языка на лат., так и с латинского на греческий ( Cassiod. De inst. div. lit. 23; cp.: Courcelle. 1943. P. 313-315). Переводы Д. М. можно разделить на 3 группы. Агиографические «Vita S. Pachomii» (Житие св. Пахомия - PL. 73. Col. 229-299), предисловие к нему (Ibid. Col. 227-229; CCSL. Vol. 85. P. 79-81) адресовано некой «знатной римской госпоже», к-рая проявила интерес к егип. подвижникам и попросила Д. М. перевести для нее Житие прп. Пахомия Великого . «De inventione capitis S. Joannis Baptistae» (Об обретении главы св. Иоанна Крестителя - PL. 67. Col. 419-454) - перевод повествования, написанного на греческом языке архим. Маркеллом. В предисловии (Ibid. Col. 417-420; CCSL. Vol. 85. P. 69-71), адресованном аббату Гауденцию, подчеркивается, что описываемые события принесли славу монахам, т. к. именно они обнаружили св. главу и сохранили ее. Св. Иоанн Креститель рассматривается здесь как «основоположник монашества» (institutor monachorum), благодаря авторитету к-рого возвышается и утверждается этот христ. образ жизни, находившийся в презрении у нек-рых современников Д. М. Это повествование упоминается в «Декрете папы Геласия» среди сочинений, принимаемых Церковью с осмотрительностью (Decretum Gelasianum. 4//PL. 59. Col. 161A). Ранее приписывавшийся Д. М. перевод «Жития св. Таисии» (Vita S. Thaisis), сопровождаемый предисловием к аббату Пастору (CPL, N 653e), в действительности является сделанным в VII-IX вв. извлечением из «Изречений св. отцов» (Apophtegmata Patrum), переведенных на латынь Пасхазием Думским (см.: Freire J. G. A versao Latina por Pascásio de Dume dos Apophtegmata Patrum. Coimbra, 1971. T. 1. P. 18-24). Философско-богословские По-видимому, единственное греч. философско-богословское сочинение, которое Д. М. перевел на латынь,- трактат свт. Григория Нисского «Об устроении человека» (De conditione hominis//PL. 67. Col. 347-408). Из предисловия (Ibid. Col. 345-346; CCSL. Vol. 85. P. 33-34), адресованного пресв. Евгиппию, аббату мон-ря Лукуллан в 511-533 гг., попросившему Д. |
205 Tixeront: «Histoire des dogmes», II, p. 91, 93. 206 P. Godet: DTC, VI, 1851. 207 Bardenhewer: Patrologie, p. 264. 208 Архиеп. Филарет Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. СПБ. 1882. т. II, стр. 154; Православное догматическое богословие. СПБ. 1882. Ч. 1, стр. 106, прим. 80. 209 Проф. Хр. Андрутсос: «Догматика Прав. Вост. Церкви» (по-гречески), Афины, 1907. стр. 84. 210 Архим. Иустин: «Догматика Православие Цркви». Белград, кн. 1, стр. 203—204. 211 Прот. С. Булгаков: «Утешитель», YMCA – PRESS, 1936, стр. 48—49. 212 Проф. А. Гусев. «Вера и Разум», 1897, 13, 29—34. 213 P.G. 45, 1281—1302. 214 In «Briegers Zeitschrift fьr Kirchengeschichte», 1904, t. XXV, п.З, Ss. 380—398. 215 Проф. А.А. Спасский: «Кому принадлежат IV и V книги св. Василия Великого против Евномия» Библиографическая справка. В «Богословском Вестнике» 1900, I, 120—137. 216 Louis Doutreleaü «Le «De Trinitate» est-il l " oeuvre de Didyme l " Aveugle?»: dans «Recherches de science religieuse», t. XLV, n. 4. Paris, 1957, pp. 514—557. 217 Его издал L. Doutreleaü «Didyme l " Aveuglë Sur Zacharie», S.CH 83—85. Paris, 1962. (Редактор). 218 Прот. Г. Флоровский: «Восточные отцы», Париж, 1931, стр. 191. 219 P. Godet: DTC. IV, 762. 220 «О Святом Духе», 35; «Толкование Псалмов», Пс. 117:14. 221 P. Godet, DTC. IV, 754. 222 P. Godet, ibid., Tixeront, «Histoire des dogmes», II, 92. 223 «О Троице», I. P. G. 39, 308 С; 320 А; 425 A; 440—441; 448 С; 457 В. 224 «Против Ария и Савеллия», 3. 225 Ibid 7. 226 «О Троице», I, 15. P.G. 39, 321 A. 227 «Против Аполлинария», I, 10 и II. 228 P.G. 39, 117, В. 229 «Против Евномия», V; P.G. 46, 705, В. 230 «О Троице», III, 1; Толков. 1 Петра 1, 1. 231 Толков. Иова 10, 8; Толков. Пс. 23:17. 232 P.G. 39, 1079 С; 1092 С; 1093 ВС; 1145 A; 1185 CD; 1597 D. 233 Ibid. 288 A; 301 A; 1324 A; 1400 A; 1628. 234 Ibid., 673 A; 1088 D; 1108 D; 1176 ВС; 1261 С; 1404 С. 235 Leipoldt, Didymus der Blinde von Alexandria (Texte u. Untersuchungen 29, 3), Leipzig 1905, p. 72—73. 236 Der hl. Cyrillus, Bischof von Jerusalem, in seinen Leben u. seinen Schriften. Einsledeln, 1891. |
1987. P. 219. 45-49). До воскресения и Господне тело было тленно и смертно (Ibid. P. 225. 15 - 226. 19). Т. о., апостолы на Фаворе видели Свет Божий «очами телесными, которые стали, однако, духовными и преобразились сим Божественным преображением» (Ibid. P. 222. 32-34). После этого они вновь вернулись к естественному состоянию и чувства их действовали сообразно с природой (Ibid. P. 222. 43-46). Во Втором пришествии апостолы узрят славу Христа более полно, чем другие праведные, ибо каждый будет воспринимать эту славу в меру собственного боговедения (τς... θεοειδας) (Ibid. P. 229. 19-23). Мы, пишет И. К., не измышляем двух Божеств - высшего и низшего, вопреки клевете антипаламитов (Ibid. P. 232. 11-18). Весь Бог и «причаствуем» в одном отношении, и «непричаствуем» в другом (по сущности) ( Voordeckers, Tinnefeld. 1987. P. 235. 29-32, 35-37). Причаствуем же мы «Божественным дарам и дарованиям (τας... δωρεας τε κα χρισι)» (Ibid. P. 235. 37-38), становясь «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1. 4; см. важную схолию к этому стиху: Ibid. P. 236. 32-36). Переходя к христологии, И. К. подчеркивает, что при взаимообщении свойств двух природ Спасителя как Тело и Кровь не становятся нетварными, так и Фаворский свет - тварным (Ibid. P. 225. 24-32). Каждое естество и после единства остается в своих пределах (Ibid. P. 225. 32-36). Слова святых нужно толковать сообразно с тем смыслом, который они в них вкладывали, а не произвольно (Ibid. P. 227. 61-64). Антипаламиты же, отмечает И. К., подделывают святоотеческие тексты, напр. Слово на Преображение, приписываемое свт. Иоанну Златоусту (Ibid. P. 229. 1-5), Слово прп. Иоанна Дамаскина на тот же праздник, «заставляя» святого утверждать, будто Фаворский свет есть чувственно воспринимаемая (т. е. природная) светлость (Ibid. P. 230. 36-49). Несмотря на глубокое догматическое раскрытие вопроса о созерцании Фаворского света преображенными очами, И. К. оказывается в этом трактате более консервативным, чем остальные паламиты; так, отрицая правомерность наименования Фаворского света энергией Божией, он противоречит свт. |
217 Разрушение Йерушалаима – это акт профанации сакрального, поскольку Йерушалаим неразрывно связан с YHWH. Ср.: Andersen F. I., Freedman D. N. Ibid. P. 451. Allen L. C. Ibid. P. 336–337. Hillers D. R. Ibid. P. 60–61. 218 С армией основного агрессора в захватнические походы всегда шли и идут армии его сателлитов – «союзников», покорённых народов. Злорадным восторгам последних не бывает предела, когда они видят (как это было в случае с Эдомом), как их новый покровитель разрушает столицу государства, которому они когда-то вынуждены были подчиняться. 227 От корня образуются существительные («полк», «отряд»; «банда»; «толпа»; «удар рукой» и др. значения) и («порез», в Танахе это слово представлено только во мн. числе – ). Практика ритуальных порезов была под запретом: Лев.19:28, 21:5 (в книге Левит слова, которыми обозначается эта практика – с другим корнем: ); Втор.14:1 . 228 Вслед за рядом весьма авторитетных исследователей (Алонсо Шёкель и Сикре Диас, Скайола и др.) усваиваем представленному здесь и в породе hitpolel глаголу его типовое значение в породе qal. 229 «Будущее время употреблено в значении повелительного наклонения: должна оградиться» (Юнгеров П. Книга пророка Михея. Казань, 1890. С. 185). 230 «Слова дщи Ефремова соответствуют чтению LXX: θυγτηρ Εφραιμ, находящемуся у свт. Кирилла Александрийского и блж. Феофилакта, в Александрийском кодексе, во многих рукописях Гольмеза 26, 40, 49, 106, 153, 197, 233, 147), в арабском переводе и в московском издании перевода LXX, и приняты были в Острожское издание. У блж. Иеронима , Феодорита, в большей части греческих рукописей, в Ватиканском кодексе и западных изданиях перевода LXX… нет слова Εφραιμ» (Юнгеров П. Ibid. С. 186). 237 De Robert F. Jérusalem et Bethléem. In: Kuntzmann R. (ed.). Ce Dieu qui vient. Études sur l’ancient et le Nouveau Testament offertes au Professeur Bernard Renaud à l’occasion de son soixante-cinquième anniversaire. Paris, 1995. P. 155–156 (вся статья – p. 155–161). Sweeney M. A. Ibid. P. 387–388. Wolff H. W. Ibid. P. 143–144. |
и 17 дек. ( Pellechet. 1883. P. 227). Впосл. торжественное празднование памяти святого проходило в кафедральном соборе 1 сент., к этому дню в городе собирались паломники. Память обретения мощей Л. отмечалась 20 окт., память перенесения мощей (или освящения собора Сен-Лазар) - 17 дек. (см. также перечень дней памяти Л. в локальных литургических книгах средневековья и Нового времени - Ibid. P. 229-230). В печатном бревиарии Отёнского еп-ства, изданном в 1480 г. по указанию кард. Жана Ролена, содержатся молитвы, чтения и песнопения в 3 дня памяти Л. В дни памяти Л. совершались торжественные богослужения и процессии. Сохранилось описание театрального представления «Деяния блж. Лазаря», поставленного в авг. 1539 г., которое продолжалось 4 дня и состояло из 4 отделений: воскрешение Л., мученичество, обретение и перенесение его мощей ( Charmasse. 1889. P. CCII-CCIV). В еп-стве Отён с почитанием Л. была связана также коллегиальная церковь в Аваллоне (деп. Йонна). Здесь хранилась глава святого, по легенде подаренная бургундским герц. Генрихом I Великим († 1002) или Генрихом II (1016-1032; с 1031 кор. Франции Генрих I). Память этого события 30 апр. указана в мартирологе из Аваллона (Paris. lat. 5187A, XIV в.). В грамоте герц. Гуго I о дарении ц. Девы Марии в Аваллоне аббатству Клюни (19 февр. 1078) среди убранства храма названа «золотая статуя святого Лазаря», вероятно реликварий (imago sancti Lazari aurea - Bruel A. Recueil des chartes de l " abbaye de Cluny. P., 1888. T. 4. P. 638-641). В документах кон. XV в. содержится описание бюста-реликвария, в к-ром хранилась глава Л. (напр.: Charmasse. 1865. P. 26, 32, 36-37), но этот реликварий скорее всего был подарен в 1302 г. Бланкой Бретонской, гр. Артуа, в благодарность за избавление от эпидемии (Ibid. P. 63-65). Согласно грамоте папы Римского Пасхалия II , в 1116 г. церковь была посвящена Пресв. Деве Марии и Л. (Cartulaire. 1865. P. 4-5). Совр. здание храма возведено в XII в. (о датировке см.: Timbert A. Vézelay: Le chevet de la Madeleine et le premier gothique bourguignon. |
Однако гораздо больше его беспокоило противостояние между папой Римским Евгением IV и Базельским Собором (см.: Ibid. S. 229-232. N 349). Не признавшие новый Собор в Ферраре участники Базельского Собора продолжали заседать в Базеле, начали процесс против папы Римского Евгения IV и выдвинули персональные обвинения против всех участников посольства в К-поль (см.: Ibid. S. 227. N 343; S. 228. N 347; S. 233-234. N 351-352; S. 240. N 366). 17 марта 1438 г. князья Свящ. Римской империи после избрания на съезде во Франкфурте нового герм. кор. Альбрехта II (1438-1439) объявили о том, что намереваются придерживаться нейтралитета в борьбе между Базелем и Римом (см.: DRT. ÄR. Bd. 13. S. 216-219. N 130). Следствием этого решения стала длительная и упорная борьба делегатов Базельского Собора и представителей папы Римского Евгения IV за поддержку в Германии (общий историко-канонический анализ см.: Stieber. 1978). Обе стороны пытались путем приватных переговоров и офиц. выступлений на имперских рейхстагах склонить князей и представителей сословий на свою сторону. Н. К. был вынужден вступить в эту борьбу на папской стороне. Победа папы Римского Евгения IV для Н. К. означала сохранение многочисленных бенефициев и упрочение собственного благосостояния и церковного статуса, тогда как в случае поражения папы Н. К. угрожал приговор, окончательно утвержденный участниками Базельского Собора в 1440 г. Согласно приговору, Н. К., как виновный в подлоге, т. е. в действиях во время посольства в К-поль от имени Собора без к.-л. на то полномочий, лишался всех церковных чинов и бенефициев (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 279-280. N 422). Возможность реализации этого соборного приговора на практике напрямую зависела от того, какую позицию в противостоянии между Базельским Собором и папой Римским Евгением IV займут герм. князья. Представитель папы Римского в Германии (1438-1450) Папа Римский Евгений IV после возвращения Н. К. из К-поля видел в нем преданного и надежного сторонника. Об этом свидетельствует данное папой 16 апр. |
P. Fabre, L. Duchesne. P., 1889. T. 1. P. 351). Предположительно к VIII в. относится надпись на крышке саркофага св. Льва, в к-рой святой назван пресвитером и «чужестранцем» (preregrinus; крышка находится в крипте собора св. Льва в Сан-Лео, см.: Donati. 2010. P. 89). Вероятно, на основе мон-ря св. Льва в Монтефельтро была учреждена епископская кафедра, в юрисдикцию к-рой входила и гора Титано. Самое раннее упоминание о ней относится к 826 г., когда еп. Агафон присутствовал на Соборе в Риме (MGH. Capit. T. 1. P. 371; см.: Donati. 2010. P. 59). Лиутпранд Кремонский упоминает об осаде имп. Оттоном I крепости Монтефельтро, или горы Св. Льва, в которой укрылся итал. кор. Беренгарий II (montem Feretratum, qui sancti Leonis dicitur - Liudprandus. Historia Ottonis. 5-6//Die Werke Liudprands von Cremona/Hrsg. J. Becker. Hannover; Lpz., 1915. S. 162. (MGH. Script. rer. Germ.; В ряде грамот Оттона I упоминается, что c мая по сент. 963 г. император находился «в Монтефельтро, у св. Льва» (Actum monte Feretrano ad sanctum Leonem - Die Urkunden Konrad I., Heinrich I. und Otto I. Hannover, 1879/1884. S. 361-362, 364. N 253, 255. (MGH. Dipl. reg. imp.; 1)) или «на скале св. Льва» (ad petram sancti Leonis - Ibid. S. 363-371. N 254, 256-260; см.: Lanzoni. Diocesi. P. 706). Согласно позднейшему преданию, в 1016 г. имп. Генрих II попытался увезти мощи св. Льва в Германию, но чудесным образом был остановлен в Вогенце (Вогьере, пров. Феррара; см.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 47-48). В XI-XII вв. в Сан-Лео была построена епископская резиденция, в состав к-рой входили романская ц. Пресв. Девы Марии (XI в.) и собор св. Льва (освящен в 1173; см. также: Italia Pontificia/Ed. P. F. Kehr. B., 1909. Vol. 4. P. 227-229). Базилика св. Марина (1826–1838) с колокольней (XVII в.) на горе Титано в Сан-Марино Базилика св. Марина (1826–1838) с колокольней (XVII в.) на горе Титано в Сан-Марино На горе Титано находились крепость и мон-рь, к-рые, как и Монтефельтро, со временем стали именоваться в честь почитавшегося там святого. |
подг. А. Г. Дунаевым. М., 1999. С. 15–27]. Об этом упоминается у Паламы (Pro hesychastis, I, 2, 12 [Триады. С. 57]), а также у прп. Григория Синаита в «Главах о молитве и безмолвии» (рус. пер.: Добротолюбие. T. 5. С. 228–229) и у свв. Игнатия и Каллиста Ксанфопулов, со ссылкой на прп. Никифора (Там же. С. 334–335). Как известно, исихастский метод молитвы сохранился вплоть до нашего времени (см. книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» и мн. др.). 1122 Philotheus. Encomium Gregorii Palamae//PG 151, col. 585b; рус. пер. иером. Антония: Указ. изд. С. 52. 1123 Ibid., col. 586а; рус. пер.: Указ. изд. С. 53; патриарх Филофей является и автором «Жития Исидора», где эти события также подробно описаны; см.: Житие патриарха Константинопольского Исидора//Пападопуло-Керамевс А. Жития двух вселенских патриархов XIV в., свв. Афанасия I и Исидора I. СПб., 1905. С. 85. 1125 Проект Варлаама напечатан в: Gianelli С. Un progetto di Barlaam per l’unione delle Chiese//Miscellanea Giovanni Mercati. Vol. 3. Città del Vaticano, 1946 (ST, 123). P. 185–201. Cp. нашу оценку деятельности Варлаама в: Meyendorff J. Un mauvais théologien de l’unité au XIVe siècle… [см. наст, изд., с. 546–563]. 1126 См.: Philotheus. Encomium Gregorii Palamae//PG 151, col. 589bc; рус. пер. иером. Антония: Указ. изд. С. 58. 1127 PG 150, col. 1225–1236, перепечатка венецианского издания «Филокалии» прп. Никодима Святогорца 1782 г.; этот же текст издан в: Порфирий (Успенский) , en. История Афона. Ч. 3: Афон монашеский. Отд. 2. [Кн. 2]: Оправдания. СПб., 1892. С. 683–688 [рус. пер. еп. Порфирия (Успенского) см.: Там же. [Кн. 1]. С. 227–233]; более исправное критическое издание В. Псевтонгаса см. в: ΓΠΣ. Т. 2. Σ. 567–578 [также см. пер. Т. А. Миллер: АО. 1995. 3 (6). С. 69–76]. 1128 Gregorius Palamas. Epistola ad Acindynum III//Meyendorff J. Une lettre inédite de Grégoire Palamas à Akindynos// Θεολογα. T. 24. ναι, 1953. Σ. 581. 1129 Ссылки на этот аргумент Варлаама см.: Gregorius Palamas. Pro hesychastis, III, 1, 7; III, 2, 3; III, 3, 4 [Триады. |
217 Джараджима (al-djardjima) – арабское название мардаитов, народа, проживавшего в горах Амана и Тавра, а также в болотистых местах к северу от Антиохии (см.: Canard М. 1991. Vol. 2. Р. 456–458). М. Канар считает упоминание этого монастыря в Житии последним известным нам указанием на присутствие мардаитов в горах Амана. По мнению Ж. Насраллы, монастырь получил такое название из-за своего географического положения (см.: Nasrallah. Histoire... Р. 304–305 (note 283)). 220 Известен как переводчик с сирийского на арабский нескольких произведений церковной литературы (Ibid. Р. 305–308). 221 В тексте описка: daknna вместо dafnn. О существовании монастыря с таким названием известно из ряда мелькитских минологических памятников (рукописи Berlin. Syr. 315, 325; Bodl. Syr. 10, 96, 98), где под 21 сентября отмечена «память Пресвятой Богородицы, Которая совершила чудо, истребив дракона в монастыре, именуемом Дафнуна, на Черной горе, в области Антиохии». В синаксаре из рукописи Sin. Arab. 417 (1095 г.) под 9 июля отмечена память другого чудесного «явления Пресвятой Богородицы у источника вод, который находится на горе, именуемой Дафнуна». По мнению Ж.-М. Соже и Ж. Насраллы, этот топоним соответствует греческому названию пригорода Антиохии Дафни (см.: Sauget. Premieres recherches... Р. 404–407; Nasrallah. Histoire... P. 305–306). 224 Cm.: Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’Eglise melchite du V е auXX e stecle. Louvain; Paris, 1983. Vol. 3. T. 1. P. 257. 227 См.: BuffatL. Lettre de Paul, eveque de Saida, moine d’Antioche, a un musul- man de ses amis demeurant a Saida//ROC. 1903. T. 7. P. 388–425, здесь: p. 388; Nasrallah. Op. cit. P. 257. 229 Монастырь св. Симеона находился в окрестностях Антиохии, в X–XIII вв. из него вышло немало заметных мелькитских писателей (см.: Khoury. Op. cit. Р. 17). 230 См.: Todt К.-Р. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzziige (969–1204). Wiesbaden, 1998. Tl. 2. S. 892. |
3-й, стр. 163 и др.), о богомыслии (Ibid., вып. 3-й, стр. 215–220, 235–236; вып. 4-й, стр. 74–75 и др.), о доброделании (Ibid., вып, 1, стр.: 115, вып. 4, стр 3–4, 6–8, 67–68, 73–74, 87–88, 127–128, 141–142); о сокрушении о грехах, о борьбе со грехами, с плотью (Ibid., вып. 1, стр. 10–11, вып. 3, стр.: 118–120, 123–125, 211–213, 227–229, 250–251; вып. 4-й, стр: 11–18, 25–27, 29–30, 71–72, 77–78, 81–82, 85–86, 97–99, 106–108 и др.); о говении, исповеди и причастии (Ibid., стр. 36–37, 197, 225–230, вып. 2-й, стр.: 180–185, 212, вып. 3-й, стр.: 3–4, 77, 131–132, 177–179); о посте (вып. 2-й, стр.: 145–148, 204, 210–211, 217–218, вып. 3-й, стр.: 82–83, 182) и др. Множество здесь также советов о средствах борьбы с сомнениями в деле веры (Вып. 1-й, стр.: 146–149, 151, 170–171 и др.) и духом охлаждения (вып. 1-й, стр.: 110, 215–220, 230–233 и др.); множество предупреждений относительно самомнения по делу нравственного совершенства (вып. 3-й, стр.: 237–238, 239–240, 241–242 и др.), множество ободрений и утешений на пути спасения – (вып. 1-й, стр.: 237–238, 241–243, 249–250; вып. 3-й, стр.: 120–122, 219–220, 230, вып. 4-й, стр.: 9–10 и др.). 334 334 «Собрание писем святителя Феофана», вып. 3-й, стр. 28. Святитель Феофан писал очень много писем, в которых давал советы и наставления о семейных и мирских обязанностях (Ibid., вып. 2, стр. 200, 202; вып. 3, стр. 26–27, 96, 189 и др.); о женитьбе, выходе замуж и семейном счастье (Ibid., вып. 1, стр. 47–48, 57, 169–170, 171, 198 и др.); о терпеливом прохождении каждым своей должности (Ibid, стр. 16–17, 167–168, 169 и др.); о всевозможных житейских делах и хлопотах (Ibid., стр. 123; вып. 2, стр. 82–83, 98, 127–129, 152 и др.), даже о таких делах и предприятиях, как раздел имения (Ibid., вып 1, стр. 46), садоводство (Ibid., вып. 4, стр. 111), винокуренный завод (Ibid., вып. 2. стр. 78), торговля (Ibid., вып. 1, стр. 64), адвокатские дела (Ibid, вып. 1, стр. 246) и др. Заботился святитель Феофан и о телесной жизни своих руководимых и, в случае болезни, давал в письмах различные врачебные советы (Ibid., вып. 1, стр. 29, 38, 40–41, вып. 3, стр. 99, 101, 105, 150 и др.), ободрял болящих (Ibid., вып. 1, стр. 30, 31, 32–33, вып. 2, стр. 190, 237 и др.), а в случае смерти, утешал близких родственников, скорбящих по умершем – (Ibid., вып. 1, стр. 76, 78, 79, 199–200, 216, вып. 3, стр. 6–7, 38–39 и др.). Читать далее Источник: Казань: Тип.-лит. Имп. Университета, 1904. — 178 с. Поделиться ссылкой на выделенное |
| |