Древки, что через двузубцы железные насквозь проходят; на полу, Строем на них протянулись светильники, храм охраняя, на карнизах Связан же каждый с другим перекладиной красного цвета 677 . и на алтарной Часть их внизу, на полу, где чудесные видом колонны преграде] 860 Стали на базах своих, а другие – поверх капителей, Следуют вдоль по стенам своею длиннейшей тропою 678 . Истинно, ведь не осталось без света и все основанье Высокогрудой 679 вершины: кругом по карнизу из камня На дивнокруглом изгибе светильников ряд одиночных, 865 К медным шестам 680 прикрепив, зажигает священнослужитель 681 . Словно, когда б о девице заботясь – о дочери царской, Кто-то обвил ее шею прелестным на вид ожерельем, Ярко сверкающим блеском рубина, что в злато оправлен, Так же и мой скиптродержец поставил на всем том изгибе 870 Круг из светильников, что по всему основанью проходят. Есть тоже и на колоннах серебряных, на капителях 682 , Узкий проход для движенья людей, зажигающих пламя 683 , – Светом он полон, сверкает блистанием крон островерхих. Кто-то ведь мог бы назвать их подобными разным деревьям – 875 Соснам, растущим в горах, кипарисам, сужающим крону 684 . Остроконечны они, кругом же их кольца обходят И постепенно растут, доходя до последнего круга, Что обвивает ствола самого основанье. На них же Огнерожденный цветок прорастает. А вместо их корня 880 Чаши серебряные ты увидишь, прибитые снизу К пламеннокудрым деревьям 685 . Среди же прекрасной сей рощи Смертным сияющий образ Креста бессмертного светит, Что узелками гвоздей, сверкающих ярко, усеян 686 . В здании разнообразном других заключается много [Эффект 885 Тысяч светильников разных, подвешенных к цепям завитым, искусственного В нефах одни боковых возжигаются, в центре – другие,        освещения] К западу и на востоке – иные, под куполом также Пламенем льющимся огнь излучают. И ночь сама даже Розовоногой зарею здесь стала, светло улыбаясь. 890 Так что один человек, наблюдая в венке хоровода, Как дерева здесь блестят, исцелит омраченную 687 душу;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда явились приходы в собственном смысле, с одной стороны – через уничтожение сельских епископий, а с другой – через учреждение таковых и в самых городах, и когда, таким образом, в лице пресвитеров этих последних, явились по епархиям подчинённые из самого духовенства: то епархиальное начальство стали или остались составлять епископ с собором пресвитеров, находившихся при нём самом или при его кафедре. Епископ с находящимся при нём или кафедральным собором пресвитеров – в таком виде епархиальное начальство существовало довольно долгое время 686 . Так как в Греции епархии, и после их расширения, происшедшего от уничтожения сельских епископий, были всё-таки малы, то там не было никакой нужды в уездном духовном начальстве, соответствующем нашим духовным правлениям или благочинным. Ибо там каждый епископ остался в полной возможности надзирать над всей епархией сам непосредственно 687 . При архиереях с соборами пресвитеров, которые составляли правительственную и судебную власть церковную, с весьма раннего времени начали появляться разные исполнительные чиновники, которые отчасти были из числа самих же пресвитеров 688 , а преимущественно, и в позднейшее время, кажется, – исключительно, из диаконов 689 . Эти исполнительные чиновники, первоначально подручные архиереям с соборами пресвитеров, с течением времени приобретали всё больше и больше значения, и в заключение окончили тем, что совсем заменили собой пресвитеров, сами став на место этих последних и из исполнительных чиновников превратились в сановников 690 . После такой совершившейся перемены, епархиальное начальство начали представлять собой архиерей и находящийся при нём штат разных наименований духовных чиновников или сановников. Полное число главных между этими чиновниками, заведовавших отдельными частями епархиального управления и имевших при себе более или менее многочисленные канцелярии 691 , по правилу и по обычаю церкви Константинопольской, долженствовало быть шесть. Именно: 1) великий эконом, заведовавший всеми имениями и всем хозяйством епископии; 2) великий сакелларий 692 – начальник мужских и женских монастырей, наблюдавший за их нравами и хозяйствами; 3) великий скевофилакс – хранитель и начальник кафедральной ризницы, распорядитель по церкви относительно её чистоты, убранства, освещения и пр., в случае небытности в приходских церквах 693 священников, имевший под своим охранением ризницу и всё имущество этих последних; 4) великий хартофилакс 694 , чиновник самый важный, (называемый устами и правой рукой епископа, – Валсамон и Кодин), представлявший собой епископского канцлера и вместе юрисконсульта, который приготовлял и скреплял своей подписью все исходившие от лица епископа официальные бумаги и который обязан был заботиться об охранении епископских прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Как человек, антихрист, конечно, будет иметь определенное собственное имя, но это имя не открыто и неизвестно, «потому что оно, по замечанью св. Иринея, недостойно быть возвещенным от Духа Святого» 682 . В Апокалипсисе указано только число имени зверя, т. е. антихриста, которое поэтому и называется числом звериным: здесь мудрость; кто имеет ум, говорить тайнозритель, тот сочтет число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсоть шестьдесят шесть (13, 18). Апокалипсис написан на греческом языке, в котором, как и в славянском, буквы алфавита означают и числа. Предполагают поэтому, что имя антихриста будет состоять из таких букв, сумма чисел которых будет равна 666. Уже древние находили немало таких имен, находят такие имена и позднейшие богословы, но все это, конечно, лишь одни гадания и бесплодные усилия. «Посему вернее и безопаснее, справедливо говорите св. Ириней, ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все таки этот вопрос останется нерешенным» 683 . Обе отношении антихриста к диаволу некоторыми высказывалось мнение, будто антихристом будет диавол воплотившийся, или будто он произойдет от смешения злого духа с женщиною, но оно не имеет никаких оснований. Верно лишь, что близка будет его связь ее диаволом, он будет, орудием диавола, но он родится, как рождаются и все люди, только от преступной связи. «Кто же он будете?» спрашивает И. Златоуст об антихристе. «Ужели сатана?» и отвечает: «нет, – но человек некий, который воспримет всю его силу (νργειαν)» 684 . «Не сам диавол сделается человеком, говорить И. Дамаскин, – подобно тому, как вочеловечился Господь, – да не будет! но родится человек от блудодеяния и приимет на себя все действование сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем» 685 . По мысли св. Кирилла Иерусалимского , «сатана воспользуетси этим самым орудием, действуя чрез него сам собою 686 , а по словам блаж. Феодорита, «диавол,... с антихристом сам соединившись всецело, покажет в нем всевозможные ухищрения лукавства» 687 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

683 . В Священном Писании есть и места, дарующие утешение людям всех сословий, и места, вселяющие страх в людей всех сословий. Природа словно бы свершает то же самое с помощью двух своих бесконечностей – природной и нравственной, потому что всегда будет существовать верх и низ, люди более способные и менее способные, высокопоставленные и обездоленные, дабы принизить нашу гордыню и возвысить нашу уничиженность. 684 . Удивительное вероучение – христианство. Оно предписывает человеку считать себя существом гнусным, даже омерзительным, и оно же предписывает вынашивать желание стать подобным Богу. Когда бы эти предписания не уравновешивали друг друга, подобное самовозвышение сделало бы человека нестерпимо тщеславным, а такое самоуничижение – невыносимо жалким. 685 . До чего же чужда гордыне вера христианина в то, что он причащается Богу! До чего же чуждо низменности убеждение христианина, что он подобен земляному червю! С достойной безропотностью встречает он жизнь и смерть, блага и злосчастье. 686 . В чем различие между неукоснительной послушливостью солдата и монаха-картезианца? Ибо они оба равно послушны приказам, равно зависимы, их жизнь равно наполнена тягостными трудами. Но солдат всегда надеется стать командующим и никогда им не становится, потому что и капитаны, и даже особы царственной крови всегда рабы, всегда зависимы. Тем не менее солдат продолжает надеяться и добиваться своей цели, тогда как монах с самого начала дает обет всегда пребывать в повиновении. Следовательно, не отличаясь друг от друга в вечно подчиненном своем положении, они отличаются тем, что один всегда питает надежду, а другой никогда ее не питает. 687 . Христиане всегда исполнены надежды на то, что им дано бесконечное благо, но в этой надежде рядом с живейшей радостью живет страх, ибо она ни в чем не сходствует с надеждой жаждущего обрести царство земное: даже и обретя его, человек все равно остается подданным и, значит, чаянья его не сбываются; а вот христианин жаждет обрести святость, жаждет истребить в себе нечестивость, и хоть малая доля его чаянии сбывается.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mysl...

Карнавал понимается как нечто подлинное, истинное, лучшее. Карнавал – «это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная жизнь. Праздничность – существенная особенность всех смеховых обрядово-зрелищных форм средневековья» 686 . Основными чертами карнавала Бахтин считал универсальность, амбивалентность, неофициальность, утопизм. «Карнавал не созерцают, – в нём живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы. Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, которому все причастны» 687 . Особо важное значение имела отмена во время карнавала всех иерархических отношений. «...На карнавале все считались равными. Здесь – на карнавальной площади – господствовала особая форма вольного фамильярного контакта между людьми, разделёнными в обычной, то есть вне-карнавальной, жизни непреодолимыми барьерами сословного, имущественного, служебного, семейного и возрастного положения» 688 . Карнавальное мироощущение, «враждебное всему готовому и завершенному, всяким претензиям на незыблемость и вечность, требовало динамических и изменчивых, играющих и зыбких форм для своего выражения. Пафосом смен и обновлений, сознанием весёлой относительности господствующих правд и властей проникнуты все формы и символы карнавального языка. Для него очень характерна своеобразная логика „обратности“, „наоборот“, „наизнанку“, логика непрестанных перемещений верха и низа, лица и зада, характерны разнообразные виды пародий и травестий, снижений, профанаций, шутовских увенчаний и развенчаний» 689 . Однако «пафосом смен и обновлений, сознанием весёлой относительности» пронизано не только карнавальное мировоззрение, но и методология М. Бахтина. Своеобразная логика карнавала абсолютизируется, преподносится как несомненная истина и ценность. Хотя следовало бы указать на относительность, в свою очередь, этой относительности. Можно согласиться с данным подходом только при условии признания его ограниченности, отношения к карнавалу не как к самодостаточному феномену культуры и социальной жизни, а как элементу, моменту в структуре более общего феномена – праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот это слово. «Что смущаете женщину? она доброе ( καλν, а не αγαθν) дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» ( Мф. 26:7–14 ; Ин. 12:1–3 . Ср. Мк. 14:3–9 ). Если вы действительно хотите благотворить нищим, как бы так говорил Спаситель, то всегда можете найти благоприятный случай к тому. Но наше существование на земле вовсе не такое жалкое, чтобы наряду с заботами о нищих и разными другими нуждами у нас уже не оставалось места для радостей чистых и удовольствий невинных, а равно для жертв, требуемых ими 685 . Христос, – говорит проф. Фр. Пибоди, – «признает, что человеческая жизнь представляет еще другие запросы, кроме простого ее поддержания. «Не хлебом одним будет жить человек» ( Лк. 4:4 ). Женщина, не жалея, возлила на голову Иисуса свой дар, как бы в ответ на глубокое человеческое стремление к красоте, глубокой мысли, радостной жертве. Христос приветствует ее даяние, как приветствует Он красоту лилий, свидетельствующих о совершенстве Божием, и желает, чтобы даяние это стало для всех известным. «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» ( Мф. 26:13 ) 686 . Не возбраняя человеку пользоваться удовольствиями чистыми и благородными, христианство предостерегает его только от удовольствий нечистых, неумеренных и вредных по своим последствиям как для него самого – для его нравственности, чести, имущества, здоровья, так и для его ближних 687 . Таковы для него преимущественно суть высшие духовные наслаждения ( Еф. 5:19 ; Колос. 3:16 ), и только невинные и совершенно безвредные из земных. При этом на эти последние удовольствия христианин должен смотреть не как на одну из существенных целей жизни, но как на средство для высших целей – для возбуждения и поддержания в себе чувства благодарности к Богу – Подателю всякого блага, подкрепления своих сил душевных и телесных и для расширения своего сердца любовью к ближним. Наслаждаясь самыми чистыми земными радостями и самыми невинными удовольствиями, христианин не должен, однако же, думать, что вся временная жизнь его может проходить в этих удовольствиях и радостях, что можно «веселитися на вся дни светло» ( Лк. 16:9 ), ибо земная жизнь дается человеку для трудов и подвигов, для перенесения разных испытаний и скорбей, неизбежных в этой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Клеман встречался с папой Римским Иоанном Павлом II в Риме в 1996 году по просьбе папы, на которого произвела впечатление его книга «Тело смерти и славы». 683 В нём было что-то от драгомана, помогающего людям общаться друг с другом и с миром: два тома его бесед с Патриархом Афинагором и Патриархом Варфоломеем должны были сделать известными для более широкой аудитории вопросы, вызывавшие озабоченность у Патриархов. 684 Клеман заканчивает автобиографические заметки, цитируя Патриарха Афинагора: «Моё дело – не давать людям законы, а напоминать им о смысле жизни... Христианство не состоит из запретов: это огонь, творение, озарение». 685 Оливье Клеман был очень плодовитым автором. В его «краткой библиографии» перечисляется сорок одна книга и более ста статей, опубликованных в «Контактах». Клеман публиковался и во многих других журналах, не в последнюю очередь в известном еженедельнике «Новый обозреватель» («Le Nouvel Observateur»). Как мы увидим далее, очень трудно кратко выразить его основную мысль и выделить основные темы, как мы это смогли сделать для Элизабет Бер-Сижель. Николай Лосский говорил о нём как о «вероятно, величайшем французском православном богослове нашего века», то есть «долгого» ХХ века. Клеман частично касается этого в автобиографических заметках. Многие его опубликованные работы и даже, по сути, большая их часть были написаны по случаю, потому что его об этом попросили. У Клемана нет крупных томов; объём большинства его книг – менее ста страниц, и некоторые из его наиболее внушительных книг составляют сборники статей. Как он сам говорил, у него было два интереса: подчеркнуть вселенский характер Православия (но с любовью ко всем его частным способам выражения) и поместить его на границу между верой и секуляризованным миром. Клеман признаёт свои недостатки: у него нет общего плана и всё написанное беспорядочно из-за превратностей истории. 686 Оливье Клеман умер в январе 2009 года после продолжительной болезни, приковавшей его к постели. 687 Николай Лосский так описывает момент его ухода. Перед смертью Клеман произнес: «Я хочу уйти». Его сын сказал, что ему не стоит беспокоиться, что всё придёт в своё время. Но Оливье сказал: «Нет! Я хочу вернуться в Марзийарг» – в родные места, где был его дом. Клеман был частью земли своей родной Франции. 688 Лосский также говорил, что «Клемана очень сложно переводить на любой язык». Причина в том, что его французский язык – не только очень хороший французский, но и глубоко отмечен его средиземноморским происхождением и привязанностью к его южным корням». 689 Богословие Элизабет Бер-Сижель…

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

«Прошу извинения в том, что до сих пор не писал Вам. Владыка 681 принял меня официально, серьезно, впоследствии узнал я, что он таким образом принимает всех. Письмо Ваше я подал тут же, когда Владыка спросил о Вашем здоровье. Прием тем покончился. Другой аудиенции у Владыки я еще не имел. Василий Борисович 682 принял меня (в подряснике) очень любезно, посадил рядом с собою на диванчике, пристально всматривался в мою физиономию, много расспрашивал о прежней моей службе в Китае 683 и на прощанье пожелал, чтобы мое чередное служение окончилось вожделенным успехом. О Витебске не было речи. В приеме преосвященного Василия 684 я заметил некоторую сухость. О Витебске он заметно избегал разговора. Впрочем, я питаю надежду, что он вредить мне не станет. Преосвященный Никандр 685 много расспрашивал о Китае и осведомлялся о Вашем здоровье. Прием был весьма непродолжительный, так как он куда-то торопился. За исключением Владыки, все, принимавшие меня, духовныя и светския власти более или менее явственно давали мне разуметь, что вызов меня на чреду состоялся не без некоего предрассуждения... Ищут человека в Ташкент 686 ... Гожусь ли я для этого поста покажет предстоящее мне испытание. И так я здесь на испытании. Да будет воля Твоя, Господи! Хожу ежедневно в Консисторию. Занимаюсь во 2-й экспедиции. Отдельного стола не имею. Специальность моя – бракоразводный дела. Невская Лавра в последнее время изменилась во многом: пение упало, голосов совсем почти нет, – все тенорят больше; братии мало. Во многом винят бывшего Наместника, который, не поняв духа времени, хотел действовать по старинке – непримиримо строго. Кончилось тем, что он вынужден был удалиться на покой, и Лавра с мая месяца остается без Наместника. В академии также не все ладно. О. Ректор 687 испрашивает себе отпуск на 8-мь месяцев для составления докторской диссертации. Завтра по этому поводу будет конференция. При вызове меня на чреду были сосчитаны ученые монахи низших иерархических степеней и, по справке, оказалось, что таковых, за исключением безнадежных стариков, имеется в настоящее время во всей России 20 человек. Говорят, что на это обстоятельство будет обращено внимание».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Этот же порядок исполнения предначинательного псалма указывается Типиконом 1641 года 681 . Типикон 1682 года уже не делит псалом на статии, не указывает избранных стихов его и дает лишь два припева: «Благословен еси, Господи» и «Слава Ти, Господи, сотворившему вся» 682 . Относительно светильничных молитв, читаемых во время пения предначинательного псалма, обстоятельно исследованных со стороны их состава Н. Одинцовым 683  и проф. А. Дмитриевским 684 , нам остается лишь добавить, что наши предки не всегда держались указания устава читать их, «егда же начнет пети „Вся премудростию сотворил еси " " 685 , а начинали это чтение по окончании каждения храма: «Протодиакон, поставив лампаду, входит во олтарь северными враты, приемлет от протопопа кадило. Протоиерей же, пришед пред Царская Врата, поклонив-ся архиерею, стоя на стране косвене, чтет молитву и, в конце псалма поклонився купно с протодиаконом архиерею, отходит во олтарь южными враты; протодиакон же чтет мирная» 686 . Заканчивая обозрение совершения начала всенощного бдения, отмечу еще одну особенность, указываемую сводным уставом Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей и, по-видимому, имевшую место в практике первого из них. Это – раздаяние архимандритом в начале всенощного бдения присутствующим в храме членам царской свиты, боярам и дворянам посохов. В службе на память преп. Сергия, 25 сентября, устав говорит: «А как станут петь всенощное, архимарит раздает посохи боляром и дворяном» 687 . Ничего подобного этому обычаю греческая богослужебная практика, не только монастырская, но и соборно-приходская, не знает; нет на него намека даже в «Обряднике» Константина Порфирородного, посвященном изложению обрядов, имевших место в Константинополе в связи с присутствием за богослужением византийского императора и его свиты. Безусловно, в данном случае мы имеем дело также с чисто русским обычаем, который был вызван тем преклонением, какое питали московские цари, а за ними и бояре к монашеству. Те же самые чувства и воззрения, по которым русские цари в своем быту носили подрясники и скуфьи, а перед кончиной принимали схиму, были источником к установлению обычая стоять в храме за всенощным бдением по примеру монастырских старцев с посохами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

685.  Все считай за сор и гной — всякую сладость; ничего земного не люби и ничего земного не жалей для человека и ни из-за чего не питай к нему вражды. Любовь стремится услаждать любимого и ничем для него не дорожить. 686.  Господи! даждь мне зреть мои прегрешения, чтобы я не презирал грешников, мне подобных, и не питал к ним зла в сердце за грехи их и сам бы себя презирал по достоинству, как грешника первого, сам к себе — к своему плотскому человеку — всегда питал непримиримую злобу. Аще кто не возненавидит… душу свою, не может Мой быти ученик [Лк. 14, 26], говорит Господь. 687.  Бог Создатель и Правитель всего мира, и все что в нем, — дело Его, плод Его силы и мудрости. 688.  Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять Славу Божию пишущею рукою, или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание. 689.  Характер настоящего, временного жития — прелесть. 690.  Что сладостнее любви? И однакоже у нас мало любви! А отчего? Плоть свою очень любим, а с плотью все плотское, материальное, житейское! Итак будем презирать плоть и ходить духом, и духом умерщвлять плотские деяния. 691.  Скупость производит опустошение любви и поселяет ненависть к взимающему или похищающему наше достояние, а щедрость душевная производит любовь к тем, коих мы ущедряем; впрочем невольная щедрость производит неприязнь. Скупость — от диавола, щедрость — от Бога: Он Отец щедрот. Всякое пристрастие к вещественному есть диавол; пренебрежение, презрение вещественного, равнодушие к нему, ради любви к Богу, — от Бога. Аминь. 692.   Иго Мое благо и бремя Мое легко [Мф. 11, 30]. Так заповеди Господни благи и легки. А иго диавола зло, и бремя его тяжко. И что же? Заповеди Господни нарушаем, а волю диавола исполняем! Окаянные мы! 693.  Помни всегда, что ближний, кто бы он ни был из христиан, есть член Христов, хотя и больной, да ведь ты и сам больной, и всегда с уважением и любовью принимай его, от души беседуй с ним и угощай его и ничего не пожалей для него: ни пищи, ни питья, ни одежды, ни книг, ни денег, если он в них нуждается. Господь за него воздаст тебе. Мы все Его дети, и Он — все для нас. Мы все грешники, а оброцы греха — напасти, беды, скорби, болезни и смерть [Рим 6, 23]. Чтобы избавиться от грехов, надо молиться; а чтобы молиться, надо иметь веру и упование. Итак для нас грешных необходимы молитва, вера и упование. У грешника не должна сходить с мысленных уст и даже с наружных молитва.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010