens und der Werke dem Gregor von Nyssa//Écriture et culture philosophique dans la pensee de Grégoire de Nysse. Leiden, 1971. P. 56–57.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

178 . Idem. Latin Trinitarian Theology//The Cambridge Companion to the Trinity/Ed. P. C. Phan. Cambridge, 2011. P. 70–84. 179 . Barth K. Kirchliche Dogmatik. Band I/1. Zürich, 1932 (англ. пер.: Church Dogmatics. Vol. I. Part 1. The Doctrine of the Word of God. Edinburgh, 1975). 180 . Behr J. The Formation of Christian Theology. Vol. 1. The Way to Nicaea. Crestwood, N.Y., 2001. 181 . Idem. The Formation of Christian Theology. Vol. 2. The Nicene Faith. Crestwood, N.Y., 2004. 182 . Beierwaltes W. Platonismus in Christentum. (Philosophische Abhandlngen, 74). Frankfurt am Main, 1998. 183 . Bell D. The Tripartite Soul and the Image of God in the Latin Tradition//Recherches de theologie ancienne et medievale 47 (1980). P. 16–52. 184 . Idem. Esse, Vivere, Intellegere: The Noetic Triad and the Image of God//Recherches de theologie ancienne et medievale 52 (1985). P. 5–43. 185 . Bethune-Baker J. An Introduction to the Early History of Christian Doctrine to the Time of the Council of Chalcedon. London, 1903. 186 . Bobrinsky B. The Mystery of the Trinity: Trinitarian Experience in the Biblical and Patristic Experience. Crestwood, N.Y., 1999 (рус. пер.: Бобринской Б., протопресв. Тайна Пресвятой Троицы. М., 2005). 187 . Bourassa F. Questions de theologie trinitaire. Roma, 1970. 188 . Bradshaw D. Aristotle East and West. Cambridge, 2004. 189 . Brown D. The Divine Trinity. London, 1985. 190 . Carpenter M. A synopsis of the development of trinitarian thought from the first century Church Fathers to the second century apologists//Trinity Journal 26/2 (2005). P. 293–319. 191 . Coakley S. Introduction: Disputed Questions in Patristic Trinitarianism//Harvard Theological Review 100 (2007). P. 125–140. 192 . Coffey D. Deus Trinitas: The Doctrine of the Triune God. Oxford, N.Y., 1999. 193 . Cross R. Two Models of the Trinity?//The Heythrop Journal 43 (2002). P. 275–294. 194 . Del Colle R The Triune God//Cambridge Companion to Christian Doctrine/Ed. C. E. Gunton. N. Y., 1997. P. 121–140. 195 . Bigg Ch. Christian Platonists of Alexandria. Oxford, 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

СПб., 1877; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.332–394, 664–700; Приселков М.Д. (прим. 73). С.48–51, 116–164 [см. также: Poppe А. Werdegang der Diözesanstruktur der Kiever Metropolitankirche in den ersten drei Jahrhunderten der Christianisierung der Ostslaven//Tausend Jahre Christentum in Rußland: Zum Millennium der Taufe der Kiever Rus’. Göttingen, 1988. S. 251–290; idem. Christianisierung und Kirchenorganisation der Ostslawen in der Zeit vom 10. bis zum 13. Jahrhundert//ÖOH. 1988. Jg.30. S. 457–506. – Прим. изд. (А.Η.)]. (Янин В.Л. (доп. к прим. 132). С.53–59, 176–179, 254, 287 см. также: Soloviev A.V. Metropolitensiegeln des Kiewer Rußlands//BZ. 1962. Bd.55. S. 292–301; idem. Zu den Metropolitensiegeln des Kiewer Rußlands//BZ. 1963. Bd.56. S. 317–320 (перепеч.: idem. Byzance (доп. к прим. 226) (IXa, IXb)); Щапов Я.Н. Государство и церковь (прим. 184), с.33–73; здесь на с.207–213 см. список архиереев домонгольского времени; с некоторыми исправлениями и дополнениями см. такой список также: Макарий (Булгаков) . История Русской Церкви. Кн.2. Μ., 1995. С.664–667.) 143 ПСРЛ. Т.1. Стб.126 и сл.; Молдован А.Μ. (прим. 55). С.93, 96; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S.117 f. (44.9–12). 145 Щапов Я.Н. Смоленский устав князя Ростислава Мстиславича//АЕ за 1962 г., 1963. С. 37–47; Poppe A. Fundacja biskupstwa smoleskiego//PrzHist. 1966. R. 57. Zesz.4. P. 538–557; Поппэ А. Учредительная грамота Смоленской епископии//АЕ за 1965 г., 1966. С.59–71. (Критич. изд.: Древнерусские княжеские уставы (прим. 894). С. 144–146; см. также коммент, изд. Я.Н. Щапова: Законодательство Древней Руси. Μ., 1984. Т. 1. С. 212–223; Янин В. Л. Заметки о комплексе документов Смоленской епархии XII века//Отечеств, история. 1994. С. 104–120.) 146 ПСРЛ. Т. 2. Стб.524; Янин В.Л. (прим. 142). С. 206 (три буллы). (Но оттиснуты они двумя матрицами: Янин В.Л. (доп. к прим. 132). С. 178, 254, 287 Посвящение, совершенное митрополитом Константином, не могло произойти прежде прибытия последнего на Русь в 1156 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

165 Syrku, K knig v v XIV veke, pp. 555–6; V. Kiselkov, Mitropolit Grigorij Camblak (Sofia, 1943), pp. 38–41. 166 Actes d’Esphigménou, pp. 13–14 (map) and 18. The same locality is also mentioned in Archives de l’Athos XX, Actes de Chilandar I, p. 93, no. 1 (1018), l. 7–8 and no. 14 (1294), l. 18–19, 44. 167 Cf. K. Ivanova, ‘Prostranno itie na Romil Vidinski ot Grigorij Dobropisec’, Stara bulgarska literatura. IV. itiepisni tvorbi (Sofia, 1986), pp. 656–8. 168 P. Syrku, ‘Monaha Grigorija itie prepodobnago Romila’, Pamjatniki drevnej pismennosti i iskusstva, 136 (St Petersburg, 1900), pp. I–IV, XIV–XXXIII. Cf. also P. Devos, ‘La version slave de la Vie de S. Romylos’, Byzantion, 31 (1961), 149–87. 169 I. Dujev, ‘Un manuscrit grec de la Vie de St. Romile’, Byzantinoslavica, 7 (1937–8), 124–7; idem, ‘Un manuscrit grec de la Vie de St. Romile’, Studia historico-philologica Serdicensia, 2 (Sofia, 1940), 88–92; idem, ‘Romano (Romilo, Romolo) anacoreta in Bulgaria, santo’, Bibliotheca Sanctorum, 11 (1969), 312–16. 170 F. Halkin, ‘Un ermite des Balkans au XIVe siècle. La Vie grecque inédite de St. Romylos’, Byzantion, 31 (1961), 111–47. 171 Cf. Pavlikianov, ‘The Athonite Period in the Life of Saint Romylos of Vidin’, Σμμεικτα, 15 (Athens, 2002), 247–55. 174 Halkin, Un ermite des Balkans au XIVe siècle, p. 131, chapter 12, l. 29–33; Syrku, Monaha Grigorija itie prepodobnago Romila, p. 20, chapter 19. 177 Halkin, Un ermite des Balkans au XIVe siècle, p. 132, chapter 12, l. 41–4; Syrku, Monaha Grigorija itie prepodobnago Romila, p. 21, chapter 20. 178 Halkin, Un ermite des Balkans au XIVe siècle, pp. 131–43, chapters 12–22; Syrku, Monaha Grigorija itie prepodobnago Romil., pp. 20–32, chapters 19–32; Devos, La version slave de la Vie de S. Romylos, pp. 160–87. 179 L. Stojanovi, Stari srpski zapisi i natpisi, 2 (Belgrade, 1903), p. 408, no. 4205. For a photographic reproduction of the note cf. T. Jovanovi, ‘Inventar srpskih irilskih rukopisa Narodne biblioteke u Parizu’, Arheografski prilozi, 3 (Belgrade, 1981), pp. 306–8, no. 8 (f. 231r), p. 325 (plate 6).

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

178       Tamborra A. Chiesa cattolica e Ortodossia russa: Due secoli di confronto e dialogo. Dalla Santa Alleanza ai nostri giomi. Roma, 1992. Pyc. пер.: Тамборра A. Католическая церковь и русское Православие: Два века противостояния и диалога. M., 2007. 179       Maczewski C. Die Zoi-Bewegung Griechenlands: (Ein Beitrag zum Traditionsproblem der Ostkirche). Gött., 1970; Giannakopoulos A. Die Theologen-Bruderschaften in Griechenland im 20. Jahrhundert: Ihr Wirken und ihre Funktion im Hinblick auf die Modernisierung und Säcularisierung der Griechischen Gesellchaft. Frankfurt, 1998. 181       Wolff L. The Enlightenment and the Orthodox World: Western Perspectives on the Orthodox Church in Eastern Europe. Athens, 2001. 182       Stevenson J. A new Eusebius; documents illustrative of the history of the church to A.D. 337/Based upon the collection ed. by... B.J. Kidd. L., 1957. 185       Latourette K.S. A History of Christianity. Rev. ed. San Francisco, 1953; Rev. ed. 2 vols. N.Y., 1975. 189       Chadwick H. The Early Church: The Story of Emergent Christianity from the Apostolic Age to the Dividing of the Ways between the Greek East and the Latin West. N.Y., 1967 (2-е изд. – 1993); Idem. Early Christian Thought and the Classical Tradition. Oxf., 1984. 191       См., например: Dowley T. Introduction to the History of Christianity. Rev. ed. Minneapolis, 1990; Frend W.H.C. The Rise of Christianity. Philadelphia, 1984; Kelly J.N.D. Early Christian Creeds. 3rd ed. N.Y., 1972; Hurtado L. W. Lord Jesus Christ: Devotion to Jesus in Earliest Christianity. Grand Rapids, 2003; Carroll J. Constantine’s Sword: The Church and the Jews. Boston, 2001. 192       Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. 5 Bde. Vatican, 1944–1953. См. также: Idem. Ein Reformversuch innerhalb der Koptischen Kirche in XII. Jahrhundert. Paderborn, 1923; Samir Khalil Samir. Georg Graf (1875–1955), sa bibliographic et son rôle dans le renouveau des études arabes chrétiennes//Orient Christianus. 2000. Vol. 84. P. 77–100.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

137 . Иоанн XIV 983–984 138 . Бонифаций VIII 984–985 139 . Иоанн XV 985–996 140 . Григорий V 996–999 Иоанн XVI 997–998 141 . Сильвестр II 999–1003 142 . Иоанн XVII 1003 143 . Иоанн XVIII 1003/04–1009 144 . Сергий IV 1009–1012 145 . Бенедикт VIII 1012–1024 Григорий VI 1012 146 . Иоанн XIX 1024–1032 147 . Бенедикт IX 1032–1045/55 Сильвестр III 1045–1046 148 . Григорий VI 1045–1046 149 . Климент II 1046–1047 150 . Дамас II 1048 151 . Лев IX 1049–1054 152 . Виктор II 1055–1057 153 . Стефан IX (X) 1057–1058 154 . Бенедикт X 1058–1059 155 . Николай II 1058–1061 156 . Александр II 1061–1073 Гонорий II 1061 1072 157 . Григорий VII 1073–1085 Климент III 1080–1100 158 . Виктор III 1086–1087 159 . Урбан II 1088–1099 160 . Пасхалий II 1099–1118 Теодорих 1100–1102 Альберт 1102 Сильвестр IV 1105–1111 161 . Геласий II 1118–1119 Григорий VIII 1118–1121 162 . Каликст II 1119–1124 163 . Гонорий II 1124–1130 Целестин II 1124 Иннокентий II 1130–1143 164 . Анаклет II 1130–1138 Виктор IV 1138 165 . Целестин II 1143–1144 166 . Луций II 1144–1145 167 . Евгений III 1145–1153 168 . Анастасий IV 1153–1154 169 . Адриан IV 1154–1159 170 . Александр III 1159–1181 Виктор IV 1159–1164 Пасхалий III 1164 1168 Каликст III 1168–1178 Иннокентий III 1179–1180 171 . Луций III 1181–1185 172 . Урбан III 1185–1187 173 . Григорий VIII 1187 174 . Климент III 1187–1191 175 . Целестин III 1191–1198 176 . Иннокентий III 1198–1216 177 . Гонорий III 1216–1227 178 . Григорий IX 1227–1241 179 . Целестин IV 1241 180 . Иннокентий IV 1243–1254 181 . Александр VI 1254–1261 182 . Урбан IV 1261–1264 183 . Климент IV 1265–1268 184 . Григорий X 1271–1276 185 . Иннокентий V 1276 186 . Адриан V 1276 187 . Иоанн XXI 1276–1277 188 . Николай III 1277–1280 1291 Раздел V.1, написанный А. Поппэ (Варшава), для русского издания исправлен и дополнен автором. 1292 Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был якобы некий Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Источник этой традиции – так называемый Церковный устав Владимира, восходящий к ΧΙΙ–ΧΙΙΙ вв. В этом памятнике Михаил выступает современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, будто Михаил является тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 867 г. Появление имени Михаила в Церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 г. помещено наставление о вере, якобы преподанное новокрещенному Владимиру и представляющее собой не что иное, как сокращенный перевод Символа веры , составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это “наставление” как написанное для Владимира и, видимо, заключили отсюда, что автор этого Символа был первым русским митрополитом; см.: Poppe А. Le traité des azymes Λοντος μητροπολτου της ν " Ρωσα Πρεσθλβας: quand, où et par qui a-t-il été écrit?//Byz. 1965. T.35. P.524–527; idem. Michal//SSS. 1967. T.3. S. 242–243.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010