Иувал пленяет их сладкими звуками гуслей своих; сыны же Сифовы устремляются к ним, забывают прекрасный завет, завещанный им отцом их.... Такою хитростью Ламех привёл в смешение оба рода, рассуждая: если Бог умилосердится к Сифову роду, вступившему с нами в единение, и сохранит его от истребления, то окажет милосердие и нам, а чрез сие избавимся мы от наказания за убийство ради невиновных в убийстве и вступивших с нами в брачные союзы» 176 . Упомянув о нечестивом потомке нечестивого Каина – Ламехе, Бытописатель снова обращает свои взоры к Адаму и говорит: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя: «человек», в день сотворения их. Адам жил 130 (230) лет, и родил (сына) по подобию своему (и) по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» 177 . «Смотри, замечает по этому случаю Св. Иоанн Златоуст , как Моисей, (сказавши о злодеянии Каина и о его дальнейшей судьбе) обратил слово своё к началу и как бы снова хочет начинать повествование. Для чего же и почему? Он видел, что уже жившие дотоле показали великую неблагодарность (пред Богом) и не умудрились даже судьбою первозданного, но низринулись в самую бездну зла (ибо сын Адама тотчас, по зависти, совершил братоубийство..... а его потомки, не вразумившись и его наказанием, впали ещё в большие грехи, как мы слышали о Ламехе, рассказывающем свой грех своим жёнам и определяющем себе наказание); итак, он видел, что их развращение постепенно увеличивается, как вредная влага, готовая разлиться по всему телу: поэтому и останавливает стремление зла и не удостоивает даже упомянуть о поколениях, бывших от Каина до Ламеха (и далее), но, как будто составляя начало (своей книги) и желая утешить Адама и Еву в скорби, которую дерзнул причинить им братоубийца,..... начинает (снова) повествование и говорит: «сия книга бытия человеча....»» 178 , переходя от повествования о племени Каина к повествованию о племени Сифа. Благочестивое племя Сифа В отличие от нечестивых Каинитов, потомки Сифа, уже при сыне его, Еносе, получили наименование «сынов Божиих» 179 , тогда как потомки Каина стали называться «сынами человеческими», как люди «плоти», исключительно преданные плотским интересам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

К сирийскому войску, и в особенности к войску Антиоха III, вполне приложимо также и загадочное название «сынов Хелеуда», потому что известно, что воины Селевкидов отличались замечательным мужеством и что во время парфянского похода при войске Антиоха III находился значительный отряд пионеров 173 . Навуходоносор, по повествованию книги Иудифь, не довольствуясь собранным войском, призвал ещё к участию в войне против Арфаксада «всех живущих в Персии и на западе» (от Ниневии, или же вообще в западных странах Азии) 174 и в частности жителей Киликии, Дамаска, Ливана и Антиливана (следовательно Целесирии), всех, живущих на передней стороне приморья (т. е. на финикийском и филистимском берегу Средиземного моря), и между народами Кармила и Галаада, и в верхней Галилее, и на великой равнине Ездрилон 175 , в Самарии и городах её 176 , и за Иорданом 177 до Иерусалима, и Ветани, и Хела 178 , и Кадиса 179 , и реки Египетской 180 , и Тафны, и Рамсесы, и во всей земле Гесемской 181 , до входа в верхний Танис 182 и Мемфис 183 , и в Египте до входа в пределы Эфиопии ( Иудиф.1:7–10 ) 184 . Эти страны совмещаются в Киликии, Целесирии, Палестине и Египте, что подтверждается стихами 11-м и 12-м той же, первой главы ( Иудиф.1:11–12 ), в которых говорится, что когда все, обитавшие во всей земле этой, презрели слово Навуходоносора, считая его равным себе, то он поклялся жестоко отмстить всем этим странам, и именно всем пределам Киликии. Дамаска и Сирии 185 , всем живущим в земле Моава и Аммона 186 всей Иудеи 187 и всем обитающим в Египте до входа в пределы двух морей 188 . Также и эти черты соответствуют обстоятельствам царствования Антиоха III. Царствование этого государя было временем почти беспрерывных войн, направленных отчасти к усмирению многих восставших провинций, а отчасти к тому, чтобы возвратить Сирии её первоначальный объём, значительно сузившийся при слабых предшественниках Антиоха. Многие из подданных Антиоха III, относясь с презрением к молодому возрасту царя (при вступлении на престол Антиох имел не более 15 лет), не боялись его, считая его как бы равным себе, и объявляли себя независимыми [сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Как объясняет святитель Иоанн Златоуст , толкователь Апостола Павла, «Апостол доказал это ясно и многими доводами». Согласно тому же отцу, апостольское изречение «грешни быша мнози» означает, что «после смерти Адама» и тот, кто не вкусил от запретного плода, через него «стал смертен». Поскольку над телом первозданных стало властно тление, биологическое наследование его у их потомков является естественным и достодолжным. 176 Раз первозданные стали тленными, замечает в другом месте Иоанн Златоуст , «то мертвость вошла и в рождающихся по преемству». 177 Поскольку грех имея следствием тление и смерть (духовную, телесную и вечную) и «поскольку единожды примесилась к естеству смерть, то мертвость вошла и в рождающихся по преемству» 178 ; тленность и смертность передались по наследству потомкам первозданных. Святитель Григорий Палама учит: поскольку Адам съел тлетворный плод и был побежден диаволом (Адам же есть «корень» человеческого рода), постольку он, «в свою очередь, произвел подверженные смерти отпрыски». 179 Святитель Анастасий Синаит добавляет: так как Адам «рождал детей» после грехопадения, по естественной причине и «происшедшие от него как от тленного тленными произошли». 180 Преподобный Никодим Святогорец замечает, что сказанное Богом Адаму: земля еси и в землю отидеши ( Быт.3:19 ) – относилось и к Еве, «потому что и Ева явилась для Адама причиной преступления. Для всего «рода» было наказание, ибо через первозданных перешло на весь род человеческий». 181 Ни один человек не избежал и не избежит смерти. Каждый смертный, который живет в этом мире, в землю пойдет, отнюдуже и создан бысть ( Иов.34:15 ). С того момента, как были услышаны страшные слова земля еси, и в землю отидеши, – брение снова возвращается в землю ( Иов.10:9 ). 182 Пророк и царь Давид спрашивает: «Кто есть человек иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы?» ( Пс.88:49 ). Премудрый Сирах утверждает: ...это приговор от Господа над всякой плотью. Итак для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, – в аде нет исследования о времени жизни ( Сир.41:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Как пишет профессор Московской духовной академии И. Н. Корсунский , « односторонность аккомодатистов в понимании идеи толкования отражается и в односторонности суждения о новозаветном толковании, которое именно и зиждется на углублении в тайны духа ветхозаветного Писания« 177 . Раскрывая подробнее отличие буквалистического подхода от христианского, учёный говорит: «Преследуя букву Писания, [буквалистическое] направление не внемлет духу, проникающему, оживляющему его. Как тело без духа мертво, так и буква Писания без оживотворяющего её духа не только мертва сама, но и мертвит : »буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3:6 ). И если для полной оценки обыкновенного писания человеческого, как произведения духа того или иного человека-писателя, недостаточно бывает обращать внимание лишь на внешнюю сторону и на общие требования от сочинения, а нужно войти в дух его, и, уразумев сокровеннейшие мотивы писания, судить о частностях – то тем более это должно быть руководственным началом при истолковании Священного Писания как произведения Духа Божественного» 178 . В связи с этим можно выделить следующие основополагающие предпосылки новозаветного толкования 179 : 1 . Второе Лицо Святой Троицы – Слово , бывшее «в начале у Бога», и в последние дни сделавшееся плотью. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1:1–3, 14 ). Из этого самого общего принципа развиваются остальные предпосылки. «Слово – Сын Божий, рождённый от Отца прежде всех веков, предназначен был к тому, чтобы в Нем и через Него невидимое по существу Божество делалось видимым, открывалось, как в слове – ум " 180 . «Слово называется Словом, – говорит свт. Григорий Богослов , – потому что Он относится к Отцу как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом и потому, что являет Его . В этом смысле Он есть образ Бога невидимого ( Кол. 1:15 ) " 181 . 2 . Но «Слово не только сотворило, Оно же сохраняет жизнь сотворенного» (бл. Феофилакт) 182 , поэтому после грехопадения человека Слово Божие начинает воссоздание, обновление человека как падшего образа Божия – обновление по тому же Первообразу. Начинается история Завета Бога с человеком в крови «Агнца, закланного от сложения мира» ( 1Пет. 1:19–20 ), Завета, опиравшегося на заповеди и обетования . Однако человек, вследствие греховности своей природы, не мог исполнить заповеди, поэтому не могло быть исполнено и обетование. Исполнить и то, и другое надлежало «Самому Агнцу как Первообразу человека, в известное, определённое в Божественном совете время для явления Его на земли по плоти 183 " 184 . Это означает, что:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Каким будет эсхатологическое Царство Божие для тех, кто удостоится войти в него? И что будет источником блаженства для обитателей рая? По учению отцов Церкви, главным и единственным источником блаженства в раю будет Сам Бог . Григорий Нисский пишет: Так как естество Божие есть источник всякого добра, то следует, что в Нем будут все, освободившиеся от зла, чтобы Бог, как говорит апостол, был всем во всём ( 1Кор 15:28 )… Поскольку в настоящем веке жизнь проводится нами различно и разнообразно, то много есть такого, в чем принимаем участие, например время, воздух, место, пища, питье, одежда, солнце, светильник и многое другое, служащее потребностям жизни, и ничто из всего этого не есть Бог . Ожидаемое же блаженство ни в чем этом не имеет нужды: всем этим взамен всего будет для нас естество Божье, уделяющее себя соразмерно всякой потребности той жизни… Бог для достойных бывает и местом, и жилищем, и одеждой, и пищей, и питьем, и светом, и богатством, и царством… Кто бывает всем, Тот бывает и во всех (ср.: Кол. 3:11 ) 176 . Райское блаженство, говорит Исаак Сирин , заключается в приобщении человека к любви Божией, которая есть «древо жизни» и «хлеб небесный», то есть Сам Бог: Рай есть любовь Божия, в которой – наслаждение всеми блаженствами. Там блаженный Павел напитался сверхъестественной пищей и, когда вкусил там от древа жизни, воскликнул, сказав: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). От древа сего был отстранен Адам диавольским советом. Древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам… Пока не обретем любовь, делание наше – на земле терний… А когда обретем любовь, тогда станем питаться хлебом небесным… Небесный же хлеб есть Христос, сшедший с небес и дающий жизнь миру (см.: Ин. 6:33 )… Итак, живущий по любви пожинает жизнь от Бога и в этом еще мире… обоняет воздух воскресения. Этим воздухом насладятся праведные в воскресении 177 . Жизнь будущего века является «постоянным и неизреченным покоем в Боге» 178 . Эта жизнь «не имеет конца или изменения» 179 . Телесная активность там заменяется умственной деятельностью, которая есть «усладительный взгляд и нерассеянное видение» 180 . Ум человека в Царстве Небесном будет занят созерцанием красоты Божией в состоянии непрестанного изумления: «Естество человеческое не перестанет там удивляться Богу, вовсе не имея никакого помышления о тварях… А так как всякая красота твари в будущем обновлении ниже красоты Божией, то как может ум созерцанием своим отойти от красоты Божией?» 181

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Кто же Он, ставящий Себя на место Шехины Господней? Он называет Себя Сыном Человеческим, как нередко называли простых смертных, но при этом Сам Учитель ясно свидетельствует, что на Нем исполнились обетования пророков: Блаженны очи, видящие то, что вы видите. Ибо говорю вам: многие пророки и цари хотели увидеть то, что вы видите, и не видели, и услышать то, что вы слышали, и не услышали 177 . Значит – Мессия? Долгожданный Утешитель Израилев? Однако может ли даже Мессия отпускать грехи, как делает Иисус? Может Он быть “выше Храма”? Почему называет Он Себя “господином субботы” и отменяет то, что завещали отцы и сам Моисей? Все видели, что Иисус проповедует “как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи”. В Капернауме с первых же дней жители города “изумлялись учению Его, ибо слово Его было со властью”. Но откуда, спрашивали они, эта власть, превышающая авторитет признанных богословов и хранителей церковного предания? Как понимать Его слова: “А Я говорю вам…”? Каким правом отменяет Он постановления Торы и противопоставляет Себя ей? Трудно заподозрить, будто мудрым, кротким, полным смирения и любви Учителем владеет пустое самообольщение. Что же в таком случае значит притязание быть “возлюбленным Сыном Отца”? Конечно, и всех верных Он называет “сынами”, однако недвусмысленно дает почувствовать, что Его сыновство – иное. Иисус никогда не говорит “Отец наш”. Он – единственный Сын и Господь Царства, нет человека, который стал бы с Ним наравне. Власть Его исключительна. Все Мне предано Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому хочет Сын открыть. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я дам вам покой. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко 178 . Иисус не только Пастырь, но Он – дверь, врата, через которые входят овцы “малого стада”, Посредник, или, как говорили в старину, Ходатай, связующий небо и землю. “Никто, – говорит Он, – не приходит к Отцу, как через Меня” 179 .

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

Кто от благословенных Иисусом хлебов ел и насытился, тот чувствует в себе сильнейшее желание ближе узнать Сына Божия и спешит к Нему. Оттого дает Он превосходную заповедь в словах: Старайтесь не о преходящей пище, а о пище остающейся для жизни вечной, которую дает вам Сын человеческий ( Ин 6,27 ). А когда затем слушатели, спрашивая Христа, говорили: Что нам делать, чтобы творить дела Божии (т.е. дела Богу угодные), то Иисус сказал им в ответ: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Ин 6,28–29 ) 175 . Но послал Бог, как написано в псалме, Свое Слово и их исцелил ( Пс 56,20 ), т.е. больных; и те, кто верит этому Слову, те творят дела Божии, представляющие собой пищу 176 , остающуюся для вечной жизни ( Ин 6,27 ). И истинный хлеб небесный (который должен быть различаем от манны, бывшей лишь прообразом действительного небесного хлеба), говорит Он, дает вам Мой Отец, ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даст жизнь миру. ( Ин 6,32–33 ). Но этот истинный хлеб есть тот, которым питается истинный, созданный по образу Божию, человек ( Кол 3,10 ; т.е. главнейшая составная часть человеческого существа, Созданная по образу Божию, душа); питающийся этим хлебом становится подобен Творцу 177 . А если так, то чему приличнее быть душевной пищей, как не слову Божьему? Или для разума того, кто постигает Божественную мудрость, что может быть драгоценнее ее? И что иное, как не истина, более соответствует духовной природе? А если кто-нибудь возразит против этого и скажет, что Он (Христос) не учит ведь молитве о ежедневном хлебе, как о чем-то (от Него Самого) отличном 178 , тот пусть выслушает, как Он и в Евангелии по Иоанну говорит о сем хлебе то как о чем-то от Него Самого отличном, то так, что Он-то и есть этот самый хлеб. Как о чем-то (от Него Самого) отличном говорит Он о сем хлебе в словах: Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес ( Ин 6,34 ) 179 . А к тем, кто Ему отвечал: Подавай нам такой хлеб всегда ( Ин 6,34 ), говорит Он о сем хлебе, отождествляя оный с Самим собой: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин 6,35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Митрополит Вениамин (Федченков) О богослужении православной церкви. М., 1999. С. 300. 165 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. С. 271–272. 166 Там же. С. 272. 167 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. С. 272. 168 См. интересные наблюдения по этому поводу у И. Н. Данилевского: Данилевский И. Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов)//«Отечественная история». 1993. 169 Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 198. 170 Ср.: «Человек, виноватый в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его» (Притч. 28; 17). 171 Данилевский И. Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов)//Отечественная история. 1993. С. 88. 172 Там же. С. 86–87. 173 Данилевский И. Н. Библеизмы Повести временных лет//Герменевтика древнерусской литературы вв. Сб. 3. М., 1992. С. 94–95. Ср.: «И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «Ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», – это значило: «не войдет сюда Давид». Но Давид взял крепость Сион. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень]» (2 Цар. 5; 6–8). 174 Кусков В. В. Исторические аналогии событий… С. 68. 175 См.: Данилевский И. Н. Библеизмы Повести временных лет//Герменевтика древнерусской литературы вв. Сб. 3. М., 1992. С. 75—103. 176 Ни в коем случае нельзя согласиться с предложенным И. Н. Данилевским их наименованием «книги жизни». «Книга жизни» одна, она фигурирует в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова, в нее записываются души праведников Высшим Судьею на Страшном суде (Ап.20.12,15). 177 Более подробно см.: Ужанков А. Н. «Совестные книги» Древней Руси (Русское летописание и Страшный суд)//Россия XXI. 1999. С. 138–177. 178 Ужанков А. Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: К истории канонизации и написания житий//Древняя Русь: Проблемы медиевистики. 2000. С. 28–50; 2001. С. 37–49. 179

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Мордоконаки. — По-видимому, имеется в виду Бенардаки Дмитрий Егорович (ум. в 1870 г.) — откупщик и золотопромышленник. 175 Анафема — проклятие, отлучение от церкви. 176 Франц-Венецыян. — Имеется в виду персонаж «Истории о храбром рыцаре Францыле Венециане» (1787). 177 Приветствую тебя, обитатель…— Стихи капитана Повердовни сходны с пародийными стихами капитана Лебядкина в романе Достоевского «Бесы», печатавшемся за год до «Соборян» в «Русском вестнике». 178 «Когда деспот от власти отрекался…» — отрывок из послания П. И. Вейнберга к Я. И. Ростовцеву, напечатанного в «Колоколе» А. И. Герцена в 1858 году. Последние шесть строк в этом послании взяты из поэмы К. Ф. Рылеева «Наливайко». 179 …по распоряжению самого обер-протопресвитера Бажанова…— Бажанов Василий Борисович (1800–1883) — главный священник царского двора и гвардии; имел высшее духовное звание протопресвитера. 180 Делали мы Венгерскую кампанию в сорок восьмом году. — Речь идет о действиях царских войск против революционной Венгрии в 1848 году. 181 Тьма, тьма над бездною… но дух божий поверх всего — неточно приведенная цитата из библии (Книга Бытия): «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух божий носился над водою». 182 Сирах вменил в обязанности нам пещись о чести имени…— Иисус сын Сирахов (II b. до н. э.) — автор сборника изречений «Книга премудрости Иисуса сына Сирахова», входящего в состав библии; данная мысль высказана там следующим образом: «Во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь твою». 183 …первоверховный Павел протестовал против попранья прав его гражданства…— Павел, по евангельскому преданию, один из ближайших учеников (апостолов) Христа. Имеется в виду эпизод из «Деяний апостолов», в котором рассказывается, как апостол Павел и его спутники были заключены в тюрьму в г. Филиппы (Македония); он отказался тайно выйти из заключения: «Но Павел сказал к ним: нас, римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас». 184

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Мф.9:20 .  И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его. В Евангелии от Луки написано, что дочь князя была двенадцатилетнего возраста ( Лк.8:42 ). Таким образом, обрати внимание на то, что эта женщина, т. е. народы языческие, начала болеть тогда, когда уверовал народ иудейский [или: когда зарождалась вера иудейского народа], если только [в данном случае] из сопоставления добродетелей не выставляется на вид порок. А эта кровоточивая женщина приступила к Господу не в доме, не в городе, ибо по закону она изгоняется из городов ( Лев.15:25 , Чис.5:3 ), но на пути, когда Господь пошел, так что, пока Он направлялся к одной, другая была исцелена. Поэтому и апостолы говорят: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» ( Деян.13:46 ). Мф.9:21 .  Ибо она говорила про себя [т. е. в душе своей]: Если я только коснусь одежды Его, то буду здорова» [начало ст. 22]: «Иисус же, обратившись и видя ее, сказал». 175 По закону [Моисееву] прикоснувшийся к женщине, имеющей месячное очищение или кровоточивой, считался нечистым ( Лев.15:19–32 ). Потому эта женщина прикасается к Господу, чтобы и самой очиститься от нечистоты крови. Мф.9:22 . [окончание]:  Дочь, имей твердую веру, твоя вера сделала тебя здравою; и женщина стала здравою с того часа». 176 Она – дочь потому, что вера ее сделала ее здоровой. Он не сказал: «Твоя вера «сделает» тебя здравою» 177 , а: «Твоя вера «сделала» тебя здравою» 178 . В самом деле, ты здорова уже потому, что уверовала. Мф.9:23 .  И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении [начало ст. 24]: сказал им. И до настоящего дня девица лежит мертвой в доме князя, и те, которые кажутся учителями, суть играющие на свирелях и поющие песнь плача 179 . При этом толпа иудеев не есть толпа верующих, а толпа производящих смятение. Мф.9:24 . [окончание]:   Выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010