В Деян 17. 34 вместе с Д. А. упоминается Дамарь (или Дамарида, Δμαρις). В позднейшей церковной традиции Дамарь известна как супруга Д. А., что объясняется двойным значением греч. слова γυν (женщина, жена). Вероятно, эта традиция была известна уже свт. Иоанну Златоусту , к-рый писал о том, что даже в Афинах, средоточии языческих суеверий, ап. Павел «обратил Дионисия Ареопагита с женой» ( Ioan. Chrysost. De sacerd. IV 7//PG. 48. Col. 669). Свт. Амвросий, еп. Медиоланский , прямо писал о Дамари как о жене (uxor) Д. А. ( Ambros. Mediol. Ep. 63. 22//PL. 16. Col. 196). Прп. Максим Исповедник понимал текст Деян 17. 34 как рассказ об обращении Д. А. и его домашних. По его мнению, ап. Лука , составитель Деяний св. апостолов, счел нужным упомянуть лишь о Д. А. в силу значимости положения святого. Образ Дамари как супруги Д. A. был введен Гилдуином, который опирался на суждение свт. Амвросия. Почитание Дамари как святой в Греческой Церкви (пам. 4 окт.) возникло в Новейшее время под влиянием зап. традиции (оно неизвестно прп. Никодиму Святогорцу и архиеп. Сергию (Спасскому) (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 308)). Св. Дамарь упоминается в печатной Греческой Минее (Minea Graeca/Ed. B. Kutlumusianos. Venetia, 1880), однако отсутствует в Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония . Вопрос о почитании св. Дамари как супруги Д. А. обсуждался католич. исследователями Аллуа и К. де Би (ActaSS. Oct. T. 4. P. 774). Свт. Димитрий Ростовский включил Д. А. в сонм 70 апостолов и указал празднование его памяти под 4 янв. Опираясь на предание о том, что апостолов было не 70, а 72, свт. Димитрий счел возможным добавить к ним Д. А. на основании свидетельства Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. III 4. 10). Источники II-VII вв. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (нач. IV в.) со ссылкой на послание к афинянам сщмч. Дионисия, еп. Коринфского (II в.), сообщает, что Д. А. был 1-м епископом Афин ( Ibid. III 4. 10; IV 23. 3). Евсевий называет еще 2 епископов Афинских - мч. Публия (Пувлия) и Кодрата. Он не утверждает прямо, что Д. А. был поставлен епископом Афин ап. Павлом, но явно подразумевает это. В лат. версии «Церковной истории», составленной Руфином Аквилейским (кон. IV в.), это уточнено. Древнее церковное Предание о поставлении ап. Павлом Д. А. в епископы зафиксировано также в «Апостольских постановлениях» (кон. IV в.; Const. Ap. VII 46). Со ссылкой на «Апостольские постановления» о возведении Д. А. в сан епископа пишет прп. Максим Исповедник в прологе к схолиям на «Ареопагитики» (VII в.).

http://pravenc.ru/text/178443.html

46 Paul Diac. Histor, lib XVI в Monum. Germ. Histor. Scriptor. Rerum Langobard et Italicar. saec VI–IX, Hann. 1878. 48 См. Baronrte Diane de Guldencrone. L’Italie byzantine. Etude sur le haut moyen age (4001050). Paris, 1914, p. 163; cp. Fr. Lenormant. La grandeGrce. Paysages et histoire. T. II. Paris, 1881, pp. 386 sv. 50 Ср. Ch. Diehl. Etudes sur l’administration byzantine dans l’exarchat de Ravenne (568751). Paris, 1888, pp. 380400. 51 Anastasia Bibliot. Historia de vitis roman pontific. y Migne. Patrol. curs. c. ser. lat., t. c. 948 (171). 60 Guldencrone, р. 166. бегстве пап Византии вообще см. у S. Nicephore. Patriarchae Breviarium historicum de rebus gestis postim pw. Mauricil; Migne, P Graeca, t. C, c. 971 (70). 66 Ibid., col. 1138, C. Cp. также S. Nicephore Patriarchae Antirreticus III ad ver. Constant. Copron; Migne, P Gr, t. C, c. 523 A. 67 В 832 г. все монахи константинопольского монастыря св. Авраама были высланы в Понт Эвксинский, и там замучены: „urbe etiam in exilium relegati sunt. Qui cum ad fanum loannis Baptistae, quod Terribile cognomento dicitur, fragellorum plagis prorsus confecti, in Coelium coetum adierunt”. Acta Sanctorum quotquot toto orbe coluntur, vel a catholiciss criptoribus cele branurex latinis etgraecis, aliarumque gentium antiquis monumentis collecta, digesta, illustrata a loanne Stiltingo, Const. Suyskeno, Ioanne Periero. Ioanne Cleo. Jul., t. 11 c. 629. 71 См. интересный и достаточно полный очерк – „les moines et empereurs iconoclastes” у L’ Abbe Les moines de Constantinople depuis la fondation de la ville jusqu’à la mort de Photius (330898). Paris, 1S97, pp. 311369. 74 Старицкий. Византийские епархии в южной Италии в «Труд. Киевск. Дух. Акад». 1907, янв., стр. 34. 77 Anast. Bibl, col. 1027 (197) „construxitque monasterium erga eum dem titulum sanctorum martyrum Stephani, Laurentii atque Chrisogoni, constituens ibidem abbatem et monachorum congregational etc”. Принадлежность этого монастыря с понтификата Григория III признает и О. Marucchi. См. его Basiliques et églises de Rome. Paris, 1909, р. 455; ср. его же Lantica basilica di s. Crisogono in Trastevere в Nuov. Bullet. di archeol. crist. 1911, 1, pp. 7 ct. 17. Однако уже в XI в церковь св. Хрисогона была расписана сценами из жизни св. Бенедикта, что, вероятно, указывает на переход к тому времени монастыря в заведывание латинских монахов. Ср. Nuovo Bull. 1914, р. 131.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

578 ОСкарлатосеБеглицисм.: GerlachS. Op. cit. S. 270,296; Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 119, 123. 579 См.: Papadopoullos Т. H. Op. cit. P. 48–49. 580 См. об этом ниже. 581 Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 126–154. 582 Ibid. P. 135–136, 148–149. О любви Чиайны к греческим знатным людям см. поэму Георгия Этолийского в книге: Banescu N. Un Роёгпе grec vulgaire, а также поэму Ставриноса Вестиария νδραγαθες του εσεβεσττου κα νδρειο–ττου Μιχαλ βοεβδα//Legrand Ε. Recueil des poemes historiques. 583 О семье Кантакузинов см. выше: Кн. II, гл. 2. 584 Daponte К. Χρονογρφος. Σ. 17. 585 Daponte К. " Ιστορικς Κατλογος//Sathas С. Op. cit. Т. III. Σ. 172–175. 586 Daponte Κ. Χρονογρφος. Σ. 15–16; " Ιστορικς Κατλογος. Σ. 166–167. Димитрий Кантемир в кн. «История величия и упадка Османской империи» рассказывает о следах оспы на лице Роксандры и отказе Матфея Валашского жениться на ней; но его свидетельство ненадежно, потому что он не любил семью Маврокордато и писал об этом 70 лет спустя. Дапонте высоко оценивает ее образованность, так же как и Иаков Манос Аргосский (в предисловии к книге ее сына Александра Маврокордато «История иудеев»). См.: StourdzaA. L " Europe Orientale et le role historique des Maurocordato. P. 32–34, 408–409, где приводятся все соответствующие источники, но нет точности в датах и именах. Романтический образ Роксандры представлен ее потомком и основан на семейных бумагах: Bibesco, princesse. La Nymphe Europe. Vol. I. P. 63–71. 587 Мы не располагаем удовлетворительным жизнеописанием великого эк–сапорита. Он часто упоминается в константинопольских источниках своего времени, особенно у Дапонте и Кантемира, а также во всех сочинениях того времени, в которых идет речь о Леванте или дипломатии эпохи. См.: Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 203–207; Stourdza A. Op. cit. P. 35 ff; Legrand Ε. Genealogie des Maurocordatos de Constantinople. P. 10 ff. См. также романтический очерк: Bibesco. Op. cit. P. 72–114. О проведенных им реформах образования см. выше: Кн. II, гл. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

1 Об этом подробнее см.: Whitelock D. After Bede//From Bede to Alfred. L., 1980; Carroll M. The Venerable Bede: His Spiritual Teachings. Wash., 1946. 2 Brown G. H. Bede the Venerable. Boston, 1987. P. 1, 107; Stenton F. M. Anglo-Saxon England. Oxford, 1947. P. 177. 3 Beda. Epistola ad Ecgbertum Antistitem//Baedae Opera Historica/Ed. J. E. King. L.; N.Y., 1930. Vol. 2. P. 456. 4 Beda. Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum//Baedae Opera Historica/Ed. J. E. King. L.; N.Y., 1930. Vol. 1–2. (Далее: HE). 9 НЕ. I. 15. Р. 70. См. также: Wallace-Hadrill J. M. Bedés Ecclesiastical History of the English People: A Historical Commentary. Oxford. 1993. P. 22. 11 См. подробнее: McClure J. Bedés Old Testament Kings//Ideal and Reality in Frankish and Anglo-Saxon Society. Oxford, 1983. 13 См. например: Hanning R.W. The Vision of History in Early Britain. N.Y.; L., 1966; Fletcher R. Whós Who in Roman Britain and Anglo-Saxon England. L., 1989. 14 Bede. The Ecclesiastical History of English People/Ed. J. McClure and R. Collins. Oxford, 1994. Introduction; Farmer D. H. Op.cit. P. 29. 21 В работе Д. Уайтлок приводится пример того, как в письме нортумбрийского аббата Эанвульфа Карлу Великому (773 г.) текст послания Григория к королю Кента предстает как канонический текст из Писания. См.: Whitelock D. Op. cit. P. 15. 30 Об этом подробнее см.: Chaney W. The Cult of Kingship in Anglo-Saxon England. Los Angeles, 1970; Branston B. The Lost Gods of England. N.Y 1974 34 См. об этом: Loyn H. R. The Conversion of the English to Christianity: Some Comments on the Celtic Contribution//Welsh Society and Nationhood. Cardiff. 1984 41 Цитата из послания архиепископа Кентербери Гонория ирландским епископам и аббатам, текст которого полностью приведен в «Церковной истории англов». См • НЕ II 19 Р. 308–310. 43 Ibid. III. 25. «Уитби» – название, данное после вторжения викингов (англо-саксонское название – Streoneshealh). 48 Ibid. III. 7. P. 358. См. также: HE. III. 25. P. 464; Epistola ad Ecgbertum Amistitem//Baedae Opera Historica... Vol. 2. P. 456.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

10 Даниил значит «Божественный судья», а Мелхиседек – «царь правды» и «царь мира» ( Евр. 7:2 ); но каждый царь, рассуждает Гитциг, есть вместе с тем и судья; следовательно, заключает он, имена Даниила и Мелхиседека филологически сродны. 13 Hitzig F. Kurzgefasste exegetisches Handbuch zum Alten Testament. X. Lieferung. Das Buch Daniel. Leipzig. 1850. S. VII-IX. 15 De-Wette W. M. L., bearb. v. E. Schrader. Lehrbuch der historisch-kritischen Einleitung in die kanonischen und apokryphischen Bücher des Alten Testamentes. 8. Ausgabe. Berlin. 1869. S. 488. 16 Renan E. Histoire du peuple d» Israel. Tome IV. Paris. 1893. P. 342, 345–346. Tome III. 1891. P. 139–140, 384. 32 Bleek. Fr. Einleitung in die Heilige Schrift. I. Ih. Einl. in d. A. T. 5. Aufl. Berlin. 1886. S. 437–439. 34 Riehm Ed., bearb. u. herausg. v. A. Brandt. Einleitung in Das Alte Testament. X. Lieferung. Halle. 1890. S. 309–310. 36 Cornill С. H. Grundriss der Theologischen Wissenschaften. II. Theil, I. Band. Einleitung in Das Alte Testament. 2. Auflage. Freiburg im Br. 1892. S. 260. 37 Smend R. Lehrbuch der alttestamentlichen Religionsgeschichte. Freiburg i. B. u. Leipzig. 1893. S. 516. 38 Tschirner. Analekten, I, 3. S. 10. – Hengstenberg E. W. Beiträge zur Einleitung ins Alte Testament. I. Band: Die Authentie des Daniel und die Integrität des Sacharjah. Berlin. 1831. S. 70–71. 40 Keil C. F. u. Delitzsch Fr. Biblischer Commentar über das Alte Testament. III. Theil, 3. Band. Leipzig. 1868. S. 10. 46 Такого рода взгляд на характер личности св. Иова проводит Гитциг и в своем специальном комментарии «Das Buch Hiob». Leipzig u. Heidelberg. 1874. S. IX-XXIII. Комментарий его на книгу Бытия или какого-либо специального сочинения, откуда можно было бы почерпнуть взгляд Гитцига на характер личности Ноя, к сожалению, мы не имеем. 48 Dillmann A. Kurzgefasstes Exegetisches Handbuch Zum Alten Testsment. XI. Liefernng. Die Genesis. 5 . Auflage. Leipzig. 1886. S. 116. Сам Гитциг, по словам того же Дильмана, объясняет имя Ноя, как «потоп» (ibid., S. 116).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Mihi quoque cfamata res erat et desperata, donec Iydium lapidem invenerim, de quo jam dixi superius. Diu latuit in angulo et adhuc latet quidam Anastasii libellus, cujns prooemium, nunc primum in medio a me positum, omnem litem dirimit. Doctus enim Bibliothecarius, vix uno post Germanum saeculo dum Bysantii esset, dum partiarchii forulos rotulosque rimaretur, incidit in veram Germani Historiam, genuinam meditatus est mysticam theoriam, aurum purum vidit, latinisque tradidit totum, neque ignobili vulgo clancularium commisit opus, sed plena in luce Urbis et orbis, Caesari et imperatori Carolo II munus vere regium dedit dicavitque intergerrimum. Quo interprete ad graeca admoto, lux a tenebris dividitur, aurum e sterquilinio effulget, Germano germanum opus, in multam canonum nostrorum firmitatem, in totius ecclesiasticae disciplinae emolumentum, tandem vindicatur jure inconcusso». 826 Взаграничных библиотеках имеется весьма большое количество списков этой редакции. Внимательное изучение которых, без сомнения, дало бы некоторые весьма важные варианты и данные для более или менее прочных выводов. Таковы напр. списки под именами различных отцов Церкви, указываемые кардиналом Питрой (ibid. р. 297). Вот эти списки: 1) Sub nomine Germani sunt codd. Vatic. 1070, 2051, 2146. Ottobon. 338, 378. Regin. 47. Vallicel. F. 70. Nanian. 34. Paris. 502, 854. Barocc. 42. S. Petri Eborac. 50. 2) Sub nomine Basilii; Vatic. 430, 640, 662, 1277. Barberin. III, 72; V, 18. Paris. 502, 1259 A, 1555 A. Nanius 228. Cryptoferrat. B. 14. S. Magdalen Oxon. Neapolit. 236. 3) Sub nomine Cyrilli sive Alexandrini sive Hierosolymitani: Barocc. 27, ex quo ed. Millesii Oxon. 4) Sub nomine Sophhronii: Ottobon. 459 5) Sub nomine Joannis Jejunatoriis Ottobon. 418, Paris. 2500. Marcian. 228. 6) Sub nominibus Jacobi, Basilii, Cyrilli, et Athanasii: Coislin. 114. 7) Sub ullo ullius nomine; Vatic. 112, 339, 375, 504, 790, 1151. Palat. 367. Ottobon. 408. Laurent. PI. LVII, c. 48. Vindobon. 196. 827 Migne, Patrolog.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

32 Ср. Аверинцев 1973, с. 167 и прим. 33 на с. 255. 33 Hist. Nat., XXXV, 36, 1. 34 Hist. Nat., XXXV, 36, 2. 86 Hist. Nat, XXXV, 36, 3. 36 Hist. Nat., XXXV, 36, 5. 37 Hist. Nat., XXXV, 36, 10. 88 Hist. Nat., XXXVI, 4, 4. 39 Vasari 1896, p. 489. 40 Ibid., p. 942. 41 Deorat., I, 10,40. 42 Deorat, I, 23, 106. 43 De orat, III, 2, 6. 44 Inst. orat, II, 16, 17. 46 Inst orat., IV, 1, 70. 46 Inst. orat, X, 1,83. 47 De arte poetica, 400 etc. 48 Цицерон называет Платона " как бы неким богом философов " (Denat. deor. ?, 12, 32); еще более яркий пример - поэтическое обожествление Эпикура у Лукреция. 49 Обычно divus, но также divinus princeps, например, в панегирике Назария Константину Великому, XXXV, 3. В самом центре мира поздней античности стоят фигуры мудреца и монарха как образы соотносительные и как раз поэтому соперничающие; уже на пороге эпохи стоит многозначительный " агон " легендарной встречи Александра и Диогена. 50 Ср.: Burckhardt 1908.S. 180. 51 A. Politiani epigrammata latina, LXXXVI (Marullo, Poliziano, Sannazzaro 1976, p. 82). 52 Thilo 1878, p. 2. 53 Trist, IV, 10, 1. 54 " Leviorum artium studium " . 55 См.: Tatarkiewicz 1962. 56 Elegantiae Linguae Latinae, praef. 57 Dolci 1557, p. 164. 58 Vasari. Op. cit., p. 343. 58 Florida, 9, 32 Oudenorp. 60 Dionis or. XII. 61 Enneades, V, 8, 40. 62 Orator, 2, 8. 63 Dionis or, XII, 70-71. 64 Ср. Брагинская 1981, с. 224-289; Око же 7070, с. 146-149. 65 Deorat, I, 166-203. 66 Florida, 20. 67 Пер. Б. Л. Пастернака.     Авторство и авторитет Источник: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994, с. 105-125 Оба слова, вынесенные нами в заглавие, имеют схожий облик, и сходство их отнюдь не случайно. У них одно и то же — латинское — происхождение, единая этимологическая характеристика; и если их словарные значения к нашему времени разошлись довольно далеко, то у истоков значения эти неразличимы. Auctor ( " автор " ) — nomen agentis, т.е. обозначение субъекта действия; auctoritas ( " авторитет " ) — обозначение некоего свойства этого субъекта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

330 Рукописи бесед Иоанна Златоустог о на евангелия см. там же: XVI в. за 22–24, 47, 69, 89–92, 95, 116–120, 123–125, 135–137, 152, 154; XVII в. за 25–27, 96, 97, 114, 115, 138, 139, 153, 155, 218, 219; XVIII в. за 94 и 98. – На деяния и послания апостольские ркп. XVI в. за 29, 121, 122, 157, 187, 199; XVII в. за 156. Точно также нет никаких сказаний о Максиме греке : а) при ркп. Чудова монастыря, содержащих якобы перевод Максима грека толкований на пророков см. там же за 85–88; б) при «книге глаголемей лексис, сиречь недоведомые речи», см. ibid, за 216; в) при псалтыре – автографе преп. Максима грека ркп. за 229 и г) вероятно при псалтыри 1549 г., см. ркп. за 237. 333 См. в «Приложениях» стр. III-VI. Описание славянских рукописей Московской Синодал. библиотеки, сост. А. В. Горским и К. И. Невоструевым , отд. II, ч. I, стр. 126, ркп. 89. Прибавления к творениям св. Отцов, т. XVIII (1859 г.), стр. 145. – А. М. И. Д. Греческий стат. список 1, л.174. диаконе Исаии см. в Известиях отделения русского языка и словесности Императорской академии наук за 1896 г., т. I, кн. 3, статья П. А. Сырку «Из истории сношений русских с румынами». 336 Сказание см. в «Приложениях» стр. XXIX-XXXVIII и в перечне ркп. под 62, 70, 73, 75, 84, 132, 133, 162, 163, 173, 18S, 222, 228, 235, 230, 240 и 242. 339 Библиографические розыскания В. Ундольского. М. 1846 г., стр. 3–4. Г. Геннади (Литература русской библиографии, Спб. 1858 г.), говоря о «Библиографических розысканиях» В. М. Ундольского (1846 г.), пишет (стр. 4), что в них «последовательно указаны и описаны труды русских библиографов, начиная с Максима грека , составившего по свидетельству одной рукописи, при великом князе Василии Ивановиче список книг греческих, не переведенных еще тогда на славянский язык» (!). 341 См. ркп. XVI в: а) Толковой псалтыри под 18, 34, 61, 63–67, 72, 99, 108, 134, 141, 180, 190, 208, 231, 233 и стр. CCXCXVI; б) слов под 5, 12, 30, 37, 48, 50, 51, 60, 77, 100, 101, 103, 126–128, 148, 197, 201–203, 238, 243; в) сборников под 42, 93, 104, 105, 111, 181, 214, 230, 232, 234 и стр. CCXCI; г) бесед св. Иоанна Златоустог о под 22–24, 29, 47, 69, 89–92, 95, 116–125, 135–137, 152, 154, 157, 187 и 199.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Н. А. советовал монахам соблюдать аскетическое правило, к-рое помимо молитвы и рукоделия включает в себя также бдение и псалмопение. Следуя древней традиции, восходящей к античным авторам (ср., напр.: Hes. Theog. 211-212), он рассматривал сон как «краткую смерть» ( Nil. Ep. I 28//PG. 79. Col. 96). Сон, с его т. зр., состояние опасное (Ep. III 318//Ibid. Col. 537), поскольку он приводит к ослаблению бдительности (Ep. I 26//Ibid. Col. 92-93). Любитель сна есть «гробница (νεκρωταφεον), мертвая душа в живом теле» (Ep. III 317//Ibid. Col. 536-537). Монах, конечно, не может постоянно бодрствовать, иногда он «отдыхает»; но в этом состоянии его жизнь бессмысленно сокращается, хотя сам он не осознаёт этого (Ep. I 26//Ibid. Col. 93). Трезвенный монах в идеале не должен спать (Ep. III 127//Ibid. Col. 444), бдение - его оружие против демонов (Ep. III 171//Ibid. Col. 464), необходимое условие боговидения. Вместе с молитвой и бдением монах обязан заниматься псалмопением, под которым в узком смысле подразумевается славословие, прославление Бога в псалмах и духовных песнях (Ad Agath. 4. 3//Ibid. Col. 828; In Albian.//Ibid. Col. 708; Ad Magnam. 64//Ibid. Col. 1056). При этом душа монаха должна быть определенным образом подготовлена в такому прославлению, т. е. исполнена любви к Богу (Ep. I 30, 234//Ibid. Col. 97, 169), иначе хвала будет неискренней. Псалмопение должно быть непрерывным, как дыхание (Ep. IV 25//Ibid. Col. 561), ежедневным и неусыпным (Ep. I 30//Ibid. Col. 97). Наличие у Н. А. экзегетических сочинений свидетельствует о том, что он считал размышление над Свящ. Писанием важным делом для монаха. Именно словами Свящ. Писания монах «путеводится в жизнь неукоризненную, приобретая вместе и обильную пищу, и великое наслаждение» (Exerc. 62//Ibid. Col. 796). Свящ. Писание является духовной пищей, «подобной меду» (Ep. I 262//Ibid. Col. 180). Как тело питается пищей, так душа - Свящ. Писанием (Ep. II 37//Ibid. Col. 213; Ad Agath. 4. 1//Ibid. Col. 825; In Cant. 2. 6). Оно помогает монаху в борьбе со страстями, доставляя ему примеры добродетели, в т. ч. из исторических книг (Exerc. 21//Ibid. Col. 748) - в образе пророков Илии, Елисея и Иоанна Крестителя (Ibid. 60//Ibid. Col. 792-793). Монах должен читать Свящ. Писание, постоянно размышлять над ним (De mon. praest. 20//Ibid. Col. 1084), посвящать ему день и ночь (In Albian.//Ibid. Col. 708; Ad Agath. 1. 3; 4. 3//Ibid. Col. 813, 828). Свящ. Писание избавляет монаха от уныния и подготавливает его к созерцанию (Ad Magnam. 20//Ibid. Col. 996; In Albian.//Ibid. Col. 708), доставляет подлинное наслаждение (τρψις) душе (In Albian.//Ibidem; Ad Agath. 4. 1//Ibid. Col. 825; Ad Magnam. 20, 61//Ibid. Col. 996, 1052).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Син264, л. 67–68). Это следующие тексты. В ч. 1, кроме проповедей, входят: “Духовная грамота святаго Димитриа митрополита ростовскаго, новаго чудотворца” [Собрание 1786, ч. 1, л. 26об.–27об.], “Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление” [Ibid., ч. 1, л. 72об.–77об.], “Повествователи, историки, свидетели и учители, списатели церковнии о страстех Господних, сии суть. . .” [Ibid., ч. 1, л. 78], “Целование удов, или ран Господа Бога нашего Иисуса Христа на всяк день” [Ibid., ч. 1, л. 78об.–79], “Богомысленное размышление о пресвятых страстех Господа нашего Иисуса Христа” [Ibid., ч. 1, л. 79об.–88об.], “Поклонение Господу нашему Иисусу Христу” [Ibid., ч. 1, л. 88об.–91об.], “Ко Магдалине плачущей у ног Христовых глагол грешнаго” [Ibid, ч. 1, л. 91об.], “Ответ Магдалинин грешникови” [Ibid., ч. 1, л. 92], “О причащении святых таин” [Ibid. 1786, ч. 1, л. 92–96], “Плачь на погребение Христово” [Ibid., ч. 1, л. 96–99об.], “Поклонение святой Троице” [Ibid., ч. 1, л. 100–101 об.], «О любви бляжняго свидетельства» [Ibid., ч. 1, л. 102об.]. В ч. 6, кроме проповедей украинского периода, переведенных с “простой мовы” на церковнославянский язык, опубликованы “Врачество духовное на смущение помыслов, от различных книг отеческих вкратце собранное” [Ibid., ч. 6, л. 32об.–42об.], “Молитва исповедания к Богу повседневнаго от человека, полагающаго спасения начало” [Ibid., ч. 6, л. 43–48], “Внутренний человек в клети сердца своего уединен, поучающся и молящся втайне” [Ibid., ч. 6, л. 48–54], “Апология во утоление печали человека” [Ibid., ч. 6, л. 59об.– 74об.], “Послание святаго исповедника Христова Хрисогона” [Ibid., ч. 6, л. 75–75об.], “Смиренный Димитрий, митрополит ростовский и ярославский, написах сие в некую окаянства моего пользу” [Ibid., ч. 6, л. 86 об.– 87об.], “За что Бога благодарити” [Ibid., ч. 6, л. 87об.–88об.], “Вопросы и ответы краткие о вере” [Ibid., ч. 6, л. 1–32], “Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающагося” [Ibid., ч. 6, л. 88–90], “Молитва, или краткое страстей Христовых воспоминание” [Ibid., ч. 6, л. 90об.–92], “Богодухновенное наставление христианское, или Правила келейныя” [Ibid., ч. 6, л. 92–92об.], “Милосердому и долготерпеливому творцу нашему Богу угодна от человек дела сия” [Ibid., ч. 6, л. 92об.–93об.].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010