F. XI: 1903), 4, S. 589–592. Его же. Zur Rhythmik in den neutestamentlichen Briefen в «Studien und Kritiken», 1907, II. S. 304–308. Его же. Die Rhythmik der asianischen und römischen Kunstprosa (Paulus – Hebraerbrief–Pausanias – Cicero – Seneca – Curtius – Apuleius). Leipzig, 1905 (IV+221 с.). Cm. Prof. Johannes Draseke в «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie», XLIX (N. F. XIX), 1. S 133–139, и (весьма сурово) Ad. DeissmannB «Theologische Literaturzeitung», 1906,8. Sp. 231–236, и в «Theologische Rundschau», IX, 6 (Juni 1906), S. 227–229. Privatdoz. Lie. Hermann Jordan. Rhythmischem Kunstprosa im Neuen Testamente9 в «Theologisches Literaturblatt», XXVI, 41 (13 Oktober 1905). Sp. 481–487. Его же. Gibt es Rhythmik in neutestamentlichen Briefen? в «Studien und Kritiken», 1906, IV. S 634–642. Alexander R Eagar. The Hellenistic Element m the Epistle to the Hebrews в «Hermathena» (Dublin, 1901), 27. P 263–287; см. «Христиан. Чтение», 1902, 7, с. 30]. [Вообще, язык писаний Павловых подвергался наиболее тщательному исследованию с давних времен, причем имеется немало обширных старинных работ и по общим, и по частным вопросам (например, Car Lud. Logica Paullina, vel Notitia rationis, qua utatur Paullus Apostolus in verbis adhibendis, interpretando, definiendo, enuntiando, argumentando, et methodo inversa; in usum exege- seos et doctrinae sacrae. Halae Magdeburgicae, 1774, 412 с. Его же. Rhetoricae Paullinae, vel Quid oratorium sit in oratione Paulli. Pars I, inventionem [materiam], vel res oratorie tractatas, complexa, pars II–III, tractationem vel elocutionem [formam] complexa; adspersis passim variis lectionibus codicis inscripti vulgatae. Ibid., 1782, 756+798 с.); однако уже и из древности высказывались весьма различные суждения о характере и достоинствах языка Павлова (см. по сему предмету библиографические и иные указания у К. Л Credner. Einleitung in das N. T. 1,1. Halle, 1836. S. 296; Jos. Danko. Historia Revelationis Divinae N. T., Windobonae, 1867. P. 328; Rud. Comely.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Вечером 4 мая 1542 г. «Квилон» остановился в устье р. Мандови, поблизости от г. Гоа, центра португ. владений в Азии - сети укреплений и торговых факторий между мысом Доброй Надежды и Молуккскими о-вами. В окрестностях города, захваченного португальцами в 1510 г. (к 1540 там насчитывалось 1800 европ. колонистов и 3600 солдат), находилось ок. 30 селений с 50 тыс. жителей-индийцев. В Гоа было несколько католич. церквей и большой францисканский мон-рь, существовала епископская кафедра (с 1533), к-рую занимал еп. Жуан ди Албукерки (1538-1553). С разрешения епископа К. трудился в качестве проповедника и духовника, опекал больных и заключенных. В португ. колониях существовала проблема духовного окормления мирян. Из-за низкого морального и образовательного уровня клириков католическое духовенство (в Гоа и окрестностях было ок. 100 священников и монахов) не пользовалось авторитетом. По мнению К., чиновники, солдаты и колонисты стремились обогатиться любыми способами, а отсутствие контроля со стороны светской и духовной властей способствовало пренебрежению церковной дисциплиной и равнодушному отношению к вере. Миссионер занялся религ. образованием жен португ. колонистов, их детей и рабов, к-рые слабо представляли себе христ. учение. По вечерам К. собирал в ц. Носа-Сеньора-ду-Розариу на окраине города до 300 чел. и объяснял им значение основных молитв, Символа веры и заповедей. Для этого он составил краткий катехизис (Epistolae. 1944. T. 1. P. 93-116). В проповедях миссионер использовал искаженный португ. язык, на к-ром говорили местные жители и рабы-негры (Ibid. 1945. T. 2. P. 219-220; Documenta Indica. 1948. T. 1. P. 347; Valignano. 1944. P. 50-51). В воскресные и праздничные дни К. читал для индийцев-христиан проповеди о важнейших положениях христ. вероучения и проводил занятия, учил паству основным молитвам и разъяснял смысл заповедей (Epistolae. 1944. T. 1. 125-126). Миссионер нашел эффективный способ борьбы с внебрачными связями колонистов, к-рые нередко сожительствовали с рабынями-наложницами: К. не обличал их и не требовал немедленно прекратить незаконные отношения, напротив, он устанавливал доверительные отношения с колонистами и спустя нек-рое время советовал хозяину «гарема» вступить в брак с одной из рабынь и отпустить остальных на свободу. Как правило, португальцы не решались отказать К., имевшему репутацию праведника ( Schurhammer. 1977. Vol. 2. P. 227-229).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Если указание на то, что данный ответ есть наилучший для настоящего времени, когда мы пребываем во образе мира сего, и даёт некоторое право заключать по аналогии, что и Христос лишь потому, что находился в образе мира сего, приписывал одному Отцу знание дня кончины мира: то можно ли сказать, что с этой точки зрения становится понятным то опасение, какое испытывает св. Ириней, утверждая, что действительно этот день знает только Отец? Если эти слова Спасителя относятся только к Его человеческой природе, то, как объяснить ссылку на то, что Отец во всём имеет общение с Сыном (in omnibus Pater communicans Filio)? 222  adv. h. 4, 7, 4. ministrat ei ad omnia sua progenies et figuratio sua, i. e. Filius et Spiritus, Verbum et Sapientia. 224  adv. h. 4, 17; 2, 30, 9. quoniam autem et sapientia, quae est Spiritus, erat apud eum (Patrem) ante omnem constitutionem, per Solomonem ait: Dominus sapientia fundavit terram etc. 225  adv. h. 4, 14, 1. igitur initio non quasi indigens Deus hominis plasmavit Adam... Non enim solum ante Adam, sed et ante omnem conditionem glorificabat Verbum Patrem suum, manens in eo, et ipse a Patre glorificabatur. 226  Между сочинениями Климента (Migne, S. G. t. 8–9) есть «Excerpta ex scriptis Theodoti» ( κ τν Θεοδτου κα τς νατολικης καλουμνης διδασκαλας κατ τος Οαλεντνου χρνους πιτομα). В этом Феодоте Неандер и Дорнер (I, 505) узнают Феодота менялу, но Леммер (Laemmer, dementis alex. de Λγ doctrina. Lips. 1855. p. 10) пишет: de Theodoto isto nihil certi traditum est; liber ipse continet Valentini et Basilidis opiniones gnosticas. 227  Paedag. 1. 3. c. 12. p. (edit. Potteri) 310. μνος διδσκαλος, γαθο Πατρς γαθν βολημα, σοφα γνσιος, γ ασμα γνσεως... Πντα Λγος κα ποιε, κα διδσκει, κα παιδαγωγε. Paed. 1, 7, 132. παιδαγωγς τς νθρωπτητος. Вдаваясь в изложение учения Климента о Логосе в Его отношении к миру, мы, конечно, отступаем от своей программы, в которую входит обозрение учения только о Троице имманентной. Эта непоследовательность имеет своё оправдание в том, что Климент был учителем Оригена и притом таким, влияние которого вне спора, так как некоторые пункты учения Климента повторяются Оригеном ; следовательно, учение первого должно быть изложено с возможной полнотой. Далее, учение Климента о Логосе открывающемся содержит в себе такие элементы, которые, вероятно, должны характеризовать и Его онтологическую сторону; но выделить их из учения об откровении Слова и сгруппировать в учение о Троице имманентной едва ли возможно. 229  Str. 5, 12, 695. να μν δυσμεταχειρισττατος περ Θεο λγος, ο τς στιν. πε γρ ρχ παντς πργματος δυσερετος, πντως που πρτη κα πρεσβυττη ρχ δσδεικτος, τις κα τος λλοις πασιν ατα το γενσθαι κα γενομνους ε ναι. Ibid. 696. οδ πιστμη λαμβνεται τ ποδεικτικ α τη γρ κ προτρων κα γνωριμωτρων συνσταται, το δ γενντου οδν προπρχει.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

204 Акт. Зап. Рос. т. I 26. Вести. Зап. Росс. 1868 г. кн. 8-я. Архив Юго-Зап. России т. I ч. 4 стр. 46. Похилевич, ibid. стр. 254. 208 В «Записи» читаем об этих селах следующее: «Истобьчане и Нежиловьцы 2 колоде меду, у Нежиловичох постольищина»; у «Мигальчдчах ведро меду дают»; «у в Унине Павел дает корайман меду, Захарья дает корайман меду, Ходыка ведро меду дает, Агафоник дает ведро меду»; «у Вельи шесть корайманов меду, а седьмой корайман, это коли берет». 209 Арх. Ю.-З. Рос. т. 4 ч. 1 стр. 248. 642. Пр. Лебединцев, 17–24. Похилевич, 178. 204. 206. 208. 209. 233. 235. 210 А. 3. Р. I. 26. Арх. Ю.-З. Рос. т. 4 ч. 1 стр. 335. т. I ч. 4 стр. 47. Похилевич, 220. 191. 212 А. 3. Р. т. I, 26. Пр. Лебединцев, 17–24 «Из прежних ревизий явствует, что г. г. Тыши на собственной митрополита земле основали следующия имения: прежде всего местечко Ходорков и село Кривое, а княжна Рожинская на этом же месте оселила Соколец». 213 «Дедкович дает 4 ведра меду»; «у Нородичох с Хотиновьской земли ведро меду дают»; «у Ноздриши с Полочаньской земли полтора ведра меду и поданье»; «у Сорокошичох 4 ведра меду дают»; «с Няневщины люди дают четырьнядное лукно, и тивуньщина и поданьа»; «у Булгаковичох 2 лукне чотырьпядных, а третее пятипядное»; «у Селци з Межирецькой земли 2 ведре меду и поданье»; «у Кодне Петр Дияков 2 кораймоны меду дает»; «у Чюднови з Дедковьщины 3 ведра меду». 227 Несомненно известно, что в начале XVI в. Слоним принадлежал к митрополичьей епархии. А. З. Р. И. 77. 228 При поставлении Романа в митрополиты для Литвы Новогрудок был сделан его кафедральным городом (Acta Patriarch. Constant. I, 426). А м. Киприан в письме к преп. Сергию выражается о Новогрудке уже так: «Новый городок Литовский давно отпал»… (Прав. Собесед. 1860 г. II, стр. 97). 229 «Одное зимы митрополит Иона Глезнь в Менску бях» и дальше. Вилен. Арх. Сбор. т. VI, 4, стр. 10. 230 Последнее известие о Галицком епископе встречается под 1414 г. (А. З. Р. т. I, 12). Около этого же времени в Львове утвердилась резиденция латинского епископа Яна Решовского (Зубрицкий, 238). Поэтому, закрытие Галицкой кафедры относится ко времени около 1414 г. Так как праздным местом заведовала обыкновенно высшая власть и так как Галицкая епископия называлась митрополией, то по упразднении она и составила участок епархии митрополичьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

352 Stein. Innermost Asia. Oxford, 1928, I, p. 227, 229, 230. A. Hermann. Die alten Seidenstassen zwischen China und Syrien. Quellen und Forschungen zur alten Geschichte und Geographic. Berlin, 1910, pp. 80, 91. 353 Petri Patricii. Fragmentum 14. Fragmenta histor. graec., ed. Müller Parisiis, 1884, IV, p. 189. 355 Menander. Fragmenta histor. graec., IV, p. 292; Excerpta historica iussi imp. Const. Porphyrog. Excerpta de legationibus, ed. C. de Boor., Berolini, 1903, v. I, pars I, p. 180. 357 Ibid., p. 212 – p. 180. K. Güterbock. Byzanz und Persien in ihren diplomatisch völkerrechtlichen Beziehungen im Zeitalter Justinians. Berlin, 1906, pp. 7780. 359 Menander. Fragmenta histor. graec., IV, p. 213214; Const. Porphyrog. Excerpta, v. I, pars I, pp. 182183. 365 J. Strzygowsky. Seidenstoffe aus Aegypten. Jahrbuch der K. Preussischen Kunstsammlungen, Bd. 24. Berlin, 1903, S. 153. 370 Zach. . Lingenthal. Eine Verordnung Justinians über die Seidenhandel Mémoires de l. Ac. Imp. des sciences de St.-Pétersbourg, VII série, t. IX, (1865), p. 6. 383 С. Т. Еремян . Торговые пути Закавказья в эпоху Сасанидов. Вестник древней истории, 1939, 1 (6), стр. 83. 384 Я. А. Манандян. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времён. Эривань, 1930; его же. Древние пути Армении (на арм. языке), Ереван, 1932; его же. Главные пути Армении по Пейтингеровой карте. Ереван, 1936. 388 Cosm, Indicop I., col. 97; O’Leary de Lacy. Arabia before Muhammed. London, 1927, p. 115118. 392 Тн. Nöldeke. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden aus der arabischen Chronik des Tabari. Leiden, 1879, p.230. 395 Тнеорн., р. 141; Evagrius. Historia ecclesiastica, III, 36. ed. by Bidez and Parmantier. London, 1889. 403 Chavannes. Documents sur les -Turcs occidentaux (Труды Орхонтской экспедиции. T. VI.), р. 233 (1). 405 Henning, Die Einführung der Seidenzaupenzucht im Byzantinerreich. Byz. Z., 1933, B. 33, p. 309310. Mickwitz. Die Organisationsformen zweier Byzantinischen Gewerbe im X Jahrhundert. Byzantinische Zeitschrift. 1936, B. 36, H. I., p. 7076.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Iren. Contra haer. II, 30, 7. PG. T. 7. Col. 819–820 . Сочинения. C. 202–203. To же самое свидетельствует о маркионитах армянский писатель V века Езник (Wardapet Eznik von Kolb). См. его сочинение «Против сект», кн. 4, гл. 3. Перевод этого сочинения сделал Ioh. Michael Schmid. («Bibliothek der alten armenichen Literatur in deutschen Übersetzung», herausgegeben von der Wiener Mechitharisten-Congregation. Bd. I. Wien, 1900. S. 180–181). 127 Clem Alex Strom. VII, 17, 10, 4. CrchSch. 17. S. 75, 15–18 (PG. T. 9. Col. 549A). Подробно о тайном предании гностиков см.: Liechtenhan. Die Offenbarung im Gnoticismus. S. 45–50; Ritschl A. Die Entstehung der altkath. Kirche. S. 339–340; Thomasius. Dogmengeschichte. I. S. 124–125. 129 Tertull. De praeser. C. 6: «Acceptam a Christo disciplinam fideliter nationibus assignaverunt». PL. T. 2. Col. 21 A. Cfr.: Iren. Contra haer. III, 5, 1: «Апостолы чужды всякой лжи, ибо ложь не соединяется с истиной, как тьма со светом, но присутствие одного исключает другое». – PG. Т. 7. Col. 858А. Сочинения. С. 227. 134 Весьма важно выражение Серапиона Антиохийского, сохранившееся у Евсевия. Он пишет: «Мы принимаем Петра и прочих апостолов, как Христа». Н. Е. VI, 12, 3. GrchSch. 9, 2. S. 544, 15–16. 138 Karl Adam говорит: «Классическое произведение Тертуллиана «De praescriptione haereticorum» сводится прямо к такому положению: в вопросах веры значение имеет не субъективное исследование, но только решение Церкви, потому что только в ней непогрешимо сохраняется апостольское и вообще древнее учение». «Der Kirchenbegriff Tertullians», S. 26–27. 139 De praescr. haer. C. 17: «Nihil proficiat congressio Scriupturarum, nisi plane ut stomachi quis ineat eversionem, aut cerebri». PL. T. 2. Col. 35A. 140 В другом месте Тертуллиан говорит, что если спорить только на основании Писания, то от этого лишь потеряешь голос и дойдёшь до бешенства (bilem) от богохульства еретиков. – De praescr. С. 17. PL. Т. 2. Col. 35В. 142 Ibid. С. 3, 13. PL. Т. 2. Col. 17А, 30В. Adv. Prax. С. 2. CSEL 47. P. 229, 14. Virg. vel. C. 1. PL. T. 2. Col. 937B.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

мира. С. 149-200; Στρατηγπουλος Δ. Ανκδοτοι βυζαντινο σματικο καννες: Διορθσεις κα προσθκες//Βυζαντιν. 1999. Τ. 20. Σ. 253-266; Рыбаков В. А., прот. Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М., 2002; Κολλυρπουλος Θ. Εκδοτη τν β δν ο ποες ξπεσαν π τος κδεδομνους καννες στα λειτουργικ βιβλα κα τ AHG//ΕΕΒΣ. 2003. Τ. 51. Σ. 404-479; Никифорова А. Ю. Проблема происхождения служебной Минеи: Структура, состав, месяцеслов греч. Миней IX-XII вв. из мон-ря св. Екатерины на Синае: Канд. дис. М., 2004; Getov D. Incipitarium for the Apparently Unedited Liturgical Canons, as Contained in the Greek Manuscripts, kept in Bulgarian Libraries//BollGrott. Ser. 3. 2004. Vol. 1. P. 93-114; idem. The Unedited Byzantine Liturgical Canons in the Library of Congress Microfilms of the Greek Manuscripts in St. Catherine " s Monastery on Mount Sinai//Ibid. 2009. Vol. 6. P. 67-118; Harris S. The «Kanon» and the Heirmologion//Music & Letters. Oxf., 2004. Vol. 85. N 2. P. 175-197; Игнатия (Пузик), мон. Церк. песнотворцы. М., 2005; Василик В. В. Происхождение канона: Богословие, история, поэтика. СПб., 2006; Кривко Р. Н. Синайско-славянские гимнографические параллели//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2008. 1(11). С. 56-102; он же. К истории второй песни гимнографического канона: Утраты и интерполяции//Bibel, Liturgie und Frömmigkeit in der Slavia Byzantina: Festgabe für H. Rothe zum 80. Geburtstag/Hrsg. von D. Christians, D. Stern, V. Tomelleri. Münch., 2009. S. 229-242; он же. Перевод, парафраз и метр в древних славянских кондаках//RES. 2011. Vol. 82. Fasc. 2. P. 169-202; Fr ø yshov S. The Georgian Witness to the Jerusalem Liturgy: New Sources and Studies//Eastern Christian Studies. 2012. Vol. 12. P. 227-267. Свящ. Михаил Желтов Греческая певческая традиция Моделью для распева тропарей К. является ирмос: согласно наставлению неизвестного средневек. греч. грамматика, «если кто-либо захочет сочинить канон, сначала он должен распеть (μελσαι) ирмос, а потом присовокупить тропари, равносложные и равноударные ирмосу, и цель достигнута» (Scholia in Dionysii Thracis Artem grammaticam/Ed.

http://pravenc.ru/text/1470225.html

221. Conversations sur divers sujets par M-lle Scudery. A Amsterd., 1682. 2 tom. en un volume 222. Discursus philologicus de mensibus Hebraeorum 223. Chansons nouvelles 224. Amours de dames illustres de France. 1709 225. Corn. Nepotis de vitis excellentium Graeciae imperatorum. 1660. Ibid, dissert. Joh. Raven 226. Tibere, discours politique sur Tacite. 1685 227. Lettres du cardinal d’Ossat. A Amst., 1732. 4 vol. Le 1-er manque. (Менгдена 162) Libri historici In quarto 228. Histoire de France sous le regne de Louis XIV. A Roterd., 1718 229. Les religions du monde, ou demonstration de toutes les heresies. A Amst., 1666 230. Nouvelle description de la France. 1719. 6 vol. in 8° 231. Histoire de tous les ordres militaires. 2 tom. 8. (Остермана 60) Libri mathematici 232. Palatiorum Romanorum a celeberrimis architectis erectorum pars I et II. 1694. cum fig 233. О пяти орденах архитектурных Виньолы сочинение. Москва 234. Traité mathematique. А Paris, 1680 235. Archit. Palladii ichnographia variorum aedificiorum 236. Architectura von Austheilung, Symmetria und proportion der fiinf Säulen durch Weedeldeittes im Niremberg. 1598 237. L " architectura di Andrea Palladio. 1642 238. Perspectivae pictorum atque architectorum, per Andr. Ρozzο. II pars. Ausburg, 1711. Lat.–germ. 239. Architectura recreationis durch Josephum Fürtenbach. Ausburg, 1640 In quarto 240. Memoires d’artillerie Surirey de St. Remy. A Paris, 1697. Vol. 2 241. Instrumentum proportionum Michaelis Scheffet. 1697 242. Traité d’architecture civile de cinq ordres In octavo 243. Veritable maniere de bien fortifier de Mr. de Vauban. En deux tomes. A Paris, 1694 244. Traité de forces mouvantes pour la pratique des arts et metiers. A Paris, 1722 245. Les traveaux de Mars, du l’art de la guerre. 1685 246. L’art de jetter les bombes. 1690. Amst 247. Memoires des M-r Goulon pour l’attaque] et la defense d’une place 248. Compendium architecturae civilis et caet. Amstelod., 1698. В) ПОД ПРИСМОТРОМ АКТУАРИУСА ИВАНА МЕРЗЛЮКИНА

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

222 Уже Иисус сын Сирахов понимает в этом смысле библейское выражение, когда говорит: «Енох угодил Господу и был взят на небо» ( Сир.44:15 ); то же самое и у Флавия: «Енох, по прошествии 360 лет, переселился к Богу, почему и кончина его не означена между другими» Antiqu. jud., lib. I, 3, § 4. 223 Книга Яшар, в Dictionnaire des apocryphes, t. II, col. 1094–1096; Weil, op. cit., стр. 62–67; A. Pichard, op. cit., p. 27–32; Миссионерский противомусульманский сборник, вып. IV, стр. 120 и дал. 225 По иудейским и мусульманским сказаниям Енох отличался такою святостью жизни, что Господь посылал его с проповедью о покаянии к нечестивым каинитам; самое бессмертие его объяснено было как следствие благочестивого желания принести, насколько возможно, более добра человечеству; см. Weil, op. cit., стр. 63; ср. «Борьба Адама и Евы» (апокриф. книга) в Jahrbücher der biblischen Wissenschaft, 1852–53, стр. 95–97. 227 Gfrörer, Das Jahrhundert des Heils, B. I, стр. 321 и д.; A. Pichard, op. cit., стр. 30–31; Я. Олесницкий, Талмудическая мифология, в Труд. Киевской Духовной Академии, 1870 г. ч. II, стр. 210–211. 229 Ibid., стр. 322–323; ср. Олесницкий, в Труд. Киевской Духовной Академии, 1870 г. ч. II, стр. 209. 236 Gfrörer, op. cit., стр. 319; ср. р. Бехай, толков. на Пятикнижие у Олесницкого, op. cit., стр. 210. 239 В славянских апокрифических произведениях (например, в апокрифе об Аврааме) Еноху усвояется имя Книгочий правдив; см. Порфирьев, Апокрифические сказания, стр. 203, примеч. 1, и 255. 240 Gfrörer, op. cit., стр. 320; то же самое говорится и в книге Юбилеев: «Енох записывает здесь (в Едеме) суд и вечное наказание и всякую злобу сынов детей человеческих»; cap. 4; в Jahrbücher der biblischen Wissenschaft, 1849, стр. 241; ср. славян. апокриф – «Смерть Авраама», у Тихонравова, Памятники отреченной русской литературы, СПб. 1863, т. I, стр. 79–90. 245 Закон Моисеев ( Исх.23:14–17 ; Втор.16:16 ) обязывал каждого еврея три раза в год являться «пред скинию» на праздники пасхи, четыредесятницы и кущей; и закон этот всегда строго выполнялся: «почти каждый (из иудеев рассеяния), кто только мог предпринять или уплатить путешествие, при том или ином случае, непременно отправлялся в святой град Иерусалим, чтобы провести там великие праздники»; Philo, De monarchia, II; см. Христ. Чтен., 1885 г., сентябрь, стр. 248.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

225 Свод этих известий можно найти в Историко-критич. исследованиях Морошкина о руссах и славянах в Главах: Россия алаунская, Россия поволжская и хозары. СПб., 1842 (73). 227 Русский историч. сборник, издав. Обществом истор. и древн. российск. Т. 4. С. 349. Москва, 1840 (146). 229 По свидетельству Балазури (892 г.). D " Ohsson. Des peuples du Caucase. Cap. 16, 25, 64, 179 (233). 231 Mosis Chorenensis. Hist. Armen. Lib. II. P. 183 (231); Истор. Государ. Рос. Карамзина. 1. С. 40–42. Примеч. 90. СПб., 1818 (49); Маяк, 1842. Т. 5. 9. Матер. С. 18–26 (73) и т. 6. Матер. С. 20–34 (83). 233 Constituit Arpadem principem, quern solemni Chasarorum more in ecuto erexerunt kata tin Zakonon ton Chasaron (Stritter. Memor. popul. T. 3. P. 10 (265)); (Поставил князя Арпада, которого по торжественному обычаю хазар подняли на щитах – согласно закону хазар (лат., греч.)) (Constan. Porphyr. De admin. imper. Cap. 38 in t. 29 Corp. hist. byz. P. 88, Venet. (176)). Достойно также замечания, что эти турки, жившие в Лебедии по соседству с хазарами, никогда не имели у себя какого-либо одного главного начальника (архонта), а управлялись воеводами, из которых первый воевода был Лебедии: (ibid. P. 87 (176)); не чисто ли это славянские слова? 235 См. в Чети-Минеи (30) особую статью под 11 числом мая «О казарех» и с таким же заглавием статью в кратком описании сего же святителя о начале славянского народа. 236 Изустн. предания о Новороссийск, крае Скальковского в Журн. Мин. народн. проев. 1838. Т. 18. С. 492 (114). С другой же стороны, по нашему мнению, вовсе несправедливо отрицать, что в составе орды хазарской находились и другие неславянские народы, а особенно турки, когда и арабские, и византийские писатели так часто называют хазар турками и когда достоверно известно, что как арабы, так и византийцы не раз имели весьма близкие сношения с хазарами и, следовательно, легко могли приобрести о них надлежащие сведения. Извест. виз. ист. Ч. 4. С. 111–112. СПб., 1775 (142); Herbelot. Biblioth. orient. P. 296–297 (202).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010