222 K.Froehlich, Biblical Interpretation in the Early Church, p.28. Стандартный пример: Иерусалим, по Кассиану («Собеседования египетских отцов», 14.8), буквально – город в Иудее, аллегорически – церковь , тропологически – душа, анагогически – небесный Иерусалим Царства Божьего. См. John Cassian: Conferences, trans. Colm Luibheid (Mahwah: Paulist 1985), p.160. 223 Цитированное высказывание принадлежит Ж.Даньелу, цит. по: B.de Margerie, The Greek Fathers, p.219. См. также развернутое рассуждение: J.Pelikan, Christianity and Classical Culture, pp.215–230, озаглавленное «Вера как исполнение разума» (Faith as the Fulfillment of Reason), и недавнюю статью J.A.McGuckin, «Perceiving Light from Light in Light (Oration 31.3): The Trinitarian Theologyof Saint Gregory the Theologian», GOTR 39 (1–2, 1994), pp.32. Philip Rousseau, Basil of Caesarea, pp.106–111, 322–323, отмечает чувствительность Василия к диалектическим хитросплетениям, против которых Каппадокийцы выдвигали буквальное истолкование авторитетного текста Писания, к которому затем следовало приспосабливатъ всякое иное знание. 226 Ibid., рр.1026–1027. В результате исторических исследований многие протестанты, как консервативные, так и либеральные, постепенно пришли к признанию роли предания в канонизации Писания, что составляет важный вопрос герменевтики и зкклезиологии. Например, Gordon D.Fee, Crospel and Spirit, p.17, пишет: «Большинство евангеликов предпочитают не замечать, что именно предание в этом смысле, под водительством Духа, ответственно за канонизацию Писания». 227 D.H.Kelsey. «Protestant Attitudes Regarding Methods of Biblical Interpretation», in Scripture, ed. by F.F.Greenspahn, pp.134–141; D.G.Bloesh, Holy Scripture, pp.192–195; Donald McKim, «Biblical Authority and the Protestant Reformation», ABD, Vol.5, pp.1032–1035. 228 См. соответствующие замечания и библиографию по академическому использованию Писания и библейской науке в главах 2 и 5. 229 Выражение В.Панненберга (Pannenherg), представляющее собой название одной главы из ero Basic Questions in Theology, Vol.1, trans. G.H.Kehm (Philadelphia: Westminster, 1970), p.1. Очерк сложной истории авторитета Писания у протестантов см. в H.G.Reventlow, «Biblical Authority in the Wake of the Enlightenrment», ABD, Vol.5, pp.1035–1049.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

220 См. также: Janeras S. L’original grec del fragment copte de Lovaina Núm. 27 en l’Anaphora di Barcelona//Miscellánia Litúrgica Catalana. Barcelona, 1984. Vol. 3. P. 13–25. 221 Слова «смерти Которого память творим» отсутствуют в Барселонском папирусе; пожалуй, это единственное серьёзное отличие двух текстов. Ср. с PVindob. G 41043. 223 Недостаёт совсем немного, что в целом подтверждает наш вариант прочтения соответствующего места Барселонского папируса против конъектуры Рока-Пуча. 224 Editio princeps: Frend W.H.C., Muirhead I.A. The Greek Manuscripts from the Cathedral of Q’asr Ibrim//Muséon. Louvain, 1976. Vol. 89. P. 43–49; факсимиле: Ibid. Taf. III. 226 Вплоть до повторения ошибки (ошибки ли?) – пропуска слова «Отец» в сочетании «Отец Господа нашего Иисуса Христа». 227 Которую, если наше предположение верно (что, впрочем, отнюдь не очевидно), можно называть не «барселонской» (не самое удачное название для евхаристической молитвы Церкви Египта), а анафорой свт. Афанасия Великого . 229 Обращаем внимание читателя: тот же пропуск (а ошибка ли это вообще?), что и в Барселонском папирусе – между словами «Вседержитель» и «Господа Иисуса Христа» нет слова «Отец» (ср. п. III. B. 1). 230 Обращаем внимание читателя на крайне резкий переход от обращения к Intercessio. Нет ли здесь следа попытки согласовать анафору Барселонского папируса (не имеющей в своём составе Intercessio) с анафорой литургии ап. Марка (где Intercessio располагается в начальной части анафоры). 231 Основные работы: Wobbermin G. Altchristliche liturgische Stücke aus der Kirche Aegyptens nebst einem dogmatischen Brief des Bischofs Serapion von Thmuis//Leipzig, Berlin, 1898. (Texte und Untersuchungen; 18, 3b); Drews P. Über Wobbermins ‘Altchristliche liturgische Stücke aus der Kirche Aegyptens’//Zeitschrift für Kirchengeschichte. Tübingen, 1900. Bd. 20. S. 291–238, 415–441; Wordsworth J. Bishop Sarapion’s Prayer Book: An Egyptian Sacramentary Dated Probably about A. D. 350–356. Hamden, 1964 r ; Brightman F.E. The Sacramentary of Serapion//Journal of Theological Studies. Oxford, 1900. Vol. 1. P. 88–113, 247–277;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

подг. А. Г. Дунаевым. М., 1999. С. 15–27]. Об этом упоминается у Паламы (Pro hesychastis, I, 2, 12 [Триады. С. 57]), а также у прп. Григория Синаита в «Главах о молитве и безмолвии» (рус. пер.: Добротолюбие. T. 5. С. 228–229) и у свв. Игнатия и Каллиста Ксанфопулов, со ссылкой на прп. Никифора (Там же. С. 334–335). Как известно, исихастский метод молитвы сохранился вплоть до нашего времени (см. книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» и мн. др.). 1122 Philotheus. Encomium Gregorii Palamae//PG 151, col. 585b; рус. пер. иером. Антония: Указ. изд. С. 52. 1123 Ibid., col. 586а; рус. пер.: Указ. изд. С. 53; патриарх Филофей является и автором «Жития Исидора», где эти события также подробно описаны; см.: Житие патриарха Константинопольского Исидора//Пападопуло-Керамевс А. Жития двух вселенских патриархов XIV в., свв. Афанасия I и Исидора I. СПб., 1905. С. 85. 1125 Проект Варлаама напечатан в: Gianelli С. Un progetto di Barlaam per l’unione delle Chiese//Miscellanea Giovanni Mercati. Vol. 3. Città del Vaticano, 1946 (ST, 123). P. 185–201. Cp. нашу оценку деятельности Варлаама в: Meyendorff J. Un mauvais théologien de l’unité au XIVe siècle… [см. наст, изд., с. 546–563]. 1126 См.: Philotheus. Encomium Gregorii Palamae//PG 151, col. 589bc; рус. пер. иером. Антония: Указ. изд. С. 58. 1127 PG 150, col. 1225–1236, перепечатка венецианского издания «Филокалии» прп. Никодима Святогорца 1782 г.; этот же текст издан в: Порфирий (Успенский) , en. История Афона. Ч. 3: Афон монашеский. Отд. 2. [Кн. 2]: Оправдания. СПб., 1892. С. 683–688 [рус. пер. еп. Порфирия (Успенского) см.: Там же. [Кн. 1]. С. 227–233]; более исправное критическое издание В. Псевтонгаса см. в: ΓΠΣ. Т. 2. Σ. 567–578 [также см. пер. Т. А. Миллер: АО. 1995. 3 (6). С. 69–76]. 1128 Gregorius Palamas. Epistola ad Acindynum III//Meyendorff J. Une lettre inédite de Grégoire Palamas à Akindynos// Θεολογα. T. 24. ναι, 1953. Σ. 581. 1129 Ссылки на этот аргумент Варлаама см.: Gregorius Palamas. Pro hesychastis, III, 1, 7; III, 2, 3; III, 3, 4 [Триады.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

16 Ibid. 174, 175 и 176. „А генваря в 27 день писали к нам с Ря­зани воевода Прокофей Ляпунов, что они по благословению святейшаго Ер­могена, собрався со всеми городы идут на Польских и Литовских людей к Москве. Да того ж дни прислал к нам святейший Ермоген две грамоты и приказывал к нам, чтобы нам идти к Москве вскоре. Самые грамоты см. в Собр. Гос. Гр. и Дог., т. II, 227, 228 и 229. 18 Лет. о мят., стр. 233. Маскевич говорит то же; «войском неприя­тельским начальствовали многие полковники, как то: Заруцкий, Трубецкой, Просавецкий; но главным был Ляпунов, коему все долженствовали пови­новаться. Заруцкий, однако сам хотел быть гетманом; другие искали того же; от сего они враждовали друг другу». (Стр. 101.) 19 Маск. L С. Это подтверждается и нашими актами Грамоты 1611 года, которыми призываем был народ к вооружению, писаны большей частью от лица одного Ляпунова. Акт. Экспед. т. II 182, 185, 188. 21 Филарет и Акт. Экспед. II. 197. Кобержицкий (Hist-Wladis: 434): cui (Ляпунову) apud suos populares, praeter elegantem corporis formam, judi­cium aere, iri rebus agendis industria militiae que peritia, famam comparaverat. 26 Голиков, Малиновский и Чичагов (в биографии Пожарского) дают свидетельство, что Пожарский с одного раза охотно и с радостью согласился быть военачальником. Но мы имеем право в этом случае более верить са­мому Пожарскому, чем другим. В одной грамоте Пожарский говорит, что к нему присылали многажды (Собр. Госуд. Гр и Дог. T. II. 281). А в разговоре с нижегородскими послами он говорил: «только б ныне такой столп, князь Василий Васильевич (Голицын) был здесь, и об нем все держались; и я к такому великому делу мимо его не принялся; а то ныне меня, к такому делу, бояре и вся земля сильно приневолили», Акт. Экспед. II. 210 30 Между детьми князя Феодора Данииловича Пожарского были; Феодор и Иван Третьяк. У Феодора Феодоровича был сын Тимофей – это был дед Дмитрия Петровича Лопаты (отец его Петр Тимофеевич). У Ивана Третьяка был сын Феодор, у Феодора был сын Михаил, отец Дмитрия Михайловича Пожарского. См. Арцыбащ. повести, о Росс. III, прим. 1,612.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

217       Джараджима (al-djardjima) – арабское название мардаитов, народа, проживавшего в горах Амана и Тавра, а также в болотистых местах к северу от Антиохии (см.: Canard М. 1991. Vol. 2. Р. 456–458). М. Канар считает упоминание этого монастыря в Житии последним известным нам указанием на присутствие мардаитов в горах Амана. По мнению Ж. Насраллы, монастырь получил такое название из-за своего географического положения (см.: Nasrallah. Histoire... Р. 304–305 (note 283)). 220       Известен как переводчик с сирийского на арабский нескольких произведений церковной литературы (Ibid. Р. 305–308). 221       В тексте описка: daknna вместо dafnn. О существовании монастыря с таким названием известно из ряда мелькитских минологических памятников (рукописи Berlin. Syr. 315, 325; Bodl. Syr. 10, 96, 98), где под 21 сентября отмечена «память Пресвятой Богородицы, Которая совершила чудо, истребив дракона в монастыре, именуемом Дафнуна, на Черной горе, в области Антиохии». В синаксаре из рукописи Sin. Arab. 417 (1095 г.) под 9 июля отмечена память другого чудесного «явления Пресвятой Богородицы у источника вод, который находится на горе, именуемой Дафнуна». По мнению Ж.-М. Соже и Ж. Насраллы, этот топоним соответствует греческому названию пригорода Антиохии Дафни (см.: Sauget. Premieres recherches... Р. 404–407; Nasrallah. Histoire... P. 305–306). 224 Cm.: Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’Eglise melchite du V е auXX e stecle. Louvain; Paris, 1983. Vol. 3. T. 1. P. 257. 227 См.: BuffatL. Lettre de Paul, eveque de Saida, moine d’Antioche, a un musul- man de ses amis demeurant a Saida//ROC. 1903. T. 7. P. 388–425, здесь: p. 388; Nasrallah. Op. cit. P. 257. 229       Монастырь св. Симеона находился в окрестностях Антиохии, в X–XIII вв. из него вышло немало заметных мелькитских писателей (см.: Khoury. Op. cit. Р. 17). 230 См.: Todt К.-Р. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzziige (969–1204). Wiesbaden, 1998. Tl. 2. S. 892.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3-й, стр. 163 и др.), о богомыслии (Ibid., вып. 3-й, стр. 215–220, 235–236; вып. 4-й, стр. 74–75 и др.), о доброделании (Ibid., вып, 1, стр.: 115, вып. 4, стр 3–4, 6–8, 67–68, 73–74, 87–88, 127–128, 141–142); о сокрушении о грехах, о борьбе со грехами, с плотью (Ibid., вып. 1, стр. 10–11, вып. 3, стр.: 118–120, 123–125, 211–213, 227–229, 250–251; вып. 4-й, стр: 11–18, 25–27, 29–30, 71–72, 77–78, 81–82, 85–86, 97–99, 106–108 и др.); о говении, исповеди и причастии (Ibid., стр. 36–37, 197, 225–230, вып. 2-й, стр.: 180–185, 212, вып. 3-й, стр.: 3–4, 77, 131–132, 177–179); о посте (вып. 2-й, стр.: 145–148, 204, 210–211, 217–218, вып. 3-й, стр.: 82–83, 182) и др. Множество здесь также советов о средствах борьбы с сомнениями в деле веры (Вып. 1-й, стр.: 146–149, 151, 170–171 и др.) и духом охлаждения (вып. 1-й, стр.: 110, 215–220, 230–233 и др.); множество предупреждений относительно самомнения по делу нравственного совершенства (вып. 3-й, стр.: 237–238, 239–240, 241–242 и др.), множество ободрений и утешений на пути спасения – (вып. 1-й, стр.: 237–238, 241–243, 249–250; вып. 3-й, стр.: 120–122, 219–220, 230, вып. 4-й, стр.: 9–10 и др.). 334 334 «Собрание писем святителя Феофана», вып. 3-й, стр. 28. Святитель Феофан писал очень много писем, в которых давал советы и наставления о семейных и мирских обязанностях (Ibid., вып. 2, стр. 200, 202; вып. 3, стр. 26–27, 96, 189 и др.); о женитьбе, выходе замуж и семейном счастье (Ibid., вып. 1, стр. 47–48, 57, 169–170, 171, 198 и др.); о терпеливом прохождении каждым своей должности (Ibid, стр. 16–17, 167–168, 169 и др.); о всевозможных житейских делах и хлопотах (Ibid., стр. 123; вып. 2, стр. 82–83, 98, 127–129, 152 и др.), даже о таких делах и предприятиях, как раздел имения (Ibid., вып 1, стр. 46), садоводство (Ibid., вып. 4, стр. 111), винокуренный завод (Ibid., вып. 2. стр. 78), торговля (Ibid., вып. 1, стр. 64), адвокатские дела (Ibid, вып. 1, стр. 246) и др. Заботился святитель Феофан и о телесной жизни своих руководимых и, в случае болезни, давал в письмах различные врачебные советы (Ibid., вып. 1, стр. 29, 38, 40–41, вып. 3, стр. 99, 101, 105, 150 и др.), ободрял болящих (Ibid., вып. 1, стр. 30, 31, 32–33, вып. 2, стр. 190, 237 и др.), а в случае смерти, утешал близких родственников, скорбящих по умершем – (Ibid., вып. 1, стр. 76, 78, 79, 199–200, 216, вып. 3, стр. 6–7, 38–39 и др.). Читать далее Источник: Казань: Тип.-лит. Имп. Университета, 1904. — 178 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

24 Retractationes II, epilogus. 25 Ennaratio in psalmum 99. 3. 2. 26 Contra litteras Petiliani 2. 9.22.  27 Sermo 213. 8.  28 Epistula ad catholicos de secta donatistorum 2. 2. 29 Ennaratio in psalmum 99. 3. 2. 30 Enchiridion.  31 Ennaratio in psalmum 118. 20. 1.  32 Sermo 341. 11. 33 De vera religione 5. 8–9.  34 Epistula ad catholicos de secta donatistorum 2. 2. 35 Contra litteras Petiliani 3. 16. 21. 36 Trapè Agostino. Saint Augustine//Patrology/ed. by Johannes Quasten. Vol. IV. Ch. VI. Allen, Texas, s.a. P. 447.  37 In epistolam Ioannis tractatus 1. 2. 38 Sermo 341. 1.  39 Ibid. 341. 11.  40 Ennaratio in psalmum 26. 2. 2.  41 Fleteren F., van. Deification, Divinization//Augustine through the Ages: An Encyclopedia/ed. by Allan D. Fitzgerald. Cambridge, 2009. P. 265.  42 Афанасий Александрийский, свт. Послание на ариан 1. 39//Творения. Ч. 2. Сергиев Посад, 1902. C. 227. 43 Sermo 13 de Tempore//PL. 39. Col. 1097–1098. 44 Sermo 192. 1. 1. 45 In Evangelium Ioannis tractatus 21, 8. 46 Ennaratio in psalmum 49. 1. 2.  47 Ibid. 146. 5. 11. 48 De praedestinatione Sanctorum 15. 31. 49 Sermo 130. 2. 50 Contra Faustum Manichaeum 19. 11. 51 Ibid. 19. 13. 52 Epistola 54. 1. 53 Ibid. 54 См.: Cutrone Emmanuelle J. Sacraments//Augustine through the Ages: An Encyclopedia. P. 742. 55 Epistola 54. 1.  56 Sermo 272. 1.  57 De civitate Dei 10. 5. 58 Предмет, сущность, суть (лат.). Слово «реальность» от латинского res.  59 In Evangelium Ioannis tractatus 26. 12. 60 Сила, энергия, дарование (лат.). 61 In Evangelium Ioannis tractatus 26. 12. 62 Sermo 57. 7. 63 Sermo 229 A.  64 Ambrosius Mediolanensis. De mysteriis 53//Собрание творений на латинском и русском языках. Т. 1. М.: ПСТГУ, 2012. С. 295. 65 Sermo 227. 1.  66 Sermo 228 b. 2.  67 Sermo 234. 2. 68 De Baptismo contra Donatistas 5. 9. 69 Ennaratio in psalmum 98. 9. 70 In evangelium Ioannis tractatus 80. 3. 71 «Этот хлеб является обычным хлебом только до слов освящения (verba sacramentorum). Как только наступит время освящения (consecra­tio), из хлеба он станет Телом Христовым» (Ambrosius Mediolanensis. De sacramentis 4. 14//Собрание творений на латинском и русском языках. Т. 1. С. 224). 

http://e-vestnik.ru/church/tainstvo_edin...

224 Meyendorff J. Op. cit. P. 102–107. 225 Ibid. P. 81, где приводится рукопись письма Акиндина. 226 Gregoras. Historia. Т. III. P. 324 fi. См. также: Candal Μ. Fuentes palamiticas: Dialogo de Jorge Facrasi//Orientalia Christiana Periodica. XVI (1950). 227 Meyendorff J. Op. cit. P. 111–112. 228 Ibid. Р. 80–86. 229 См. выше, гл. 4. 230 Gregory of Nissa. De Instituto Christiano//PG. T. XLVI. Col. 301. 231 Isaac of Nineveh. Homily XXXV. Греческая версия: Theotoki W. N. O p. cit. P. 229. 232 Palamas. De Hesychastis//PG. T. CL. Col. 1117. 233 Palamas. Defence. I. P. 87–93. 234 Cantacuzenus. Op. cit. 1. P. 544–546. 235 Palamas. Defence. II. P. 407–409, 421–423. 236 Ibid. I. P. 193. 237 Ibid. I. Р. 195. Цитата из Откр. 2, 17. 238 Это обвинение выдвигали и Акиндин, и Никифор Григора. См.: Meyendorff J. Saint Gregoire Palamas. P. 35–37; Jugie Μ. Op. cit. I. P. 431 ff. 239 Из ничего (лат.) 240 См.: Lossky V. Op. cit. P. 67–90. 241 Meyendorff J. Saint Gregoire Palamas. P. 218–219. 242 О взглядах Фомы Аквинского см.: Gilson Ε. The Phylosophy of Saint Thomas Aquinas (trans. E. Bullough), passim. См. также: Sherrard P. Op. cit. P. 145–154. 243 Об Исааке Аргире см.: Beck H. — G. Kirche und theologiche Literatur im Byzantinischen Reich. S. 729–730. 244 О мистическом учении Кавасилы см.: LotBorodin Μ. Un Maitre de la spiritualite Byzantine au XIV е siecle: Nicolas Cabasilas, passim Tatakis B. Op. cit. P. 277–281. 245 О Симеоне Фессалоникийском см.: Jugie Μ. Symeon de Thessalonique//Dictionnaire de theologie catholique. Vol. XIV, 2. Col. 2976–2984; Beck H. — G. Op. cit. P. 952–953; Anagnostes. De Excidio Thessalonicae/Ed. I. Bekker. C. S. Η. B. edition. P. 487–488. 246 О Григории Синаите см.: Tatakis В. Op. cit. Р. 261–263; Lossky V. Op. cit. P. 209–210. 247 Meyendorff J. Saint Gregoire Palamas. P. 70–71. 136. 248 О Киприане Тырновском и Ниле Сорском см.: Иконников В. Культурное значение Византии в русской истории. С. 72—83. 249 «Добротолюбие», составленное Макарием Коринфским и Никодимом Святогорцем, было напечатано в полном русском переводе Феофаном (Затворником), епископом Владимиро–Суздальским. Существует краткая греческая версия: Φιλοκαλα των ιερν Νηπτικν.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

218 Convenissent… episcopi plurimi ex provincia Africa, Numidia, Mauritania cum presbyteris et diaconibus (Sententiae episcoporum//PL 3. 1052 A). 219 Евсевий. Церк. ист. V. 16. 10. 220 Quoniam latus fusa est nostra provincia habet etiam Numidiam et Mauritaniam sibi cohaerentes (Ep. 48 (45). 3). 221 Вопреки Покровскому. С. 613. 222 Monceaux Р. Histoire litteraire de l " Afrique chretienne… Т. II. Р. 61. 223 Sententiae episcoporum. (Не показывают ли слова Киприана, что в Риме отношения иначе?) 224 Ер. 75 (75). 225 Предложение исправлено нами. В машинописи так: «Из письма этого последнего к папе Стефану видно, что последний примыкал к практике Африканской церкви». Но указанное письмо Фирмилиана Кесарийского обращено к Киприану, и Стефан выставлен в нем как непримиримый противник африканской практики и «враг Церкви» (см. также: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. В 4 т. Т. II. М., 1994. С. 386). 226 Omni igitur actu ad me periato placuit contrahi presbyterium (adfuerint etiam episcopi quinque, qui et hodie praesentes fuerunt), ut firmato concilio, quid circa personam eorum observari deberet.consensu omnium statueretur (Ep. 49 (46). 2). 227 Quod erat consequens, omnis hic actus populo fuerat insinuandus, ut et ipsos viderent in ecclesia constituos,quos errantes et palabundos jam diu viderant et dolebant (Ibid.). 228 Ер. 14 (6). 4. 229 Ibid. 230 Ер. 19 (14). 2. 231 Ibid. 232 Ср. Ер. 15 (11). 1, к исповедникам и мученикам: «Когда окончится гонение и мы, соединившись с клиром, станем снова собираться вместе…» 233 Ер. 20 (25). 3. 234 Ер. 34 (33). 3. 235 Письмо, строго говоря, не от клира, а от исповедников: «от пресвитеров Максима и Моисея, дьяконов Никострата и Руфина и прочих исповедников». 236 Ер. 31 (26). 6. 237 Ер. 17 (12). 1. 238 Ibid. 3. 239 Ер. 43 (40). 7. 240 Ер. 55 (52). 6. 241 Ер. 45 (42). 4. 242 Ер. 48 (45). 2. 243 Ер. 55 (52). 6. 244 Legimus litteras tuas, frater carissime, quibus significasti de Victore, quondam presbytero, quod ei antequam poenitentiam plenam egisset, et Domino Deo, in quem deliquerat, satis fecisset, temere Therapius, collega noster, immaturo tempore et praepropera festinatione pacem dederit. Quae res nos satis movit, recessum esse a decreti nostri auctoritate, ut ante legitimum et plenum tempus satisfactionis et sine petitu et conscientia plebis, nulla infirmitate urgente ac necessitate cogente, pax ei concederetur (Ep. 64 (59). 1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

227 Мускул уедет из Аугсбурга лишь после Интерима 1548 г.: сначала в Цюрих, Базель, затем в Берн, где останется до своей смерти в 1563 г. Краткий биографический очерк см: Farmer 1997, 6–7. Биография Мускула подробно изложена в: Dellsperger 1997. 228 Musculus 1540. Исправленные и дополненные переиздания в 1565, 1569, 1571 г. (см. BBV II). Далее цит. по изданию 1540 г. 229 Epistola ad Lectorem, α4u: «Asceticorum uersio quae Ruino datur... est omnium corruptissima». 230 Ibid., α2r: «...nihil aliud fecero, quam si ditissimo solis splendori de paupere lucerna lucis aliquid plane ridiculus adferre coner». 233 Epistola ad Lectorem, α4r: «Caeterum, quod eruditionem seculi huius et eloquentiae splendorem attinet, nemo meum de hoc uiro iudicium elagitet, post expressam Erasmi Rot. uiri doctiss. ac diligentissimi sententiam, quam Epistola Graeco operum Basilii uolumini anno 1532 Basileae excuso praemissa posuit; in qua, uirum hunc Christianum Demosthenem uocat...». 234 Ibid., α2u: «Et in hunc inem arbitror ab illo institutas esse Christianae συνοδας δελφας, et religiosae conuersationis ασκητρια, ut uelut exemplaria recte institutae idelium πολιτεας reliquis ob oculos essent exposita». 235 Ibid., α2u: «...prioris instituti puritas, adulterina quadam mixtura ita corrumpitur, ut neglecta interioris hominis aediicatione, literarumque sacrarum assidua meditatione, pleraque ad externam speciem, seculi plausum aucupantem, et infrugifera quaedam speculamionisque ociosae peruertantur». 236 Ibid., α2u: «Lege autoris huius Ascetica, et uide quam pauca, imo prope nihil ad pietatis σχμα, quam uero omnia ad ipsam pietatem colendam sint instituta, quam ubique e diuinis literis petitae uiuendi formulae, quam crebra, quamque religiosa Seruatoris nostri mentio, quam sedula ad illius imitationem adhortatio». 238 Basil. De an. humil. 31.529.33–41: Λγει δ Απστολος· Ο καυχμενος, ν Κυρ καυχσθω, λγων τι Χριστς μν γενθη σοφα π Θεο, δικαιοσνη τε κα γιασμς κα πολτρωσις· να καθς γγραπται, Ο καυχμενος, ν Κυρ καυχσθω. Ατη γρ δ τελεα κα λκληρος καχησις ν Θε, τε μτε π δικαιοσν τις παρεται τ αυτο, λλ’ γνω μν νδε ντα αυτν δικαιοσνης ληθος, πστει δ μν τ ες Χριστν δεδικαιωμνον. Перевод ТСО: «Апостол же выражается: хваляйся, о Господе да хвалится, говоря, что Христос бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление; да, якоже пишется, хваляйся о Господе да хвалится ( 1Кор.1:30–31 ). Ибо это совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не превозносится своею праведностию, но знает, что он имеет нужду в праведности истинной и оправдан одною верою в Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010