44       См.: Focke R. Synkrisis//Hermes. Berlin, 1923. Bd. 58. S. 327–368; Erb- se H. Die Bedeutung der Synkrisis in den Parallelbiographien Plutarchs//Ibid. 1956. Bd. 84. S. 398–424; Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973. С. 212–229. 45       В соответствии со схемой классического похвального жития (см.: Лопарев. Цит. соч. С. 17), этому сопоставлению посвящена отдельная, 20-я, глава, однако Ибрахим ибн Юханна прибегает к синкрисису и внутри повествования (подробнее см.: Моисеева. «Житие...». С. 175–176), причем в одном из случаев патриарх прямо сравнивается со Христом и благоприятную почву для этого создают имена, которые он носил до (‘Иса=Иисус) и после (Христофор) хиротонии (см.: Vie. Р. 34). 46       Характерно, что, излагая каждый из исторических сюжетов, автор прибегает к их драматизации за счет вымышленных диалогов или речей, вкладываемых им в уста действующих лиц (см.: Vie. Р. 22, 334, 352), – в отличие от слов, которые он приводит по памяти («Я, рассказчик и автор, будучи еще мальчиком, видел их в нашей церкви, где они остановились. Они говорили, что не вернутся назад, пока их не выслушают и не признают за ними право иметь католикоса, так как они пришли за ним с края земли». – Ibid. Р. 22). Этот прием является отличительным признаком античной и средневековой историографии, стиль которой «не обходится без больших, обычно вымышленных речей – они служат целям драматически наглядного изображения событий, а иногда и целям изложения значительных политических и моральных идей и убеждений – в любом случае это риторические жемчужины всего повествования» (Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе/Пер. с нем. М.; СПб., 2000. С. 39). 47 Панченко. Цит. соч. С. 233. В результате сопоставления нескольких источников автор статьи приходит к выводу, что Житие представляет собой «редкостный случай: православный агиограф при написании жития святого использует мусульманскую хронику, чтобы освежить воспоминания юности» (см.: Там же. С. 232). О провинциальных историях в мусульманской историографии IX–XI вв. см.: Гибб X. А. Р. Мусульманская историография/Пер.: П. А. Грязневич//Он же. Арабская литература: классический период. М., 1960. С. 130–132.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Догматико-полемические сочинения Аполлинария Глава седьмая. Апологетические сочинения Аполлинария Глава восьмая. Аполлинарий, как поэт Заключение. Оценка литературной деятельности Аполлинария Stuttgart, 1845, I, 985–1036. 815 " Каτ σρκα μνον τν κ Μαρας νθρωπος». Migne, t. 28, c. 28 B; Dräseke, p. 342, 78. Migne, c. 25; Dräseke, p. 341, 22, 23. 840 Collectio nova Patrum et scriptorum Graecorum: Eusebii Caesariensis. Athanasii et Cosmae Aegyptii, Parisiis, 1707, t. II, p. XLVIII и в Бенедиктинском издании. 841 Fabricius, Biblioth., VIII, 194; Cave, Historia Litter., p. 194; Oudinus, Comment. de script. eccles., 335, 336; Ceillier, Histoir. gener., Paris, 1860, 175; Walchius, Bibliotheca patristica, Ienae, 1834, p. 297; Möhler, Athanasios d. Grösse, 8, 566; anm. 849 " А συνοδοι γραφοσιν ποστολικς»; – Migne, ibid., c. 93. D. Какие разумеются здесь соборы, точнее об этом будет сказано ниже. 852 Его обошел молчанием даже Дрэзеке, на котором лежала прямая обязанность подвергнуть мнение Ле-Кэня тщательному разсмотрению. 860 Ibid., с. 93. С. – Это выражение буквально встречается в послании Аполлинария к Иовиану (Dräseke, р. 341), в сочинении о Божественном воплощении (Gregor. Nyss. Antirr. с. VII; Migne, gr. s., t. 45, c. 1136) и в выдержке из Аполлинария у Феодорита (Oper. t. IV, р. 45). 863 Gregor. Nyss. Antirr., c. XL; – Migne, gr. s., t. 45, c. 1213; Твор. св. Григ. Нисс. т. VII, стр. 147. 882 Само собой понятно, что здесь мы разумеем только те труды Аполлинария, которые сохранились до нас в более или менее цельном виде. 885 Greg. Nyss. Antirr. c. IV. XXIV и др. Migne, gr. s., t. 45, c. 1129, 1177 и др. Твор. Григ. Нисс. VII, 68, 110. 894 Так как в этом году состоялся упоминаемый Афанасием собор в Риме. Ср. Merenda, De Damasi papae gestis, Migne, lat. s., t. 13. 906 Fabric. VIII, 195; Dupin (Nota biblioth. II, 70) и Oudinus (Commentar. de script. eccles., p. 336) – неопределенно; Ceillier, Histoir. gener., IV, 175, 176. 908 Как читается это место в кодексе Базилианском (Migne, t.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

120  Cf. Gabriele Winkler, «Anmerkungen zu einer neuen Untersuchung von R.F. Taft über die auf den Kommunion-Empfang vorbereitenden Ritus», Oriens Christianus 86 (2002): 171–191, here 176–180. 121  Taft, The Precommunion, 225–226. Taft also points out that some sources instruct the priest to extend his arms while saying the prayer (ibid., 208). 123  Cf. Alexey Dmitrievsky, A Description of the Liturgical Manuscripts [original title in Russian: Дмитриевский A.A. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока] 2 (Kiev, 1901) 158, 174–175, 828. 125  See Taft, The Precommunion, 248–256. It should be noted that Taft does not link these developments, despite his observation concerning the pneumatological character of some of them (ibid., 254) with the understanding of the elevation as consecratory. 129  Three preliminary bows and putting on the omophorion also have their parallel in the Byzantine manner of the celebrant’s preparation to recite the epiclesis (cf. Παναγιτης Τρεμπλας, Α τρεςΛειτουργαι κατ τος ν θαις κδικας [Athens, 1935], 113–114). 131  Yet, other explanations could also be suggested: the Byzantines could have heard some mystical overtones in the ekphonesis «Τ για τος γοις», or felt the need for the bread to be «shown» to the Father (cf. the anaphora of BAS: «He [Jesus] took the bread in His holy and undefiled hands and showed it to You, the God and Father»; Jasper and Cuming, Prayers of the Eucharist, 119), but these are less likely. 132  Cf. Theodor Schermann « " Das Brotbrechen» im Urchristentum», Biblische Zeitschrift 8 (1910): 33–52, 162–183. 133  ET from Jasper and Cuming, Prayers of the Eucharist, 122 (with some corrections of mine). Greek text in Brightman, Liturgies Eastern and Western, 336 and 409; Orlov, The Liturgy of St. Basil, 246–248. 137  Cf. Τρεμπλας, Α τρες Λειτουργαι, 113. In the course of the nineteenth and twentieth centuries the Greeks have abandoned the practice of reciting this troparion before the epiclesis, but in Russian usage it is still said there, despite much criticism; see Desnov, «Some More Words».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

164 У Krab. вм. imitantur-imitentur. Cp. Cic. Ibid. I, 36, 131: Cavendum autem est ne aut tarditatibus utamur etc. 165 У древних народов были различнаго рода носилки; одне употреблялись в триумфальных шествиях, когда на телегах впереди триумфальной колесницы везли доспехи побежденных народов, драгоценныя одежды, золото, венцы, оружие, машины и даже лепныя изображения завоеванных городов, другия на игрищах и зрелищах (эти мало чем отличались от только что упомянутых); наконец, третьи — при священных процессиях; об этих последних носилках и говорит здесь Амвросий. — Впрочем у римлян были еще носилки, употреблявшияся при похоронах граждан, тогда на них несли, обычно, изображения предков умершаго. 166 Cp. Cic. Ibid. I, 36, 131. Aut in festinationibus suscipiamus nimias celeritates, quae cum fiunt, anhelitus moventur, vultus mutantur, ora torquentur. 167 У Krab. разстановка слов: naevus justae offensionis est. 168 Pudori maximo est; y Krab.: pudor maximus est. 169 Cic. De off. III, 8, 37: Ergo ea deliberanda omnino non sunt, in quibus est turpis ipsa deliberatio. 170 Cic. De offic. I, 35, 126: Principio corporis nostri magnam natura ipsa videtur habuisse rationem. 171 Semineret ­­ y Krabingera — emineret, что более идет к данному сочетанию слов. 172 Объяснение, понятное только при знании латинскаго языка modestia­modo scientiae. Cic. De off. I, 40, 142: Itaque ut eandem nos «modestiam» appellamus, sic definitur a Stoicis, ut modestia sit scientia rerum earum, quae agentur aut dicentur, loco suo collo­ candarum. У Stob, 106, εταξα определяется так: επιστμη του πτε πρακτον και τι μετα τι κα καθλου της ταξεως των πραςεων , т. е. разумеется гармоническое взаимоотношение отдельных душевных сил. 173 Cicer. De offic. I 35, 127: quarumque partium corporis usus sunt necessarii… 174 Cic. De off. I, 35, 129: Nostro quidem more cum parentibus puberes filii. 175 У Krab. разстановка такая: hujus modi intecta portio sit. 176 Минь: brachas, Krab: bracas. 177 Turpitudo pudoris — так у Миня и Krabing. В греческом LXX: καλψαι ασχημοσνην χρωτος αδτν — для прикрытия телесной непристойности; в Вульгате: ut operiant carnem turpitudinis suae; тоже и в еврейской библии: срамных частей ­­ наготы тела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2666...

е. в первородном грехе), то они «могут быть спасены посредством таинства Крещения, происходящего по вере и по исповеданию других людей (aliorum fide et confessione)» (Ibidem). Алкуин призывал императора верно следовать освященному церковной традицией порядку подготовки к К. и предлагал пользоваться как авторитетным источником трактатом блж. Августина «Об оглашении новичков» (подробнее о миссионерских идеях Алкуина и др. представителей Каролингского возрождения см.: Sullivan. 1956; Stofferahn. 2009; Phelan. 2014. P. 94-120). Вероятно, позиция Алкуина была принята во внимание императором: издававшиеся в 90-х гг. VIII в. и позже законы Карла Великого для языческих земель не содержат предписаний о насильственном совершении К. или о наказаниях за отказ от К. (см., напр.: Capitulare Saxonicum (797)//MGH. Capit. T. 1. P. 71-72). Свидетельством положительной рецепции мнения Алкуина представителями зап. церковной иерархии являются решения состоявшегося в 796 г. Собора на берегах Дуная (Conventus episcoporum ad ripas Danubii), в к-ром принимали участие архиеп. Зальцбургский Арно († 821) и патриарх Аквилейский еп. Павлин II († 802). Согласно подробному сообщению еп. Павлина (текст см.: MGH. Conc. T. 2. Pt. 1. P. 172-176), после обсуждения вопроса «о святой купели возрождения» (еп. Павлин перечисляет аргументы, приводившиеся в пользу разных мнений) было решено, что крестить язычников без подготовки и наставления в истинах веры недопустимо; непозволительной была объявлена и практика насильно «тащить к купели Крещения», принуждая нежелающих к покорности и угрожая «окровавленным лезвием меча» (Ibid. P. 175). Еп. Павлин уточняет, что до К. приступающий к нему должен быть научен важнейшим догматам христианства и религ. смыслу таинства. Для принятия К. требуется понимать, «в чем заключается благодать Крещения, а именно, что посредством его отпускаются грехи и после того как ветхий человек, бывший сыном греха, умрет вместе со своими деяниями в водах искупления (inter undas redemptionis), возрождается новый человек, который начинает быть сыном Божиим по усыновлению, причастником Царства Небесного, после этой земной жизни получающим в наследие блаженство жизни вечной» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Document 4SC. P. 48–49. Трудно представить себе более циничное провозглашение официального государственного атеизма и отрицание земного Царства Иисуса Христа, причем в устах официального представителя комиссии по составлению соборной декларации о религиозной свободе! 159 В этих словах слышится голос Жака Маритена, его «меняющиеся исторические небеса» и «конкретный исторический идеал» (ср.: Maritain J. L’Humanisme integral. P. 152–153). Нелегко решить, кто здесь на кого повлиял! 164 Albert de Broglie. L’Eglise et l’Empire Romain au IV siccle. T. IV. P. 424; цит. в кн.: P. Théotime de Saint-Just. La Royauté sociale de N. S. Jésus-Christ, d’après le cardinal Pie. P. 55. 165 Третья синодальная инструкция об основных заблуждениях настоящего времени, см.: Cardinal Pie. Œuvres, V, 178. 166 Crétineau-Joly. L’Eglise romaine et la. 1859; стереотипное переиздание: Paris: Cercle de la renaissance française, 1976; эти же документы вновь опубликовал монсеньор Делассю в своей книге: Mgr Delussus. La conjuration antichrélienne. DDB, 1910. T. 111. P. 1035–1092. 175 Raymond Dulac. La collégialité épiscopale au II concile de Vatican. Paris: Cèdre, 1979. P. 9–10. 176 Ibid. P. 10; Frère Michel de la Sainte Trinité. Toute la vérité sur Fatima. Le 3e secret. P. 182–199. 177 В своей «Истории II Ватиканского Собора»; ср.: Raymond Dulac. La collégialité épiscopale au II concile de Vatican. P. 11. 178 Ср.: Jean XXIII et Vatican II sous les feux de la pentecôte luciféri-enne//Le Règne social de Marie. Fatima. Janvier–février 1985. P. 2–3. 180 L. Bouyer. Dom Lambert Bauduin, un Homme d’Eglise. Casterman, 1964. P. 180–181; цит. в кн.: Abbé Didier Bonneterre. Le Mouvement liturgique/Ed. Fideliter. 1980. P. 119. 181 Газета «Фигаро» в номере за 9 декабря 1976 года опубликовала выдержки из «Журнала II Ватиканского Собора», который вел кардинал Льенар. См. комментарий к ним: Michel Martin. «L’ardoise refilec»//Courrier de Rome. 165. 190 Речь идет не о «тилаке», который Иоанн Павел II получил 2 февраля в Дели (ср.: Fideliter.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Blau (Das altjüdische Zauberwesen, S. 10, а и др.). По сказанному ясно, что не менее ошибочны и заявления ортодоксальных апологетов и экзегетов, будто гностицизм даже «и в первичной, неразвитой форме при жизни Ап. Павла еще не существовал» (И. Тр. Назарьевский в опыте исагогического и экзегетического исследования: Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, Сергиев Посад 1893, стрн, 53-я введения). Напротив, задолго до него подобные тенденции уже проникали иудейство (ср. у кн. С. Н. Трубецкого, Учение о Логосе в его истории I, стрн. 315. 317. 319 сл. 331 сл. 335. 338 сл. 345. 347. 354. 364 сл. 372. 374. 375–376) и отчетливо выражаются в апокалиптике (стрн. 326. 331 и у Anathon Aall, Der Logos II, S. ff.] 175–176), почему нельзя искать источника их ни в «извращенном павлинизме» (кн. С. Н. Трубецкой op. cit. I, стрн. 325), ни в подлинном благовестии апостольском (ibid., стрн. 376–378), как их нет, напр., в посланиях к Колосянам и Ефесянам (Rev. А. С. Headlam, Art. «Gnosticismus» в A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings II, p. 187 a), ибо «der «Gnosticismus», der in Col bestritten wird, ist sogar älter als das Christentum» (Prof. D. Adolf Jülicher, Einleitung in das Neue Testament. Erste und zweite Auflage, Freiburg i. B. und Leipzig 1894, S. 90). 2701 Посему же и «the real badnes of our common nature is traced back to a diabolic origin or authorship», как выражается the Rev. Principal J. Oswald Dykes в «The Expositor» 1897, XII (Diabolic Image: John VIII. 43–47 ), p. 447. Cp. на стрн. 799, 3 7 3 . 2702 В этом смысле M. 1’Аввé Joseph Viteau удачно отмечает (Étude sur le grec du Nouveau Testament, сотрагé avec celui des Septante: sujet, complément et attribut в «Bibliothèque de l’École des Hautes Études» CXL fasc., Paris 1896, p. 95, § 115е), что в новозаветном словоупотреблении зло абстрактное не смешивается с личным, почему в первом случае при δαιμνια глагол соединяется в sing., во втором – в plur. 2703 Cp. Prof. Ernst Cremer, Art. «Engel» в «Realencyklopädie» von Prof.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1431 Kατκριμα есть «gerechtliche Belastung», но в смысле «poena condemnationem sequens» см. G. Ad. Deissmann, Neue Bibelstudien, S. 92–93. 1432 Подобные недоумения с точки зрения объективного понимания греха Адамова отмечены у А. В. Вгисе, St. Paul’s Conception of Christianity, p. 135. 134=«The Expositor» 1893, VII, p. 30. 29. 1433 Несомненно однако, что в славянском переводе исконным и повсюдным чтением было и остается «о нем(ь)же». См. у проф. Г. А. Воскресенского: Древнеславянский Апостол. Послания святого Апостола Павла по основным спискам четырех редакций рукописного славянского апостольского текста из пятидесяти одной рукописи Апостола XII – XVI вв. Выпуск первый. Послание к Римлянам. Сергиев Посад 1892. Стрн. 106–107. Actus Epistolaeque Apostolorum palaeo-slovenice. Ad fidem codicis Christmopolitani saeculo XII° scripti edidit Prof. Aemilianus Kauniacki. Vindobonae 1896. P. 119. 1434 С этим положением соглашается и иезуит Rud. Cornely (в Commentarius in S. Pauli Epistolam ad Romanos, p. 283), подгоняя к нему бесспорное «in quo» Вульгаты. 1435 Твердо держась русского перевода, о. проф. Т. И. Буткевич считает (Зло, его сущность и происхождение, стрн. 67) приемом «ухищренного толкования» апостольских слов Рим. 5:12 , если «уверяют, что в этом изречении вместо выражения ν (в нем) следует читать φ’ ». Напротив, нам кажется, что сам почтенный автор впал в тяжкое заблуждение, принимая редакцию ν , которая не может быть оправдана текстуально и, конечно, никем – кроме него – не признавалась... Истолкование же совсем другое дело. 1436 Это толкование верно и грамматически-филологически [см. William Edward Jelf, А Grammar of the Greek Language, vol. II (Oxford and London 1881), p. 320 (§ 635, 3 c). Étude sur le Grec du Nouveau Testament. Le verhe: Syntaxe des Propositions. Par M. l’Abbé Joseph Viteau. Paris 1893. P. 95. 97 (§§ 175,i. 176). Hebraisms in the Greek Testament. Exhibited and Illustrated by Notes and Extracts from the Sacred Text. With Specimens of (1) the Influence of the Septuagint on its Character and Construction; (2) the Deviations in it from pure Greek Style. By William Henry Guillemard. Cambridge 1879. S. 57. Grammaire grecque du Nouveau Testament par Prof. Ernest Сотве, Lausanne 1894, p. 122], a Prof. Johann Weiss подтверждает его анализом риторического строения апостольской речи (Beiträge zur Paulinischen Rhetorik в «Theologische Stndien, Неггп Wirkl. Oberkonsistorialrath Professor D. Bernhard Weiss zu seinem 70. Geburtstage dargebracht», Göttingen 1897, S. 226–227, и в отдельном издании ibid. 1897, S. 64–65). Cp. еще W. Sanday – A. C. Headlam, A Commentary on the Epistle to the Romans, p. 133.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Филон Александрийский, говоря о Писании, цитирует и упоминает преимущественно Тору, значительно реже - книги, относящиеся в раввинистической Библии к разделам «Пророки» и «Писания». Согласно У. Ноксу ( Knox. 1940), в работах Филона содержится ок. 2 тыс. цитат из Торы и отсылок к ней, и ок. 50 - к остальным книгам евр. Библии. Как отмечает Ф. Зигерт ( Siegert. 1996. P. 176), греч. поэты и драматурги упоминаются и цитируются Филоном даже чаще, чем евр. историки, пророки и поэты (если не считать Моисея). «Таким образом,- пишет Зигерт,- первый и самый простой ответ на вопрос о «каноне» Филона звучит следующим образом: если под «каноном» иметь в виду собрание писаний, авторитетных от первого до последнего слова, то «канон» Филона - это закон, изложенный в 5 книгах Моисея» (Ibid. P. 175). Однако Филон также восхваляет пророков Исаию и Иеремию в выражениях, не уступающих тем, к-рые он прилагает к Моисею. В Philo. De ebrietate. XXXVI 1. 143 Филон вводит цитату из 1 Цар 1. 11 формулой «как гласит священное слово» (ς ερς λγος φησν) - обычно таким образом он предваряет цитату из Закона Моисеева. В соч. «О жизни созерцательной» ( Philo. De vita contempl. 25) он упоминает, что члены иудейской секты «терапевтов» чтут «законы, слова, изреченные устами пророков, гимны и прочее, что помогает знанию и благочестию возрастать и совершенствоваться». Это уже больше похоже на 3-частный канон масоретской Библии. Как отмечал еще Х. Э. Райл, Филон «не цитирует апокрифы, и не дает никаких оснований предположить, что в его время александрийские евреи были расположены принимать какие бы то ни было книги апокрифов в свой канон Священного Писания» ( Ryle. 1895. P. XXXIII). Хотя в издании Biblia Patristica и проведены нек-рые параллели между текстами Филона, с одной стороны, и текстами Книг премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова - с другой (Biblia Patristica. 1982. P. 90-91), эти параллели (напр., Сир 23. 11 с Philo. De dec. 92) выглядят натянутыми. В наст. время гипотеза об особом, «александрийском каноне» так же оставлена наукой, как гипотезы о формировании еврейского канона «мужами Великой синагоги» или раввинами Ямнийского синедриона. Важную роль в отказе от этой гипотезы сыграли работы А. Сандберга ( Sundberg. 1958; Idem. 1964).

http://pravenc.ru/text/1470227.html

Преп. Макарий, Нот.17, n.11;15, n.53 (р. п.51); 24, n.5, PG.34. 632А,613А,665В; р. п., с.153,138,183–184. св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. hom.. V, XV, PG.44, 873A,1109C; р. п. III, 135. 398; De vita Moysis, PG.44, 332A,361B-C; р. п. I, 263,298; De virginitate 4, PG.46, 348A; р. п. VII, 316–317. 53 Преп. Макарий, нот.21, n.2,4, PG.34, 656С,657АВ; р. п., с.175,176. св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. hom. IX, PG.44, 964D-965A; р. п. III, 238. 54 Преп. Макарий, hom.9, n.7;18, n.9;17, n.12; PG.34, 536B-C,640D,632B; р. п., с.74–75,161,154. Св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. hom.. IX, PG.44, 965A; р. п. III, 238; Oratio catech. 6, PG.45, 29A; р. п. IV, 23. 55 Преп. Макарий, hom.7, n.5;8, n.3;10, n.1, PG.34,525D,529B-C.541 AB; р. п., с.66,69,79. св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. hom.. V. VI. X. XI. PG.44, 884A-B.892A. 993C-D,1000D; р. п. III, 147,156,271,278; De virginitate 4, PG.46, 348A; р. п. VII, 317. 56 Преп. Макарий, hom.4, n.10;10, n.2, PG.34,480B,541B; р. п., с.28,80. св. Григорий Нисский, De vita Moysis, PG.44, 373B; р. п. I, 312; In Cant. Cant, hom.. I, XI, PG.44, 777D,1000D-1001A; р. п. III, 27,279; In psalm, inscriptiones I,7, PG.44, 456B; р. п. II, 27, De virgin. 10, PG.46, 361B; р. п. VII, 333. Евагрий, Cap. practica ad Anatolium 38, PG.40, 1232В; р. п.(Добротолюбие т. I,4), с.577 [Творения аввы Евагрия. М.: Мартис,1994, с.107, гл.66]. Более подробно ссылки на Евагрия делаются ниже (с.30–32). 57 Преп. Макарий, Нот14, n.2;15, n.38 (р. п. §36), PG.34,572A,601C; р. п., с.105,130. — св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. hom.. XIII, XV, PG.44, 1052A,1096AC; р. п. III, 334,382. Евагрий, Наставления киновитам (гл.76–78, Добротолюбие I,613 [с.136, гл.118–120]), PG.40, 1232А. Указанная идея древнехристианская: Гал.2:20; 4:19; Epistula ad Diognetum (appendix) 11.4, Patres apost., ed. Funk, v. I (1901,2), p.410.14; р. п.(Соч. св. Иустина философа и мученика, М.,1892), с.383; св. Ипполит, Εις τον Δανιλ I, 10.8, GCS: Hippolytus Werke, B. I,1 (Bonwetsch-Achelis), S.17:14–20; р. п. I,11; De antichristo 61, ibid. B. I,2, S.4119; р. п. II, 42; Ориген, In Joann. comment, t. I,4:23; GCS: Origenes Werke, B. IV (Preuschen), S.9.1–3; Мефодий Олимпийский, Convivium VIII,8, PG.18, 149C; р. п., с.95. св. Мефодий раскрывает эту идею с особенной любовью. 58

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010